Якопо Робусти Тинторетто (Tintoretto Jacopo) – итальянский живописец один из крупнейших представителей венецианской школы. Период юности и становления Тинторетто в профессии практически не исследован, только в документах 1539 года на него ссылаются как на «мастера Якопо, живописца». Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto 1518 или 1519—1594)— живописец венецианской школы позднего Ренессанса. Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал.
Достоверно известно, что родился он в Венеции и наречен был Якопо Робусти, прозвище же Тинторетто, что в переводе значит «маленький красильщик», досталось ему от отца, красильщика шелка. Великий живописец эпохи позднего Ренессанса Якопо Робусти более известен как Тинторетто (Tintoretto), что в переводе означает «маленький красильщик». О детстве, юности и ученических годах итальянского художника Якопо Тинторетто (настоящее имя Якопо Робусти) сведений практически не сохранилось. Биография Якопо Тинторетто пестрит весьма противоречивыми фактами, а то и вовсе пробелами.
Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе, а также у Тициана. После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко.
В 1576 Тинторетто возвращается к работам в Скуола ди Сан-Рокко и обязуется к празднику святого закончить и принести в дар братству центральную и самую крупную композицию плафона — «Медный змий». Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание. Биографы (Джорджо Вазари, Боргини, Ридольфи) рассказывают о скромном быте Тинторетто, столь не похожем на шумный и пышный образ жизни его старшего современника Тициана или его друга Веронезе. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году.
Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Ни один художник не возвращался так часто к теме Тайной вечери (картины для Сан-Маркуоло, 1547 Сан-Симионе, около 1560 Сан-Тровазо, около 1565 Сан-Поло, 1578 и др. ).
Его дочь, Мариетта Р. (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св. У Якопо фигуры вырастают из пустоты. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение.
Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Тинторетто (настоящее имя – Якопо Робусти) родился 29 сентября 1518 года в Венеции. Талантливый художник упорной трудился до самой смерти.
Вероятно, по этой причине, сам того не желая, Тициан оказал прямое воздействие на ранний этап творчества Тинторетто. Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. В серии из 8 картин в Зале Инфериоре в Скуола ди Сан-Рокко Тинторетто опять находит себя. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Следует отметить, что творческий гений Тинторетто намного сильнее проявляется в авторском эскизе «Рая», чем в необъятной по своим размерам итоговой картине (1588 год). Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте).
Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Эта группа составляет самостоятельную композицию. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана.
В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Особняком в позднем творчестве Тинторетто Якопо стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»).
Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто. Рох во славе» безвозмездно. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Четыре Аллегории, которые представляют венецианских дожей в Зале дель Антиколледжо (закончены в 1577 году) написаны самим Тинторетто. Лучшие портреты Тинторетто.
Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658).
Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Тинторетто Якопо вполне сложившимся мастером. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. Патетическое начало есть и в светотеневых контрастах и в насыщенной яркости, даже некоторой пестроте красок одежд, подчеркнутой ослепительной белизной архитектурного фона и серебристой голубизной неба.
Легкость, с которой художник манипулирует цветом и светом, типична для живописцев венецианской школы. Марком, с выставленным в церкви напоказ холодным, официальным выражением лица. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина «Чудо св.
Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии).
Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. художник пишет внушающие по размеру полотна «Страшный суд» и «Поклонение золотому тельцу». Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, — 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. Марка" завоевало Тинторетто широкую популярность в венецианском обществе.
То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Главная работа Тинторетто – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88) в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений.
В композиции Благовещение чудесное событие совершается в миг драматического напряжения, в без малого натуралистически переданной обстановке. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Братство св.
Марка. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Композиция Св. Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины "Чудо святого Марка" (1548). Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. Отметим, что фантастическое по собственной природе освещение (основная характерная черта стилистики художника) создает, а также подчёркивает пространство, различные внезапные изменения в направлениях перспективы и стилистически органичные формальные искажения. Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение. Падают с ними и поверженные ангелы.
Якопо Робусти - венецианский художник, прозванный Тинторетто, что означает «маленький красильщик» (по профессии его отца) – говаривал часто, что «изучения живописи утомительно и чем больше в него углубляться тем глубже это море». Ридольфи сообщает, что она настояла на том, чтобы Тинторетто одевался согласно моде своего времени.
С этим хочется поспорить. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. Размещение персонажей по кругу ненаглядный прием мастера использовано им и в картине Вакх и Ариадна (1578, Венеция, Дворец дожей), одной из четырех композиций, которые должны были символизировать мудрость венецианских властей. Рох во славе". В 50 – 60-х гг. Первый биограф художника Ридольфи сообщает о детстве художника: «чтобы лучше изучить приемы наложения красок, Тинторетто бегал всюду, где что-нибудь окрашивали и расписывали и часто принимал участие в работах маляров». Своих идеальных вдохновителей и предшественников Тинторетто назвал сам, написав на дверях своей мастерской девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».
Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Царь не решился на убийство дочери, но замуровал подальше от людских глаз, чтобы у нее не могло быть детей. Зрелый период. В 1578-81 художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-84 работает над стенными композициями нижнего зала («История Марии»). Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен.
Более вероятна — психологическая несовместимость художников. При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией.
Такое прозвище он получил, вероятно, в связи с тем, что с раннего возраста помогал малярам в их работе, а еще очень любил рисовать углем и папиными красками на стенах домов. В 1578-1581 годы художник выполняет 10 композиций в верхнем зале, в 1582-1584 годах работает над стенными композициями нижнего зала ("История Марии"). Библейское повествование о нескромных старцах, подглядывавших за купающейся Сусанной, предстает здесь как волшебная феерия света источником которого кажется прекрасное обнаженное тело сидящей у воды женщины. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе.
Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. То же самое можно сказать и про две другие картины с похожим сюжетом: «Обнаружение тела святого Марка» и «Спасение сарацина».
Сыну при рождении дал имя Якопо. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей. Роха («Распятие», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во дворце дожей, в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников», «Венеция, богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
"Чудо св. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении. Так сбылось предсказание оракула. Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Необходимо сказать, что, создавая зрелищные композиционные эффекты, Тинторетто проводил эксперименты с макетами и восковыми фигурами (Ридольфи 1648).
Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Драматическое напряжение нарастает от краев к середине зала, где центр плафона занимает огромная композиция «Медный змий», обрамленная двумя пророческими видениями — «Лестницей Иакова» и «Видением Иезекииля», а на противоположных стенах друг другу соответствуют наиболее насыщенные светом образы «Воскресения» и «Вознесения». Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа.
Главная его работа — цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565—88), в которой Тинторетто Якопо дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка». Первые самостоятельные произведения Тинторетто (начиная с 1539, две мифологические картины для плафона, выполненные по заказу Аретино в 1545, «Тайная вечеря» для Сан-Маркуола, 1547) обнаруживают связь молодого мастера с классическими традициями венецианской живописи — отчасти с Тицианом, в большей мере с Парисом Бордоне и Бонифачио Веронезе. Рох в госпитале». Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Недаром он сам говорил, что «не должно удаляться с пути знаменитых мастеров».
Глаза самых поздних портретов (например, «Автопортрет», Лувр) Тинторетто почти всегда смотрят на зрителя, но его не видят, так как обращены в себя, в свой внутренний мир, причем эта замкнутость, уход в себя всегда окрашивается оттенком меланхолии или недоуменного вопроса. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке.
Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Марка, 1548, Галерея Академии, Венеция). За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева).
Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Не так давно специалистами мадридского музея Прадо были найдены документы, в которых значится настоящая фамилия семьи художника – Комин (так на местном наречии называют пряность тмин). Тинторетто – уроженец Венеции. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. Он пользуется светом изображая сверкающую наготу юных женских тел.
Этим он надолго закрепил за Тинторетто славу поверхностного и нестарательного художника. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон.
Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). От этого союза у Данаи родился Персей, диск которого на спортивных состязаниях случайно попал в голову деда и убил его. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей.
Это произведение «Битва при Заре» (ок. «Тайная вечеря» (церковь Сан-Джорджо Маджоре) стала последним шедевром поэтического гения Тинторетто. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) было одним из самых влиятельных в Венеции и ставило своей задачей помощь бедным и больным.
Явно в нем можно насчитать пять горизонтальных ярусов: снизу-вверх – от темного к светлому. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Тинторетто Якопо («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592—94). Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века.
Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы. Кроме того, Тинторетто пишет огромное количество портретов. Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей.
Марк спускается с неба и молот чудесным образом ломается на глазах у изумленных палача и судьи. Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Страсть к работе была такой яростной, что он мало обращал внимание на величину вознаграждения, лишь бы получить новые заказы. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св.
С 1539 работал самостоятельно. Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. Он воспарил над всеми и на просто благословляет архангела Михаила на битву, но и сам деятельно помогает ее исходу. "Распятие" – это действительно целый мир. В картине Бегство в Египет действо происходит на фоне пышной растительности Иосиф пригибает голову осла, чтобы Богоматерь могла выйти и передохнуть.
К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Наследие мастера огромно.
Общий запас лексики (от греч. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана.
В 1576 году Тинторетто начинает второй ряд панно для Большого Зала в Скуола ди Сан-Рокко (закончен в 1588 году «Медный змей», «Манна небесная» и прочие библейские сцены – на плафоне а также «Сцены из жизни Христа» – на церковных стенах). В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины. В его ранних картинах сияют и золотятся краски. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. "Живопись Тинторетто изумительна.
Заканчивается цикл картиной «Встреча Марии с Елизаветой» (1588) на главной лестнице. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Как и в жизни, в нем все неожиданно и вместе с тем необходимо и значительно.
В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Фигура св. Именно эти же черты характерны и работе по украшению Дворца дожей. Художник написал первые панно в Зале дель Альберго.
Над дверью его мастерской красовались слова: Рисунок Микеланджело, краски – Тициана. Он даже написал в видном месте на стене у себя в мастерской девиз своего искусства: «il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano». В 1548 по заказу Скуола ди Сан-Марко была написана картина «Чудо св. Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев.
Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера). Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения».
Роха. Тинторетто (Tintoretto собств. Якопо Робусти, как звали художника на самом деле, родился около 1519 года. Они абсолютно бездейственны, а в поздние годы — как бы бестелесны.
Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). В том же году художник становится членом братства. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. «Чудо св.
Эти сюжеты пронизаны героическим порывом, они словно выходят за рамки человеческого и соотносятся с собственным «историческим» подтекстом. В «Похищение святого Марка» (1562-1566) Тинторетто воплощает сцену похищения венецианцами мощей святого покровителя Венеции из Александрии. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко.
Размашиста и могуча кисть Тинторетто. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков (Чудо св. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Тинторетто Якопо уже в ранних работах («Рождение Иоанна Крестителя», конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Тинторетто уделял также много внимания портрету.
В 1562 художник создал ещё три картины для Скуола ди Сан Марко. Отец и дал Якопо прозвище Тинторетто, что означает «маленький красильщик». Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. В картине Происхождение Млечного Пути (Лондон, Национальная галерея), созданной следом 1570, он использовал космогоническую легенду как предлог для изображения контраста нежной мягкой плоти и тяжелых одежд.
Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Особое внимание он уделял здесь изображению народа («Поклонение пастухов», «Крещение» и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений («Бегство в Египет» и др. ). На потолке верхнего зала сосредоточены события Ветхого Завета, стены отведены эпизодам Нового Завета, причем художник распределяет отдельные события не в исторической последовательности, а по тематическим центрам, подчеркнутым тремя большими композициями на плафоне: живая вода — «Моисей источающий воду из скалы», хлеб насущный — «Сбор манны», сила духа, преодолевающая болезни и смерть, — «Медный змий».
Это одно из ранних произведений Тинторетто. В 1518 году в Венеции, в семье красильщика тканей Джованни Робусти (tintoretto означает «маленький красильщик»), родился сын Якопо. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто.
1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св. В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. Но картины его, даже огромные, кажутся эскизами ибо стремление выразить как можно больше, проявляя при этом неиссякаемое дерзание, вредило завершенности образов.
В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом. Композиция Св. Св. Художник родился в Венеции в 1518 году, хотя во многих документах называется дата 1512 г. Свое прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore).
О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна. Исполненный в темных, почти черных тонах, он поражает внутренней силой и духовностью. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто. Брат художницы, Доменико Робусти (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист. Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто.
Один из выдающихся образцов этого жара его «Автопортрет», где Тинторетто написал себя уже стариком. Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. Роха большой цикл картин, представляющий собой один из самых величественных художественных комплексов в истории мировой живописи. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца.
Она буквально пронизана глубочайшим религиозным чувством, а также народной сочностью, проявляемой в обычных натуралистичных наблюдениях (в случае если рассматривать искусство данного художника с социологической стороны, то такие черты можно заметить и в прочих его творениях). Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается чувство хаоса морского шторма.
Известный своим бескорыстием, он неоднократно предлагал свои услуги государству и Церкви с единственным условием, чтобы ему были оплачены холст и краски: грандиозный цикл в Скуола ди Сан-Рокко (Венеция) был выполнен им единолично за ничтожную плату — ежегодную ренту в 100 дукатов. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции. Те кто относится к Тициану не слишком доброжелательно, настаивают на версии зависти признанного мастера к юному гению.
Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Даная посвятила себя Зевсу. Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. В 1553 году его пригласили принять участие в украшении Дворца дожей, административного центра города и это приглашение явилось знаком всеобщего признания. Как портретист, Якопо является предшественником придворных художников следующего столетия.
И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Примерно в 1560-е годы Тинторетто достигает полноценной творческой зрелости и начинает довольно смелые и всегда неожиданные художественные поиски.
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана.
Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. Речь идет о картине Поклонение Золотому тельцу, написанной для церкви Санта-Мариа-дель-Орто. В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Мастер выбирает форму поколенного портрета. Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто.
Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины. Заказчиками мастера часто были религиозные и филантропические братства. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху».
К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Художник-венецианец Тинторетто вышел из мастерской Тициана. Немного схоже с дантовскими кругами. С 1539 работал самостоятельно. Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. В 50-60-х гг.
Среди них он особенно высоко ставил Микеланджело в рисунке и Тициана в колорите. В картине Бегство в Египет действие происходит на фоне пышной растительности Иосиф пригибает голову осла, чтобы Богоматерь могла сойти и отдохнуть. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Центром второй части является св. Тинторетто Якопо немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. Но даже такие позы у Тинторетто говорят.
Вместе со своей обширной семьей Тинторетто занимал скромное жилище близ церкви Санта-Мария дель Орто (Венеция), которую он сам расписал и где впоследствии был похоронен. Марка» (в настоящее время в Венецианской Академии). «поэзий». Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого.
В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Был сыном красильщика шелка, отсюда прозвище «Тинторетто» (маленький красильщик).
Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Для самого же Тинторетто Тициан был воплощением «золотого века» венецианской живописи, вершиной ее славы и великолепия, в ранний период его творчества искусство великого венецианца оказало на него самое прямое и сильное воздействие. Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину "Св. Отметим, что в этом аспекте картина «Тайная вечеря» более лирична по своей сути.
На полотне Обретение тела св. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. Но линия такой толщины уже не линия.
В «Поклонении золотому тельцу» будто произвольными мазками художник наметил акценты – яркое платье девушки, такого же цвета одеяние мужчины сзади тельца и при этом часть персонажей оставил прозрачными, как если бы они были духами. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну.
Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Художник освежает технику световых эффектов, а также толкует «Сцены из жизни Марии» в стиле утонченного экспрессионизма. Он был сыном красильщика шелка.
Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св.
Композиция Св. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. Большинство апостолов – в профиль. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Живописное наследие Тинторетто огромно. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками.
Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94). В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ.
Примерно в эти же года художник пишет створки органа для этой же церкви. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Марк появляется над своими мощами, чтобы сориентировать местоположение их погребения. Даже подлинное имя этого художника долго оставалось загадкой. Написанная около 1552 года для храма Санта Мария дель Орто картина «Введение во храм» поражает глубиной и аллегоричностью образов, подчеркнутых с помощью необычной динамичной композиции и умелого расположения света: с одной стороны лестницы – затемненные нищие, с другой – женщины и дети, ярко освещенные.
От Боскини осталось описание творческого метода мастера. Роха во славе. Все они – должностные лица, члены венецианской иерархии.
Именно с нее началось признание Тинторетто. Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко.
У кого Якопо учился дальше не известно. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Всем портретам Тинторетто присуще благородство, серьезность, аристократизм («Мужской портрет с золотой цепью», Прадо, Мадрид), они далеки от всего обыденного в них нет ничего случайного и мимолетного, но наряду с полной физической пассивностью, особенно в поздних портретах им присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения («Альвизе Корнаро», Галерея Питти, Флоренция «Себастьяно Вениер», Художественно-исторический музей, Вена). Любимов).
Рох в госпитале". В картине представлен драматичный миг, когда палач собирается хлопнуть раба молотом. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко.
С художниками барокко его связывают живописный пафос и «бесконечность» пространственных построений. Т. е, это уже опосредованная информация.
Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город. Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством. Венецианские скуолы были весьма влиятельными религиозно-филантропическими объединениями граждан Венеции — от патрициев до рабочих на верфях арсенала — и играли большую роль в консолидации венецианского общества. У Тициана на портретах детали указывают на среду, в которой живут эти люди. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав.
К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св. Марк спускается с неба и молот чудесным образом ломается на глазах у изумленных палача и судьи.
Замкнутые, холодные официальные лица, фигуры, окутанные отороченной горностаем мантиями. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). «Чудо св. Лексический запас регулярно пополняют новые определения.
На картине изображен момент, когда св. Тициан и Тинторетто были почти современниками, но между ними лежит целый мир. Однако именно Тинторетто, в отличие от всей предшествующей практики венецианской живописи, чрезвычайно большое значение придавал рисунку.
В том же году художник становится членом братства. Этот период успело застать поколение ваших родителей. Но силу эмоций, пульсирующую и в каждой детали и в общем замысле, в его воплощении, признавали все. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Работы пятидесятых годов отражают широту взглядов художника. Для той же церкви в 1562-1564 гг. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне.
Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили корпус св. Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). Именно все вышеуказанные черты присущи картинам: «Тайная вечеря», «Чудо святого Марка», которые были написаны в 1548 году для Скуола Гранде ди Сан-Марко.
Полотно было заказано Братством св. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. По желанию св.
Все персонажи находятся в зоне освещенности. Художник применил стиль изображения, подчеркивающий их красоту, силу и благородство. Заканчивается цикл картиной "Встреча Марии с Елизаветой" (1588) на главной лестнице". Школы существовали на добровольные пожертвования. Марка. Данные произведения взывают к эмоциям и чувствам зрителя и как бы приглашают его к своеобразному диалогу («Страсти Христовы», «Распятие» и «Христос перед Пилатом»).
Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Тинторетто Якопо (Tintoretto собственно Робусти, Robusti) (1518-1594) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения.
Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма. Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. В построении композиции мастер использует свойственное ему деление полотна на зоны – в данном случае, как и в Юдифи и Олоферне, наклонной осью является фигура спящей на небесном ложе Геры. Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости.
Он ведет беседу со своими учениками. Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Рох во славе».
Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Картину «Чудо Св.
Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. Художника привлекают колоссальные фигуры и сложные движения. Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. 1550 — 1635 гг. ).
Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. С детства Якопо постоянно рисовал, где только было возможно (чаще всего – на стене родительского дома) и всем, что попадалось под руку: печным углем, мелом, красками отца, который был мастером по росписи шелка. Жизнь стремительно меняется. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок.
Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Именно это эмилианское влияние, которое проявилось в картине «Христос среди книжников», в конце пятидесятых годов шестнадцатого столетия уступает влиянию искусства Микеланджело, влиянию настолько сильному, что даже была выдвинута гипотеза о поездке Тинторетто в Рим примерно в эти года. Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит. Картина выполнена в лучших традициях Возрождения. Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца.
Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Данный жанр был органичен для художника-визионера, который мог охватить основные черты грубой реальности. Возможно, девушка, мужчина и собака путешествуют вместе и зарабатываю на кусок хлеба музыкой.
Биографы рассказывают о скромном быте Тинторетто. О предках художника почти ничего не известно. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции. Возможно и сам Тинторетто, приступивший к работе в Скуола ди Сан Рокко через год после смерти Микеланджело, ощущал себя его преемником.
Фигура св. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника.
Тинторетто был не только автором интерпретаций христианской истории, но и декоратором. Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Представитель венецианской школы. Иисус повернут к зрителю лицом. Испытал влияние Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. В 15651588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа.
Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается. В это же время Тинторетто создаёт грандиозные работы «Поклонение золотому тельцу», а также «Страшный суд» в апсиде церкви Санта-Мария дель Орто. В 50—60-х гг.
В 1550-1553 годах он создает библейский цикл "Адам и Ева" для Скуола делла Тринита. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Но данное путешествие не было подтверждено документально, поскольку творчество Микеланджело было хорошо известно в Венеции того времени за счет рисунков и гравюр (интересный факт, что позже Тинторетто соберет свою коллекцию слепков с различных произведений Микеланджело). На полотне Обретение тела св. Картина подвела своеобразный итог исканий молодого мастера. Одновременно с работами в Скуола ди СанРокко Тинторетто создает целый комплекс других картин, которые равны по исполнению и обладают идентичной эмоциональной силой, световыми эффектами, а также драматизмом действия («Тайная вечеря» церкви Сан-Паоло). С этого момента начинается все более тесное сближение мастера с братством, членом которого он становится в 1564, а в 1565 пишет первую картину для братства — «Распятие», одно из самых больших в мире живописных полотен.
Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). То же чувство ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь.
Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Тинторетто (Tintoretto собств. Он написал для Братства св. Но к ней следует относиться осторожно. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера.
Имена учителей Тинторетто не подтверждены документально. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками. В 1565 году он пишет новую картину для братства – "Распятие", самое большое в мире живописное полотно (7x22 метра). Удивительно, но фигуры «Марии Магдалины», а также «Святой Марии Египетской» становятся практически невесомыми за счет неожиданных отблесков света, почти сверхъестественного сияния, а также пылающих лучей, оживляющих прекрасно вибрирующие пейзажи. Св. Жизнь Тинторетто полна тайн.
Отсюда и его прозвище Тинторетто – "маленький красильщик". Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция). Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство. Распространенный сюжет из Библии.
В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Известно также, что художник подробно изучал анатомию.
В этих же годах он опять работает в Скуола Гранде ди Сан-Марко, где пишет три картины. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает. 1585). Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению.
Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Тинторетто Якопо делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Тинторетто изображает только одних дожей, сенаторов и прокураторов св. Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны.