Понтормо, ЯКОПО ДА (Pontormo, Iacopo da) (наст. Понтормо (настоящее имя Якопо Каруччи Jacopo Carucci 24 мая 1494, Понтормо, ныне пригород Эмполи – 2 января 1557, Флоренция) – итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма. Понтормо (настоящее имя Якопо Каруччи Jacopo Carucci 24 мая 1494, Понтормо, ныне пригород Эмполи— 2 января 1557, Флоренция)— итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма. Якопо Каруччи, прозванный Понтормо по месту своего рождения, был сыном провинциального художника.
Понтормо (Pontormo собственно Якопо Карруччи, Carrucci) итальянский живописец. Итальянский живописец Якопо Понтормо (настоящее имя – Якопо Карруччи) родился в городе Понтормо (Тоскана). Понтормо Якопо (настоящее имя Якопо Каруччи Jacopo Carucci 24 мая 1494, Понтормо, ныне пригород Эмполи — 2 января 1557, Флоренция) — итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников маньеризма. Понтормо, ЯКОПО ДА (Pontormo, Iacopo da) (наст.
Ипполитов А. В. Якопо да Понтормо. 55 Работа была начата в 1546 г. и закончена Бронзино в 1558 г. Все фрески, за исключением одной, выполненной Бронзино, были уничтожены в 1838 г. Итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы Якопо Понтормо (настоящее имя Якопо Каруччи) родился в городке Понтормо (Тоскана).
Лавр являлся геральдическим растением Медичи: он растет из срубленного ствола и дети, повисшиена его ветках, молят богов защитить его побеги. 1535—1536) и Карреджи (1537—1543) и фрески хора флорентийской церкви Сан Лоренцо (1546—1556) — не сохранилась.
И вот Якопо, принявшись за это дело и работая не только из жажды славы и почестей, но и для заработка, написал Посещение Богоматери Елизаветой в манере несколько более воздушной и живой, чем он до этого обычно делал, что бесконечно повысило качество этой вещи, помимо прочих бесконечных ее красот (16). Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами. Августин в епископском облачении, который, левой рукой опершись на посох, пребывает в состоянии поистине скорбном, погрузившись в созерцание смерти Искупителя (21).
На одном из этих картонов, большая часть которых ныне находится в доме у Лодовико Каппони изображен Геркулес, душащий Антея, на другом — Венера и Адонис, а еще на одном листе — история изображающая, как обнаженные фигуры играют в мяч (42). Действие разыгрывается в очень неглубоком пространстве, ограниченном низким каменным парапетом, на котором в непринужденных позах сидят прекрасный обнаженный юноша и нарядная дама в красно-розовом платье, сгибающие тонкие ветки лавра, ствол которого как бы «скрыт» прорезающим стену огромным окном. Между тем синьор Альфонсо Давалос, маркиз дель Гуасто, получив от Микеланджело Буонарроти через посредство брата Никколо делла Манья картон с изображением Христа, являющегося Магдалине в саду, сделал все возможное, добиваясь от Понтормо, чтобы тот по этому картону написал для него картину, посколько Буонарроти говорил ему, что никто лучше Понтормо не сможет ему в этом деле угодить (43).
Добиться же этого ему было нетрудно он получал за это ежемесячно по восьми скудо от его превосходительства, которого он сразу же там и изобразил, притом молодым, каким он в то время был, а также его матушку синьору донну Марию (51). Иосифом и Иоанном Крестителем», 1520е, Эрмитаж, СанктПетербург). На той стене капеллы, где окно, написаны им фреской две фигуры, а именно с одной стороны от окна — Богородица, с другой — Ангел благовещения, но обе они настолько вывороченные, что становится понятным, что странная исступленность этих мозгов никогда и ни в чем, как я уже говорил, не находила себе удовлетворения. Для монастырской же гостиницы он, нисколько не напрягая и не насилуя своей натуры, написал маслом на большом холсте и в натуральную величину Христа, сидящего за столом вместе с Клеофой и Лукой (30), а так как он в этой вещи следовал исключительно своему гению, она и получилась у него поистине чудесной, в особенности же потому, что среди прислужников при этой трапезе он написал портреты некоторых послушников, которых знавал и я из числа тамошних монахов и портреты эти таковы, что по своей непосредственности более живых и быть не может. По значительности и загадочности LAlabardiere вполне сопоставим с образом Бамбергского всадника, амплитуда колебаний в идентификации которого также невероятно обширна – от императора Фридриха II Штауфена до «сидящего на белом коне» из Апокалипсиса, чье имя Верный и Истинный.
Мастер флорентийской школы. Понтормо отказывается от глубинного пространства и создает плоскостную композицию, где все подчинено экспрессивному линейному ритму и резким красочным контрастам («Христос в Эммаусе», 1525, галерея Уффици, Флоренция «Положение во гроб», ок. Каруччи Якопо, прозванный Понтормо (1494—1556), — последний крупный художник флорентинского Ренессанса, родом из местечка Понтормо, близ Эмполи, сын ученика Гирландайо, живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи (работы которого неизвестны) учился у Леонардо да Винчи, Мариотто Альбертинелли, Пьеро ди Козимо (короткое время), фра Бартоломео и, наконец, в 1512 г. у Андреа дель Сарто, с которым работал совместно и который оказал наибольшее влияние на ранний период его творчества. И тогда, построив перегородку, замкнувшую эту капеллу на целых три года, Якопо приступил к работе (32).
Иосифом и Иоанном Крестителем», 1520е, Эрмитаж, СанктПетербург). Однако властвует в этой картине страшное, безусловное, сокрушающее горе.
Жил и работал во Флоренции и окрестностях с 1507 г. в конце 30-х гг. После того как герцог Алессандро закончил частичную перестройку виллы Кареджи, в свое время сооруженной Козимо Старшим деи Медичи в двух милях от Флоренции, а также украшения фонтана и лабиринт, закрученный посреди открытого дворика, на который выходят две лоджии, его превосходительство распорядился поручить роспись этих лоджий Якопо, а также дать ему кого-нибудь в напарники, чтобы он скорее ее закончил и чтобы общение с товарищем, поддерживая в нем бодрость духа, заставило его работать, не вдаваясь в излишние размышления и не ломая себе голову. С 1512 года Понтормо работал в мастерской Андреа дель Сарто. 1527—1528) в Лувре «Мадонна с младенцем и св.
Прародители или, попросту говоря, предки Бартоломео ди Якопо ди Мартино, отца Якопо из Понтормо, жизнеописание которого мы сейчас пишем, происходили, как зтверждают некоторые из Анчизы (1), местечка в верхнем Вальдарно, весьма прославившегося тем, что оно было родиной также и прародителей мессера Франческо Петрарки. Не менее прекрасен и св. Августина и св. Первое его значительное произведение — фреска Встреча Марии и Елизаветы (1515—1516, Флоренция, церковь Сантиссима Аннуанциата) — органично вписывается в стиль флорентийского Высокого Возрождения, разработанный фра Бартоломмео и А. дель Сарто, с его гармоническим строем, широтой и плавностью ритма, живописной мягкостью и обобщенностью светотеневой лепки, пластической красотой поз и жестов. И вот сообщество Алмаза было поручено мессеру Андреа Дацци, который в это время преподавал греческую и латинскую словесность во Флорентинском университете, с тем чтобы он обдумал композицию триумфа.
чП ЖТЕУЛБИ УП уФТБУФСНЙ иТЙУФПЧЩНЙ Ч ЮЕТФПЪЕ (ЛБТФЕЪЙБОУЛПН НПОБУФЩТЕ) чБМШ ДьНБ Ч зБМХГГП (1523-1527) ПЮЕЧЙДОП ЧМЙСОЙЕ уЕЧЕТОПЗП чПЪТПЦДЕОЙС (ЗТБЧАТ б. дАТЕТБ). хЮЙМУС Ч ПУОПЧОПН Ч НБУФЕТУЛПК бОДТЕБ ДЕМШ уБТФП (У 1512) – ЧНЕУФЕ У тПУУП жШПТЕОФЙОП, У ЛПФПТЩН УПФТХДОЙЮБМ Ч ТБООЙК РЕТЙПД. Большое место в работах Понтормо занимают трагические образы, которые наглядно проявлены в церковных росписях и картинах. Например, «Препод завалил на зачёте пол курса», — это многозначная двусмысленная фраза.
Анну, св. Во главе второго шествия, шедшего под девизом и знаменем «Пня», значился синьор Лоренцо, сын Пьеро деи Медичи, чьей эмблемой был пень, вернее, сухой ствол лаврового дерева, на котором снова зеленеют листы, давая этим понять, что имя его деда всегда свежо и всегда обновляется. Художнику удается связать в один удивительный ритм мотив парапета, растущего над ним дерева и фигуры людей удачно расположив фигуры людей на разной высоте, но в одной плоскости.
Боргини упоминается в дневниках Понтормо в 1552 году он стал одним из важных чинов в администрации Воспитательного дома. Художник выполнил здесь только одну фреску — украсившую один из люнетов композицию «Вертумн и Помона» (Аллегория Осени, 1520—1521, Флоренция, Поджо а Кайяно, вилла Медичи). Причудливость живописного языка не противоречит натурности в изображении некоторых персонажей, например монахов, показанных на заднем плане и апостолов, представленных простолюдинами и обыкновенными набожными людьми. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Как и Пармиджанино, Понтормо стремился противопоставить эстетическим нормам Высокого Возрождения более сложное и подчеркнуто личное, с оттенком самовыражения, восприятие мира, противопоставить ренессансному принципу «подражания природе» некую «манеру». Он написал Мадонну, которую герцог подарил синьору дон.
Действие разыгрывается в очень неглубоком пространстве, ограниченном низким каменным парапетом, на котором в непринужденных позах сидят прекрасный обнаженный юноша и нарядная дама в красно-розовом платье, сгибающие тонкие ветки лавра, ствол которого как бы «скрыт» прорезающим стену огромным окном. Учился у М. Альбертинелли и А. дель Сарто. Однако это отнюдь не сделало его высокомерным.
И в то же время Понтормо принадлежит к тем представителям итальянской интеллигенции, которые необычайно остро ощутили драматическую сложность коллизий современной им действительности. Аллегория Осени — не только самая гармоничная и полная высокой поэзии работа Понтормо. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. Вы судите дерево по его плодам.
Избавленные от тяжелой роли ренессансного. Женщина эта, заступаясь перед мужем за Христа, созерцает его лик с жалостливым удивлением. В числе рельефных фигур особых похвал заслужили фигуры четырех главных Добродетелей. Когда же Андреа в это время закончил образ Благовещения для церкви братьев ордена Сан Галло, ныне разрушенной, как о том уже говорилось в его жизнеописании, он поручил написать маслом пределлу этого образа Якопо, который изобразил на ней мертвого Христа с двумя ангелочками, освещающими его факелами и его оплакивающими, а по сторонам в двух тондо — двух пророков, которые были выполнены им с такой сноровкой, что кажутся написанными не юношей, а опытным мастером (6).
Франциск — как живой. Для Боргини, Веттори и других флорентинцев, сочувствующих республике, но примирившихся с Медичи, аллюзии на политическую ситуацию во Флоренции «Мучения одиннадцати тысяч» были ясны, как день. Правда, после этого она, уж не знаю почему, оставалась в руках Понтормо. Таков Портрет юноши (1520-е, Лукка, Национальный музей виллы Гуиниджи), в котором эффектный разворот расширенной покроем одежды фигуры изысканные серебристо-розовые тона этого нарядного одеяния подчеркивают и нежность юного лица и скрытую напряженность его выражения.
А так как умерли и Франчабиджо и Андреа дель Сарто, его целиком поручили Понтормо, который, построив леса и перегородки, начал делать картоны, но пустившись во всякие измышления и соображения, он к самой росписи так и не приступил. Мало того, сам герцог, вызвав к себе Якопо, попросил его сдать эту работу в первую очередь и как только он ее закончит. Анны у ворот Сан Фриано и изображающем Богородицу с младенцем на руках, а за ней св.
Общий запас лексики (от греч. Помимо прекраснейших голов, ничего не может быть чудесней фигуры самого Лазаря, который, возвращаясь к жизни, снова обретает ее дыхание в своей мертвой плоти, хотя глаза его еще окружены тлением, а окончания ног и рук, куда жизненные духи не проникли, еще совсем мертвы. Итак, первая вещь, сделанная Якопо в указанное время, было крохотное Благовещение, написанное им для одного приятеля, который был портным (3). Примерно в это же время Джованмария Бенинтенди, который украсил одну из своих проходных комнат множеством картин, написанных разными опытными мастерами и которого после того, что Якопо Понтормо сделал для Боргерини, подзадоривали бесконечные восхваления, раздававшиеся в пользу этого художника, заказал ему для себя картину с изображением По-клонения волхвов, посетивших Христа в Вифлееме (25). Его первая значительная работа — монументальная фресковая композиция «Встреча Марии и Елизаветы» (1515—1516, Флоренция, церковь Сантиссима Аннунциата) — выдает влияние величественного стиля его учителя Андреа дель Сарто. В этот период художник выполнил и несколько композиций по картонам Микеланджело (к числу этих большей частью не сохранившихся работ относится Венера и Купидон, галерея Академии, Флоренция) воздействие великого мастера сказалось и в самостоятельных вещах Понтормо (10000 мучеников или Мученичество святого Маврикия и его воинов, 15291530, галерея Питти, Флоренция).
Он учился у Пьеро ди Козимо и Андреа дель Сарто. Представитель флорентийской школы. Я всегда считал, что после этого произведения, а не до него, были им для Бартоломео Ланфредини, на берегу Арно между мостами Санта Тринита и Ла Каррайа, в одном коридоре над дверью, написаны фреской два красивейших путта, поддерживающих изображение какого-то герба (18), однако после того как Бронзино, которому, надо полагать, хорошо известна правда об этих вещах, утверждает, что это одна из первых вещей, написанных Якопо, нельзя не верить, что дело обстоит именно так и тем более следует хвалить за это Понтормо, так как эти путты настолько прекрасны, что их ни с чем не сравнишь и так как они были чуть ли не первым его произведением. Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525, Уффици, Флоренция Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург Встреча Марии и Елизаветы, церковь Сан Микеле, Карминьято, 15281530 в особенности знаменитое, «странное и новое» по манере (Вазари) Положение во гроб, 15261528, церковь Санта Феличита, Флоренция) – с их нервными колористическими и световыми всплесками и контрастами, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки. В сотрудничестве с другими художниками Якопо выполнил множество работ по заказу, как общественных институтов, так и частных лиц: например, для зала приемов виллы Медичи в Поджо а Кайано он написал люнетную композицию «Вертумн и Помона» (1520-1521).
Климента на Виа ди Сан Галло. У Понтормо «манера» не порождает столь же четкой и определенной совокупности стилистических приемов, как у Пармиджанино. Но некоторые утверждают, будто главной причиной всего этого было то, что сам Беттино запросил слишком дорого. Первая, влекомая парой волов, одетых травой, представляла век Сатурна и Януса, так называемый Золотой век, а на верху ее стоял Сатурн с косой и Янус двуликий с ключами храма Мира в руке, у ног же их лежала связанная Ярость и все это — в окружении бесчисленного множества имеющих отношение к Сатурну предметов, разноцветных и прекраснейшим образом выполненных гением Понтормо. Позднее большое влияние на его творчество оказало знакомство с гравюрами Дюрера.
Предполагаемый портрет Карло Нерони очень эффектен, но принадлежность портрета кисти Понтормо и идентификация персонажа (основанная на том, что он одет в черный кафтан, в этом видят отсылку к фамилии Нерони) более чем сомнительны. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. В сотрудничестве с другими художниками Якопо выполнил множество работ по заказу, как общественных институтов, так и частных лиц: например, для зала приемов виллы Медичи в Поджо а Кайано он написал люнетную композицию «Вертумн и Помона» (1520-1521). местах. 1538, Карминьяно, приходская церковь) и др.
Лучией, а с другой — двумя другими коленопреклоненными святыми, в полутондо же этой капеллы — Бога Отца, окруженного несколькими серафимами (13). О полном и абсолютном владении мастером самыми передовыми приемами тогдашнего искусства свидетельствует фреска на вилле Медичи в Поджо-а-Кайяно, созданная Понтормо в 1519-1520 годах. Главные работы: герб папы Льва X с двумя аллегорическими фигурами на фасаде флорентинской церкви Сантиссима Аннунциата (плохо сохранившаяся работа 1513— 1514 гг. ) «Богоматерь со святыми» (того же времени, теперь в той же церкви) фреска «Посещение Марией Елизаветы» (1514—1516, в той же церкви) «Вероника» (1515) — люнета во флорентинской церкви Санта Мариа Новелла «Св.
Однако это отнюдь не сделало его высокомерным. nbsp nbsp Выражена стихия Земли. Композицию дополняют два сидящих на парапете ребенка-путти.
Когда же после этого синьор герцог выписал во Флоренцию мастера Джованни Россо и мастера Никколо Фламандца (52), отличнейших мастеров шпалеры, чтобы флорентинцы занялись и овладели этим искусством, он приказал выткать из золота и шелка ковры на сумму в пятьдесят тысяч скудо для Залы Двухсот и заказать Якопо и Бронзино картоны с историями из жизни Иосифа.
Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д. рПОФПТНП сЛПРП ДБ (Pontormo, Iacopo da) (ОБУФ. Среди всех этих фигур Понтормо изобразил внизу на каких-то ступеньках своего ученика Бронзино, который в то время был еще мальчиком и который держит корзину, — фигура удивительно живая и красивая. После смерти Понтормо в 1557 г. эти фресковые росписи закончил Бронзино (утрачены). Сегодня исследователи стараются трактовать слова Вазари как сообщение о самостоятельном портрете (тем более, что фигурки в картине столь мелки, что там никакого Нерони не разглядишь) и пытаются связать с ним портрет из частной английской коллекции, недавно с помпой выставленный в Лондонской Национальной галерее.
Сейчас подавляющее большинство исследователей приписывают эту версию молодому Бронзино. Вернемся, однако, к его текущим работам. Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (15191521). Связанное с классикой Высокого Ренессанса, оно по сути своей антиклассично – за неимением более подходящего термина его называют «ранним тосканским маньеризмом».
Еще вариант: «Флагманский смартфон Samsung стал лидером продаж в России». Медичийская пропаганда устами придворных историков раздула значение победы при Монтемурло, в сущности эпизодической, как одной из важнейших в истории Флоренции (впрочем, республиканцы делали то же самое – достаточно вспомнить микеланджеловскую Кашину). Если ранние произведения Понтормо (фреска «Посещение Марией Елизаветы», 1514-1516 годы, двор церкви Сантиссима-Аннунциата, Флоренция) близки искусству мастеров Высокого Возрождения (например, А. дель Сарто, с которым Понтормо сотрудничал около 1512 года), то в 1520-е годы он становится одним из основоположников маньеризма.
Канцона начиналась словами: «Летят года». Блестящий рисовальщик, Понтормо оставил значительное графическое наследие. В 1512 г. вместе с Россо он расписал для церкви Сан Галло пределлу «Благовещения» Андреа дель Сарто. В то же время традиционное для Андреа дель Сарто спокойствие у Понтормо уступает место более ярко выраженному эмоциональному началу.
Затем в один прекрасный день пригласил своего учителя Андреа дель Сарто на них взглянуть. Они положены крупными пятнами и создают мистическое освещение. Понтормо очень точно передал жесты и позы персонажей их идеальные фигуры.
Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 1546–1556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам. Вот таким образом и неудивительно, если это — самый лучший образ из всех когда-либо созданных этим редкостнейшим живописцем. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Образы, представленные на портретах Понтормо, выполненных уже зрелым мастером, поражают своей нервной утонченностью («Портрет юноши», ок.
Лаврентия на жаровне, настолько прекрасного, что в нем уже проглядывали кое-какие признаки того превосходства, которого он со временем достиг, как о том будет сказано в своем месте (31). И это бесконечно понравилось Понтормо, который уже тогда видел, куда этому таланту суждено пробиться. Мрачные настроения, пронизывающие «Страсти Христа», присутствуют и в картине «Положение во гроб» (около 1526–1528, церковь Санта-Феличита, Флоренция), созданной как часть декоративной композиции капеллы Каппони. Его последним произведением стали монументальные фрески хоров церкви Сан Лоренцо, которые он написал под впечатлением «Страшного суда» Микеланджело, следуя ему как в стилистическом, так и в богословском отношении. И вот, после того как он обсудил это дело с мессером Никколо Веспуччи, рыцарем родосского ордена, своим ближайшим другом, рыцарь, который со своей стороны был другом Якопо и которому были хорошо известны способности и мастерство этого талантливого человека, добился того, что Лодовико поручил эту работу Понтормо.
Для этого монастыря он написал цикл фресок «Страсти Христовы», удивительные творения храмовой живописи, частично позаимствовав сюжеты из гравюр Альбрехта Дюрера. В 1529 г. Якопо приобрел земельный участок на Виа Лаура поблизости от церкви Сантиссима Аннунциата. Лучшие из его поздних фресок (в частности, хора церкви Сан Лоренцо, 15461556) не сохранились и известны лишь по подготовительным рисункам. А так как после вышеназванных произведений Якопо написал с натуры на холсте портрет Америго Антинори, юноши, пользовавшегося в то время большим успехом во Флоренции (46) и так как все в один голос хвалили этот портрет, герцог Алессандро дал понять Якопо, что ему хочется получить от него свой портрет на большом холсте и тот для начала изобразил его на холсте размером в лист бумаги, причем столь тщательно и искусно, что даже работы миниатюристов ничего общего с ним не имеют ибо помимо величайшего сходства в этом портрете наличествует все то, что только можно потребовать от живописного произведения из ряда вон выходящего.
Якопо Понтормо одному выпало на долю расписать все три колесницы, на которых он в ряде историй, написанных светотенью изобразил многие превращения богов в разные формы все это ныне находится в руках отличнейшего золотых дел мастера Пьетро Паоло Галеотти (9). Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици). Согласно новейшей интерпретации сюжета фрески (Фальчани. В этой картине молодой мастер впервые пытается создать свою неповторимую манеру, несколько вызывающе утрируя ее. Композицию дополняют два сидящих на парапете ребенка-путти.
Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. На первой колеснице отчетливо было написано: «Еrimus», на второй — «Sumus», на третьей — «Fuimus», то есть «мы будем», «мы есть», «мы были».
А так как, не говоря о свойственной ему медлительности в работе, Якопо очень нравилось одиночество в Чертозе, он на эти росписи потратил несколько лет (28). В 1518 г. он закончил композицию «Святое собеседование», украсившую алтарь Франческо Пуччи в церкви Сан Микеле ин Висдомини. Когда же после этого Франческо Пуччи, если только память мне не изменяет, заказал ему образ для сооруженной им капеллы в церкви Сан Микеле Бисдомини на Виа деСерви, Якопо довел эту вещь в такой прекрасной манере и в таком живом колорите, что кажется невозможным этому поверить (17). Виртуозное, порой эксцентрическое композиционное мастерство Понтормо с особой силой проявилось в отмеченных острой наблюдательностью фресках с буколическими аллегориями на вилле в Поджо-а-Каяно (1519-1520) и росписях монастыря Чертоза-дель-Галуццо близ Флоренции (1523-1525). Таковы и композиции «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем» (1520-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Встреча Марии и Елизаветы» (1530–1532, церковь Пьеве ди Сан-Микеле, Карминьяно).
Понтормо получал от Козимо I весьма масштабные заказы — он выполнил в 1537—1543 годах большой цикл фресок на мифологические и аллегорические сюжеты в вилле Карреджи, в течение одиннадцати лет (1546—1557) расписывал колоссальный хор (алтарную часть) церкви Сан Лоренцо — фамильной церкви Медичи. Подобно большинству Земных знаков вы эффективны, конкретны и не слишком эмоциональны.
Впоследствии с этого маленького холста, находящегося ныне в гардеробной герцога Козимо, он сделал копию на болыиом полотне изобразив этого герцога, рисующего с карандашом в руке женскую голову (47). Со временем же герцог Алессандро подарил этот большой портрет синьоре Таддее Малеспине, сестре маркизы ди Масса. Заметив это, Якопо очень рассердился, но не показал виду и стал вместо этого еще более тщательно все закупоривать (хотя некоторые и утверждают, что он всячески преследовал этих молодых людей и пытался с ними расправиться). Artifex Deco studio (Артифекс Деко студия) предлагает следующие услуги:- Художественная роспись интерьера (рисунки на стенах): роспись стен, потолков и мебели, фреска (affresco), картинки обманки (стена рисунок). Искусство Понтормо трагично.
Перед глазами зрителя предстает ирреальный мир, созданный фантазией художника. Сразу над парапетом видно небо. Через два года Понтормо вновь резко меняет свой стиль. Между тем, после того как верховным первосвященником был избран кардинал Джованни деи Медичи под именем Льва X (7), друзья и приверженцы этого дома стали изготовлять по всей Флоренции множество гербов этого первосвященника из камня из мрамора, на холсте и фреской. Классическим воплощением маньеристических принципов Понтормо стало Положение во гроб, составившее часть живопиной декорации капеллы Каппони (ок.
Яков, которого можно видеть рядом с остальными. Стилистически близки этой композиции Мадонна со св. Ведь, как говорят и добрый Гомер нет-нет да и вздремнет и того не может быть, чтобы во всех творениях Якопо (сколько бы он природы ни насиловал) не оказалось бы чего-нибудь хорошего и похвального. И вот, получив этот картон, Якопо, как об этом будет сказано ниже, не спеша довел свою картину до совершенства и притом так, как об этом знает весь мир и без моих похвал (45).
Если бы эта история была написана (хотя она и небольшая) в должном размере, либо на больщой доске, либо на стене, я осмелился бы утверждать, что не увидишь другой картины, в которой было бы столько же грации, совершенства и добросовестности, сколько Якопо вложил в исполнение этой истории, почему все художники и считают ее самым пре-красным живописным произведением, когда-либо созданным Понтормо и неудивительно, что Боргерини ценил ее так, как он ее ценил, как неудивительно и то, что влиятельные люди уговаривали его продать ее с тем, чтобы они могли ее подарить самым великим синьорам и государям. жил в Риме в свою очередь, оказал воздействие на многих живописцев, таких, как Бронзино (в портретах) и Россо и менее значительных, как Лапполи. Художник вносит в этот стиль новое начало, обогащая его сдержанной силой эмоций.
С торцовой стороны сада и виноградника братьев ордена св. Блестящий рисовальщик, Понтормо оставил значительное графическое наследие. рПОФПТНП ВЩМ ФБЛЦЕ ЧЩДБАЭЙНУС РПТФТЕФЙУФПН, ХНЕАЭЙН ПУФТП ПЮЕТФЙФШ ДХЫЕЧОХА ЦЙЪОШ УЧПЙИ НПДЕМЕК, РТЕДУФБЧМЕООЩИ ПВЩЮОП ЪБНЛОХФП-ПДЙОПЛЙНЙ ОБ ОЕРТПОЙГБЕНП ФЕНОПН ЖПОЕ (лПЪЙНП уФБТЫЙК, ЛПОЕГ 1510-И ЗПДПЧ, хЖЖЙГЙ аОПЫБ, 1525, НХЪЕК чЙММЩ зЧЙОЙДЦЙ, мХЛЛБ аОПЫБ У БМЕВБТДПК, НХЪЕК р. зЕФФЙ, нБМЙВХ, лБМЙЖПТОЙС Й ДТ. ). Петра, св.
Этот портрет находится ныне в Ареццо у наследников Джованн Антонио. А Микеланджело Буонарроти, увидав однажды эту вещь и принимая во внимание, что ее сделал девятнадцатилетний юноша, сказал: «Судя по тому, что я вижу, этот юнец, если только он выживет и будет продолжать в том же духе, вознесет искусство до небес». Среди молодых художников Флоренции Высокого Ренессанса он был самым одаренным. Все эти три картины, которые предприимчивый каменщик некогда выманил из рук Якопо, находятся ныне в доме мессера Алессандро деи Медичи, сына названного Оттавиано (48). Художник рисует мир, далекий от реальности.
Возраст изображенного подсказывает единственную возможную кандидатуру: Франческо, сына Герардо, относящегося к ветви Гварди дель Монте (существовали и другие ветви семейства), родившегося в 1514 году Ничего, кроме даты рождения, сохранившейся в документах благодаря тому, что на него было записано все имущество (немалое) Герардо, мы о Франческо ди Герардо Гварди дель Монте не знаем. Справа, где ветви лавра пригибает сидящая на парапете дама, на земле полулежа расположились еще две нарядные дамы. Спина его была открыта и рассечена и из раны вылезал абсолютно голый и позолоченный мальчик изображавший собою воскресающий Золотой век и конец Железного века из которого он возникал и возрождался благодаря избранию нового первосвященника.
Иоанна Крестителя и два других обнаженных младенца, поддерживающих балдахин. Иоанном» того же времени — в Уффици «Мученичество св., увезшему ее с собой в Испанию (54). Иоанн Евангелист — прекраснейший старец, а также коленопреклоненный св.
вМЕУФСЭЙК ТЙУПЧБМШЭЙЛ, рПОФПТНП ПУФБЧЙМ ЪОБЮЙФЕМШОПЕ ЗТБЖЙЮЕУЛПЕ ОБУМЕДЙЕ. Иосифом и Иоанном Крестителем (1520-е, Санкт-Петербург, Гос. Вся работа оказалась законченной в кратчайший срок к великому удовлетворению синьора герцога, который собирался заказать роспись также и второй лоджии, но не успел это-го сделать, так как работа в первой лоджии была сдана 13 декабря 1536 года, а уже 6 января следующего года светлейший герцог был убит своим родственником Лоренцино эта и другие работы остались незавершенными (49).
Трагическое мировосприятие художника отразилось и в его позднем произведении – одухотворенном «Портрете ремесленника» («Автопортрет»). В последние годы вел все более отшельнический образ жизни, уединяясь в своей мастерской., нет ни правил, ни пропорций, зато все битком набито обнаженными телами, порядок, рисунок, замысел и колорит которых абсолютно произвольны». 1996). Однако алтарный цикл с историей Иосифа в Египте (ок.
Якопо Каруччи (Понтормо ди Эмполи близ Флоренции 1494 – Флоренция 1557), прозванный Понтормо по месту своего рождения, был сыном провинциального художника. Действие разворачивается на фантастическом нейтральном фоне. Когда же из-за осады Флоренции Пьерфранческо уехал в Лукку, Джовамбаттиста делла Палла, мечтавший, наряду с другими вещами, которые он увозил с собою во Францию, заполучить также и обстановку этой комнаты, оказал такое влияние и столького сумел добиться своими уговорами, что гонфалоньеры и члены Синьории распорядились, чтобы обстановка эта была вывезена, а жене Пьерфранческо чтобы за нее заплатили. Колорит отличается необыкновенной легкостью, воздушностью. Изысканно прост главный мотив этой композиции, заполняющей поверхность люнета, прорезанную в центре большим круглым окном. Понтормо написал сцену, лишенную всякой повествовательности. Изображая же на другой стороне Помону и Диану вместе с другими богинями, он, пожалуй, чересчур уж плотно их задрапировал, хотя вся вещь в целом прекрасна и всячески расхваливалась (26).
1545—1549). Варфоломея высотой в два локтя. Первое его значительные произведение, фрески в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (15141516), решены еще в гармонически-плавной манере Сарто, хотя и более эмоциональны. 1525–1527, частное собрание, НьюЙорк «Женский портрет», 1530е, Штеделевский художественный институт, Франкфурт «Портрет Козимо Медичи», 1530е). (Эта новая палитра Понтормо сформировалась не без влияния проникнутой готическим духом живописи Северного Возрождения и в первую очередь А. Дюрера. ) К искусству средневековья восходят складывающиеся в причудливые узоры, словно живые, драпировки и стереотипность ликов, в которых стерта индивидуальность черт и выражений.
Во фреске тесно сплавлены черты позднеренессансного стиля и новые идеи Понтормо. Равным образом написал он во время осады Флоренции портрет Франческо Гварди в солдатской одежде — прекраснейшую вещь, а на створке, которой закрывалась эта картина, Бронзино написал Пигмалиона, молящего Венеру о том, чтобы она, вдохнув душу в свое изваяние, его оживила и даровала ему (как она это сделала согласно басне, сочиненной поэтами) и плоть и кости (40). Однако напрасно он этого боялся, так как все равно воздух и погода постепенно разрушают эти фрески, поскольку они написаны вышеуказанным способом.
В 1530-е Понтормо выполнил несколько не сохранившихся картин по картонам Микеланджело, что оказало влияние и на его собственные работы, несущие в себе при этом отпечаток свойственного ему парадоксального художественного мышления (Девять тысяч мучеников, нач. Жизнь стремительно меняется.
Драматический пафос, резкость и напряженность ритма, резкость светотеневых контрастов, форсированность ярко-красных, синих, розово-красных, ярко-белых тонов, экстатичность образов отличают написанную для того же монастыря композицию «Христос в Эммаусе» (1525, Флоренция, Галерея Уффици). Якопо Каруччи (1494 – 1557), по месту рождения получивший прозвище да Понтормо, – одна из самых значительных и противоречивых фигур в итальянском искусстве XVI века. Антоний» в Мрфици «Изгнание из рая» (там же) «Венера с амуром» (по рисунку Микеланджело) во флорентинской Академии «Иосиф в Египте» в Лондонской Национальной галерее «Иосиф открывается братьям» и «Продажа Иосифа» — в английском собрании Десборо портреты в галереях Амьена, Амстердама, Балтиморы, Бергамо, Берлина, Вены, Вашингтона, Генуи, Готы, Кембриджа (США), Лукки, Милана, Парижа, Рима, Турина, Фаладельфии, Флоренции, Франкфурта-на-Майне рисунки в Париже (Лувре), Флоренции (Уффици и палаццо Корсини), Вене, Стокгольме и др. Что делать художникам.
В 1535 г. он поступил на службу к Медичи.
1526–1528, церковь СантаФеличита Флоренция «Мадонна со св. В конце концов, желая соблазнить нимфу, Вертумн превращается в прекрасного юношу. 1530-х, Флоренция, галерея Питти реплика — Флоренция, галерея Уффици).
Этот период успело застать поколение ваших родителей. В 1518 г. он закончил композицию «Святое собеседование», украсившую алтарь Франческо Пуччи в церкви Сан Микеле ин Висдомини. Карруччи (Carrucci) (1494-1557).
В Издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге выходит новая книга Аркадия Ипполитова – «Якопо Понтормо: художник извне и изнутри». Родился Якоппо в семье художника – Бартоломео Каруччи и потерял своих родных в раннем возрасте. Квинтина. Учился у М. Альбертинелли и Пьеро ди Козимо (1507-1512). Как раз в 1530 году, которым примерно датируется картина, он женился на девушке из семейства Каппони, Катерине – бомонд Флоренции теперь заваливает Понтормо заказами. Так, некий каменщик Россино, малый в своем деле весьма оборотистый, однажды, прикинувшись дурачком, получил от него в уплату за кирпичную кладку нескольких комнат и за другие кое-какие работы великолепнейшую картину Богоматери, к работе над которой Якопо приложил столько же стараний и труда, сколько каменщик потратил на свою кладку.
Однако алтарный цикл с историей Иосифа в Египте (ок. Большое влияние на современников оказали его несохранившиеся росписи вилл Медичи в Кастелло (около 1535-1536) и Кареджи (1537-1543), а также хора флорентийской церкви Сан-Лоренцо (1546-1556). пДОБЛП БМФБТОЩК ГЙЛМ У ЙУФПТЙЕК йПУЙЖБ Ч еЗЙРФЕ (ПЛ.
Микеланджело получил заказ на гробницы Джулиано и Лоренцо еще от папы Льва X, которым тот приходился братом и дядей. Все же, собравшись с духом, хотя он в работе фреской и не обладал таким же опытом, как в живописи маслом, Якопо приступил к названным фигурам и, поскольку он все еще состоял при Андреа дель Сарто, он удалился для изготовления картонов в церковь Сант Антонио, что у ворот на Фаэнцу, около которых он проживал и в короткое время их закончил. Когда же немного спустя Мариотто, покинув Флоренцию, отправился в Витербо, чтобы дописать алтарный образ, который в этом городе был начат фра Бартоломео (4), Якопо, который был молод, угрюм и одинок, остался без учителя и примкнул по собственному почину к Андреа дель Сарто как раз в то время, когда Андреа закончил во дворе монастыря сервитов истории св. В последние годы вел все более отшельнический образ жизни, уединяясь в своей мастерской.
Вот таким образом он потратил на это много усилий, так что ему в конце концов удалось получить от Якопо великолепнейшую написанную на холсте картину с Воскрешением Лазаря, одну из самых лучших когда-либо им написанных и когда-либо посланных Джовамбаттистой (а послал он их бесчисленное множество) названному Франциску, королю Франции (37). Один из этих триумфов назывался «Алмазом» и возглавлялся синьором Джулиано деи Медичи, который и выдумал это название, поскольку алмаз служил эмблемой Лоренцо Старшего, его отца. Однако, следуя за порядком событий, нужно сказать, что после названных выше произведений Якопо написал для жителей Понтормо на дереве алтарный образ, который был помещен в капеллу Мадонны в Сант Аньоло, главной тамошней церкви и который изображал св. Важное место в творчестве художника занимает портрет. Полный разрыв с традициями Высокого Возрождения отразился в цикле росписей Понтормо «Страсти Христа» (1523–1524, Чертоза Валь дЭма, Галуццо).
цЙМ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП ЧП жМПТЕОГЙЙ. Сюжет картины разворачивается на легком, ровном фоне. Далее, он еще при жизни Бартоломео Джинори (20) сделал для будущих его похорон гирлянду из флажков, как это принято у флорентинцев и на верхней части каждого флажка написал на белой тафте Богоматерь с младенцем на руках, а под ней на цветной оборке, как полагается, — герб семейства. Личный стиль Понтормо, с его утонченно-грациозным рисунком и прохладным колоритом, ярко проступает в пасторально-аллегорических росписях виллы Медичи в Поджо-а-Кайано (1519–1521).
Там и св.
Кроме того, для кельи настоятеля он написал на холсте картину Рождества Христова изобразив на ней, как Иосиф во мраке этой ночи освещает младенца Христа фонарем, а изобразил он это так потому, что он все еще оставался в плену тех выдумок и фантазий, которые ему внушали немецкие эстампы (29). Таков «Портрет юноши» (1520-е, Лукка, Национальный музей виллы Гуиниджи), в котором эффектный разворот расширенной покроем одежды фигуры изысканные серебристо-розовые тона этого нарядного одеяния подчеркивают и нежность юного лица и скрытую напряженность его выражения. Испытал влияние Микеланджело (особенно с 1530-х годов) и гравюр А. Дюрера.
Мотив парапета и возвышающегося над ним дерева позволяет, не нарушая привычной естественности пространственного окружения, в сущности, причудливо расположить фигуры на разной высоте в одной плоскости, подчинить их одному ритму, связать таинственными связями субъективной фантазии художника. В частности, Понтормо получил заказ написать герб Льва X на фасаде церкви Сантиссима Аннунциата (частично сохранился), расписал временную деревянную триумфальную арку и выполнил ряд других работ. Интересно сочетание красок, они располагаются яркими диссонирующими пятнами и создают нереальную мифическую атмосферу.
Однако, оставляя это в стороне, вернемся к произведениям Понтормо. Во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь дЭма в Галуццо (1523–1527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А. Дюрера). nbsp nbsp Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. В более поздних религиозных композициях Понтормо («Положение во гроб», 1526-1528 годы, капелла Каппони в церкви Санта-Феличита, Флоренция «Посещение Марией Елизаветы», 1528-1529 годы, церковь Сан-Микеле, Карминьяно), а также портретах (портрет Марии Сальвиати, около 1537-1543 годы, галерея Уффици, Флоренция «Мужской портрет», 1529-1530 годы, Музей П. Гетти, Малибу «Портрет дамы в красном», 1530-е годы, Штеделевский институт, Франкфурт-на-Майне и другие) ощущаются внутренняя тревога, экзальтированная напряжённость колорита.
Во фресках со Страстями Христовыми в чертозе (картезианском монастыре) Валь дЭма в Галуццо (15231527) очевидно влияние Северного Возрождения (гравюр А. Дюрера). Постепенно Понтормо отходит от традиции Ренессанса. фам.
То же самое мы ви-дим в образе, написанном им на дереве для монахинь св. «Мучение одиннадцати тысяч мучеников» – это мост, перекинутый от «Битвы при Ангиари» и «Битвы при Кашине» к «Третьему мая 1808 года в Мадриде» Гойи, «Свободе на баррикадах» Делакруа, «Гернике» Пикассо и политически актуальному искусству Нового времени со всеми его достоинствами и недостатками. Между тем Андреа ди Козимо закончил позолоту герба и все обрамление. 1534—1535, Филадельфия, Музей искусств). Дошедшие до нас работы Понтормо, выполненные после 1530 года, насчитываются единицами.
Понтормо был также выдающимся портретистом, умеющим остро очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов, Уффици Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка Юноша с алебардой, музей П. Гетти, Малибу, Калифорния и др. ). По-видимому, художника не так волновал результат трудов, сколько их процесс, бесконечные поиски новых решений.
«Мучение одиннадцати тысяч мучеников» раньше называли «Мучением святого Маврикия», теперь же – «Мучением святого Акакия». Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Михаил» и «Иоанн Евангелист») в приходской церкви местечка Понтормо фрески виллы Медичи в Поджо а Кайано (1519—1521, люнеты с аллегориями сельской жиизни) фрески «Страсти Христовы» во дворе Чертозы дель Галуццо (1522—1524) «Посещение Марией Елизаветы» (1528—1530) в приходской церкви (там же) алтарный образ «Положение во гроб» и фреска «Благовещение» (1526—1528) во флорентинской церкви Санта Феличита «Св. Когда же благодаря этим деньгам Понтормо получил возможность приступить к устройству собственного дома, он начал было строительство, но так ничего существенного и не сделал.
мХЮЫЙЕ ЙЪ ЕЗП РПЪДОЙИ ЖТЕУПЛ (Ч ЮБУФОПУФЙ, ИПТБ ГЕТЛЧЙ уБО мПТЕОГП, 1546-1556) ОЕ УПИТБОЙМЙУШ Й ЙЪЧЕУФОЩ МЙЫШ РП РПДЗПФПЧЙФЕМШОЩН ТЙУХОЛБН. рПИПТПОЕО рПОФПТНП ЧП жМПТЕОГЙЙ 2 СОЧБТС 1557. На портрете Ипполито он рядом с ним изобразил и самую любимую собаку этого синьора, которую звали Родон и сделал это настолько точно и натурально, что она кажется совсем живой (35). Картина прекрасна, но по сравнению с «Мучением одиннадцати тысяч» из Галереи Палатина она кажется вторичной и фрагментарной.
В десятилетнем возрасте, потеряв отца, Понтормо отправился во Флоренцию, где и провёл всю свою жизнь. Настоящее его имя Якопо Каруччи, он родился в местечке Понтормо (с чем и связано его прозвище) в семье живописца Бартоломео Каруччи и очень рано потерял всех своих близких. Ведь, в самом деле, всякий художник должен работать тогда, когда ему этого хочется и для того, кому хочется, а если сам от этого пострадает, сам и будет в этом виноват.
Переломным моментом в творчестве Понтормо стал фресковый цикл Страсти Христа (1523—1524, Галуццо, чертоза Валь дЭма), знаменующий его разрыв с традициями Высокого Возрождения. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. В ранних работах сказывается влияние Леонардо да Винчи и Сарто (роспись люнеты на вилле Медичи в Поджо-а-Кайано).
На этом образе изображен Христос, усопший и снятый со креста, которого опускают во гроб. Разлакомившись, этот Россино изловчился до того, что выманил из рук Якопо великолепнейший портрет кардинала Джулио деи Медичи, копию с рафаэлевского портрета, а в придачу — небольшую, очень красивую картину с Распятием и хотя названный Великолепный Оттавиано и купил ее у каменщика Россино, как вещь, написанную рукой Якопо, тем не менее доподлинно известно, что ее целиком самостоятельно написал Бронзино, когда состоял при Якопо в Чертозе. И вот от этого-то Бартоломео в 1493 году и родился Якопо (2).
1526–1528, церковь СантаФеличита, Флоренция «Мадонна со св. Увидев этот триумф, синьор Лоренцо, предводитель сообщества Пень, который хотел его превзойти, все поручил Якопо Нарди, знатному и ученейшему дворянину (которому за то, чем он стал впоследствии, его родина Флоренция бесконечно обязана (10), а Якопо, дабы удвоить число колесниц, сооруженных «Алмазом», устроил их целых шесть. Когда же вскоре синьор герцог Козимо был возведен на престол и события в Монтемурло счастливо миновали (50), тотчас же, как уже говорилось в жизнеописании Триболо, приступили к строительству замка и его светлейшее превосходительство, дабы угодить своей матушке синьоре донне Марии приказал, чтобы Якопо расписал первую лоджию по левую руку от входа в палаты замка. Ситуация, схожая с сегодняшней.
Михаила Архангела и св. Полный разрыв с традициями Высокого Возрождения отразился в цикле росписей Понтормо «Страсти Христа» (1523–1524, Чертоза Валь дЭма, Галуццо). Для сестер приюта Инноченти он написал на холсте размером в полтора локтя и с бесчисленным множеством фигур историю одиннадцати тысяч мучеников, приговоренных к смерти и распятых в лесу по приказу Диоклетиана (38). Филиппа, которые бесконечно нравились Якопо, как, впрочем и все другие произведения Андреа, его манера и его рисунок (5). И вот, приложив все свои усилия, чтобы ему подражать, он вскоре достиг очевидных и удивительных успехов в рисунке и в колорите, что же касалось до сноровки, можно было подумать, что он уже долгие годы занимается этим искусством.
В этот период художник выполнил и несколько композиций по картонам Микеланджело (к числу этих большей частью не сохранившихся работ относится Венера и Купидон, галерея Академии, Флоренция) воздействие великого мастера сказалось и в самостоятельных вещах Понтормо (10 000 мучеников или Мученичество святого Маврикия и его воинов, 1529–1530, галерея Питти, Флоренция). Эта работа Понтормо является переходной ступенью от стиля позднего Ренессанса к абсолютно новым подходам и абсолютно новому стилю автора. На этом написанном на дереве образе сидящая Богоматерь протягивает младенца Христа св. 1525–1527, частное собрание, НьюЙорк «Женский портрет», 1530е, Штеделевский художественный институт, Франкфурт «Портрет Козимо Медичи», 1530е). Маврикия» того же времени в галереях Питти и в Уффици (вариант). Понтормо отказывается от глубинного пространства и создает плоскостную композицию, где все подчинено экспрессивному линейному ритму и резким красочным контрастам («Христос в Эммаусе», 1525, галерея Уффици, Флоренция «Положение во гроб», ок.
В человеческом отношении, как и в своем искусстве, Понтормо представляет собой новый, неизвестный Ренессансу тип художника.
Разница в том, что казнь легиона, перешедшего под руководством Маврикия в христианство, произошла в Галлии при императоре Диоклетиане, а казнь легиона Акакия – на горе Арарат при его соправителе Максимиане (в других источниках – при Адриане или Антонине Пие). «Вертумн и Помона»фреска, 461x990 см. рЕТЧПЕ ЕЗП ЪОБЮЙФЕМШОЩЕ РТПЙЪЧЕДЕОЙЕ, ЖТЕУЛЙ Ч ГЕТЛЧЙ уБОФЙУУЙНБ бООХОГЙБФБ ЧП жМПТЕОГЙЙ (1514-1516), ТЕЫЕОЩ ЕЭЕ Ч ЗБТНПОЙЮЕУЛЙ-РМБЧОПК НБОЕТЕ уБТФП, ИПФС Й ВПМЕЕ ЬНПГЙПОБМШОЩ. Понтормо стал одним из ведущих представителей маньеризма, сложившегося во Флоренции в первые десятилетия XVI в., когда в городе наблюдалось оживление художественной деятельности в связи с возвращением Медичи (1512) и избранием на папский престол Льва X Медичи, сына Лоренцо Великолепного. Колорит строится на чистых, диссонирующих между собой красках.
Художник рисует мир, далекий от реальности. Иоанна Евангелиста. Другую картину, подобную вышеназванной, он написал для Карло Нерони изобразив только сражение мучеников и ангела, который их крестит и тут же и портрет самого Карла (39). Всецело маньеристичны алтарные образы 1520-х годов (Христос в Эммаусе, 1525, Уффици, Флоренция Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем, Эрмитаж, Санкт-Петербург Встреча Марии и Елизаветы, церковь Сан Микеле, Карминьято, 1528–1530 в особенности знаменитое, «странное и новое» по манере (Вазари) Положение во гроб, 1526–1528, церковь Санта Феличита, Флоренция) – с их нервными колористическими и световыми всплесками и контрастами, порою нарочито ирреальным сочетанием натурной среды с умозрительной символикой (треугольное Всевидящее Око в Эммаусе), трепещущими линиями, которые как бы дематериализуют фигуры и драпировки.
Если в ранних портретах художнику важно было передать яркую индивидуальность своих моделей («Резчик драгоценных камней», 1510е «Двойной портрет», 1520е), то более поздние произведения этого жанра полны тревожного чувства. 1525, Лукка, Пинакотека Юноша с алебардой, ок. И вот Якопо, пригласив Бронзино, дал ему написать по одной фигуре под пятью пятами свода, а именно Фортуну, Правосудие, Победу, Мир и Славу, под последней же пятой (а было их всего шесть) Якопо собственноручно написал Любовь.
Искусно выполненная декоративная композиция изображает крестьян, молодых дам, обнаженных юношей, сидящих и лежащих на фоне стены и ветвей лавра. Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Вертумн, бог времен года (возможно, этрусского происхождения), принимает обличие старухи, чтобы проникнуть в запретный сад, где обитает пленившая его нимфа Помона, покровительница садов и деревьев. О полном разрыве Понтормо с искусством Высокого Возрождения свидетельствует цикл росписей «Страсти Христа» (1523–1524, монастырь Чертоза Валь дЭма, Галуццо).
Но достаточно того, что портреты эти написаны рукой Понтормо (19). 1525, пинакотека, Лукка «Юноша с алебардой», ок.
Бенедикта и других святых, а на пределле написана им мелкофигурная история, на которой представлено шествие флорентинской Синьории в сопровождении трубачей, флейтистов, жезлоносцев, комедиантов, приставов и остальных служителей а изобразил он это потому, что об-раз был ему заказан капитаном и служащими Синьории (34). тПДЙМУС Ч рПОФПТНП (фПУЛБОБ) 24 НБС 1494 Ч УЕНШЕ ЦЙЧПРЙУГБ в. лБТХЮЮЙ. И вот, вызвав Якопо, которому в то время было не больше девятнадцати лет, он заказал ему названные две фигуры, хотя он лишь с великим трудом сумел уговорить его за это взяться, так как Якопо по молодости лет не хотел с первых же шагов ни подвергать себя столь большому риску, ни браться за работу для столь ответственного места. Значительные работы: «Христос в Эммаусе», 1525, Уффици, Флоренция «Мадонна со святым Иосифом и Иоанном Крестителем», Эрмитаж, Санкт-Петербург «Встреча Марии и Елизаветы», церковь Сан-Микеле, Карминьяно, 1528 – 1530. Этого и не случилось бы, находись в этих краях Бронзино, который в это время работал в вилле Империале, поместье герцога Урбинского, неподалеку от Пезаро (41).
Связь с традициями Высокого Возрождения сохраняется и в поэтической Аллегории осени (Вертумн и Помона, 1520—1521, фреска виллы Медичи в Поджо а Кайяно). Эрмитаж), Встреча Марии и Елизаветы (ок. В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера». Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. В творчестве Понтормо мир получил совсем другое освещение, чем у мастеров Возрождения.
Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Итогом этих поисков стала фреска «Аллегория осени» («Вертумн и Помона»), созданная в 1520–1521 годах для украшения виллы Медичи в Поджо-а-Кайяно.
1526—1528, Флоренция, церковь Санта Феличита). Вслед за Вазари, воспринявшим картину очень формально, современное искусствоведение трактует «Мучение одиннадцати тысяч» как шаг к пустоватой маньеристичной виртуозности. В дальнейшем влияние гравюр Дюрера (20-е годы) и фресок Микеланджело (30-е годы) о самой поздней манере можно судить по наброскам и рисункам к несохранившимся росписям хора флорентинской церкви Сан Лоренцо. Друзьями Понтормо, особливо же к концу его жизни, были Пьерфранческо Верначчи и дон Винченцио Боргини, с которым он иногда, правда редко, проводил время, когда они все вместе вкушали пищу.
Понтормо был также выдающимся портретистом, умеющим остро очертить душевную жизнь своих моделей, представленных обычно замкнуто-одинокими на непроницаемо темном фоне (Козимо Старший, конец 1510-х годов, Уффици Юноша, 1525, музей Виллы Гвиниджи, Лукка Юноша с алебардой, музей П. Гетти, Малибу, Калифорния и др. ). С любезного разрешения издателя «Артгид» публикует фрагмент из книги – историю двух картин Якопо Понтормо: «Мучения одиннадцати тысяч мучеников» и LAlabardiere, связанных, как показывает автор исследования, с ключевым политическим событием – подавлением флорентийской республики и установлением тирании Медичи. А так как работа у тебя всегда будет, прибереги эти рисунки для другого случая».
., сторонником республики и открытым врагом Медичи. ч РПУМЕДОЙЕ ЗПДЩ ЧЕМ ЧУЕ ВПМЕЕ ПФЫЕМШОЙЮЕУЛЙК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ, ХЕДЙОССУШ Ч УЧПЕК НБУФЕТУЛПК.
В частности, он на двух ларях собственноручно написал несколько поистине прекраснейших мелкофигурных историй из деяний Иосифа (23). Так в его работе «Положении во гроб» (церковь «Санта Феличита», Флоренция), многие идеи и задумки автора реализуются им в полной силе. Образы, представленные на портретах Понтормо, выполненных уже зрелым мастером, поражают своей нервной утонченностью («Портрет юноши», ок. Понтормо Якопо (Pontormo) наст. Оказавшись во Флоренции в 13 лет, он учился у Леонардо, Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли его ученичество пришлось на период Флорентийской республики (1494 – 1512). Вкусив же от этого образа жизни в покое, молчании и одиночестве (а все это отвечало гению и природе Якопо), он решил по этому случаю постараться еще больше и, углубив свои познания в искусстве, показать миру, что он достиг еще большего совершенства и изменил свою манеру по сравнению с тем, что он делал раньше.
Во-первых изображенный ни капли на Козимо не похож. 1525, пинакотека, Лукка «Юноша с алебардой», ок. Работал во Флоренции. Однако впечатление никак не совпало с этим мнением. Вазари указывает, что картина была написана для Карло Нерони.
– Архитектурное проектирование и дизайн: перепланировка, проектные работы, благоустройство, декорирование архитектурными элементами- Живопись: картины маслом, пейзаж, портрет, натюрморт, монументальная живопись, панно. Мы находимся в России, Москва тел: 8 (925) 065 84 68 и в Украине, Киев тел: (097) 804 02 06. «Аллегория осени» свидетельствует о тонкой наблюдательности мастера, его стремлении приблизиться к натуре. Так как благодаря этим произведениям и в частности благодаря портрету Козимо, Понтормо подружился с мессером Оттавиано и так как пред-стояла роспись большого зала в Поджо а Кайано, Якопо было поручено расписать оба тоцда этого зала, в которых помещаются глазки, то есть окна, освещающие его от свода и до пола. Анна со святыми» (ок. Самая яркая из них «Портрет Козимо Медичи Старшего» (1530-е, Флоренция, Галерея Уффици).
Столь же прекрасны мальчик изображающий св. Он готов был уничтожить свои произведения, казавшиеся другим совершенными, чтобы вновь погрузиться в поиски и еще улучшить свой замысел. Настоящее его имя Якопо Каруччи, он родился в местечке Понтормо (с чем и связано его прозвище) в семье живописца Бартоломео Каруччи и очень рано потерял всех своих близких.
Другие работы: «Распятие» в Берлине фреска из больницы Сан Маттео во флорентинской Академии «Мадонны» во флорентинских палаццо Корсини и Каппони и в Уффици «Рождество Иоанна Крестителя» в Мрфици и флорентинском палаццо Даванцати «Св. чУЕГЕМП НБОШЕТЙУФЙЮОЩ БМФБТОЩЕ ПВТБЪЩ 1520-И ЗПДПЧ (иТЙУФПУ Ч ьННБХУЕ, 1525, хЖЖЙГЙ, жМПТЕОГЙС нБДПООБ УП УЧСФЩН йПУЙЖПН Й йПБООПН лТЕУФЙФЕМЕН, ьТНЙФБЦ, уБОЛФ-рЕФЕТВХТЗ чУФТЕЮБ нБТЙЙ Й еМЙЪБЧЕФЩ, ГЕТЛПЧШ уБО нЙЛЕМЕ, лБТНЙОШСФП, 1528-1530 Ч ПУПВЕООПУФЙ ЪОБНЕОЙФПЕ, УФТБООПЕ Й ОПЧПЕ РП НБОЕТЕ (чБЪБТЙ) рПМПЦЕОЙЕ ЧП ЗТПВ, 1526-1528, ГЕТЛПЧШ уБОФБ жЕМЙЮЙФБ, жМПТЕОГЙС) – У ЙИ ОЕТЧОЩНЙ ЛПМПТЙУФЙЮЕУЛЙНЙ Й УЧЕФПЧЩНЙ ЧУРМЕУЛБНЙ Й ЛПОФТБУФБНЙ, РПТПА ОБТПЮЙФП ЙТТЕБМШОЩН УПЮЕФБОЙЕН ОБФХТОПК УТЕДЩ У ХНПЪТЙФЕМШОПК УЙНЧПМЙЛПК (ФТЕХЗПМШОПЕ чУЕЧЙДСЭЕЕ пЛП Ч ьННБХУЕ), ФТЕРЕЭХЭЙНЙ МЙОЙСНЙ, ЛПФПТЩЕ ЛБЛ ВЩ ДЕНБФЕТЙБМЙЪХАФ ЖЙЗХТЩ Й ДТБРЙТПЧЛЙ.
Ирреальное начало, отвлеченная экспрессия ритма, подчеркнутая резкими диссонансами холодных красок, усиливается в алтарной картине Христос в Эммаусе, написанной для чертозы Валь дЭма (1525, Флоренция, галерея Уффици) и построенной на парадоксальном контрасте нарочитой произвольности художественного языка и резкой, заземленной натурности отдельных персонажей (фигуры монахов на заднем плане). Вот таким образом братья сервиты, желая со своей стороны как-нибудь проявить свою приверженность и преданность по отношению к этому роду и к этому первосвященнику, заказали каменный герб папы Льва, чтобы поместить его на средней арке портика церкви Нунциаты, что на площади и тут же распорядились, чтобы художник Андреа ди Козимо его позолотил и украсил гротесками, превосходным мастером которых он был, а также эмблемами дома Медичи, а кроме того, чтобы по обе стороны герба были изображены олицетворения Веры и Любви (8). Он поручил, то ли по собственному соизволению, то ли (как говорили) по совету своего дворецкого, мессера Пьерфранческо Риччи, эту работу Якопо, который весьма обрадовался этой оказанной ему милости ибо, хотя размеры заказа заставляли его, человека возраста уже весьма преклонного, над этим призадуматься и, пожалуй, даже пугали его, он, с другой стороны, отдавал себе отчет в том, насколько размах столь обширной работы открывал перед ним широкое поле деятельности, дающее ему возможность показать свое умение и свой талант (55). Эта необычайная палитра автора перенята им под впечатлением работ Дюрера А. и всей специфики живописи Северного Возрождения. Уже в следующем фресковом цикле — пяти фресках на темы Страстей Христа во внутреннем дворе Чертозы (монастыря) в Валь дЭма (ныне — часть «большой Флоренции»), выполненных в 1523—1524 годах и очень плохо сохранившихся, он берет за образец полные драматической экспрессии гравюры Дюрера. Иоанн Евангелист, с другой — св.
Фигуры показаны не просто на фоне пейзажа, они сливаются с ним и кажутся неотделимыми от него, что характерно для ренессансной живописи. Вещь эта, написанная Якопо в столь короткий срок, заслужила ему большие похвалы (12). Умер Франческо Пармиджанино в 1540 году. Вазари имени мученика не указывает, но императора именует Диоклетианом при этом установившееся с XVI века название «Мучение одиннадцати тысяч» соотносится с числом соратников именно Акакия – у Маврикия их количество не было определено и вообще Маврикия часто изображали негром на основании того, что он происходил из Египта.
Поджо а Кайано, вилла МедичиВ 1520 г. папа Лев X Медичи поручил Понтормо расписать фресками люнеты парадного зала виллы в Поджо а Кайано, тогда как Андреа дель Сарто и Фран-чабиджо получили заказ на росписи повествовательного характера, украсившие стены. Первое его значительные произведение, фрески в церкви Сантиссима Аннунциата во Флоренции (1514–1516), решены еще в гармонически-плавной манере Сарто, хотя и более эмоциональны. В этой странной, одновременно драматической и отвлеченно-холодной картине уже преобладает то начало, которое современники Понтормо называли «манера».
В 1516 году появилась его первая значительная работа — фреска «Встреча Марии и Елизаветы» (церковь Сантиссима Аннунциата, Флоренция), над которой молодой художник трудился в течение двух лет. ч ЬФПФ РЕТЙПД ИХДПЦОЙЛ ЧЩРПМОЙМ Й ОЕУЛПМШЛП ЛПНРПЪЙГЙК РП ЛБТФПОБН нЙЛЕМБОДЦЕМП (Л ЮЙУМХ ЬФЙИ ВПМШЫЕК ЮБУФША ОЕ УПИТБОЙЧЫЙИУС ТБВПФ ПФОПУЙФУС чЕОЕТБ Й лХРЙДПО, ЗБМЕТЕС бЛБДЕНЙЙ, жМПТЕОГЙС) ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ЧЕМЙЛПЗП НБУФЕТБ УЛБЪБМПУШ Й Ч УБНПУФПСФЕМШОЩИ ЧЕЭБИ рПОФПТНП (10 000 НХЮЕОЙЛПЧ ЙМЙ нХЮЕОЙЮЕУФЧП УЧСФПЗП нБЧТЙЛЙС Й ЕЗП ЧПЙОПЧ, 1529-1530, ЗБМЕТЕС рЙФФЙ, жМПТЕОГЙС). Однако первые два картона, которые сделал Якопо и из которых один изображал, как Иаков узнает о смерти Иосифа и видит его окровавленные одежды, а другой бегство Иосифа, оставляющего свой плащ в руках жены Пентефрия, не понравились ни самому герцогу, ни тем мастерам, которым надлежало их выткать, так как им показалось, что из таких странных рисунков едва ли что-нибудь получится в вытканных коврах, когда они будут готовы, после чего Якопо никаких картонов больше уж не делал (53). Однако превыше всех других он всегда особенно любил Бронзино, который отвечал ему тем же, с благодарностью сознавая ту пользу, которую он от него получил. Выполняем заказы по России, Украине, странам СНГ и ближнего зарубежья.
Однако в последние годы жизни он взял к себе, как бы на воспитание, Баттисту Нальдини, юношу хорошей души, принявшего на себя те малые заботы о жизни Якопо, которые тот сам согласился от него получать и сделавшего под руководством Якопо немалые успехи в искусстве рисунка, успехи такие, что от него можно ожидать наилучших достижений (58). После чего, нарисовав нескольких путтов, предназначенных для овала свода, держащих в руках разных зверей и изображенных в сокращении снизу вверх, он всех их, за исключением одного, поручил написать Бронзино, который отлично с зтим справился.
Михаилом Архангелом и св. Итальянский художник. Иоанна Евангелиста, св. Трагическое мировосприятие художника отразилось и в его позднем произведении – одухотворенном «Портрете ремесленника» («Автопортрет»).
При этом Медичи обеспечивают сытую и даже жирную жизнь, да и возможна ли эмиграция. Порой он был готов разрушить свои готовые прекрасные работы, стремясь улучшить созданное.
мЙЮОЩК УФЙМШ рПОФПТНП, У ЕЗП ХФПОЮЕООП-ЗТБГЙПЪОЩН ТЙУХОЛПН Й РТПИМБДОЩН ЛПМПТЙФПН, СТЛП РТПУФХРБЕФ Ч РБУФПТБМШОП-БММЕЗПТЙЮЕУЛЙИ ТПУРЙУСИ ЧЙММЩ нЕДЙЮЙ Ч рПДЦП-Б-лБКБОП (1519-1521). ЖБНЙМЙС лБТХЮЮЙ) (1494-1557), ЙФБМШСОУЛЙК ИХДПЦОЙЛ, ПДЙО ЙЪ ПУОПЧПРПМПЦОЙЛПЧ НБОШЕТЙУФЙЮЕУЛПЗП ОБРТБЧМЕОЙС Ч ЙУЛХУУФЧЕ чПЪТПЦДЕОЙС. семейство со святыми» (1518) во флорентинской церкви Сан Микеле Висдомини «Поклонение волхвов» того же времени в галерее Питти две фрески того же времени («Св. Иосифу, который смеется с такой живостью и непосредственностью, что поражаешься.
В сообщении Вазари, что написал «тут же портрет и самого Карла» содержится двусмысленность: непонятно, написал ли он портрет тут же в картине, около ангела или создал отдельный параллельно написанию картины. Но если кто-нибудь захочет увидеть лучшее, что Якопо сделал за всю свою жизнь, чтобы понять всю силу его дарования и его мастерства, которые проявились в живости голов, в расстановке фигур, в разнообразии поз и в красоте замыслов, тот пусть посмотрит в этой комнате флорентинского дворянина Боргерини, в углу, по левую руку от входа, на очень большую, но мелкофигурную историю, в которой изображено, как Иосиф в Египте, словно царь или князь, принимает своего отца Иакова со всеми своими братьями и сыновьями Иакова, осыпая их невероятными ласками (24). Понтормо усвоил у Андреа дель Сарто и обобщенную трактовку форм, вылепленных мягкими переходами светотени и свободную пластику поз и жестов, он превосходно компонует многофигурную композицию — его персонажи расположены полукругом на фоне огромной ниши.
Правда, однако, заключается в том, что, состарившись и изнурив себя писанием портретов изготовлением глиняных моделей и таким количеством работы над фресками, он довел себя до водянки, которая в конце концов и убила его в возрасте шестидесяти пяти лет (56). Вопрос о том, кто стал прообразом одинокого героя, которого до сих пор предпочитают именовать обобщенно символически, LAlabardiere, юный республиканец или юный герцог, окончательно не решен, но очевидно, что портрет изображает не триумф, а жертвенную самоотверженность и что по настроению он очень близок к «Мучению одиннадцати тысяч». Полный контраст этой величественной композиции оставляет написанная всего двумя-тремя годами позже станковая картина «Иосиф в Египте» (1518, Лондон, Национальная галерея). По этой истории можно судить о том, каково было качество и совершенство остальных произведений и фигур (11).
Однако существуют серьезные основания не соглашаться с подобной атрибуцией. В случае если в ранних портретах художнику важно было передать яркую индивидуальность своих моделей («Резчик драгоценных камней», 1510е «Двойной портрет», 1520е), то более поздние произведения этого жанра полны тревожного чувства. Лексический запас регулярно пополняют новые определения. И вот, после того как Якопо довел эту картину до совершенства, она была признана благодаря величию рисунка Микеланджело и благодаря колориту Понтормо произведением из ряда вон выходящим неудивительно вот таким образом, что, увидев ее, синьор Алессандро Вителли, который в то время был во Флоренции начальником наемной гвардии, заказал Якопо также и для себя картину с этого же картона, которую он послал в Читта ди Кастелло и приказал повесить в принадлежащем ему там доме (44).
Драматическое начало получает здесь нарочито-отвлеченное выражение. Но в этой композиции, с безупречным декоративным чутьем вписанной в пологий люнет большого зала виллы изображающей сидящих и полулежащих в непринужденных позах молодых дам, крестьян, обнаженных юношей на фоне невысокой стены и склоняющихся ветвей лавровых деревьев, Понтормо уже вырабатывает новый стиль — утонченный и холодный, с изысканной каллиграфией линий, прозрачностью теней и светлых холодных красок. Понтормо создал фресковую роспись «Встреча Марии и Елизаветы» в переднем дворе церкви Сантиссима Аннунциата (1516), где также работали Андреа дель Сарто, Франчабиджо и Россо.
Но ее драматизм становится более отвлеченным, что свидетельствует об усилении в творчестве Понтормо маньеристических тенденций. Старайтесь выразить вашу чувствительность, даже если это показывает вашу уязвимость.