Около 1655 года Йорданс Якоб перешел в кальвинизм, но всё равно продолжал писать картины для католических церквей, хотя стиль их изменился. Якоба Йорданса не стало в возрасте 85 лет, в один день вместе с дочкой Елизаветой. Якоб Йорданс (нидерл. Картины Якоба Йорданса – это жемчужины лучших сокровищниц мира, таких как французский Лувр, русский Эрмитаж испанский музей Прадо, Национальный музей Стокгольма, Британский музей, Бостонский музей изящных искусств.
Якоб Йорданс – фламандский художник, яркий представитель фламандского барокко. Якоб Йорданс (нидерл. Jacob Jordaens) (19 мая 1593, Антверпен— 18 октября 1678, Антверпен)— фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко. Якоб Йорданс (19 мая 1593, Антверпен — 18 октября 1678, Антверпен) — фламандский художник, один из выдающихся представителей фламандского барокко. Якоб Йорданс – великий фламандский художник 17 века.
Другой «Семейный портрет» Якоб Йорданс создал, будучи уже женатым на Катарине ван Ноорт и имея дочь Елизавету примерно четырех лет. У Йорданса остался один сын — Якоб Йорданс младший, который как и отец стал художником. Якоб Йорданс (нидерл. Якоб Йорданс делит с Антонисом ван Дейком славу наследника Питера Пауэла Рубенса. Расширив помещение спустя 20 лет, Якоб Йорданс (фото художника указано в статье) сделал в здании мастерскую и провел там почти все свою жизнь.
Йорданса часто называют самым «фламандским» художником. Подобно большинству Земных знаков вы эффективны, конкретны и не слишком эмоциональны. «Воспитание Юпитера» (1635-1640, Париж, Лувр) – скорее, жанровая, нежели аллегорическая композиция изображенные здесь фигуры, как и на картине «Сусанна и старцы» (Брюссель, Кор. У Якоба Рейсдаля он учился всего один год (1656-1657), хотя поддерживал с ним дружеские отношения всю жизнь. Исполнял также акварели и офорты. Источником вдохновения художника часто становилась родная страна, с её культурой, традициями и преданиями. Гал. ).
В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. Грандиозный объём работ (декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе по заказам европейских монархов), большие серии картонов для шпалер, посвящённые Карлу I Великому, Александру Македонскому, Одиссею (1660-е годы), созданные при активном участии мастерской, способствовали постепенной утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Деревья, столь напряженно трагические у Рейсдаля, в картине Хоббемы оказываются в окружении событий простой деревенской жизни и теряют весь свой драматизм. С 1640-х годов Йорданс писал парадные, часто перегруженные фигурами полотна в духе позднего барокко (панно Триумф принца Фридриха Генриха Оранского, 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).
художественное собрание), «Поклонение пастухов» (Стокгольм, Нац. Образ античного козлоногого божества для Иорданса столь же реален, конкретен, что и образы простонародья, он воплотил ту же могучую физическую и внутреннюю природную силу, которую художник передал в современном ему человеке. Несмотря на то, что Йорданс не покидал родной Антверпен известен он был на всю Европу и получал множество заказов и различных её уголков.
Герои ранних работ Браувера — люди озлобленные, задавленные нуждой, они безудержны в проявлении низменных страстей («Драка за картами», Мюнхен, Старая пинакотека). Любопытная сторона творчества Йорданса – его портреты. Йорданс учился у Адама ван Норта (в прошлом учителя Рубенса) и женился на его дочери. Это произведение раннего периода творчества художника. Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в полотнах, где преобладают жанровые мотивы.
Обычно справа и слева от него открывается лесная поляна или уходящая вдаль дорога. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. Вместе с тем Иорданс, как и Рубенс, всегда мифологизирует быт.
И среди этого изобилия – сутулая измождённая фигура старика. Франциска). Гал. ) и, особенно, «Аллегория Плодородия» (Брюссель, Кор. Но есть у Йорданса и более одухотворённые образы. Но все происходит наоборот. Но тем не менее не стоит считать, что он не был знаком с итальянским искусством.
Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне. Элементы пародии еще сильнее выступают в религиозных композициях Иорданса («Изгнание торгующих из храма», где в толкотне даже нет места для руки Христа, где все смотрят на старика, барахтающегося на спине и где господствуют второстепенные эпизоды, написанные с поразительной живостью и зоркостью, — жирные монахи, старухи с очками, негры, коровы). Достоверно известно, что 29 декабря 1653 года начинающего художника приняли свободным мастером в делфтскую гильдию Святого Луки, объединявшую живописцев всех жанров, мастеров стекольных и фаянсовых дел, ювелиров и торговцев картинами. Далекий от технической и эстетической утонченности стиля Рубенса, он быстро набрасывает крупные белые и черные пятна и затем тушью и кистью намечает толстые линии контуров. Плафон «Знаки зодиака», написанный художником около 1640 для своего собственного дома (ныне – Париж, Люксембургский дворец), свидетельствует о его виртуозном мастерстве в использовании самых смелых эффектов перспективы, типичных для барокко. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. Вы судите дерево по его плодам.
Об этом – знаменитые «пьяные» картины Якоба Йорданса изображающие нехилые фламандские застолья во главе с так называемым Бобовым королем. Любил вводить элементы бурлеска на полотнах своих картин даже с религиозными или мифологическими темами. В них царит дух разнузданного веселья, красноречив и ярок каждый персонаж, мягкая тёплая цветовая гамма содержит множество оттенков, от золотисто-розового до золотисто-коричневого.
В картинах Йорданса интерес к повседневности неотделим от наивной веры в чудеса. Йорданс написал ряд картин на тему этого нидерландского обычая: «Бобовый король» (около 1638 г. ), «Король пьёт» (около 1656 г. ) и др. После смерти Рубенса (1640) и Ван Дейка (1641) Иордане был признан лучшим художником своего родного города. Признание скоро пришло к молодому художнику. Не зависимой от Рейсдаля выглядит и живописная манера художника.
В 35 лет он уже получил первый заказ на алтарный образ «Мученичество святой Аполлонии» для антверпенской церкви святого Августина, – о таком Якоб и мечтать не мог, – а после смерти своего наставника он организовал собственную мастерскую и именно ему передал английский король Карл I заказ на создание картин для замка в Гринвиче, ранее адресованный Рубенсу. Перед нами пышущее здоровьем семейство, появлению которого явно поспособствовал Рубенс, точнее, впечатление от его шедевров. Благодаря покровительству Рубенса Йорданс сумел очень быстро проделать путь от безвестного «вольного художника» до одного из самых высокооплачиваемых фламандских мастеров. В 1660-е годы творчество Вермеера становится более созерцательным и изысканным, живопись – более холодной, матово-эмалевой, выдержанной в жемчужной гамме с яркими пятнами лимонно-желтых и голубовато-синих тонов (Девушка с жемчужной сережкой, Маурицхейс, Гаага). Как же при таких условиях спорить с главой города, отказываясь нарисовать его жену.
Они становятся серебристо-голубыми, как огромное многофигурное пафосное торжественное полотно «Триумф принца Фредерика Оранского», куда помимо людей введены и львы и кони. В 1616 году Йорданс был вписан в протоколы гильдии святого Луки, как художник-декоратор. В некоторых произведениях он находит компромиссные решения («Мюнстерский мир», 1654, Осло, Нац.
Далее стоит розовощекая служанка в красном платье, которая держит корзинку с плодами. С этого момента и в продолжение целого десятилетия (1620-е) его стиль достигает своего наивысшего развития.
Однако не написать «Портрет Катарины Бехагель» (1635 г., Рейксмузеум, Амстердам) он просто не смог, – перед нами знатная дама Антверпена, родного города Йорданса. Эти приемы, возможно, были связаны с работой мастера над картонами для шпалер с их особенностями построения композиции и пространства. Картина является парой к портрету Рутгера Ле Уитера (главы города и мужа Катарины).
Преследование же чистой красоты идеальных форм было им отложено. Будучи широко известен как успешный художник, он также был мастером гобеленов. Но, вероятно, больше всего они боялись стихийной силы народных празднеств. Нет точных сведений об образовании художника в детстве, можно лишь предположить, что он получил образование, соответствующее представителям его класса.
Его натюрморты — это изобилие различной снеди. Около 1643 г. художник написал поразительную картину «Диоген». Изображенная им природа буднична, прозаична. Преувеличенные в масштабах предметы кажутся наделенными необычайной силой, беспокойные линии их очерчивающие, порождают динамичный бурный ритм. Ранние картины Вермеера отмечены тягой к монументальности и возвышенности образов и, кроме того, свидетельствуют о влиянии итальянского барокко (Христос у Марфы и Марии, Национальная галерея, Эдинбург «Диана и нимфы», Маурицхейс, Гаага, 1653-1655).
В случае же с Хоббемой не удалось найти ни одного конкретного места (за исключением двух пейзажей), с которых написаны картины мастера. Некоторые из них близки к его картинам («Семейный портрет», ок. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620 – 1630-х гг. К нему с заказом обращался даже английский король Карл I (но созданные им картины не сохранились), сотрудничает с Оранской династией.
Период зрелости (1630- 1635) и последние годы творчества Йорданса часто и несправедливо подвергались критике. Искусство Йорданса отражает, как в чистейшем зеркале, его душу. он создал два декоративных полотна для гаагского дворца Хей-тен-босх, в 1661 г. приступил к работе над композицией для амстердамской ратуши. Йорданс часто писал полотна по мотивам пословиц с участием большого количества персонажей разных возрастов, например, многочисленные «Праздники бобового короля». У Рубенса постепенно образовался целый музей антиков и произведений живописи лучших итальянских художников — и музей этот влиял в огромной степени на образование вкусов и в особенности на развитие техники как его самого, так и всех его друзей.
Тяжелое материальное положение, вероятно, ускорило приближение смерти. 1615), более парадны портреты семьи художника (1622-1624, Прадо), четы ван Зурпелен (Национальная галерея, Лондон). Выполняя в 1630-х гг. Он часто использует размывку и предпочитает кисть, а не перо («Положение во гроб», ок. Художник буквально заставляет зрителя последовать за собой, почувствовать себя в окружении этого красивого пейзажа, вдохнуть живительный воздух, посмотреть на огромное голубое небо и плывущие по нему облака.
Семейство», 1616, Нью-Йорк, музей Метрополитен «Поклонение пастухов», ок. Следовательно, Хоббема писал их не с натуры, а в мастерской, отдаваясь на волю своей фантазии. Судьба Хоббемы была очень типичной для Голландии XVII века.
Истинным последователем и главой фламандской школы после смерти Рубенса был Якоб Йорданс (1593--1678), крупнейший художник Фландрии XVII в, писавший картины религиозного исторического, мифологического, аллегорического содержания, а также бытовые жанровые картины с фигурами в натуральную величину и портреты. Грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие исполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею, Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активном участии мастерской, — все это постепенно привело к утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам.
Родился в Антверпене 19 мая 1593 года в семье торговца тканями. Йордансиногда в течение дня заканчивал портрет или писал целую фигуру в рост. Рядом видны деревенские постройки, будь то мельница или сарай. Еще одной достойной картиной с названием Якоба Йорданса является полотно «Выбор Париса».
nbsp nbsp Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. Однако до конца своей жизни художник создавал произведения самого высокого уровня. Музей изящных искусств), – тяжеловесны, а формы выпуклы, однако художник избегает грубой фактуры и резкого колорита, к которым в тот период он нередко прибегал. Также у живописца присутствуют картины в бытовом жанре. Художественные образы для своих картин художник черпал из народного фольклора.
В следующих двух картинах – «Взятие под стражу» (Лондон, Нац. Тем не менее он сразу же был вовлечен в орбиту влияния великого мастера. Картина «Сатир в гостях у крестьянина» (ок. Его искусство полностью самобытно и даже уникально. Его пейзажи притягивают зрителя, манят своим уютом и обжитостью.
Работая в мастерской Рубенса, Иордане не забывает и о своей собственной карьере. Как и Рубенс, он был учеником ван Ноорта. Старайтесь выразить вашу чувствительность, даже если это показывает вашу уязвимость.
Полотна Йорданса можно увидеть практически во всех популярных музеях и картинных галереях. Это вживание в природу, слияние с нею и есть основной пафос творчества Мейндерта Хоббемы. Живопись Якоба Йорданса самобытна, национальна. В картинах на мифологические сюжеты представлены такие же сильные, выхваченные из жизни полнокровные типы («Воспитание Юпитера», КГ, Кассель «Мелеагр и Аталанта», 1618, Королевский музей изящных искусств, Антверпен и др. ). Четыре евангелиста (Мафей, Марк, Иоанн и Лука) изучают Священное Писание. «Поклонение волхвов» (1618 г. ) хранится в Национальном музее, в Стокгольме.
Шитый золотом корсаж и золотой браслет на руке подчеркивают состоятельность семьи. Но в слепой ярости часто проступает активность, бурный темперамент, предприимчивость. Не побывав в Италии испытал сильное воздействие Караваджо и поздней группы его последователей (в особенности Строцци).
Все фигуры тщательно реалистично выписаны и расположены по-прежнему диагонально. Это период полной зрелости мастера. 18 октября 1678 года умер фламандский художник Якоб Йорданс.
В некоторых ранних работах Иорданса («Святое семейство», Мюнхен) воздействие Караваджо ощущается необыкновенно отчетливо и в типах и в сильных контрастах света и тени и даже в композиции. В них художник Иорданс подмечал избыток здоровья, энергии, удовлетворенности жизнью. А. С. Йорданс Якоб (Jordaens), фламандский художник.
Козлоногий сатир, посещавший крестьянскую трапезу, удивлен двуличием людей — поведением крестьянина, который дует на кашу, чтобы ее охладить, в то время как раньше он дул на руки, чтобы их согреть. Черная шаль оттеняет молочную белизну ее кожи и яркость румянца. К лучшим картинам этого жанрового плана принадлежат Дама и два кавалера (Музей Антона Ульриха, Брауншвейг), Офицер и веселая девушка (Собрание Фрик, Нью-Йорк), Девушка, примеряющая ожерелье (Картинная галерея, Берлин-Далем), Дама в голубом, читающая письмо (Рейксмузеум, Амстердам), Девушка с кувшином воды (Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Пространство заполнено грузными фигурами, ярок и красноречив каждый персонаж. (Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622—24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма— пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов». На первом плане громоздятся овощи, живность. Но и Йорданс тем не менее Италии обязан своим развитием. Августина эскиз – Париж, Пти Пале) преобладает влияние Рубенса. На холсте, запечатлевшем чету Сурпелен (конец 20-х гг.
В конце 1650-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи: лирически проникновенную, тонкую по исполнению картину Улочка (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежими, чистыми, мягкими красками Вид города Делфта (Маурицхёйс, Гаага). Его первые датированные картины относятся к 1658- 1659 годам. Портреты стилистически близки к другим его картинам («Автопортрет с родителями, братьями и сёстрами», около 1615, Эрмитаж «Семейный портрет», около 1621-22, Прадо, Мадрид). В крестьянской хижине на скромной трапезе может присутствовать, например, козлоногий сатир (Сатир в доме крестьянина, около 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен). (Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622 – 24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625 – 28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма – пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов».
Для Оранской династии также пишет Якоб Йорданс. Они сгорели во время пожара. В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1620-1630-е годы (Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Сатир в гостях у крестьянина, начало 1620-х годов, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Бобовый король, 1638, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, тяжеловесным и крепким фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов. В то же время эти пейзажи глубоко обобщены-в каждом из них художник дает свое представление о природе Голландии, о жизни ее людей. С 1607 года учился у художника Адама ван Ноорта, сотрудничал с Питером Паулем Рубенсом и Антонисом ван Дейком. Раннее творчество Йорданса отмечено влиянием караваджизма («Поклонение волхвов», 1616, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Четыре евангелиста», 1625-30, Лувр, Париж и др. ). Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса (Семейный портрет, около 1615, Эрмитаж Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. Портреты Йорданса по своему изяществу и влиянию близки портретам Ван Дейка («Молодой человек с супругой», Бостон, Музей изящных искусств «Мужской портрет», Вашингтон, Нац.
1616, Мадрид, Прадо «Моисей источающий воду из скалы», ок. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. музей изящных искусств). Если же и в его искусстве живет (как в каждом подлинном искусстве) мистическое начало, то и это начало освящает наиболее материальный порядок вещей, самые примитивные из жизненных сил. Трудно сказать, какие обстоятельства заставили Хоббему совершить такой поступок.
Йордансом был создан особый тип композиции, где представленные в натуральную величину фигуры выдвинуты на передний план и занимают всю поверхность картины, лишенной пространственной глубины низкий горизонт усиливает впечатление грузности тел и предметов. Его картины – это воплощение обрядов и верований народа. «Сатир в гостях у крестьянина» (1620 г. ) написан по сюжету басни Эзопа. Беспокойную группу, окружающую еще крепкого старца-короля в бумажной короне, пронизывает сильное движение. По мнению авторов статьи в БСЭ, заказные работы Йорданса – это «парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос». В 1651-1652 гг.
1636-1638Мадрид, Прадо – это произведение, подписанное Йордансом, создано по эскизам Рубенса – Брюссель, Кор. Вследствие этого число полотен Йорданса чрезвычайно велико, хотя и меньше чем у Рубенса. Выбор пастуха привел к началу Троянской войны.
Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса (Семейный портрет, около 1615, Эрмитаж Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. Иорданс показывает зрителю различие их индивидуальностей. Среди его любимых тем – варианты картин «Сатир в гостях у крестьянина» (на сюжет басен Эзопа музеи Москвы, Касселя, Будапешта, Мюнхена, Брюсселя) и изображений праздника «бобового короля» (Эрмитаж, Санкт-Петербург Художественно-исторический музей, Вена и др. ). В 1625-1628 годах, мастерски владея кистью, художник Якоб Йорданс напишет полотно, которое называют немного по-разному: «Аллегория плодородия» или «Аллегория изобилия». Многие из жанровых сцен Вермеера суть обобщенные жанровые портреты. На живопись Йорданса оказал сильное влияние Рубенс (с которым он был дружен и часто сотрудничал), а также Франс Снейдерс, Ян Стен и искусство Караваджо.
Возможно, что Хоббема больше нигде и не продолжал своего обучения. В портретах Йорданс не ставил своей целью создать глубокие психологические образы. Хоббема один из первых делает природу непосредственно близкой человеку. В деревнях, в ремесленных кварталах города он находил своих героев. (Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622—24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма— пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов».
Одна из самых помпезных работ такого рода — цикл декоративно-аллегорических композиций 1648-53 по заказу голландского штатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск («Домик в лесу») исполнен Йордансом совместно с Г. ван Тульденом. У него заказывают полотна для английского короля Карла I и его жены. В большой картине «Мученичество св. Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет:«В ранних произведениях Йорданса (Семейный портрет, около 1615, Эрмитаж Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. Браувер органически связывает фигуры с окружающей средой. Снейдерс.
гал. ). Аполлонии» (1628, Антверпен, ц. св. Картина «Псарь и его свора» (1635, Лилль, Музей изящных искусств) остается одним из замечательных по красоте пейзажей с чертами рубенсовского и итальянского стилей.
Полную противоположность Ван-Дейку представляет собой Якоб Йорданс (1593—1678). 1638-1640, Париж, Лувр). Эти «недостатки», в сочетании с реалистической брутальностью, более характерны для двух тем, особенно дорогих художнику, – «Сатир в гостях у крестьянина» (Брюссель, Кор. Йорданс-рисовальщик известен, скорее, благодаря своим копиям с картин или рисунков Рубенса (1630-е), чем собственными рисунками.
Картины к этому времени меняют колорит. Стихия царит в картине Йорданса «Бобовый король» (1638, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж существует еще несколько вариантов) с их разнузданным весельем и грубоватым юмором. Во всяком случае датированных работ Хоббемы после 1669 года мы не знаем. Так, в одном из пейзажей, написанных около 1660 года ("Пейзаж с хижиной", Будапешт, Музей изобразительных искусств), Хоббема повторяет элементы рейсдалевских композиций, но в итоге создает абсолютно независимый образ. Ян Вермеер Делфтский (Vermeer van Delft) (1632–1675), голландский художник, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. После смерти Рубенса его наследники доверили Иордансу работу над завершением двух произведений – «Геркулес» и «Андромеда», – заказанных Филиппом IV, а также – выполнение крупного заказа, предназначенного для Карла 1 Английского – семь картин из «Истории Психеи».
В музеях Москвы, Касселя, Будапешта, Мюнхена, Брюсселя хранится несколько вариантов картины «Сатир в гостях у крестьянина», написанной на сюжет басни Эзопа. nbsp nbsp Выражена стихия Земли. Картина «Триумф принца Фридриха Генриха Нассауского», написанная для дворца Хёйс-тен-босх в Гааге (1652, эскизы – в музеях Антверпена, Брюсселя, Варшавы) показывает тенденцию позднего Йорданса к характерным для барокко художественным излишествам и бурной патетике, которая особенно проявляется в его последних композициях на религиозные сюжеты («Шествие на Голгофу», Амстердам, ц. св.
К числу наиболее характерных относится «Праздник бобового короля» (около 1638, Санкт-Петербург, Эрмитаж). У Йорданса сатир и крестьяне — дети единой природы, полные грубоватой жизненной силы. Святой Мартин исцеляющий бесноватого (Брюссель) Поклонение пастухов, любимый, неоднократно повторенный сюжет художника (Антверпен, Стокгольм), Сатир и крестьянин -- сюжет, взятый из басни Эзопа (Мюнхен, Кассель, Санкт-Петербург) Пьющий король (Брюссель, Париж), Нимфа и Фавн (Стокгольм), Марсий истязаемый музами (Амстердам), Силен (Дрезден, Монтобан), Мистическое обручение святой Екатерины (Мадрид), портрет адмирала Рюйтера (Лувр). Существует версия, что молодой Вермеер мог обучаться у «итальяниста» Леонарта Бреймера, с которым его семья поддерживала достаточно близкие отношения.
В этих бытовых зарисовках часто встречаются элементы грубоватого юмора. Напротив того, более родственные по духу венецианцы и в особенности ломбардец Караваджо, приобрели огромное значение для нидерландских художников. 1617, Антверпен, Гор. Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса (Семейный портрет, около 1615, Эрмитаж Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень.
В картине Иорданса «Сатир в гостях у крестьянина» (около 1620, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина) сюжет заимствован из басни Эзопа, но переосмыслен в современном народном духе, в традициях фламандского искусства. В 1622, когда Ван Дейк уехал в Италию, Иордане становится главным помощником Рубенса и, вероятно, участвует в работе над 21 картиной, заказанными для галереи Медичи в Париже, а в 1634-1635 над большими декоративными панно «Счастливое прибытие Кардинала-Инфанта Фердинанда в Антверпен», а также над мифологическими композициями, заказанными Филиппом IV Испанским для украшения «Тогте della Parada» («Гибель Титанов», ок. Он отдал сына в ученики к Адаму ван Норту, рассчитывая, что тот будет заниматься изготовлением картонов для шпалер. 1617, Гренобль, Музей изящных искусств «Аллегория Плодородия», Мюнхен, Старая пинокотека «Распятие», Ренн, Музей изящных искусств «Искушение Магдалины», Лилль, Музей изящных искусств). Впоследствии в гильдии образовалось отделение литературы и риторики.
Интерес к нему возродился лишь в XIX веке, благодаря деятельности художественного критика и историка искусства Этьена Теофиля Торе, который «открыл» Вермеера для широкой публики в 1866 году. В этот период Иордане выступает как «духовный наследник» Рубенса.
Рисунки и каргоны к шпалерам. А шуты и вне карнавалов профессионально нарушали границы дозволенного. В своём творчестве сохранял связи с традициями нидерландского искусства XVI в. Ранним произведениям, родственным караваджизму (Семейный портрет, около 1615, ГЭ), свойственны подчёркнуто простонародный характер образов, тесно сгруппированных на переднем плане, осязаемая материальность предметов, контрасты света и тени. Впрочем, со временем художник избавился от этого недостатка. XVII в. ), величественная осанка мужчины не может ввести в заблуждение зрителей.
Обычно он писал семейные пары. Йорданс теснее других был связан с миром национальной культуры. Во время праздников народ примерял на себя роли своих правителей, можно было обряжаться в их костюмы и потешаться над ними самими. У Якоба в картинах значительно больше мощи и энергии, чем красоты форм и грации. 1622, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Она в буквальном смысле пропитана фламандским духом. Сутолока людей и животных на картине «Изгнание торгующих из храма» (Париж, Лувр) говорит о живописной мощи художника и его ошеломляющей жизненной силе.
В крестьянской хижине на скромной трапезе присутствует козлоногий сатир («Сатир в гостях у крестьянина», около 1620 г. ). Его искусство в значительной мере однопланово. Находясь в гостях у крестьянина, сатир с удивлением замечает, что крестьянин в одном случае дует на руки, чтобы согреть их, в другом дует на похлебку, чтобы остудить ее. Рисуя свой знаменитый «Семейный портрет», – одну из первых своих работ (1615 год, возможные более ранние картины Якоба не датированы, полотно хранится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге), – художник отнюдь не ставил своей целью создать глубокие психологические образы.
Картина датирована самим мастером, однако дата может читаться по-разному: 1669 или 1689. Таковы "Водяная мельница" из Лувра, "Дорога в лесу" из Национальной галереи в Вашингтоне или "Пейзаж с мельницей" из лондонской частной коллекции. С 1607 учился у А. ван Норта, сотрудничал с П. П. Рубенсом. Таковы многократно повторяемые художником темы: «Сатир в гостях у крестьянина» — картина, существующая в многочисленных вариантах и поражающая богатством оттенков карнации, сочностью рефлексов и игрой полутонов и буквально наполненная крепкими запахами фламандской земли или «Праздник бобового короля», где семейное торжество превращается в подлинное обжорство, где пахнет жареным и спиртным, где хохочут, справляют свои естественные надобности, хлебают, жуют и предаются всем инстинктам плоти. В донесении испанского наместника королю Филиппу IV сообщалось: «все начали пить и есть так усердно, что под конец все были пьяны ибо без этого не обходится тут ни один праздник» Испанцев возмущало расточительство их фламандских подданных, да и название «пьяница» в Испании XVII века было равносильно грубому оскорблению.
В 1661 году Йорданс выполнил три больших композиции для залов амстердамской ратуши. Ученик, напротив, воспринимает природу в ее обыденности, особенно выделяя ее лиризм. При этом Хоббема никогда не изображает дикой природы. В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью, плебейской характерностью сгруппированных на переднем плане фигур (Семейный портрет, около 1615, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) сказывается влияние караваджизма.
В конце 1660-х годов художник стал часто изображать богато обставленные комнаты, в которых дамы и кавалеры музицируют, ведут галантные беседы (Любовное письмо, Рейксмузеум, Амстердам и др. ). Причина спора крылась в определении и присвоении статуса «Самой прекрасной» одной из богинь. Моделями живописцу служили любимая жена и маленькая дочурка. Возглавлял живописную мастерскую. Крупным мастером монументально-декоративного натюрморта был друг Рубенса Франс Снейдерс (1579 —1657). Аллегории Йорданса (наиболее известная – «Аллегория Плодородия», около 1623, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), обладающие красотой яркого колорита, кажутся в целом перегруженными деталями и массивными фигурами обнажённых натурщиц. Выполняя в 1630-х гг. В таких произведениях, как «Сатир в гостях у крестьянина» (Кассель, Гос.
Это изображение жизни «в цвету», жизни, «льющейся через край». Йорданс Якоб (Jordaens, Jacob 1593-1678) — фламандский художник XVII века.
Между горами снеди – почти неотличимые от товара лоснящиеся лица торговцев. Злоба, боль, бесшабашное пьяное веселье вспыхивают на лицах, превращая их мгновенно в гротескные гримасы. Пушкина) написана на сюжет басни Эзопа. Всего в семье было одиннадцать детей, Якоб был старшим. Север освободился от власти Испании, тогда как юг оставался под ее господством и там по-прежнему процветало католичество.
Даже, казалось бы, чисто бытовой, совсем не галантный жанр (Молочница, Рейксмузеум, Амстердам Кружевница, Музей Лувр) полон в полотнах Вермеера обаяния несказанной тайны, достигающей особой, аллегорической сложности в картине «Искусство живописи» (также «Мастерская художника» или «Аллегория живописи», Музей истории искусства, Вена). Среди них теряются фигуры людей и животных. Среди излюбленных сюжетов — праздник «бобового короля», отмечаемый в день поклонения волхвов младенцу Христу. В картине «Бобовый король» (ок. Страна раскололась на две части. В «Четырех евангелистах» (Париж, Лувр, ок.
Многочисленные этюды человеческого лица, выполненные цветными мелками, хранятся в Безансоне и Париже (Лувр, библиотека Школы изящных искусств). Картина находится в Музее изобразительных искусств, в Москве. Вместе с П. П. Рубенсом Йорданс исполнял в Антверпене декоративные работы, приобретя (после смерти Рубенса) славу первого живописца Фландрии.
Грандиозный объем работ, включавший декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы исходившие от королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие исполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею, Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активном участии мастерской, все это постепенно привело к утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Со второй половины 1650-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в залитом серебристым светом интерьере городского дома (Девушка с письмом, Картинная галерея, Дрезден Служанка с кувшином молока, Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько сюжетно обоснованному действию, сколько общему лирическому настрою сцены, душевному состоянию персонажей. На своей многофигурной композиции он с большим искусством расположил нимф и сатиров. Однако признание явно не пошло ему на пользу как художнику – в последние десятилетия жизни из-под его кисти выходили однообразные, почти ремесленного уровня картины. Эрмитаж Мюнхен, Старая Пинакотека) и «Бобовый король» (ок. В 1652 г. он создаёт панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского».
Якоб Рейодаль и Мейндерт Хоббема более всего отличаются мировосприятием. Йорданс писал алтарные картины, мифологические и аллегорические сцены, портреты. Уже к 40-м годам он становится самым популярным художником во Фландрии. Это были тогда и самые модные художники, сказавшие последние слова в искусстве. Он стремится всегда создать уравновешенную, по возможности симметричную композицию.
В это время у него, как у большого мастера, уже 15 учеников. Якоб Йорданс (1593-1678) родился и жил в противоречивое для его родины время. Однако нельзя сказать, что Якоб Йорданс копировал чужую стилистику. Можно даже предположить, что еще до учебы у Рейсдаля Хоббема уже имел другую профессию. музей изящных искусств Будапешт, Музей изобразительных искусств Санкт-Петербург, Гос. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной литературы – в шутовском виде. В «Поклонении пастухов» труппа персонажей с центральной фигурой Богоматери исполненная в изящной, романтизированной манере и группа пастухов, написанная броско и реалистично, являют собой противопоставление двух живописных традиций итальянской и фламандской. Дата рождения художника неизвестна, однако по сохранившейся записи о его крещении в Новой церкви Делфта (крещен 31 октября 1632) можно предположить, что будущий великий нидерландский художник родился в конце октября.
(Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622—24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма— пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов»1. гравюрный кабинет). В крупнофигурном полотне У сводни, ярко жизненной композиции, полной молодого задора и полнокровной чувственности, элементы тонального колорита смело сочетаются с крупными звучными пятнами чистого цвета.
Йорданс не работал в мастерской Рубенса и стал его помощником значительно позже.
но эти работы не сохранились. К нему обращались с заказами короли Англии и Швеции. Особым обаянием обладают созданные в этот период образы людей труда искусства, науки, передающие самоуглубленность человека в минуты творчества (Кружевница и Астроном, обе картины в музее Лувра, Париж Географ, Штеделевский художественный институт, Франкфурт). Живописная манера достигает особой широты, мягкая и горячая цветовая гамма богата множеством золотисто-розовых и золотисто-коричневых оттенков. Он единственный работает в «большом стиле». В такой ситуации, казалось бы, Рейсдаль должен писать фантастические выдуманные пейзажи, а Хоббема-быть слепым подражателем природы. Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма.
С 1650 и до конца жизни художник в равной степени увлечен изящными композициями, характерными для итальянской школы живописи («Сон Антиопы», 1650, Гренобль, Музей изящных искусств) и величавыми, монументальными фигурами («Нептун, похищающий Амфитриту», Антверпен, Дом Рубенса). Большое полотно изображает торжище (рынок).