Работал в Харлеме, с 1648 — член гильдии живописцев. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе).
Частное собрание, Лондон) и особенно в картине «Еврейское кладбище» (Около 1655 г. Картинная галерея, Дрезден). 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Излюбленный мотив Класа – прерванный завтрак, стол, на котором расположены лимон, хлебец, серебряная посуда, стеклянный бокал. (Ср. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ).
Таким образом, Хоббему можно считать единственным доподлинно известным учеником Рейсдал а. Вероятно, учитель и ученик не только вместе работали, но и дружили. Очень немногие из его ландшафтов простые виды определенных местностей. Эрмитаж) суровые замки на высоких холмах (Замок Бентхейм, 1653, Блессингтон, собрание Бейт) зимние вечера в засыпанных снегом и скованных холодом маленьких селениях (Зима, 1660, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. Выдающимся пейзажистом был также дядя Рейсдаля – Саломон сан Рейсдаль (1600-1670) известный своими типичными видами рек, каналов и деревень Голландии.
Маленькой и хрупкой кажется в этом могучем пейзаже фигурка охотника. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
Это типичный для Рейсдаля пейзаж настроения. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика.
Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. «Еврейское кладбище». В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. Господствует идея вечно обновляющейся жизни. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны.
Виды замка Бентгейм (1654) в Дрездене и в собрании Бейтша в Лондоне соединяют монументальное величие со свежим, сочным колоритом. Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя. Смерть Рейсдаля (он умер 14 марта 1682 г. ) проходит почти незамеченной. Вместе с тем его «Водопады» и «Потоки» исполненные под влиянием Эвердингена, написаны еще в темных тонах, перегружены природой и наполнены драматическим лиризмом. А. С. Пушкина Бурное море, Берлин, Гос.
А. С. Пушкина драматические пейзажи с заброшенными руинами (среди них знаменитое озаренное мертвенным грозовым светом Еврейское кладбище, 1660, Дрезден, Картинная галерея, вариант в Детройте, Институте искусств) море в ясную и бурную погоду (Морской берег, Москва, Гос. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Ни одного яркого пятна. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному.
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания. Уже в ранних произведениях 1640-х, связанных с традицией голландского пейзажа 1-й пол. Работал в Харлеме и Амстердаме.
XVII в., запечатлевая непосредственные впечатления от окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646 Пейзаж с путником, 1647, обе — Санкт-Петербург, Гос. Живое непосредственное впечатление от действительности, увиденная художником красота этого интимного уголка – вот что определяет характер изображения. Черная тишина только что прошедшей грозы нависла над руинами старого здания из мрака выступает белый искривленный ствол дерева.
Умер Рёйсдал в марте 1682 г. По всей видимости, смерть настигла его в Амстердаме, но затем его прах перевезли в Харлем и 14 марта 1682 г. погребли в церкви св. Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян.
В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию. Видно, что они выросли из поздних картин Саломона. Па переднем плане — поваленный ствол дерева. У кого Рейсдадь учился живописи — неизвестно. 2) отличается сравнительно небольшими размерами. Рёйсдалу всегда удавалось передать ощущение необъятности и величия природы.
Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. в Петербурге ландшафт с колокольней 1646г. Это ярко проявилось уже в 50-е годы в таких работах, как «Замок Бентхейм» (1653.
В содержательном и многоплановом творчестве Рейсдала с равной степенью образного проникновения и эмоциональной глубины запечатлены спокойные по настроению широкие голландские равнины, виды городов и различных зданий (Равнина, Берлин, Гос. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере.
Тихие виды с высоких дюн на Гаарлеме в Амстердаме и Берлине примыкают сюда же. музей изобразительных искусств им. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Зимний день. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон.
Середина XVII века – время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. Между стволов сквозит красная крыша стоящего среди зелени домика. Боде говорит: «Это грандиознейшие ландшафты, какие только созданы искусством». Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам.
Рёйсдал не был евреем. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Как черна грозовая туча, как бледна радуга. Художник не стремился изобразить бескрайние дали, равнины, реки, города с многочисленными фигурками людей, занятых обыденными делами, как это делали многие его предшественники и современники (Гойен, С. Рейсдаль). Он сразу же вступил на путь исканий. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Зимний день. В 1650-55 годах Рейсдаль, живя в Гарлеме, часто странствует по Голландии, в особенности в лесной, холмистой местности около немецкой границы. Именно Рейсдала назвали основателем западноевропейского философского пейзажа.
Кирпичная руина, напоминает развалины замка Бредероде. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. музей изобразительных искусств им.
Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала. ХLV, 120/21). Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств).
Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Учеником и последователем Ресдаля в пейзажном живописи был Мейндерт Гоббема. Рёйсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений. Датировано лишь небольшое число произведений Рёйсдала, созданных между 1654 и 1665 некоторые из этих зимних пейзажей и видов морского побережья относятся к лучшим творениям голландской живописи. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Доведя до высшей напряженности контрасты света и теней, массы ближнего здания и обширности равнинного воздушного пространства, Рейсдаль придает типично-голландскому ландшафту патетически-монументальный характер («Ветряная мельница на Рейне» и «Зимний ландшафт» в музее Амстердама).
Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Тихие виды с высоких дюн на Гаарлеме в Амстердаме и Берлине примыкают сюда же. Гёте справедливо называл Якоба Рейсдаля художником-мыслителем.
Изображенная в картине широкая панорама замерзшей роки воспринимается лишь как часть зримого мира, как случайный вырез из него. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Ок. Лилль, «Хлебное поле», музей Метрополитен: Музей Роттердам изящных искусств Нью-Йорк, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. За этими «приближенными» и нагроможденными, словно околдованными деталями картинами следует более целеустремленная и общая концепция, с большими массами и кулисами и широким горизонтом, концепция, расцвет которой приходится на 1650-е.
Как бурен горный ручей, который, пенясь, пролагает себе путь среди могил. Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны. Уже тогда Рейсдал посещал немецкие леса в Клевешене и Мюнстершене. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. Он кончает жизнь в бедности, в больнице, куда помещают его на казенный счет. Расцвет творчества Рейсдаля приходится на 50-70 годы XVII столетия.
В поздние годы под впечатлением успехов своего друга художника Эвердингена, посетившего скандинавские страны и изображавшего по возвращении на родину их природу, Я. Рейсдаль создает картины с видами норвежских гор и водопадов («Водопад в Норвегии», «Горный пейзаж», обе в Эрмитаже и др. ). Однако он рано вступил и на художественное поприще. Все элементы картины тесно связаны между собой. Часто эти фигуры в пейзажах Рейсдаля писали А. ван де Вельде, К. Бергем, Г. ван Баттем и другие художники.
Уже некоторые произведения раннего периода Рейсдала (1646–1651), нередко им датированные, написанные беспокойно тяжелыми красками, являются упрощенными иногда несколько взъерошенными, но всегда поэтическими отрывками из непритязательных окрестностей Гаарлема. Произведения последних лет жизни Рейсдала. Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер.
Всего далее он заходил в слиянии разнородных мотивов гам, где, как в дрезденском «Еврейском кладбище», сознательно стремился воплотить в своих ландшафтах определенные идеи. Так же, как и расположившийся у дороги странник, они органически связаны с окружающей природой. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев.
Нигде не раскрывается вид вглубь. Возможно, что первым учителем мальчика был его дядя — Саломон известный художник Гаарлема, являвшийся в 1648 г. деканом гильдии художников. Рейсдал никогда не путешествовал по Китаю.
У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. За ними следуют монастырь и деревья в лесу за дюнами в Дрездене. Никто до него не изображал облаков так мягко и правдиво, так легко или так тяжело. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям.
Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. Рейсдал как поэт. В 1648 году он вступил в гильдию живописцев в Гарлеме. 1650-х — кон.
Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Творчество Рейсдаля рано, впрочем, получило самобытный характер. Это годы взлета голландской пейзажной реалистической живописи. За ними следуют монастырь и деревья в лесу за дюнами в Дрездене.
Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами.
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Редкие в его картинах и обычно одинокие фигурки путников (так же, как и птицы, животные) написаны, как правило, не самим художником, а кем-либо из его друзей (Берхем, Адриан ван дер Вельде). Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения.
Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. К 1650-1660 гг. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Точной информации у нас очень немного.
Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Но негоцианты Голландии там были и привозили знаменитую китайскую фарфор. Редкие фигуры отдыхающих или идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Повседневный дух пейзажей Саломона ван Рейсдаля и ван Гойена сменяется обычно в картинах Рейсдаля сочетанием реальных впечатлений с переработкой влияний идеально-романтических пейзажей К. Лоррена (см. ), Я. Бота (см. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями.
Ни одного яркого пятна. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. Мягкие линии дюн и дороги, прячущиеся за деревьями, низкие строения, как ()ы ограничивающие изображение, – все это содействует впечатлению замкнутости и уединенности. У холма изгибается дорога, около которой сидит путник. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Земной ландшафт окутан дрожащим светом и воздухом.
Свободной живописной манерой исполняет Рейсдаль в эти годы свои лесные виды, предвосхищая дух и стиль «интимного» пейзажа XIX века. Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Деревья направо и голый ствол на переднем плане взяты у себя дома, в немецких дубовых лесах.
Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Поэтическое чувство, пронизывающее пейзажи Рейсдаля, одухотворяет созданные им картины природы, предвосхищающие достижения мастеров пейзажного жанра в европейском искусстве 18 и 19 столетий. Рейсдаль остался верен истинному драматизму в своих пейзажах.
Тогда же (в начале 60-х годов и позднее) Рейсдаль пишет многочисленные (известно около 120), особенно нравившиеся публике живописно-романтические виды северных водопадов, по образцу норвежских водопадов Эвердингена. Мотивы его ранних картин, где молодой художник передавал непосредственное впечатление от окрестностей Харлема, просты и печальны. Лучшая из картин Рейсдаля в собрании Эрмитажа – «Болото» – является не просто зарисовкой очереднего пейзажного мотива.
В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Тонкие изгибающиеся стволы и ветки выделяются светлыми линиями на фоне темной зелени.
Нигде но раскрывается вид вглубь. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Однако благодаря человеческим фигурам иногда появляющимся в этих пейзажах, некоторые произведения можно датировать 1660-ми, как, например, знаменитая «Мельница в Вейке» (Амстердам, Гос. А. С. Пушкина драматические пейзажи с заброшенными руинами (среди них знаменитое озаренное мертвенным грозовым светом Еврейское кладбище, 1660, Дрезден, Картинная галерея, вариант в Детройте, Институте искусств) море в ясную и бурную погоду (Морской берег, Москва, Гос.
Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом.
Но со временем в произведениях живописца нарастает драматизм, появляются взволнованные и тревожные ноты. Свидетельства показывают иное. Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Движение каждого мотива слагается в широкий, мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных сил природы и всех её порождений на земле.
Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. А между тем биография этого художника почти неизвестна. Перед нами руины еврейского кладбища.
1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным.
В нескольких офортах художника, принадлежащих к первому периоду его творчества, можно видеть также реминисценции лесных «причуд» Р. Саверея и Г. ван Конинкслоо. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Виды замка Бентгейм (1654) в Дрездене и в собрании Бейтша в Лондоне соединяют монументальное величие со свежим, сочным колоритом. Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи. По выражению биографа Рейсдаля (Хаубракена), счастье не было его подругой. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ).
Уже тогда Рейсдал посещал немецкие леса в Клевешене и Мюнстершене. Изумительный голландский художник, мастер проникновенного пейзажа.
Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). Величавый извечный покой уединенного замкнутого мира царит под густым навесом листвы, среди вековых стволов, над неподвижной ряской «Болота» (знаменитой картины Рейсдаля в Эрмитаже). Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Голландские пейзажисты 17 века с удовольствием рисовали природу своей страны такой, какой она была в действительности.
Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. дубовый лес в Амстердаме и горный ручей в Берлине.
Последнюю Рейсдаль написал в нескольких вариантах. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Уже некоторые произведения раннего периода Рейсдала (1646–1651), нередко им датированные, написанные беспокойно тяжелыми красками, являются упрощенными иногда несколько взъерошенными, но всегда поэтическими отрывками из непритязательных окрестностей Гаарлема. Перед нами не панорама, а небольшой уголок пейзажа с растущими на пригорке деревьями. Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью.
Теперь известно не менее 670 дошедших до нас картин Рейсдаля (из них в Эрмитаже 17), 90 рисунков и 12 офортов из которых некоторые существуют только в одном или двух оттисках. Но и эти картины не изменили положения художника. Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 16551660, Детройт, Институт искусств). Среди множества прекрасных примеров этой уравновешенной и мощной манеры – одной из лучших манер мастера – следует назвать картины из собрания Уоллес в Лондоне, музея герцога Антона-Ульриха в Брауншвейге, собрания Фрик в Нью-Йорке (1654), музея в Мюлузе и музея Ашмола в Оксфорде. На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам.
Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Очень немногие из его ландшафтов простые виды определенных местностей. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Никто до него не изображал облаков так мягко и правдиво, так легко или так тяжело. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника.
Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). засохшее пастбище на ярко освещенной дюне 1650г. Сюда относятся грандиознейшие лесные ландшафты, каковы «Большой лес» в Вене, «Болото» в Петербурге, «Охота» в Дрездене, «Лесная дача» в Лувре, а также превосходный, наполненный рассеянным светом речной ландшафт с ветряной мельницей в Амстердаме, водяные и ветряные мельницы и взморье в Лондоне. Грозовые тучи, нависшие над дикой, безлюдной горной долиной, средневековые руины, поток, проложивший себе путь между древних могил, – все здесь вызывает чувство глубокой меланхолии. Ничто не вечно на земле, как бы говорит нам художник: время, ветер и вода обращают в прах все – от хрупких творений человеческих рук до деревьев и скал. Присущее Рейсдалю видение природы в ее отношении к цивилизации вызывает тот благоговейный трепет, отталкиваясь от которого романтики обосновали век спустя свою концепцию Возвышенного. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства).
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. В 1668 году его имя появляется в качестве свидетеля брака Мейндерта Хоббема, его единственного официального ученика, художника, чьи работы путали с работами Рёйсдаля. Рейсдаль (или Рюйсдаль, Ruisdael, Ruysdael, Рейсдаль I), Якоб ван, величайший голландский пейзажист XVII века (1628 или 1629-1682).
На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. Помимо живописных работ, Рейсдалю принадлежат замечательные рисунки и офорты. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Эрмитаж). Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта.
Неясен год его рождения – это либо 1628, либо 1629 лишь предположительно называют одним из его учителей Соломона Рейсдаля (дядю Якоба Рейсдаля). Он умер нищим в амстердамской богадельне. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок.
К периоду творческой зрелости Рейсдала (сер. Баво. Влияние Саломона, отражавшего в своих произведениях черты импрессионистского стиля известного гаарлемскою пейзажиста Ван Гойена, заметно и в первых картинах Рейсдаля («Домик в роще», 1646, Эрмитаж). Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере.
У кого Рейсдаль учился живописи — неизвестно. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера.
Однако он рано вступил и на художественное поприще. VI, 377), К. Бергема (см. ) и других итальянистов. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ).
У кого Рейсдадь учился живописи – неизвестно. Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". При этом художник почти не изображает самих людей. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века.
Я. ван Рейсдал — один из крупнейших пейзажистов европейской живописи. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график. Поражает, однако, мастерская передача малейших деталей. Ок.
Более зрелое и спокойное впечатление производят уже картины 1653г. 1650-х — кон.
Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Он сразу же вступил на путь исканий. Первые его работы, датированные 1646—1647 годами, показывают раннее развитие живописного дарования юного художника. Пейзаж у Ройсдаля абсолютно утратил панорамный характер. В Касселе можно видеть ландшафт с деревьями 1647г. Но в великого художника Божией милостью, которым он останется, несмотря на менее: благоприятный новейшие суждения, он развился благодаря собственному углублению в природу.
Жизнь стремительно меняется. 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий.
Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам). Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом. Оставаясь холостым, Рейсдаль посвятил свои заботы старому отцу. Все пронизано движением света. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра.
Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Во второй половине 60-х годов (эпоха высшего развития творчества Рейсдаля) он создает ряд самых значительных своих произведений, в которых мощная реальность выпуклых монументальных форм сочеталась с впечатлениями от света и простора равнинного пейзажа Голландии. Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Ранние картины Рёйсдала, выполненные с 1646 по 1649, – главным образом пейзажи окрестностей Харлема. Около 1656-1657 он поселяется в Амстердаме, как и многие другие харлемские художники, в частности его кузен Якоб Саломонс ван Рёйсдал (в 1666) и пейзажист Алларт ван Эвердинген (в 1653), очень близкий ему по «романтическому» восприятию природы (каскады и гористые леса).
Написанная в 1646 г. картина Якоба ван Ройсдаля Домик в роще) (рис. Романтический дух в творчестве Рейсдаля теперь переходит в идиллический. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Родился в Гарлеме. Голландский художник, рисовальщик и офортист.
Редкие, но удивительно полные настроения марины, городские виды и зимние ландшафты, например берлинские, относятся, кажется, к началу семидесятых годов пышный ландшафт с руинами в Лондоне отмечен 1673 г. и лишь за ними следуют, по Боде, все упомянутые искусно составленные из чуждых мотивов ландшафты, все те водопады, которых Рюиздаль никогда не видал и тем не менее умел наполнять самой выразительной живописной жизнью, мощные горные ландшафты, например ландшафт со спокойным темным озером в Петербурге и, как последнее слово его мудрости, «Еврейское кладбище» в Дрездене. 1630-1681), сын Саломона. Сдержанный колорит, сумрачный тон, монументальные формы.
Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Именно на эту картину метила статья Гёте «Рейсдал как поэт». Земной ландшафт окутан дрожащим светом и воздухом. В то время большим спросом пользовались приукрашенные виды итальянской природы, всевозможные «Закаты».
Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). Великий Якоб ван Рейсдал, живший до 1657г. В нём небо часто занимало две трети холста. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. В композиции преобладают стихийные силы. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал.
относятся самые лучшие произведения Рейсдала. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. В изображении мрачных, гонимых ветром облаков, каскада пенящихся струй, охваченных вихрем деревьев Рейсдаль возвышается до величаво-трагической романтики и символизма (две картины на тему «Еврейское кладбище» в Дрезденской галерее и в музее Детройта). У Рейсдаля было много подражателей, но его учеником был только М. Гоббема (см. ). В этих картинах впервые находит яркое воплощение самодовлеющая, независимая от человека стихия природы.
Па переднем плане – поваленный ствол дерева. Видно, что они выросли из поздних картин Саломона. Сюда относятся грандиознейшие лесные ландшафты, каковы «Большой лес» в Вене, «Болото» в Петербурге, «Охота» в Дрездене, «Лесная дача» в Лувре, а также превосходный, наполненный рассеянным светом речной ландшафт с ветряной мельницей в Амстердаме, водяные и ветряные мельницы и взморье в Лондоне. Эрмитаж) суровые замки на высоких холмах (Замок Бентхейм, 1653, Блессингтон, собрание Бейт) зимние вечера в засыпанных снегом и скованных холодом маленьких селениях (Зима, 1660, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).
Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Cередина ХVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной жпвоппсп. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Голландские художники ХVII-ХVIII веков бесчисленное число раз изображали зимние развлечения на лоне природы – катание на коньках, гуляния, выезды в санях. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. При этом его гибкая, натуральная передача одинаково далека от размашистой широты и от чрезмерной гладкости, его письмо, позднее иногда темнившее избегает резкого подчеркивания ярких световых пятен или светящихся локальных красок и стремится к спокойной утонченной правде природы, применяя слегка оливковые и серые краски короче сказать, он умеет придать своим картинам всестороннее художественное равновесие, которое сообщается и душе зрителя. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов.
(Пейзажистом, но довольно посредственным, был и сын Саломона, Якоб ван Рейсдаль II, 1630-1681). Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал.
В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Ценители искусства отметили, с какой одухотворённостью он пишет различные проявления природы. Архитектурные мотивы (мосты, водяные мельницы, шлюзы, замки) приобретают здесь особое значение, придавая картине равновесие и гармонизируя отношения между человеком и природой.
В своих картинах художник размышляет о бесконечном беге времени, об увядании и возрождении природы, о быстротечности человеческой жизни. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Художник строит изображение на тонких нюансах серых тонов. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера.
В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Я. ван Рейсдал — один из крупнейших пейзажистов европейской живописи. 1- Возникшая годом позднее картина Крестьянские домики в дюнах) (рис. В настоящий момент их известно около пятисот. Но беспристрастного зрителя они всегда будут увлекать и восхищать.
Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Он станет акцизным чиновником, а мелкая должность даст небольшой, но постоянный прибыль. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников.
В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Занимая около трети живописной поверхности, она сливается вдали с высоким облачным небом. Высокий полог неба с выпукло клубящимися облаками поднимается над оживленной белыми полосками холстов эпически-обширной далью с выступающей у горизонта массой Гарлемского собора. Боде говорит: «Это грандиознейшие ландшафты, какие только созданы искусством». Одна или несколько маленьких, порой лишь бегло набросанных человеческих фигурок составляют неотъемлемую часть его широких панорамных видов с деревьями, горами, руинами замков, водопадами или речными потоками.
в Гаарлеме, до 1681г. Наиболее ранним среди датированных произведений Рейсдаля является эрмитажный пейзаж «Домик в роще», созданный в 1646 году. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа.
Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Ок. Однако он рано вступил и на художественное поприще. Редкие, но удивительно полные настроения марины, городские виды и зимние ландшафты, например берлинские, относятся, кажется, к началу семидесятых годов пышный ландшафт с руинами в Лондоне отмечен 1673г. и лишь за ними следуют, по Боде, все упомянутые искусно составленные из чуждых мотивов ландшафты, все те водопады, которых Рюиздаль никогда не видал и тем не менее умел наполнять самой выразительной живописной жизнью, мощные горные ландшафты, например ландшафт со спокойным темным озером в Петербурге и, как последнее слово его мудрости, «Еврейское кладбище» в Дрездене. Все элементы картины тесно связаны между собой.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Все пронизано движением света.
В композиции преобладают стихийные силы. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Почти отсутствуют достоверные сведения и о дальнейшей судьбе художника. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья.
Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. К периоду творческой зрелости Рейсдала (сер. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Новейшие воззрения на искусство умаляют достоинство именно этого рода картин Рейсдала. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм.
По большому счету, это – одно из немногих свидетельств, по которым можно восстановить хотя бы канву биографии Рейсдала. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии.
Ruysdael, Ruisdael, Jacob van) 1628 или 1629, Харлем — 1682, Амстердам. Слева раскрывается вид на лужайку, где виднеются фигуры отдыхающих людей. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Картина сравнительно велика по размеру и несколько растянута в ширину. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.
ветряную мельницу на дюнах 1647г. Их вдохновляли каналы и дюны, маленькие деревушки и аккуратные домики. Середина XVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной живописи. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала.
«Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья.
Произведения последних лет жизни Рейсдала. Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах. Тонкое ощущение интимной прелести природы пронизывает ранние произведения художника.
Рёйсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений. Болезненным состоянием Рейсдаля, вероятно, можно объяснить черты упадка (изысканно-мелкий характер и нагроможденность форм, холод жестких красок) в его картинах конца 70-х годов, отражающих отчасти эволюцию вкусов в Голландии 2-й половины XVII века в сторону французской изысканности.
Все расплывается в сырой атмосфере туманного дня. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Его картины оценивались довольно высоко. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Он достигает этого, мастерски сочетая образы фантазии с результатами реальных наблюдений.