Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение.
Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному.
Голландский пейзажист Якоб ван Рейсдаль принадлежит к числу наиболее выдающихся живописцев XVII века. Ранние произведения Р. изображают скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Эрмитаж, Ленинград). Частное собрание, Лондон) и особенно в картине «Еврейское кладбище» (Около 1655 г. Картинная галерея, Дрезден). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Но и эти картины не изменили положения художника. Предполагается, что первые уроки живописи Рейсдал получил от своего дяди, художника Саломона ван Рейсдала. Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи.
Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. Он достигает этого, мастерски сочетая образы фантазии с результатами реальных наблюдений. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье.
Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Баво.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Возможно, что первым учителем мальчика был его дядя — Саломон известный художник Гаарлема, являвшийся в 1648 г. деканом гильдии художников.
Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века.
Почти отсутствуют достоверные сведения и о дальнейшей судьбе художника. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Произведения последних лет жизни Рейсдала. Жизнь стремительно меняется. Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом. Низкий ракурс, выбранный им, делает очертания мельницы и других зданий несколько размытыми и от этого кажется, что они готовы вот-вот растаять в неприветливом, покрытом серыми облаками небе. Наиболее ранним среди датированных произведений Рейсдаля является эрмитажный пейзаж «Домик в роще», созданный в 1646 году.
Рёйсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений. Он сразу же вступил на путь исканий. У кого Рейсдаль учился живописи — неизвестно.
1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера.
Эрмитаж) суровые замки на высоких холмах (Замок Бентхейм, 1653, Блессингтон, собрание Бейт) зимние вечера в засыпанных снегом и скованных холодом маленьких селениях (Зима, 1660, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году.
После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос. Неясен год его рождения – это либо 1628, либо 1629 лишь предположительно называют одним из его учителей Соломона Рейсдаля (дядю Якоба Рейсдаля). В нескольких офортах художника, принадлежащих к первому периоду его творчества, можно видеть также реминисценции лесных «причуд» Р. Саверея и Г. ван Конинкслоо. Произведения художника этого периода проникнуты ощущением сурового величия и живой изменчивости природы, отличаются материальной осязаемостью форм, мастерской передачей динамики световоздушной среды. Их вдохновляли каналы и дюны, маленькие деревушки и аккуратные домики.
Редкие в его картинах и обычно одинокие фигурки путников (так же, как и птицы, животные) написаны, как правило, не самим художником, а кем-либо из его друзей (Берхем, Адриан ван дер Вельде). относятся самые лучшие произведения Рейсдала. Его картины оценивались довольно высоко. Из семантических связей в тексте становится ясно, что речь о требовательном преподавателе. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни.
Это ярко проявилось уже в 50-е годы в таких работах, как «Замок Бентхейм» (1653. Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». На картине Рейсдала запечатлен крошечный городок Вейк, расположенный в нескольких милях к юго-востоку от Утрехта. Cередина ХVII века — время наивысшего подъема голландской пейзажной жпвоппсп.
Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 16551660, Детройт, Институт искусств).
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Архитектурные мотивы (мосты, водяные мельницы, шлюзы, замки) приобретают здесь особое значение, придавая картине равновесие и гармонизируя отношения между человеком и природой. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Среди множества прекрасных примеров этой уравновешенной и мощной манеры – одной из лучших манер мастера – следует назвать картины из собрания Уоллес в Лондоне, музея герцога Антона-Ульриха в Брауншвейге, собрания Фрик в Нью-Йорке (1654), музея в Мюлузе и музея Ашмола в Оксфорде. Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать.
1630-1681), сын Саломона. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. Вместе с тем его «Водопады» и «Потоки» исполненные под влиянием Эвердингена, написаны еще в темных тонах, перегружены природой и наполнены драматическим лиризмом.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии. В эти годы сформировался его оригинальный живописный стиль, его концепция печальной, суровой и героической природы. Пейзаж на закате 1682Замок Бентхайм 1680-еПлощадь в Амстердаме 1670Вид Амстердама 1660-еПейзаж с водопадом 1665 Пейзаж с мельницей 1661Водопад 1665-1670Зимний вечер 1670Водопад в лесу 1660-1670Волнорез 1670-1672 Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей — марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок.
Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. В сороковых—пятидесятых годах достигает полного расцвета творчество Гойена, ведущего художника раннего голландского пейзажа. Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах.
1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Я. ван Рейсдал — один из крупнейших пейзажистов европейской живописи. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Смерть Рейсдаля (он умер 14 марта 1682 г. ) проходит почти незамеченной.
Рейсдал Якоб Картины и биография Якоба ван Рейсдала Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский художник и график. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах.
Художник не стремился изобразить бескрайние дали, равнины, реки, города с многочисленными фигурками людей, занятых обыденными делами, как это делали многие его предшественники и современники (Гойен, С. Рейсдаль). Около 1656-1657 он поселяется в Амстердаме, как и многие другие харлемские художники, в частности его кузен Якоб Саломонс ван Рёйсдал (в 1666) и пейзажист Алларт ван Эвердинген (в 1653), очень близкий ему по «романтическому» восприятию природы (каскады и гористые леса). Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Маленькой и хрупкой кажется в этом могучем пейзаже фигурка охотника. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя.
Порой, чтобы быть в теме, приходится искать что означает слово или значение выражений. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. Ок. Ок.
Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. В композиции преобладают стихийные силы. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно.
Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде.
Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной. Помимо живописных работ, Рейсдалю принадлежат замечательные рисунки и офорты. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. А. С. Пушкина драматические пейзажи с заброшенными руинами (среди них знаменитое озаренное мертвенным грозовым светом Еврейское кладбище, 1660, Дрезден, Картинная галерея, вариант в Детройте, Институте искусств) море в ясную и бурную погоду (Морской берег, Москва, Гос.
Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). В композиции преобладают стихийные силы. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Грозовые тучи, нависшие над дикой, безлюдной горной долиной, средневековые руины, поток, проложивший себе путь между древних могил, - все здесь вызывает чувство глубокой меланхолии.
Около 1650-55 Р. путешествовал по Восточным Нидерландам и Западной Германии, создавая полные драматизма монументальные пейзажи ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в институте искусств, Детройт). Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. В настоящий момент их известно около пятисот.
На это указывают прежде всего холодный колорит и костюмы людей, написанные не самим Рейсдалем, а сотрудничавшим с ним в эти годы роттердамским живописцем Герардом фан Баттемом. Рёйсдалу всегда удавалось передать ощущение необъятности и величия природы. Это типичный для Рейсдаля пейзаж настроения. Самым ранним документом, относящимся к амстердамскому периоду жизни мастера, считается запись от 14 июня 1657 года извещающая о том, что Якоб ван Рейсдал принял крещение в голландской реформатской церкви.
Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). Рейсдал считается ведущим мастером нидерландский пейзаж. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви.
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (Горы Норвегии, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако, первым образованием для Якоба стала медицина историки располагают сведениями, что Рёйсдал какое-то время работал хирургом в Амстердаме. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины.
В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого.
Лучшая из картин Рейсдаля в собрании Эрмитажа – «Болото» – является не просто зарисовкой очереднего пейзажного мотива. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). Однако он рано вступил и на художественное поприще.
Свидетельства показывают иное. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея).
Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график.
Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя.
Около 1656 Р. поселился в Амстердаме. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Рёйсдал не был евреем. Мейкен, по всей видимости, умерла, когда Якоб был еще ребенком, поскольку уже 9 марта 1642 года Исаак женился в третий раз.
Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира.
Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах. Мастер в Харлеме с 1648. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. В зрелый период творчества он пишет разнообразные городские, сельские, речные и морские пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), сумрачные чащи возле болот и лесных рек ("Болото", Эрмитаж, Ленинград), а также (по примеру А. Эвердингена) горные норвежские ландшафты ("Водопад", Маурицхёйс, Гаага).
При этом художник почти не изображает самих людей. Все пронизано движением света. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств).
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Рейсдал (чит. статью) вступил в харлемскую гильдию художников в 1648 г., с 1659 г. стал гражданином Амстердама. Он кончает жизнь в бедности, в больнице, куда помещают его на казенный счет. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Однако благодаря человеческим фигурам иногда появляющимся в этих пейзажах, некоторые произведения можно датировать 1660-ми, как, например, знаменитая «Мельница в Вейке» (Амстердам, Гос. Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны. Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. К периоду творческой зрелости Рейсдала (сер. Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией.
Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников.
Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). За этими «приближенными» и нагроможденными, словно околдованными деталями картинами следует более целеустремленная и общая концепция, с большими массами и кулисами и широким горизонтом, концепция, расцвет которой приходится на 1650-е.
Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). В нём небо часто занимало две трети холста. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте.
Стремление художника к созданию героического образа природы получает в здесь свое классическое воплощение. На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий.
Гёте справедливо называл Якоба Рейсдаля художником-мыслителем. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником».
Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
Последнюю Рейсдаль написал в нескольких вариантах. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ). Точной информации у нас очень немного. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. По всей видимости, замок произвел на Рейсдала очень сильное впечатление ибо впоследствии он изобразил его на дюжине полотен.
Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер.
В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). А между тем биография этого художника почти неизвестна.
Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями.
Редкие фигуры отдыхающих или идущих вдаль путников составляют неотъемлемую часть пейзажа. Созданных между 1654 1665 и некоторые из этих зимних пейзажей и видов морского побережья относятся к лучшим творениям голландской живописи, Датировано лишь небольшое число произведений Рёйсдала.
Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Рёйсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений. 1650-х — кон.
Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. В поздние годы под впечатлением успехов своего друга художника Эвердингена, посетившего скандинавские страны и изображавшего по возвращении на родину их природу, Я. Рейсдаль создает картины с видами норвежских гор и водопадов («Водопад в Норвегии», «Горный пейзаж», обе в Эрмитаже и др. ).
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Известно, что Рейсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Лилль, «Хлебное поле», музей Метрополитен: Музей Роттердам изящных искусств Нью-Йорк, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Рейсдаль любил писать лесные чащи, болота, водопады — места, где человек только прохожий, — маленькие голландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. Таким образом, логично предположить, что мастер делал на пленэре лишь предварительные наброски, а основная работа над картиной происходила уже в мастерской. "Пейзаж с руинами замка" очень характерен для манеры Рейсдала. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано.
В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. К 1650-1660 гг.
Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам).