Точной информации у нас очень немного. Портретная живопись, как и пейзаж, представлена работами мастеров разных поколений. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
Тревожно мерцающий на ветру свет факелов и светильников вырывает из тьмы отдельные фигуры и этот контраст света и тени доводит до предела трагизм изображенной сцены. Глубокий реализм и широта творческих замыслов Рембрандта были чужды бюргерской среде. В видах лесов и болот, созданных в эти зрелые годы, художник еще сохраняет свое стремление к структурности, к усилению орнаментальной игры живых и мертвых стволов деревьев (дерево с белой корой, лежащее по диагонали на первом плане, является излюбленным и типичный мотивом Рёйсдала, которым будет неустанно пользоваться Вейнантс). Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века.
Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). В просвет одних деревьев просматриваются следущие, показывая глубину леса. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Можно различить несколько периодов в творчестве Якоба.
1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). В Эрмитаже хранится двадцать шесть картин Рембрандта. Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII в. был Ян фан Гойен (1596—1656). А между тем биография этого художника почти неизвестна.
Вторая ранняя вещь—Портрет старика-воина (ок. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Общий запас лексики (от греч. С образцами жанра 20—30-х гг. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала.
Но и эти картины не изменили положения художника. 1630-1681), сын Саломона. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. : Фехнер Е. Ю., Якоб ван Рейсдаль и его картины в Государственном Эрмитаже, Л., 1958 Rosenberg J., Jacob van Ruisdael, B., 1928 Wiegand W., Ruisdael-Studien, Hamb., 1968 (Diss. ). В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах.
Ранних произведений великого голландца до нас дошло немного два находятся в Эрмитаже.
Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Помимо определяющего влияния Врома следует упомянуть и близость некоторым современным произведениям, в частности Г. Дюбуа и Яна ван дер Мера Старшего (например, картина ван дер Мера «Дорога», 1648, Гаага, Маурицхёйс). Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Частное собрание, Лондон) и особенно в картине «Еврейское кладбище» (Около 1655 г. Картинная галерея, Дрезден). Баво. На это указывают прежде всего холодный колорит и костюмы людей, написанные не самим Рейсдалем, а сотрудничавшим с ним в эти годы роттердамским живописцем Герардом фан Баттемом.
Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Это ряд портретов, а также картины Давид и Урия и Возвращение блудного сына. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт).
На ней тяжелое атласное одеяние, цветы венчают ее юную головку. Став гражданином Амстердама в 1659, он в 1660 дает рекомендацию Хоббеме, его ученику. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж).
А. С. Пушкина Бурное море, Берлин, Гос. Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя.
3 в Харлеме), голландский художник и график. За последнее время был сделан вообще ряд попыток переоценки Я. Рюисдаля. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Эрмитаж) суровые замки на высоких холмах (Замок Бентхейм, 1653, Блессингтон, собрание Бейт) зимние вечера в засыпанных снегом и скованных холодом маленьких селениях (Зима, 1660, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Как раз в 1670 г. он потерял главную поддержку в лице своего дяди Саломона, который сравнительно с другими пейзажистами нажил себе известный достаток.
В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному. последовал разрыв Рембрандта с официальным обществом Амстердама. Живописные достижения голландских жанристов второй половины XVII в. ярко проявились в творчестве Питера де Хоха (Хозяйка и служанка), Питера Янсенса (Комната в голландском доме), Габриеля Метсю (Завтрак, Больная и врач), Франса Мириса (Утро молодой дамы, Угощение устрицами) Герарда Терборха (Бокал лимонада, Получение письма, Женский портрет).
К 1650-1660 гг. Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье.
Это грандиозный стиль, требующий тщательности и проникновенности в исполнении и рисунке, утверждается в «Речном пейзаже» (1649, Эдинбург, Нац. На картине Флора Рембрандт запечатлел свою жену Саскию в виде богини весны и цветов. сюжет, но решенный Рембрандтом свежо и оригинально. Ок.
Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира. относятся самые лучшие произведения Рейсдала. Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Якоб ван Рейсдал не только крупнейший пейзажист голландской живописи XVII века, но и один из великих мастеров европейского пейзажного искусства.
Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Лучшая из картин Рейсдаля в собрании Эрмитажа – «Болото» – является не просто зарисовкой очереднего пейзажного мотива. Его картины оценивались довольно высоко.
Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Ныне, что мы узнали прелестную домашнюю поэзию голландской живописи, что выросло значение таких искренних мастеров, как Сегерс, Гойен, Нэр и Саломон Рюисдаль (которому Якоб приходился родным племянником), картины Я. Рюисдаля стали казаться чересчур искусственными. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Природа у Рейсдала предстает в динамике, в вечном обновлении.
Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви. Сдержанно, но проникновенно повествует Рембрандт о душевных переживаниях отца и сына. И эта тема звучит в произведениях разных лет, разных сюжетов. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине Морской берег (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Притягательность работ Рейсдала заключена в их реалистическом подходе к природе, он прославился как величайший и самый разносторонний из всех голландских пейзажистов 17 века. 1629—1630 гг. ).
Первые его картины означают годы учения на натуре. Последнюю Рейсдаль написал в нескольких вариантах. Большинство его пейзажей посвящены природе родной Голландии, однако Якоб Рёйсдал также писал дубовые леса Германии или по примеру своего друга художника Якоб Исаакс ван Рёйсдал (Jacob van Ruisdael, Jacob Isaakszoon van Ruysdael) (1628/1629, Харлем похоронен 14 марта 1682, там же) наиболее значительный голландский художник пейзажист. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ).
Этот период успело застать поколение ваших родителей. Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии. Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y».
Темный покров ночи окутывает взволнованную толпу людей. В поколенном Мужском портрете де Кейзер создает колоритный образ голландского бюргера, делового, уверенного в себе, прочно занявшего «место под солнцем». 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме.
Позднее творчество Рёйсдала отмечено некоторым качественным спадом художник создает бесконечные вариации на пользующиеся успехом темы (например, каскады). Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график.
Рёйсдалу всегда удавалось передать ощущение необъятности и величия природы. Отличительная черта творчества одного из крупнейших бытописателей Голландии Яна Стена (1626—1679) – увлекательная повествовательность. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера. Неожиданно появившийся ангел отводит руку Авраама и нож падает на землю. Жемчужина коллекции — Даная (1636 г. )—написана на довольно распространенный в искусстве XVI—XVII вв. И вслед за Саломоном Якоб потерял всех своих друзей: Воувермана в 1668 г., Адриана ван де Вельде в 1672 г. и Эвердингена в 1679 г. Его главный последователь высокодаровитый Гоббема принужден был поступить на службу сборщиком податей, чтобы не погибнуть с голоду.
Шотландии) и достигает своего апогея в многочисленных вариантах пейзажа с замком Бентхейм (1615, собрание Бэкона 1653, собрание Бейта). Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма.
В них тонко охарактеризован внутренний мир человека. К этому периоду относится небольшая картина Прощание Давида с Ионафаном (1642 г. ) — вещь, тонкая по психологической настроенности и бесценная по живописному богатству. Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра.
Наряду с влиянием Саломона ван Рёйсдала (сказавшимся в причудливой графике деревьев) в его творчестве заметно и влияние отца, а также Корнелиса Врома, сохранившего память о четкой эльсхеймеровской листве, показанной в контражуре на фоне светлого неба. Первоклассным произведением Переправа на пароме представлен современник Гойена — Саломон фан Рейсдаль (1600— 1670). В начале 1640-х гг. Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ).
Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал.
До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. – Здесь царит задушевность, покой и уют. Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта.
На позднем этапе творчества, созданном, когда он жил и работал в Амстердаме, он добавил панорамы города и морские пейзажи в свой обычный репертуар. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Особое место среди художников-жанристов занимает Адриан фан Остаде (1610—1685), посвятивший свое творчество изображению крестьян. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Низкий ракурс, выбранный им, делает очертания мельницы и других зданий несколько размытыми и от этого кажется, что они готовы вот-вот растаять в неприветливом, покрытом серыми облаками небе. Мадонна — немолодая изможденная крестьянка — падает на руки заботливо подоспевших друзей.
Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого.
Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Две эрмитажные картины Портрет молодого человека с перчаткой (ок. В композиции преобладают стихийные силы. Родился в Харлеме. Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам).
Путешествия Рёйсдала вместе с Берхемом к немецкой границе были, конечно, связаны с этим новым «благородным» и «героическим» этапом в творчестве художника. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев. Эрмитаж Берлин-Далем, музей) с большим наклоненным деревом, красноречиво повторяющим архитектонический «маньеристический» мотив Саверея, у которого он оставался, однако, чисто декоративным и необоснованным, эта группа великолепно показывает характерные черты, присущие искусству Рёйсдала. Мы не располагаем даже его достоверным автопортретом, не говоря уже о воспоминаниях современников. 1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства).
Болото принадлежит к числу наиболее прославленных произведений фан Рейсдаля. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Около 1660 в творчестве Рёйсдала появляется тенденция к панорамному пейзажу, к возросшей пространственности, достигнутой благодаря горизонтальным линиям и световым контрастам эта тенденция напоминает работы Филиппса Конинка («Вид Бевервейка», Мюнхен, Старая пинакотека «Вид Харлема», Амстердам, Гос. В настоящий момент их известно около пятисот. Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере.
Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. Они длятся приблизительно с 1642 по 1650. Рёйсдал не был евреем. Все пронизано движением света. Все пронизано движением света.
Музей изобразительных искусств), где торжествует тема засохшего дерева, притягивающего белизной своей коры, а также картины из Лейпцига (Музей изобразительных искусств, 1648), Копенгагена (Гос. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций.
Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. Учился, вероятно, у своего дяди, Саломона ван Рёйсдала испытал влияние Яна ван Гойена, Херкюлеса Сегерса работал в Харлеме, с 16 года в Амстердаме. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Этот гарлемский период полон непосредственности и простоты. Амстердам был самым крупным художественным центром. Рейсдал Якоб Картины и биография Якоба ван Рейсдала Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский художник и график.
С творчеством Якоба фан Рейсдаля (1628/29—1682) связаны лучшие достижения пейзажной живописи второй половины XVII в. В Эрмитаже хранится одиннадцать картин этого мастера. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению.
1650 г. ) и Мужской портрет (до 1660 г. ) написаны в широкой, динамичной манере, с тем умением запечатлеть на полотне мгновенно увиденное, которое отличает яркий талант Хальса. Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян. По-рембрандтовски прозрачная темнота позволяет рассмотреть вдали смутные очертания города. Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Присущее Рейсдалю видение природы в ее отношении к цивилизации вызывает тот благоговейный трепет, отталкиваясь от которого романтики обосновали век спустя свою концепцию Возвышенного.
Искусствоведы сходятся во мнении, что этот, написанный в 1653 году, пейзаж – одна из лучших работ Рейсдала. Следующий этап характеризует творчество Томаса де Кейзера (1596—1667) известнейшего портретиста своего времени. Он сразу же вступил на путь исканий. Гёте справедливо называл Якоба Рейсдаля художником-мыслителем. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Маленькой и хрупкой кажется в этом могучем пейзаже фигурка охотника. Более обеспеченные семьи покупали словарные энциклопедии в печатном виде. В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. Главная тема искусства Рембрандта — мир человеческих чувств.
Работая в сырости болот, Рюисдаль нажил себе ревматизм, который очень его мучил. Девять картин эрмитажной коллекции отражают разнообразие интересов художника, его острую наблюдательность и юмор в изображении сцен повседневной жизни различных слоев голландского общества (Курильщик, Брачный контракт, Больная и врач, Гуляки и др. ). Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок. Это типичный для Рейсдаля пейзаж настроения.
Он кончает жизнь в бедности, в больнице, куда помещают его на казенный счет. Красивый, золотисто-оливковый колорит картины характерен для 1630-х гг. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег» : высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов.
Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века.
Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников. 1640 г. ) и, наконец, поздний, как будто сотканный из воздуха и света, портрет поэта Иеремиаса Деккера (1666 г. ), с которым Рембрандта связывала многолетняя дружба. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа.
На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. Зато Рюисдаль, как создатель особого типа пейзажа, представлен в Эрмитаже превосходно четырнадцатью картинами из которых лишь одна вызывает сомнения (несмотря на полную подпись). Учился, вероятно, у своего дяди, харлемского пейзажиста Соломона ван Рейсдала. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Я. ван Рейсдал — один из крупнейших пейзажистов европейской живописи.
Позже отцу много помогал Якоб, который был настолько привязан к своей сводной сестре, что включил ее в свое завещание. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. К тому же времени высшего расцвета голландского реалистического искусства относится творчество Франса Хальса (1580—1666). Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Рейсдаль фиксирует отдельные участки местности, по-особому впечатляющие зрителя, рождающие в его душе взволнованное чувство.
Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. В 1648 вступил в гильдию живописцев в своем родном городе. Почти отсутствуют достоверные сведения и о дальнейшей судьбе художника. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ).
Голландский художник, рисовальщик и офортист. Написанная в 1645 г. картина Святое семейство изображает семью плотника. А. С. Пушкина драматические пейзажи с заброшенными руинами (среди них знаменитое озаренное мертвенным грозовым светом Еврейское кладбище, 1660, Дрезден, Картинная галерея, вариант в Детройте, Институте искусств) море в ясную и бурную погоду (Морской берег, Москва, Гос. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье. Неясен год его рождения – это либо 1628, либо 1629 лишь предположительно называют одним из его учителей Соломона Рейсдаля (дядю Якоба Рейсдаля). Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде.
Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса"). Вся голландская живопись того времени – от Рембрандта и Филиппса Конинка до итальянистов Бота, Берхема и Дюжардена – стремилась к подобной одновременно экспрессивной, успокаивающей и «возвышающей» концепции, которая близка поискам «идеального» у Клода Лоррена и Дю- ге. Лилль, «Хлебное поле», музей Метрополитен: Музей Роттердам изящных искусств Нью-Йорк, музей Бойманса-ван Бёнингена: «Горный пейзаж:», Санкт-Петербург, Гос. Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ).
Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. 1652—1654 гг. ), Портрет старушки (1654 г. ), Портрет старика (1654 г. ). Это ярко проявилось уже в 50-е годы в таких работах, как «Замок Бентхейм» (1653. Пейзаж на закате 1682Замок Бентхайм 1680-еПлощадь в Амстердаме 1670Вид Амстердама 1660-еПейзаж с водопадом 1665 Пейзаж с мельницей 1661Водопад 1665-1670Зимний вечер 1670Водопад в лесу 1660-1670Волнорез 1670-1672 Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей — марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Светом выделены лицо и руки, все остальное — детали одежды и окружающая обстановка — растворяется в теплом полумраке. Небольшая картина Притча о работниках на винограднике (1637 г. ) воспринимается как иллюстрация социальных взаимоотношений: работники, возмущенные несправедливостью, предъявляют свои требования хозяину. Все пронизано движением света. Рейсдал почти полностью преобразовал и, если можно так выразиться, "опоэтизировал" окружающий пейзаж.
Известно, что Рейсдаль освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников.
Помимо живописных работ, Рейсдалю принадлежат замечательные рисунки и офорты. Ок. Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса. Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Рембрандт фан Рейн (1606—1669). Свидетельства показывают иное.
Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма изображает ли он лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»). Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдал (1628/29—1682), художник неистощимой фантазии. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано.
Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Таковы Портрет старика в красном (ок. Так рождается романтический образ могучей, вечно обновляющейся природы. Приблизительно в 1670 году он переехал в самый центр города, на площадь Дам, где снял квартиру прямо над лавкой Иеронимуса Свеертса, торговца картинами и книгами. Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга).
При этом художник почти не изображает самих людей. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. Крепкая сочная манера письма сочетается у мастера с яркой характеристикой модели. В последней использован сюжет евангельской притчи о легкомысленном юноше, который, покинув отчий дом, предался разгулу и после тяжких испытаний, раскаявшись, вернулся домой. Герои произведения — простые люди Голландии. Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии.
Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Бук в борьбе со своей смертью, пустил покрытые листвой ветви. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (Горы Норвегии, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Почти одновременно с Данаей написано Снятие с креста (1634 г. ).
Лексика и языковой стиль изменяются в соответствии с духом времени. Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов (Радуга в штормовом море, 1655, Рейксмузеум, Амстердам Волнорез, 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году.
Свои творения, отображающие плоские равнины его родной Голландии или более разнообразные и живописные виды северных областей Германии, Рейсдал наделил чувством драматического величия. Среди них ранний Портрет ученого (1631 г. ), где молодой художник фиксирует внимание на мимолетном движении модели Портрет молодого человека с кружевным воротником (1634 г. )—прекрасный образец заказного портрета той поры, когда Рембрандт был любимцем амстердамских бюргеров тонкий по характеристике Портрет Бартье Мартене Доомер (ок. В первой половине XVII столетия в городах Голландии работали известные пейзажисты, поэтично и достоверно передававшие приветливый облик равнинной страны под огромным небом, ее полноводные реки, каналы, пастбища, песчаные дюны, влажный воздух и тающие в тумане дали. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ).
Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок. В нём небо часто занимало две трети холста. Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным.
Хозяин дома работает за верстаком мадонна, оторвавшись от книги, заботливым материнским жестом приподнимает полог колыбели, чтобы взглянуть на ребенка. Большая советская энциклопедия. Создается ощущение тишины и спокойствия, но и значимости и величия. Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский художник и график.
В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ, Москва Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа.
Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника (Горы Норвегии, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако настоящего Рюисдаля мы находим скорее в других картинах, овеянных мрачным насупившимся романтизмом или полных чувства одиночества. В поздние годы под впечатлением успехов своего друга художника Эвердингена, посетившего скандинавские страны и изображавшего по возвращении на родину их природу, Я. Рейсдаль создает картины с видами норвежских гор и водопадов («Водопад в Норвегии», «Горный пейзаж», обе в Эрмитаже и др. ).
Картина Поклонение волхвов только недавно была определена как оригинал Рембрандта. Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. В композиции преобладают стихийные силы. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке.
Смерть Рейсдаля (он умер 14 марта 1682 г. ) проходит почти незамеченной. В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию. И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Дотошные исследователи подсчитали, что Рейсдал изображал ветряные мельницы всего 15 раз, причем большую часть этих картин он создал в начале своего творческого пути. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Наиболее ранним среди датированных произведений Рейсдаля является эрмитажный пейзаж «Домик в роще», созданный в 1646 году. Редкие в его картинах и обычно одинокие фигурки путников (так же, как и птицы, животные) написаны, как правило, не самим художником, а кем-либо из его друзей (Берхем, Адриан ван дер Вельде).
Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах.
Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Художник не стремился изобразить бескрайние дали, равнины, реки, города с многочисленными фигурками людей, занятых обыденными делами, как это делали многие его предшественники и современники (Гойен, С. Рейсдаль). Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств).
На это указывают прежде всего холодный колорит и костюмы людей, написанные не самим Рейсдалем, а сотрудничавшим с ним в эти годы роттердамским живописцем Герардом фан Баттемом. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи.
Он успешно конкурировал даже с Гарлемом, где в это время развивал свое творчество неутомимый Франс Хальс, чье художественное наследие своей остротой и мощью вывело голландскую живопись на европейскую арену. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Он умер нищим в амстердамской богадельне. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов.
Какой ослепительный праздник любви. Библейская легенда о старце Аврааме, вынужденном, повинуясь велению бога, принести в жертву своего сына Исаака (Жертвоприношение Авраама, 1635 г. ), рассказана Рембрандтом как подлинное событие человеческой жизни.