Якоб ван Рейсдал не только крупнейший пейзажист голландской живописи XVII века, но и один из великих мастеров европейского пейзажного искусства. Рейсдал, Рёйсдал, Рейсдаль (Ruisdael, Ruysdael) Якоб ван (1628 или 1629-1682), голландский живописец и график. Творчество Якоба ван Рейсдала, расцвет которого приходится на середину XVII столетия, ярко выделяется на этом фоне.
Якоб ван Рейсдал или Якоб Изакс ван Рейсдаль (нидерл. Умер Якоб Исаакс ван Рейсдал в марте 1682 года. Большинство его пейзажей посвящены природе родной Голландии, однако Якоб Рейсдаль также писал дубовые леса Германии или по примеру своего друга художника Алларта ван Эвердингена водопады Норвегии. Якоб Рейсдал не ограничивался только изображением природы.
1670, Амстердам, Рейксмузеум) в устье таинственной лесной речки, в глубокой тени нависающего массива зелени скрылись лодочники (Лесная речка, Киев, Музей западного и восточного искусства). Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Мейкен, по всей видимости, умерла, когда Якоб был еще ребенком, поскольку уже 9 марта 1642 года Исаак женился в третий раз. Его двоюродный брат Якоб был зарегистрированным меннонитом в Амстердаме. Позже оба художника, пользуясь сделанными во время путешествия зарисовками, написали виды с замком Бентхейм, который находился в то время почти у самой границы с Голландией. Так, долгое время считалось, что художник умер в нищете и забвении в одной из богаделен Харлема и только в 1932 году ученым удалось доказать, что в богадельне умер вовсе не он, а его кузен Якоб (ок.
Учеником и последователем Ресдаля в пейзажном живописи был Мейндерт Гоббема. На позднем этапе творчества, созданном, когда он жил и работал в Амстердаме, он добавил панорамы города и морские пейзажи в свой обычный репертуар. Работа Хаубракена содержит массу интересной, но, увы, чаще всего, неточной информации, почерпнутой автором из различных (порой весьма сомнительных) источников. Рёйсдал любил писать лесные чащи, болота, водопады – места, где человек только прохожий, – маленькие голландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. Любопытно, что он предпочитал подписываться как «Рюйсдел», в то время как Исаак называл себя Рейсдалом. Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. На одной из могильных плит Рейсдаль написал свое имя. Рейсдаль, чьи пейзажи, по выражению Гете, «счастливо возвышены при помощи мысли», создает синтетический образ природы своей страны.
Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам. До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера. Природа и её могущество в картинах Рёйсдала представляются как властители мира.
В знаменитом пейзаже «Еврейское кладбище» (вторая половина 60-х гг., Дрезден, Картинная галерея) полуразрушенные гробницы, холодный лунный свет, падающий на мраморные плиты, развалины храма, бурный водный поток, прорезающие темное небо сухие ветви дерева — все говорит о неизбежном конце, о вечном беге времени, не щадящем живого. По крайней мере, когда она умерла в 1672 году, художник не стал оплачивать ее похороны и Барбертген Хувенельс похоронили на кладбище для бедняков. Сведения о его жизни приходится собирать буквально по крупицам. Деревня была домом деда Якоба изготовителя мебели Якоба де Гойера.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. В живописи и в пейзажном офорте он любил изображать деревья. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником». Что касается Рейсдала, то его зимние сцены не укладываются ни в одну из этих категорий. Племянник и, возможно, ученик С. ван Рейсдала.
В документе заверяется, что ему исполнилось 32 года. Свидетельства показывают иное. Сам Якоб всегда писал своё имя с «i», в то время как его двоюродный брат, сын Саломона Якоб Саломон ван Рёйсдал, также художник-пейзажист, писал своё имя с «y». Фамилия Рёйсдал связана с замком в деревне Бларикум, который ныне утерян.
В 2013 году Ян Пол Хинрихс согласился с тем, что доказательства неубедительны. Таким образом, Хоббему можно считать единственным доподлинно известным учеником Рейсдала. Тома этой книги выходили в 1718-21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием "Большое обозрение голландских художников и художниц". Композиция этой картины выдержана в типичной для Рейсдала манере. Но сразу отметать слова биографа не стоит. В маленьком «Виде Харлема» благодаря тонко найденному Рейсдалем пропорциональному соотношению полоски земли и простора неба и силуэту собора на фоне далекого горизонта зритель воспринимает равнину как часть безграничных пространств вселенной.
Одни писали морские берега, виды моря в солнечную и ненастную погоду (этот жанр называется марина), другие специализировались на изображении уютных городков, крестьянских хижин, зеленых рощ и перелесков, со стад на водопое, на фермах и пастбищах. Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине "Морской берег" (Эрмитаж, Санкт-Петербург). В это время Якоб ван Рейсдал создает произведения исполненные глубокого драматизма, передающие внутреннюю жизнь природы: «Вид деревни Эгмонд» (Москва, Государственный музей изобразительного искусства), «Лесное болото» (1660-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Еврейское кладбище» (1660-е годы, Дрезден, Картинная галерея), которые своим сдержанным, сумрачным колоритом, монументализацией форм и построений отвечали переживаниям художника. Рёйсдал был похоронен в церкви Святого Баво, в Харлеме, в то время протестантской церкви.
Саммый ранний документ связанный с Рейсдалом, датирован 1661 годом. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Пейзажи этого художника пропитаны атмосферой и эмоциями. Зато абсолютно точно известно, что он зарабатывал на жизнь изготовлением картинных рам.
После смерти обоих Гоббему забыли, а его произведения, приближенные к сюжетам Рейсдаля, относили к произведениям Якоба. 1630 – 1681), сын Саломона. Однако образам художника чаще присущ внутренний драматизм. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Драматический, даже мрачный характер мироощущения присущ поздним работам художника ("Горы Норвегии", Эрмитаж, Санкт-Петербург). Итак, Рейсдал родился в семье художников и ремесленников.
Картина «Морской берег» поступила в Эрмитаж из Мраморного дворца в Петрограде в 1919 году. Рейсдал не ограничивался определенными темами изображения. Ни зимнего веселья, ни поэтичных зимних пейзажей он не изображал. Среди младших современников живописца Рейсдаля, работавших в том же направлении реалистического пейзажа, был художник Мейндерт Хоббема (1638-1709) – создатель полного раздумья и лиризма пейзажа «Аллея в Миддельхарнисе» (1689, Лондон, Национальная галерея). Берхем показал замок издали, отчего он кажется воздушным и сказочным. Изображая спокойные голландские ландшафты, городские виды, пейзажи с руинами и старинными постройками, художник наполняет полотна напряженным драматизмом и величием («Вид Амстердама», Маурицхейс, Гаага «Вид Харлема», Рейксмузеум, Амстердам «Замок Бентхейм», 1653, частное собрание, Лондон «Еврейское кладбище», 1655, Картинная галерея, Дрезден вариант, Институт искусств, Детройт «Зима», 1660, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне «Равнина», Государственные музеи, Берлин «Мельница у Вейка», 1670, Государственный музей, Амстердам).
Самый ранний биограф Якоба, Арнольд Хоубракен, назвал его Jakob Ruisdaal. Это целая вселенная, в которой посчастливилось жить и людям. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Саломон ван Рейсдал, дядя Якоба ван Рейсдала, был намного талантливее своего брата и сумел стать одним из самых известных в Голландии пейзажистов своего времени. Работал в Харлеме, с 1648 – член гильдии живописцев.
Спустя два года Рейсдал получил права гражданина Амстердама, а в следующем, 1660 году написал рекомендательное письмо Мейндерту Хоббеме, в котором упоминает о том, что этот молодой живо-писец на протяжении нескольких лет был его «учеником и помощником». До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны.
Учился, вероятно, у своего дяди – С. ван Рёйсдала. Крупнейший пейзажист Голландии 17 века, одухотворивший свои пейзажи большими личными чувствами и переживаниями, Якоб Рейсдал в ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема ("Домик в роще", 1646, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Картины пронизаны колеблющимся светом и воздухом, звучность колористической гаммы и осязательная пластика форм наделяют эти произведения необыкновенной силой воздействия. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Эксперт по Рёйсдалю Сеймур Слив утверждает, что орфография «uij» не согласуется с собственным написанием имени Рёйсдаля, его необычно высокая продуктивность предполагает, что времени на изучение медицины было мало и в любом из его произведений нет никаких указаний посещение им северной Франции. Впрочем, лучшую свою мельницу, "Мельницу в Вейке", мастер написал уже в зрелом возрасте. По большому счету, это – одно из немногих свидетельств, по которым можно восстановить хотя бы канву биографии Рейсдала.
Здесь немало символических обозначений, связанных со смертью, быстро текущим временем (ручей), надеждой (радуга). Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. Эту информацию можно почерпнуть из списка членов гильдии.
Около 1650-1655, путешествуя по Нидерландам и Германии, Рейсдал писал монументальные пейзажные композиции, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни ("Еврейское кладбище", Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). До нас дошло немало его картин, многие из которых подписаны. Стремление художника к созданию героического образа природы получает в здесь свое классическое воплощение.
На 17 июня 1657 года он был крещен в Анкевене, вблизи Нардена. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано. Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа.
Точной информации у нас очень немного. Старая поговорка гласит, что Бог дал голландцам небо и воду, а землю они добыли себе сами. Его картины оценивались довольно высоко.
В конце жизни он действительно сошел с ума и скончался в харлемском приюте для бездомных 13 ноября 1681 года. К 1650-1660 гг. Простой и универсальный Рёйсдал изобразил широкий спектр предметов пейзажа.
Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Различные искусствоведы предположили, что это был случай ошибочной идентичности. Рейсдал никогда не путешествовал по Китаю. Как обычно, большую часть полотна занимает небо (здесь оно еще и отражается в водоеме), покрытое облаками. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599-1677) и Саломон (ок.
Логично предположить, что с азами художественного ремесла Якоба познакомили его отец и (или) его дядя, Саломон. Рёйсдал был плодовитым художником, сохранилось более 600 его произведений. «Еврейское кладбище» имеет откровенно воображаемый характер. В композиции преобладают стихийные силы.
Наплывы волн, бегущие облака, необъятные просторы полны настроения ожидания, мечтательной грусти в картине «Морской берег» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Например, Ян Стен прекрасно сочетал занятия живописью и пивоварение. В зрелый период творчества Рейсдал пишет городские, сельские, речные и морские ландшафты (Вид деревни Эгмонд, ГМИИ Пейзаж с водяной мельницей, 1661, Рейксмюсеум, Амстердам), горные норвежские пейзажи (Водопад, Маурицхёйс, Гаага), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек (Болото, ГЭ).
Красочная гамма обычно выдержана в коричнево-зеленоватых и серых тонах. Позже отцу много помогал Якоб, который был настолько привязан к своей сводной сестре, что включил ее в свое завещание. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту, мыслящим художником».
Известно, что многие голландские художники того времени имели вторую специальность. Однако за этой кажущейся тишиной и спокойствием угадываются буйные стихии воды и ветра. Может быть, "Замков Бентхейм" было и больше, но до нас дошло только двенадцать. Именно такой пейзаж изображен в картине «Морской берег»: высокое небо, покрытое кучевыми облаками и спокойное море с лениво набегающими на берег волнами, парусники, оживляющие водную гладь и празднично одетые люди на побережье. Испытал влияние Я. ван Гойена, Х. Сегерса.
Якобу Рейсдалу принадлежит ряд морских пейзажей – марин, величественных, широких, с преобладанием холодных, серо-голубых и рыжеватых тонов ("Радуга в штормовом море", 1655, Рейксмузеум, Амстердам "Волнорез", 1670-1672, Музей Лувр, Париж). Считается, что фигуры людей и животных (на переднем плане слева) написаны Адрианом ван де Вельде. Она была выполнена, по-видимому, в середине 1670-х годов. И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Изображения лесных болот составляют особую, пожалуй, самую сумрачную тему живописца.
В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. После поездки в Германию в 1650 году его пейзажи приобрели более героический характер. Принято считать (правда, первое упоминание об этом событии относится только к 1835 году), что картина была написана Рейсдалом для владельца замка, графа Бентхейма и долгое время принадлежала его семье.
Строгость и сдержанность сочетаются в искусстве Рейсдаля с большой эмоциональностью. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником». Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Первым учителем Якоба был его дядя Саломон ван Рёйсдал (1602-1670), который также был известным художником-пейзажистом.
Питер Шелтема говорит, что это был двоюродный брат Рёйсдаля, который появился в записи. Небогатый Гоббема так и не сумел пробиться к финансовому успеху и был принужден нищетой искать какую-то должность. Его картины – это не просто красивые виды пейзажей с интересной композицией. Но негоцианты Голландии там были и привозили знаменитую китайскую фарфор. Он достигает этого, мастерски сочетая образы фантазии с результатами реальных наблюдений.
В ранних произведениях изображал скромные виды окрестностей Харлема (Домик в роще, 1646, ГЭ). относятся самые лучшие произведения Рейсдала.
Ок. Около 1650-55, путешествуя по Нидерландам и Германии, создал ряд монументальных пейзажных композиций, в которых суровая холодная гамма и резкие контрасты светотени воплощают ощущение драматической изменчивости жизни (Еврейское кладбище, Картинная галерея, Дрезден вариант – в Институте искусств, Детройт). Вейнман показал, что человек, который умер, был фактически кузен Рёйсдаля, Якоб Саломон. Якоб ван Рёйсдал выработал особенную манеру живописи.
До нас не дошло ни писем, ни дневниковых записей мастера.
В его полотнах наблюдается взаимодействие всех сил природы, постоянное движение, вездесущая жизнь. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины.
И время от времени приторговывал полотнами второстепенных голландских художников. Свои творения, отображающие плоские равнины его родной Голландии или более разнообразные и живописные виды северных областей Германии, Рейсдал наделил чувством драматического величия. Выдающийся голландский художник, рисовальщик и офортист, большой мастер национального реалистического пейзажа. Природа у него одухотворена, словно наделена способностью переживания вот таким образом она находит в душе человека столь сильный отклик. Некоторые из зимних пейзажей Рейсдала можно назвать почти трагическими по настроению. Точной информации у нас очень немного. Вот почему с такой осторожностью приходится относиться к тому, что расказывает автор.
При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно.
При этом к мачехе Рейсдал относился сдержанно, если не холодно. В этом документе художник заверяет, что ему исполнилось 32 года. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. В картинах Рейсдаля жизнь природы мы ощущаем как родственную человеку стихию.
Отсюда монументальность и лаконизм их живописного строя. Рейсдал не был бы истинным голландцем, если наряду с лесистой Голландией не показал бы и прибрежную ее часть, омытую северным морем, овеянную влажным морским ветром. 1600-1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме.
Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. Якоб ван Рейсдал родился в Харлеме в 1628 или 1629 году. К сожалению, талант художника не был в должной мере оценён при его жизни.
Всего он написал более 150 скандинавских видов изображающих водопады. Слив сообщает, что из-за изображения Рёйсдалем еврейского кладбища и различных библейских имён в семье Рёйсдал, он часто слышал предположения, что тот обязательно должен быть евреем. "Мельница в Вейке" прочно входит в тройку картин (наряду с "Ночным дозором" Рембрандта и "Видом Делфта" Яна Вермеера), которые голландцы считают своими национальными символами. Берхем и Рейсдал изобразили замок Бентхейм абсолютно по-разному.
В зрелый период творчества Рейсдал создавал городские, сельские, морские, речные пейзажи ("Вид деревни Эгмонд", ГМИИ, Москва "Пейзаж с водяной мельницей", 1661, Рейксмузеум, Амстердам), отдавая предпочтение сумрачным и таинственным лесным чащам у болот и рек ("Болото", Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал в Амстердаме. Рейсдаль считается ведушим мастером пейзажной живописи Голландии.
И это несмотря на то, что они были "фирменным знаком" Голландии (не говоря уже о том, что любая ветряная мельница живописна сама по себе). Год спустя его новая жена, Барбертген Хувенельс, родила ему дочь, Марию ван Рейсдал. Он сразу же вступил на путь исканий. Мы не располагаем даже его достоверным автопортретом, не говоря уже о воспоминаниях современников. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубракен (1660 – 1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. 1600 – 1670), стали художниками и приблизительно в 1616 году поселились в Харлеме. Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – «дочери Корнелиса»).
Рёйсдалу всегда удавалось передать ощущение необъятности и величия природы. Двое сыновей Якоба, Исаак (1599 – 1677) и Саломон (ок. Может быть, Хаубракен что-то перепутал. Как бы там ни было, способности к живописи проявились у Якоба очень рано.
Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Он писал зиму без прикрас – в стилистике реализма. Он станет акцизным чиновником, а мелкая должность даст небольшой, но постоянный прибыль. В этом городке по-прежнему можно увидеть старую ветряную мельницу. Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако.
Нарастающее с годами мрачное настроение в пейзажах Рейсдала наиболее выразительно воплотилось в знаменитом «Еврейском кладбище» (существуют два варианта: 1650-е, Дрезден, Картинная галерея и 1655—1660, Детройт, Институт искусств). Этот пейзаж – один из лучших панорамных видов, принадлежащих кисти Рейсдала. Есть некоторые предположения, что Рёйсдал был также врачом.
Архивные записи 17-го века показывают имя «Якобус Рёйсдал» (Jacobus Ruijsdael) в списке врачей Амстердама, однако перечёркнутое с дополнением, что он получил свою медицинскую степень 15 октября 1676 года в Кане, на севере Франции. Реже, но все же встречались лиричные пейзажи, воспевающие красоту заснеженного ландшафта. Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие. Скорее всего, в этом путешествии его сопровождал его друг, художник-пейзажист Клас Берхем. Вероятно, до этого момента художник принадлежал к меннонитам (как его отец и дядя). Рёйсдал Якоб ван, Рейсдаль (Ruysdael, Ruijsdael), голландский художник и график.
Движение каждого мотива слагается в широкий, мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных сил природы и всех её порождений на земле. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. Первым о жизни и творчестве Рейсдала написал голландский художник Арнольд Хаубра-кен (1660-1719), составивший внушительную трехтомную антологию голландских живописцев XVII века. В середине 1650-х годов художник переехал из Харлема в Амстердам, где и прожил до конца своих дней. Столичный Амстердам во времена Рейсдала разительно отличался от провинциального Харлема (хотя расстояние между этими городами даже тогда преодолевалось за два часа). Всего до нас дошло около 25 зимних сцен Рейсдала (вот бы посмотреть. ). Все пронизано движением света.
Многие мотивы беспокойны, связаны с идеей движения, преграды, ее преодоления. В «Пейзаже с кустом» (Париж, Лувр) центр композиции занимает не столько куст, сколько пышное дерево, крепко построенное на обобщенных объемах, освещенных и затененных массах. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Картина «Морской берег» принадлежит к позднему периоду деятельности художника.
Несмотря на то, что нет документов свидетельствующих о владении Рёйсдалем землёй или акциями, он, по-видимому, жил комфортно, даже после экономического спада года бедствий (1672 год). Рёйсдал жил и работал в Амстердаме остальную часть своей жизни. Баво.
Именно Рейсдала назвали основателем западноевропейского философского пейзажа. Рёйсдал не был евреем. Якоб ва Рейсдал родился в Харлеме в 1929 году.
Вероятно, учитель и ученик не только вместе работали, но и дружили. Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Голландии. Удивительно, но Рейсдал крайне редко писал ветряные мельницы. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником».
Ценители искусства отметили, с какой одухотворённостью он пишет различные проявления природы. Мы не знаем ни точной даты смерти, ни даже имени этой женщины. Тома этой книги выходили в 1718 – 21 годах (последняя часть трилогии была опубликована уже после смерти автора) под общим названием «Большое обозрение голландских художников и художниц». Сохранившийся в городском архиве Харлема документ свидетельствует о том, что 12 ноября 1628 года Исаак женился (вторым браком) на Мейкен Корнелисдохтер (буквально – "дочери Корнелиса").
1630-1681), сын Саломона. Их вдохновляли каналы и дюны, маленькие деревушки и аккуратные домики. Однако Слив готов согласиться с тем, что Рёйсдал всё ещё мог быть врачом.
В нём небо часто занимало две трети холста. Большая часть сведений о жизни Рейсдала была собрана исследователями только в XX веке. У Якоба де Гойера было четверо сыновей и трое из них сменили в честь своей «малой родины» фамилию на ван Рейсдал. Творческая зрелость живописца приходится на середину 17 века. Рейсдал тонко чувствовал умиротворенную красоту природы, грандиозность пространства, морского простора (Морской берег Схевенингене, конец 1660-х — начало 1670-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) постройки маленьких городков царят над всей округой, а обычная для Голландии ветряная мельница монументальна и величественна (Ветряная мельница в Вейке близ Дорстеде, ок.