Среди них особенно выделяется Гийом Сюльпис Шевалье известный под псевдонимом Гаварни (1804—1866). Жюри в 50—60-х гг. Родился в городе Дижон, проявил заинтересованность в рисовании. Так, в музее представлена копия «Марсельезы» в натуральную величину. Она зовет и ведет вперед и только вперед. раздел, посвященный искусству Англии). Главным достоинством лучших его произведений является энергия монументального жеста, та «тайна жестов», которая восхищала О. Родена.
Рюду удается разыскать своего старого учителя Картелье. У замка Шато-де-ля-Буасьер прогуливается «Львица, приносящая львятам молодого кабана», в Люксембургском саду обитает «Нубийский лев и его добыча», а в садах Тюильри развернулись жаркие баталии «Льва и львицы, нападающих на кабана»1. Прославился как автор масштабного рельефа Выступление добровольцев в 1792 году (или Марсельеза, камень, 1833–1836), украсившего Триумфальную арку на площади Этуаль композиция с группой вооруженных граждан, устремившихся вперед под водительством парящей Свободы, патетически ярко выразила революционные идеалы. Рюд, очевидно, сам почувствовал это. В нем так же смело объединены образы аллегории и реальности. Среди других работ Рюда – памятник математику Г. Монжу в Боне (Бургундия бронза, 1846–1848), фигура Жанны дАрк (мрамор, 1845–1852, Лувр), драматически-суровое надгробие Г. Кавеньяка на кладбище Монмартр (бронза, 1845–1847).
XLV, ч. 1, 547). Скульптор изобразил маршала призывающим к атаке. Лицо императора идеализировано, на голове венок из лавра. Наиболее обстоятельная монография о Рюде принадлежит французскому искусствоведу Луи де Фурко (Fourcaud) «Frangois Rude sculpteur, Ses oeuvres et son temps (1784 – 1855)», Рюд, 1904. В «Марсельезе» мастер использовал традиционный арсенал скульптуры классицизма, но вдохнул в нее живую душу и наполнил подлинно романтической страстью. Елены Проверки Великобритании. Но то вовсе не античные воины, это восставший французский народ, а крылатая фигура— это сама Марианна-Франция, с пилона Триумфальной арки обращающаяся со страстным призывом ко всем, кто считает себя французскими гражданами.
Однако работы Гаварни весьма отличны от Домье. Борьбу против догматики классицизма, за искусство, овеянное бурями страстей, возглавил Теодор Жерико (1791—1824) основоположник революционного романтизма во французской живописи. В дальнейшем Рюд уже не смог ни в одном из своих произведений достичь уровня знаменитой «Марсельезы». Его последующее творчество многообразно по тематике (памятники, надгробия, бюсты, религиозные и мифологические композиции) и неровно по художественному уровню. Эти искания отражаются и в эмоционально насыщенных офортах (например, «Дерево с воронами», 1867).
Жерико. Вот почему его романтическое взволнованное искусство заключало глубокое чувство правды. Вместе они уезжают в Брюссель. 29 июля 1836 года Триумфальная арка была торжественно открыта.
Скульптора надихали бблйн сюжети, м були виконан статуя Богородиц, скульптурна група «Хрещення Господн» «Розпяття». Доре создает интересные образы, когда иллюстрирует басни Лафонтена, сказки Перро, «Дон Кихота» Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле. В иллюстрациях к «Лондону» (1872) порой с протокольной точностью, но чаще создавая выразительные образы, он запечатлел контрасты большого города.
Сложное и противоречивое творчество Энгра заключает в себе две основные тенденции. Очень часто скульптор создавал посмертные портреты. Всегда спокойный и уравновешенный, Франсуа в этот раз не находил себе места. К счастью, дворец построить не удалось. В 1814 году Франсуа собирался в Италию.
Этьена в Лилле, в музеях Бельгии. Их поступь тверда и устойчива духовный порыв богини как бы обретает в них реальную силу. Пребывание Франсуа Рюда в эмиграции в Бельгии продолжалось двенадцать лет (1815 – 1827). Рюд – уроженец города Дижона.
Так, у музе представлена копя «Марсельзи» в натуральну величину. В 1810 году работа над Вандомской колонной была завершена. Радикальный демократ, как называл себя Рюд, не таил своих взглядов. Старий дипломат сам прихильник мистецтв сприяв отриманню провнцалом Рюдом художньо освти. И если, к примеру, первоначально рельеф «Отступление» задумывался как осуждение императорских войн, то затем, с усилением имперских амбиций правителей Франции, его заменил рельеф «Слава» с фигурой Наполеона.
Вернувшись в Париж, Рюд стал приобретать все большую известность и музей Лувра купил его «Неаполитанского мальчика-рыбака» (1831 – 33). Франсуа Рюд также стал автором бюстов и статуй известных политических деятелей (маршала Нея, Наполеона) исследователя морских просторов Жана-Франсуа де Лаперуза, ученого-математика Гаспара Монжа, а также рельефных изображений античных богов и героев – Меркурия, Ахилла, Прометея. Необычно и смело ее построение. 29 июля 1836 года Триумфальная арка была торжественно открыта. пУЧПЙМ НПОХНЕОФБМШОП-ДЕЛПТБФЙЧОПЕ ЙУЛХУУФЧП Ч ПУОПЧОПН Ч УЧПЙ ВЕМШЗЙКУЛЙЕ ЗПДЩ (ТЕМШЕЖЩ ЪБНЛБ фЕТЧАТО, 1879 ОЕ УПИТБОЙМЙУШ).
Он проронил тогда: «Что слава. Очень часто скульптор создавал посмертные портреты. Не случайно же именно Тьер стал автором обширной работы «История консульства в Империи», восхваляющей Наполеона. Можно сказать, с этого времени начинается Рюд как личность в скульптуре. Творческий путь Рюд шел от давидовского классицизма ранних брюссельских работ к более темпераментному барочному порыву «Марсельезы» и других скульптур его апогея, чтобы в дальнейшем вновь вернуться к стилю более спокойных сосредоточенных форм.
Скульптор достиг подлинно музыкального звучания линий и пластических масс, впечатления многообразия и единства композиции, в которой богатство поз, жестов и ритмических отношений сочетается с единым, «сквозным» ритмом. ч ТПДОПН ЗПТПДЕ тАДБ ПФЛТЩФ РЕТУПОБМШОЩК НХЪЕК УЛХМШРФПТБ. Учился в дижонской художественной школе. С его помощью он получает заказ — статую девы Марии для церкви Св.
В 1814 году Франсуа собирался в Италию. Построенная в основном в 1806— 1811 годах архитектором Ж. Ф.
Это здание как нельзя лучше свидетельствует о кризисе архитектуры. Интерес к современной жизни, так ярко выявленный в искусстве Домье, был характерен (как уже указывалось) и для других художников его времени. Но как изобразить Свободу — тот идеал, во имя которого эти люди идут на бой и смерть. Можно сказать, с этого времени начинается Рюд как личность в скульптуре.
По сравнению с монументами другим французским генералам – монумент нем не хуже среди них. Так же жизненны и возвышенны ««волонтеры», представленные в облике античных воинов. Франсуа Рюд також став автором бюств статуй вдомих полтичних дячв (маршала Нея, Наполеона), дослдника морських просторв Жана-Франсуа де Лаперуз, вченого-математика Гаспара Монжа, а також рельфних зображень античних богв геров – Меркуря, Ахлла, Прометея.
Образы ее глубоко типичны. Уже мы видели, что Домье посвятил революции свои произведения, полные героического пафоса. В частности, в оформлении фасада есть элементы, характерные для фасада Лувра, выполненного в 17 в. Лемерсье: аркада первого этажа, прямоугольные окна, обрамленные колоннами, во втором. Частным образом занимался рисованием с Пьером Картелье.
Эти тенденции сказались и в работах 60-х гг. Первые произведения Давида дАнжера (1788—1856) выполнены в духе классицизма периода Империи, но уже в статуе Конде (1817), предназначенной для моста Людовика XVI (мост де ла Конкорд), заметны новые веяния: разрушая статичность классической композиции, скульптор стремится передать внутреннюю жизнь, движение не только увековечить героя, но изобразить его действие. Новые мастера отвергают замысел Рюда, а в результате меняется и вся композиция. Подобно песне Руже де Лиля, произведение Рюда стало самим символом борьбы за свободу. Эмоциональное отношение к природе барбизонцев сменяется у него пассивный.
Она полна экспрессии, превосходящей даже романтические образы Делакруа — знаменитую «Свободу на баррикадах», созданную почти одновременно с работой Рюда. Ни годы, ни изгнание не сломили великого бунтаря. цЙМ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП Ч рБТЙЦЕ. Пименову принадлежат, как считают исследователи его творчества, фигура «Славы», воин, ведущий коня правой рукой, фигуры летящих «Слав», воинов и военная арматура на фасадах арки и здания. Радикальный демократ, как называл себя Рюд, не таил своих взглядов.
восприятием, что приводит к отображению лишь внешних эффектов. А главное — ему не хотелось расстаться с дочерью Фремье — милой и очаровательной Софи. Радикальный демократ, как называл себя Рюд, не таил своих взглядов. К барбизонской школе примыкает Констан Тройон (1810—1865), который после своего голландского путешествия в 1847 г. переходит от классического пейзажа к реалистическому. Мнения разделились и монумент маршалу Нею вызвал как захваченных в лагере французских романтиков (Виктор Гюго), так и раздражение их идейных противников.
В его рисунках нет того обличения, которое было характерно для творчества Домье. Исполнив, кроме того, бюст нидерландского короля Вильгельма и восемь барельефов для дворца в Терваренке, он в 1827 г. вернулся в Париж и вскоре занял весьма видное место среди его художников. Несмотря на лаконичное «Лев и львица», скульптор изваял и детенышей, все еще сосущих молоко у матери, а отца прайда изобразил, попирающим кабана. В этом смысле очень интересен памятник Нею (1852—1853) на площади Обсерватории в Париже. Рюд працював як скульптор-декоратор у палац в Терваренку (знищено), в оперному театр Ла Моне, в Брюссел. др.
Среди всеобщего оживления в толпе вместе с женой был и Рюд. Всегда спокойный и уравновешенный, Франсуа в этот раз не находил себе места. Попадали сюда также и молодые художники, чье новаторство еще не успело разглядеть жюри (например, Курбе, Милле выставили свои картины в Салоне 1850/51 г. или Э. Мане, Дега, Ренуар—в 1868 г. ). Многое изменилось во Франции за это время: отшумела Великая французская революция, рухнула с установлением авторитарного режима Наполеона Бонапарта после пятнадцати лет существования Первая французская республика, страна была увлечена жестокими и коварными, но блестящими военными и дипломатическими победами этого нового «императора французов», провозглашенного сенатом и коронованного римским папой. Рюд отказался здесь от античных аксессуаров, но при этом новаторски передал в одной статуе разные фазы движения, добившись ощущения зарождения и развития действия.
Сам термин «романтизм» был впервые употреблен применительно к его искусству, пронизанному драматизмом, духом протеста против монархии Бурбонов и капиталистической действительности. рТПУМБЧЙМУС ЛБЛ БЧФПТ НБУЫФБВОПЗП ТЕМШЕЖБ чЩУФХРМЕОЙЕ ДПВТПЧПМШГЕЧ Ч 1792 ЗПДХ (ЙМЙ нБТУЕМШЕЪБ, ЛБНЕОШ, 1833-1836), ХЛТБУЙЧЫЕЗП фТЙХНЖБМШОХА БТЛХ ОБ РМПЭБДЙ ьФХБМШ ЛПНРПЪЙГЙС У ЗТХРРПК ЧППТХЦЕООЩИ ЗТБЦДБО, ХУФТЕНЙЧЫЙИУС ЧРЕТЕД РПД ЧПДЙФЕМШУФЧПН РБТСЭЕК уЧПВПДЩ, РБФЕФЙЮЕУЛЙ СТЛП ЧЩТБЪЙМБ ТЕЧПМАГЙПООЩЕ ЙДЕБМЩ. Некоторые старые улицы были расширены и удлинены (например, бульвар Сен-Жермен, авеню Обсерватории и другие).
Подобная ситуация была наиболее благоприятной для решения творческой задачи. Ее крылья поистине «окрыляют» движение воинов. Ни годы, ни изгнание не сломили великого бунтаря. Во всём облике ярко выявлены черты человека конца XVIII столетия, современника Великой французской революции, сдержанного, волевого, отчётливо представляющего себе жизненные цели». Из своих поездок Добиньи привозил много этюдов, композиционно построенных, но в то же время отличающихся необыкновенно свежим ощущением природы: «Берег реки» (Эрмитаж), «Деревня на берегу Уазы» (1868 ГМИИ), «Берег Уазы (ГМИИ).
Тому один з рельфв ма назву «Апофеоз Наполеона». Она зовёт и ведёт вперёд и только вперёд. Государство приобретает «Меркурия» для Лувра и делает с него бронзовую отливку. Его жена Софи пытается говорить о славе, успехе.
Женевьевы в Париже (1843—1850) и то только в интерьере Здания. Жерико родился в Руане. Ни годы, ни изгнание не сломили великого бунтаря.
Красоту городу придают и вновь разбитые сады (Монсо, Монсури, Шомон) и скверы, а также большие парковые массивы (Булонский лес и Венсенский), которые были соединены с городом. К двум первым он сделал эскизы. Позднее он повторил в мраморе бюст ещё раз (1838, Париж, Лувр) и ввёл в композицию одежду». «Резней на Хиосе» Делакруа продолжил начинания Жерико в области работы над большими общественно-значительными темами современности. В нем ощущается тот же живой порыв, который был воплощен в «Марсельезе».
скульптурой под руководством директора Дижонской Академии Ф. Девожа. Так, в конце сороковых годов художник исполнил надгробие республиканцу Годфруа Кавеньяку (1846–1847) и памятник в Фиксене, близ Дижона, — «Наполеон, пробуждающийся к бессмертию» (1845–1847). Слон должен был стоять на огромном пьедестале.
Как впоследствии писал Роден, Рюд уловил «тайну жестов, передаваемых искусством». Бронзы Бари обладают цельностью силуэта, редкой для того времени. Скульптора вдохновляли и библейские сюжеты им были выполнены статуя Богородицы, скульптурная группа «Крещение Господне» и «Распятие». В противоположность ранним рисункам эти листы проникнуты пессимистическим настроением. В нем так же смело объединены образы аллегории и реальности. Именно эти победы и была призвана увековечить Триумфальная арка.
Она только для истинных мастеров. Меняется смысл ее. 20 сентября 1792 добровольцы и завоевали решающую победу над чужаками под Вальми. Лицо императора идеализировано, на голове венок из лавра.
Когда мы говорим о «салонном искусстве», то имеем в виду не эти более или менее случайно попадавшие в Салон картины, а далекое от жизни искусство художников-эклектиков. Динамичный ритм пронизывает этот высокий рельеф. Не менее патетичны и эмоциональны мемориал Наполеона в Фиксене под Дижоном (Наполеон, пробуждающийся к бессмертию бронза, 1845–1847) и памятник М. Нею на площади Обсерватории с фигурой маршала, взмахнувшего саблей в призыве к атаке (бронза, 1852–1853). Условная аллегорическая «Слава» превратилась у него в живую, кричащую, зажигающую сердца француженку «Марианну». Стремление создать помпезный и нарядный облик «столицы мира» ясно ощутимо в перепланировке Парижа, предпринятой префектом Оссманом. В этом вся тайна жестов, передаваемых искусством.
Здесь Лабруст на практике осуществил требования, предъявляемые им к архитектуре: «Лучшая постройка с точки зрения искусства будет та, которая сконструирована на основе простоты и рационального метода». Однако возвращение в Париж, дружба с Гонкурами вновь возвращают его к искусству. Путь Гаварни очень характерен для художника, который открытыми глазами смотрит на жизнь и видит оборотную сторону показной роскоши Второй империи. Его жена Софи пытается говорить о славе, успехе.
Сейчас уже трудно сказать использовал ли скульптор мотив великого Тициана, который в своей картине «Аллегория на победу при Лепанто» изобразил летящую крылатую женщину с венком — «посланницу небес», хоть такая аналогия и напрашивается. Его жена Софи пытается говорить о славе, успехе. Мейссонье создает картину («Баррикады 1848», Лувр) изображая улицу Парижа, усеянную трупами, ужасную по своей обнаженной правде, как сказал Делакруа, увидев рисунок к этой картине.
Множество рисунков и эскизов Рюда хранится в музее гор. Они как бы подготовляют движение центральных фигур. Еще большее впечатление произвела на современников следующая картина Делакруа — «Резня на Хиосе» (1824, Париж, Лувр), явившаяся живым и горячим откликом художника на актуальные события того времени — героическую борьбу греческого народа против турецких завоевателей. Был создан ряд бульваров, которые образовали новую магистраль (северо-южная ось бульваров: Страсбургского, Севастопольского, Пале, Сен-Мишель). Художники реалистического направления, начиная с Руссо, создали сельский пейзаж и тем самым подготовили почву для развития крестьянского жанра. Романтизм Бари особого свойства.
Вот таким образом один из рельефов называется Апофеоз Наполеона. Был сыном печника и первоначально занимался ремеслом своего отца. Образы ее глубоко типичны.
Серед емгрантв перебував уславлений французький художник, засновник революцйного класицизму часв французько революц— Жак-Лу Давд, вчитель багатьох французьких художникв. Нея (в Париже, на Avennue de lObservatoire), Наполеону I (в Фикселе, близ Дижона), Г. Монжа (в Боме) и марш. Рюд, очевидно, сам почувствовал это. Шальгреном, Арка заканчивалась уже при «королебуржуа» ЛуиФилиппе.
А главное— ему не хотелось расстаться с дочерью Фремье— милой и очаровательной Софи. Делакруа. 29 июля 1836 года Триумфальная арка была торжественно открыта. Рюд (Rude), Франсуа, самый значительный французский скульптор первой половины XIX в. (1784 – 1855). Рельеф Рюда композиционно разделен на аллегорическую (верхнюю) часть и низ с воинами-добровольцами. В этом смысле пластика Бари отличается от большинства произведений романтической скульптуры, тяготевшей к рельефу.
Из хобота слона должен был бить фонтан «вечной славы», а под хоботом предполагалось устроить мраморный вход. Она только для истинных мастеров. В своих лучших работах 50-х гг. Позднее он повторил в мраморе бюст ещё раз (1838, Париж, Лувр) и ввёл в композицию одежду». У посетителей ратуши порой складывается впечатление, что сторожевые львы вот-вот сойдут со своих пьедесталов и нарушителям спокойствия достопочтенных парижан и нечистым на руку чиновникам придется держать нелегкий отчет о совершенных злодеяниях. Возвращение Наполеона Рюд встретил в родном Дижоне, но через сто дней праздник закончился — мятежный император отправился на остров Святой Елены.
В многочисленной семье каэновских львов обнаружилась и еще одна пара путешественников – скульптурная группа «Лев и львица», осевшая на берегах Черного моря в славном городе Одессе. Это видно у самых различных авторов, в частности в трактате Виоле ле Дюк (несмотря на то, что он во время Второй империи занимался реставрацией средневековых памятников) и в критических выступлениях Теофиля Готье.
В 60—70-х гг. Наоборот, воины, стоящие справа, спокойны. Но жёсткий веризм трактовки лица сразу же снимает возможность такой интерпретации.
музее, в Лувре), Л. Давида (в Луврск. Против такого весомого аргумента устоять было невозможно и муниципалитет дал согласие на строительство усыпальницы, оставив «с носом» всех родственников, страждущих урвать хотя бы маленькую толику герцогского богатства. И Пименов вместе с Демут-Малиновским создали бесспорный шедевр.
Подлинным новатором в области скульптуры выступает Франсуа Рюд (1784— 1855), автор одного из самых популярных во Франции произведений: грандиозного рельефа «Выступление добровольцев в 1792 г» («Марсельеза», 1833—1836), украшающего Триумфальную арку на площади Этуаль в Париже. Его литературное наследие, в частности его «Дневник», который он вел на протяжении почти всей жизни, заключает мысли об искусстве, о задачах и законах его развития, столь же живые и ценные, что и творческие работы Леонардо да Винчи, Дюрера или Крамского. Это натуры дикие, своевольные, стремительные, словом — романтические». Всегда спокойный и уравновешенный, Франсуа в этот раз не находил себе места.
Вместе они уезжают в Брюссель. рТЙЕИБЧ Ч рБТЙЦ (1805), ЪБОЙНБМУС Ч УФХДЙСИ УЛХМШРФПТПЧ ь. зПММС Й р. лБТФЕМШЕ.
Шестиконная колесница с фигурой «Славы» (или «Победы»)— просто изобразительное украшение. Революционный отряд выступает в поход. Работы Рюда можно видеть на фронтоне монетного двора и фасаде театра в Брюсселе, в церкви Св.
Вторым крупным произведением Рюда является бронзовый памятник «Наполеон, пробуждающийся для бессмертия» (1845 – 1847), в котором ярко сказался наполеоновский культ мастера. Ширится круг художников, работающих в области реалистического пейзажа. В группе всего шесть фигур, но динамизм их таков, что создается впечатление, будто изображен большой отряд. Таким же он был и историком: еще в 20-е годы опубликовал «Историю Французской революции», написанную с либерально-буржуазных позиций, но позднее переработал ее в откровенно реакционном духе.
Шарля Жака (1813—1894), в частности в его картине «Стадо баранов в поле» (1861 Лувр), отличных от его полных настроения офортов 40-х гг. Однако не все в его творчестве было равноценно. строит лодку-мастерскую и совершает поездки по рекам. Франсуа Милле как старший сын помогал отцу в полевых работах. По другому пути пошло творчество Шарля Добиньи (1817—1878) и Антуана Шентрейля (1814—1873). Его палитра светлеет по сравнению с другими барбизонцами например, пейзаж «Утро» (1858 ГМИИ) построен на нежных голубых тонах, передающих гладь воды и утреннюю голубизну неба, чуть окрашенную лучами восходящего солнца.
В 1814 году Франсуа собирался в Италию. В 1828 году эта статуя вместе со статуей «Меркурий, завязывающий крылатые сандалии» выставляется в Салоне и это сразу вызывает в художественном мире Парижа сенсацию. Тут же производились соответствующие измерения. Расширился и пояс Больших бульваров, прибавились бульвары Малерб и Оссман. Звездный час Франсуа Рюда пробил два года спустя. «Как было бы прекрасно уметь воспроизвести все, что чувствуешь. В 20—30-х годах XIX в. классицизм был вытеснен романтизмом.
Это был великий колорист, который особое внимание уделял проблеме цвета и научного ее обоснования. Достаточно сказать, что было проложено девяносто пять километров новых улиц необычайной ширины (от 24 до 120 м). А за год до этого там же, в Салоне, появляется картина Софи «Прощание Карла I с детьми» (перед казнью), которая получает Вторую медаль и с тех пор уже не было ни одного года, чтобы Софи не выставлялась в Салоне, хотя при этом, как писали современники, она умело «укрывала свой талант в блеске таланта мужа». Лицо императора идеализировано, на голове венок из лавра.
«Как и при работе над портретом Давида, — пишет Н. Н. Калитина, — Рюд трудился над воплощением образа уже умершего человека, которого, однако, встречал в молодости. Это портретные бюсты Ламартина (1829 Анжер, Музей), Паганини (1833, Анжер, Музей), а также бесчисленные медальоны писателей и художников он сумел уловить индивидуальные и очень характерные черты Делакруа, Альфреда де Мюссе, Стендаля, Жорж Санд и многих других. Он проронил тогда: «Что слава. Только это и завидно, остальное не в счёт», — скажет он позднее. Как и Делакруа, Рюд не боялся сочетать фантастику и реальное: изображая события 1792 г., он облек воинов в античные одежды.
ч УФБОЛПЧЩИ РТПЙЪЧЕДЕОЙСИ ЬЧПМАГЙПОЙТПЧБМ ПФ УФБОДБТФОПЗП ОЕПЛМБУУЙГЙЪНБ (РПТФТЕФОЩК ВАУФ ц. м. дБЧЙДБ, НТБНПТ, 1827 нЕТЛХТЙК, ЪБЧСЪЩЧБАЭЙК УБОДБМЙА, ВТПОЪБ, 1827) Л ВПМЕЕ ДЙОБНЙЮОЩН ТПНБОФЙЮЕУЛЙН ПВТБЪБН (оЕБРПМЙФБОУЛЙК НБМШЮЙЛ-ТЩВБЛ, ЙЗТБАЭЙК У ЮЕТЕРБИПК, НТБНПТ, 1833 ЧУЕ ТБВПФЩ – мХЧТ, рБТЙЦ). Однако стиль Рюда изменяется, когда он начинает работать над рельефом Триумфальной арки. Вместе с тем это именно богиня победы, «окрыленная» и глубоко поэтичная. Людовик XV остался доволен замыслом своего архитектора. Лицо учёного полно энергии, в глазах светится мысль, рот полуоткрыт, как будто Монж обращается к слушателям (в статуе выражение лица находит поддержку в жесте правой руки, пластически передающем это обращение).
Здесь и мужественный, облаченный в античные одежды воин и совсем юный обнаженный подросток. А главное, ему не хотелось расстаться с дочерью Фремье – милой и очаровательной Софи. Кавеньяк в интерпретации Рюда— это страдалец, подвижник. Вместе с тем Рюду удалось создать произведение, далеко перешагнувшее границы конкретного исторического времени. Первоначальное и настоящее название барельефа — «Выступление в поход волонтеров 1792 года», но в историю мирового искусства он вошел как «Марсельеза» (после почти двадцатилетнего запрета «Марсельеза» прозвучала вновь во Франции именно в июльские дни 1830 года). Так или иначе, но над своими волонтерами Рюд поместил не женщину со знаменем в руках, как это сделал Делакруа, а взмывшую вверх крылатую Свободу — прекрасную женщину в античных доспехах.
К 50-м гг. Название старинного города в переводе с древнего языка мавров означает «два льва» и эти царственные животные являются символом и оберегом Орана и его жителей, будучи не только изображенными на гербе, но и повсеместно встречаясь на его древних улочках. Рюд, очевидно, сам почувствовал это. И наоборот, прогрессивные писатели и художественные критики в лице Шанфлери, Дюранти, Торе-Бюрже, Прудона атакуют стоящее вне жизни искусство, защищают художников-реалистов и выдвигают требования, чтобы художники и писатели создавали искусство простое, «понятное для всех»: объектом искусства должны стать трудящиеся классы — крестьяне и рабочие. Жизнь труженика полей становится основной темой Милле. Добиньи сделал новый шаг в отображении видимого мира.
В 20-е гг. Когда архитектор Жан Франсуа Шальгрен начал в 1806 году по специальному декрету императора сооружать на круглой пляс дЭтуаль (площади Звезды) триумфальную арку, со дня падения Бастилии и провозглашения Декларации прав человека и гражданина прошло 17 лет. Когда подходишь к арке и окидываешь взглядом рельеф и до сознания еще только доходят образы мужественных воинов и парящей над ними женщины, уже слышишь ритмичную поступь марша и громкий призыв Свободы: «К оружию, граждане. » Зритель захвачен героическим пафосом произведения.
Только это и завидно, остальное не в счёт», — скажет он позднее. Так, в конце сороковых годов художник исполнил надгробие республиканцу Годфруа Кавеньяку (1846–1847) и памятник в Фиксене, близ Дижона, — «Наполеон, пробуждающийся к бессмертию» (1845–1847). армии из Египта» (на Триумфальной арке на площади Звезды), надгробный памятник Кавеньяку (на Монмартрском кладбище), бюсты Лаперуза (в Морск.
Серед перших творв митця у Париж псля повернення— скульптура Богородиц та скульптура «Меркурй, що привязу крильця до власних сандалв», як покажчики компромсно, еклектично уяви митця його художньо манери. Динамичный ритм пронизывает этот высокий рельеф. Отметим, что в Салоне 1869 г. фигурировал один из самых интересных конных портретов того времени — портрет генерала Прима (Лувр) работы Анри Реньо (1843—1871).
Но Рюд изображал знакомых ему людей. Давид был на 36 лет старше Рюда, но это не помешало их дружбе. На гасло «Батьквщина в небезпец. » вдгукнулися стар мал, х уособлюють— лучник, вояк ветеран, пдлток, немчний старий, що благословля захисникв рдного краю. Революционный отряд выступает в поход. Революционный отряд выступает в поход. По его замыслу, новое архитектурное украшение Парижа должно вдвое превосходить по размерам классический образец — арку Константина в Риме: она вознесется на пятидесятиметровую высоту и своим 45-метровым фасадом «замкнет» один из самых известных и красивейших проспектов города — Елисейские поля. Пейзаж особенно жизнен потому, что в нем ощущаешь свет и воздух.
Рюд начал с того, что в соответствии с замыслом Тьера придумал композицию всех четырех рельефов. Но Рюд изображал знакомых ему людей. Жерико привлекал талант Антуана Гро, бытописателя наполеоновских походов.
Но теперь он все настойчивее изображает старость, уродство, как, например, в сериях «Старые лоретки» (1852), «Инвалиды чувств», «Маски и лица». Рюд працював скульптором-декоратором у палац в Терваренку (знищено), в оперному театр Ла Моне, в Брюссел. Ко времени работы художника над рельефом он уже имел большой творческий опыт. Рельф Рюда композицйно подлений на частину алегоричну (верхню) реалстичну— низ з вояками-добровольцями.
Особенно выразителен воин — воплощение опыта и силы. Он учился у К. Берне, ловкого, но довольно поверхностного баталиста и жанриста, пробудившего у него интерес к современности, а затем у П. Н. Герена, представителя позднего классицизма, в мастерской которого зародился его протест против отживающих канонов классицистического искусства. Он разочаровывается в искусстве, которое, по его словам, служит «для забавы буржуазии», увлекается математикой. Круг иллюстрируемых авторов необычайно обширен. Молва о силе и храбрости оранских львов была столь убедительна, что испанский драматург Мигель де Сервантес не преминул выразить свое восхищение этими защитниками города в назидательной новелле «Цыганочка».
Дижона. уТЕДЙ ДТХЗЙИ ТБВПФ тАДБ – РБНСФОЙЛ НБФЕНБФЙЛХ з. нПОЦХ Ч вПОЕ (вХТЗХОДЙС ВТПОЪБ, 1846-1848), ЖЙЗХТБ цБООЩ ДбТЛ (НТБНПТ, 1845-1852, мХЧТ), ДТБНБФЙЮЕУЛЙ-УХТПЧПЕ ОБДЗТПВЙЕ з. лБЧЕОШСЛБ ОБ ЛМБДВЙЭЕ нПОНБТФТ (ВТПОЪБ, 1845-1847). Изредка работы мастера все еще можно встретить на антикварных аукционах, однако любители творчества французского художника всегда могут заказать статую льва, представляющую собой копию произведений Огюста Каэна, в камнерезной мастерской Artmart, с трепетом хранящей традиции анималистического направления в искусстве. Недаром Т. Готье называл произведения Добиньи «кусочком природы, видимым через золотой багет». Главные из его произведений, явившихся с этого времени, — статуи Богородицы (мрамор, в церкви Гервасия), «Неаполитанского мальчика-рыбака, забавляющегося черепахой» (мрамор, 1831, в Лувре), «Меркурия, привязывающего после убийства Аргуса крылья к своим сандалиям» (бронз., 1827 там же) и «Жанны дАрк» (мрамор, 1852 там же), группы «Крещение Господне» (в церкви Святой Магдалины), «Распятие» (бронз., 1852 в церковь Святого Викентия де Поля), «Геба с орлом Юпитера» (мрам. ) и «Отправление в поход» (также известное как «Марсельеза» на Триумфальной арке на площади Звезды), монументы марш. Их творческие принципы находят яркое выражение в книгах «Расин и Шекспир», «История живописи в Италии» (1817) Стендаля, в предисловии к «Кромвелю» (1827) Гюго.
Когда появилась возможность вернуться на родину, Франсу Рюд с семьей перебрался в Париж. Лицо учёного полно энергии, в глазах светится мысль, рот полуоткрыт, как будто Монж обращается к слушателям (в статуе выражение лица находит поддержку в жесте правой руки, пластически передающем это обращение). Из других его скульптур следует еще упомянуть статуи маршала Мориса Саксонского и Жанны дАрк (Лувр), памятник математику Г. Монжу (гор. — Бари старался не пропускать анатомических вскрытий животных. Однако погодные условия и архитектурные недочеты самой конструкции внесли свои коррективы.
У порвнянн з монументами ншим французьким генералам— монумент Нею не грший серед них. Но не холодная парадность известных батальных полотен Гро, а острота жизненных наблюдений, эмоциональная насыщенность колорита, бурная динамика определили силу воздействия на зрителя первой самостоятельной картины Жерико «Офицер императорских конных егерей во время атаки» (1812, Париж, Лувр). Именно такой характер носят его литографии, вошедшие в серии, созданные в 1837—1846 гг., как-то: «Почтовый ящик», «Обманутые мужья», «Кулисы», «Художники», «Актрисы», «Карнавал», «Студенты Парижа» и многие другие.
Эта тенденция будет впоследствии развита Рюдом в статуе маршала Нея. Он передает душную атмосферу перед грозой—«Приближение грозы» (1851 ГМИИ)—или эффект тумана, сквозь который пробивается солнце, — «Отправление на рынок» (1859 Эрмитаж).
По смерти французского скульптора Жана-Батисты Романа (1792 – 1835), работавший в стиле академизма, Франсуа Рюд закончил мраморную скульптуру Катон Утичський, выполненную в полный рост и высотой два метров тридцать четыре сантиметра (2 м 34 см). За многие годы Каэн представил на суд взыскательной публики тридцать восемь работ анималистической направленности, некоторые из которых были отмечены медалями. Главные из его произведений, явившихся с этого времени, — статуи Богородицы (мрамор, в церкви Гервасия), «Неаполитанского мальчика-рыбака, забавляющегося черепахой» (мрамор, 1831, в Лувре), «Меркурия, привязывающего после убийства Аргуса крылья к своим сандалиям» (бронза, 1827, там же) и «Жанны дАрк» (мрамор, 1852, там же), группы «Крещение Господне» (в церкви Святой Магдалины), «Распятие» (бронза, 1852, в церковь Святого Викентия де Поля), «Геба с орлом Юпитера» (мрамор) и «Отправление в поход» (также известное как «Марсельеза» на Триумфальной арке на площади Звезды), монументы маршала Нея (в Париже, на Avenue de lObservatoire), Наполеона I (в Фиксене, близ Дижона), Г. Монжа (в Боне) и маршала Бертрана (в Шатору), барельефы «Прометей, одушевляющий искусства» (в здании Законодательной палаты) и «Возвращение французской армии из Египта» (на Триумфальной арке на площади Звезды), надгробный памятник Кавеньяку (на Монмартрском кладбище), бюсты Лаперуза (в Морском музее, в Лувре), Луи Давида (в Лувре), принца Морица Саксонского (там же) и др. Однако подлинная известность приходит к автору после Всемирной выставки в Париже 1867 года, на которой медаль третьего класса получает каэновская скульптура изображающая тигриное семейство. Тигры и львы всегда обладали для Огюста особой притягательностью и на сегодняшний момент имя скульптора едва ли не синонимично понятию «скульптура льва». Эстетические взгляды этих критиков в значительной мере формировались на искусстве Домье, который продолжал работать в это время, а также на творчестве Милле, Курбе и художников-пейзажистов.
тАД жТБОУХБ (Rude, Franois) (1784-1855), ЖТБОГХЪУЛЙК ИХДПЦОЙЛ, НБУФЕТ ТПНБОФЙЮЕУЛПК УЛХМШРФХТЩ. Недаром одной из его гравюр впоследствии вдохновился Ван-Гог (см. В 1809 г. Рюд поступил в «Есоlе des Beaux Arts» и блестяще окончил ее (1812) с правом поездки пенсионером в Рим, но из-за военных событий поездка эта не состоялась.
ч РПЪДОЙИ УФБОЛПЧЩИ УЛХМШРФХТБИ НБУФЕТБ ЧОПЧШ ЧПЪПВМБДБМБ ОЕПЛМБУУЙЛБ (бНХТ-РПЧЕМЙФЕМШ, 1855, нХЪЕК тАДБ, дЙЦПО). «В его методах изображения животных программировалась почти научная точность вполне в духе времени, но, казалось бы, мало вяжущаяся с истинным романтизмом (Рембрандт в своих гораздо более свободных рисунках львов выглядит большим романтиком), — отмечает Костеневич. Однако со временем, с изменением взглядов Тьера изменился и замысел. Оро за этот проект получает премию, но ему, как иностранцу, не дают его осуществить. хНЕТ тАД Ч рБТЙЦЕ 3 ОПСВТС 1855. Слава римских императоров не давала спать Наполеону.
Она зовёт и ведёт вперёд и только вперёд. В 1861 г. был объявлен открытый конкурс на проект здания Оперы» и постройка была поручена Шарлю Гарнье (1825—1898), архитектору, который был известен своими археологическими и реставрационными работами. К тому же времени Рюдом была заказана для триумфальной Arc de lEtoile одна из цокольных групп, а именно «Выступление в поход добровольцев 1792 г» (закончена в 1836 г. ). лени пд пильний контроль Велико Британ. Вместе они уезжают в Брюссель.
Рюду закидали некрасивий силует монумента, незважаючи на його щирсть справжнй, не фальшивий пафос. Жерве. Ведь прототипы практически всех фигур изображенных Рюдом, можно обнаружить в рельефах римских триумфальных арок и саркофагов: например, крылатая виктория — на пьедестале колонны Траяна, а воины, выступающие в поход, — на саркофаге Ахилла.
Один из лучших пейзажей Добиньи—«Запруда в долине Оптево» (1855 Руан, Музей). уРЕТЧБ ПВХЮБМУС Х ПФГБ Й ВТБМ ХТПЛЙ ТЙУПЧБОЙС. К этой теме обращается и Альфред Леле (1818—1885), в своей картине «Пароль» он изображает один из эпизодов революции. С рекомендательным письмом этого художника он явился в 1807 г. в Париж, к главному директору императорских музеев барону В. Денону, который, оставшись доволен показанным ему образцом работ молодого ваятеля, статуэткой «Тезея, поднимающего с земли метательный диск», принял в нём участие и способствовал к его определению сперва в ученики Голя, а потом в мастерскую Картелье и, наконец, в парижское училище изящных искусств.
Застройка города в это время не идет по линии массового жилищного строительства. Приверженец Наполеона, Рюд после возвращения Бурбонов переселился в Брюссель, где оставался до 1827 г. Здесь он исполнил бюсты находившихся в изгнании Ж. Л. Давида (после его смерти в 1825 г. ) и ряда бывших членов Конвента, а также бельгийского короля Bильгeльмa I. По заказу последнего, Рюд украсил рельефными фризами некоторые королевские дворцы, как Тервуернский (сгоревший в 1879 г. вместе со скульптурами Рюд). Вся картина построена на удивительно тонком цветовом ритме. Задуман был также зимний сад и обеденный зал, оборудованный «автоматической» подачей кушаний с первого этажа.
Она только для истинных мастеров. Рюд работал как скульптор-декоратор в дворце в Терваренку (уничтожено), в оперном театре Ла Моне в Брюсселе. «Как было бы прекрасно уметь воспроизвести всё, что чувствуешь.
Бон), маршалу Нею (Париж) и мн. У северного входа в луврский Павильон Флоры несут свою бессменную вахту каэновские сторожевые львы (вернее, бесстрашные «Львицы Сахары»), под очарование которых неизменно попадают отважные львы работы французского скульптора-анималиста Антуана-Луи Бари, охраняющие южные врата Павильона. Але митець не втрачав зацкавленост в подях французько революц та героях. Соответственно этому на четырех ее пилонах предполагалось разместить рельефы на темы: «Революция», «Апофеоз Наполеона», «Сопротивление вторжению 1814 года» и «Мир».
Бертрана (в Шатору), барельефы «Прометей, одушевляющий искусства» (в здании Законодательной палаты) и «Возвращение франц. Между прочим, по этой планировке уничтожались оставшиеся еще от средневековья узкие кривые улочки, удобные для баррикад и заменялись широкими проспектами, непригодными для «обычной тактики местных восстаний», как выразился сам Оссман. том VI). Со «Свободой» Делакруа перекликается монументальный рельеф Франсуа Рюда «Выступление добровольцев в 1792 году» («Марсельеза», 1833—1836), украшающий Триумфальную арку на площади Звезды в Париже.
Но такого единодушного порыва, такой страстности в движении мы не найдем нигде. Наполеон приподнимается со своего ложа, сбрасывая погребальное покрывало. Одна из центральных фигур искусства 19 в. —Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) становится убежденным и упорным вождем классицизма.
тПДЙМУС Ч дЙЦПОЕ 4 СОЧБТС 1784 Ч УЕНШЕ ЧМБДЕМШГБ ЛХЪОЕЮОП-МЙФЕКОПК НБУФЕТУЛПК. «Критик был прав, — считает Н. Н. Калитина. Соответственно, рельефы должны были называться «Отправление добровольцев», «Отступление», «Сопротивление» и «Мир». «Как было бы прекрасно уметь воспроизвести всё, что чувствуешь. С детства Милле мог наслаждаться красотой природы Нормандии, но в то же время он видел и те бедствия, которые причиняет природа, видел, какие усилия употребляет человек, чтобы ее победить. Наполеон приподнимается со своего ложа, сбрасывая погребальное покрывало.
Был сыном печника и первоначально занимался ремеслом своего отца. Великолепное знание классического искусства и тут приходит на помощь Рюду. Но на какие бы сюжеты (исторические, мифологические, религиозные) ни были выполнены работы Рюда, в основе его творчества всегда лежит глубокое изучение натуры. Думки роздлились монумент маршалу Нею викликав як захоплення в табор французьких романтикв (Вктор Гюго), так роздратування х дейних супротивникв.
Индустриальная архитектура постепенно начинает становиться примером для гражданской. — Львов и тигров любил показывать Делакруа. В фасаде Лемерсье скульптура дана в нишах, на фронтонах или в виде кариатид, то есть архитектонически оправдана у Гарнье она вынесена за плоскость здания: группы по сторонам входов между арками, бюсты над окнами второго этажа и, наконец, на крыше (принцип украшения, который можно встретить в классицизме конца 18 в. ). Строительство рынка поручается Виктору Бальтару (1853). Но в то же время он продолжает и поиски композиционного пейзажа («Берег в Виллервиле», 1875 Эрмитаж).
Фигура Годфруа Кавеньяка — это фигура усопшего, распростёртая на надгробной плите, как это наблюдается в работах средневековых мастеров. Жан Франсуа Милле (1814— 1875) родился около Шербура в крестьянской семье с патриархальными, традиционными обычаями, с которыми он был крепко связан не только в детстве и юности, но и всю жизнь. Среди всеобщего оживления в толпе вместе с женой был и Рюд. Произведение скульптора Ж. -Б Романа привлек обращением к героической фигуры древнеримского политика и стоика, осмелившегося бороться со злоупотреблениями бюрократии в государстве и быть противником укрепления власти самого Цезаря, этих подонков Ромула за висливом Цицерона.
муз. ), принца Морица Саксонского (там же) и др. Венцом творческого наследия мастера стала работа над мавзолеем герцога Карла II Брауншвейгского, воздвигнутого в Женеве. Обучение длилось три года (1809 – 1812).
Кавеньяк в интерпретации Рюда — это страдалец, подвижник. 20 вересня 1792 року добровольц вибороли виршальну перемогу над чужинцями пд Вальм. Эти очаровательные этюды — значительный вклад Добиньи в историю пейзажной живописи.
Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Наполеон приподнимается со своего ложа, сбрасывая погребальное покрывало. В 1812 году он был удостоен первой премии за работу «Аристей оплакивает потерю своих пчел». После падения Наполеона и реставрации Бурбонов Рюд эмигрировал в Бельгию. уФТБУФОЩК ВПОБРБТФЙУФ, РПУМЕ ТЕУФБЧТБГЙЙ вХТВПОПЧ (1815) ЬНЙЗТЙТПЧБМ Ч вЕМШЗЙА, ЧЕТОХЧЫЙУШ ЧП ЖТБОГХЪУЛХА УФПМЙГХ Ч 1827.
После ряда перипетий и интриг за Рюдом остался только один первый рельеф. Позднее он повторил в мраморе бюст ещё раз (1838, Париж, Лувр) и ввёл в композицию одежду». Но жёсткий веризм трактовки лица сразу же снимает возможность такой интерпретации.
Работы, которые велись в продолжение многих лет (1853—1869), были поистине грандиозны. Происходит из простой, неартистичнои семьи. Но как только Доре обращается к реальной действительности, он вновь становится убедительным. Казна была пуста. «Портрет рабочего в блузе, — пишет Торе, — безусловно стоит портрета принца в золоченой одежде». Скульптор, так сказать, заставляет зрителя следовать за развитием жеста на изображённой фигуре. Его работы полны поэзии и лирики и в то же время они правдиво передают природу.
С рекомендательным письмом этого художника он явился в 1807 г. в Париж, к главному директору императорских музеев барону В. Денону, который, оставшись доволен показанным ему образцом работ молодого ваятеля, статуэткой «Тезея, поднимающего с земли метательный диск», принял в нём участие и способствовал к его определению сперва в ученики Голя, а потом в мастерскую Картелье и, наконец, в парижское училище изящных искусств. Серед емгрантв перебував уславлений французький художник, засновник революцйного класицизму часв французько революц— Жак-Лу Давд, вчитель багатьох французьких художникв. оЕ НЕОЕЕ РБФЕФЙЮОЩ Й ЬНПГЙПОБМШОЩ НЕНПТЙБМ оБРПМЕПОБ Ч жЙЛУЕОЕ РПД дЙЦПОПН (оБРПМЕПО, РТПВХЦДБАЭЙКУС Л ВЕУУНЕТФЙА ВТПОЪБ, 1845-1847) Й РБНСФОЙЛ н. оЕА ОБ РМПЭБДЙ пВУЕТЧБФПТЙЙ У ЖЙЗХТПК НБТЫБМБ, ЧЪНБИОХЧЫЕЗП УБВМЕК Ч РТЙЪЩЧЕ Л БФБЛЕ (ВТПОЪБ, 1852-1853).
Впервые конструктивные изменения при применении металлических конструкций сказались у Анри Лабруста (1801 —1875) в библиотеке св. Особое внимание уделяет он характеристике рук, всегда индивидуальных, написанных с подлинным блеском — портрет Ф. Ривьера (1805, Париж, Лувр). Здесь он выполнил ряд портретных бюстов и серию барельефов для дворца Тервюрн. Поговаривают, стражам единожды показалось, что слуги народа трудятся на благо последнего не слишком рьяно и в Париже произошли массовые беспорядки, которые привели к смене нерадивого правительства (майский бунт в Париже 1968 года). Освоил монументально-декоративное искусство в основном в свои бельгийские годы (рельефы замка Тервюрн, 1879 не сохранились). Среди всеобщего оживления в толпе вместе с женой был и Рюд.
Энгр. Даже смерть не в состоянии сгладить нервную энергию, запечатлевшуюся на челе. Только это и завидно, остальное не в счет», – скажет он позднее. Даже смерть не в состоянии сгладить нервную энергию, запечатлевшуюся на челе. В картине «Жатва» (Лувр), показанной в Салоне 1852 г., Добиньи впервые окончательно освободился от условностей классического пейзажа.
Здесь и мужественный, облаченный в античные одежды воин и совсем юный обнаженный подросток. Даже смерть не в состоянии сгладить нервную энергию, запечатлевшуюся на челе.
Но художник не терял заинтересованности в событиях французской революции и ее героях. В этом горельефе с венчающим его олицетворением «Марсельезы» Рюд создал один из шедевров мировой скульптуры, полный вдохновенного революционного пафоса. Оро — это далеко видящий архитектор, предшественник современной архитектуры, но и другой его проект (созданный вместе с Флашем)— Центрального рынка Парижа — остается неосуществленным.
Порой его произведения звучат фальшиво (например, памятник Наполеону в парке около Дижона). Он проронил тогда: «Что слава. Правда, работы, выполненные по приезде в Париж, — «Меркурий, завязывающий сандалию» (1827 Лувр) или «Неаполитанский рыбак с черепахой» (1833 Лувр) — как будто говорят о том, что Рюд становится мастером занимательных жанровых сцен, взятых из античной мифологии или из современной жизни. Но идеи Оро находят выражение в «Хрустальном дворце», построенном англичанином Пакстоном (см. Но принцип декорирования скульптурой иной.
1809 року дстався Парижу, де показав невеличкий власний твр «Тезей пднма з земл диск» Вван-Денону. Но жёсткий веризм трактовки лица сразу же снимает возможность такой интерпретации. У него отнимают большую часть заказа, оставив лишь один рельеф из четырех. В станковых произведениях эволюционировал от стандартного неоклассицизма (портретный бюст Ж. Л. Давида, мрамор, 1827 Меркурий, завязывающий сандалию, бронза, 1827) к более динамичным романтическим образам (Неаполитанский мальчик-рыбак играющий с черепахой, мрамор, 1833 все работы – Лувр, Париж). Можно сказать, с этого времени начинается Рюд как личность в скульптуре. Поездка в Лондон и затем в Шотландию изменяет и сам характер Гаварни.
Подобная ситуация была наиболее благоприятной для решения творческой задачи. Предельно точное знание натуры было его составной частью, как и классическая подоснова. Кавеньяк в интерпретации Рюда — это страдалец, подвижник.