Прихожане собора могли видеть алтарь в двух состояниях: в будни его основная внутренняя часть была закрыта створками в праздники они раскрывались, приобщая зрителя к самым глубоким тайнам бытия, а также являя глазу наиболее драгоценную часть живописи. Далее. Первый же зал имеет иное оформление. Огромное впечатление производит фигура Адама.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Сюжет Поклонения Агнцу взят из Откровения Иоанна, где сказано, что после конца греховного мира на землю снизойдет град божий, в котором не будет ночи, а будет вечный свет и река жизни светлая, как кристалл и древо жизни, каждый месяц дающее плоды и город – чистое золото, как прозрачное стекло. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. А мог и сам подарить по дружбе.
Он прославился написанием портретов и сюжетов на религиозные темы. С дипломатическими поручениями посетил Испанию (1427) и Португалию (1428–1429).
Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными. Это работа двух батьев, Яна и Губерта, оконченная в 1432 году, украшает собор в Бельгии.
Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу». Гентский алтарь показывает нам совсем другого Адама. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета.
На раме Гентского алтаря написано, что работу над ним начал Хуберт ван Эйк, художник, «величайший из всех» и это вся информация о старшем ван Эйке, которой мы располагаем. Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца. Эйк (Eyck) Ян ван – нидерландский художник, один из основоположников искусства Северного Возрождения родился около 1390 года, Маасейк, вблизи Маастрихта (Нидерланды), умер 9. 07. 1441, Брюгге. Никакие драгоценности не украшают ее. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Он подписал и датировал ряд картин между 1432 и 1439 годами, каждая из которых написана маслом и покрыта лаком.
Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. Осенью 1431 года кардинал был проездом в Генте.
Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. В этой группе находит свое средоточие цвет всех остальных частей — красный, зеленый, синий, белый, золотой. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле.
Вся композиция центральной части алтарного образа объединена необыкновенной любовью к миру и ко всему живому. Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство.
Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. Живопись наружных створок почти монохромна. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. Противники гипотезы о том, что на картине изображено бракосочетание, указывают на то, что у героев не на те руки и не на те пальцы одеты кольца.
В 1427 г. он отбыл в Испанию и затем в Португалию вместе с послами Филиппа, задачей которых было договориться о заключении брака между вдовцом-герцогом и португальской принцессой Изабеллой. Исполняя возложенную на него миссию, художник написал два портрета невесты и отослал своему господину вместе с проектом брачного договора. А на последнем плане — далекие синие горы. Бавона в Генте (окончен в 1432-м).
Тончайшая моделировка нежно-пепельного лица розовыми тенями сообщает образу Маргарет неизъяснимую одухотворенную утонченность. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Палитра Гентского алтаря богата и полнозвучна. Ее новый владелец – британский полковник Джеймс Хей – рассказывал всем, что купил картину в Брюсселе. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее.
Мужчина изображен у открытого окна, что говорит о его связи с внешним миром. Вместо классической фразы «полотно написано тем-то» художник написал «Ян ван Эйк был здесь», подкрепляя версию того, что он – один из свидетелей изображенных в отражении зеркала. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем.
Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн.
Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. Главным произведением Яна ван Эйка является алтарь кафедрального собора Св. Пара – представители зажиточного бюргерства, о чем говорит их одежда. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях.
Ярким примером графического мастерства художника служит Св. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. Учителем живописи Яна был старший брат Хуберт, вместе с которым они проработали до самой его смерти в 1426 г. В 1422 г. Ян ван Эйк стал художником при дворе Яна II Бургундского, а в 1425 г. – придворным художником и камердинером герцога Филиппа Доброго Бургундского. Св. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
Плюс жена ван Эйка родила в тот же год, что было написано полотно. В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Творчество Яна ван Эйка открывает эпоху Северного Возрождения. Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них.
Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Это не совсем так. Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года.
Это необычайно тонко, точно и живо. По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Многие написал Ян ван Эйк картины. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай.
Кисти Ван Эйка принадлежат также такие известные картины, как «Портрет четы Арнольфини» (Национальная галерея, Лондон), «Мадонна канцлера Ролена» (Лувр, Париж). Необычайна сложность построения алтаря. Рядом с ним – фигура его молодой супруги, которая плащом прикрывает небольшой животик.
Отсюда, слева, выходит длинное шествие Мучеников, а справа — шествие Святых жен, с розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае.
Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». Так же там много картин изображающих бога, ангелов, Адама и Еву.
Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Он пользовался особым доверием папы Мартина V и часто выполнял дипломатические поручения.
Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Прежде всего исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка.
Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Разве ощущается здесь влияние Античности. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Но это не так. Надо сказать, что его весьма ценили и без заказов он не сидел.
Св. Георгий. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Термин «ars nova» (новое искусство), предложенный историком и теоретиком искусства Эрвином Панофским в его книге «Ранняя нидерландская живопись» (1953), гораздо лучше характеризует это необыкновенное явление, давшее миру такие имена, как Ян ван Эйк, Иероним Босх, Ганс Гольбейн, Питер Брейгель Старший и Питер Брейгель Младший. Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры».
Агнец в христианской иконографии, как правило, обозначает Иисуса Христа. По их работам можно было узнать стиль Яна Ван Эйка.
В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. Христос родился и умер. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом.
Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. Некоторые ученые говорят, что секрет ван Эйков в том, что они прописывали нейтральной коричневой краской композицию, потом плотной масляной непрозрачной краской наносили тон, а затем абсолютно прозрачными красками придавали цвету глубину и сияние. Да и рука, лежащая на животе, может быть символом женского начала.
Их славят музицирующие и поющие ангелы. Семейство Арнольфини было одним из богатейших семейств Гента. Это особенно заметно по одежде. В конце жизни он основал аббатство близ города Гента, где и скончался. Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св.
Собачка – признак благосостояния, символ верности и преданности. Это складень и раньше его створки открывались только на праздники. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. И передний план и дали мы видим так отчетливо, словно перед нами планета Земля во всем ее многообразии. Это было в Португалии и звали девушку Изабеллой. Плюс рукопожатие не характерно для свадебных церемоний.
В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. Как держать кисть в руках и основам художественного ремесла его обучил брат. Герои изображены в праздничной одежде, но в простом интерьере.
Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Вишня за окном – пожелание плодовитости в браке.
По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета. Взять хотя бы головные уборы. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма).
В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок.
С 1425 года работал при дворе герцога Бургундского Филиппа Доброго в Лилле и Брюгге. Предположительно, он появился на свет на севере Голландии в конце XIV века. Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
Картина была заказана художнику каноником церкви св. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме.
Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. Это потом он положил начало новому течению живописи art nova, а азам его обучал родной брат Хуберт известный в кругах почитателей искусства. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде.
Отличительной особенностью работ этого художника было то, что их трудно было скопировать. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго.
Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Кардинал был весьма известным человеком. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Еще в ранней молодости Джованни Арнольфини отправился в Брюгге, где основал несколько текстильных мануфактур, занимающихся производством дорогой одежды для аристократов. Мы не знаем ничего о Маргарет, кроме ее имени, возраста в момент создания портрета и того, что она была женой художника.
Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. Вот таким образом многие его последователи имели неудачные попытки повторить технику его письма. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви. А что возрождается в Нидерландах, Фландрии, в Германии.
Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах. Но почему Возрождение. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Бавон Гентский (Bavo, Baaf около 589 – 1 октября 634), святой – монах-отшельник.
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). С 1430 года жил в Брюгге. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Из надписи мы узнаем также, что работа была закончена в 1436 году и помещена в одной из двух капелл хора церкви св. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви».
Согласно другой интерпретации, Хуберт не был не братом Яна, не художником, но он был скульптором, который вырезал сложную раму для алтаря. Что может быть великолепнее его облачения. Искупление свершилось. Вот таким образом слово «Северное» вопросов не вызывает. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века.
Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. Он держится величественно и с достоинством, он понимает свою значимость. Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт.
Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Облик каждого глубоко индивидуален. В 1427 г. посетил Турне. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности.
Его прозвали "ангел мира". Ранние биографии называют учителем Яна его старшего брата – живописца Хуберта ван Эйка (около 1370–1426). Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода. Фрукты (по одной версии, апельсины, по другой, – яблоки) могут говорить как о достатке семьи, так и символизировать чистоту и невинность.
Судьба художника Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. Что и говорить, красота – страшная сила. В 1420 году состоятельные горожане Гента, Йодокус Вейдт (Юдокус Вийд) и его супруга Изабелла (Лисбет) Борлют на свои деньги начали строительство алтаря в церкви Иоанна Крестителя, которая позднее стала кафедральным собором.
Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Л. Д. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование.
А еще художник уделял огромное внимание мельчайшим деталям, что дает право судить о наблюдательности и остром уме ван Эйка. Бавона в Генте начал именно он. Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта.
С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Написать алтарный образ было поручено братьям ван Эйк. Картина "Leal souvenir" (фр. По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие».
Выдающийся художник жил и творил в эпоху Раннего северного Возрождения. Мало жестов и мало позы. И действительно из внимательного рассмотрения картины явствует, что речь идёт о «браке левой руки». Старость избороздила его лицо морщинами, складками, сделала обвисшей кожу, о чем ван Эйк свидетельствует с объективной точностью, кажущейся беспощадной. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр.
Беспристрастно правдивая и тщательная передача облика человека подчинена в них зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Это были слова на родном фламандском, французском, греческом, латинском языках иврите. Чистое округлое лицо с высоким лбом и мягким маленьким подбородком обрамлено волнистыми прядями золотистых волос.
В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Получилось пространство, наполненное символами. Тот же всем своим обликом, спокойной и уверенной позой, жестом другой руки, поднятой в клятве, внушает веру в прочность и надежность заключаемого союза. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений.
Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк. Мужчина на портрете изображен с одно- или двухдневной щетиной, выписанной очень тщательно. Есть даже мнение, бытующее в среде искусствоведов, что Хуберта ван Эйка вообще не существовало. На снимке, сделанном в инфракрасных лучах, можно увидеть, как уже в самой картине он изменил положение его левой руки, опустив ее ниже.
К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «скаменным фасадом, а вскоре женился. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге).
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом.
Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Около 1431 года ван Эйк пишет "Портрет кардинала Никколо Альбергати". На раме имеется неполная надпись на латыни, которая указывает на художников, которые работали над алтарём, такие как Хуберт и Ян ван Эйки.
Ван Эйк работал маслом, что для его времени было новаторством. Как умею».
Хотя, без сомнения, у братьев были свои секреты. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. Так же поступил и ван Эйк. 18 сентября 1426 г. ), брат Яна, был тем художником, который начал роспись алтаря, а уже Ян его завершил.
Бавона). Кстати, есть гипотеза, что на картине ван Эйк изобразил себя с супругой Маргаритой. 6мая 1432 года величественный Гентский алтарь был освящен. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. Термином «Северное Возрождение» принято называть искусство стран, расположенных севернее Италии, рубежа XV–XVI веков.
Его суровое лицо бесстрастно. Вместе с Амандом он странствовал и проповедовал во Франции и Фландрии. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека).
Наиболее ранние — «Стигматизация Св. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря.
В том же году художник переехал в Лилль. Эта небольшая картина (22, 5 см х 16, 6 см с рамой) была создана около 1430 года. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию.
Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Новая манера, открытая художником, оказала значительное влияние на дальнейшее развитие европейской живописи, в том числе и на художников итальянского Ренессанса.
Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита.
Родился он в Северных Нидерландах, но дата его рождения осталась неизвестной. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Сквозь лоджию открывается красивейший ландшафт, первый панорамный пейзаж в европейском искусстве, дающий широкую картину жизни земли и человечества. Уже во время правления императора Константина I, положившего начало процессу превращения христианства в государственную религию изображения Иисуса Христа в виде Агнца появились в росписях апсид и на саркофагах.
Ян ван Эйк, картины которого можно изучать часами, родился в Нидерландах (сейчас городок Маасейк расположен на территории Бельгии) в конце четырнадцатого века. Позднее искусствовед Панофский утверждал, что зритель видит не бракосочетание, а помолвку и отмечал, что при таком толковании картины надпись становится уместной – так художник подчеркнул свое свидетельство на церемонии.
Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера. Правда и тут не обошлось без загадок.
Раздав свое имущество бедным, Бавон стал отшельником и жил в дупле дерева. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз. На память) написана в 1432 году. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Это роспись на религиозную тему, показывающую, как ангел Гавриил пришел к Деве Марии. Неясно имя ли это или прозвище персонажа (Тимофей) или девиз (Чтущий Бога). Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок.
Донациана, основанных каноником ван дер Пале. В одной из них он написал портрет невесты графа Бургундского. Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает.
В пользу этого исследователи указывают на портретное сходство изображенной дамы и жены художника, а также на статуэтку святой Маргариты (изображена над кроватью) – она якобы намекает на имя героини. Согласно легенде, Бавон был сыном Пипина Ланденского, мажордома Австразии и родоначальника династии Пипинидов, после императора Карла Великого получившей название династии Каролингов. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной.
Могли ведь дружить зажиточные бюргеры и художник. Здесь каждый цветок, каждое дерево изображены с большой любовью и вниманием к деталям. Выпуклые зеркала были более доступны. Женщина стоит около постели, что подчервикает ее роль хранительницы очага.
Ван Эйк был чуть ли не первым, кто подписал свое полотно. Конкретная дата появления на свет гениального живописца неизвестна. Особенности творчества ван Эйка: становление основоположных принципов эпохи Ренессанса на Севере Европы.
Старший брат, Хуберт ван Эйк, начал работу над одной из центральных частей алтарного образа, а после его смерти в 1426 году роспись продолжил младший брат, Ян ван Эйк. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. Мы не знаем, какой момент из жизни четы запечатлен. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. Реализм подкреплен еще и техникой.
Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме. На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Платье с таким впечатляющим шлейфов невозможно было носить без посторонней помощи.
Неизвестно ни кто изображен на этом портрете, ни каков его статус. «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной.
В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Такие браки заключались между неравными по социальному положению в обществе супругами.
Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. Образ св. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Впрочем, полного консенсуса по этому вопросу нет: американский искусствовед Анна ван Бюрен (1927–2008) считает Хуберта ван Эйка реальным персонажем.
Но представления эти основаны на таком глубоком знании и любви к реальной земной действительности, а природа и люди переданы с такой жизненностью и характерностью, с таким пристальным любовным вниманием к каждому лицу, к каждому цветочку, каких до Яна ван Эйка в искусстве Северной Европы не было. Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский художник, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «artnova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ).
Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка. В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом. В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге. Франциска» и «Мадонна в церкви».
На третьем плане, далеко позади агнца и на высоком холме, за которым открывается горизонт, — зеленый лес, апельсиновая роща, кусты роз и миртов в цветах и плодах. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге. Ван Эйк написал ее портрет.
Впереди «Источник жизни». Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Это была вторая после Меровингов королевская династия Франции.
Самой значительной работой художника является «Гентский алтарь». Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. В 1427 – 1428 гг.