В результате получилась вывеска-картина, которой суждено было пережить и саму лавку и Жерсена и Ватто, навсегда войдя в мировой фонд изобразительного искусства. Вывеска лавки Жерсена стала последним произведением художника и, по его собственному признанию, единственным, польстившим его самолюбие. Прощальной его работой стала «Вывеска лавки Жерсена».
Но картина удалась сегодня она считается лучшей работой художника, его "лебединой песней". В книге «Искусство XVIII века»комм.
Картины Ватто Антуан-Жан писал не просто как праздник искусств и любви. В одном из них он и заметил уютно свернувшуюся в клубок собачку. Он покинул дом Жерсена.
Картина совсем маленькая и не заметить это прелестное создание (то есть собачку), снова оказавшееся на переднем плане, просто невозможно. но вскоре вновь попросил о помощи— в Париже ему было трудно дышать. Буше. За помощь в работе при подготовке настоящей книги — консультации, рецензирование, предоставление иллюстративного материала — авторский коллектив приносит благодарность Государственному Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. 1740-е гг. — время расцвета жанровой живописи Шардена. Возможно, замыслом художника было представить всю историю живописи и свои изменения как художника, который в последний раз мечтательно и печально оглядывается на прожитые годы.
При посредничестве Сируакомм. 11.
Ко времени написания «Лавки» правление Людовика XIV уже закончилось и на престол взошёл его сын. Но вовсе не это мешает встрече с Ватто. Центральное место здесь занимал знаменитый цикл из 24 монументальных полотен Рубенса «Жизнь Марии Медичи». Изысканность и рафинированность отличают «Паломничество», которое было создано в 1717 году. ГМИИ им.
Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Три стены сверху донизу увешаны картинами разных размеров. Вдохновленный живописью Ватто, композитор К. Дебюсси создал фортепианную пьесу по мотивам картины мастера «Паломничество на остров Киферу».
Ватто написал картину-вывеску на двух отдельных и затем вставленных в единую раму холстах. Приглянувшаяся ему собачка из рубенсовской «Коронации» обрела новое пристанище у порога «Лавки Жерсена», став частью неповторимой иконографии французского мастера. 3, владелец которой организовал серийное изготовление дешевых копий картин в «простонародном вкусе» для оптовых покупателей6.
Ему посвятит стихотворение Т. Готье. 16. К этому времени талант и редкостное трудолюбие Ватто настолько отшлифовали его рисунок и живопись, что Одран, по словам Жерсена, оценивший «легкость и проворство кисти юного живописца, создал ему лучшие условия, в соответствии с той прибылью, которую он извлекал из его труда»4. В конце 1719 года он уезжает в Англию (по приглашению своего поклонника и подражателя Филиппа Мерсье) в надежде справиться с туберкулезом с помощью известного лондонского врача Ричарда Мида и берет с собой несколько картин. Колорит зачаровывает сиянием жемчужных тонов, переливающихся во множестве золотистых, черных, коричневых, сиренево-серых и белых оттенков.
Мелодия, которую исполняет лютнист, явно посвящена его партнерше играющей на гитаре. 1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе — Ленинград, Эрмитаж). При этом у Ватто было немаловажное преимущество: академики не стали давать ему конкретный сюжет (что было обычным правилом для вступающих), а оставили выбор на усмотрение художника.
В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). В тридцать три года Ватто становится популярнейшим живописцем Парижа. В 1707 или 1708 году Ватто, у которого довольно рано стал проявляться ранимый и неуживчивый характер, ушел от Жилло и перешел в ученики и помощники к известному художнику-декоратору Клоду Одрану (1658—1734), хранителю художественной коллекции Люксембургского дворца. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728). Художник умер в зените славы и уже вскоре после его кончины Жан де Жюльен издал его рисунки, а затем и гравюры с известных ему картин мастера— в этой работе принял участие молодой Франсуа Буше, в чьем искусстве десятилетие спустя стиль рококо достигнет своей кульминации.
(Когда её купили, то разрезали пополам. Буржуазия, выросшая в недрах феодального общества и ставшая к этому времени крупной социальной силой, уже претендует на политическую власть. Пройдет время и его работы будут надолго забыты. Искусство быть приятным в обществе запечатлел художник на упомянутом выше произведении.
На переднем плане продавец бережно укладывает в деревянный ящик портрет Людовика XIV, который недавно умер. «По возвращению в Париж в 1721 году, когда я ещё только начинал своё дело, – повествует Жерсен, – Ватто пришёл ко мне и спросил, соглашусь ли я поселить его у себя и позволить ему, как он выразился, «размять руки» и написать вывеску, чтобы я мог повесить её над входом в арку. Передняя стена «снята» художником и зритель видит, что происходит в бутике и также брусчатую парижскую мостовую.
Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Портрет его родственника, короля Испании Филиппа IV, висит высоко в левом углу. Первый раз я запомнила эту маленькую собачку с длинной мордочкой и человечьими глазами в картине Антуана Ватто «Лавка Жерсена». Как давно подсчитали умные искусствоведы из огромного графического наследия Ватто (более тысячи ста рисунков) около двадцати процентов составляют копии с работ других художников, причем особенно многочисленны и разнообразны копии с Рубенса (около сорока рисунков). Впрочем, зрителю дается возможность увидеть этот интерьер непосредственно с улицы, «сквозь стену»комм. Она надула губки и уже подбирает пышную юбку. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М.
Здесь царят здоровые нравственные устои. При этом Ватто не преминул перекинуть смысловой мостик от названия лавки – «Великий монарх» к самому изображению. Около 1704 года Ватто обрел первых покровителей в лице Пьера Мариэтта (1630—1716) и его сына Жана, граверов и коллекционеров, владельцев крупной фирмы, торговавшей гравюрами и картинами. Центр решен в розово-золотистых тонах, которые выделяются на фоне пышной парковой зелени. Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (1699—1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Пробыв в Валансьене менее года, Ватто возвращается с ученикомкомм. Здесь, на пороге дверей, можно наглядно убедиться в том, что выражение «язык пространства» не является только метафорой.
Ватто множество раз механически копировал одни и те же популярные картины (например «Старушку» Герарда Доу7), а все свободное время отдавал рисованию с натуры, что свидетельствовало о его исключительном трудолюбии. В «Суде Париса» собака по сюжету не предполагается, а место ее в композиции весьма неожиданно: она втиснулась в картину прямо у ног победительницы, прекрасной Афродиты и сделавшего свой выбор Париса. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное — его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей). Сущность этих сцен раскрывается не столько в их прямом сюжетном значении, сколько в тончайшей поэтичности, которой они проникнуты. Жерсена.
Произведения Ватто уже привлекли внимание любителей искусства. Неожиданно для художника картина на военную тематику не только была успешно реализована, но и последовал заказ на следующую, её Ватто написал уже по приезде в Валансьен («Бивуак». 7. Де Ларок (1672—1744), литератор и будущий редактор «Французского Меркурия»15 вскоре становится одним из близких друзей художника. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици).
Одна из них, «Капризница», была куплена в Лондоне и долгое время служила украшением коллекции семьи Уолполовкомм. Второй вариант «Паломничества на остров Киферу», «Вывеска лавки Жерсена» и немало других картин Ватто были приобретены для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого, большого почитателя его искусства. 12, Ватто получил возможность общения с шедеврами его знаменитой коллекции и, по словам Жерсена, «жадно набросился на них и не знал иных радостей, как только без конца рассматривать и даже копировать рисунки великих мастеров»20. Однако, в конце XVIII— первой трети XIX века в эпоху Давида и Энгра Ватто был почти забыт.
Загадку для исследователей составляет, возвращение это с острова или отплытие на него. По-видимому, тогда же ею был написан пастелью портрет Антуана Ватто, который ей заказал всё тот же Кроз34.
А из всех произведений Рубенса внимание Ватто больше всего привлекала знаменитая серия картин «Жизнь Марии Медичи», написанная фламандским мастером в 1620 – 1622 годах для Люксембургского дворца, где Ватто в начале своей парижской жизни подвизался в качестве помощника при художнике-декораторе К. Одране III (в настоящее время серия «Жизнь Марии Медичи» хранится в Лувре). Отец Антуана— Жан Филипп Ватто (1660—1720), потомственный кровельщик, выбившийся в подрядчики, отличался грубым нравом, за что не раз бывал под судом3.
В том, что собачка расположилась у входа в лавку, нет ничего необычного. Надо помнить, что уже через 4 года его жизнь оборвет болезнь. О происхождении матери художника— Мишель Ларденуа (1653—1727), сведений не сохранилось.
Работа с натуры была основой его творчества. Как и не волнуют их остальные персонажи второго плана. Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». 14, а доктору Миду достались «Итальянские актеры»комм.
Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Внимательный зритель может заметить, что в левой части картины рабочие укладывают в большой ящик портрет Людовика XIV. Рядом с городом угольные копи, мутная дымка постоянно висит в валансьенском небе, а ветер приносит не дыхание моря, как прежде, но горьковатый запах шахт. В 20—30-е гг.
И в этот самый миг она озарила своим присутствием беспокойный и суетливый мир и преобразила его. Поэты XIX века откроют картины Ватто. Шарден не получил академического образования. Высоко поднятые волосы открывают изящную шейку модели. Борьба за политическое господство в европейских государствах 17 в. велась между двумя классами — дворянством и буржуазией.
306. ). В доме Сируа Ватто знакомится с его зятем Эдм-Франсуа Жерсеном (1694—1750), торговцем произведениями искусства, вскоре ставшим близким другом художника. Остальные паломники с шутками и шумом спускаются к гондоле, которая покачивается на воде, как золотой сон, увитая гирляндами из цветов и алого шелка. Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. При посредничестве Мариэттов Ватто становится учеником художника Клода Жилло, мастера театральных декораций и создателя небольших картин изображавших сцены итальянской комедии9. Они регулируют отношения типа «культурное – природное» (врата города), «священное – мирское» (врата или двери храма), «общественное – личное» (двери дома) и т. п.
Праздник любви (1717), как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. «Посмертная судьба» Ватто была переменчива.
В отличие от большинства картин серии «Коронация» фиксирует реальное событие, а ее действие разворачивается в реальном интерьере – церкви Сен-Дени в Париже. С развитием стиля рококо во французской живописи связано творчество Франсуа Буше. Жан-Антуан Ватто родился в провинции в бедной семье.
С раннего детства он пристрастился к рисованию и отец отдал его в ученики местному живописцу Жаку-Альберу Жерену (1640—1702), мастеру незначительного дарования. Центральная тема Шардена — натюрморт. Отсюда принципиальная значимость семантики двери и порога. Существенно бльшая по размерам, чем другие произведения мастера, «Вывеска лавки Жерсена» отличается от них ещё и тем, что действие в ней перенесено из пейзажа в интерьер. Практически все исследователи отмечают существенное влияние живописи Рубенса на становление художественного стиля Ватто.
Чуть заметно шуршит её праздничное платье. «Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг. В начале 1721 года Ватто был ещё на ногах: переехавшая недавно в Париж по приглашению Пьера Кроз художница Розальба Каррьера отмечала в дневнике, что 9 февраля была у Ватто «с ответным визитом». Местоположение, формообразование и оформление (символы изображения, надписи и т. д. ) врат и дверей означают определенные условия пространственной коммуникации.
1733 г., Париж, Лувр). Почти в самом центре – мужчина в ренессансном берете играющий на лютне. Это было последнее временное улучшение. В 1720 г., за год до смерти, Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки, — «Вывеска лавки Жерсена».
В жанровой галантной сцене «Капризница» ничто не отвлекает внимания от двух персонажей: молоденькой девушки и ее опытного в любви спутника. В той же поэтической манере «галантных сцен» исполнил Жан-Антуан Ватто картины с названиями: «Затруднительное положение» и «Капризница» (ГЭ), «Урок любви», «Вид между деревьями», «Общество в парке», «Любовная песня», Венецианский праздник». Это единственная работа автора, где действие происходит в интерьере, а не на фоне пейзажа. При этом у него развивается серьезная болезнь, туберкулезкомм. Это панель улицы и интерьер лавки, в которой знатоки и любители искусства, покупатели — светские дамы и кавалеры — выбирают и рассматривают картины различных эпох и стилей, стоящие на прилавке и развешанные на стенах.
Если в других картинах цикла «Жизнь Марии Медичи» боги Олимпа естественно соседствуют с реальными персонажами, то в «Коронации» только две аллегорические фигуры – Изобилие и Победа с пальмовой ветвью в руке, осыпающие новую королеву плодами и золотом. Жерсен недавно купил антикварный магазин и предложил написать вывеску для своего приобретения. Внутренние стены антикварной лавки сплошь завешаны картинами, на переднем плане слева слуги укладывают в ящик портрет «покидающего сцену великого монарха»— недавно умершего Людовика XIV.
Художник предан ей, ведь только ему она поведала свои тайны. Посетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами, Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части картины изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй — игривые «галантные сцены» и жанровая живопись. Ватто задумал картину как вывеску, чтобы поместить её над входом в лавку. Позднее Патер говорил, что всем лучшим, чему он в жизни научился, он обязан именно этим немногим драгоценным урокам, продолжавшимся около месяца35. Ее спутник вальяжно расположился за ее спиной и совсем не стремится уговорить ее остаться.
Он вкладывал в них глубину, которая позже была недоступна его последователям. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им.
Это работа с интерьером магазина, а не с природой. Воздействие Рубенса на «галантные празднества» Ватто весьма значительно и прежде всего проявляется в том живописном подходе, который охарактеризовал В. Н. Лазарев, описывая эскизы Рубенса: «Художнику достаточно двух-трех едва заметных прикосновений кисти к поверхности загрунтованного холста, чтобы вызвать из небытия нужную форму. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Правда, на фоне длинного «пустого» пространства переднего плана она привлекает неожиданно пристальное внимание, а учитывая то, что в этой картине Ватто каждая деталь продумана, можно предположить, что собачка пристроилась здесь совсем не случайно. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (1703—1770). Произведения Ватто были чрезвычайно популярны у современников.
13. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Современники не просто ценили картины Ватто. Искусству ампира и академизма оказались чужды и жанр «галантных сцен» и утонченный колоризм камерной живописи Ватто. Собрание его рисунков свидетельствует о том, что, обладая исключительной наблюдательностью, он искал в натурной форме разнообразных оттенков содержания и в бесконечных вариациях поз, движений, жестов довел свою технику до виртуозности. Несколько лет ученичества у Жилло сыграли важную роль в становлении Ватто.
18 июля 1721 года Антуан Ватто скончался в возрасте 36 лет. Антуан-Жан вызывал у них восторг. Речь, конечно, не о любви к женщине (и тем более к собакам) – мы имеем в виду роман художественного свойства, знак глубокого восхищения Ватто другим великим художником, который был его учителем, хотя и жил на столетие раньше, а именно Петером Паулем Рубенсом. 15.
Как правило, он пользовался сангиной и сочетал её со свинцовым или итальянским карандашом (черным мелом), что позволяло и в рисунке добиться живописных эффектов (сангина дает теплый тон, а карандаш— холодный) и особо трепетной фактуры в сочетаниях тонкой силуэтной линии и подчеркнуто рельефной растушевки. Продолжателем колористических традиций Ватто стал Шарден, а Фрагонар дал жанру галантных сцен новое лицо, «не столь богатое оттенками чувств, как у Ватто, но более подвижное»41. Антуан-Жан будет особо цениться Бодлером, Верленом. В совсем ином контексте появляется знакомая нам собачка в композиции Ватто «Прелести жизни» из коллекции Уоллес в Лондоне. В биографии героини было немало сомнительных моментов – угроза тюрьмы по подозрению в убийстве мужа, разрыв с сыном и изгнание из Парижа, что не помешало великому художнику превратить «Жизнь Марии Медичи» в блистательный апофеоз.
9. Не лишенный наблюдательности, о чем говорят его рисунки и жанровые картины, Буше не стремился к правдивости образов, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных. Это последний шедевр, который Ватто писал холодеющими пальцами.
У этих и последующих картин серии нет единой сквозной фабулы, «это разные вариации одной и той же темы, объединенные, пожалуй, лишь отсутствием собственно военного сюжета— никто не стреляет, не бежит в атаку и не размахивает саблями»14. Становление Ватто как художника относится к 26 годам, а расцвет творчества – к 32-м. 1710.
В следующей паре нетерпеливый спутник подает руки даме, которая неподвижно сидит на земле. На переднем плане слева изображены зрители, а справа, прямо у края холста, перед фигурой кардинала де Жуайеза и двумя кардиналами в ярко-красных облачениях уютно пристроились две замечательные собаки. Весной Ватто стало хуже.
Две «посторонние» собаки на переднем плане – прелестная ироническая нотка, которая разбавляет бравурный пафос пышной церемонии. У ног ее спутника стоит собачка, которая олицетворяет верность. Здоровье Ватто ухудшалось. Третья пара стоит. Ватто принимал участие в выполнении декоративных заказов Одранакомм. Остальные картины на стенах представляют натюрморты, пейзажи, мифологические сцены.
20 Братья Гонкур писали о художнике: «Ватто— великий поэт восемнадцатого века. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3.
И почти все дома в нём выстроены заново. Натюрморт Шардена — мир домашних вещей, ставших частью сферы чувств и мыслей. А. С. Пушкина)13. «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» — не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни.
Такой широкий успех следует отнести к тому, что художник иначе посмотрел на «галантные сцены», которые к этому времени были известны. Из записок Жерсена известно, что первую из своих батальных сцен «Выступление войск» Ватто писал не на заказ и решил продать её, чтобы ехать в Валансьен не с пустыми руками. В 1712 году Ватто предпринял попытку вступления в Королевскую академию художеств и, по свидетельству Жерсена, Лафосс способствовал принятию его в число «причисленных»комм. Он строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев.
Тонкие изысканные формы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, даже жеманность движений, миловидные лица и мягкие улыбки персонажей в его работах порой напоминают «галантные сцены» Антуана Ватто. В течение этих пяти лет он несколько раз просил отсрочки и был неоднократно вызываем в Академию «для дачи объяснений о причинах запоздания»22. Его кисть так верна, так легка, так воздушна, а когда надо, так весома и энергична, что просто диву даешься этому удивительному мастерству, знаменующему одну из высших точек в развитии peinture pure»39. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок. Вообще говоря, врата и двери выполняют исключительно важную функцию в пространстве человеческой коммуникации.
Полотно изображает просторную лавку, увешенную с потолка картинами в тяжёлых рамах. Безусловно она очутилась здесь не случайно, быть может, она появилась из мира грёз, но ненадолго, а лишь на короткий миг. Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху.
2. Антуан был вторым из четырёх сыновей в семье. «В аккуратном сквере сегодняшнего Валансьена почти всегда безлюдно, можно долго и спокойно разглядывать памятник Ватто. Дама оборачивается назад и с сожалением смотрит на место, где она была счастлива.
Та же собачка замечена в другой картине Ватто – «Суд Париса», где она представлена в зеркальном повороте, но ее облик и характерная, очень уютная поза те же, что и в «Лавке Жерсена» – вполне узнаваемы. Речь идет о тринадцатой композиции знаменитого цикла – «Коронации Марии Медичи», посвященной событию большого политического значения в жизни героини. Вновь интерес к произведениям Ватто пробудился во второй трети XIX века, но сперва не у художников, а у французских поэтов: образам Ватто посвящены стихотворения Готье «Ватто» (из сборника «Комедия смерти», 1838), Бодлера «Поездка на Киферу» (из сборника «Цветы Зла», 1857) и сборник Верлена «Галантные празднества» (1869).
В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок.