Многогранность художества Ивана Айвазовского не перестаёт удивлять. Иисус сразу протянул руку и, подхватив его, сказал: «Маловер, зачем ты усомнился. » Когда они вошли в лодку, ветер стих» (Евангелие от Матфея, 14:22–32). В то время как «Гений греческой поэзии» отсылает зрителя к идее пантеизма с помощью олицетворяющих силы природы и воплощённых в человеческом облике богов, среди которых выделяется значительная фигура Гения33, в картине «После потопа» Уоттс изобразил монотеистический образ мира, проявившийся в величии и искупительной милости единого всемогущего Бога, главного героя акта творения23. Полотном был закрыт пролом двери, но однажды вместо него там оказалась доска, а где Всемирный потоп Айвазовского без ковчега никто не знал.
«Потоп» – первая по времени исполнения фреска Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане. Наиболее выразительны группы людей на переднем плане картины. Великий немецкий поэт Гете назвал пуссеновский Потоп страшной красотой. Из данных палеогеографии известно, что последнее покровное оледенение (Лаурентидский ледниковый щит в Северной Америке) в Северном полушарии исчезло от 8 до 10 тыс. Всемирно известный «Голубь мира» Пикассо также навеян историей о Ное, мы так же можем видеть Ноя на картине Марка Шагала. Когда вода стала прибывать, она приподняла ковчег и ковчег поплыл.
Конфликт удалось нейтрализовать благодаря Зауервейду, в класс которого через полгода и был определен начинающий молодой художник для занятий морской военной живописью. В 1837 году Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дарованный Всевышним шанс очищения и получения спасения. Все, что было на земле, — и люди и скот и всякая живность и птицы небесные — все было сметено с лица земли. В 1865 году ее приобрел император Александр II для галереи Эрмитажа. Море у Айвазовского – основа природы.
Между тем в картине «После потопа» художник явно желал выразить своё монотеистическое видение мира, сознательно избежав при этом непосредственного изображения Бога в момент творения. На художественные способности мальчика первым обратил внимание феодосийский архитектор Яков Кох. В 1904 году, незадолго до смерти художника, работа была передана в недавно открытую галерею Уоттса в Комптоне (боро Гилдфорд, графство Суррей, Англия)38. Так, у Мунка можно отметить полотно «Солнце»46, а у да Вольпедо — «Восход солнца»45.
Сила стихии быстрее человеческой мысли. Установлено (по данным анализа затопленных береговых линий и распространения слоев осадочных пород), что в это время уровень моря поднялся на десятки метров от -50 до 0 метров (в современной системе абсолютных координат), одним из следствий чего было образование Босфорского пролива и увеличение площади Чёрного моря почти в 1, 5 раза. Так что эффект от подобного затопления значительных прибрежных пространств безусловно сыграл свою роль в появлении и глобальном распространении истории О потопе.
лет назад. Здесь Айвазовский гениально сочетал талант, воображение и любовь к импровизации. Впервые картины были выставлены в Париже. И в этом тоже есть роскошь и величественность. В 1904 году, незадолго до смерти художника, картина была передана в галерею Уоттса в Комптоне (боро Гилдфорд, графство Суррей, Англия), где и находится в настоящее время.
«Всемирный потоп» — олицетворение прекрасных рассказов из библии. Море у художника своеобразная основа природы и истории, особенно в религиозных темах. Параллели можно провести с работой Ван Гога «Сеятель», просто насышенной солнцем в виде централизованно струящихся из композиции световых потоков47.
Когда ученики увидели, что Он идет по морю, они перепугались. Проливной же дождь был лишь прелюдией к глобальному, при котором «разверзлись все источники великой бездны». Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. Однако религиозную иконографию, трудно назвать большой удачей Айвазовского. Прекрасные рассказы священной книги, словно оживали под его волшебной кистью. «Сорок дней длился потоп. Палитра красок умело передавала на холсте жизненность и эмоциональность. Позже автор подарил эту картину одной из школ Новонахичеваня.
В 1848 году Иван Константинович женился. Уровень же воды поднимался и после прекращения дождя в течение пяти месяцев. Стихия бушевала 40 дней.
От ее гигантского гребня не стоит ждать пощады. На рассвете Иисус направился к ним — Он шел по морю. Под толщей воды скрылись даже горные массивы. В соответствии с законами классицизма и написан Потоп. Искусство твое вечно и могущественно, так как тебя вдохновляет гений».
Самостоятельно научился играть на скрипке. Тогда Петр сказал Ему: «Господь, если это Ты, вели мне пойти к Тебе по воде». Но Таннер запрещал Айвазовскому работать самостоятельно. С помощью этих мероприятий Барнетт хотел привнести хоть какую-то красоту в жизнь бедных36. Креационисты (т.
Композиция данной работы Уоттса тематически перекликается с картиной Уильяма Тёрнера под названием «Свет и цвет (теория Гёте) — Утро после потопа — Моисей пишет Книгу Бытия», написанной в 1843 году31. К картинам, в основе которых лежит исторический сюжет, относится полотно «Крещение армянского народа». Молящийся у водопада человек закинул руки к небу в эффектном картинном жесте и т. п.
Ярким примером работ Уоттса того времени считается написанная в 1882 году картина «. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpХаос» (Британская галерея Тейт), на которой видно, как солнце освещает последствия потопа, падение гигантов и начало времён272829. Эта перестройка заключалась в повсеместном затоплении речных пойм и прилегающих к долине речных террас.
Меньше стали жить и другие обитатели. Все, в чьих ноздрях было дыхание жизни, все обитатели суши, — все умерли. Барнетт и Уоттс были близкими друзьями и викарий часто брал работы художника для своих выставок37, а однажды даже украсил фасад церкви большой мозаикой Уоттса под названием «Время, Смерть и Суд»36. (. ) И, как назло, едва он закончил писать «Потоп» – одну из самых важных и драматических сцен, – картина прямо да глазах стала покрываться белым налетом и вскоре совсем исчезла.
Среди безбрежного моря отчаявшиеся люди борются за место в переполненной лодке. Огромное количество картин было создано на библейские темы. Айвазовский принадлежал в своем вероисповедании к апостольской армянской церкви. Картина написана в форме стилизованного морского пейзажа преимущественно ярких цветов. Как следствие этих даров, картина «После потопа» не вошла в число наиболее известных произведений Уоттса, хотя была очень высоко оценена современниками и другими художниками43. Показанная на выставке Академии художеств 1864 года под названием Всемирный потоп (последние дни), картина имела широкий резонанс в русском обществе.
В ней поочередно проживали то красные, то белые. Но, оказывается, в этом нет ничего удивительного, ведь строительство судна длилось сто лет. лет назад.
Тот же сюжет был использован Уоттсом в написанной в 1878 году работе «Гений греческой поэзии», которая, однако, отличается изображением абсолютно другой стадии потопа. Но из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Продолжим ставить неудобные вопросы историкам и познакомиться с любопытными работами итальянского археолога, архитектора и художник-графика Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi). Выставки такого рода специально организовывались для необразованных слоёв населения викарием церкви Сэмюелем Барнеттом и его женой Генриеттой, считавшими себя «миссионерами цивилизации». Шедевр отобразил веру мариниста. Протоиерей Ростислав Снигирев в книге «Библейская археология» выделяет три ключевых момента.
А сыны Израилевы прошли по дну моря, как по суше по правую руку от них стояла стена воды и по левую — стена воды. В акцентировании внимания на солнце отразился его давний интерес к данному небесному телу как божественному символу. (Весна, например, называется Адам и Ева в раю ныне вся серии хранится в парижском Лувре). В результате написал картину «Десант отряда в длине Субаши», которую приобрел Николай I. В конце лета 1839 он вернулся в Петербург, получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.
В годы войны эта школа была отдана под казарму. Библейские мотивы всемирного потопа присутствуют и в современной живописи. В-третьих, спасшиеся высаживаются на вершину горы. 4 Известный исследователь-этнограф и религиовед Джеймс Фрезер в своих работах (например «Фольклор в Ветхом Завете», 1923 год) прямо указывает, что библейское повествование о потопе не уникально, оно содержится в древних мифах многих народов. Отсюда возникла гипотеза Райана — Питмена (William Ryan, Walter Pitman, University of Columbia) о том, что история о потопе является своеобразным отражением глобального процесса подъема уровня мирового океана. Несмотря на это, по совету профессора Александра Ивановича Зауервейда он сумел подготовить к выставке Академии художеств несколько картин. Между тем композиция данной работы кардинально отличается от имеющейся на картине «После потопа»23.
Как считают, такого на самом деле не могло быть. Однако автор изначально не претендовал на оригинальность. Надо сказать, что Тёрнер был впечатлен творениями Айвазовского. Спасти эту картину помог Мартирос Сарьян, который раньше учился в этой школе. Ещё 18 картин были подарены к открытию в 1897 году только что созданной Национальной галереи британского искусства (ныне Британская галерея Тейт), а позже Уоттс передал туда ещё 5 своих работ40К 3.
Не надо ждать от нее снисхождения и попав в пучину – уже возврата нет. В Ереван картина «Сошествие Ноя» попала в 1921 году, когда он привез ее вместе с другими произведениями армянского искусства. Редкое в русской живописи тех лет произведение на тему из Священного Писания. Сегодня Армения является одним из древнейших христианских государств.
Изображение оранжевого солнца над бескрайним морем присутствует и на более ранней картине Уоттса под названием «Гений греческой поэзии», начатой художником в 1856 году во время посещения Галикарнаса и законченной только в 1878 году3233. Получая информацию о «потопе» на побережьях морей и данные о «потопе» вдоль всех рек любой разумный человек (а тем более группа) создаст миф о всемирности наблюдаемого явления. Не будем утомлять читателей мудреными для человека несведущего научными формулировками.
Незаконченная версия картины под названием «Солнце» экспонировалась в 1886 году в церкви Святого Иуды в Уайтчепеле22. После потопа Бог положил предел человеческой жизни – 120 лет. Автор убедительно показывает силу природы над живыми существами. Тему Всемирного потопа воплотил на экране американский кинорежиссер Даррен Аронофски в кинокартине «Ной». но пар поднимался с земли и орошал все лицо».
Зима. а не библейский рассказ. «Спаси меня, Господь. » — закричал он.
Разгневанный, он бросил работу и посчитал себя освобожденным от всех обязательств, связанных с росписью Сикстины». В музее города Санкт-Петербурга, хранится удивительная картина художника-мариниста Ивана Айвазовского под названием «Всемирный потоп». «Это призрак. » — закричали они в страхе. Изображённые люди вообще по масштабу не вписываются в грандиозные постройки. Пожалуй, самый лучший вариант картины «Всемирный потоп» был написан им в 1864 году.
Ни один египтянин не уцелел. «Успокойтесь, это Я. Не бойтесь. » — тотчас заговорил с ними Иисус.
Фигура женщины, наиболее близкая к зрителю, выражает отчаяние и безнадежность. Естественно, что подобные, примыкающие к рекам участки были местом повышенной концентрации людей и, наблюдая подобные процессы, человек мог сделать определенные выводы (создать историю о потопе).
В частности, в 1907 году художник Уолтер Байес писал, что «После потопа» — это «своего рода пейзаж, который мы связываем с именем господина Уоттса, пейзаж из которого был убран весь кажущийся грубым материал и предложенный остаток является своего рода сублимацией всех возможных поэтических элементов природы»44. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода и горы исчезли под водой. Во-вторых, в числе уцелевших фигурируют два человека — мужчина и женщина иногда сопровождаемые детьми. В своем творчестве он не раз создавал картины, посвященные библейским и историческим сюжетам.
Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу.
Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности. «И Господь сказал Моисею: «Протяни руку над морем — воды вернутся и потопят египтян и колесницы и всадников. » Простер Моисей руку над морем — и к утру море вернулось. Мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии. Он неумолим и безжалостен.
Уоттс неоднократно отмечал: «я пишу идеи, а не вещи» вот таким образом для него изображение природного пейзажа с его естественным величием было лишь инструментом для отображения на картинах глубокого смысла всего сущего19. Но возможно ли это вообще. Прибегая к аллегории в отображении данных тем, Уоттс иносказательно воплощал на своих полотнах реальные проблемы индустриальной эпохи, в некоторых случаях склоняясь даже в сторону социального реализма6. Так спас Господь в тот день сынов Израилевых от египтян» (Исход, 14:26–30).
Далее Бог устанавливает завет (договор) с Ноем и его сыновьями: все движущееся, что живет, будет вам в пищу как зелень травную даю вам все только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте. Он даже посвятил несколько строк его картине «Неаполитанский залив в лунную ночь» (1842): «На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Такова фреска Жертвоприношение Ноя. Вот жених на своих плечах несёт испуганную невесту.
Ее популярности способствовало принятие христианства армянами. Среди них мужчины, женщины, дети. Айвазовский намеренно делает акцент на изображении моря, его прелести и жесткости, кисть мастера изображает явную победу морской стихии.
На картине изображены люди, которые спасаются от наступающей стихии и бушующих волн на самой вершине скал. В 1886 году он передал 9 картин в музей Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта)42. В начале IV века христианство было узаконено в Армении и стало государственной. Вода все прибывала и затопляла землю. После этой выставки Уоттс ещё в течение пяти лет работал над картиной23. Другой стороной вопроса было изменение базиса эрозии рек и соответствующей резкой перестройки всех речных долин на (естественно для рек бассейна Мирового океана).
Был определен к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. У них было четыре дочери. Его больше интересует морская стихия. По прошествии 150 дней вода пошла на убыль и судно причалило у горы Арарат.
В своей «Истории итальянского искусства» Стендаль писал: «Микеланджело лично готовил известковый раствор, сам смешивал краски – в общем, занимался той подготовительной работой, выполнять которую подчас брезговали даже самые посредственные художники. Расставшись с народом, Он поднялся на гору, чтобы помолиться в одиночестве. Он представил на суд зрителей свое видение известного библейского сюжета. Действительно, художник показывает обреченность живых существ, гибнущих в ледяной воде, застывшие, покрытые инеем деревья, безжалостно мерцающее небо – всё это и прекрасно и страшно. Существует четкий закон и лишь ему подчиняется море.
В живых на поверхности бескрайнего океана остались лишь пассажиры ковчега. В 1882 году Айвазовский встретил Анну Никитичну Саркисову. Уоттс твёрдо верил в то, что в современном ему мире тяга к богатству ставится выше социальных ценностей и что такое отношение, описанное художником как «лицемерное завуалирование каждодневных жертв, принесенных этому божеству»24, приведёт когда-нибудь к упадку общества25.
Так нам говорит официальная история. Лишь голубю удалось найти землю, после чего люди и животные обрели почву под ногами. Меж тем он не сумел или не пожелал присоединиться ни к одному из существовавших художественных течений, ни к шаблонным прерафаэлитам, ни к уж очень яростным моралистам, оставшись в отзывах критиков одним из «героических неудачников» или «мелким и претенциозным» представителем британского искусства викторианской эпохи позднего времени18. Эту трагедию художник подчеркнул мрачными тонами в правой части картины. Сюжетом этой картины стал переломный момент в истории культуры армянского народа. Например, на картине «Жертвоприношение Ноя», написанной Уоттсом в 1865 году, видно, как Ной приносит жертву солнцу в благодарность за спасение своей семьи от потопа22.
Художник в 1862 году, пишет сразу два варианта картины «Всемирный потоп». Прямо навстречу его водам бежали египтяне — и вверг Господь египтян в бездну морскую. Особенно явно это видно на картине «Суд смерти» (Британская галерея Тейт), предназначавшейся для часовни кладбища бедных и над которой Уоттс работал более трёх десятилетий, стремясь показать, что смерть судит всех одинаково и герцога и нищего45.
Когда наступил вечер, Он был там один. «Иди», — сказал Он. Художника-мариниста больше привлекла трагедия обычных людей, которые пытаются спастись от наступающего моря. Наводнение продолжалось сто пятьдесят дней» (Книга Бытия, 7:17–24).
Некоторые критики также полагают, что картина Уоттса за два десятилетия, прошедшие после первой выставки, повлияла на работы таких художников, как Морис Шабас, Джузеппе Пеллицца да Вольпедо, Эдвард Мунк, Альберт Траксель, Йенс Виллумсен, Эжен Янсон, Поль Серюзье4543. Незаконченная версия картины под намеренно упрощённым названием «Солнце» была выставлена в 1886 году в церкви Святого Иуды в Уайтчепеле, однако в течение последующих пяти лет Уоттс продолжил работу над полотном. Создание картины началось в 1864 году.
В 1891году завершённая версия картины под названием «После потопа» попала на выставку в Новой галерее в Лондоне, а в период с 1902 по 1906 год экспонировалась по всей стране. Соотношение длины к ширине 6 к 1 сводило до минимума бортовую качку при любом волнении и делало ковчег (на современном русском языке это слово означает «ящик» или «шкатулка») практически непотопляемым. Эту мозаику даже называли «Библией для бедняков», ведь для того, чтобы приобщиться к этой вечной книге, в данном случае не нужно было уметь читать. Больше всего это чувствуется в сюжетах с потопом и сотворением мира.