Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
Также в очертаниях лилово-изумрудных стен виднеются силуэты других морских жителей и их царя. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Таким образом, Врубель до конца оставался верен своему принципу планов, только теперь доводил их до изощренной дифференцированное, почти неуловимой для глаза. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Своими рисунками к поэме Лермонтова «Демон», Врубель сумел открыть абсолютно новую страницу в развитии такого направления, как русская иллюстрация. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. В 1899 году Врубель пишет картину, которая в дальнейшем оказывается незавершенной — «Демон летящий», после которой в 1902 году им создается картина «Демон Поверженный», в котором он старается воплотить всю безысходность, тоску и крушение надежд.
В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства.
Художник умер в Петербурге 1 апреля 1910 года. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции.
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу».
Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета А. В. Морозова— к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки и от вокзала шёл к наречённой пешком111. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Да.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову.
О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром121. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Они отсвечивают и тонами моря и закатного неба и сиянием радуги и мерцаниями тусклого серебра. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Работа не привела к улучшению. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Фигуры двенадцати апостолов расположены полукругом в коробовом своде хор, в центре— стоящая Богоматерь.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза». Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
И в нем кто-то должен обитать. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос72. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса».
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II. Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы.
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени почили на каждом из них. Полотна отвезли в Нижний Новгород как раз к визиту императорской четы, назначенному на 15—17 июля.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой.
С точки зрения П. Ю. Климова, уже во врубелевских эскизах киевского периода была заложена программа модерна и имелись все его признаки: стилизация как главный принцип интерпретации формы, стремление к синтезу, акцентирование роли силуэта, холодная цветовая гамма, символизм настроения173. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами.
Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Конечно, Врубель писал не просто портрет. В его даровании раскрылись универсальные возможности. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри.
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158.
В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.
В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
Помимо декораций к операм Римского-Корсакова, Врубель также выполнил серию скульптур, которая была навеяна ему такими произведениями композитора, как «Берендей», «Морской царь», «Весна», «Садко» и прочие. В этом явно проявлялось влияние П. Чистякова, который полагал, что подчинение техники искусства идее— коренное духовное свойство русского творчества27. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до розово-багряной зари – подобна переливу тонов на фарфоре.
22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Результатом длительных изысканий живописца становится картина «Демон», образ которого в дальнейшем занимает одно из главных мест в жизни и творчестве Врубеля. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138.
«Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Сильное, грозное произведение.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Отныне Врубель целиком и полностью посвящает себя искусству.
Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы— везде он оказывался в своей стихии. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей».
Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Обсуждали они проблемы сохранения живописи в условиях повышенной влажности и дискутировали о преимуществе письма маслом по цинку, а не по холсту. На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Она не похожа на Надежду Ивановну Забелу— совсем другое лицо, хотя Забела и исполняла эту роль в Сказке о царе Салтане»122. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь.
Резковатый наклон головы изломанный разворот плеч, мрачный взгляд из-под широких бровей – мысли героя далеки от созерцательности. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Кто же, как не дочери морского царя.
По мнению Н. А. Дмитриевой, лучшие произведения врубелевского московского периода пришлись на последние три-четыре года XIX века— благодаря Забеле и её увлечению Римским-Корсаковым113. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Раковина выглядит такой натуральной, что кажется, будто при повороте головы она будет изменять свой цвет.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Кирилле», «Св. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. А вместе с тем он абсолютно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью.
В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Врубель учился легко и шёл в классе первым, преуспевая в литературе и языках, увлекался историей, любил читать сестре на каникулах римских классиков на языке оригинала со своим переводом. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Знаменитый психиатр В. М. Бехтерев, к которому отвели Врубеля, поставит страшный диагноз — болезнь не излечима (третичный сифилис, видимо не до конца вылеченный в молодые годы). В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза».
Композиция её аналогична портрету Мани Дахнович: модель сидит в такой же позе на фоне ковра. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.
На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Именно к академическому периоду можно отнести многие рисунки и акварели художника, такие, как «Портрет З. А. Штукенберг» и «Портрет девочки» (1882). В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Только на этот раз она была еще сложнее.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Да и название выбрано не случайно.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Чуть намечена фигура Нептуна. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
В 1902 появились первые признаки душевного расстройства. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
В 1884 году Врубель был приглашен в Киев искусствоведом А. В. Праховым. В. Серов обратился к Совету Академии о выплате Врубелю пособия, которое бы позволяло покрывать больничные расходы, составлявшие 75 рублей зимой и 100 рублей летом. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Представители рода Врубелей (от польск.
Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70.
Прошение было удовлетворено157. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Михаил Врубель. Многие образы Врубеля основаны именно на чертах его супруги.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
Михаил Александрович Врубель. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Именно работа с фресками оказала существенное влияние на Врубеля, как на монументалиста. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном».
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Болел Врубель долго и мучительно. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
А свет также дает о себе знать. Но эффект целого неотразим. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.
Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках.
Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Да.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Савву похоронили на Байковой горе.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. В 1889 году Врубель переезжает в Москву, где становится членом Абрамцевского художественного кружка. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника.
Надежда Ивановна умерла в 1913 году (ей было всего 45 лет), она была похоронена рядом со своим супругом. А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи.
«Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель».