Врубель – живописцы, благодаря которым Снегурочка «обрела» свой снежный образ: лучезарно-белый длинный сарафан, повязку на волосах (летний образ) светлое снежное облачение, опоясанное мехом горностая, коротенькую шубку. На эскизах и картинах Михаила Врубеля в образе Снегурочке его жена – Н. И. Забела-Врубель известная русская певица исполнительница партии Снегурочки в одноименной опере.
Она очаровательна, даже сама природа восторгается красотой своего творения. Врубель начал трудиться у Риццони. Всем римским студиям и мастерским он предпочитал экзотичное холостяцкое жилище Сведомских, о котором поведал читателям «Недели» Владимир Кигн (Дедлов). Казалось бы, здесь уместны снежинки, а Васнецов нарисовал землянички. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5). Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём.
Но разве от этого они менее прекрасны. Надежда Ивановна была очень хороша и стильна. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
Представители рода Врубелей (от польск. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Ценил подлинное остроумие не меньше подлинной возвышенности. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Это полотно автора поражает проникновенностью и глубиной насыщенности чувств. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании. Римский-Корсаков. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть. Не первый раз Елизавета Григорьевна искала утешения в стране, которая ей подарила много молодого счастья с Саввой, потом благословенным своим климатом надолго продлила жизнь сына, потом «Жизнь там всегда мирила меня со многим и успокаивала», — пишет она из Рима Елене Поленовой.
Относительно Врубеля было решено, что художник вернется в Рим и зиму поработает там. Что ж, Врубель был отнюдь не прочь посмеяться и над собой. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Спектакль Онегин прошел прекрасно». Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Разумеется, псевдоним имел смысл, внятный участникам дискуссии. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Оригинально, что ему нужно было приехать в Рим для того, чтобы писать русскую зиму». Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
«Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Врубель потом говорил, что «если бы она ему отказала, он лишил бы себя жизни». "Гензель и Гретель"28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась свадьба Забелы и Врубеля. Михаил строил планы. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Это заявление можно оспорить.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
ВрубельБольшое впечатление ЗабелаВрубель в роли Марфы произвела на О. Л. Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году. В 1906 художник ослеп. М. Ф.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Именно на этом решил он сделать акцент (рис. 4, рис. 5). В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. 2). Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Замечание не лишенное меткости: что-то от «волшебной оперы» действительно есть в его картинах. Кирилле», «Св. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Противно даже опровергать.
Данный сюжет отсутствует в Евангелиях и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Хозяева зажигают лампы и мы можем оглядеться обстоятельней. Автор писал эту картину для декораций при постановке одноименной пьесы Островского, которая была написана по народным мотивам. Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту и Михаил Александрович поселился у Сведомских81. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве.
Не оцени Мамонтов универсальный талант Михаила Врубеля, так неизвестно, расцвел бы причудливый гений или канул бы с эпитафией «столь много обещавший киевскими работами». Сухость, присущая постановкам в казенных театрах, чувствовалась во всем».
Мы привыкли видеть Снегурочку в теплой светлой одежде. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Летом 1904 года Н. Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Вместе с тем врубелевская Снегурочка «на фоне снежных сумерек» — откровенная конкуренция с десятилетней давности композицией Васнецова, в картине изобразившего Снегурочку на фоне морозного ночного леса. Наилучшим для сестры ему виделась возможность присоединения Лили к труппе Частной оперы.
В Италии ему уже не сиделось. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора— Николая II. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства).
Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Тут же совсем другая история. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80.
Результатом стал коренной жизненный перелом, совершённый в 24-летнем возрасте: окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств9. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны. Хотя трудно поверить, что художник, отлично владевший итальянским, перепутал буквы. В 1873 году писатель Александр Островский создал пьесу «Снегурочка» и стали называть его отцом новой главной героини новогоднего праздника. Раньше Мамонтов любил брать с собой за границу Константина Коровина и таким образом развивать вкус, кругозор «Костеньки».
Врубеля не тянуло улыбнуться. Красиво по краскам, но лицо с флюсом и сердитыми глазами. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов.
Только спустя пять лет Римский-Корсаков вновь прочитал «Снегурочку» и ему немедленно захотелось написать музыку к этой душевной пьесе к необыкновенно трогательному образу Снегурочки. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Римская «Снегурочка» Михаила Врубеля не сохранилась, но, видимо, к ней — точнее, как всегда у Врубеля, к серии ее вариаций — следует отнести свидетельство Всеволода Мамонтова насчет врубелевской Снегурочки с наружностью его сестры Веры.
Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В разделе Живопись, Графика на вопрос Описание картины. Да, это всецелое отдание искусству делает жизнь его более тяжелой, чем она есть. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3.
Тогда всё на своих местах: любуйся на здоровье красивыми парадами костюмированных «христиан», «цезарей», «древних греков» и никаких упреков в пустоте, напрасных ожиданий трепета алчных душевных фибр. Там писатель и придумал новый сюжет для известной всем сказки. Врубель охотно принял вызов. Она выступала и в роли его Музы, Морской царевны, а также Весны.
Работа не привела к улучшению. Вдохновением к написанию этой картины послужило народное творчество того времени. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. И как прекрасно и просто поет и играет Марфу Забела. Вдобавок окружение ее на сцене было лишено поэзии.
Домашняя постановка «Снегурочки» в оформлении Виктора Васнецова была самым удачным, самым любимым, самым памятным спектаклем кружка. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Миша больше верит в искусство (и имеет на это больше данных, чем я) Миша увидел опять веру людей в свой талант и потому сам относится спокойнее к своему делу, увереннее». 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. В Абрамцеве замыслы Врубеля были поддержаны и использованы известным керамистом Петром Ваулиным79. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Ту мастерскую на Васильевском острове, где, учась в академии, Врубель писал «Натурщицу в обстановке Ренессанса», сочинял «Гамлета и Офелию», где он впервые радостно обнаружил в своей композиции «живой кусок», задолго до Врубеля занимал учащийся Академии художеств Александр Риццони.
5). (Забегая вперед скажем, что проба не состоялась или была неудачной Елизавета Врубель будет гастролировать по России в других оперных антрепризах. ) Савву Ивановича в том заграничном вояже 1891 года более всего занимали мысли об организованных не без его активного участия гастролях Татьяны Любатович в Испании, на подмостках барселонского театра «Принчипале». С работавшими в Риме русскими художниками Врубель так и не сошёлся, постоянно задирал их своими рассуждениями о неумении рисовать, подражательстве ит. п. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Сравнивая 3 образа 3 великих художников можно сказать, что образ Снегурочки останется вечной темой, над которой можно рассуждать смотреть с разных сторон. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Под горой река, а за ней –– огни Берендеева посада. Темп существования переменился. Риццони он поверил — ни тени корысти искательства, кокетства, мысли кому-либо потрафить.
Родилась она в имении Щелыково Костромской области. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. По-видимому, Врубель, большой любитель шарад, для начальных слогов использовал форму первого лица глагола minare — минировать, взрывать и подпись шифровала горделивое «нет, дорогие дамы, я вам не воробышек — я минер, подрывник, бомбист. ». Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве).
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. И. Забелы-Врубель исполнявшей партию снегурочки в одноимённой опере Римского-Корсакова. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. И пока он, знаток древности и Ренессанса, выражал восхищение свежеизготовленными «роббиатами» (сувенирными копиями скульптурно-архитектурных майолик, шедевров работы семейства делла Роббиа) или браковал эстетическое качество образчиков резчицкого мастерства, мнение его для всей компании звучало веско.
Внешний облик ее, да и пение были для меня обаятельны попрежнему и все же это была по сравнению с прежним как бы нежная и несколько тусклая акварель, лишь только напоминающая картину, написанную масляными красками. Васнецов большое значение придал как и образу Снегурочки так и окружению. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты.
Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне. Именно на этом решил он сделать акцент (рис. Есть у них в школе отделение деревянной резьбы, но, по словам Врубеля, мало интересное». Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Водопровод устроен еще при римских императорах и, как видно, довольно несовершенен. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Картина «Снегурочка», которую мы будем сегодня разбирать, написана Виктором Михайловичем в 1899 году. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.
Мишино отношение лучше к искусству, чем мое. Он сам пишет о том, что «великая равнина России после доисторических эпох явилась ареной для шествий всех переселяющихся народов, здесь прошло несметное количество племен и кланов» Н. К. Рерих видит Россию, как чудесный край, где сталкиваются достояния различных народов – и из этих столкновений рождается великое и прекрасное древо русской культуры. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Пришлось тому по наитию и «под вдохновляющим деспотизмом Саввы Ивановича» искать фольклорный исток пьесы-сказки. Она одета только в белые одежды.
Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
Содержался он в клинике почти исключительно за счёт жены, что было нелёгкой задачей ибо месяц пребывания у Усольцева стоил 100—150 рублей, против девяти в университетской клинике у Сербского. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания.
Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н. К. Рериха. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея).
Хорошо жилось Михаилу Врубелю в Абрамцеве. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. На двух его тогдашних керамических вазах врезан латинский девиз «Spes» — надежда, неясное ожидание. Какая дивная, тонкая изящная музыка. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
Холод, почти мороз, заставляет думать о холоде холостого существования. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Описать картину Врубеля Снегурочка, Васнецова Снегурочка (1895г) заданный автором ерноморова :з лучший ответ это ссылка ссылкаЭту картину художник писал со своей жены--Н.
Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Но образ Снегурочки всё равно не терял своей особенности. Грезился простор.
Через пару недель прибыли Савва Иванович с Врубелем. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Оказывается, на стенах картины, эскизы, этюды. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. На картине Н. К. Рериха еще нет цветов и буйной зелени.
Головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. С работавшими в Риме русскими художниками Врубель тоже не сошелся, вел себя с ними, как пишет Елизавета Григорьевна, «ужасно глупо», то есть задирал, дразнил обычными замечаниями о подражательстве, скудном воображении, неумении рисовать и т. п.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В его даровании раскрылись универсальные возможности. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель.
"Черевички"Отзыв другого критика – Кашкина: «Забела удивительно хорошо поет арию. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Этот чудесный образ Снегурочки был всегда вдохновляющим и для самого Н. К. Рериха. Конфликт разгорелся из-за Морелли.
Это настоящие паруса, а веревки, которыми их отдергивают и задергивают — целые снасти. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Так что вместо смешков лишь вечная признательность. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы».
Трудно себе представить эту арию, спетую лучше. И столько в ней естественного, застенчивого, что поистине –– это образ России, жемчужины на земном пространстве, где «тысячи переливов, звуков нежных, неброских, но завораживающих настолько, что не отвести глаз». Ее сестра «заметила, что Надя както особенно моложава и интересна и сообразила, что это от атмосферы влюбленности, которою ее окружал именно этот Врубель». «Я был слишком молод и противоположен в житейских вкусах и приемах, чтобы чем-нибудь подкупать Риццони, а между тем мало от кого я услышал столько справедливой, столько благожелательной оценки», — напишет Врубель спустя десятилетие. Покрытые снегом еловые ветви охватили тени с синеватым оттенком. У Рериха можно так сказать совсем иная подача. Забрав с собой сверстницу Андрея, дружившую с ним и тихой одухотворенностью напоминавшую его Лёлю Прахову («Святую Варвару» в росписи Михаила Нестерова на стене Владимирского собора), все вместе отправились дальше.
В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании.
Оба мы все так же мучимы искусствами. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. И после нескольких лет супружества Надежда Ивановна оставалась для Врубеля манящей загадкой, «Незнакомкой», воплощением той ускользающей тайны, которая всегда чудилась ему и в природе и в музыке и в состояниях человеческой души. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Книппер, которая писала Чехову: «Вчера я была в опере, слушала второй раз Царскую невесту. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля и его дендизм. На картине Н. К. Рериха еще нет цветов и буйной зелени. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником.
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Эти платья были очень красивы, но не очень удобны: Е. И. Ге с женской наблюдательностью замечала, что в таком платье «Надя боится пошевельнуться».
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. В той же роли наставника Савва Иванович повезет по Европе «Феденьку», Федора Шаляпина. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Было сохранено большое количество изображений актрисы, а так же по совместительству жены Михаила Александровича Надежды Ивановны Забелы.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Когда всё только- только просыпается. Премьера поставленной на сцене Малого театра в 1873 году «Снегурочки» А. Н. Островского провалилась.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Не отчаивайтесь, надо лишь добраться до кафе «Греко», вечернего места сбора россиян, дождаться появления хмурого старика Риццони и будьте уверены — Александр Антонович всё уладит, всё устроит.
И все же перед нами, скромная юная русская красавица с большими, полной чистоты, глазами. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день.
После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Но в тот самый момент, когда ее сердцу откроется любовь, она должна погибнуть. описка. ) странное, не отмеченное в лексиконах слово, которым подписался Врубель.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Все-таки тесновато становилось мастеру, мечтавшему о росписи громадных стен. Тут снегурочка представлена нам олицетворением уверенности и некой раскованности.
Маршруты строились с учетом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Перенос выработанных при создании священных изображений художественных приёмов на прямо противоположную тему, по П. Ю. Климову, был абсолютно логичным и естественным для Михаила Александровича и свидетельствует о направлении его исканий52. Индивидуальные подходы не обсуждались. Через несколько дней он полностью ослеп155.
Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. С другой стороны, мало кому в кружке доставалось столько шуток, сколько Врубелю. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Ему тогда повезло встретить скромного праведника от искусства. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел и его заказ переходил Врубелю. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Елизавета Григорьевна в негодовании не находила слов для отповеди оскорбителю святынь. Она легкая, а так же с орнаментами Древней Руси.
Чуткая ночная тишина вокруг, слышно, как позванивают березки обледенелыми веточками. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93.
И всё шло хорошо. Дружил он только с братьями Сведомскими, вместе с ними развлекался в любимом их варьете «Аполло» или в компании художников, поэтов со всех концов Европы веселился в шумном, насквозь прокуренном кафе «Араньо». Дни до отказа наполнились поездками, осмотрами. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
С Врубелем диспозиция была иная. Размер заказа— 100 квадратных метров— и срок исполнения— три месяца— обескураживали, но Михаил Александрович согласился99. Савву похоронили на Байковой горе.
Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Остановить воду нельзя, так как разорвет трубы. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Не понимал, что значило искусство этого мастера для творчества Репина, Антокольского и особенно Поленова, по примеру Морелли совершавшего экспедиции в Палестину, создававшего свои циклы композиций, посвященных жизненным странствиям «учителя из Назарета». Серов великолепно играл мрачного, нервного режиссера Калиныча, Врубель замечательно изображал провинциального трагика Хайлова-Раструбина, причем, как вспоминалось одному из благодарных зрителей, «очень ярко проводил сцену опьянения старого актера». – Однако опасения оказались преувеличенными. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона».
В сознании художника, как явствует из его писем той поры, поиск «чисто и стильно прекрасного» сплетался с надеждой отыскать реальность «затейливого личного счастья». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Врубель пристыженно извинялся искупал грехи подвигами прилежания. Любовью и красотой наполнены лучшие его произведения. Здесь Врубель создаёт из майолики скульптурную сюиту «Снегурочка» под впечатлением оперы Николая Римского-Корсакова по сказке Александра Островского (представьте: в центре – мудрый старец Берендей, слева – оскорблённая Купава, справа – гордый самоуверенный Мизгирь).
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Что касательно внешнего вида- тут тоже сразу видны отличия. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). И что естественнее римского поклонения Врубеля постоянно мелькавшей перед глазами «абрамцевской богине». В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
Орнамент выполняется только серебряными нитями. Врубель ярко запечатлел распущенные локоны девушки и образ лица, который ему нравился. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Причем весенний восход. Но разве он не знал, каким событием явилась для молодых россиян Ильи Репина и Василия Поленова их встреча с самим Доменико Морелли, смелым на баррикадах и в красках его палитры.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. Вскоре произошла ее встреча с музыкой РимскогоКорсакова. Впервые певицу РимскийКорсаков услышал 30 декабря 1897 года в партии Волховы в «Садко». Существенна была только святая верность ремеслу, страшна только измена.
Оставался более сложный для Мамонтова вопрос, как обеспечить достаточно продуктивный режим трудов Врубеля, склонного проводить дни за дегустацией местных вин, а ночи в римских веселых заведениях. Сердце прекрасной девушки стремиться ввысь, чтоб открыть для себя это чувство. Природа еще спит, едва сбросив оковы зимних холодов. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Там, в глубине картины видны дома, где своим смыслом наполнена жизнь.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Гнесин писал с огорчением: «Когда я однажды попал в театр на Садко с ее участием, я не мог не огорчиться какойто ее незаметностью в спектакле. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Однако, если предыдущие сценические версии 1908 и 1912 гг. Вступление на почву современного высокого искусства нарушило мир.
Васнецов написал можно так сказать эпизод с продолжением. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Савва Иванович рассеянно кивал: надо попробовать. В сочиненной Саввой Ивановичем по случаю пятнадцатилетия кружка комедии «Около искусства» главные роли были отданы Валентину Серову и Михаилу Врубелю. Глубокий и зимний пейзаж добавляет некого драматизма произведению.
Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). 4, рис. И даже не зная, как Врубель реализовал (и реализовал ли) абрамцевский замысел, понятно, в каком направлении — интимнее, острее, тоньше — он стремился развить образ с любопытной предысторией. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Шубка у Снегурочки на картине цельнокроеная, слегка расклешенная, восходящая к модному в конце XIX века силуэту принцессы. Парча на шубке расшита удивительным образом. Врубель Как наиболее любимую Забела выделяла роль Татьяны в «Евгении Онегине».
Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Стать равным великому Морелли не получится, но Врубель имеет возможность перевести фамилию с польским значением «воробей» на римский диалект и называться «малышом, воробышком» — Monelli. Об этом нам говорит ее фигура, лицо, жест руки – все выразительно изображено художником. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. В Риме также давно жил самый знаменитый здесь русский поляк, Генрих Семирадский. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Синие тени легли на покрытые снегом ветви елей, но морозы, кажется, не пугают Снегурочку. Сказочная атмосфера театра, костюмы, которые с такой неиссякаемой любовью Врубель создавал для своей жены – все это, слившись воедино стало его жизнью, его вдохновением. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. В 1920 г. уже в Америке Николаю Константиновичу было предложено оформить «Снегурочку» для чикагского театра Опера Компании.
Это самое начало весны. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Я так хорошо плакала в последнем акте – растрогала она меня. Они лишь поддавались влиянию мотивам разных времен. В тоне восхитительной пикировки следующую свою работу (а это был долго украшавший абрамцевский дом, по живописи признававшийся перлом не ниже «Девочки с персиками» и бесследно исчезнувший из усадьбы в годы Великой Отечественной войны портрет Саввы Ивановича Мамонтова на алом фоне) Михаил Врубель подписал «Minolli».
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Наиболее красочной среди образов Художника, является полотно «Снегурочка», написанное в 1895г (рис. 2).
Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Под заказанные эскизы декораций предполагавшейся оперной постановки «Виндзорских проказниц» и разработку нового занавеса Частной оперы Мамонтов обеспечит живописца ежемесячными субсидиями. Она чиста, как белый снег, но ее холодная душа не знала любви. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Италия не обманула, была прежней, дышала «таинственной поэзией катакомб», лаской природы, тишиной священных руин.
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Согласие, однако, держалось лишь на территории нейтрально декоративных прикладных жанров. Прошение было удовлетворено157. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139.
Книжное оформление редактировал Л. Пастернак.