Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют).
Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые можно пересказать словами: такова его картина К ночи" (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан" (1899) — лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна-Лебедь" (Русский музей) — большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
В тупик зашло и его чувство к жене Прахова. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. То он сидит на земле с заломленными руками и печалью во взоре (картина, 1890, Третьяковская галерея), — образ истомленного тоской Титана, которого можно сравнить с Мыслителем Родена, то он с густыми, закрывающими лоб кудрями, с полными чувственными губами и огромными широко раскрытыми глазами смотрит прямо перед собой, как прекрасный древний бог (майоликовая скульптура, 1900). Да. из ее глубины.
Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно. Потом делал эскизы росписей нового Владимирского собора в Киеве, которые, однако, не были приняты (в этом храме Врубелем сделаны только орнаменты). Образ демона у Врубеля не имеет ни ожесточенности романтического сатаны, ни разъедающей разочарованности Мефистофеля. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Кто когда-нибудь держал в руках и рассматривал такую ракушку, не мог не дивиться изменчивой игре цвета в ее напластованиях. Здесь огромное влияние на него оказали профессор П. Чистяков и В. Серов.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98.
Теперь отреставрированная работа находится в запасниках. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны.
Красоту придает этому холсту гармония пурпурных и малиновых тонов, уравновешенных бледно-голубыми отсветами. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
Врубель достигает здесь силы воздействия монументальной фрески. Центр такой раковины считали «пупом мира». Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром. В природном мире ближайшую аналогию описанному процессу возникновения изображения из первоначально разрозненных линий и штрихов, образующих причудливую орнаментальную вязь, в которой вдруг проступают облики знакомых предметов, представляют собой кристаллизации инея на морозном стекле. В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К. Д. Арцыбушева. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне.
Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. В 1901 году у Врубеля родился сын Савочка. Сама мысль создать нечто демоническое, возникла еще в Киеве. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук. После пережитых трагедий – болезни мужа, смерти маленького ребенка – голос ее был уже не тот.
В 1904 году Врубелю стало легче и он переехал в Петербург, где его жена получила ангажемент в Мариинском театре. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Высшее озарение, состояние экстаза увидено глазами художника, выражено на языке живописи.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Слово «конха» (греч. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Художник обладал прекрасной зрительной памятью.
Однако это лишь внешняя сторона: Врубель в возрасте 24 лет несомненно ощущал себя гением, а в теории эстетики Канта категория гениев с их особой миссией— работы в сфере между природой и свободой— признавалась только в области искусства. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Он говорил, что в основе всякой красоты – форма, которая создана природой вовек. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Он вырабатывает свой живописный язык, свой графический стиль, свое понимание цвета. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Художник до тонкостей изучал строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий кристаллики льда, образующие узоры на стеклах игру света и тени и отражал свои знания и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 – 1887) Белая акация, Белый ирис, Орхидея панно Богатырь (1898), Одиллия (1894), Сирень (1901), Кампанулы, Раковины и Жемчужина (1904), Тени лагун (1905) и т. д.
Они дают представление не только о том, каков предмет по внешнему виду, но и о том, какие силы в нем заключены. В 1881 году, еще не окончив Академию, Михаил Врубель получил ответственный заказ в Клеве, где его попросили заняться реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
area — рака) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина «морского гребешка», была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Застыли вокруг горы, превратились в камни облака и цветы. Глаз с удовлетворением замечает, что в узоре темного ковра глухо отзывается основное созвучие голубого и розового. Когда-то она экспонировалась в Русском музее в Ленинграде. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Именно в это время в его творчестве впервые возник образ духа зла-Демона. Таково его декоративное панно Пророк (1898). Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Картину не удалось завершить: в самом начале 1906 года стало катастрофически падать зрение, подтвердив диагноз прогрессивного паралича проявилась атрофия зрительного нерва149. В 1902 году на выставке Мира искусства экспонировалось 60 его работ, зрители были заинтригованы его болезнью, связанной с работой над образом Демона, восторгались его не совсем обычной живописной техникой. Их личное знакомство произошло в 1898 году— благодаря приглашению Надежды Ивановны в Русскую частную оперу Мамонтова, возобновившую регулярные московские сезоны114. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно.
Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Вместе с семьей Мамонтова Врубель ездил во Францию, Италию, Грецию. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
В этой работе как бы сконцентрировалось будущее не только России, но и самого художника, который всю свою жизнь переосмыслял в образах глубокие морально-философские проблемы – проблемы добра и зла, красоты и безобразности, мучительно пытался определить место человека в этом мире. Среди произведений Врубеля имеются такие, в которых он занимателен как рассказчик и которые можно пересказать словами: такова его картина К ночи (1900) с пасущимися среди озаренной цветами лужайки конями, которых стережет голый сатир, таков его Пан (1899) — лохматый старик, сжимающий флейту в волосатой руке, угрожающе страшный среди ночного пейзажа с ущербной луной над горизонтом, такова Царевна-Лебедь (Русский музей) — большеглазая гордая красавица в низанном жемчугом кокошнике с лебедиными крыльями, отливающими сиреневыми оттенками. Свое видение мира Врубель претворил в глубоко своеобразный живописный стиль. В раковине Врубель замечает, как из переливов перламутра рождаются стройные фигуры женщин.
Врубель был приглашен расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Врубель мечтал соединить в своем творчестве искусство с жизнью, он постоянно находился в поисках высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве и использовал в своих произведениях орнаментально-ритмические решения.
concha) означало женственное начало природы, а моллюск (лат. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Не следует забывать, что в России время его возникновения было кануном великих событий. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними.
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков.
Богиню любви Афродиту изображали стоящей на раковине морского гребешка иначе «пинна» (греч. Гениальный русский художник Михаил Александрович Врубель Родился 5 (17) марта 1856 года в Омске в семье строевого офицера, участника Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. pinna — «моллюск»). Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
Представители рода Врубелей (от польск. В сопровождении трубящих тритонов изображают Посейдона, нимфу Галатею и богиню Фортуну. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина.
Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Не следует забывать, что в России время его возникновения было кануном великих событий.
Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Полотна отвезли в Нижний Новгород как раз к визиту императорской четы, назначенному на 15—17 июля. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71.
Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Образ демона проглядывает у Врубеля и во многих других его произведениях.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. панно Микула Селянинович и Вольга Роберт и монахини (бронза, 1896), Морской царь (керамика, 1899-1900). По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью. В демоне Врубель хотел соединить то смятение, ту неудовлетворенность, тот мятежный порыв, который он чуял в современниках и прежде всего в себе самом.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.
Позднее, в рельефах романского периода, раковина опирается на две колонки по сторонам. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
И когда в 1905 году на выставке Союза русских художников появилась пастель Врубеля Жемчужная раковина (Жемчужина), ее назвали непередаваемым чудом, волшебством. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля.
Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Через несколько дней он полностью ослеп155.
раковиной, принесшей Божественный жемчуг». Музыка Н. А. Римского- Корсакова, привлекавшая внимание художника поэзией водной стихии, была одним из стимулов в обращении художника к изобразительному фольклору (майолика Купава 1898 – 1899 г., Морская царевна 1897 – 1900 гг., Прощание царя морского с царевной Волховой (1899), Садко 1899 – 1900 гг. ).
Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Предки со стороны его отца были выходцами из прусской Польши (врубель по-польски – воробей. Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир.
Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Врубель еще в молодости обращался к Шекспиру.
1894) и Гадалка (1895), Принцесса Греза (1896) иллюстрирует произведения М. Лермонтова изданные к 50-летию со дня смерти поэта участвует в оформлении спектаклей в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова: опер Н. А. Римского-Корсакова Садко, 1897, Царская невеста, 1899, Сказка о царе Салтане, 1900 исполняет скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики Снегурочка, Лель, Садко, Египтянка и др. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Когда Врубелю исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Реставрация проходила под общим руководством известного искусствоведа, знатока древностей А. Прахова, жену которого Эмилию Михаил Врубель полюбил глубоко и возвышенно.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86.
Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Сильное, грозное произведение. Из этого узора выделяются гипнотизирующим блеском его горящие, широко раскрытые глаза. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Чуть намечена фигура Нептуна. Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Как художник, Врубель попытался передать красоту и переливчатость перламутра. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы.
Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. То, наконец, этот демон со скованными руками лежит поверженный среди своих павлиньих крыльев, которые голубыми отсветами сливаются с блеском далеких снежных гор (панно, 1902, Третьяковская галерея). «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства – создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве – декоративную скульптуру Маска льва. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Конечно, Врубель писал не просто портрет.
Гадалка Врубеля (1895), один из его шедевров, переносит нас в атмосферу неги и красоты, влекущей загадочности Востока, в мир узоров ковров и тканей. Врубель был превосходным рисовальщиком. Но линия его — это не тот ясный и четкий контур, которого так упорно искал В. Серов. Образованные люди читали Ибсена и Метерлинка интересовались творчеством Дега и Моне.
В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля154.
Он стремился создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях мир человеческих чувств и мир природы (Пан, 1899, К ночи, 1900, Сирень, 1900). До 1896 года Врубель был одной из заметных фигур абрамцевского кружка, придворным художником С. Мамонтова. В композиции «Триумф Венеры» морскую богиню изображают, как и Амфитриту, мчащейся в раковине, в сопровождении нереид, гиппокампов и тритонов, которые трубят в спиральные раковины.
С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». К тому же, раковина будила воображение художника, так появились морские девы. То он сидит на земле с заломленными руками и печалью во взоре (картина, 1890, Третьяковская галерея), — образ истомленного тоской Титана, которого можно сравнить с Мыслителем" Родена, то он с густыми, закрывающими лоб кудрями, с полными чувственными губами и огромными широко раскрытыми глазами смотрит прямо перед собой, как прекрасный древний бог (майоликовая скульптура, 1900). «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Прошение было удовлетворено157.
Сам художник признавался, что демон его — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Видимо, он никогда не оставлял художника в покое.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Но в общей сонной атмосфере тех лет рождалось новое, живое, одухотворенное искусство.
Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). На выставке Союза русских художников 1905 года была показана очередная работа Врубеля — «Жемчужная раковина». (или просто «Жемчужина», как ее называют, картина была написана в 1904 году). Высшее озарение, состояние экстаза увидено глазами художника, выражено на языке живописи. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины.
Портрет Н. Забелы-Врубель, жены художника (1898), носит характер этюда с натуры. В 1889 году художник переехал в Москву, где познакомился с Саввой Мамонтовым. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Только на этот раз она была еще сложнее.
Есть особенная правда в небрежности ее позы, в беспорядке карт, брошенных ею на ковер. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Ее образ он воплотил в образе Богоматери, образе бесконечно трогательном и печальном.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». А. Блок над могилой Врубеля сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи.
Фон написан легко и воздушно, как только в картинах самых больших живописцев. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. konche — «раковина»).
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». В этом различие между Врубелем с его верой в человека и многими его современниками. Таково его декоративное панно Пророк" (1898). Гадалка" Врубеля (1895), один из его шедевров, переносит нас в атмосферу неги и красоты, влекущей загадочности Востока, в мир узоров ковров и тканей.
Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. С именем Кокала (происходит от слова «кохлос»), мифического царя Сицилии, связана история о мастерстве Дедала, сумевшего пропустить нить сквозь спиральную раковину, привязав к ней муравья.
В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Все это сближало его со стилем модерн, вызов которого был принят художником.
Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. Там же художник пишет портрет-картину Девочка на фоне персидского ковра (1886), живописная материя которой проникнута духом печали. В 1887 г. Врубелю поручается исполнение фресок для Владимирского собора по ранее сделанным эскизам. Его фантастический реализм оказался провидческим. Мачеха художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной пианисткой и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького Врубеля. Раковина (праслав.
Это стало его первой крупной монументальной работой. Врубель выполняет декоративные панно и станковые произведения Венеция (1893), Испания (ок. Было решено отвезти художника в Ригу, где его по совету доктора Тиллинга определили в загородное заведение. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67.
В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. После возвращения в Россию он продолжает работы в Киеве.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.
Он пишет большие акварели, картины, на которых воссоздает образы сказочных героев, богатырей, Садко, Купаву, Леля. Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Врубель был не только художником-мыслителем, но и живописцем, поэтом краски и линии. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».
Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Есть особенная правда в небрежности ее позы, в беспорядке карт, брошенных ею на ковер. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Да. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». konche — «раковина», лат. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Э. Дега, О. Ренуар, П. Сезанн и многие другие пренебрегали этим искусством, видимо, опасаясь, что оно может увести за пределы чистой живописи. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. И в нем кто-то должен обитать. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. В нем особенно ясно видно, как близок был Врубель к реальному. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Сестра Анна осталась для него ближайшим другом на всю жизнь.
Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Из этого узора выделяются гипнотизирующим блеском его горящие, широко раскрытые глаза. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. («Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»).
Художник признавался, что писал этот портрет для отдыха. Врубель сразу вышел из апатии и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова138. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Видимо, он никогда не оставлял художника в покое. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы Саввы Мамонтова. Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.
В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Его живопись складывается из энергичных широких мазков кристаллической формы. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. В спиральной раковине наутилуса видели образ Вселенной — модель космоса, восходящее и заходящее Солнце или «лунную спираль».
В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. В конце июня 1885 года Врубель уехал в Одессу, где возобновил знакомство с Б. Эдуардсом, с которым когда-то посещал рисовальную школу. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Во второй половине XIX века вкус к иллюстрации на Западе утратился. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Но особенно сильное впечатление произвели на Врубеля древние мозаики Киева и Венеции.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Тот, кто видел Тамару в гробу Врубеля, будет считать, что именно такой хрупкой, нежной красотой обладала героиня Лермонтова. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. По мнению Н. А. Дмитриевой, лучшие произведения врубелевского московского периода пришлись на последние три-четыре года XIX века— благодаря Забеле и её увлечению Римским-Корсаковым113. Она – носительница души Декоративно все и только декоративно.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Тот, кто видел Дон-Кихота Домье, будет всегда его вспоминать, читая Сервантеса.
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Девятилетний Врубель, по воспоминаниям его сестры, после двух посещений саратовской церкви, в которой была помещена копия Страшного суда Микеланджело, наизусть, воспроизвел ее во всех характерных подробностях. Врубель получил прекрасное образование. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. В складках небрежно сброшенной одежды он угадывает очертание человеческого тела. Бенуа даже обвинял Врубеля в том, что он ломается и нарочито гениальничает. Ему было отведено прожить всего два года.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Шехтелем (Полет Фауста и Мефистофеля). В 1890-е гг. В другом широко написанном этюде (1884) в Гамлете нет ничего романтического: у него широкое полное лицо, которому художник придал черты автопортрета сосредоточенный взгляд и судорожно сжатые руки рисуют все душевное смятение датского принца.
Художник увлекся восточными мотивами, в 1886 году написал Девочку на фоне персидского ковра. molluskus — «мягкий, мягкотелый») — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов. Эта трагическая судьба просвечивает в написанном Врубелем акварельном портрете сына. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. »Жемчужная раковина» — маленький шедевр умирающего художника. В этом различие между Врубелем с его верой в человека и многими его современниками. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин.
После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910. Но в 1928 году какой-то душевно неуравновешенный посетитель разбил скульптуру. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Состояние Врубеля менялось и менялся исступленно, много раз переписываемый им его Демон. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. Савву похоронили на Байковой горе. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Весь мир как бы отторгает его. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
Образ демона проглядывает у Врубеля и во многих других его произведениях. Трансформация формы раковины связана с возникновением рокайля, однако это слово, как и название стиля Рококо, не имеет связи со еловом «раковина». То, наконец, этот демон со скованными руками лежит поверженный среди своих павлиньих крыльев, которые голубыми отсветами сливаются с блеском далеких снежных гор (панно, 1902, Третьяковская галерея). В письмах родным речь шла уже о тетралогии.
Отношение к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов.
Изменились и вкусы. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же). Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Судьба родины занимала его лучших представителей. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Он был не столько аналитиком, сколько синтетиком. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина.
При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет. В форме спиральной раковины рисовал проект «идеального города» Б. Палисси.
Кирилле», «Св. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В картине ничто прямо не названо своим именем, нет ни одного четкого контура, ни одного яркого цветового удара. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. П. Ю. Климов, специально рассматривавший творческое наследие Врубеля в контексте русского модерна, признавал его представителем революционной ветви русского модерна и утверждал, что положение и значение его в тогдашней культурной среде равно только позиции А. Иванова для русского академизма.
Они отсвечивают и тонами моря и закатного неба и сиянием радуги и мерцаниями тусклого серебра. Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». В 1906 художник ослеп. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске/в семье военного юриста. Работа не привела к улучшению.
Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Образ человека у Врубеля действенный, развивающийся изменчивый, порывистый. Но эффект целого неотразим. В одной небольшой картине, тонкой по выполнению, как восточная миниатюра (1888), Гамлет с черными кудрями и в черном берете похож на романтического героя, Офелия хрупка, как стройное деревце, мечтательна, как далекая полоска моря за обеими фигурами.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Он учился в Академии у выдающегося русского педагога Чистякова и пробыл некоторое время в мастерской Репина. И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. В его даровании раскрылись универсальные возможности. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Это уже восхищает и поражает.
Во втором браке у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Но в глазах у его Демона нет ненависти, только глубокая, непреодолимая тоска. В эпоху Итальянского Возрождении исследователи пропорций в архитектуре, в частности Л. Паччьоли, обратили внимание на то, что отношение радиусов спиральной раковины наутилуса выражается последовательностью чисел Фибоначчи (1, 2, 3, 5, 8, 13 и т. д. ).
Судьба родины занимала его лучших представителей. В портрете С. Мамонтова (1897) в его огромной и неуклюжей фигуре, в его вытаращенных глазах с остановившимся взглядом есть что-то грозное, величественное, как в древних византийских мозаиках. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства.
Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля (триптих Фауст для дома А. В. Морозова в Москве, 1856 Утро, 1897). В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Да и название выбрано не случайно.
Он создал Сошествие Святого Духа на апостолов на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (четыре варианта композиции Надгробный плач). Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провел в Венеции изучая живопись раннего Ренессанса. Немым ответом на его волнение выглядит Офелия с опущенным взглядом, полная кротости и самоотверженной любви. Кто же, как не дочери морского царя. Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Это уже восхищает и поражает. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника. В тот период с М. Врубелем активно общался П. И. Карпов— один из первых исследователей творчества душевнобольных142.
Сверкающая белизной жемчужина в христианском искусстве стала символом чистоты Девы Марии. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Демон (сидящий) был окончен в 1890 году. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. гаку — «оболочка» лат. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.
В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. В 1906 года Врубель ослеп, не узнавал друзей и родных, а в апреле 1910 года — умер. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Ему очень нравились живописные возможности радужной игры покрытых люстром (специальной пленкой из сплавов металлов) глиняных скульптур. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. По словам художника А. Головина, все, что бы ни сделал Врубель, было классически хорошо.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Он был не совсем обычен, с раздвоенной заячьей губой и с какой-то глубокой недетской печалью, которая светилась в его взгляде. Михаил Врубель начал метаться, пить, увлекся какой-то заезжей танцовщицей. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.
Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.