В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.
Михаил Врубель писал не только «портреты-фантазии» жены, но и ее портреты с натуры – портреты Надежды Ивановны Забелы-Врубель, а не героини сказок.
Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. Спустя некоторое время Надежда начинает замечать странное поведение мужа. Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства.
Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Эротичен. Савву похоронили на Байковой горе. Все здесь подвержено метаморфозам. Врубели безутешны.
К сожалению, рисунок первой версии был безобразен и Врубель не решился его так оставить. Жена художника, Надежда Ивановна Забела, была известной певицей. Сестра и жена художника поселились в одной квартире, а Михаила Александровича поместили в хорошую клинику А. Г. Конасевича, в которой он встретил своё 50-летие. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Причем замечательно то, что Врубель умел поэтизировать недостатки внешности Забелы и даже, как пишет ее сестра, «часто преувеличивал именно ее недостатки, так как они особенно нравились ему».
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Горят прекрасные цветы чертополоха. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Портрет С. И.
Он тогда еле мог разглядеть меня, – на сцене было темно но звук голоса ему понравился». С апреля до конца августа он лечился в Москве в клинике Ф. А. Савей-Могилевича – (невропатолог и психиатр, владелец психиатрической клиники на Погодинской улице в Москве, ) а с 6 сентября по 18 февраля 1903 года — в клинике профессора В. П. Сербского (1858-1904, основатель московской школы психиатров) при Московском университете. Тяжелый стресс вызвала смерть сына. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. Результатом длительных изысканий живописца становится картина «Демон», образ которого в дальнейшем занимает одно из главных мест в жизни и творчестве Врубеля.
Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
90-е годы – период создания Врубелем серии интереснейших портретов из которых выделяется незавершенный «Портрет С. И Мамонтова» (1897) Сам Врубель говорил об этом своем произведении: «Сегодня мы – я, Ф. А. Надежда играла роль сестры Гретель. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.
В 1889 года едет в Москву, не думая прощаться с Киевом. У него было красноватое лицо глаза — как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». К десятилетнему возрасту у Михаила проявлялись артистические способности, в том числе к рисованию, но театр и музыка занимали в его жизни не меньше места.
Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». Атмосфера волшебной сказки, характерная для картин Пан (1899), Царевна-Лебедь, К ночи, Сирень (все 1900), пронизана характерным для символизма чувством темного хаоса, таящегося за внешними покровами мироздания. Познакомился с прекрасной певицей Надеждой Забелой, по иронии судьбы много лет учившейся в Киеве. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. В поздних рисунках Врубеля рядом с конструктивными элементами выступают некоторые признаки экспрессионизма.
У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Эта большая дорога полна спусков и всходов.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Как художник Врубель сформировался стремительно. Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886).
В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Стоит также отметить рисунки Врубеля, выполненные в легкой и непринужденной манере с таким артистизмом и такой виртуозностью, что всегда кажутся самой замечательной находкой. Надежда Забела, хоть и не была признанной красавицей, но обладала потрясающим обаянием. Именно к академическому периоду можно отнести многие рисунки и акварели художника, такие, как «Портрет З. А. Штукенберг» и «Портрет девочки» (1882).
К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое. Увидев «Жемчужину», написанную больным художником в 1904 году, Николай Рерих писал: «Более чем когда-либо в ней («Жемчужине»И. Л. ) подошел Врубель к природе в тончайшей передаче ее и все-таки не удалился от своего обычного волшебства.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Прошение было удовлетворено157. С 1903 г. Врубель занимается только графикой: в больницах невозможно было писать красками, а краткие промежутки между лечениями также не способствовали этим занятиям. Это черта исконно присущая романтической личности.
Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Причем влюбился, толком не видя своей избранницы, а лишь услышав ее голос.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Диагноз при поступлении: прогрессивный паралич, Paralysis progressive. Из жизни своей Врубель сам творил легенду. Иногда получались целые сцены – играющие в шахматы, беседующие. Демон очеловечился, Врубель подошел к границе банальности (при этом ошибки, вернее, невероятности рисунка стали заметнее), но не перешел ее.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. В 1902 году Врубеля поражает тяжелый душевный недуг, но и в поздний свой период (проведенный в основном в частных клиниках Москвы и Петербурга) он создает немало работ, отмеченных изысканным мастерством (Жемчужина, 1904 Портрет Валерия Яковлевича Брюсова, 1906), – работ, переходных от модерна к авангарду. А Врубель еще только вступал в бессмертие. 11 марта 1902 года художника осмотрел профессор Владимир Бехтерев.
Из-за службы отца семья часто переезжала. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73.
Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. форма, которая создана природой вовек. ». В этом гимне что-то торжественное, возвышающее.
Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Михаил Александрович отправился на представление. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков.
Врубель уже не мог рисовать – у художника резко прогрессировала слепота. Нет постыдных страданий. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство.
Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание.
Как бабочка на свет». Врубеля привлекла пестрота ковра, яркость платья, сама обстановка антикварной лавки с ее магической притягательностью старинных вещей. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Врубель говорил, что многие певцы поют, как птицы, а его Надя поёт, как человек. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих.
Думается, мнение художника кардинально не изменилось. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру.
Сестра Михаила Анна перенесла «острое маниакальное состояние», временный паралич. С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг. (Н. К. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). После этого события психическая болезнь Михаила Врубеля становится все хуже.
В то время в Петербурге гастролировала труппа московской частной оперы Мамонтова. Испортил, но не погубил своего создания. Толстой остался вершиной, постичь которую и сейчас стремятся люди во всех частях света. «2 декабря. Ее внешность поразила Врубеля не меньше голоса.
Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). В то время примой Мамонтовской оперы была Надежда Забела. В 1884 году Врубель уходит из Академии. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием.
Представители рода Врубелей (от польск. Это исчезновение конкретной единичности идеи, привязанности к определенному жизненному факту определяет установку художника на условный образ и художественный язык. А я так навсегда и останусь «подающим надежды талантливым художником», все что угодно отдал бы за настоящее полотно «.
Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. «С костюмом Маши в "Дубровском" произошла целая война. Работа не привела к улучшению.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. В 1896 году поженились в Женеве. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
Встретились Надежда Забела с Врубелем на репетиции оперного спектакля «Гензель и Гретель» по одноименной сказке Братьев Грим в Панаевском театре (Петербург) в самом конце декабря 1895 года. Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась 20 июня 1913 года после концерта, ей было 45 лет.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Вот он создает последнюю свою работу – портрет поэта Брюсова, реалистичный и точный. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Подобное качество можно увидеть не только в таких его работах, как панно «Испания», «Венеция», «Гадалка», но и тем беглым наброскам, которые художник выполнял в Италии.
Надежда Ивановна Забела родилась 1 апреля 1868 года в семье старинного украинского рода. Оба состояния явились следствием болезни, возможно комбинации патологий. Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки.
В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. 4. Может быть, первый шаг к «Летящему Демону» был сделан, когда Врубель вглядывался в рисунки, сделанные художником М. Зичи и готовился делать свои. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре.
Первое впечатление: сумасшедший. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников.
В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. Забела вспоминала: «На одной из репетиций я во время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и, целуя мою руку, воскликнул: "Прелестный голос.
Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. В 80-е гг. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. Еще не раз всколыхнет оно эстетическую память и сознание человечества. В последние годы жизни к душевной болезни добавилась еще одна драма. Тогда он переехал в Москву. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно.
«Портрет Н. И. Забелы-Врубель на фоне березок»1898 г. Холст, масло. Москва, Россия. Это была Царевна-Лебедь русской поэзии, в ней и русские детали (кокошник) и лирическая задушевность и мелодичность пушкинского образа. В 1884 году Врубель был приглашен в Киев искусствоведом А. В. Праховым. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Во время восстановления фресок Кирилловской церкви, Врубель занимается изучением древнерусского и византийского искусства изучает искусство Италии, находясь в Венеции, где ему пришлось писать четыре иконы. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона. А Демон – это душа, образ борьбы человеческого духа.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у Павла Петровича Чистякова уроки акварели брал у Ильи Ефимовича Репина. Произведения Врубеля— в основном прикладные керамические вещи и майолики, — экспонировались в Кустарном павильоне124. Ему хочется передать не свет и цвет предметов, а их сияние. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.
Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. «Это художник Михаил Александрович Врубель, – поспешила исправить неловкое положение Любатович, – человек очень экспансивный, но вполне порядочный». Надежда Забела после смерти мужа больше не вышла замуж. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св.
«Девочка на фоне персидского ковра», «Обручение Марии с Иосифом», «Гамлет и Офелия» – без ложной скромности могу сказать, что это талантливо, но увы, вряд ли эти картины когда-нибудь назовут гениальными. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А. «Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86.
Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки. Роман с Надеждой Ивановной был обставлен всеми атрибутами романтической влюбленности. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями.
Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.
Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». Сквозь безумие проглянул гений». Судьба совершила очередной вираж. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа».
Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя.
Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, Сошествие Святого Духа, 1884) тогда же художник написал и икону Богоматерь с младенцем (Киевский музей русского искусства). Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Результатом свалившегося бремени на плечи Михаила Александровича стали постоянные депрессии. Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Картина «Царевна-лебедь» отражает в себе нежную и хрупкую красоту женской души.
В 1885 в Киеве появляются первые изображения Демона. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Считает, что из платков покажется Борис и Глеб.
Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11. «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой Саввы Ивановича Мамонтова, в том числе в оформлении Садко (1897) и Сказки о царе Салтане (1900) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств. Как он это делал, можно видеть на примере его картины «Натурщицы в обстановке Ренессанса». Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Завершить эту картину так и не удалось – в 1906 году художник полностью ослеп. И это случилось. После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать.
Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Это был Петербург 1896 года. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. «Я дам тебе все, все земное. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
Эта картина была задумана ещё в Киеве. По мнению Н. М. Тарабукина настроения художника заметны в портрете сына. Сразу выражение его лица изменилось. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). У Надежды было чудесное лирическое колоратурное сопрано.
В ней максимально выражена и скорбь Марии и ее страдание и безмерная любовь. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. 1910 год принес русской культуре невосполнимые потери.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. С этого времени художник прощается с Киевом, как оказалось не навсегда. Он критически относился к современному искусству.
Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». «Очень мучила Врубеля мысль о том, что он дурно, грешно прожил свою жизнь и что в наказание за то против его воли в его картинах оказывались непристойные сценыОн добавлял «несколько понизив голос, но так, что нельзя было различить, говорит ли в нем безумие или истинная вера: Это-, он делает с моими картинами (Дьявол прим. Брюсова. ) Ему дана власть за то, что я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа». В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу.
Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Кирилле», «Св. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе. Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу».
Сквозь безумие проглянул гений». Однако больной держался и летом, вот таким образом по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке140. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь». Вессель. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Образ «Пана» Врубель сумел почерпнуть из рассказа А. Франса «Святой сатир». Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Впрочем хорошо известно, что и писатель проникается создаваемым образом, находится под его влиянием. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Однако художник продолжает много и увлеченно работать. Нам нужны такие художники». Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Отныне Врубель целиком и полностью посвящает себя искусству.
Город не отпускал художника. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Люби меня. » – сказал Михаил Врубель будущей жене.
В перерыве между актами Надежда что-то обсуждала с подругой Татьяной Любатович, как вдруг разговор прервал стремительно ворвавшийся за кулисы мужчина, который тут же склонился к рукам Забелы и, целуя их, восторженно прошептал: «Прелестный голос. » Та от неожиданности вздрогнула и отшатнулась. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
(Тарабукин Н. М. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии. Да это и неудивительно – уж больно эксцентричный кавалер им попался. Экспрессивно-драматичны и портреты (К. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».
Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. (Исанна Лихтенштейн, 2012). В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий.
После полугодичного пребывания в клинике выписывается со значительным улучшением. Образ не может быть исчерпан, он остается открытым. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»).
Врубелевские орнаменты чрезвычайно типичны для стиля модерн – гнутые линии, переплетающиеся стебли растений, рассыпанные блестки павлиньих перьев. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти.
Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Через два года он ослеп. Фон только на этой картине реалистичен. Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине.
Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя. Реальные плоды этот новый путь начал давать во время работы в Кирилловской церкви в Киеве, где Врубелю надлежало подновить старые фреоновые росписи XII в. и местами создать новые композиции художник один на один встретился с огромными поверхностями стен и потолков. «Искусство».
Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся.
Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. Были дни, что Демон был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.
Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. Подспудный трагизм достигает кульминации в тех врубелевских образах, которые восходят к его иллюстрациям к поэме Лермонтова Демон (акварель, белила, 1890–1891, Третьяковская галерея и Русский музей, Санкт-Петербург), – в картинах Демон (1890) и Демон поверженный (1902 обе работы – Третьяковская галерея). Умер Врубель в Петербурге 1 (14) апреля 1910.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Афанасий» и «Христос Спаситель». В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть. Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Они не были приняты, так как расходились с концепцией и традицией изображений в православной церкви. Через некоторое время успокаивается, рисует.
Врубель впервые не чувствует себя одиноким. Мало того, сценическая карьера Забелы началась в 1893 году в Киеве, в оперном театре И. Я. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности.
Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. К сожалению, ремиссия была недолгой. К концу жизни он все более близок к реальности, выписывает все, фантазии теперь не нужны.
В дни, когда Россия оплакивала его кончину, Александр Блок писал: «Он уходит все дальше, а мы, отстающие, теряем из виду его, теряем и нить его жизни с тем, чтобы следующие поколения, взошедшие выше нас, обрели ее, заалевшую над самой их юной, кудрявой головой». Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Прежде неудачная личная жизнь тоже начала меняться. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка.
Душевное родство поэта и художника было очевидным. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Он считал врожденный дефект у ребенка наказанием за грехи (сифилис. ), впал в депрессию из которой с трудом вышел. Перед выходом на сцену Врубель собственноручно одевал Надежду Ивановну.
Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.
Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Такое могло случиться только с ним. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына.
Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. А глаза были материнские – карие.
Михаил Александрович винит себя в смерти сына, реально не будучи повинным. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. В те годы молодой художник так изощрил и натренировал глаз, что различал «грани» не только в строении человеческого тела или головы, где конструкция достаточно ясна и постоянна, но и в таких поверхностях, где она почти неуловима, например в скомканной ткани, цветочном лепестке, пелене снега. Конгломерат искрящихся форм в последней картине близок уже к беспредметному искусству.
Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Тем не менее уже 28 июля состоялось венчание— в Швейцарии— в Крестовоздвиженском соборе Женевы. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. На выставке художников «Мир искусства» был представлен «Демон поверженный». Михаил Александрович продолжал наносить мазки на законченную работу, от чего Демон менял облик от мягкого, задумчивого до грозного и поверженного. 5 марта 1856 года в городе Омске в семье военного родился Михаил Александрович Врубель. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове.
Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. В этой же статье автор подчеркивает, что Врубель отходит от «ухарства» и заметно «успокоение». Как написано выше, Врубель страдал попеременно от мании величия или от самоуничижения. Пан в этой картине – существо, неподвластное природе, он является ее олицетворением.
При взгляде на смятую простыню или висящее платье, формы которого прослежены с невероятной тщательностью, возникают ассоциации, смысл которых выходит далеко за пределы самого предмета. Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве.
Образ его смерти – и реквием и своеобразный гимн сопротивлению. Более всего он работал над двумя сюжетами – «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887). Талант Врубеля-декоратора проявляется и в его огромном панно Принцесса Грёза, заказанном для Нижегородской ярмарки (1896, Третьяковская галерея). Это чувствуется в портретах 1897 г. – К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами82. Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно – «Пан» (1899). Удивительна наследственность Врубеля.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. В 1906 художник ослеп.
Рецензенты писали, что сценический облик Забелы был таким же, как на картине Врубеля. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы – ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы – азалии или компанулы. Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации.
32. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Оставалась надежда, что рождение ребенка успокоит измученного художника – в то время Забела была в положении. В 1898 году Врубель создает панно «Богатырь» от которого веет спокойной добротой и былинной мощью.
Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров». Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Это не борьба добра и зла. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Москва, 1974). Сестра запишет: «Работал Михаил Александрович над новым портретом сестры в натуральную величину на большом диване, в концертном им же самим сочиненном платье удивительной красоты: опять несколько прозрачных материй одна на другой, пунцовое, черное и серое, все вместе это образовывало какой-то гигантский цветок». Через полгода при выписке диагноз не изменился». Многие образы Врубеля основаны именно на чертах его супруги. В 1913 году в возрасте 45 лет тоже тяжело заболела и умерла.
Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. 23. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Помните его картину «Царевна-Лебедь». Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.
В первом рисунке, выполненном акварелью, всеми средствами подчеркнут стремительный бег коня с мертвым всадником в седле. всегда свой. ». Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Александр Бенуа, как видно, весьма положительно оценивает произведение Врубеля. В 2015 году общественностью было инициировано изготовление нового памятника, однако власти Санкт-Петербурга отказали в разрешении на установку нового памятника166167. На рисунках Зичи Демон представал хилым, немощным видением.
Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. Первое впечатление: сумасшедший. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Герой сопротивляется до конца.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
и П. И. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе».
«Демон — дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, при всем этом дух властный, величавый» писал Врубель отцу в 1885 году только приступая к работе. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Растерянные, убитые горем родители хоронят сына и, не зная, что делать, продолжают поездку. Если к этому прибавить, что Врубель сочинял костюмы также и себе, сам, по своему вкусу и своим проектам обставлял свои апартаменты, – то мы увидим, что еще до возникновения «Мира искусства» он уже осуществил идею, которая декларирована в самом наименовании знаменитого художественного объединения: он был окружен искусством и творил его, в том числе создавал произведения искусства из самого себя и своей жены.
Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. А. М. Через несколько дней он полностью ослеп155.
В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Врубель возвращается к нему снова и снова. Меняется подход к Демону, меняется художник. Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах – в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Особое влияние на Врубеля оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М. Фортуни и английские прерафаэлиты). В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Впервые увидев сына, Врубель был потрясен – лицо младенца было исковеркано заячьей губой.
Сначала он представился ему каким-то изможденным, гадким и все же соблазнительным змеем в его глазах, в отвратительно выгнутой шее чувствовалось что-то раздавленное, но ползучее и живучее, живучее «на зло». Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Конечно, Врубель писал не просто портрет.
Возможно их красивая любовь могла бы длиться бесконечно, если бы не трагичные обстоятельства В 1901 году после рождения их долгожданного сына Саввы Врубель начинает писать картину «Демон сидящий». С десяти лет Надежда училась в Киевском институте благородных девиц, который окончила в 1883 году с большой серебряной медалью. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Но портрету этому, отдыхающей жены в его платье, не суждено было быть законченным. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Поворотным стал 1895 год. «Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану». Круги, расходившиеся от его внутреннего напряжения, достигали не только всех обыденных обстоятельств бытия, но проникали в плоть каждого произведения.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. Это состояние неподвижности может продлиться долго. В 1899 году Врубель пишет картину, которая в дальнейшем оказывается незавершенной – «Демон летящий», после которой в 1902 году им создается картина «Демон Поверженный», в котором он старается воплотить всю безысходность, тоску и крушение надежд. Она поражает разнообразием этнического состава. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров».
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Отсюда отрицание бытового жанра, к которому почти никогда не обращался художник интерес к Демону и Пророку, Фаусту и Гамлету.
Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Беспокоен.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Помимо декораций к операм Римского-Корсакова, Врубель также выполнил серию скульптур, которая была навеяна ему такими произведениями композитора, как «Берендей», «Морской царь», «Весна», «Садко» и прочие. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Врубель идет ею. Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Надя боится пошевельнуться и за ужином сидела все время в меховой пелеринке». При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
Одухотворите эти кристально чистые звуки светлым чувством и весенней девичьей нежностью – и вы, быть может, услышите и увидите ту Царевну-Лебедь, какой была Забела и какой впоследствии эта Царевна не была уже ни у одной из исполнительниц», – писал тот, кто видел ее в этой роли. «Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. Свадебное торжество проходило в Женеве. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
В Киеве произошло смею думать самое трагическое событие в полной трагизма жизни Врубеля. Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии.
В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля. В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Он окончил кадетский корпус, служил в Тенгинском пехотном полку, участвовал в Кавказской кампании и в Крымской войне.
Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений.
Временами становился агрессивен. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55.
После обычных приветствий он спросил меня: Это Вас я должен писать. Врубель говорил, что многие певцы поют, как птицы, а его Надя поёт, как человек. Затем она отправляется в Париж – совершенствоваться у Маркези. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи.
Наличие «заячьей губы» никоим образом не свидетельствует о ментальных нарушениях, оперативно лечится, доставляя только небольшие косметические проблемы. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Даже в облике царевны-лебедя можно легко угадать черты его любимой жены. Сидя в темной глубине зрительного зала, он с ясностью осознал, что влюбился. Врубель очень любил оперу, тонко чувствовал музыку. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Между тем подобная патология — результат нарушений внутриутробного развития.
Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Сильное, грозное произведение. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Врубель очень любил оперу, тонко чувствовал музыку. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Он старался с ней не расставаться, насколько это позволяло их рабочее расписание. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон». Цубина. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Он перекликается с опустошённостью души.
Он, по-видимому, делал ее старше своего возраста. Бенуа об «убийственно мрачном» состоянии Врубеля напишет: «Рисует исключительно с натуры. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий».
А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Ничего внешнего, бросающегося в глаза.
В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Здесь художник пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхова, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий. Над исканием его Врубель измучился, постигая умом, но не видя ясно, облик сатаны.
Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Рерих «Забытая книга», 1906). Если обратиться к первозданному смыслу этих слов, говорил Врубель, то окажется, что черт – это просто «рогатый», дьявол – «клеветник». Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами.
Произведение удалось. Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. Созданный художником образ ярко выражает представление мастера о поэте как о пророке и носителе истины. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. В 1904-1905 гг.
Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Действительно, состояние Врубеля с апреля по август 1902 года было настолько тяжёлым, что к нему не пускали даже жену и сестру. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге.
До этого женщины не баловали Михаила Александровича своей благосклонностью. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Он создает одно из самых гармоничных своих произведений. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый».
Даже от орнаментов отказывается Рассказывает о дивной раковине, которую он хочет срисовать (черным и белым) в большую величину. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Духа разума и воли, а не духа видения.
Портрет девушки понравился и через несколько месяцев они поженились. В том печальном году ушли из жизни Лев Толстой, Вера Комиссаржевская, Михаил Врубель. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения. Однако этим чаяниям не суждено было сбыться. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями». Как не стать фаталистом. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.
Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Это тот же Демон, тот же сгубивший его бес. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Сразу выражение его лица изменилось. Бальзак теряет сознание описывая смерть отца Горио.
Александр Бенуа написал по свежим впечатлениям : «На четвертой выставке «Мира искусства» появилась поразительная картина Врубеля «Демон», вообще одно из самых замечательных произведений последней четверти века. фон Мекка (племянник Надежды Филаретовны фон Мекк). На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. Сам Врубель называл свою картину иконой.
Цветы часто фигурируют и в картинах мастера. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Врубель выпрямился, поднял голову и посмотрел Забеле прямо в глаза. Красочная декоративная красота этой картины далась ему, чего и следовало ожидать, сразу. Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками.
Своими размышлениями о поэме Лермонтова «Демон», Врубель сумел открыть абсолютно новую страницу в развитии такого направления, как русская иллюстрация. Врубель воспринял это как расплату, как кару за свои грехи. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62.
Он чрезвычайно сложен и многогранен. Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». Но платье более изящно, чем эффектно и так как оно без рукавов, то оно стесняет. Ее он прежде услышал, а потом увидел.
Михаил Александрович Врубель. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Но чувствуется все же ужас безумия под этим. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила.
Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Когда не было моделей, он рисовал себя. Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода.
А по ночам в воспаленном мозгу художника постоянно звучал голос из далекого сна: «Теперь ты расплатился со мной, мы в расчете». Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. У нее был ангажемент в «Мариинке», возвращаясь после спектакля, она отдыхала у камина, а он опять писал ее.
Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. В Академии он работал по классу П. П. Чистякова. Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь. Психиатрами даже было высказано подозрение о наличии у Врубеля симптома Котара-Бредовые идеи ипохондрического содержания, часто в сочетании с идеями ущерба (описан французским психиатром Жюлем Котаром, 1880).
Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. В этих рисунках была заключена целая программа.
Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине Девочка на фоне персидского ковра (1886, там же).
Сетова, так же как художественная Михаила Врубеля. Он сам жаждал появления в своей жизни вызванной его искусством грезы-любви. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. В 1898 году Врубель отправился на Украину.
Врубель жениться на Е. Х. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов.
Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
Автопортреты не лишены известной доли самолюбования. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Лечение не было успешным, а препараты ртути сами по себе приводили к тяжелым последствиям. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году).
В письмах родным речь шла уже о тетралогии. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В отличие от «Портрета С. И. Мамонтова», в «Портрете Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire» (1898) мазок мастера отличается легкостью и динамичностью. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40.
Тем не менее и до сих пор есть большая таинственно чарующая прелесть в этой картине. Врубель Михаил Александрович (Mikhail Vrubel), русский художник, крупнейший представитель символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Между ними создается нерасторжимая душевная связь – героя и творца. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете.
В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Врубель начинает лечение в клинике. Савва Врубель родился 1 сентября 1901года с незаращенной, раздвоенной верхней губой, в быту «заячьей». Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Поздние рисунки относятся к разным жанрам. Очень важно, что проницательный художник искусствовед не заметил ничего болезненного в творениях автора, называя их «истинно поэтическими» в русской живописи. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
(Владимир Лернер, Михаил Каневский, Элиезер Вицтум, Независимый психиатрический журнал, 2004) Доминирующим было угнетение, подавленность каким – то грехом. Удивительно ясно и убедительно это излагает. Мысль о Демоне не покидает. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом».
Именно работа с фресками оказала существенное влияние на Врубеля, как на монументалиста. Демон замер в позе ожидания и созерцания. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
Но смерти неподвластен гений человека. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Но все же в непрестанных исправлениях законченной работы чудится повышенная нервозность. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.