Картина Михаила Врубеля «Портрет Саввы Мамонтова» была написана в 1897 году (не окончена). Портрет С. И. Мамонтова кисти Врубеля – это отражение титанического величия и последующих трагических событий в судьбе этой незаурядной личности. Московский ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МАМИ Кафедра Культурология Доклад по теме Портрет СаввыИвановича Мамонтова. Автор Михаил Врубель.
Портрет Саввы Ивановича Мамонтова кисти художника Врубеля связан с темой трагической жертвенности творческой личности.
Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Прошение было удовлетворено157. После назначения препаратов ртути и успокоительных поведение его стало предсказуемым, к Михаилу Александровичу стали допускать посетителей, в том числе фон Мекка и П. П. Кончаловского.
В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Но главное внимание зрителя приковано к фигуре Мамонтова, застывшего в неудобном положении и к его глазам, в которых словно отражается предчувствие надвигающейся катастрофы. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета.
продолжение. Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств.
Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. В декабре 1901 года картина была закончена. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М. А.
Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Воздухом художник дышал в открытую форточку один раз в день.
Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды. Надежда играла роль сестры Гретель. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
Казалось, что желание превзойти свой гений только портило картину. Серов, И. И. мне было все это видеть.
Автор Михаил Врубель. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.
Он перекликается с опустошённостью души. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Благородно-сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок прояснила собственные искания Врубеля.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Одновременно с картинами Врубель работал над рисунками к сочинениям Лермонтова, в том числе и к поэме Демон. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Демон Врубеля получился поломанным, с неестественной позой и положением левой руки. Дни мои какуклоняющаяся тень. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.
В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. В облике предпринимателя наблюдается индивидуальность, поистине царский нрав. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа.
Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». К этому же времени относятся интересные автопортреты. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне».
Он лечился фенацетином, принимая по 25 гранул в день. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым.
Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Художественные шедевры мастера не имели аналогов. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Тогда же Михаил стал работать над мифологическими и сказочными сюжетами – «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь».
Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Таким и написал его Врубель. Только что Мамонтов читал у себя в кабинете, но вот отложил книгу, снял очки. Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. В. Серов обратился к Совету Академии о выплате Врубелю пособия, которое бы позволяло покрывать больничные расходы, составлявшие 75 рублей зимой и 100 рублей летом.
Из-за службы отца семья часто переезжала. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Это один из его несомненных шедевров.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. А. М. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день.
Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. У его апостолов были живые прототипы. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.
Бледное лицо, запекшиеся, словно опаленные внутренним огнем, губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств.
Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления.
Она подлинно монументальна. музей русского искусства, Киев). Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Это был Петербург 1896 года. В лице его, в широко раскрытых глазах — воля, решительность, желание действовать.
1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Кирилле», «Св. Правая рука непроизвольно сжимается в кулак. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7.
Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Именно там он научился писать с натуры, получая уроки у нанятого учителя.
В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Самой природой своего дарования Врубель был подготовлен к созданию этого образа. В 1891 году к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского Врубель выполнил иллюстрации из тридцати – половина относилась к Демону.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.
В этой последней борьбе (2 месяца спустя художник уже находился в лечебнице) было что-то ужасное и чудовищное. Всё тело Демона составлено из металлических мускулов. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса.
В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Сейчас, в середине уже не XIX, а XX столетия, Кирилловские фрески реставрированы по всем правилам современной науки, хотя большая их часть безвозвратно утрачена и лишь некоторые куски старинной росписи в целости сохранились.
Его Демон остался верен своей натуре. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», – что произвело на художника тягостное впечатление. Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.
Через несколько дней он полностью ослеп155. Этот человек очень любил искусство. В эти годы он вновь писал демонов. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им. Может быть, в закладе. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос.
Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Врубель жениться на Е. Х. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Она подлинно монументальна. Эта картина была задумана ещё в Киеве.
Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Вообще, портрет Саввы Мамонтова исполнен экспрессии. По мнению В. Домитеевой, окончательное решение Врубеля поступать в Академию художеств было результатом его штудий в области кантианской эстетики. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Савва Иванович изображен сидящим в удобном кресле. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. На левом мизинце предпринимателя надет перстень, подчёркивающий его важность и богатство.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Аксессуары, окружающие главное действующее лицо портрета, великолепны и благородны. Врубель провел в Венеции около полугода. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Это годы счастливой супружеской любви, подъема творческих сил, более прочного, чем прежде, успеха у заказчиков. Посмотрел еще немного и исчез я даже не обернулся посмотреть, я был пришиблен обидными словами, которых мне показалось очень много в его замечании, но меня все-таки занимало, что он так искренно и серьезно говорил о моей работе, на которую я смотрел как на вещь, не стоящую внимания, - меня приучили к этому в школе, там серьезно никто не смотрел ни на свою, ни на чужую работу». Но и не только это.
Им было создано 13 рисунков из которых большая часть относилась к Демону. Но мечтой М. Врубеля остаётся живопись, он посещает выставки изучает, участвует в спорах о назначении искусства, посещает вечерние классы Академии художеств. Коровий, В. М. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин.
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни.
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. У него мужественные усы и короткая жёсткая бородка.
В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Работа его, подходя к концу, снова и снова переписывалась. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».
Блок видел в «демоне» – «Юношу в забытье Скуки». В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Особенностью композиции является её вневременность— трудно сказать, когда происходит действие.
Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Фигуры полны чувства и поэзии: принц, приподнявшись на ложе, задумчивым и тяжелым взором смотрит на стоящую перед ним с опущенными глазами прекрасную девушку. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин).
Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Создается такое ощущение, что он хочет встать. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа».
В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Врубель винит в беде себя. 1 апреля 1910 года Врубель умер в клинике Барии. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Вскоре его оправдали, но вернуться к прежней деятельности он уже не смог. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.
Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Конец 80-ых для художника стал особенно плодовитым. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Демон низринут в ущелье среди скал. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля.
Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. В 1889 году Врубель уезжает в Москву, где познакомился с С. И. А. В. Прахов в тот же период организовывал роспись Владимирского собора, к которой планировал привлечь и Врубеля, невзирая на личное к нему отношение.
Фон только на этой картине реалистичен. Взгляд Мамонтова весьма недобро смотрит прямо в глаза зрителя. Брюсова.
Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отгранённых драгоценных камней. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Одесса, Астрахань, Петербург, Саратов – вот небольшая география перемещений будущего художника. Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. Он уехал в Москву и его поглотила столичная богемная жизнь.
Правая рука непроизвольно сжимается в кулак. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. В картине Пан 1899 год греческий бог превращается врусского лешего. Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела».
Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Этим изумительным портретом сам художник по справедливости гордился. Похоронен наНоводевичьем кладбище в Петербурге.
Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.
Предложение руки последовало незамедлительно, в тот же день. Надежда Забела-Врубель предпочла сама выкармливать сына. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств.
Вессель. Летом 1990 года художник был удостоен присуждения золотой медали на всемирной выставке во Франции за знаменитый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович». Врачи советовали отправить его в Крым, однако апатия превратилась к апрелю в тяжёлую депрессию и художник вернулся в Москву. форма, которая создана природой вовек. ». Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа».
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». В недалёком будущем Савву Мамонтова ждёт разорение, суд, тюрьма. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. Одно из них Венеция создано под впечатлением отпоездки в Италию 1891 1892 годы.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Но теперь Кирилловский храм вошел в историю еще и как памятник, запечатленный гением Врубеля. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник.
Этот человек очень любил искусство. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Но в его позе нет расслабленности отдыхающего человека. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Им были созданы сюжеты «Сошествия Святого Духа на апостолов» на хорах церкви. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис).
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. В самом конце девятнадцатого века Михаил Врубель пишет «Портрет С. И. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8.
Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В этом виде картина была и безобразна и безумно прельстительна. Его просторной груди трудно дышать под белой, жёстко накрахмаленной манишкой. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен.
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда А. М. Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи11.
Создавая образ Мамонтова, Михаил Врубель воплощал свои мысли и образы. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Левитан, К. И.
К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук).
Тарабукин Н. М. В лице его, в широко раскрытых глазах — воля, решительность, желание действовать.
Особенно примечательна акварель Голова Демона. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Может быть, проницательный дар живописца провидел грядущие беды. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию.
Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Савву похоронили на Байковой горе. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Тех миров, которые видели они, мы не видим. В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Разбитое телоДемона с надломленными крыльями распрост рто в ущелье.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.
В старой столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Именно тогда уравновесилась характерная для Врубеля техника письма и «история» его произведений.
Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь». Это сказалось на его работе над «Демоном поверженным». Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния.
Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу. Всего было отобрано 18 художников, включая Репина, Шишкина, Айвазовского, Леонида Пастернака, Аполлинария Васнецова. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию.
По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Искусствовед Н. М. Согласно В. А. Леняшину, Михаил Александрович смог реализовать символизм как стройную эстетическую и философскую систему в изобразительном искусстве. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии».
Десять лет, свободные от Демона, стали, возможно, самой счастливой порой всей его жизни. Васнецов. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
сказок и опер Н. А. 2 МС 10 преподаватель ХарламоваТ. Наравне с новыми открытиями ребенок учился постигать мир прекрасного в рисовальных классах «Общества поощрения» в Петербурге. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы.
Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. В 1904 году он едет вПетербург. Пылкий нрав Саввы Мамонтова выражен царственно, не буднично. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9.
Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Врубель Михаил Александрович, художник. Материал холст, масло. Деятельная сила переполняет Савву Ивановича, будто рвётся наружу. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Художник разрабатывал темы добра и зла, противоречий человеческого духа и оказался конгениальным великому поэту. всегда свой. ». Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург.
Экспрессия, хаос, бегающие мазки, насыщенность цвета, мрака и густоты деталей – стали узнаваемым «автографом» мастера. В 1884 году Врубель уходит из Академии. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Взволнованный Ковальский не стал продолжать этюд и отправился в Кирилловскую церковь повидаться со своими товарищами, которые работали над реставрацией фресок.
Коровин и Серов, – друзья живописца, – стали частыми гостями Михаила Александровича. Переводя на язык графики главные сюжетные коллизии литературного текста, создавая портреты ее героев, художник творит свой мир. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. Наоборот, его левая рука опирается на подлокотник. И все же он нетерпеливо ждал возвращения.
Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. «. Представители рода Врубелей (от польск.
Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. Лермонтова. В колорите картины – контрасты. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Константин Коровин так отзывался о манере письма лучшего друга: «Когда он писал на холсте или на бумаге, мне казалось, что это какой-то жонглер показывает фокусы. Каждый день мы находили новые и новые изменения. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Это вот, эти копны сена.
Остальное сделано уже до меня, только выбирай». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Знакомство с семьей Надежды Забелы прошло не очень приветливо, в первую очередь по причине двенадцатилетней разницы в возрасте между женихом и невестой (Врубелю было 40). Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Бросила сцену, что заставило художника содержать семейство.
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Современники видели вэтом образе протестующее начало прекрасного, непокор нного человека. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый».
«Портрет Саввы Ивановича Мамонтова»1897г. Холст, масло 187 x 142, 5Государственная Третьяковская галереяМоскваМногие годы Врубель работал в Москве. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Его просторной груди трудно дышать под белой, жёстко накрахмаленной манишкой. Ему тесно среди тяжёлой богатой мебели, в этом словно сдавившем его кресле. Отличительными штрихами врубелевских картин стали декоративность и орнаментальность.
Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Савва Иванович был человек сильный, страстный, значительный.
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Да ведь до них несколько верст. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Купец удобно расположился в своём кресле, как бы готовый начать разговор о каком-нибудь деле, приносящем доход. Он отошёл от публицистического стиля. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба Врубеля, если бы не встреча с Саввой Мамонтовым. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Им посчастливилось работать вместе в киевских храмах над реставрацией древних фресок.
Демон почти задевает вершины своим телом. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
Работа не привела к улучшению. Заканчиваякартину Врубель тяжело заболел и был помещ н в лечебницу. Словно в исступлении Врубель писал по 14 часов в день свою работу. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития.
Больно, горько до слез. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Врубель писал картины на темы pyc.
Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Обстановка в клинике Усольцева вообще не должна была напоминать пациентам об их недугах их не подвергали стеснительному режиму и жили они в одном доме с семьёй своего врача.
Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Причем, второй занимался обучением Михаила Врубеля до 1882 года в собственном классе.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Как было его сохранить. Настоящий художник должен уметь передать свои мысли, чувства и душевные переживания в своих работах.
Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Эта птица с ликом девы едва ли станет послушной женой Гвидона и благополучия не обещает её грустный прощальный взор. В нем поднимался богоборческий бунт. Мучившие художника головные боли усиливаются. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Он постоянно экспериментирует ищет что-то новое, необычное. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова.
Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15.
По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. И. МОСКВА 2003 Портрет Саввы Ивановича Мамонтова, 1897 год. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Бедность он переносил беззаботно, отсутствие славы тоже: он знал, что раньше или позже она придет, а если не придет – что с того. Он не был привередливым к внешним данным людей.
Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. Мамонтовым и членами его кружка, в который входили известные художники В. А. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Меня и Серова поражало это. ». Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Свою будущую жену, Надежду Ивановну Забелу, Врубель увидел во время репетиции оперы-сказки «Гензель и Гретель». Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина». После окончанияуниверситета отбывает воинскую повинность. Размеры 187 х 142, 5 см.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Колорит картины мрачен. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. В Академии он работал по двенадцать часов в день.
После совещания с Усольцевым было решено перевезти художника в Петербург: лечения не требовалось, ему был нужен уход и общество близких. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Дальнейшая школа живописи ждала Врубеля в Саратове. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138.
Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году.
Художник хотел максимально передать эмоции и настроение. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности.
Ему тесно среди тяжёлой богатой мебели, в этом словно сдавившем его кресле. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. Эта тема прошла через все творчество Врубеля. студент.
В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. В Венеции состоялось случайное знакомством с Д. И. Менделеевым, женатым на одной из учениц Чистякова. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Какая-то важная мысль, могучее чувство овладели им.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. И вот, спустя время, Врубель пишет Демона летящего (1899, ГРМ). Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. (1906), необычайно выразительный.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Здесь он сблизился с крупным промышленником, богачом Саввой Ивановичем Мамонтовым. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе.
Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. В работе Демонлетящий образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии.
В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Это последний, отчаянный полет над горами. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Среди его наставников были Валентин Серов и Павел Чистяков.
Многие годы Врубель работал в Москве. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса.
Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Мамонтова». Род. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией.
И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Общее руководство работами принадлежало Прахову. Тогда он переехал в Москву. Рождается ощущение первозданности. Он критически относился к современному искусству. Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными».
Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». В 1898 году Врубель отправился на Украину.
И, наконец, к 1901 1902 годам относится последняя картина Демон поверженный. Отмерив размер, держа карандаш или перо или кисть как-то в руке боком, в разных местах бумаги наносил твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась вся картина. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Тогда художник повел себя слишком импульсивно и смело, целуя незнакомке руку за кулисой. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса).
Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Суровым февралём 1910 года он намеренно простаивал под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление лёгких, перешедшее в скоротечную чахотку. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Ладонь левой руки зажата в кулак, как будто ему неудобно, тесно в этом кресле. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной».
Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. В недалёком будущем Савву Мамонтова ждёт разорение, суд, тюрьма. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). В чертах и выражении лица мелькает какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде тех многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающим, как мало совпадала с идеалом богоматери светская дама Эмилия Прахова. Вернувшись из Венеции, Врубель метался.
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМихаил ВрубельГоды жизни: 17 марта 1856 — 14 апреля 1910Страна рождения: РоссияСфера деятельности: Художник, ПерсоныМихаил Врубель увлекся рисованием еще в детстве. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий».
Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Эта большая акварель поразительна. Повсюду таятся зловещие тени.
Стал раздражительным, срывался, если слышал критику в адрес своих работ. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность».
Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Савва Иванович был человек сильный, страстный, значительный. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины.