Попав в маленькую опрятную комнату Маргариты, он лучше понимает ее характер, ему кажется, что его порыв «вечен». Он — символ возможностей и судеб человечества. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.
М. А. Врубель на Всероссийской выставке 1896 года. П. Лапшин. Это музыка цельного человека (выделено мною. Но, начиная новую, «другую» жизнь, Фауст проходит снова по типичной для многих дороге жизни ища ее смысл в молодом веселье, любви, практических делах на пользу общества, в красоте.
Фауст и Мефистофель. В лиловом ключе написаны демоны, сирени, лебеди. Кн.
Можно заметить, что и маститый Васнецов, в свою очередь испытывал влияние Врубеля — в росписях Владимирского собора, а позже в таких, например, картинах, как Сирин и Алконост. Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил. Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. соч.
Два героя произведения немецкого поэта – Фауст и Мефистофель – наглядно демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного начал. Рожденный суеверной народной фантазией, образ Мефистофеля в произведении Гете воплощает в себе дух отрицания и разрушения, Мефистофель много разрушает и уничтожает, но он не может уничтожить основное – жизнь. В музыкальном искусстве существуют оперы Гуно и Бойто, балеты Адана, Паницци, Коста и Бонетти, вокально-симфонические произведения по мотивам «Фауста» Берлиоза, Шумана, Вагнера (его лее увертюра «Фауст»), симфония Листа, кантата Шнитке и Другие произведения. Образы, возникающие под его кистью, не читки требуют с актера, а полной гибели всерьез. 4. Его трагедия «The tragical history of the life and death of Doctor Faustus» (изд. Аллегорические, жанровые или исторические сюжеты взять.
Больше он к нему уже никогда не возвращался. М., 1980, с. 213). 13 «Фауст» Гёте это книга вечных образов, в ней вечны и Фауст и Мефистофель и Маргарита и даже второстепенные герои типа Вагнера. Правда, его ансамбли были камерными. Врубель в этой среде оказался незаменим, так как действительно мог с легкостью делать все, только не сочинял текстов.
У Врубеля все много серьезнее. О его жизни рассказано во многих исторических свидетельствах и легендах. Трагедия пронизана пафосом творчества. По сравнению с ними фантомы Сомова, Бакста, Судейкинавсе-таки только читка.
Много художников различных стран от Э. Делакруа до Р. Кента за рубежом, много русских художников создавали свои версии героев «Фауста» Гёте. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона (Там же, с. 156). В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Когда он как-то повстречался с Фаустом, тот сразу же сказал: До того ты похож на моего куманька, что я даже посмотрел тебе на ноги, не увижу ли длинных когтей.
Нам здешний мир так много говорит. » – все это стадии развития Фауста, которые Гёте оценивал как становящиеся все «выше и чище». Хотя склад дарования был у него совсем другой. И это не лучшая из его картин.
Если в «Прафаусте» (1774—1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797 изд. (Во времена Гете, как известно, создавалась диалектика Гегеля). «В его отпадении сказывается не что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и хотели воевать против бога или похожая на злого ангела, который противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и тщеславный»). В этом опаловом или перламутровом ключе написаны прекрасные большие акварели Тридцать три богатыря (1904), Царевна Волхова (1898) изменчивые фантастические тона, то вспыхивающие, то гаснущие, царят в окраске майоликовых скульптур (1899—1900), которые теперь изображали Морскую царевну, Снегурочку, Леля, Купаву, Садко, Весну, царя Берендея, которого Врубель сделал похожим на Римского-Корсакова. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства.
Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. Собр. П. Иванов. Фауст пытается освободиться от силы демонов: «Не выношу их нравственного гнета».
Главный нерв модерна как такового — культ красоты в ее меланхолически загадочных, мечтательных, пряных, заманчиво странных аспектах. Пунктир вместо непрерывной линии сообщает контуру характер стремительной скорописи, как если бы это был репортажный набросок с места событий. Если всего этого он меньше желал для себя, то отчасти из гордости. «Жизнь», 1899 июль и август) рисует Фауста титаном, охваченным жаждой знания, богатства и мощи. Тщательно и творчески переработав наследие мастеров живописного жанра различных эпох и направлений, МихаилВрубель создал свою собственную художественную манеру. Думается, что такой тенденциозный подход не помогает разобраться в специфике этого художественного явления (Из истории русского искусства второй половины XIX — начала XX в. М., 1978, с. 124). перев.
Мирская честь Бессмысленна, как сон. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса.
Но все же ее надо было так или иначе завоевать, приучить. Сам Гёте считал: «Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции». Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил. Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне. В действительности не художник выбирает предмет — предмет выбирает художника.
Маргарита с ее безоглядностью любви одно из ее воплощений у Гёте, это «вечная любовь». Уязвимые стороны модерна еще не доказывают, что он не создал подлинных ценностей. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий. Врубель не выбирал Демона — Демон пришел к нему сам. Н. Толстой. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере его девиз.
Для него история о Фаусте в первую очередь — повествование об «ужасных и отвратительных грехах и проступках» прославленного чернокнижника свое изложение легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему «поучению и предостережению». Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Последние слова I части: «Голос Маргариты (из тюрьмы, замирая): Генрих, Генрих. » Словами о силе «вечной женственности», т. е. высокой, большой любви, которая при всех женских слабостях ведет к «заповедной цели», Гёте заканчивает и всю трагедию. Врубель и Лермонтов.
Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным. 9 В результате любовь приносит Маргарите горе: умирает мать, убит на дуэли защищавший ее брат, она губит своего ребенка и осуждена судом на смерть. Исключительную популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII в. в среде писателей период «бури и натиска».
Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и клерикально-дидактические тенденции «народной книги». Гёте» сказал: «Она мила, как цветок, прозрачна, как стакан воды, понятна, как дважды два четыре. » Маргарита действительно скромна и непритязательна. перевод 1567 и др. ). Картина словно бы произрастает из нижнего левого угла. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
Фауст — странствующий шарлатан XVI в. — выступает в романе Арнима «Die Kronenwchter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Многие из них утрачены и существуют только на фотографиях. Это картины, заслуженно считающиеся врубелевской классикой: портреты С. И. Мамонтова (1897), К. Д. Арцыбушева (1895—1896), Испания (1894), Гадалка (1895), Портрет жены Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир (1898), Пан (1899), К ночи (1900), Сирень (1900), Царевна-Лебедь (1900) и Портрет сына художника (1902). Цикл Фауст (1896) принадлежит к лучшим панно Врубеля: образный строй здесь глубок, еще раз и по-новому выражена одна из заветных тем художника, аналогичная теме Гамлета и Офелии, Демона и Тамары (демоничен здесь Фауст, а не Мефистофель, который у Врубеля, по верному замечанию Суздалева, похож то на оперного актера, то на старую ведьму) (П. Художник умел подбирать сложнейшие ракурсы и очень хорошо их обыгрывать.
Вечером, в саду Маргариты. Он посвящен «незабвенной памяти А. С. Пушкина». Собр.
Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Так же, как во владимирских эскизах, — тайна смерти. Серов, упрямый молчальник, сдержанный на излияния и похвалы, признавался Коровину: После того, как я увидел холсты Врубеля, эту умышленную четкость форм, мои работы мне показались какими-то бледными, гладкими, как мыло (Там же, с. 238). Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события. Главные герои картины – Мефистофель и Фауст.
Пристрастие гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь похотливого Фауста и Прекрасной Елены. Все это для художника было ново, заманчиво и определялось им как поиски чисто и стильно прекрасного в искусстве (Врубель, с. 57). Он органично входит в общую концепцию Гёте.
Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её иррациональный элемент.
Слыхал я от людей, что собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду. Суриков восхищался Врубелем и как-то сказал ему: Ведь и вы — чистяковец. И наконец, обращаясь к архангелам, а они в этой сцене славят гармонию мира, Бог, как добрый отец (ведь он – сама Природа), называет их детьми мудрости и милосердия, назначает им в славный удел созерцать и любоваться этой чудесной гармонией мира, видеть мир в вечном движении, в борьбе, страданиях, мыслить и понимать его. И ритмы и краски Врубеля — чуткий сейсмограф.
Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк – а вдруг девиз ее «Да здравствует свобода и вино. » будет принят Фаустом. В Демоне все на пределе напряжения, все драматично, а здесь мягко звучит кантилена, ласково-дремотно улыбается Снегурочка, осыпанная снежными звездами, томно отмахивается от пичужек Весна-красна, незлой леший поднимается с восходом месяца из топких зарослей, в алмазном сиянии утра выходят из моря тридцать три богатыря. Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий. В них не так уж много от стилистики модерна, если не считать ее специфической чертой фантастичность (тогда нужно было бы и оперы Римского-Корсакова признать типичными для музыкального модерна).
Вместе со своей женой Врубель вошел в мир музыки Римского-Корсакова, это было счастливым поворотом в его творческой судьбе: лучшие произведения московского периода приходятся на последние три-четыре года XIX века. Размывался стержень, внутренний центр притяжения. Теплый желтый цвет на палитре Врубеля отсутствует. Ад теряет над Фаустом свою силу. Автор, по-видимому лютеранский клирик изображает Фауста дерзким нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть и изучить все основания неба и земли». Сомнения Фауста её пугают, но не настолько, чтобы отвергнуть его любовь.
Он был злобно гоним, — говорит в своих воспоминаниях К. Коровин (Там же, с. 247). Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст Летящий Демон (1899). Можно думать, что его я рад, что вы не понимаете было в какой-то мере защитной бравадой. Для этого Фауст заключил союз с дьяволом и тот приставил к нему нечистого духа по имени Мефистофель, который должен был исполнять все желания ученого и отвечать на все его вопросы. текст из википедии «Народная книга» Титульная страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Поэт постоянно напоминает нам об этом.
«Посвящение» намечает общий замысел – концепцию Гёте, раскрывают ее далее «Театральное вступление» и «Пролог на небе». Ничего внешне не переменилось в жизни Врубеля. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте. В 1890-е годы начинается у него царство лилового — таинственный цвет готических витражей, тон вечерних сумерек, оттеняемый оранжевыми вспышками догорающего заката (Блок говорил о борьбе золота и синевы в картинах Врубеля). Но талант его был прозорливее, чем он сам.
Искус богатством и властью, увлечение античностью и искусством, стремление увидеть в них одну из истин жизни, разнообразная государственная деятельность, внимание к простым людям с их заботами, нуждой, мечта «с природой наравне быть человеком, человеком мне», мысль: «Брось вечность утверждать за облаками. Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все — движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей – истина. Фауст – лицо реально существовавшее. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzknstler etc» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике). Последний по времени перевод Б. Пастернака, 1955 г. «Нет человеческого образа, который бы так волновал воображение поэтов, писателей, художников, композиторов на протяжении сотен лет, как фигура Фауста. Коган. Она необычайно эффектна и была еще эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).
луч ее случайный, Неуловим. Не говоря сейчас о выдающихся художниках и отдельных произведениях, отметим, что модерн в целом замечателен хотя бы уже своей волей к синтезу искусств, своим идеалом целостного художественного организма, будь это книга с иллюстрациями, спектакль или интерьер. Фауст у МарлоНародной книгой о Фаусте воспользовался английский драматург XVI в. Кристофер Марло, перу которого принадлежит первая драматическая обработка легенды. Фауста вначале привлекает в Маргарите красота. Угрозу разрушения мыслительных стереотипов, комфорта, душевной инерции. Итак.
Очень впечатляет готическое построение этих панно, узких, вытянутых в высоту. Т. Морозова на Спиридоновке и А. В. Морозова в Подсосенском переулке) Врубель выступал в содружестве с самым значительным архитектором московского модерна Ф. И. Шехтелем. Просто перерисовывать фотографии.
Основой для этого шедевра послужил сюжет легенды средневековых времен. Русская сказочная и былинная тема у Врубеля противостоит теме Демона как антитеза. в 20-ти т. Т. 15. Одной из них является картина «Полет Фауста и Мефистофеля». — Н. Д. ), не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада (Врубель, с. 57). Фауст для нее человек другого мира, но тем сильнее ее любовь. М., 1962, с. 84).
Но Врубель расслышал в ее пении то, что сделало ее музой Н. Римского-Корсакова. Триптих», написанное в этом же году для украшения московского дома А. В. Морозова. Лучшие произведения Врубеля московского периода — все же станковые картины, причем чаще всего написанные не по заказу, а по собственному побуждению. Здесь, казалось ему, он уходил от темных наваждений демонического в мир ясный и светлый, подобный царству берендеев. Но надо было еще и считаться со средой снобов — источником заработка, стараться не ссориться с ними, прислушиваться к их пожеланиям, давая им что-то не тривиальное, но и не слишком серьезное.
Тайна оставалась и здесь, но она не страшила. Он выбирал и аллегорию (панно на тему времен дня) и неоренессанс (триптих Суд Париса) и неоготику (убранство дома С. Т. Морозова) и неопрерафаэлитизм (Принцесса Грёза, 1896) и неорусский стиль (работы в Абрамцеве). Он познает, как и хотел, всю «полноту жизни», любит ее печали и радости, ее «роковое бремя». Как раз архитектурой и прикладным искусством давно уже занимались в кружке Мамонтова. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. Работая над образом легендарного богоборца, Врубель сам стал живой легендой.
Гёте сценичен в трагедии небольшое число действующих лиц, что позволяет легко перенести первую часть трагедии на сцену, как это происходит в опере. Были дни, что Демон был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота (Врубель, с. 278. ). Впрочем, финансовые расчеты Врубеля всегда оказывались мыльными пузырями и эту доходную работу он скоро оставил (хотя от частичного использования фотографий и впоследствии не отказывался).
В оформлении двух особняков морозовской фамилии (С. Сопоставляя Испанию, Гадалку, Венецию (1883), а затем Сирень, К ночи, майоликовую головку египтянки (1899—1900), Царевну-Лебедь, мы чувствуем, что при разности мотивов и задач в этих вещах доминирует тема тайны. Соч. Мефистофель словно жаждет встретиться глазами с человеком, который смотрит на полотно. Конечно, публика не понимала.
Я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду, — писал он композитору (Врубель, с. 88). Врубель. Мои воспоминания. Эти черты заметно усилены в издании 1589. Фауст у КайеВ 1603 Пьер Кайе публикует французский перевод народной книги о Фаусте.
Ко времени этого высказывания Пушкин уже написал роман «Евгений Онегин» (даты завершения романа и «Фауста» совпадают – 1831 год), знал цену «творческой мысли»: гений судил гения. Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды. 8 развернул в самостоятельную поэтическую драму. В то же время многих его искусство после первого шока изумления неодолимо притягивало.
А. Анютина, СПБ, 1904, то же, пер. Они пролетают на своих лошадях над сонным средневековым городком. Это история возникновения и развития чувства, психологически тонко прослеженная история победы любви и вместе с тем стремления человека вырваться за пределы «малого» домашнего мира, невозможности отгородить этот «малый» мир от «большого». Если не считать орнаментальных стилизаций, первым большим опытом на этом пути было панно Микула Селянинович (1896) — то, которое вместе с Принцессой Грёзой (довольно странное сочетание) он представил в 1896 году на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде, где и разыгралась бурная скандальная история с отвержением обоих панно, после чего Мамонтов выстроил для них отдельный павильон.
Ему все удавалось, он мог делать все классически хорошо, по выражению А. Головина, с восхищением наблюдавшего, как лепил он в Абрамцевской гончарной мастерской кувшинчик, вазу, голову негритянки, тигра все на месте (Там же, с. 58). М., 1980, с. 190). Колорит сумрачно величав: Ни день — ни ночь, ни мрак — ни свет. Источником книги помимо устных сказаний служили современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey», 1585 книга И. Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем.
И притом оба они были чистяковцы. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере – его девиз. и А. В. Морозовых и других и работах для театра. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо.
Образ легендарного Фауста существенно отличается от своего исторического прототипа. Заметим, только частично ибо пафосом модерна (всеевропейского) было не возрождение национальных традиций, а красота вообще. Многое одновременно и объединяет и разъединяет Фауста и Маргариту. Но Поверженный пересиливал. Бессонна мысль и жаждет исполненья».
Облик девушки — врубелевской Кармен — непроницаем, психологически не расшифрован замкнутая в себе полнота бытия, — но сквозь спокойное лицо и спокойную позу видится огненная, смятенная жизнь души. «Забота» платит ему «проклятьем за презренье» и ослепляет его. Ary Scheffer (1798-1858)Фауст и Маргарита в саду, 1846 Фрэнк Кадоган Купер Фауст – Маргарита, одержимая злым духом в соборе Образ Фауста в эпоху романтизмаВ начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков.
Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке). В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры — и Демон поверженный (1902), с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна. Вариацией Кармен воспронимается и Гадалка, картина, написанная, если верить свидетельству К. Коровина, ни для кого и ни для чего, наутро после пирушки, с какой-то дамы, с которой познакомился накануне (так вдруг, внезапно и в короткие сроки Врубель нередко создавал свои шедевры). Он колебался – написать ли Демона летящим или поверженным.
Так всем этим занят, что к живописи стал относиться легкомысленно (Там же). Эта доминанта возникает как бы помимо сознательного замысла художника. А. Бенуа в своих воспоминаниях рассказывает, что первым произведением Врубеля, воочию увиденным им и его товарищами по Миру искусства, было панно Утро (1897) — и оно их разочаровало. К. Суздалев.
Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста. Но его Демон изнемог. М., 1964, с. 140). Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру.
Фауст у ВидманаНародная книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc. ), вышедшего в Гамбурге в 1598. Он старался с ней не расставаться, насколько это позволяло их рабочее расписание. Чего не скажешь о лице Мефистофеля. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру.
Тайна жизни, тайна судьбы. Он писал о том, что в «Фаусте» «план обширный объемлется творческой мыслью» и называл это «высшей смелостью». Пг., 1916, с. 40). Под их пером он приобретает черты «бурного гения», попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего мира. Важно осмыслить эти принципы и влияние Мефистофеля на Фауста, собственную «деятельность» Мефистофеля в трагедии.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. Фауст скончался в 1540 году. «Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры и не случайно в конце XIX и XX вв. Она же готова дать матери снотворное, чтобы иметь возможность увидеться с Фаустом.
Меня и Серова поражало это. ». Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события.
И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835—1836, русский перев. Их универсальные знания их занятия натурфилософией, астрологией и алхимией их успехи и слава приписывались, как и прежде, содействию демонических сил, «договору с дьяволом». Роль концепции Гёте в «Фаусте» подметил Пушкин. в 8-ми т. Т. 6. Вера в Бога одна из основ ее жизни.
Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. соч. Модерн не был монументален — только декоративен. Л. Н. Толстой в своем разгромном трактате Что такое искусство.
Обращение к национальным народным истокам — эта струя естественно вливалась в русло модерна ведь в изобразительно-орнаментальном фольклоре любого народа так много сказочного, волнующего воображение. Именно злобно. Где-то пути этих художников, столь различных, сближались. Тургенев в статье «Фауст, трагедия. — В кн. : Из истории русского искусства второй половины XIX —начала XX в. М., 1978, с. 79).
М., 1980, с. 78). Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке). А слава. В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др. ) и отнесенные в ней к Фаусту. Так, прожолжая тему про медицину и искусство, решила сделать небольшую подборку по самому известному в мире доктору и по совместительству чернокнижнику Фаусту. Иоганн Фауст (примерно 1480—1540) — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературыМихаил Врубель.
Заключительная глава книги повествует о «страшном и ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы и душа его идет в ад. Его влекла поэзия русского сказочного эпоса. При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка (например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и др. ). В этом отношении знаменателен самый образ Фауста — неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия.
В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr. Это таинственное произведение с колючими угловатыми формами изображает задумавшегося посреди библиотеки Фауста, Маргариту с белыми лилиями ног и листающего книгу Мефистофеля. Бенуа. Тогда и в последних узнавалась рука Врубеля — великого мастера. Склонности к примитиву в модерне не было. Врубель.
Но «свет внутри меня ведь не погас. Фауст не включается в это веселье. Лицо же Фауста решительно и непроницаемо. А выбирать из того, что уже сделано до меня, то есть темы и мотивы.
В 1838 году появился первый полный стихотворный перевод первой части «Фауста» и прозаическое изложение второй части Э. И. Губера. В поединке с ним изнемог и художник. Античный мир (Суд Париса для дома Дункер в Москве), средневековые рыцарские легенды составляют круг предпочтительных тем в декоративных фантазиях Врубеля.