Картина известного художника Михаила Врубеля «Гамлет и Офелия» была написана в 1884 году во время его студенчества. «гамлет и Офелия» – первое живописное полотно Врубеля, созданное им в годы студенчества в петербургской Академии художеств, – осталось незавершенным. Купить картину или постер "Гамлет и Офелия", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Как бы то ни было, решив писать свою картину на тему «Гамлет и Офелия», Врубель приобщается к животрепещущей полемике между современниками.
В личном деле академиста Зрелякова, как то полагалось в отношении людей низших сословий, записаны приметы его внешности: «волосы светло-русые, глаза серые, нос, рот, подбородок — обыкновенные» Есть и фотография, подтверждающая эти приметы. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Теперь молчание и тайна— полноправные персонажи в изобразительном искусстве. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Более всего он работал над двумя сюжетами – «Надгробный плач» и «Воскресение» (1887).
Женщина — вертлява, пестро сметлива и потому реальна во всех своих взглядах на жизнь». Вещь будет «для себя». С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. И не один раз.
Он словно сжал пространством фигуру Мамонтова, пригвоздил ее к плоскости. Грусть и печаль пронизывают всю ее фигуру, ее взгляд поник, а глаза полузакрыты. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. От В. Г. Белинского до поэтов — «парнасцев» — все вспоминали Гамлета. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.
То он рисует программы, то решает композиции для «туманных картин». весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.
Тех миров, которые видели они, мы не видим. Врубель начинает заниматься «Гамлетом и Офелией».
И совесть скажется и выдаст преступление» — так говорил Гамлет в трагедии. Михаил Врубель не имел ни учеников, ни последователей, составивших школу. Иногда это «цветы зла» иногда образы неподвластной человеку стихии.
Цветы часто фигурируют и в картинах мастера. «Византийские лики», труды в древних киевских храмах — это же позже, это следующий этап. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Но тем самым Врубель уходил от «бесконечности» содержания образа.
Но последний остановил свой взгляд на сюжете из пьесы «Гамлет и Офелия». В результате решение картины далеко от Шекспира. Удивительно вовремя приятелей осенило вместе писать натурщицу у него в мастерской. Но уже, тогда у него зародились замыслы будущих программных живописных произведений, уже тогда эти замыслы формировались мучительно и сложно. Врубель во многом был новатором для своего времени. Тем самым его можно назвать художником в широком смысле этого слова. В характере последнего художник подчеркнул демонизм, мятущуюся страсть.
Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Разрушение целостности. В этой связи бросается в глаза деталь в письме Врубеля о рафаэлевских торжествах: вспоминая о всяких Энграх, Делакруа, Васиных, Бруни и прочих, которые давали искаженного Рафаэля, Врубель уподобляет их, как фальсификаторов, Вольтеру с его переделкой Гамлета. Наконец, в конце десятилетия возвращается к «Гамлету и Офелии», делая при этом Гамлета родным братом своего пока еще не состоявшегося Демона.
И что самое обидное — именно тогда, когда все было приготовлено для этой работы. Однако, призвание напоминало о себе и в 1880 году Михаил Врубель стал студентом Российской Академии художеств, где сразу начал выделяться среди прочих студентов необычностью стиля и оригинальным взглядом на классические сюжеты (импрессионизм)— достаточно посмотреть на его первые акварели— «Введение во храм» и «Пирующие римляне». Может быть, в закладе. Намеренно выделив белое пятно манишки, художник «поставил» его на острие треугольника, тем самым заставив шататься и придав композиции неустойчивый, динамический характер. Удивительное лицо глядит с этих рисунков: скорее некрасивое, чем красивое, бесконечно трогательное лицо странницы – плат до бровей, как бы припухший рот, расширенные круглые светлые глаза как будто созерцают что-то, другим неведомое.
За столиком в трактире развертывается диалог о смысле бытия, столкновение двух миросозерцании, мирского и религиозного, — эта тема, по-видимому, вдохновлена драмой Гете «Гей фон Берлихинген». Так что эпоха неплохая — задумчивая. Изображенные на картине персонажи наделены абсолютно разным характером. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Врубель видит простые предметы как некую одушевленную плоть вещей. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь.
Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. Вопреки повальному увлечению «реальностью», Миша и сам никогда не думал о «реальном». Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890).
Рождается ощущение первозданности. В колорите картины – контрасты. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга.
сказок и опер Н. А. Иногда получались целые сцены – играющие в шахматы, беседующие. Поверженный герой изогнут, поломан его тело утопает в фантастических перьях, напоминающих скорее бутафорию, чем живое проявление природы. В частности, вновь тогда накатил на Россию вал гамлетизма.
Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Одному подойдёт жёлтый, другому— синий или красный, третьему— лиловый. Таким образом, внимание зрителя сконцентрировано только на фигурах. считаются периодом угасания художника. Лучше всего художник сумел интерпретировать средневековое наследие в сцене «Надгробный плач», где главным образным средством стали мягкие ритмы и плавные линии.
Его искусство включается здесь в игру, в театральность, но особого рода. Особенно любимый Тургенев — страстный поклонник Шекспира. Он не унаследовал от своего отца — деда будущего художника, наказного атамана астраханского казачьего войска — его буйный нрав и склонность к алкоголю.
В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Ради красоты орнаментального начала Врубель прибегает к постановочности сцены. Одной из главных целей искусства Врубель видел в «пересоздании» жизни: «из искусства рождается новая жизнь и спасение человечества». Так что зимой готовился к работе в Киеве. И падения с этих вершин были сопряжены с отчаянием, тоской и меланхолией. В этих рисунках была заключена целая программа.
В раннем детстве был на удивление спокойным и кротким ребёнком. На вечерах у Симоновичей, когда одни читали вслух, другие музицировали, третьи лепили и рисовали, Михаил Врубель, как запомнилось Валентине Семеновне Серовой, частенько «чертил византийские лики». Он в России не имел предшественников, не оставили последователей.
Диалог воплощается не сюжетно поясняющими аксессуарами, а художественными средствами — сопоставлением характеров героев их лиц, жестов, пластического своеобразия, поддерживается формами, колоритом. Бомбисты сильно пошатнули как уверенную либеральность демократов, так и твердость приверженцев самодержавия. Идея смерти замечена и в «Гадалке» (1895). В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). И, несмотря на то, что цифра «319» не юбилейная, публикации, посвященные Рафаэлю и Шекспиру, можно было встретить в это время в журналах, в газетах почти рядом.
Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Можно ли до дна заглянуть в себя, да и следует ли.
Просто так как так и есть. Но лицо и поза Сальери открыто, «зловещи», почти банальны в этом выражении. От этих встреч остался интригующий холст.
Картина «Гамлет и Офелия», написанная в 1888 году, выполнена в характерных для художника холодных тонах. Трагическое чувство освобождается от перенапряжения. Эта картина Врубеля откровенно о нем самом. В изяществе этих рисунков, особенно в отмеченном чертами классичности очерке Моцарта — «легкокрылого гения», угадывается будущий Врубель. Мы позвоним вечером, ладно. Экспрессия была свойственна его дарованию изначально, но в ранних вещах он сбивался на утрировку и романтические штампы.
Умер 1 (14) апреля 1910 года. В конце XIX в. художественная культура России переживала период формирования нового стиля (в России он получил название «модерн»). Они зажигают ночной пейзаж причудливыми отблесками. Интересно живописно-пластическое решение, с помощью которого художник воплотил свои идеи.
Так называемый «сказочно-поэтический» цикл приходится на конец XIX века и является одним из самых значимых в творчестве художника. Когда не было моделей, он рисовал себя. Такое же впечатление оставляло здание Биржи, замыкающее Приморский бульвар. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. При этом не прибегает ни к деформации предметного мира, метафора возникает сама собой. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Врубель провел в Венеции около полугода.
Его привлекали сложные характеры, вечные вопросы и поиск ответов на них. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Врубель по предложению Прахова тоже начал работать над эскизами. Одной из первых полноценных и завершенных живописных работ Врубеля стала «Девочка на фоне персидского ковра» (1886).
Михаил Врубель написал много известных всему миру картин. Произведения на темы фольклора были ценны для художника. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Как истинный художник «нового стиля» Врубель постоянно стремился к воплощению красоты. С ним, преданным учеником Чистякова, связан кружок академических приятелей Врубеля. В другой раз расскажу сущность моего восторга и полемики».
Тех миров, которые видели они, мы не видим». Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. В чертах бледного голубоглазого лица героя и его выражении есть несомненно печать лимфатически-нервного темперамента Гамлета — Сальвини и «гамлетика-самоеда» Тургенева, целиком сосредоточенного на собственной персоне. В итоге она промерзла, так как дело происходило зимой и тяжело заболела. Эмоциональные потрясения за последние годы оставили свой след на Аляске. Внутренняя жизнь, полная конфликтов, потрясений, словно сотрясала его внешнюю жизнь.
Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Вся меблировка два простых табурета и кровать. В портрете достигнута необычайная конструктивность рисунка. Большеглазая Офелия склонилась над ним с повадкой кошечки и смотрит неопределенно.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Ел в ресторане, потом отрабатывал или акварель закладывал. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным.
Искусствовед Н. М. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Автопортрет, написанный в 1883 году, явно затронут тургеневской интерпретацией Гамлета.
Как было его сохранить. Трагедия снижена до бытового жанра на банальной «психологической» основе, обеднена до хрестоматийного гимназического толкования.
Уже в Академии художеств Врубеля начинают интересовать темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто – трагические. «Надо работать и работать», — с какой-то незнакомой прежде педантичностью обращался он к сестре. Стоящий в центре площади, он мог показаться даже маленьким. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Образ Гамлета «пустил корни» в душе Врубеля еще в юности, еще в гимназические годы.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Наверное и Врубель читал именно этот, не очень складный, зато точный перевод: «Высокое достоинство долга не имеет ничего общего с наслаждением жизнью оно имеет свой собственный своеобразный закон и свой собственный своеобразный суд если бы то и другое захотели встряхнуть так, чтобы смешать их и как Целебное средство предложить больной душе, они тотчас же разъединились бы сами собой если этого нет, то первое не имеет действительной силы если бы физическая жизнь приобретала некоторую силу, то безвозвратно исчез бы моральный закон». У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух.
Все его интересы остаются за университетскими стенами. Картина «К ночи» (1900) может служить в этом отношении прекрасным примером. В чертах и выражении лица мелькает какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде тех многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова. На нем разномасштабные, разнохарактерные изображения, наброски: часть торса, нога и кусок драпировки — этюды для картины «Геркулес» Николая Бруни, в другой части холста — его пейзажный этюд, запечатлевший вид из окна мастерской Академии художеств на Неву. Стоны поистине гамлетовской одинокой тоски.
Надо сказать, в семье никогда не вспоминали об этих подвигах. Здесь прямая связь с эстетикой символизма. Но Гамлет неспособен ни к тому, ни к другому. Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Кто из них первый — Врубель или Анненский — пришел к таким взглядам.
За той эпохой закрепились синонимы «тяжкой поры», «кризисных сумерек», но отчего же. Кажется, что художник старался передать всю беззащитность хрупкой женской фигуры. музей русского искусства, Киев). Из жизни своей Врубель сам творил легенду. Свадебное торжество проходило в Женеве. Никаких ходов для недомолвок и увиливаний.
Но как уловил Врубель своеобразие лица, как передал темперамент. Многие расценивают это факт как самоубийство. Сначала кажется — ошиблась, спутала мемуаристка.
Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. Врубелю важно было жить творчеством, а не творить искусство. Он всерьёз увлекается философией Канта, влюбляется в оперных актрис, спорит об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства» и много рисует. По совету И. Е. Автопортреты не лишены известной доли самолюбования.
Дважды обращается к шекспировским героям Михаил Врубель. Как-то в Саратов была привезена копия с фрески Микеланджело «Страшный суд». Это — эпоха в музыке, как в литературе Золя и Додэ. Врубелевская версия темы «Гамлет и Офелия» с достаточной ясностью ограничена. Он творил всегда, можно сказать, непрерывно и творчество было для него так же легко и так же необходимо, как дыхание. Терпеливый добряк Николай Бруни часами больше позировать не мог, так как приступил к своей конкурсной программе на малую золотую медаль соученица Диллон, которая «невозможно пудрится и имеет отвратительный лиловый оттенок на фоне гобелена», тоже была отставлена.
Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Из этих переплетений рождаются у Врубеля персонажи, весьма типичные для европейского символизма и модерна, – полулюди-полуживотные, полулюди-полурастения: «Царевна-Лебедь» (1900), пришедшая на холст из оперы Римскогtext-align: centerdiv style 0text-align: centerо-Корсакова, две молодые женщины, словно вырастающие из спирали «Жемчужина» (1904), «Богатырь» с его огромным конем, растущим из земли, как травы и кусты. Художник Русской частной оперы С. И. Он воспроизвел главную сцену своей росписи «Сошествие Святого Духа» на своде хор без картонов, по маленькому эскизу, действуя как старый мастер, неведомо откуда обретая уверенность и силу ренессансного художника. Весна 1883 года была памятна не только рафаэлевскими Торжествами. Во время одной из встреч лампы погасли, но Элизабет не сказала об этом художнику.
Она мягко улыбнулась ему и накрыла его ладонь своей. – Ладно, если надо бежать, я тебя не держу. А близнецы еще какое-то время постояли у могилы.
Это находит отражение и в станковом характере рисунков. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Мощный, словно вырубленный из твердого материала торс Демона располагается посередине. Брюсова. Тогда же у Врубеля складываются и другие средства преображения реальности.
К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Жанр этот, как и в прежних планах, соединит творчество с заработком (картина опять-таки для Кенига), однако угождать кому-либо, чему-либо Михаил Врубель на сей раз не станет.
Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Взгляд героя устремлен в сторону. Он желал для своего сына надёжного и обеспеченного будущего, успешной карьеры и потому после одесской гимназии маленький Миша Врубель попадает на юридический факультет Петербургского Университета. Сальвини так писал тогда о Гамлете в журнале «Живописное обозрение»: «Его беспокойная и разочарованная душа, жаждущая убедиться в правильности своих страшных подозрений, обитает в тщедушном теле, которое одарено лимфатически-нервным темпераментом. – Не хочешь прогуляться с нами.
Больно, горько до слез. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Венеция много дала Врубелю и стала важной вехой в его творческом развитии: если встреча с византийским искусством обогатила его понимание формы и возвысила его экспрессию, то венецианская живопись пробудила колористический дар. Больные, санитары позировали ему и тогда возникали портреты-зарисовки.
Врубель не изображает, а создает, строит, конструирует. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Время неумолимо расставляет все по своим местам, воздавая должное тем ярким личностям, чье большое и неординарное творческое дарование при жизни далеко не всегда оказывалось по достоинству оцененным современниками. А еще вспоминается невольно забавная сентенция Чистякова: «Мужчина — устойчив, честен и потому туповат.
Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Это черта исконно присущая романтической личности. Это не борьба добра и зла. Без подпитки скрупулезным изучением натуры вянет страсть живописца, усыхает родниковый «ключ живого отношения». Пытаясь побороть пессимизм и выйти из мира «Демонов», Врубель обращается к русским народным сказкам и эпосу и работает над «Паном», «Царевной-Лебедь», «Богатырём», «Сиренью». Михаил Врубель, разумеется, был в курсе трактовок Гёте, немецких романтиков «Бури и натиска», английских и французских поэтов, критиков.
Он чрезвычайно сложен и многогранен. В образе Гамлета четко видны сосредоточенность и даже некоторая отрешенность. Рукой художника как бы водила его внутренняя боль, его душевная борьба. Сначала — когда решал композиции, не думая ни о какой дополнительной их функции, представляя себе разве возможность и перспективу опубликования их в «Пчеле». Вслед за ними в апреле 1883 года исполнялось 319 лет со дня рождения другого гения человечества — Шекспира. Взор зрителя движется по поверхности картины (а не в глубину), постигая ритм повторяющихся линий и пятен, что типично для целого ряда картин и панно художника: для «Венеции» (1893), в которой мотив великолепного шествия дает повод для сопоставления на плоскости голов, фигур, роскошных одеяний, для «Богатыря» (1898), где растительные формы, фигуры богатыря и коня сплетаются в клубящемся ритме, для панно, посвященных Фаусту (1896), где ритмы организованы остроугольными формами, колючими и иглообразными, для ряда графических произведений. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке.
В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников.
Лучшими рисунками к поэме оказались листы «Несется конь быстрее лани» и один из вариантов «Тамара в гробу». Репина занимался акварелью. Первый «Демон» был закончен в 1890 г. Он стал центральным произведением художника, собрав в себе все то, что уже было сделано прежде и наметив пути вперед. мне было все это видеть. Личностью был он наиинтереснейшей.
Я в спокойствии созерцания изображал, как умел, свой 30-верстный пейзаж, но тихие шаги, а потом устремленный взгляд заставил меня повернуться. Образ не может быть исчерпан, он остается открытым. Одной из таких является написанная в 1884 г. в студенческие годы художником картина «Гамлет и Офелия». «Гамлет Щигровского уезда» и «Дневник лишнего человека», «Дым», «Вешние воды», «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин», «Новь» — во всех этих произведениях возникал образ Гамлета, вспоминался их героями, служил как бы мерилом их отношения к жизни, к людям. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Юность Врубеля.
В роли Гамлета позировал теперь Серов, в роли Офелии — милая Маша. Любовь и смерть— любимые темы Врубеля, которые открываются зрителю под разными символами. И далее по поводу «Кармен»: «Ах, Нюта, вот чудная опера: впечатление от нее и все, навеянное ею, будет самым видным происшествием моей артистической жизни на эту зиму сколько я переораторствовал о ней и из-за нее за праздники, скольких увлек в обожание к ней и со сколькими поругался. Как-то для большой выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году Врубелю были заказаны два больших панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза». Милле позировала девятнадцатилетняя начинающая художница Элизабет Сиддал.
Образ его смерти – и реквием и своеобразный гимн сопротивлению. Жизнь художника проходила между этими двумя крайностями. Из рассеянного и легкомысленного студента он превращается в фанатика своей работы. Никак у человека не выходит примирить чувства и с «бесконечным» и с догматом, религиозным ли, научным ли.
Порой в текст врываются французские, немецкие слова и выражения. История создания картины печальна. Он стремился, согласно его теории, сформулированной в «Лаокооне», найти ситуацию, которая так же соответствовала бы изобразительной интерпретации образа Гамлета, как мотив «мышеловки» — сценической. Офелия на холсте — сама кротость, нежность, ни тени кокетства. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы.
Все сходятся на том, что завершением последних слов предполагался моральный долг, то бишь категорический императив. Настороженно и тревожно переступают с ноги на ногу кони, пасущиеся неподалеку. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. появилась серия рисунков к произведениям Лермонтова и в частности к поэме «Демон».
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». «. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв.
Александр Михайлович Врубель, отец, — светловолосый и светлоглазый, с мягкими чертами лица, спокойный, слегка даже флегматичный, весьма положительного, «позитивного», как тогда говорили, склада мыслей, с неукоснительными нормами поведения, с твердыми понятиями о добре и зле, о законе и беззаконии, о своеволии. Это борьба с судьбой, угнетающей личность, в конце концов убивающей ее. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини.
Но сам по себе этот укор был свидетелем истинной нравственности художника. Общественные настроения затрепетали ветрами неподатливых вопросов. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Девушка лежала в ванной, воду в которой подогревали горелки. Усадили опытную натурщицу Агафью в то же кресло, что служило для «Гамлета», окружили обнаженное тело каскадом старинных узорных драпировок.
Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Каждый год в один и тот же день они приходят сюда. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск. Все эти чувства скрыты некоей формой отчуждения.
Художник обращается к сцене ночного, которая в сельской является обыденностью. Это чувствуется в портретах 1897 г. – К. Д. Арцыбушева, С. И. Мамонтова. Но они получились такими необычными, что испугали заказчиков. И на юношеских письмах Миши к его сестре лежит печать его гуманитарных склонностей. Среди «моделей» художника мы находим прекрасные извечно ценные предметы – ковры, раковины, великолепные платья, редкие цветы – азалии или компанулы.
И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Это состояние неподвижности может продлиться долго. Рядом с главным героем находится Офелия. Попросил как-то у Коровина 25 рублей, купил мыло и духи и обливался ими из таза. Уже сейчас он хочет и умеет кусок простой жизни «возвести в перл создания». Поздние рисунки относятся к разным жанрам.
Гамлет мог служить как бы синонимом сложного, конфликтного «внутреннего» человека. Отсюда отрицание бытового жанра, к которому почти никогда не обращался художник интерес к Демону и Пророку, Фаусту и Гамлету. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. В искусство он пришел уже взрослым, образованным человеком. Через окно лечебницы художник рисовал пейзажи.
Одна из центральных картин, в которых эта тенденция проявилась особенно последовательно – «Пан» (1899). – отойдя от сестры, Себастьян подошел к матери и тронул ее за плечо, привлекая внимание. В драме Шекспира такого момента нет. Врубель писал картины на темы pyc. Художник передает атмосферу всепроникающего трагизма, который прячет под своим крылом и героев и зрителей.
Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Аллея». Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание». Но не стоит преувеличивать измышлять многозначные параллели. Попутно заметим — они были земляками по рождению и погодками по возрасту.
А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Это будет очень красиво. ». Содержание его символа невозможно определить с исчерпывающей точностью. Она подлинно монументальна.
Он приобщался к тем, кто с юности воспитывал в нем стремление «выносить приговор жизни», «разумно отвечать на вопросы окружающего», солидаризировался с художниками-демократами — своими современниками. Такого Гамлета, как показывает автопортрет, Врубель готов был видеть и в себе самом. Очевидно, Врубеля, да и не его одного, Гамлет привлекал интенсивностью внутренней духовной жизни, но не простой, цельной и гармоничной, а полной неразрешимых, безысходных противоречий. И среди этих разных интерпретаций образа датского принца Тургеневым Врубеля, кажется, особенно интересует его трактовка в статье «Гамлет и Дон-Кихот». И исполняя рисунки на темы «Садко», «Моцарт и Сальери», «Два брата», Врубель испытывал двойное удовольствие.
Сюжет, отображающий жизнь «глубоко и всесторонне», во врубелевской жанровой картине был взят из мира (догадайтесь-ка с трех раз) из мира литературной классики — «Гамлет», точнее «Гамлет и Офелия». Нигде не говорится, что Гамлет занимался живописью. Как художник Врубель сформировался стремительно. «Милый Тургенев прочла ли ты его всего. » — спрашивал он тогда сестру. Еще осенью 1883-го Врубелю поступило предложение принять участие в храмовой живописи, он согласился, обещав приехать по окончании учебного года.
В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы.
Демон низринут в ущелье среди скал. Полагается в биографии представлять читателю родителей героя, членов его семьи. Два года Врубель работал для церкви, в атмосфере религиозности, которая так же мало согласовывалась с окружающим, как мало совпадала с идеалом богоматери светская дама Эмилия Прахова. На ней принц датский и его возлюбленная предстают в момент напряженного диалога. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».
Это один из его несомненных шедевров. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Безмятежное, счастливое отрочество. Он сопротивлялся как мог, ссылаясь на свои произведения национально-народной тематики.
Сперва он отдельно писал окружающий пейзаж, что было несвойственно для прерафаэлитов. 1903-1910 гг. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. В России Врубеля можно считать родоначальником этого стиля.
Он стремился проникнуть в существо старого стиля, но вместе с тем осовременивал своих героев. Рот, слегка закушенный и нарочито открытый взгляд, какая-то бродящая по лицу «скользящая» усмешка выражение лица чуть-чуть испуганное, точно портретируемый хочет спастись от собственной проницательности, защититься, уйти. Вслед за первым монументальным опытом должен был последовать второй. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Создается впечатление, что он ушел в свои мысли и ничего вокруг не замечает.
Вспоминается не только Гамлет в интерпретации Тургенева, но и «подпольный человек» Достоевского. Мне угрожает ветер, который может снести меня в воду и познакомить с впечатлениями тонувшей Офелии, а также возможность (впрочем, маловероятная) полного исчезновения по вине прожорливых мух. В «замке Черномора» — так прозван дом профессора — Врубель знакомится с семьей Срезневских, очень музыкальной семьей и уже вскоре получает удовлетворение своему тщеславию. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи.
Здесь преобладают трагические элементы и размышления героев. Он никогда не гонялся за содержанием, так как был уверен, что форма — это всё. Итак, Врубель в Киеве должен был руководить реставрацией византийских фресок XII века в Кирилловской церкви, кроме того, написать на стенах ее несколько новых фигур и композиций взамен утраченных и еще написать образа для иконостаса. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903). С такими мыслями он входит в самое значительное десятилетие своего творчества – в 90-е гг. Когда эскизы были сделаны, Витте показал их Государю, тот долго смотрел и одобрил. Демон замер в позе ожидания и созерцания.
Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. В этом гимне что-то торжественное, возвышающее. Вся «сдвинутость» в чертах лица выявляет особую подвижность и сложность внутренней: жизни, выразившейся в трудном и мучительном самопознании, в самоанализе.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Эта большая акварель поразительна. Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по-врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани и создается впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель.
В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Цветовой спектр картины ограничен темными тонами, вплоть до черных. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. – глупый вопрос, но юноше хотелось поддержать мать. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Мне, например идёт этот зеленый. Вместе с тем Гамлет со всей его бесконечной сложностью мог притягивать будущего художника еще и потому, что, отвечая его романтическим настроениям, был противоположен «нормам» академического обучения, которые его все более тяготили. В картине «Сирень» (1900) зритель особенно остро ощущает стихию цветения, рост куста, запах идущий от цветов, дурманящий и терпкий.
В 80-е гг. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Я справляюсь. - Папа снова не пришел, – констатировал Себастьян. - Я не удивлена.
На собственную свадьбу пешком пришёл — денег на извозчика не было. Каждый год в один и тот же день они встают небольшим полукругом у холодного камня с гравировкой и с грустными лицами думают о человеке, что лежит двумя метрами ниже на этом месте. Стало быть, весь текст следует понимать в духе кантовской философии, читая «бесконечное» как абсолют мира вещей в себе и тем самым несколько проясняя волновавший художника извечно присущий сознанию сложный конфликт страстей интуитивных ощущений абсолюта и нормативных средств мышления. Рядом с портретом Мамонтова можно поставить последнее произведение Врубеля – графическое изображение Валерия Брюсова (1906), нарисованное углем и сангиной. В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.
В последнем собралась вся нежность художника к человеческому существу, его сострадание. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Более всего он вдохновлен Гамлетом Сальвини, а также Гамлетом Тургенева в статье «Гамлет и Дон-Кихот». Афанасий» и «Христос Спаситель».
«Туманные картины» — недавнее техническое изобретение, воплощение силы человеческого разума, научного опыта, над которым вместе с тем витает какая-то тень мистики и тайны. Художник рвёт с академическими принципами изобразительного искусства XIX века: непременное изображение движения и присутствие интриги. Еще недавно я кончил его Wahlverwandtschaft (Избирательное сродство). Среди них особенно интересны три рисунка исполненные для сопровождения художественного чтения «Моцарта и Сальери».
«Демон» дает зрителю возможность теряться в догадках, расширяя в своем представлении содержание образа до беспредельности. И они будут навещать ее и искренне скорбеть у могильной плиты. - Мам. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Чего стоит одно слово «туманные». «Туманные картины» Он испытывает род недуга к этому типу зрелища.
Произведение удалось. Но такой увидел её Врубель. В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ).
С каким теплом и интересом относится к маленьким сводным сестричке и брату — Лиле, Володе. Его фрески оставались недооцененными, а панно и картины вызывали подчас негодование и глумление обывателей.
Это вот, эти копны сена. Несомненно именно в это же время, одновременно с композицией «Гамлет и Офелия» или вслед за этим эскизом, создавал Врубель свою акварель «За кружкой вина» — композицию с конфликтом тоже «вечным», неразрешимым, но более очевидным, ясным. Потом попросил на похороны отца — отец на следующий день приехал живым и полным сил. Он-то сам прочел.
Культ красоты был своего рода религией для многих людей того поколения. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Над образом самой Офелии Милле работал в лондонской квартире. Кажется, что в этом споре не было правых и неправых. И в то же время в лице есть легкая асимметрия. Опустив голову в скромном уборе, стоит рядом руки (одна опущена на подлокотник, другая протянута вдоль спинки кресла) словно охраняют, успокаивают клокочущие чувства Гамлета. Фигуры словно парят в безвоздушном пространстве.
Ниже — голова римлянина в лавровом венке, в профиль исполненная будущим архитектором Ф. Растоворовским. Моделью художника была выбрана дочь владельца антикварной лавки. Эскиз «Надгробный плач», выполненном черной акварелью, фиксирующий замершее, остановившееся движение Богоматери над телом Христа, очищенный от деталей, конкретных примет пространства и времени, этот эскиз воплощает вечную тему смерти. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Их бесплотность подчеркнута холодным светом, преображающим сцену. Он был абсолютно равнодушен к юридическим наукам.
Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Восторг по поводу Гете можно было разделить с Николаем Бруни, позировавшим несколько раз Врубелю для эскиза «Гамлет и Офелия».
Вместе с тем, делая Гамлета художником, Врубель, возможно, опирался на Лессинга. К этому же времени относятся интересные автопортреты. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Гамлет и Офелия рядом, вместе. Черты лица Гамлета наделены строгостью.
«Злодею зеркалом пусть будет представление. Сам Врубель называл свою картину иконой. Поистине знаменательно это совпадение Врубеля во взглядах на Гамлета с поэтом Анненским. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. – Не беспокойся обо мне так сильно. Ему конечно же были известны посвященные Шекспиру и специально «Гамлету» эссе открывшего ему кантовский космос Куно Фишера.
Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Именно от него он унаследовал любовь к натуре, к рисунку, к обнажению формы и к классике. В «Демоне поверженном» соединяется реальное и фантастическое, реальность преодолевается деформацией фигуры. Вслед за первым живописным «Демоном» в 1891-1892 гг.
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Интерьер никакого внимания к себе не привлекает. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. Предложение было достаточно лестным и сулило довольно солидный заработок. В нем поднимался богоборческий бунт. Пою трио из Русалки с Савинским и м-ль Чистяковой и еще пою в хоре тореадора из Кармен».
Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Врубель смотрит на свое лицо открыто и прямо и словно ловит себя. Художник-творец упивался этой красотой, поднимаясь к вершинам творческого экстаза. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев.
Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Однако ничего не перепутала Валентина Семеновна. Грандиозность и поистине титаническое величие Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления. И во многих произведениях Тургенева встречался с образами Шекспира, претворенными в сознании героев Тургенева, входящими в их жизнь, особенно часто — с образом Гамлета. Новаторским такой сюжет 1883 года назвать трудно, но актуальным он действительно являлся.
Пушкина. Михаил Александрович Врубель (1856-1910 гг. ) родился в семье военного и провел свое детство в разных городах – в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове, Одессе. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Он удивлял своих друзей нелепыми – с их точки зрения – выходками: мог в состоянии неуравновешенности записать прекрасную картину, над которой долго и упорно работал до этого, ничего не значащим изображением цирковой наездницы в порыве гнева он разрывал прекрасные акварельные листы, выбрасывал великолепные наброски.
Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Но в первом варианте Врубель решил изобразить и изображает Гамлета с палитрой в руках. Отец Врубеля был военным юристом. Движение руки становилось прямым выражением душевного движения. Миша разделял восхищение спектаклем и детский непосредственный восторг своей маленькой сводной сестры. Врубель доказывает это в своём творчестве такими шедеврами, как «Гамлет и Офелия» (1883), «Демон сидящий» (1890).
продолжение. Работа над картиной не двигалась. Модели художника — Бруни, Диллон, он сам — вот что торжествует в этой композиции. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Неважно, сколько нервов она истрепала своей матери неважно, сколько раз обидела своих брата и сестру – она всегда останется частью этой семьи.
Чередование света и тени еще более усилило эту динамику. Это был неразрешимый диалог. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Отец будущего художника старался по мере своих возможностей потакать интересам сына. Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.
У его апостолов были живые прототипы. Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Живопись, музыка и театр с ранних лет стали стихией Врубеля. На несколько месяцев он с головой ушел в изучение древностей, пользуясь, в дополнение к оригиналам Кирилловской церкви и собора св. Она предъявит современный достойный извод рафаэлевского реализма. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Взволнованный Ковальский не стал продолжать этюд и отправился в Кирилловскую церковь повидаться со своими товарищами, которые работали над реставрацией фресок.
Из этой сцены он извлекает нечто таинственное, почти мистическое. В «Поверженном Демоне» Врубель хотел выразить сильное и возвышенное в человеке. Это не его горе. - Да, пожалуй, – обреченно согласился юноша. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». Может быть, лиловатый оттенок лица ученицы Диллон, которая «невозможно пудрилась», был некоторой помехой Быть может, тормозило работу и отсутствие постоянной натуры для Гамлета ибо Николаю Бруни становилось все более некогда позировать — приближались конкурсные экзамены.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Не покидает ощущение, что на Шекспира Врубель смотрит через призму лермонтовского «Демона». Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов.
Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Прахов решил, что Врубелю лучше работать над ними не в Киеве, а в Венеции, городе-музее, где перед глазами будет собор св. Все здесь подвержено метаморфозам. Да ведь до них несколько верст.
В то время были глубокие основания для интереса к Шекспиру. Не увлекся Шекспиром, кажется, только Лев Толстой. Почему он решил изобразить Гамлета художником.
Так, в картине «Девочка на фоне персидского ковра» (1886) мы видим некую переизбыточность роскоши, которая и является аллегорией тленности, печали и неизбежности конца. (1906), необычайно выразительный. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Гамлет же здесь, теснее прижав к груди рисовальный альбом, замер в тревожных сомнениях. В конце жизни Врубель упрекал себя за то, что где-то преступал нравственную границу.
Но и не только это. Герои являют собой контраст переживаний. Оказалось невозможно писать Гамлета и с самого себя. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я.
Заметим здесь: полемика о принципах воспитания юношества между «реалистами» и «классиками» выливалась тогда, в 1870-е годы, в ожесточенные бои, в чем обнаруживалось глубокое и жизненно важное значение педагогических проблем. «Демон поверженный» (1902) – последнее законченное полотно Врубеля – завершает его «демониану». Общее руководство работами принадлежало Прахову. Кажется, он готов был признать комическую оперу своим любимым жанром: «Опера, по-моему, прехорошенькая, да и исполнение очень порядочное, — заключал он в письме к Анюте. — Примадонна soprano Тальони имеет хотя и обработанный, но очень маленький голос, так что она никуда не годилась в роли Джульетты в опере Montecci et Capuletti, опере серьезной (которую мы слышали незадолго до того), но зато в Crispino et Camore elle etait admirer». Не без гордости он сообщает сестре: «У меня они и один родственник Чистякова, хороший музыкант и композитор, открыли отличный, большой тенор и послезавтра я уже участвую на вечере у Срезневских.
В них — удачные метафоры, эпитеты, литературные реминисценции: Одесса — это «солончаковые степи Скифии», а от петербургских писем Анюты «на него пахнуло свежестью Невы». Герой сопротивляется до конца. В настоящее время произведение искусства находится в Русском Музее в Северной столице. Он жаждал свершений, сильных впечатлений, больших событий.
Они отмечены стилизованным и игривым тоном, подчас и гоголевскими интонациями. Родился Врубель в Омске в семье военного юриста. Клубок распутывает лишь всесильный, покрывающий все распри (всю «перепутанность понятий») императив, который надо расслышать и принять.
Или адепты классики, последователи того же Грановского, который еще в 1850-е годы выступал горячо в защиту древних языков, видя в них исток мировой культуры, бессмертные традиции, без которых она обречена на гибель. Собираюсь читать его по-немецки», — писал Врубель сестре в это время. В «Демоне поверженном» вполне определенно выявлен тот принцип стиля модерн, который можно охарактеризовать как орнаментальность. Рядом с этим условным миром разломанной красоты в картине присутствуют абсолютно реальные детали пейзажа – горные вершины писались художником по фотографии.
Возникая на экране во тьме так называемой акварельной залы, где днем была просто-напросто столовая для академистов, как бы выступающие из тумана, эти картины по природе были родственны мистическим рассказам Тургенева «Сон», «Часы», «Ергунов». Они с Эйприл до сих пор не до конца свыклись с разводом родителей. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
В центре сюжетной линии всего лишь два персонажа, другие детали на холсте отсутствуют. Он тяготеет к орнаментальной структуре своих произведений, что проявляется как в живописи, так и в графике. Горят прекрасные цветы чертополоха. Он был из тех счастливчиков, о которых говорят, что они «родились в сорочке».
Конфликт здесь вынесен на поверхность, демонстративен. Несмотря на непростой характер, они всегда считали и продолжают считать ее своей семьей. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Род.
Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Словно автор пытался передать противоположности двух темпераментов. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно.