«царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). И сегоднямы расскажем о картине «Царевна-Лебедь»Михаила Врубеля. «царевна-лебедь»— картина Михаила Врубеля1, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина).
«царевна-лебедь» – картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина). «царевна-лебедь»— картина Михаила Александровича Врубеля, написанная на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А. С. Пушкина. Познакомить учащихся с репродукцией картины Михаил а Александрович а Врубел я «Царевна-Лебедь».
Пан подобен лукавому лешему. Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун. ». Художник наделяет свой образ демоническими чертами.
Отчасти искусствоведы находят у портрета сходство с сестрой М. Врубеля, Е. Праховой. Мастерски передана шелково-перьевая фактура одеяния. Лебедь возникает из стихии закатного сизого моря из вдруг плеснувшей морской волны.
Действительно, происхождение «Царевны-Лебеди» было скорее от Девы-Обиды «Слова о полку Игореве», чем от героини пушкинской «Сказки о царе Салтане» или оперы Римского-Корсакова на этот сюжет. После блестящего исполнения роли Царевны-Лебеди в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», художник незамедлительно решил писать ее портрет в этом образе. Под фатой виднеется темная густая коса.
И сколько любви было в этом пении. Время, когда заметна менялась вся стилистика жизни.
Изображение кажется бесплотным призрачным видением». В 1886 году для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, по заказу Мамонтова, который был ее художественным руководителем, Врубель написал две картины: «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» — самое монументальное и самое скандальное свое творение. Она была волшебницей, чародейкой, то есть имела прямую связь с потусторонним миром. Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. У Пушкина и Римского-Корсакова Царевна-Лебедь дневная, светлая. На создание полотна «Царевна-Лебедь» Врубеля вдохновила постановка оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по произведению А. С. Пушкина, где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель. А ее облик заставлял только восхищаться.
На голове у нее дорогая, украшена драгоценными камнями корона. Надежда Ивановна. Но картина «Царевна-Лебедь», за которую вскоре взялся художник, — не портрет жены в этой оперной роли. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе.
Надежда понимала гениального Врубеля. Изображение кажется бесплотным призрачным видением».
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. «Царевна-Лебедь»1900г. Холст, масло 142, 593, 5Государственная Третьяковская галерея. А еще не зритель, не читатель не знает, откуда появилась эта незнакомка в кристально белых одеждах и роскошном кокошнике. Это показывает, насколько Врубель любил свой народ, отчизну и красоту. Это неслучайно. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Глаза очень выразительны и в них виднеется прощание.
Душа сказки сливалась в нём с душой человека. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. На помощьим пришли художники. Врубель был одним из таких художников.
Образы Врубеля находятся всегда на грани реального мира и фантастики, как это было и с внутренним миром художника. Произведение вызвало скандал, комиссия Петербуржской Академии художеств признала работу «нехудожественной». Его раздирали противоречия между этическим и эстетическим, божеским и человеческим, он мучился над вечными вопросами: может ли красота быть злой, а зло – прекрасным. Зритель увлекается как многочисленными деталями, так и общим сюжетом.
Художник наделяет свой образ демоническими чертами. Такое впечатление, что художник рассказывает зрителям о невероятном своем сновидении. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою».
Она пережила Врубеля всего на три года и ушла из жизни в 45 лет. Образ мятущегося Демона преследовал художника десятилетиями, он видел в нем дух не столько «злобный», сколько «страдающий и властный». На картине вы не увидите ни жестов, ни действия. Но это неправда. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь « поверх текучих вод плывет».
Для ее написания был использован сценический образ героини оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» поставленнаясюжету сказки Пушкина с одноименным названием. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Она должна опять стать одинокой птицей и грустно плавать по волнам. Ни с одним художником Мамонтов не носился так, как с Врубелем.
У Врубеля между героями полотен есть определенная связь. Художнику удалось передать самый чудесный момент – превращение. Еще мгновение – и она превратится в дивного белого лебедя. Врубель изобразил жену на фоне созданных им декораций к «Сказке о царе Салтане», в костюме, который он сам сочинил для спектакля.
Таинственная дева изображена на фоне сумрачного моря и наступающего заката. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. Образ изображённой им «Царевны» – хрупкий, зыбкий, воздушный, будто сновидение. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Художник и певица обвенчались в том же году.
Изящная, хрупкая, невесомая, она — как сказочное видение. Однако все же Царевну-Лебедь нельзя уподобить падшему ангелу. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной.
Панно «Принцесса Греза» размером семьдесят квадратных метров должно было украсить торец одного из павильонов. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Конечно, Врубель писал не просто портрет.
Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Однако специально присланная из Петербурга комиссия Академии художеств забраковала и «Грезу» и «Микулу Селяниновича» -- как «нехудожественные».
Вообще, наверное, в русской живописи баловней и счастливцев практически нет. Врубель описывал картину – «крылья девушки, это родная почва и жизнь. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий.
Образом для героев многих его работ (например, «Снегурочка») стала муза всей его жизни известная певица Надежда Забела. «Другие певицы поют, как птицы, а Надя поёт, как человек», – сказал художник. Эта картина в данное время размещена в Третьяковской галерее. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Герои этого сказочного мира, подвержены человеческим страданиям и земной тоски.
После премьеры была выпущена серия открыток с изображением Царевны-Лебеди и эти открытки послужили Врубелю поводом к написанию картины «Царевна-Лебедь». Цветовая гамма на основе девственно белого, поражает многообразием тончайших оттенков. В картине живёт непостижимое, манящее и тревожное, чудо красоты, мечты, сказки.
Даже самый пытливый зритель не сможет определить границу между перьями и нарядом героини. Именно вот таким образом Надежду Забелу называли ангелом-хранителем Врубеля. Царевна-Лебедь Врубеля печалится о чем-то невидимом за пеленой видимого мира. Царевич Гвидон спас ее от злого колдуна, она стала женой Гвидона и все устроилось к общему счастью.
Это помогло художнику стать более известным. Под впечатлением оперы он начинает писать картину «Царевна-Лебедь», которая явилась сценическим портретом Надежды Забелы-Врубель. Картина «Царевна-Лебедь» Врубеля стала своеобразным гимном женскому образу эпохи модернизма – иррациональному, почти бесплотному, ускользающему и предвещающему некие перемены. Тогда сам Врубель создал декорации для постановки, а партию Царевны-Лебеди исполняла его супруга Надежда Забела-Врубель.
«Царевна-Лебедь» — один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных Врубелем. В опере «Сказка о царе Салтане», поставленной в 1900 году в Москве на сцене мамонтовского театра, партию Царевны-Лебеди пела Надежда Ивановна Забела — жена Врубеля. Летом 1896 г. Забела и Врубель обвенчались в Женеве. Царевна-Лебедь – существо двойственной природы, она олицетворяет две стихии – тёмную, холодную водную и одновременно устремленную ввысь воздушную, небесную. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
Из Венеции он пишет одному из своих знакомых, что, наслаждаясь творениями Беллини и Тинторетто, самим воздухом чудесной Венеции, он понял для себя как художника, что «крылья—это родная почва и жизнь». На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. На полотне она таинственна и загадочна, лицо её печально. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Полотно М. Врубеля посвящено героине оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Полотно просто удивительно. Начиная с 1906 года он начал слепнуть, а в 1910-м ушел из жизни. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе.
Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств». На картине автор изобразил миг, когда царевна превращается в лебедя. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны.
Теплые, огромные и белоснежные крылья излучают жемчужный, перламутровый свет. На следующий год Врубели переехали в Саратов и Михаилу наняли учителя рисования из Саратовской гимназии А. С. Година. После выступления Забелы в роли «царевны-лебедя» была выпущена открытка, которая и явилась толчком к написанию картины. И сколько любви было в этом пении: душа сказки сливалась в нём с душой человека.
Партию Царевны-Лебедь исполняла его жена. Шикарен перьевой наряд Царевны. Одна из последнихего больших работ – прелестных, красивых, великолепных – это, конечно, «Царевна-Лебедь». МоскваКогда композитор Римский-Корсаков сочинил оперу на сюжет пушкинской «Сказки о царе Салтане», Врубель создал для спектакля декорации, придумал костюмы.
Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. И какой облик. Радужными красками переливается на белоснежном оперении девушки последние лучи солнца. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой. Художник полюбил певицу с первого взгляда, вскоре она стала его женой. Изображение кажется бесплотным призрачным видением»5. Художник познакомился с певицей Надеждой Забелой, в которую влюбился, услыхав ее неповторимый голос – «ровный, легкий, нежно-свирельный, полный красок», как вспоминали современники. Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях.
На лице можно прочесть грусть и одиночество. Ощущение невероятной благости разлито в холсте. Сколько красоты на Руси и трудно сказать, что стоит во главе этой красоты». Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено.
Сильное, грозное произведение.
Катина «Царевна – лебедь» пожалуй, один из самых задушевных и пленительных женских образов, которые создал художник. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Чудо чудное, диво дивное. » – говорил о Забеле композитор М. Гнесин. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.
В семье царили обожание, оба добивались необыкновенных творческих свершений. От нее спадает к полу длинная фата, по краю сверкающая драгоценностями. Они познакомились в Русской частной опере Саввы Мамонтова, на репетиции спектакля. Впервые услышав пение Забелы, он подошел к ней за кулисами, целовал руки и повторял: «Какой прелестный голос. ». Судьба Врубеля была очень не простой.
Его вид совсем не вызывает страха. Художник пытается уловить момент превращения девы в птицу, чудесную метаморфозу форм, словно тающих в последних лучах заката. И какой облик.
Мерцает голубые, бирюзовые изумрудные самоцветы узорчатого кокошника. «Голос ровный-ровный, лёгкий, нежно-свирельный и полный красок. Вдохновение для многих своих работ Михаил Врубель черпал в национальном русском фольклоре, былинах, эпосе, но не слепо переводил их на холст, а творчески обрабатывал, создавая свой самобытный мир, полный художественных особенностей, придавая героям черты, близкие художнику. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Время, когда была написана эта картина – рубеж веков. Уверен, что читателю, как и мне, будет интересно знать: на полотне запечатлена не только сказочная красавица, но и реальный человек – замечательная оперная певица Надежда Ивановна Забела.
В 5 лет Михаил начал рисовать. Это не могло не ранить сорокалетнего художника. О том же говорит фон картины – страстный и тревожный одновременно. Врубель выполнил для премьеры оперы 1900 г. эскизы для декорации и костюмов, а партию Царевны-Лебеди спела жена художника. Самое яркое «театральное» творение Врубеля согласно мнению исследователей – это костюмы и декорации к постановке оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, премьера сказки прошла в 1900 г. на сцене Частной оперы.
Создать образ «царевны-лебеди», Врубеля подтолкнул образ, который создала на сцене в опере Римского-Корсакова, его муза и певица, Надежда Забела. Она старалась не выдавать своего беспокойства и поддерживала художника до последних дней. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Как говорила его жена, перламутровые оттенки, колорит которых был использован в «Царевне-Лебеде» и других картинах художника, Врубель смог найти в теме мор в музыке Римского-Корсакова. Первым крупным художественным опытом в этой сфере стало монументальное панно «Микула Селянинович», которое мастер представил в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.
«Не сама ли это Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, плещет лебедиными крылами на синем море перед днями великих бедствий. » — говорили о ней те, кто видел картину. Очень красивая девушка, повернулась к нам лицом и таинственно смотрит из-за спины. Само же полотно было написано на хуторе у родственников художника в Черниговской губернии.
Премьера состоялась 21 декабря. Он передаёт ускользающее движение уходящей царевны. А Михаил Александрович создал эскизы костюмов и декораций.
Царит полный покой, все как – будто заколдовано.