Картина Врубеля Михаила Тридцать три богатыря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер "Богатырь", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь».
У его апостолов были живые прототипы. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64.
Хотя Н. Забела беспокоилась, под силу ли её мужу такое напряжение, но Ф. Усольцев категорически заявлял, что «как художник он был здоров и глубоко здоров». Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Характерна и разница в деятельности Амбрамцева и Талашкина, в которых активно работал Врубель, — у Мамонтова основной акцент делался на театральные и архитектурные проекты использующие все достижения мировой культуры у Тенишевой же деятельность мастерских ограничивалась сферой быта с опорой на русские национальные традиции77. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно.
Все иллюстрации к поэме были выполнены Врубелем чёрной акварелью монохромность позволяла подчеркнуть драматичность сюжета и одновременно позволяла показать диапазон фактурных изысканий художника. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
Прошение было удовлетворено157. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам.
Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Особенно примечательна акварель Голова Демона. О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром121. 1898 – 1899. Благородно-сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок прояснила собственные искания Врубеля.
Может быть, в закладе. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162.
Рождается ощущение первозданности. Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора.
Все они— так же, как и Врубель— признавали его единственным своим учителем, почитая до конца своих дней. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля и уже через неделю он категорически заявил: «Везите меня куда-нибудь, а то я вам наделаю хлопот» однако он очень боялся клиники при Кириловском монастыре138. Работа не привела к улучшению. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы — везде он оказывался в своей стихии.
При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Художник абсолютно оставил идею доучиться в Академии художеств и получить официальное удостоверение своей профессии40. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей.
Пан согнулся от старости и устал от жизни. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. Каждый из них, выполненный черной акварелью, в руках мастера приобретающей богатство многокрасочной живописной палитры, тяготеет к картине, поскольку обладает внутренней значительностью, сюжетно-образной, декоративно-стилистической завершенностью, досказанностью, противопоказанной иллюстрации.
Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.
Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.
Благородный образ Воскресения, лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба Ангел с кадилом и свечой и, наконец, Надгробный плач, потрясающий силой трагического чувства. Савву похоронили на Байковой горе. Как было его сохранить. Он искал правильный ракурс поворота. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
Царевна-Лебедь – один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных художником. К этому же времени относятся интересные автопортреты. Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно.
В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность.
Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей.
Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. «. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко».
После осмотра Врубель воспроизвел фреску во всех ее типичных деталях. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду.
Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». И в «Сирени» и в «Царевне-Лебеди» центром композиции становится женское лицо, окруженное таинством мира цвета. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.
В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Врубеля. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Его богатырь — могучий исполин.
Общее руководство работами принадлежало Прахову. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. заданный автором Анти лучший ответ это М. А. Врубель. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171.
Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Картина Врубеля как бы передает содержание этой красивой сказки. Вся меблировка два простых табурета и кровать. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу.
Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей игры волн, блеска камней, шума прибоя. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Однажды лесной бог Пан полюбил прекрасную нимфу Сирингу.
Противоположный подход был у Николая Рериха. И всадник и конь будто возникают из причудливого узорочья деревьев, освещенных последними лучами заходящего солнца. Он не только восстанавливал фрески, но и создавал новые произведения взамен утраченных. Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза.
Его младший коллега и почитатель С. Яремич полагал, что Врубель извлёк из философии Канта «ясность расчленения жизни физической от жизни моральной», что с течением времени привело к разделению этих сфер в реальной жизни. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался. Первоначально она называлась «Илья Муромец».
Обстановка мастерской А. и П. Сведомских ему тоже была близка, поскольку помещение было перестроено из оранжереи, однако из-за стеклянной стены и потолка римской зимой там было очень холодно. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105.
Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь». В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Больно, горько до слез.
Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Но и не только это. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Семья Врубеля находилась в постоянных переездах по месту службы отца. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Густая хвоя — тёмно-зелёная, золотистая, серая стволы и вершины деревьев, охваченные светом заходящего солнца зоревые облака на темнеющем небе изукрашенная одежда всадника металлические доспехи богатое убранство коня — всё на холсте соединяется в общий величавый узор, полнится мелодией былины. В принципе, как следствие, картина получила массовое признание, а задачи и цели художника были решены. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Река превратила прекрасную деву в тростник.
Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок. мне было все это видеть. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118.
В результате, проучившись на год больше положенного срока, М. Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента15. С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой.
Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо». В колорите картины – контрасты. На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра».
В его даровании раскрылись универсальные возможности. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве.
Оно, заостренное вверху. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза в них щемящая тоска одиночества. Сам автор назвал свое произведение музыкой цельного человека, которая звучит гимном родине.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной. За спиной виднеются лук и стрелы. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец.
Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.
Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Она подлинно монументальна. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод.
Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Весной 1883 году композиция Врубеля «Обручение Марии с Иосифом» была удостоена серебряной медали Академии. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6.
У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула.
Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди.
Да ведь до них несколько верст. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». На богатыре надеты защитные латы.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. Однако уже 12 февраля Врубель в собственноручном письме к жене жаловался, что не может ни читать, ни рисовать. На богатыре надеты защитные латы. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.
Он показывал свое видение и представление данного мира. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством.
Она решила от него бежать, но Пан почти настиг ее и Сиринга попросила реку спрятать ее. Принцесса смотрит с небес на мечтающего Рюделя, держа в руке лилию, как знак чистой возвышенной любви. Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог.
Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. Вернувшись из Венеции, Врубель метался.
Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Савва Иванович очень увлёкся этой постановкой, лично перевёл либретто и финансировал антрепризу Панаевского театра, должна была выступать и прима— Татьяна Любатович. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер.
Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными. Весь его образ очень смелый и боевой. Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре». Сильное, грозное произведение.
Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2.
При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви.
В 1900г. Несчастный Пан от обиды срезал стебель тростника и смастерил из него многоствольную флейту. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). В безжизненном взгляде героя видна надежда на встречу с принцессой его Мечты, Мелисиндой.
Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи.
Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Брюсова. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах».
Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона.
Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения.
«Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня.
Его вид совсем не вызывает страха. Здесь художник работает без устали изучает законы искусства старых мастеров. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. С Рерихом все поменялось. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. Сохранились сведения, что Врубель против него возражал, предлагая просто расчистить фрески и оставить их в нетронутом виде, но на это не согласились: храм был действующий и полустертые фигуры святых могли бы смущать прихожан. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия— бред самоуничижения и галлюцинации.
Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43. Пан подобен лукавому лешему. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре).
Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв. Кирилле», «Св.
Богатырь порожден самой природой: его доспехи сплетены из трав и ветвей, пальцы рук узловаты, как сучья, борода – серебристый мох, в глазах – синь бездонных озер. Через несколько дней он полностью ослеп155. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля – образуют здесь феерическое зрелище.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. продолжение. Весь его образ очень смелый и боевой.
Врубель провел в Венеции около полугода. Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля.
Это один из его несомненных шедевров. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.
Род. «Богатырь»Декоративное панно. 1898г. Холст, масло 321 х 222Государственный Русский музей. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Здесь – стихия живописи, которая из разрозненных мазков создает то тяжелые грозди сирени, а то, вдруг, какой-то рассыпающийся узор.
В 5 лет Михаил начал рисовать. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Исследователи творчества Михаила Врубеля считают, что в цветовой гамме «Сирени» уже пробиваются отблески колористики «Демона поверженного». Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.
Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил.
Искусствовед Н. М. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений.
Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Эта большая акварель поразительна. За 5 лет (с 1884 по 1889) художник выполнил грандиозный объем работ: роспись Кирилловской церкви, прорисовка 150 реставрационных фигур и реставрация купола Софийского собора. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими.
Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно. Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века. Врубель писал картины на темы pyc. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины.
По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна.
Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. В первой картине сюжет полностью растворен в образе.
В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна.
В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14.
Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня.
Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. И название картина имела совсем другое. Богатырь.
С. Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания— в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе»74. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе.
Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». Это вот, эти копны сена.
Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии».
В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. Конь богатырский под стать хозяину. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело».
В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля.
До сих пор в лесах Греции слышен печальный звук этой флейты, похожий на плач ребенка. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Деве не нравился козлоногий бог с веселым нравом и страшным ликом.
Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Преобладают в картине цвета темных оттенков, что придает ей еще большей грозности и могущественности.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. В его даровании раскрылись универсальные возможности.
Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. П. Ю. Климов, специально рассматривавший творческое наследие Врубеля в контексте русского модерна, признавал его представителем революционной ветви русского модерна и утверждал, что положение и значение его в тогдашней культурной среде равно только позиции А. Иванова для русского академизма. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина.
сказок и опер Н. А. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Врубель пришёл к выводу, что пропорции фигур ему не удались и принялся писать новый вариант прямо в павильоне на подмостках. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Крупный конь с мощной грудной клеткой твердо стоит на земле, возвышаясь над вершинами сосен и елей дремучего леса. Демон Врубеля – соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен.
Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Декорации и костюмы были заказаны К. Коровину, но он заболел и его заказ переходил Врубелю. Лошадь изображена очень сильной и могущественной. А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах.
Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. За спиной виднеются лук и стрелы. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах.
И свою картину художник сначала назвал Сатир. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники».
Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно прилагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым — к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна — того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая». Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади.
Бедность он переносил беззаботно, отсутствие славы тоже: он знал, что раньше или позже она придет, а если не придет – что с того.
Тех миров, которые видели они, мы не видим. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. музей русского искусства, Киев).
Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых).
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек».
Холст, масло. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Одежда, которая видна на богатыре, написана в русском классическом стиле, то есть все мы ее прекрасно знаем и понимаем. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко.
Невольно возникает мысль, что силу богатырю дает сама природа, сама матушка-Земля. В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м.
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Санкт-ПетербургВрубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. (1906), необычайно выразительный.
В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
В чертах и выражении лица мелькает какое-то сходство с типом русской крестьянки, вроде тех многотерпеливых женских лиц, что встречаются на картинах Сурикова. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Видно, что копыта лошади от груза усели в землю.
Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой.
Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля.
Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Особенностью композиции является её вневременность— трудно сказать, когда происходит действие. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Демон низринут в ущелье среди скал. Богатырь врубельВ разделе Живопись, Графика на вопрос Помогите описать картину.
Среди академистов он слыл мастером акварели и потрясающим композитором массовых сцен. Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Представители рода Врубелей (от польск.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Лучшего патриотического образа и не создать.
Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж – безбрежные влажные луга извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца. Возникает ощущение цельности и сопричастности. Было решено отправить его в Петербургский университет, расходы на проживание и пропитание брал на себя Н. Х. Вессель, на квартире которого Михаилу предстояло жить14. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить.
На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. В нем поднимался богоборческий бунт. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону.
Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Прибывшая 3 мая комиссия Академии в составе В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова и других сочла невозможным экспонирование работ Врубеля в художественном отделе выставки. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее.
Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Однако больной держался и летом, вот таким образом по совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Ф. А. Усольцева в Петровском парке140.
Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа.
Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.