Тем не менее, он написал два панно на испанские мотивы «Испания» и «Гадалка», возможно, навеянные оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Картина «Гадалка» была создана Михаилом Врубелем в 1895 году. Несмотря на то, что Врубель никогда не был в Испании, он написал 2 панно на испанские мотивы, одним из них и было «Гадалка» (второе – «Испания»). Прообразом «Гадалки» является Кармен из одноименной оперы Бизе, которой Врубель увлекся еще в 1892 году.
Образ женщины с яркой, восточной внешностью занимает центр картины. Туз пик, брошенный навстречу зрителю, предсказывает недоброе. Её неподвижный взгляд устремлён в будущее, которое для прочих ещё не наступило. Что бы она себе не нагадала, ничто её не пугает. Женщина с усмешкой смотрит на разбросанные карты, будто бросая вызов судьбе.
Она находится в загадочной задумчивости. Туз пик, брошенный навстречу зрителю, предсказывает недоброе. Такая своеобразная Кармен. Перед ней пиковый туз-предвестник недоброго.
Испания – страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Что мы видим на этой картине. «Гадалка»1895г. Холст, масло 136 x 87Государственная Третьяковская галереяМоскваТёмное, восточное лицо гадалки непроницаемо, но зритель мгновенно ощущает в нём какую-то особенную значимость. То, что увидела гадалка, погрузило ее в глубокую задумчивость. Их чувства подобно костру сжигали сердца влюблённых. Художник работает мастихином (тонкой стальной пластиной).
Она принимает вызов своего будущего. Картина написана смесью бронзовых порошков, лаков и масляных красок. Так или иначе, этой картине свойственна какая-то странная интимность. Врубель тонко чувствовал цыганское племя. Гадалка напоминает изображение на игральных картах. Врубель Михаил Александрович (1856-1910) Гадалка, 1895 Произведение создано под впечатлением от оперы французского композитора Ж. Бизе Кармен.
Она сидит на фоне роскошного ковра, с которым контрастирует её простая одежда. В руке застыла ещё одна неведомая карта. Другая страсть художника – Частная опера Мамонтова. Картины мистики, фатальности, рока глубоко засели в голову и душу художника.
Красивая, яркая, сильная женщина вершила судьбами людей. Она похожа на наложницу из гарема, решившую постичь какую-то тайну. Противоречие во всем.
Но как различны эти картины. Эта женщина знает нечто, пока недоступное другим. Её неподвижный взгляд устремлён в будущее, которое для прочих ещё не наступило. Женщина не смотрит на карты.
Он как будто предвещает что-то недоброе, зловещее, создаёт ощущение гнетущей тревоги. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Всё загадочно в этом образе, в пространстве его окружающем. И то, что ей открылось, погрузило гадалку в глубокую задумчивость.
Гадалка – произведение глубоко психологическое. На ней изображена молодая черноволосая женщина восточного типа, сидящая на фоне ковров. Худые, опущенные руки, обрамленные браслетами, держащие карты. Шарф на плечах гадалки розовый – это определяющее цветовое пятно в картине, удивительно, как зловеще звучит в общем колористическом ансамбле розовый цвет, который привыкли считать идиллическим цветом безмятежности.
Именно здесь Врубель впервые услышал «Кармен» и опера потрясла мастера до глубины души, особенно трагические мелодии гадания. И то, что ей открылось, погрузило гадалку в глубокую задумчивость. Именно он является тем ярким пятном, который притягивает взгляд. Но розовый цвет не несёт на этой картине в себе идеалистический смысл. Над всем торжествует лицо гадалки, в руках которой еще нераскрытые карты. Сама же женщина не смотрит на карты.
Тонкая шея обвита розовым шарфом. Он всю жизнь горел в огне своего гения, подсознательно чувствуя свою участь. Гадалка знает что-то, пока еще недоступное другим. Лицо предсказательницы подобно сакральной маске. Обратите внимание на тёмное с восточными чертами лицо женщины, оно непроницаемо, но, смотря на него, в нем ощущается какая-то особенная значимость. Оперу «Кармен» Врубель считал целой эпохой в музыке, а образ главной героини бередил его душу.
Однако, так великолепно создать картинный образ гадалки помогла ещё одна женщина – цыганка Груша Лескова, красавица и певунья Цыгане всегда относились к необычному и неразгаданному народу. Врубель наполняет картину различными смысловыми уровнями. Властно влечет пристальный взгляд горящих глаз, словно перед женщиной раскрылась страшная тайна будущего. Он познал стихию любви.
В нём чувствуется какая-то особая значимость. Её неподвижный взгляд устремлён в будущее, которое для остальных ещё не наступило. Вот каким было предисловие создания картины «Гадалка».
Но как различны эти картины. Эта женщина знает нечто, пока недоступное другим.