В 1838 году появился первый полный стихотворный перевод первой части «Фауста» и прозаическое изложение второй части Э. Сравним: пятью годами раньше Врубель говорил о своем намерении все силы вложить в работу для той публики, которую он любит. Купить картину или постер "Фауст", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
4. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Фауст, который с таким беспристрастным выражением лица скачет на своей лошади, оказывается, был зацеплен чертополохом, но даже эта неприятность не смогла вызвать на его лице совершенно никаких эмоций.
В 1838 году появился первый полный стихотворный перевод первой части «Фауста» и прозаическое изложение второй части Э. И. Губера. Если не считать орнаментальных стилизаций, первым большим опытом на этом пути было панно Микула Селянинович (1896) — то, которое вместе с Принцессой Грёзой (довольно странное сочетание) он представил в 1896 году на Всероссийскую выставку в Нижнем Новгороде, где и разыгралась бурная скандальная история с отвержением обоих панно, после чего Мамонтов выстроил для них отдельный павильон. Исключительную популярность тема о Фаусте получает в Германии во второй половине XVIII в. в среде писателей период «бури и натиска». Ко времени этого высказывания Пушкин уже написал роман «Евгений Онегин» (даты завершения романа и «Фауста» совпадают – 1831 год), знал цену «творческой мысли»: гений судил гения.
Ary Scheffer (1798-1858)Фауст и Маргарита в саду, 1846 Фрэнк Кадоган Купер Фауст – Маргарита, одержимая злым духом в соборе Образ Фауста в эпоху романтизмаВ начале XIX в. образ Фауста своими готическими очертаниями привлекал романтиков. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. П. Иванов.
Его образы существуют будто «по ту сторону добра и зла», границы между ангелами и демонами размываются, как переходы между цветов в акварельной технике. В них не так уж много от стилистики модерна, если не считать ее специфической чертой фантастичность (тогда нужно было бы и оперы Римского-Корсакова признать типичными для музыкального модерна).
Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события. Iohann Fausten, dem weitbeschreiten Zauberer und Schwartzknstler etc» (История о докторе Фаусте, знаменитом волшебнике и чернокнижнике). Фауст – лицо реально существовавшее. мы не имеем значительных в художественном отношении обработок легенды о Фаусте. Источником книги помимо устных сказаний служили современные сочинения по ведовству и «тайным» знаниям (книги теолога Лерхеймера, ученика Меланхтона: «Ein Christlich Bedencken und Erinnerung von Zauberey», 1585 книга И. Вира, ученика Агриппы Неттесгеймского: «De praestigiis daemonum», 1563, нем.
Брюсова «Огненный ангел», где Мадиэль — это и посланник и рая и адав одном лице, аРената то погружается в чернокнижие, то уходит монахиней в монастырь. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Пг., 1916, с. 40). А слава.
Великий художник много иллюстрировал поэму М. Лермонтова "Демон" ("Демон сидящий", "Тамара и Демон", "Пляска Тамары", "Летящий Демон", "Демон поверженный". Тургенев в статье «Фауст, трагедия. Фауст вырастает в колоссальную фигуру. И притом оба они были чистяковцы.
М. А. Врубель на Всероссийской выставке 1896 года. Фауст не включается в это веселье. Он познает, как и хотел, всю «полноту жизни», любит ее печали и радости, ее «роковое бремя». Но, начиная новую, «другую» жизнь, Фауст проходит снова по типичной для многих дороге жизни ища ее смысл в молодом веселье, любви, практических делах на пользу общества, в красоте. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.
Их универсальные знания их занятия натурфилософией, астрологией и алхимией их успехи и слава приписывались, как и прежде, содействию демонических сил, «договору с дьяволом». Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий. Суриков восхищался Врубелем и как-то сказал ему: Ведь и вы — чистяковец.
Ему все удавалось, он мог делать все классически хорошо, по выражению А. Головина, с восхищением наблюдавшего, как лепил он в Абрамцевской гончарной мастерской кувшинчик, вазу, голову негритянки, тигра все на месте (Там же, с. 58). Несмотря на краткость романа Фауста и Маргариты (он длится несколько дней), любовь Фауста проходит несколько стадий. Он писал о том, что в «Фаусте» «план обширный объемлется творческой мыслью» и называл это «высшей смелостью». Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке). Мучившие художника головные боли усиливаются.
Много художников различных стран от Э. Делакруа до Р. Кента за рубежом, много русских художников создавали свои версии героев «Фауста» Гёте. У всех Фауст, погрязший во зле, сохраняет драгоценнейшее качество, отличающее человека – совесть. Размывался стержень, внутренний центр притяжения. Для этого Фауст заключил союз с дьяволом и тот приставил к нему нечистого духа по имени Мефистофель, который должен был исполнять все желания ученого и отвечать на все его вопросы. текст из википедии «Народная книга» Титульная страница «Народной книги»В эпоху Возрождения, когда ещё была жива вера в волшебство и чудесное, а, с другой стороны, выдающиеся победы одерживала раскрепощенная от уз схоластики наука, многим рисовавшаяся плодом союза дерзновенного ума с нечистой силой, фигура доктора Фауста быстро приобрела легендарные очертания и широкую популярность. Коган.
Мои воспоминания. Однако, несмотря на стремление автора осудить Фауста за его безбожие, гордыню и дерзания, образ Фауста все же овеян известным героизмом в его лице находит свое отражение вся эпоха Ренессанса с присущей ей жаждой безграничного знания, культом неограниченных возможностей личности, мощным бунтом против средневекового квиетизма, обветшалых церковно-феодальных норм и устоев. Вечером, в саду Маргариты. Но этих художников он не знал он шел собственным путем, культивируя видение и технику, которые вырабатывались им еще в Академии и сложились в киевские годы. Возвращаясь к Врубелю, нужно признать, что его роль в формировании русского модерна была велика, но участвовал он в нем не самыми сильными и многообещающими сторонами своего дара, в котором было и нечто рафаэлевское и нечто византийское и нечто от Александра Иванова. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. Мамонтова», на котором покровитель предстает сидящим в своем кабинете, среди привычных вещей.
И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Она же готова дать матери снотворное, чтобы иметь возможность увидеться с Фаустом.
Н. Толстой. Просто перерисовывать фотографии. Меня и Серова поражало это».
Он посвящен «незабвенной памяти А. С. Пушкина». — В кн. : Из истории русского искусства второй половины XIX —начала XX в. М., 1978, с. 79). Это картины, заслуженно считающиеся врубелевской классикой: портреты С. И. Мамонтова (1897), К. Д. Арцыбушева (1895—1896), Испания (1894), Гадалка (1895), Портрет жены Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир (1898), Пан (1899), К ночи (1900), Сирень (1900), Царевна-Лебедь (1900) и Портрет сына художника (1902).
Триптих», написанное в этом же году для украшения московского дома А. В. Морозова. Это он принял его за дьявола, которого поджидал к себе и обычно называл куманьком. Реальность сделки с дьяволом в то время ни у кого не вызывала сомнений.
Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Врубель не выбирал Демона — Демон пришел к нему сам. Л. Н. Толстой в своем разгромном трактате Что такое искусство. Пристрастие гуманистов к античности олицетворено в книге как «безбожная» связь похотливого Фауста и Прекрасной Елены. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось.
Надеемся, что современный зритель также не останется равнодушным к творчеству этого гениального художника. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его».
Художник умел подбирать сложнейшие ракурсы и очень хорошо их обыгрывать. и А. В. Морозовых и других и работах для театра. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Заключительная глава книги повествует о «страшном и ужасающем конце» Фауста: его разрывают бесы и душа его идет в ад.
Русская сказочная и былинная тема у Врубеля противостоит теме Демона как антитеза. Но «свет внутри меня ведь не погас. Очень впечатляет готическое построение этих панно, узких, вытянутых в высоту. в 20-ти т. Т. 15. луч ее случайный, Неуловим.
В действительности не художник выбирает предмет — предмет выбирает художника. Его победа над квиетизмом, над духом отрицания и гибельной пустоты (Мефистофель) знаменует триумф творческих сил человечества, его неистребимой жизнеспособности и созидательной мощи.
У Врубеля все много серьезнее. П. Лапшин. Но это все те же характерные врубелевские кристаллы, а не расплывчатая волнистость модерна. соч.
Чего не скажешь о лице Мефистофеля. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Доверчиво отдав на ее суд глубоко прочувствованные плоды своего зрелого мастерства — иллюстрации к Лермонтову, он встретил в ответ град поношений и издевательств в прессе. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере его девиз. «Забота» платит ему «проклятьем за презренье» и ослепляет его.
В лиловом ключе написаны демоны, сирени, лебеди. Врубель в этой среде оказался незаменим, так как действительно мог с легкостью делать все, только не сочинял текстов. О его жизни рассказано во многих исторических свидетельствах и легендах. Попав в маленькую опрятную комнату Маргариты, он лучше понимает ее характер, ему кажется, что его порыв «вечен».
«В суеверных представлениях людей XVI века, в особенности в Германии, ученые такого типа обычно получали лаву чернокнижников. Но Врубель расслышал в ее пении то, что сделало ее музой Н. Римского-Корсакова. Мирская честь Бессмысленна, как сон. Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру. Собр.
Его трагедия «The tragical history of the life and death of Doctor Faustus» (изд. На нем мы видим гордое мистическуое существо. «Посвящение» намечает общий замысел – концепцию Гёте, раскрывают ее далее «Театральное вступление» и «Пролог на небе». Он — символ возможностей и судеб человечества.
То же самое происходитв романе В. Я. В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Величайшие поэты и писатели, обращаясь к Фаусту индивидуально претворяли эту фигуру.
Нам здешний мир так много говорит. » – все это стадии развития Фауста, которые Гёте оценивал как становящиеся все «выше и чище». Сомнения Фауста её пугают, но не настолько, чтобы отвергнуть его любовь. Лицо дано крупно и более всего закончено: холодное, мрачное, неумолимое лицо. Фауст скончался в 1540 году.
Лицо же Фауста решительно и непроницаемо. Больше он к нему уже никогда не возвращался. Работая над образом легендарного богоборца, Врубель сам стал живой легендой.
Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил. Вероятно, это было пророческим символическим событием его дальнейшей судьбы (ИМХО). Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Картина словно бы произрастает из нижнего левого угла.
Цикл Фауст (1896) принадлежит к лучшим панно Врубеля: образный строй здесь глубок, еще раз и по-новому выражена одна из заветных тем художника, аналогичная теме Гамлета и Офелии, Демона и Тамары (демоничен здесь Фауст, а не Мефистофель, который у Врубеля, по верному замечанию Суздалева, похож то на оперного актера, то на старую ведьму) (П. «Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Одной из них является картина «Полет Фауста и Мефистофеля». Врубель винит в беде себя. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. При этом штюрмеры, особенно Клингер, сочетают тему о Фаусте с резкой критикой феодально-абсолютистского порядка (например картина злодеяний старого мира в романе Клингера: произвол феодала, преступления монархов и духовенства, развращенность господствующих сословий, портреты Людовика XI, Александра Борджиа и др. ).
«В его отпадении сказывается не что иное, как высокомерие, отчаяние, дерзость и смелость, подобная тем титанам, о которых повествуют поэты, что они громоздили горы на горы и хотели воевать против бога или похожая на злого ангела, который противопоставил себя богу, за что и был низвергнут богом как дерзкий и тщеславный»). Сначала Мефистофель переносит Фауста в компанию веселящихся гуляк – а вдруг девиз ее «Да здравствует свобода и вино. » будет принят Фаустом. Следует отметить, что заключительные сцены «Фауста» писались в период стремительного подъема молодого европейского капитализма и частично отражали успехи капиталистического прогресса. И. Холодковского в журнале «Век», 1862), Ленау («Faust», 1835—1836, русский перев.
Серов, упрямый молчальник, сдержанный на излияния и похвалы, признавался Коровину: После того, как я увидел холсты Врубеля, эту умышленную четкость форм, мои работы мне показались какими-то бледными, гладкими, как мыло (Там же, с. 238). Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. Хотя склад дарования был у него совсем другой. В этом отношении знаменателен самый образ Фауста — неутомимого искателя «верного пути», чуждого желанию погрузиться в бездейственный покой отличительной чертой характера Фауста является «недовольство» (Unzufriedenheit), вечно толкающее его на путь неустанного действия.
Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Роль концепции Гёте в «Фаусте» подметил Пушкин. 13 «Фауст» Гёте это книга вечных образов, в ней вечны и Фауст и Мефистофель и Маргарита и даже второстепенные герои типа Вагнера. Если всего этого он меньше желал для себя, то отчасти из гордости. Кажется, что художник и писатель искали вдохновение в одних и тех же источниках: в «Демоне» Лермонтова и в «Фаусте» Гете, который появляется на страницах вышеупомянутого брюсовского романа, на триптихе Врубеля «Фауст» и в его панно «Полет Фауста и Мефистофеля».
Врубель и Лермонтов. в 8-ми т. Т. 6. В 1587 в Германии в издании Шписа появилась первая литературная обработка легенды о Фаусте, так называемая «народная книга» о Фаусте: «Historia von Dr.
Но на пути к победе Фауста суждено пройти ряд «образовательных» ступеней. Образы, возникающие под его кистью, не читки требуют с актера, а полной гибели всерьез. В книгу вплетены эпизоды, приуроченные в свое время к различным чародеям (Симон Волхв, Альберт Великий и др. ) и отнесенные в ней к Фаусту. Собр. Он колебался – написать ли Демона летящим или поверженным.
Для него история о Фаусте в первую очередь — повествование об «ужасных и отвратительных грехах и проступках» прославленного чернокнижника свое изложение легенды о Фаусте он педантически уснащает «необходимыми напоминаниями и превосходными примерами», долженствующими служить ко всеобщему «поучению и предостережению». Он органично входит в общую концепцию Гёте. Так, прожолжая тему про медицину и искусство, решила сделать небольшую подборку по самому известному в мире доктору и по совместительству чернокнижнику Фаусту. Иоганн Фауст (примерно 1480—1540) — доктор, чернокнижник, живший в первой половине XVI в. в Германии, легендарная биография которого сложилась уже в эпоху Реформации и на протяжении ряда столетий является темой многочисленных произведений европейской литературыМихаил Врубель. Если в «Прафаусте» (1774—1775) трагедия носит ещё фрагментарный характер, то с появлением пролога «На небе» (написан 1797 изд.
Так под пером Гёте старинная легенда о Фаусте принимает глубоко гуманистический характер. Мастер всем говорил, что если так простоит десять лет перед Богом, то прозреет и у него будут новые глаза из изумруда и он снова сможет писАть. Думается, Демон Врубеля – это его Тень и она разрушила его психику (ИМХО). По сравнению с ними фантомы Сомова, Бакста, Судейкинавсе-таки только читка. Она необычайно эффектна и была еще эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). М., 1980, с. 78).
соч. Аллегорические, жанровые или исторические сюжеты взять. От народной книги Марло усваивает чередование серьёзных и комических эпизодов, а также трагический финал легенды о Фаусте, — финал, который связан с темой осуждения Фауста и его дерзновенных порывов. Мефистофель словно жаждет встретиться глазами с человеком, который смотрит на полотно.
Так всем этим занят, что к живописи стал относиться легкомысленно (Там же). Думается, что такой тенденциозный подход не помогает разобраться в специфике этого художественного явления (Из истории русского искусства второй половины XIX — начала XX в. М., 1978, с. 124). перев. М., 1980, с. 213).
Бессонна мысль и жаждет исполненья». Гёте» сказал: «Она мила, как цветок, прозрачна, как стакан воды, понятна, как дважды два четыре. » Маргарита действительно скромна и непритязательна.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. М., 1962, с. 84). Автор, по-видимому лютеранский клирик изображает Фауста дерзким нечестивцем, вступившим в союз с дьяволом ради приобретения великого знания и силы («Фауст отрастил себе орлиные крылья и захотел проникнуть и изучить все основания неба и земли».
Колючки чертополоха на переднем плане картины придают мистической сцене почти зловещую реалистичность. Таково же его панно «Фауст. Это история возникновения и развития чувства, психологически тонко прослеженная история победы любви и вместе с тем стремления человека вырваться за пределы «малого» домашнего мира, невозможности отгородить этот «малый» мир от «большого». Н. А-нского, СПБ, 1892), Гейне. Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил.
«Фаустовский дух» отлетал от буржуазной культуры и не случайно в конце XIX и XX вв. М., 1964, с. 140). Тщетно мечтая «соединить мир, бога и себя», Фауст Ленау падает жертвой происков Мефистофеля, в котором воплощены силы зла и разъедающего скепсиса, роднящие его с Мефистофелем Гёте. Но талант его был прозорливее, чем он сам. Образы всем известных и понятных героев выглядели у художника абсолютно иначе. Многие из них утрачены и существуют только на фотографиях. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного.
Тайна жизни, тайна судьбы. Он получил наконец деньги за декоративное панно для С. Т. Морозова, должно быть изрядно ему надоевшее, прокутил эти деньги в обществе сотни лиц, абсолютно незнакомых и, очнувшись от чада, словно очистившись, написал, по некоему наитию, одно из лучших своих полотен. Сопоставляя Испанию, Гадалку, Венецию (1883), а затем Сирень, К ночи, майоликовую головку египтянки (1899—1900), Царевну-Лебедь, мы чувствуем, что при разности мотивов и задач в этих вещах доминирует тема тайны. Были дни, что Демон был очень страшен и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота (Врубель, с. 278. ). Модерн не был монументален — только декоративен.
Поэма Ленау знаменует начало распада гуманистической концепции легенды. «Жизнь», 1899 июль и август) рисует Фауста титаном, охваченным жаждой знания, богатства и мощи.
Кн. Он переполнен эмоциями – кажется, что он счастлив и никогда не позабудет этот момент своей жизни. Все это для художника было ново, заманчиво и определялось им как поиски чисто и стильно прекрасного в искусстве (Врубель, с. 57). Можно думать, что его я рад, что вы не понимаете было в какой-то мере защитной бравадой. Образ легендарного Фауста существенно отличается от своего исторического прототипа. Он выбирал и аллегорию (панно на тему времен дня) и неоренессанс (триптих Суд Париса) и неоготику (убранство дома С. Т. Морозова) и неопрерафаэлитизм (Принцесса Грёза, 1896) и неорусский стиль (работы в Абрамцеве).
В то же время многих его искусство после первого шока изумления неодолимо притягивало. Правда, его ансамбли были камерными.
Важно осмыслить эти принципы и влияние Мефистофеля на Фауста, собственную «деятельность» Мефистофеля в трагедии. А выбирать из того, что уже сделано до меня, то есть темы и мотивы. Как раз архитектурой и прикладным искусством давно уже занимались в кружке Мамонтова. Бросая вызов толстовству, толстовской проповеди простого, смиренного искусства, он сознательно хотел создать нечто патетическое и грандиозное, способное потрясать.
Колорит сумрачно величав: Ни день — ни ночь, ни мрак — ни свет. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. Врубель. И ритмы и краски Врубеля — чуткий сейсмограф.
Они пролетают на своих лошадях над сонным средневековым городком. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа». Маргарита с ее безоглядностью любви одно из ее воплощений у Гёте, это «вечная любовь».
Ничего внешне не переменилось в жизни Врубеля. Это музыка цельного человека (выделено мною. Здесь нет ничего застывшего, незыблемого, здесь все — движение, развитие, непрестанное «нарастание», могучий творческий процесс, воспроизводящий себя на все более высоких ступенях. Заметим, только частично ибо пафосом модерна (всеевропейского) было не возрождение национальных традиций, а красота вообще.
Последние слова I части: «Голос Маргариты (из тюрьмы, замирая): Генрих, Генрих. » Словами о силе «вечной женственности», т. е. высокой, большой любви, которая при всех женских слабостях ведет к «заповедной цели», Гёте заканчивает и всю трагедию. Фауст пытается освободиться от силы демонов: «Не выношу их нравственного гнета». Характерно при этом, что Фаусту приданы черты гуманиста. Из «малого мира» бюргерских будней он входит в «большой мир» эстетических и гражданских интересов, границы сферы его деятельности все расширяются, в них включаются все новые области, пока перед Фаустом не раскрываются космические просторы финальных сцен, где ищущий творческий дух Фауста сливается с созидательными силами мироздания. А. Бенуа в своих воспоминаниях рассказывает, что первым произведением Врубеля, воочию увиденным им и его товарищами по Миру искусства, было панно Утро (1897) — и оно их разочаровало.
Такова серия его работ, которую можно объединить одной темой — «Фауст». Над ночным городом проносится зловещая пара коней, косматые гривы развеваются, кажется мы сейчас услышим тяжелый храп, но ни один звук не потревожит тишину ночи. Тайна оставалась и здесь, но она не страшила. Соч. Впрочем, финансовые расчеты Врубеля всегда оказывались мыльными пузырями и эту доходную работу он скоро оставил (хотя от частичного использования фотографий и впоследствии не отказывался).
Легенду о Фаусте разрабатывали Граббе («Don Juan und Faust», 1829, русск. Искус богатством и властью, увлечение античностью и искусством, стремление увидеть в них одну из истин жизни, разнообразная государственная деятельность, внимание к простым людям с их заботами, нуждой, мечта «с природой наравне быть человеком, человеком мне», мысль: «Брось вечность утверждать за облаками. Обилие в «Фаусте» песен, мастерство диалогов, реплик, ремарок также способствует воплощению трагедии на сцене. Где-то пути этих художников, столь различных, сближались. А. Анютина, СПБ, 1904, то же, пер.
В поединке с ним изнемог и художник. Он был злобно гоним, — говорит в своих воспоминаниях К. Коровин (Там же, с. 247). А. Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду. Я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду, — писал он композитору (Врубель, с. 88).
Основой для этого шедевра послужил сюжет легенды средневековых времен. Вот в это-то время, в поисках чисто и стильно прекрасного, одновременно пролагающего дорогу в бытовой обиход, а тем самым — к сердцу публики, Врубель и становился одним из творцов русского модерна — того нового стиля, который наслаивался на неорусский романтизм мамонтовского кружка, частично из него вырастая. Уязвимые стороны модерна еще не доказывают, что он не создал подлинных ценностей.
Фауст для нее человек другого мира, но тем сильнее ее любовь. Так же, как во владимирских эскизах, — тайна смерти.
Ад теряет над Фаустом свою силу. М., 1980, с. 190). Главные герои картины – Мефистофель и Фауст. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Но Поверженный пересиливал. Его влекла поэзия русского сказочного эпоса. Беспощадный суд человечества над собой, творимый им на протяжении всей истории, – источник надежды и на будущее мира» (Альфред Шнитке).
Сначала остановился на первом: сохранился большой неоконченный холст Летящий Демон (1899). Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. И это не лучшая из его картин. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Вариацией Кармен воспронимается и Гадалка, картина, написанная, если верить свидетельству К. Коровина, ни для кого и ни для чего, наутро после пирушки, с какой-то дамы, с которой познакомился накануне (так вдруг, внезапно и в короткие сроки Врубель нередко создавал свои шедевры). Именно злобно.
С ужасом отшатывается она от Фауста, отказываясь бежать с ним, когда видит его рядом с Мефистофелем, но любовь не уходит из ее сердца, с нею она погибает. Фауста вначале привлекает в Маргарите красота. Эта доминанта возникает как бы помимо сознательного замысла художника. Его Демон остался верен своей натуре. Под их пером он приобретает черты «бурного гения», попирающего во имя неограниченных прав личности законы окружающего мира.
Многое одновременно и объединяет и разъединяет Фауста и Маргариту. 8 развернул в самостоятельную поэтическую драму. Это позволяло говорить об эклектизме модерна, что едва ли справедливо эклектика — механическое соединение заимствованного, а в модерне элементы прежних стилей переплавлялись, преобразовывались.
Фауст у ВидманаНародная книга лежит также в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте (Widman, Wahrhaftige Historie etc. ), вышедшего в Гамбурге в 1598. Но все же ее надо было так или иначе завоевать, приучить.
Фауст — странствующий шарлатан XVI в. — выступает в романе Арнима «Die Kronenwchter», I Bd., 1817 (Стражи короны). Тогда и в последних узнавалась рука Врубеля — великого мастера.
Теплый желтый цвет на палитре Врубеля отсутствует. перевод 1567 и др. ). Склонности к примитиву в модерне не было. — Н. Д. ), не расчлененного отвлечениями упорядоченного, дифференцированного и бледного Запада (Врубель, с. 57).
В музыкальном искусстве существуют оперы Гуно и Бойто, балеты Адана, Паницци, Коста и Бонетти, вокально-симфонические произведения по мотивам «Фауста» Берлиоза, Шумана, Вагнера (его лее увертюра «Фауст»), симфония Листа, кантата Шнитке и Другие произведения. В этом опаловом или перламутровом ключе написаны прекрасные большие акварели Тридцать три богатыря (1904), Царевна Волхова (1898) изменчивые фантастические тона, то вспыхивающие, то гаснущие, царят в окраске майоликовых скульптур (1899—1900), которые теперь изображали Морскую царевну, Снегурочку, Леля, Купаву, Садко, Весну, царя Берендея, которого Врубель сделал похожим на Римского-Корсакова. Фауст в любви столь же страстен, как и в науке, «все изведать» в полной мере – его девиз. Врубель.
Но его Демон изнемог. Вера в Бога одна из основ ее жизни. В 1890-е годы начинается у него царство лилового — таинственный цвет готических витражей, тон вечерних сумерек, оттеняемый оранжевыми вспышками догорающего заката (Блок говорил о борьбе золота и синевы в картинах Врубеля). Слыхал я от людей, что собака иной раз оборачивалась слугой и доставляла хозяину еду.
В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры — и Демон поверженный (1902), с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля, написан в духе модерна. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник — Саввушка.
Увидев Маргариту, он начинает добиваться ее любви столь пылко, что даже Мефистофель называет его «селадоном» и просит «не торопить» события. В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Штюрмеров привлекал также «готический» колорит легенды, её иррациональный элемент. Бенуа.
Видман в противоположность Марло усиливает моралистические и клерикально-дидактические тенденции «народной книги». К. Суздалев. Конечно, публика не понимала. Трагедия пронизана пафосом творчества. Я каждый раз нахожу в нем новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона (Там же, с. 156). Угрозу разрушения мыслительных стереотипов, комфорта, душевной инерции. Сам Гёте считал: «Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции».
Итак.