– Особая гордость киевлян – картина Михаила Врубеля «Девочка на фоне персидского ковра». Девочка на фоне персидского ковра – станковый произведение молодого художника Врубеля, созданный в городе Киев 1886 года и который подтвердил выдающееся колористическое дарование художника.
Врубель тщательно прорабатывал детали, часто рисовал цветы. Девочка ярко выраженной восточной национальности, у нее смуглая кожа, темные глаза и черные густые длинные волосы. Ее руки положены на розы и кинжал, тогдашние распространенные символы любовь и смерти.
Пальцы ее унизаны перстнями, а на шее нитки жемчуга. Это живописнее событие и образует сюжет полотна. В этом ломбарде принимали вещи под 3 в месяц (2 за кредит и 1 за хранение залога), срок залога не должен был превышать полгода иначе залог переходил к собственникам ломбарда и подлежал реализации. () Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины различные драгоценные камни, заложенные ювелирами, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладони в другую, любуясь неожиданными красочными сочетаниями () Это доставляло ему огромное удовольствие— пленяла ни с чем не сравнимая чистота и яркость тонов. В Венеции Врубель очень тосковал по Родине.
Если Врубель называл композицию картины «Христос в Гефсиманском саду», что сюжет слащавый, то картина «Девочка на фоне персидского ковра» выглядит некоторым рахат-лукумом. От картины шла почти сакральная магия, присущая религиозным произведениям художника. Именно с 1886 года появляются знаменитые врубелевские синие, лиловые, золотые, темно-вишнёвые, дымно-розовые, млечно-голубые тона.
Работая над портретами, Врубель погружал в мир собственных образов и идей, модели. Жемчужиной коллекции является одно из поздних произведений Николая Ге – «Портрет мальчика-украинца». Врубель бывал там часто – делал зарисовки старинных ковров и антиквариата и закладывал драгоценности, когда заканчивались деньги.
Под «орнаментальностью» он понимал такой метод работы, когда художник, сочиняя или рисуя с натуры, должен следить не только за внешним контуром предмета, его абрисом, границей с фоном, а и за очертаниями самого фона, заботиться о его связанности c основным предметом изображения, чтобы все элементы композиции были крепко связаны между собой.
Это и портреты и работы на евангельские сюжеты. Сам Врубель всегда стремился проникнуть «вглубь» предмета изобразить его в нескольких планах, взаимосвязанных друг с другом. В руках у неё две розы, выписанные словно живая драгоценность. Также для Кирилловской церкви Врубель создал фреску Сошествие Святого Духа на Апостолов (1885). Свой вариант театрализованного Восточной сказки он и создал в картине Девочка на фоне персидского ковра.
Именно этим духом и пронизана вся картина. Художник трижды пытался продать картину на аукционе, но все было бесполезно. Ситуацию запутывают и роскошные одежды и странные жемчуг, намекают на что-то, но без подсказок. Материальная ценность камней не играла здесь никакой роли.
Это выражение относится к душистости и цветистости восточной поэзии. От не имел даже теплой одежды для зимы, по показаниям отца, посетил сына в Киеве. Он рассматривал их, пересыпал горстями и любовался игрой света. В Венеции он написал четыре иконы, особенно талантливо «Богоматерь с младенцем», в которой уже было видно мастерство художника.
Зрителя удивляет тревожный взгляд девочки без надежды решить секрет ее тоски. Если по поводу композиции с такой глубоко серьезной темой, как Христос в Гефсиманском саду, Врубель мог говорить о «легкой слащаватости» сюжета, то в этом смысле Девочка на фоне персидского ковра прямо-таки «рахат-лукум и розовая вода», как выражался Томас Манн имея в виду цветистость и душистость восточной поэзии. Самостоятельную жизнь художника Врубель начал в Киеве.
Картина не имеет сюжета. Заново создали фрески в тех местах, где они были полностью уничтожены. В ней слишком много этой красоты. Постановка мотива схожа с салонной эстетикой, где так и хочется воскликнуть «сделайте мне красиво». На полу, на фоне персидского ковра сидит молодое девчонка. И был счастлив, когда его пригласили в Киев на реставрацию Кирилловской церкви.
Перед зрителем предстает красочная, яркая картина. Прекрасный город поразил Врубеля величием храмов и красотой дворцов. Если по поводу композиции с такой глубоко серьезной темой, как «Христос в Гефсиманском саду», Врубель мог гоно-рить о «легкой слащаватости» сюжета, то в этом смысле «Девочка на фоне персидского ковра» прямо-таки «рахат-лукум и розовая вода», как выражался Т. Манн имея в виду цветистость и душистость восточной поэзии.
Чтобы заработать денег, художник и решил создать картину Восточная сказка. В начале 1885 Врубель возвращается в Киев. () Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины различные драгоценные камни, заложенные ювелирами, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладони в другую, любуясь неожиданными красочными сочетаниями () Это доставляло ему огромное удовольствие— пленяла ни с чем не сравнимая чистота и яркость тонов. Это не взгрустнувшая «младая дева», а сама Печаль – персонификация того духа, которым сотворена и которым проникнута сама живописная материя картины.
«Девочка на фоне персидского ковра»1886Холст, масло 104 х 68Киевский музей русского искусстваСамостоятельную жизнь художника Врубель начал в Киеве. Вот таким образом Михаил уезжает в Одессу, где проводит полгода. Эта работа является практическим подтверждением высказывания Врубеля о необходимости в работе «орнаментальности».
В собрании музея представлены все периоды творчества художника. Все они чередуются с зарисовками для стенописей (Председатель пророка) и многочисленными изображениями любимого Эмилии Львовны, чужой жены. Материальная ценность камней не играла здесь никакой роли. Когда младший сын художника в двадцатые годы прошлого века эмигрировал из советской России, передал все работы, доставшиеся ему в наследство от отца, в Киев. После нескольких часов позирования, Врубель откровенно сказал Мамонтову: «ваш портрет мне надоел» и на это работа была закончена. Потребовалось талантливый художник – (а Чистяков умел распознавать таланты) художник должен быть молодой, так как денег на гонорары было мало.
Здесь он мог использовать те знания, которые получил в Италии. – Да, это так.
Ростовщик Дахнович так и не расплатился с Врубелем за портрет дочери. Чистяков посоветовал ему взять с собой Врубеля. Прообразом Богоматери стала Эмилия Львовна Прахова, жена профессора. В руках у неё две розы, выписанные словно живая драгоценность.
Но этот признак салонной эстетики с ее императивом «сделайте мне красиво» определяет постановку, мотив: под красиво ниспадающими в виде балдахина складкам и узорного ковра красивая девочка в красивом восточном наряде, обвитая платками с кистями и расписным узором, «жемчуга огрузи-ли шею», пальцы унизаны перстнями. Полотно не понравился даже Г. Дахнович. Он очень тщательно их подбирал и если, по мнению художника, она не входила «в его мир», то заставить его было невозможно, работать с ней. На одной из самых известных картин киевского периода – «Девочка на фоне персидского ковра» – изображена старшая дочь владельца центрального киевского ломбарда. Чаще всего им не приходилось позировать — Врубелю ничего не стоило воспроизводить сходство по памяти.
В центре полотна – юная девочка, на вид ей 12-13 лет. Так случилось и с написанием портрета Н. И. Мамонтова, который и сам Врубель предложил написать. Не живопись аккомпанирует настроению лица, дополняет его, а лицо дополняет, «рассказывает» то, что уже сказалось в колористическом строе живописи. Например, Николай Ге учился в Киеве в гимназии и университете. Многие сравнивают персонификацию образа девочки с фигуркой женщины в картине «Сирень» или с образом гадалки в одноименной картине. Рисунки 1885-1886 годов изобилуют изображениями цветов (Шиповник, Роза, Натюрморт с цветами и пресс-папье, Акация, Пионы в вазе).
Девочка не похожа на взгрустнувшую молодую деву, она как бы сама печаль. Тяжелое материальное положение Художник не улучшили и киевские гонорары. Этот шедевр, написанный за несколько лет до смерти художника, попал к нам при весьма интересных обстоятельствах.
На фоне ниспадающего виде складок и узоров балдахина «ковра», мы видим в восточном наряде красивую девочку, обвитую платками с расписными узорами и кистями. Четыре иконы был выполнен на тяжелых цинковых створках. Дочь владельца кассы, девочка-подросток, всегда восторженно встречала художника, её большие тёмные глаза внимательно следили за каждым его движением. В кассе хранилось много красивых вещей — старинные ткани, восточные ковры, драгоценности. Наряженная, очень роскошно, она как бы готова к жертвоприношению. На картине изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве.
Надежды на продажу картины не оправдались. Это «живописное событие» и образует сюжет полотна. Цвета произведения взяты в почти полную силу, образующие невиданную гармонию. Господствовали представления о роскоши, шатры, водопады жемчуга и наслаждения. Потом уехал в Петербург и закончил академию художеств.
Чтобы Врубель знал, что от него требуют, художника отправили в Венецию.