Сегодня в программе «История одной картины» мы с вами рассмотрим полотноМихаила Александровича Врубеля — «Шестикрылый серафим» («Азраил»), 1904 г. Ведущая программы — Анна Коликова. Картина Врубеля Михаила Шестикрылый серафим (Азраил): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Фигуры полны чувства и поэзии: принц, приподнявшись на ложе, задумчивым и тяжелым взором смотрит на стоящую перед ним с опущенными глазами прекрасную девушку.
Историк искусства, археолог, профессор Петербургского университета, он в 70-х годах активно выступал и как художественный критик в журнале «Пчела». универсализму, синтезу искусств. Римского-Корсакова (Морская царевна, Тридцать три богатыря и др. ). Учился в Рисовальной школе ОПХ (1864, 1868–69), посещал вечерние занятия натурного класса П. П.
Но в трактовке фигур и лиц он проявил себя как художник современный, как психолог. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Последний бешеный всплеск энергии, последнее сверхусилие – и потом изнеможение, срыв.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Первый биограф Врубеля А. П. Иванов писал о них: «Пластическая музыка этих икон построена в величавых и ясных ладах Дж. Беллини и Карпаччо, а в глубине ее, как доминанта в органном пункте, звучит красочное волшебство мозаик Сан Марко». В 1884–89 по приглашению А. В. Если по поводу композиции с такой глубоко серьезной темой, как «Христос в Гефсиманском саду», Врубель мог говорить о «легкой слащаватости» сюжета, то в этом смысле «Девочка на фоне персидского ковра» прямо – таки «рахат – лукум и розовая вода», как выражался Т. Манн имея в виду цветистость и душистость восточной поэзии. Марка с его знаменитыми мозаиками, мозаики XII века в Торчелло и полотна прославленных венецианских колористов. На картине изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве.
«Тысячу, тысячу раз завидую тебе, Милая Анюта, что ты в Петербурге: понимаете ли вы, сударыня, что значит для человека, сидящего в этой трепроклятой Одессе, намозолившего глаза, глядя на всех её дурацких народцев, читать письма петербуржца, от которых так, кажется и веет свежестью Невы» «Господи, как посмотришь на жизнь барышень новороссийских трущоб часы досуга проходят в пустейших разговорах в самом тесном кружке знакомых, которые только притупляют и опошливают всю мысленную систему человека. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон». Кажется — вот же как все просто, надо только уметь видеть и уметь нарисовать. Он и сам однажды сказал (в письме одному из них): Всех нас будут звать не Чехов, не Тихонов, не Короленко, не Щеглов, не Баранцевич, не Бежецкий, а восьмидесятые годы или конец XIX столетия. Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался. «Демона поверженного» отправили на выставку.
Это было бы слишком простым объяснением. Изысканно-живописные декорации и костюмы В., неразрывно связанные с муз.
т-ва художников (с 1895), «Мираискусства» (1900–03, 1906), «36-ти художников» (1901–03), Союза русских художников (чл. -учредитель, 1903), «Алой розы» (1904) и др. В уста Поэта Серафим вкладывает «жало мудрыя змеи». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. Он был одним из самых ярких художников конца XIX – начала XX века.
А. В. Прахов, в тесном общении с которым (и с его семьей) Врубель провел пять киевских лет, был известен в художественных кругах. Поздние — начиная с 1904 года — версии Пророка (многочисленные рисунки, эскизы, картина Шестикрылый серафим (Азраил) (1904) и последнее произведение Врубеля — Видение пророка Иезекииля (1906) — очень отличаются от ранних. сохранившиеся полотна близки монументально-декоративным панно: «Демон (сидящий)» (1890, ГТГ), где «дух сомненья» предстаёт в окружении фантастич. Но Врубель, приноравливая свой дар к «новому стилю» и прямо участвуя в его формировании, поступался многим.
Берите все оттуда (В. Ковальский расположился писать этюд на высоком холме с видом на Днепр и дальние луга. 1880-хгг. Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже. И Поэт внимает голосу Бога, который посылает его — Пророка — «глаголом жечь сердца людей»: нести в мир истину и справедливость. В своём искусстве — живописи — Врубель чувствовал себя Пророком. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо.
Вернувшись из Венеции, Врубель метался. Сквозь безумие проглянул гений». Хотя одновременно другой весьма авторитетный автор сделал другой вывод — «значение личности Врубеля велико не только для истории искусства, но и для истории идей».
Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Тревожное настроение, присущее ранним произведениям В., станет лейтмотивом всего его творчества. Но замысел и начало относятся к киевскому периоду. мастерскую в Абрамцеве (с 1892), оформлял спектакли моск.
«Демон поверженный», кажется, отнял у Врубеля почти все силы. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Головин, Ф. А. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили.
Он говорил Судейкину: Милый юноша, приходи ко мне учиться, ты на опасном пути. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела. Незнакомец наклонился ближе, посмотрел пристально и серьезным тоном, как будто вещь неизвестно какой важности, сказал: «А где же у вас первый план.
В. создавал декоративные панно в стиле модерн для моск. Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Во всяком случае, традиционно ссыльный Прикаспийский край — с тяжелым климатом (сорокаградусный зной летом, тридцатиградусные холода черными бесснежными зимами), унылым ландшафтом голых степей, периодическими эпидемиями то чумы, то холеры — комфортом для проживания не отличался. ф-т С. -Петерб.
К. Суздалев. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Теоретически не исключено. Меня и Серова поражало это. ». Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи.
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. деталей («Маска львицы» для ворот дома Мамонтовых в Москве, майолика, 1891, ГРМ) и майоликовых скульптур (сказочные образы опер Н. А. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. материал для живописных произведений («Демон», гипс раскрашенный, 1890, ГРМ). Брюсова. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
В 1885 году никому не известный студент Императорской Академии художеств Михаил Врубель заканчивает «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви в Киеве. Пушкина (иллюстрации к «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери», 1884 к стихотв. Оснований тут чуть больше, нежели в разоблачениях Пушкина-«Пушкинда». иск-ва), портреты (автопортрет, 1883, ГРМ). монументальным иск-вом с др. По эскизу В. и при его участии выполнено майоликовое панно «Принцесса Грёза» на фасаде здания гостиницы «Метрополь» в Москве (1899–1903) пробовал свои силы в архитектуре (проект фасада 2-этажного флигеля, пристроенного к дому С. И.
Каждый мазок на холсте излучает сияние. метод В. оригинален.
Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет. Здесь Чехов ошибся. стороны, распространив аналитич. В 1890 году художник переехал в Москву.
Эта большая акварель поразительна. Явления искусства сравнительно второстепенные часто бывают характернее, показательнее в стилевом отношении, чем явления выдающиеся (не отсюда ли и само определение – «выдающийся», «выходящий из ряда»). Это Врубель, презирающий профанов, однако охотно беседующий с ними о лошадях, о парижских модах, о том, как повязывается теперь галстук и какие лучшие марки шампанского (Врубель, с. 248), вообще неравнодушный к модам, в том числе к модным поветриям в искусстве и философии. Конечно, Врубель писал не просто портрет. В Похищении Европы (1910) и особенно в Одиссее и Навзикае (1910) он со всей искренностью выразил поэтическое, вечно радующее в греческих мифах.
Отсюда все его покаяния, отсюда же и болезненные грезы об искуплении, очищении, после которого ему будут дарованы «новые глаза из изумруда» и тогда он напишет новые, «чистые» произведения. продолжение. В нем поднимался богоборческий бунт.
К этому же времени относятся интересные автопортреты. оперой А. Г. Любовь, зашедшая в тупик, – вот это было серьезно. монументального иск-ва исполнил фрески «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Положение во гроб» и «Пророк Моисей» (все 1884), 4 иконы для иконостаса (написаны в Венеции в 1884–85, куда В. ездил для ознакомления с визант. «Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества. Малявин и ряд др. Последние лучи солнца играют на белоснежном оперении, переливаясь радужными красками. Отец описывал неоконченное полотно в том же письме, говоря, что Демон показался ему «злою, чувственною, отталкивающей пожилой женщиной». Что нахожу в ней – то интересно только моей палитре».
И это не лучшая из его картин. Римского-Корсакова («Прощание Царя морского с царевной Волховой», 1898 «Царевна-Лебедь», 1900 «Лебедь», 1901 все– ГТГ). Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль. Особенно примечательна акварель Голова Демона. Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ).
Лучшее из этих произведений – икона Богоматерь (1885, Гос. «внеземного» пейзажа «Демон летящий» (1899, не окончен, ГРМ) и «Демон поверженный» (1902, ГТГ)– изображение ангела-богоборца, сброшенного с небес, со сломанными крыльями.
Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Над его могилой Блок сказал: Врубель жил просто, как все мы живем при всей страсти к событиям, в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, — судьба современного художника: чем правильнее размежевывается на клеточки земная кора, тем глубже уходят под землю движущие нас боги огня и света (Александр Б л ок. Врубель поехал следом.
Обвинив в уродстве сына себя, Врубель стал меняться. Венеция много дала Врубелю и стала важной вехой в его творческом развитии: если встреча с византийским искусством обогатила его понимание формы и возвысила его экспрессию, то венецианская живопись пробудила колористический дар. У его апостолов были живые прототипы. Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака.
Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ. В Киеве болезнь обострилась и через день — 3 мая — ребёнок умер. Он говорил, что демон – это не черт и не дьявол, демон – это душа. В стремлении поразить, потрясти художник, уже утерявший душевное равновесие изменял своему культу глубокой натуры – и Демон поверженный (1902), с чисто формальной стороны, более других картин Врубеля написан в стиле модерна. Рождается ощущение первозданности.
Больно, горько до слез. Некоторым образом артель (А. Врубель предваряет новое требование к прочтению источника, выдвинутое позже художниками Мира искусства и сформулированное Дягилевым. Врубель писал картины на темы pyc. Среди ранних работ– рисунки по мотивам поэмы «Фауст» И. В.
Художником выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу. зарисовок, этюдов, эскизов. Все прежние творческие замыслы вдруг увяли.
Как и другие евангельские сказания, сюжет «Сошествия» имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени. Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Не меньше трудностей представляло управление весьма склонным к дерзкой вольности почти трехтысячным войском, включавшим помимо основной массы волжских казаков-станичников отряды калмыков и ногайцев и не зря вызвавшим необходимость сменить здесь традиционно выборных казацких атаманов «наказными» — назначаемыми из высшего офицерства Кавказского корпуса.
Стиль живет настоящим он – художественный язык настоящего времени, равнодействующая его интересов и вкусов, притяжений и отталкиваний. (12в. ) под воздействием ср. -век. Прежде всего – глубиной. Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Его Демон остался верен своей натуре. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей.
Это находит отражение и в станковом характере рисунков. Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный. Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. Искусствовед Н. М. Разум художника неумолимо погружался во мрак.
АХ (1905). Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов». Серовым), брал уроки акварелиу И. Е. Он как раз и работал над «Демоном», когда неожиданно приехал отец. М. Эфрос.
Отец художника был в тревоге: сыну уже тридцать лет, университетское образование, художественное образование, «таланту бездна», а между тем ни имени, ни обеспеченного положения – ни кола, ни двора. Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. Переводя на язык графики главные сюжетные коллизии литературного текста, создавая портреты ее героев, художник творит свой мир. Он исполнял эскизы архит. Гёте для «готического кабинета» в доме А. В. петерб.
Но он по-прежнему находил в творчестве силы, чтобы выполнять главную задачу художника, как он её понимал, — «оторвать душу людей от мелочей будничного величавыми образами». Репина. Что касается личных свойств Михаила Антоновича Врубеля, есть лишь отрывочные сведения насчет его буйного темперамента, крутого нрава и страсти к хмельным напиткам. Но и не только это. Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров и глубоко здоров».
По когтям можно узнать льва в самом скромном набросочке, в каком-нибудь Дворике зимой (1903—1904), Дереве у забора (1904), Руке, держащей платок (1905). «И даже если бы он не написал ни одной картины, он все же остался бы великим человеком, необыкновенно сложным и прекрасным», — утверждал лично знавший Врубеля его первый биограф. Демон низринут в ущелье среди скал. Поклонник поверхностно понятого Ницше, ненавидящий Толстого с его Скучной Поляной и докучной нравственной проповедью демонстративно безразличный к социальным проблемам и, по язвительному замечанию А. М. Эфроса, словно просидевший всю жизнь без выхода в волшебной опере — это тоже Врубель (А. Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский (Врубель, с. 294). Почти как Леверкюн в романе Томаса Манна. «Пророк» картина «Пророк», 1898, ГТГ) и М. Ю. Творч.
Первое впечатление: сумасшедший. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» – последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Позже Даниил Андреев напишет в своей метафизической «Розе мира», что Врубель ничего не выдумывал и интуитивно написал метапортрет одного из ангелов мрака. «.
Сколько у нас красоты на Руси. » – такое восклицание вырывается у Врубеля впервые. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. В различных вариантах темы Пророка Врубель – и выздоровевший и снова безумный и зорко видящий и слепой – повествовал о своей трагической вине, как она ему мнилась, – вине художника, который не выполнил миссию «глаголом жечь сердца людей», расточил свой великий дар, до срока выдохся и обессилел. Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена». Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры.
Заветы Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. образностью, предвосхищают реформаторское театрально-декорационное иск-во «мирискусников».
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Однажды он сообщил, что Демон явился ему во сне и потребовал, чтобы полотно было названо «ikone» (икона). Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах.
Сразу выражение его лица изменилось. пьесы Э. Ростана ГТГ) и «Микула Селянинович» для Всерос. М., 1969, с. 259). Михаила Врубеля поместили в психиатрическую клинику. Другие учителя в начале рисунка призывали нас к цельности, отсутствию детализации, мешавшей видеть крупную форму. Посмотрим лист с изображением пелены снега, приближая рисунок к глазам и отдаляя. Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась и художник перешел на другую более реалистичную задумку.
В сущности, такими персонификациями будут потом и женская фигурка в картине «Сирень» и гадалка в одноименной картине, да и оба Демона в картинах 1890 и 1902 года. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть.
Девочка похожа на одну из тех жен, которых отправляли вослед умершему владыке, перед тем обряжая со всевозможной роскошью, так что сама эта роскошь становится знаком готовности к жертвоприношению. мироощущение сближают иск-во В. с творчеством П. Н. «Прекрасному поверженному злу» должно преклоняться, как поклоняются другим образам мучеников.
Известно, что никто не позировал Врубелю и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно. Действительно, польская фамилия Врубель (по-русски — «воробей») популярна у польских евреев, особенно уроженцев Белостока и прилегающих земель. музей русского искусства, Киев). Она подлинно монументальна.
В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. Отказываясь от общего контура изображаемого предмета, но выявляя его грани и одновременно разрабатывая фон, он организует формат сразу как целое, набрасывая на бумагу или холст отдельные мозаичные пятна, что создаёт впечатление «кристаллических» структур, фантастич. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. вот это-то в то время и могло меня более всего поразить. У него было красноватое лицо глаза как у хищной птицы торчащие волосы вместо бороды. Дмитриев.
крупных мастеров нач. Да ведь до них несколько верст.
С 1902 до конца жизни В. находился в психиатрич. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В это время он мало фантазировал — главным образом рисовал портреты врачей, санитаров, больных, знакомых, группы играющих в карты и в шахматы, делал пейзажные наброски из окна, зарисовывал уголки комнаты, простые предметы — кресло, брошенное на стул платье, смятую постель (цикл Бессонница), подсвечник, графин, стакан (1905). Мамонтова, 1891 эскизы храма в с. Талашкино Смоленской губ. идр. ).
Он родился с уродливой заячьей губой. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно. Ряд картин В. навеян операми Н. А. Усольцева оба 1904 также пейзажи, натюрморты).
Врубель и Лермонтов. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», - киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. В 1891–92 художник совершил поездки в Рим, Милан, Неаполь (где изучал технику старинной итал. Чистякова с отд. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть.
К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Тех миров, которые видели они, мы не видим. В последнем случае художник может стать жертвой (как Ван Гог) или победить (как Пикассо), но все равно остается правым перед своей художественной совестью. Образ пророка теперь открыто автобиографичен рисунок Голова пророка (1905) почти автопортрет.
Еще до отъезда за границу он несколько раз рисовал Э. Л. Прахову – ее лицо послужило ему прообразом для лика богоматери. Поздние начиная с 1904 года версии Пророка (многочисленные рисунки, эскизы, картина Шестикрылый серафим (Азраил) (1904) и последнее произведение Врубеля – Видение пророка Иезекииля (1906) очень отличаются от ранних. По евангельскому преданию, апостолам явился святой дух в виде голубя исходившие от него языки пламени «почили на каждом из них». художник, график, сценограф, мастер декоративно-прикладного иск-ва. искания предшествующих лет, портреты («Портрет Н. И.
И все же он нетерпеливо ждал возвращения. Я видел твою картину, она кружевная, это опасно. Как было его сохранить. Рисовал он разрозненными, между собой не связанными кусками.
Зато хорошо известен и незабываем его «Демон сидящий», написанный в 1890 году. Содержание картины Испания (1894, ГТГ), возможно, навеяно оперой Кармен, которую Врубель очень любил и считал эпохой в музыке. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне». Для Терещенко Врубель взялся написать картину «Восточная сказка», но сделал только эскиз акварелью, да и тот порвал, когда Э. Л. Прахова отказалась принять его в подарок.
Врубель винит в беде себя. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи.
Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам. Это один из его несомненных шедевров. Это вот, эти копны сена. Эти разнообразные искания художника отвечали общему устремлению модерна к худож. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербург.
У него она сложилась так: Кавказ, к сорока трем годам орден Святого Георгия 4-го класса «за выслугу» (25 лет в офицерской полевой службе и боевой опыт), к пятидесяти — звание генерал-майора и финальный виток — почти десяток лет в должности наказного атамана Астраханского казачьего войска. Милый юноша, приходи ко мне учиться. Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства.
О том же говорится и в отрывочных записях самого художника и письмах его жене из больницы. На лице мальчика выделялись синие и невероятно огромные глаза. Сын воен. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти).
У Серафима пронзительный взгляд, в одной руке меч и змея, в другой — кадило, где жарко пламенеет «угль». Врубель писал картину тяжело больным, это — одна из его последних работ. 20в. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович, рос. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль.
В помраченном сознании художника его «вина» персонифицировалась в Демоне – теперь он сам стал считать его злобным искусителем, «исказившим» его картины. (ему — 40 лет, ей — 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание — в Швейцарии — в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Но иллюстрации Врубеля не могут быть сведены к субъективному комментарию. «Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника.
в 20-ти т. Т. 14. материала (майолики) использования его в качестве архит. Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине Царевна-Лебедь (1900, ГТГ). Прахова работал в Киеве над восстановлением фресок Кирилловскойц. М., 1980, с. 219, 220).
Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его». Чл. По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. А вот автору, наиболее тонко писавшему о Врубеле в советскую эпоху, виделось, что «масштаб дарования превышал масштаб личности», что «высшие стремления его как художника тормозились некоторыми свойствами его человеческого характера».
Он был влюблен в жену Прахова Эмилию Львовну, о чем несколько раз, не называя имени, таинственно намекал в письмах к сестре: это было его сокровенное «душевное дело». Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах абсолютно обнажена их хищная и безжалостная порода». К такой оценке склонялись первые биографы художника, ее высказывали и позже. Прежде он был, казалось, довольно равнодушен к «родной почве»: она была чем-то само собой разумеющимся, незамечаемым, замыслы черпались из всемирных источников: античность, Гамлет, Фауст.
В чем же так мучительно раскаивался несчастный художник. Врубель провел в Венеции около полугода. Над его могилой Блок говорил: «Врубель жил просто, как все мы живем при всей страсти к событиям, в мире ему не хватало событий и события перенеслись во внутренний мир, – судьба современного художника: чем правильнее размежевывается на клеточки земная кора, тем глубже уходят под землю движущие нас боги огня и света».
С 1889 жил в Москве, сблизился с С. И. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, - это ли не материал для трагической легенды. Рассекает мечом его грудь — и взамен «трепетного» сердца помещает «угль, пылающий огнём».
В. принадлежит заслуга воссоздания культуры керамич. Т. 5, с. 421). Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Так как его редкая одаренность оставалась при нем и он умел делать все, то и эти вещи превосходно сделаны и вполне «стильны», но менее стильная «Богоматерь» (1885) для кирилловского иконостаса, созданная молодым ещё художником, более достойна гения Врубеля.
Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Мучившие художника головные боли усиливаются. весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. юриста.
Невысокого роста, очень пропорционального сложения, одет. Образ Демона, вдохновлённый Лермонтовым и одноим. И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. лечебницах. Он недостаточно глубок во многих панно, в декоративных изделиях, в росписях блюд и балалаек, да и в картинах – таких, как «Муза» (1896), «Валькирия» (1899), «Игры наяд и тритонов» (1900).
АХ (1880–84 одновременно сВ. А. формы В. пришёл, с одной стороны, благодаря соприкосновению со ср. -век. Участник выставок: Всемирной в Париже (1900 золотая медаль), международных в Вене (1901) и Венеции (1907, 1914), также Моск. (1906), необычайно выразительный.
Он сумел передать главное в облике жителей преисподней: «серый, как пепел, цвет лиц ангелов мрака отталкивающ и ужасен, а в чертах абсолютно обнажена их хищная и безжалостная порода». (в т. ч. Холодный лиловый цвет борется с теплым оранжево-золотистым. портрет В. Я.
художники «Голубой розы»). Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Оставаясь верным поэту в сюжете, художник пользуется поэмой как подспорьем для выражения ведущих тем собственного творчества — вечных метафизических загадок любви, смерти, бессмертия.
Прусский король Фридрих ВильгельмIII плакал от обиды и вероломства «друга, брата и союзника» Александра. К такому пониманию худож. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.
В работе над ними художник уже не копировал старинные образцы. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Петербург) – художник. Род. Толстого, картины и акварели на темы трагедии «Гамлет» У. Шекспира, на историч., евангельские и ориентальные сюжеты («Восточная сказка», 1886, Киевский музей рус.
Была и еще причина, почему Врубелю хотелось поскорее вернуться в Киев. Визионерство и мифотворчество, трагич. Будучи человеком целеустремленным, Михаил не оставил попыток совмещать свое творчество с развитием своего бизнеса. Не крылось ли здесь что-то более серьезное. У него было внутреннее право не следовать букве древнего стиля – он проник в его дух. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь».
Рука Врубеля тверда, его неповторимый почерк тот же. Сама натура — неиссякаемое чудо, как бы хочет сказать художник. Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет.
Сейчас, в середине уже не XIX, а XX столетия, Кирилловские фрески реставрированы по всем правилам современной науки, хотя большая их часть безвозвратно утрачена и лишь некоторые куски старинной росписи в целости сохранились. Через два года Мамонтов будет арестован и обвинен в растрате. — Аполлон, 1913, 5, с. 15—17). Его давно оценивают вне и помимо артели, хотя, может быть и на фоне ее. Сохранились сведения, что Врубель против него возражал, предлагая просто расчистить фрески и оставить их в нетронутом виде, но на это не согласились: храм был действующий и полустертые фигуры святых могли бы смущать прихожан.
и необычной среды. Не принимать же во внимание аргументы вроде излюбленного живописцем Врубелем «иудейского типажа», что вынудило бы причислить к евреям бесчисленное количество мастеров, включая всех иконописцев. Поздний Микеланджело считается отцом барокко, но был ли он художником барокко. В. – один из самых ярких представителей рус. Мало кто верил, что Врубель выздоровеет и вернется к искусству. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев.
Собр. Забелы-Врубель на фоне берёзок», 1904, ГРМ «После концерта», 1905, ГТГ «Дама в лиловом», 1904–05, ГРМ) и рисунки с натуры (автопортрет, ГРМ портрет врача Ф. А. Так как его редкая одаренность оставалась при нем и он умел делать все, то и эти вещи превосходно сделаны и вполне стильны, но менее стильная Богоматерь (1885) для кирилловского иконостаса, созданная молодым еще художником, более достойна гения Врубеля. И это он, уже под занавес, старался внушить молодым. иск-ва росписи не осуществлены). П. Чехов. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение.
Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. Например, перламутровая раковина, Жемчужина (1904), написанная пастелью и гуашью, отсвечивает и тонами моря и закатного неба и сиянием радуги и мерцанием тусклого серебра. Частной рус.
Однако над «Пророком» продолжал работать и тогда, когда конец уже практически наступил: почти ослепший, не видя того, что делает рука, нанося один абрис поверх другого, он чертил углем «Видение пророка Иезекиила». В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. мне было все это видеть. Демон высосал у своей жертвы все силы, опустошил душу и погрузил разум во тьму безумия. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. Вся меблировка два простых табурета и кровать.
Влияние венецианского кватроченто сказалось в исполненных Врубелем монументальных иконах с фигурами в полный рост. Морозова (1896 4– в ГТГ) «Принцесса Грёза» (по мотивам одноим. У Врубеля начались приступы агрессии, которые чередовались с апатией, не редки были и галлюцинации. Создал эскизы росписей Владимирского собора, продолжающие традицию библейских эскизов А. А. Гёте, романа «Анна Каренина» Л. Н.
Если искать примеров более близких по времени, то вот пример Чехова. оперы исполнил для театра занавес «Италия» (1891). Потом Прахов абсолютно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения. Демон вновь объявился в жизни Михаила Врубеля спустя десять лет.
Последней работой Врубеля стал Портрет В. Я. Так, в рисунке «Свидание Анны Карениной с сыном», сделанном в начале 80-х годов, Анна с преувеличенной пылкостью чуть ли не душит в объятиях ребенка. Единственное завершенное произведение — это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы. Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. особняков– «Суд Париса» (триптих, 1893 ныне– ГТГ), «Венеция» (1893, ГРМ), «Испания» (по мотивам оперы «Кармен» Ж. Бизе, 1894, ГТГ) 5 панно на темы «Фауста» И. В.
Мужчины проводят время не лучше: еда, спаньё и карты». метод П. П. Явления искусства сравнительно второстепенные часто бывают характернее, показательнее в стилевом отношении, чем явления выдающиеся (не отсюда ли и само определение — выдающийся, выходящий из ряда). М., 1978, с. 179).
Воспоминания о Врубеле. В последние годы жизни Врубель создает один из самых нежных, хрупких образов – Портрет Н. И. Забелы на фоне березок (1904, ГРМ). В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. соч. Милиоти.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». И свою картину художник сначала назвал Сатир. В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник – Саввушка. ун-та (1879).
«Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел». Так в Киеве никто не одевался и это-то и произвело на меня должное впечатление. Даже будучи уже тяжело больным Врубель великолепно передавал портретное сходство и продолжал демонстрировать великолепную технику. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Первого Демона Врубель создал еще в конце 80-х, но полотно не сохранилось. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим.
С вокзала я отправился прямо к нему и был опечален его комнаткой и обстановкой. Угадал, по мнению Д. Андреева, Врубель и ущербность их прекрасных крыльев. Из четырех иконостасных образов богоматерь удалась художнику особенно. Требовалось их дописать, сохраняя по возможности стиль XII века. Прежде всего — глубиной.
В 1906 художник ослеп его последней работойстал неоконченный графич. Римского-Корсакова– «Лель», «Мизгирь», «Волхова» и др. иск-вом посетил также Рим). скульптур как вспомогат.
После обычных приветствий он спросил меня: Это вас я должен писать. Пересекать границу и вообще перемещаться ему ради этого не пришлось. Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному.
И только один-единственный образ неистово взывал к действию. Примерный перевод: В течение моих 48 лет я полностью утратил (особенно в портретах) образ честной личности, а приобрел образ злого духа теперь я должен подчиниться суровой обязанности видеть других людей и полноту образа моего бога). Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Посмотрел еще немного и исчез я даже не обернулся посмотреть, я был пришиблен обидными словами, которых мне показалось очень много в его замечании, но меня все-таки занимало, что он так искренно и серьезно говорил о моей работе, на которую я смотрел как на вещь, не стоящую внимания, - меня приучили к этому в школе, там серьезно никто не смотрел ни на свою, ни на чужую работу». В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего.
Окончил юридич. Это не взгрустнувшая «младая дева», а сама Печаль -- персонификация того духа, которым сотворена и которым проникнута сама живописная материя картины.
На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку».
И все же выразить задуманное не удавалось – его Демон получался сломленным и безумным. Какими-то сторонами своей личности Врубель был достаточно типическим человеком модерна — эстетом высокой пробы, уайльдовским денди (о дендизме упоминают чуть ли не все, кто его знал), не чуждым суетности и позы. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. В картине Демон сидящий (1890, ГТГ) юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. В «Похищении Европы» (1910) и особенно в «Одиссее и Навзикае» (1910) он со всей искренностью выразил поэтическое, вечно радующее в греческих мифах.
В 1896 году Врубель создает триптих «Фауст» и полотно «Полет Фауста и Мефистофеля». Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника. В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. — Панорама искусств. Лермонтова (иллюстрации для юбилейного издания сочинений, 1890–91).
В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план. Он все мои картины исказил. Картина уже экспонировалась на выставке художественного объединения «Мир искусства», а Врубель продолжал свою работу над ней: приходил в зал и, не обращая внимания на публику, снова и снова переписывал Демона.
Глубиной мысли, глубиной пластического постижения. Он рисует сцены больничного быта, портреты врачей, пейзажи. предмета на окружающую среду и всю плоскость изображения.
Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело. Может быть, в закладе. Чистякова (1874–79), учился у него же в петерб. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое. все– акварель, 1887, Киевский музей рус.
Но на расстоянии штрихи скрадываются и становятся мягким рыхлым снегом, местами подтаявшим. М., 1949, с. 327). В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Это в самом деле походило на воскресение.
Есть еще незаконченный портрет Усольцева на фоне иконы в золоченом тисненом окладе (1904). Брюсова (1906, ГТГ)– образ личности, стоящей выше толпы и обыденной жизни. В 1879, окончив ун-т, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Она необычайно эффектна и была еще эффектнее в момент её создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Практически же, кроме «сомнительной» фамилии, никакой привязки к гипотетическим семитским праотцам не обнаружить.
Сильное, грозное произведение. символизма. Оттуда писал сестре: «Перелистываю свою Венецию (в которой сижу безвыездно, так как заказ на тяжелых цинковых досках, с которыми не раскатишься), как полезную специальную книгу, а не как поэтический вымысел. декора. Глубиной мысли, глубиной пластического постижения. Иванова («Надгробный плач», «Воскресение» и др. Общее руководство работами принадлежало Прахову.
Серов шел к новой стилистике, не поступаясь ни своими стремлениями, ни сильнейшими сторонами своего дара. Вероятно ли, что прадед Михаила Врубеля был крещеным евреем, принявшим католичество хотя бы ради поступления на юридический факультет прусского университета, куда лица иудейской веры никоим образом не допускались. Филонова его влияние испытали А. Я. в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля.
все 1899–1900), декоративных блюд изразцов, каминов, витражей, росписи балалаек. мозаиками и итал. Образ Пророка теперь открыто автобиографичен рисунок Голова Пророка (1905) почти автопортрет.
Художник обращался к произведениям А. С. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Нижегородской выставки (1896) триптих «Утро», «Полдень» и «Вечер» (1897, ГРМ) для особняка С. Т. Но этот признак салонной эстетики с ее императивом «сделайте мне красиво» определяет постановку, мотив: под красиво ниспадающими в виде балдахина складкам и узорного ковра красивая девочка в красивом восточном наряде, обвитая платками с кистями и расписным узором, «жемчуга огрузили шею», пальцы унизаны перстнями. Рубинштейна, становится центральным в творчестве художника ссер. На несколько месяцев он с головой ушел в изучение древностей, пользуясь, в дополнение к оригиналам Кирилловской церкви и собора св.
Он нарисовал их поломанными, но на самом деле, писал Д. Андреев, «их крылья не повреждены, но самая возможность пользования ими мучительно сужена». Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. Так было и с Врубелем. В 1897 году Врубель пишет «Портрет С. И. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. Больше всего заинтересовали его палитру не корифеи Высокого Возрождения – Тициан, Веронезе, - а их предшественники, мастера кватроченто (XV век), теснее связанные со средневековой традицией, - Карпаччо, Чима да Конельяно и, особенно, Джованни Беллини. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.
Весь композиционный ряд представляет собой, как пишет Наталья Суворова, «мощное нагромождение геометрических фигур и плоскостей, которые напоминают о первозданном всепоглощающем хаосе». Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. Он недостаточно глубок во многих панно, в декоративных изделиях, в росписях блюд и балалаек, да и в картинах — таких, как Муза (1896), Валькирия (1899), Игры наяд и тритонов (1900).
Он говорил Милиоти: Человек ничего не придумает, чего бы не было в природе. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». В Киеве исполнены портрет-картина «Девочка на фоне персидского ковра» (1886, там же), др. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции.
Известно об этом Врубеле немного. Накануне кончины Врубель произнесет последнее свое пророчество: «Едем в Академию. » и уж завтра над его телом будет совершаться панихида в одном из залов Академии художеств. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». В колорите картины – контрасты. Азраила Врубель написал, по-видимому, очень быстро и вдохновенно, в том же 1904 году, что и Жемчужину и портрет жены на фоне березок и автопортрет в интерьере и (немного позже) портрет жены, отдыхающей после концерта: это был период его последнего взлета, когда мастерство его не только оставалось на прежней высоте, но приобрело высшее своеобразие и утонченность. Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг.
Морозова (также витраж «Рыцарь» и скульптуру «Роберт и монахини», 1896) «Богатырь» (1898, ГРМ). Работая над образом Демона, В. выполнил неск. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша – его детское личико искажает «заячья губа».
На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. сказок и опер Н. А. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет.
Два века русского искусства. Среди лилово-розового мерцания ковра и шелковых тканей Врубель мастерски выделяет лицо. Возможно, на это повлияла способность мальчика быстро запоминать сложные тексты или знание нескольких языков. И тогда мы видим чрезвычайно знаменательный возврат Врубеля к своим юношеским опытам.
В 1807 году Наполеон и Александр 1 на личной встрече заключили Тильзитский мир.