Родиной Возрождения стала Флоренция. В конце XVI в. кризис усиливается. Хокни распирало любопытство. Англичанин Гилберт в 1600 г. опубликовал сочинение «О магните», которым положил начало изучению электромагнитных явлений и описал свойства магнита.
Вслед за живописью освободилась и архитектура, скульптура и музыка. Для интерьеров эпохи Возрождения характерно (по примеру Древнего Рима) стремление как бы увеличить реальное пространство помещений с помощью фресковых росписей, станковых картин или даже скульптуры. В изготовлении столов повторяются приемы и мотивы украшений, которые пришли из Италии. Мантенья вводил в свои композиции изображение античных памятников. Все это было немаловажной лептой Кватроченто в искусство Возрождения. Именно раннее Возрождение было временем накопления этих знаний и навыков.
В ней заложена идея христианства о рождении души из воды во время крещения. Глубокая резьба иногда покрывается позолотой и местами имеет прописанный цветной фон. Известна и другая прекрасная скульптура Донателло – статуя воина, полководца Гаттамелата. Франциска, видимо, членами его мастерской.
Нокачественные линзы было практически невозможно изготовить вплоть до16-го века, поскольку несуществовало втовремя способов получить столь качественное стекло. Она установила основные каноны вкуса в искусстве. Стражники привели Христа в дом первосвященника Каиафы и глумились над ним.
В формообразовании подобных мебельных объектов, предназначенных для хранения вещей и сидения, в их декоре (обработке профилей, заимствованном растительном орнаменте и др. ) просматривается явная стилистическая связь с саркофагами древнеримской эпохи. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде и скрипки — инструмента народного происхождения. Мантенья был певцом героической личности. Победу одержал Гиберти.
В 1505 папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим, поручив ему работу над своим надгробием. В это время были широко распространены стулья и кресла нескольких типов. Открытие Брунеллески состояло в том, что он пересек эту оптическую пирамиду плоскостью изображения и получил на плоскости точную проекцию предмета. Но зерно истины в ней, безусловно, есть. Наувеличенном фрагменте видно, что зеркало накартине «Портрет Четы Арнольфини» выпуклое. Апофеоз босховской демонологии – его «Музыкальный ад», похожий на сад пыток: обнаженные люди, перемешавшись с лезущими на них со всех сторон чудовищами, корчатся в мучительной похоти их распинают на струнах каких-то гигантских музыкальных инструментов, стискивают и перепиливают в загадочных приборах, суют в ямы, глотают.
В архитектуре Микеланджело господствуют пластическое начало, динамический контраст масс (библиотека Лауренциана во Флоренции, 1523-34). Символичны изображения двух деревьев – дуба и пальмы. Стиль картин Джорджоне сходен со стилем работ Винченцо Катены и Джованни Беллини. В конкурсе 1418 г. на возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре выиграл Брунеллески (1377-1446) — архитектор, математик и инженер. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Доски спинки и ножек могут иметь небольшой наклон.
Как это видно здесь: огромное плечо «Антеи» Пармиджанино (около 1537), маленькой голове «леди Дженовезе» Антониса Ван Дейка (1626), огромным ногам крестьянина на картине Жоржа де Ла Тура. Свое влияние на развитие французской архитектуры оказал и Себасть-яно Серлио, который в 1540 г. прибыл из Венеции в Фонтенбло, где он построил для кардинала Феррары разрушенный сегодня Гранд Ферраре – городской дом (отель), который стал почти на целое столетие французским образцом этого типа здания. 1492, там же). Монументальность, пластичность и драматизм образов, преклонение перед человеческой красотой проявились уже в ранних произведениях («Оплакивание Христа», ок.
Астроном из Польши Николай Коперник в трактате «Об обращении небесных сфер» (1543 г. ) не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, но и Земли вокруг своей оси. Изысканное искусство Боттичелли с элементами стилизации (т. е. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики». Переезд Микеланджело в Рим в 1534 открывает последний, драматический период его творчества, совпавший с общим кризисом флорентийско-римского Возрождения. Каким образом писать картины больше размера 30 квадратных сантиметров.
Затем обнаженные Адам и Ева в человеческий рост и группы музицирующих и поющих ангелов. Формы здания уподоблялись пропорциям человеческого тела. Над зеркалом помещена надпись на латыни: "Ян ван Эйк был здесь". В комнатах той поры располагалось только самое необходимое.
Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей — Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения.
По контрасту с этой светлой сценой написано «Распятие», мрачное и натуралистичное. А. Ф. Лосев блестяще показывает в своей книге «Эстетика Возрождения» причины особой распространенности этой философской концепции в эпоху итальянского Возрождения. Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Младенец Иоанн ассоциируется с образом Братства Непорочного Зачатия, которое являлось непосредственным заказчиком картины.
Мазолино успел расписать своды (росписи не сохранились).
Итальянское Возрождение разделяют на 3 этапа: VIII – XIV века – Предвозрождение (Проторенессанс или Треченто -с ит. ) XV век – раннее Возрождение (Кватроченто) конец XV – начало XVI века – Высокий Ренессанс. Теоретики архитектуры также видели связь зодчества с гармонией мироздания. А Уорхол делал так — проецировал фото на холст и обрисовывал его. Свеча, горящая в люстре, словно божественный дух освящает таинство совершаемой церемонии. Прожив там два года в качестве живописца и военного советника, Беллине Джентиле создал серию картин, в которых пытался соединить эстетику итальянского Ренессанса с традициями восточного искусства (наивный декоративизм, плоскостность, фронтальность). Фоном служит изображение сада с темной листвой. И любой физик знает, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого.
Иеще один момент, теперь изображение было не«широкоугольным», апримерно нормального аспекта— тоесть примерно таким, какое оно сегодня при фотографии слинзой сфокусным расстоянием 35-50мм. Азначит были изеркала наоборот— вогнутые. Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье. Эпоха Возрождения связывает культуру с наукой. Однако победу одержал Лоренцо Гиберти (1381—1455). Созданные им образы исполнены человеческого достоинства, наделены физической силой, красотой.
Петра, строительство которого было начато Браманте, успевшим возвести к моменту смерти (1514) четыре гигантских столба и арки средокрестия, а также частично один из нефов. Такие места для сидения получили название касса-панка (cassa-panca). Вот таким образом популярной становится почерпнутая у Витрувия идея о подобии здания человеку. Повествование обычно граничит с фольклором, Брейгель писал картины-притчи.
«Весна» положила начало высшему расцвету деятельности Боттичелли, его слава достигла Рима: посреди цветущего луга стоит Венера — богиня любви, представленная в виде нарядно одетой девушки. Дрессуар служил для хранения сосудов, столовых приборов и ценных вещей. Микеланджело называл эти двери вратами Рая. Одни утверждают, что на картине изображено тайное сочетание молодой пары узами брака.
(Например, в Чертозе Повийской – монастыре недалеко от Милана). Его взор обращен к небу, где на облаке видна группа ангелов. Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.
В итальянском Ренессансе выделяют периоды Раннего, Высокого и Позднего Возрождения. канделябра, о котором ранее уже шла речь. Появляются первые портреты итальянского Ренессанса, занимающие место икон. Искусство становится более регламентированным, придворным. Смело и неожиданно решена лестница библиотеки Лауренциана (проект ок. Роспись Леонардо была закончена в 1497 году. Кастильоне», 1514-15). Отом, что онзапросто мог увезти секрет гильдии Святого Луки— зеркало— ссобой, воФлоренцию, вкоторой, как считается втрадиционной истории иначался Ренессанс, ахудожников изБрюгге (исоответственно идругих мастеров) считают «примитивистами».
С конца XV века начался этап высокого Возрождения (cinquecento) и продлился относительно недолго, до начала XVI века. 1513, Питти, Флоренция) юная мать в одежде римской простолюдинки, маленькие Иоанны Креститель и Христос связаны воедино круговым обрамлением (тондо) Мадонна как бы старается укрыть в своих объятиях сына — маленького Титана с недетски серьезным взглядом. Молодые люди на портрете приносят друг другу клятву супружеской верности.
Итальянский гуманизм проникнут пафосом великого в человеке и страстью к классическим формам, нидерландцы поэтизируют «среднего человека» им мало дела до классической красоты и гармоничных пропорций. Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Искусство Высокого Ренессанса отрешается от частностей, незначительных подробностей во имя обобщенного образа, во имя стремления к гармоничному синтезу прекрасных сторон жизни. Это период усиления феодальной реакции. Ученый стал посмертным распорядителем художника. Незадолго до смерти он написал картину «Слепые». Характерным элементом архитектурно-декоративного оформления потолков стал кессон.
Стены этих галерей два с половиной века украшались фресками. Микеланжело же успел сделать наброски задуманных композиций.
Темой изображения было «Жертвоприношение Авраама» в виде рельефа. Следующий этап, который, как считается, предвосхитил эпоху Ренессанса, называется Проторенессанс (trecento) и приходится на конец XIII – начало XIV века. Недаром это был любимый город Леонардо да Винчи, который все свои картины до конца жизни с гордостью подписывал, как «Леонардо, флорентинец». В это время стираются границы между светским и церковным искусством, т. к. Может они пользовались той самой камерой-люцидой. Микеланджело хотел сделать фасад этой приходской церкви рода Медичи «зеркалом всей Италии», но работы были прекращены из-за недостатка средств.
Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. Художники принадлежали к цеховым организациям, причём художники зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы – к каменных дел мастерам. Здесь работало несколько поколений художников— от Мастера триумфа Смерти до Беноццо Гоццоли. Например, существовали стулья с четырьмя прямыми ножками квадратного сечения. Во второй половине XVI в. мебельное производство достигает больших высот в Генуе.
Этот термин достаточно условен. «Рождение Венеры» Боттичелли написал в 1482- 1483 гг. В XV в. начали проводиться конкурсы на предоставление права какого-либо художественного проекта.
Картина Гуго ван дер Гуса по велению семьи Портинари была вывезена из Брюгге и установлена в часовне Сант-Эжидио в больнице Санта-Мария Нуова. Художники изображали мир и человека, как они виделись глазу. Мебель украшается также инкрустацией из камня и пластинками цветного мрамора.
Позднее фреска Луки Синьорелли и композиция Гирландайо «Вознесение Христа» погибли от рухнувшей части архитрава. Первые портреты относятся к флорентийскому периоду («Аньоло Дони», ок. Обычная жизнь течет, как всегда.
Определяющим в культуре становится светское начало. Отстаивал решающее значение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тысяч листов). Период Ренессанса тесно связан с возникновением новых стилей и техник живописи в Италии. Это направление было тесно граничит с архитектурой.
Иногда передняя стенка кабинета откидывалась и превращалась в столешницу. Так, например, Донателло впервые создал не связанную с архитектурой статую, стоящую самостоятельно. Чертозами назывались в Италии монастыри, основанные монахами картезианского ордена. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции.
Леонардо отказался от традиции помещать Иуду отдельно и изобразил его среди апостолов. «Рождение Венеры» — это отнюдь не языческое воспевание женской красоты. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил.
В 1483 году росписи были завершены и капелла была освещена папой Сикстом IV. Его мастерство делает его одним из самых оригинальных художников эпохи Возрождения. При этом художники стали активно пользоваться фотографиями в качестве «справочного материала». Особенно много споров вызывает круглое зеркало, висящее на стене.
Он означает и стремление проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания. Художник Филиппино Липпи сохранил стилистические особенности манеры предшественников. Чертозской мозаикой украшались курульные кресла, маленькие ларцы и даже кассоне. Фигуры приобрели пластичность, пропорциональность. Группы строятся наподобие барельефа, то есть основные фигуры художник обычно старается разместить на сравнительно узкой передней площадке, в ясно очерченном замкнутом пространстве он их архитектонически уравновешивает, они твердо стоят на ногах: все эти особенности мы найдем уже у Джотто. Во многих городах власть сосредотачивалась в одних руках, появились синьории.
1506-07, Уффици), «Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена), «Прекрасная садовница» (1507, Лувр). Художник изобразил редко встречавшийся до этого иконографический сюжет Евангелия. Спинка и лицевые плоскости опорных частей досок украшаются обильной рельефной резьбой.
В общей сложности на создание дверей понадобилось 50 лет. Задняя сторонаже зеркала незатемнялась. Одна из наиболее загадочных и символичных картин Леонардо – «Мадонна в скалах». Его произведения отличает благородство, величественная красота и гармония, точность перспективы, мягкая цветовая гамма, наполненная светом. В 1460-е годы в Италии также возникли академии в Риме и в Неаполе. Они связывали между собой приморские страны.
Занимаясь скульптурой, драматургией, различными научными опытами, он умудрялся находить время для живописи. К поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-1512), роспись «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (около 1500-1507, Лувр).
Например, построенная ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—89), стоящая на тесной площади у края канала, напоминает драгоценный ларец. Кризис охватил и искусство. Что на самом деле хотел изобразить и показать нам художник, до сих пор точно неизвестно.
Ведута была вспомогательным средством, но никак не основным. Джотто спроектировал кампанилу Флорентийского собора, тем самым продолжив работу Арнольдо. На улицах Флоренции и Венеции развивается бурная торговля драгоценной посудой и богатой мебелью, оружием изысканными ювелирными изделиями, дорогими тканями и коврами ручной работы. Цоколь и карниз верхней части сундука сильно профилированы.
Единственная створка, написанная Мазаччо для двухстороннего триптиха. Стенки наиболее ранних итальянских ларцев (XV в. ) собираются с помощью весьма примитивных приёмов ящичной вязки, когда отдельные доски сбиваются под прямым углом деревянными гвоздями (нагелями). Георгия с драконом», а около 1427—1428 гг.
Мадонна изображена на троне в окружении ангелов с младенцем Христом на коленях. Их объединяет торжественная надпись на латыни: «VIRTEM FORMA DECORAT», что в переводе означает «красота украшает добродетель». РАФАЭЛЬ САНТИ (Raffaello Santi) (1483-1520) итальянский художник и архитектор. Очагом гуманизма становится прекрасная Флоренция – древняя столица Тосканы.
Появляется интерес к античным образам. Для самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Для Боттичелли не существовало непроходимой грани между античностью и христианством.
Поскольку он «имеет сначала в душе, а затем в руках» «все, что существует во вселенной», он тоже есть «некий бог». На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской». Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания он попытался определить коэффициенты трения скольжения изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений.
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Вместо условного золотого фона византийских мозаик, Джотто вводит пейзажный фон. Брунеллески принадлежит заслуга первого практического осуществления прямой перспективы.
Оказалось, что напоминают они ему работы Уорхола. Расцветают локальные художественные школы имеющие длительные традиции. Наконец, зеркало указывает на целомудрие и девственную чистоту невесты. Подлинной жемчужиной Раннего Возрождения стала созданная Брунеллески по заказу богатого флорентийского семейства капелла Пацци (начата в 1429).
Мадонна сидит на алом кресле под балдахином и держит на руках обнаженного Младенца-Христа. Исключительно чуткий и искренний, Боттичелли прошел сложный и трагический путь творческих исканий — от поэтического восприятия мира в юности до мистицизма и религиозной экзальтации в зрелом возрасте. В шестнадцатом веке итальянцы Дж. Конечно, публике понадобился целый век, чтобы догнать художников в понимании визуальной музыки и перестать считать людей вроде Ван Гога «сумасшедшими». Это время появления новых типов мебели: шкафов-бюро, мягких стульев и кресел, пластинчатых стульев, кабинетов.
Батальной сцене на Земле вторят соперничающие на небе Солнце, Луна и тучи. У нидерландцев композиции менее замкнуты и менее тектоничны. Эпоха Возрождения вытесняет аскетизм, характеризующий средневековую эпоху. Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. Ранние произведения («Мадонна Конестабиле», ок. Особенностями палаццо XV в. являются четкое разделение замкнутого объема здания на три этажа, открытый внутренний двор с летними поэтажными аркадами, применение руста, т. е. История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров.
Известный историк искусства Виппер сказал: «Мазаччо — один из самых независимых и последовательных гениев в истории европейской живописи, основатель нового реализма» Продолжая искания Джотто, Мазаччо смело порывает со средневековыми художественными традициями. Так, например, воздвигнутое в первой половине XV в. изысканное палаццо Ка дОро (Золотой дворец), получившее свое название по той причине, что часть убранства его фасада была позолочена, — еще сохраняет множество готических черт.
Распятие часто встречается на готических алтарных образах. Выдающиеся работы Северного Возрождения созданы немецкими и фламандо-голландскими мастерами. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Авторство цикла до настоящего времени оспаривается.
Один из самых влиятельных художников Северной Италии был Андреа Мантеньи из Падуи, который имел счастье работать в подростковом возрасте, во время, когда там же творил великий Флорентийский скульптор Донателло. Ну и конечно блики на металле — на проекции они стоят на месте и не меняются, когда художник меняет положение. Музей Унтерлинден (Кольмар, Франция).
Для крестьянина его пашня, для пастуха его стадо куда важнее, чем чьи-то взлеты и падения. В 1533 году папа Климент VII хотел получить Микеланжело написать на боковых стенах Сикстинской капеллы фрески «Страшный суд» и «Падение ангелов». Передние ножки, продолженные вверх над сиденьем, служат опорой брускам локотников. Стволы колонн или пилястр покрываются каннелюрами или резным плоским орнаментом.
Фрески Сикстинского плафона (1508-12) — самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Это событие положило начало эпохе угасания. Крышка сундука изнутри покрывается росписью.
На стенах комнаты играют световыми эффектами светотени. В нижней части доски ножек скрепляются специальным бруском. Конь как бы устремляется за пределы мраморного постамента, на котором установлен памятник.
В Эрмитаже есть картина крупного нидерландского мастера Рогира ван дер Вейдена «Св. Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. Таким образом создается плоский узор на плоском фоне.
До 1337 года известных архитектор и художник Джотто ди Бондоне занимался разработкой нового подхода к изображению пространственных фигур. Больше ненужно было создавать исключительно реальные изображения, художник стал свободен.
В облике Девы Марии нет ничего царственного, скорее, это изображение молодой крестьянки. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-17), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Он утверждает этим, что человеческое тело прекрасно. Ф. Пенни. Микеланджело избрал другую схему. Лицевая их сторона строится как архитектурное сооружение, как фасад здания – с колоннами, фризом и фронтоном. Леонардо родился в семье богатого нотариуса.
Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме. С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы Возрождения. Ими вовсю пользовался простой люд (кажется, во Флоренции одна из гильдий ремесленников обрашалась в магистрат с просьбой предоставить им художника, который обучил бы их рисованию пейзажей с помощью специального устройства, позволявшего обводить изображение – такие пейзажи назывались "ведуты", соответствующий документ сохранился). Один из его любимых сюжетов – «Искушение Святого Антония», где отшельника осаждают дьяволы. Четыре незаконченные статуи «Рабов» (ок.
Семя будет томиться в замерзшей земле, подобно Душе, заключенной в физическом теле и утратившей свою истинную божественную сущность». Помимо ковров (украшавших лишь самые богатые интерьеры), расписных или кожаных занавесей, а также шерстяных или хлопковых покрывал в большей части комнат практически не было постоянных предметов обстановки. Альберти создал новый тип городского дворца (палаццо Ручеллаи). Они были объединяющим фактором источником гордости художников города.
Гуманизм ведь не означает только славословия всему человеческому. В 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Работа над новой фреской была закончена в 1541 году.
Один из них – сам автор. Подробную теоретическую разработку принципов перспективы дал Альберти в «Трактате о живописи». palatium отсюда произошло и русское слово «палаты»). Она ведь известна еще со времен Аристотеля и представляет собой темную комнату, в которую сквозь небольшое отверстие попадает свет и таким образом в темной комнате получается проекция того, что перед отверстием, но в перевернутом виде.
Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Представленные в напряженно-драматических позах «Рабы» как бы и сами пытаются вырваться из сковывающей их каменной массы.
Изображения были почти монохромными, без оттенков. В последних флорентийских работах Рафаэля («Положение во гроб», 1507, галерея Боргезе, Рим «Св. жителей в XV веке) итальянского города Флоренция. МИКЕЛАНДЖЕЛОБуонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564) итальянскийскульптор, художник, архитектор, поэт. О них можно судить по работам трех разных художественных школ: фрескам Пизанелло в Мантуе (Палаццо Дукале), Пьеро делла Франческо в Ареццо (росписи хора церкви Сан Франческо) и триптиху Паоло Учелло Битва при Сан-Романо., родственница Бога».
Это привело к большому количеству левшей в живописи на ранних этапах использования оптики. Тогда, может быть, они пользовались другим оптическим устройством— камерой-обскурой. В культовом зодчестве, стремясь к величию и простоте, Альберти использовал в оформлении фасадов мотивы римских триумфальных арок и аркад (церковь Сант-Андреа в Мантуе, 1472—94). На потолке образовалась идеальная поверхность для росписи на тему двенадцати Апостолов.
Но в таком случае появлялись ошибки в пропорциях. представляет собой наиболее сохранившийся замковый комплекс Раннего Ренессанса во Франции. чертозскую мозаику.
А сейчас Иосиф пытается уговорить стражника сжалиться над Христом. По сторонам от Мадонны – Иоанн Креститель и Мария Магдалина. Хокни распирало любопытство. Небольшие глухие дверцы, которые закрывали весь набор этих ящиков, обычно украшались маркетри с перспективными видами архитектурных построек. Роспись Капелли Сасетти включала в себя четырёх сивилл (пророчиц и прорицательниц), шесть фресковых композиций на тему жизни Святого Франциска и алтарную картину «Поклонение пастухов». В настоящее время роспись находится в плохом состоянии. Так, в эпоху Возрождения Мюллером были созданы новые астрономические таблицы — «Эфемериды» (1492 г. ), которыми пользовались в своих путешествиях Васко да Гама, Колумб и другие мореплаватели.
Мечта о нем была уже дана человеку Христом. Однако самой интересной его картиной остается «Битва Александра с Дарием» (1529). А это позволяет предположить, что Вермеер изобразил именно своего друга на двух полотнах — «Географ» и «Астроном». Неотъемлемо от этой эпохи и творчества Лукаса Кранаха Старшего. Но самое замечательное – лицо и руки Луки, пишущего мадонну «с натуры». «Исторический жанр» был важным шагом в эволюции «монументального портрета», в нём художники изображали реальные события.
Статуя Давида – первая в ту эпоху круглая скульптура. Великие художники Возрождения были одержимы прорывом в иной, трансцедентальный мир. Первым ее применил Ф. Брунеллески в двух видах Флоренции. Завершился продолжавшийся с 1378 по 1417 гг. Представитель Высокого Возрождения.
Деятели искусства расширяют свой идейный кругозор и интересуются космосом. В этом содержалось одно из главных нововведений французской манеры убранства интерьера. Изобретение фотографии — это самое лучшее, что случилось с живописью за всю ее историю. Образ наполнен несокрушимой силой, энергией, суровой властностью. Многие художники вот таким образом так хорошо знали ремесло искусства. У подножья горы спят сопровождающие Христа апостолы. В 1416 г. ее использовал друг Брунеллески, скульптор Донателло в рельефах «Битва св.
В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527) поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595), выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран. Но проблема все еще не решена полностью, ведь до появления качественной оптики, которая нужна для использования камеры-обскуры, оставалось 100 лет, а размер проекции, получаемой с помощью зеркала, очень мал. В VIII-IX веках Средиземное море вновь становится местом сосредоточения торговых путей.
Это положило начало для возникновения двух стилевых направлений: барокко и маньеризм. В росписи «Тайная вечеря» (1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Города добились самоуправления и почти полной независимости от феодалов. Особое место в живописи Раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи и молодого Микеланджело.
Декор сундуков (ларей), особенно их лицевых граней, делается весьма изысканным со строго симметричным расположением орнаментации из канделябров, тонких веток аканта, с выходящими из них фигурами и головками, массивных венков, висящих на тоненьких ленточках, медальонов и др. Художник столкнулся стем, что такую сложную штуку сложно нарисовать вперспективе. Больше не нужно было создавать исключительно реальные изображения, художник стал свободен. Композиция «Поклонение волхвов». В них он изобразил противоречивость своей эпохи.
Такие фазы связаны с изменением мировоззрения творцов того времени. В этой картина художник вводит световые эффекты изобразив в затененных местах две ночные сцены— «Благовещение Захарии» и «Благовещение пастухам». Памятников этого светского жанра осталось мало и самыми традиционными являются батальные. Художник столкнулся с тем, что такую сложную штуку сложно нарисовать в перспективе. Приходит интерес ко всему мирскому, безграничной красоте природы и, конечно же, человеку. Проектировал собор св.
Итак, эпоха Возрождения – это обращение к античности. Религиозное искусство сильно сокращалось в объеме, переставало быть культовым. Использовав двери Флорентийского собора как естественную раму, Брунеллески поставил перед ними проекцию баптистерия (здания крещальни, расположенной перед собором) и эта проекция на определенном расстоянии совпадала с силуэтом здания. Они отличаются от флорентийских тем, что большинство их рельефных украшений делается из левкаса (смеси мела, гипса и клея), которые потом золотятся. Среди римских работ выделяются портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне (ок.
В «Мадонне делла Седия» (ок. 1435 — 1515), главой семьи венецианских архитекторов и Марко Кодуччо (ок. 1507-08, Национальная галерея, Лондон) появляется интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения, разработанным Микеланджело. Однако все искупает и в себе концентрирует колоссальный талант Питера Брейгеля.
Вполне вероятно, что Боттичелли вложил в изображение подтекст, взятый из неоплатонизма.
Работа над этим проектом, прерванная восстанием против Медичи 1527-30 (Микеланджело был одним из руководителей трехлетней обороны осажденной Флоренции), не была завершена к моменту отъезда Микеланджело в Рим в 1534 выполненные им статуи были установлены только в 1546. Три пня, оставшиеся от только что срубленных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. Нимфу преследует и пленяет сила Любви, Амура – и оживленная этой божественной Любовью, она рождает прекрасные цветы таким образом, Хлорис превращается во Флору – или саму Красоту. Гиберти выиграл конкурс. В течение XVI в. сундуки окончательно теряют свою прямоугольную форму. Зарождается пейзажная и историческая живопись, воздвигается портрет.
При этом художники стали активнопользоваться фотографиямивкачестве «справочного материала». Главный труд Грюневальда – «Изенгеймский алтарь». Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо в 1467-1472 годах. 1523-34, осуществлен уже после отъезда Микеланджело в Рим).
Особое место в истории итальянского зодчества занимает Леон Баттиста Альберти (1404—72). Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания.
Простые и ясные интерьеры Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ), например, в капелле Пацци (1430 – 1461 гг. ) в церкви Санта-Кроче во Флоренции, оказали глубокое воздействие на последующее понимание внутреннего пространства. Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Картина называется «Портрет Четы Арнольфини».
Черты лица воина подчеркивают решительный, твердый характер. Это и приводит к трагическому мироощущению, к возрожденческой тоске. На увеличенном фрагменте видно, что зеркало на картине «Портрет Четы Арнольфини» выпуклое.
Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Важнейшими произведениями базельского периода Гольбейна являются портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна знаменитая «Мадонна семейства Мейер», портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург, а также рисунки к Ветхому Завету (91 лист) и «Пляска Смерти» (58 листов), гравированные на дереве Лютцельбургером. Те, кто занимается изучением человеческого, получают в конце XV в. название гуманистов. Бердяев пишет: «Тайна Возрождения в том, что оно не удалось.
Урсулы» изображен мягко освещенный интерьер, где спит молодая девушка. В доме Лоренцо, где Микеланджело прожил два года, он познакомился с философией неоплатонизма, оказавшей в дальнейшем сильное влияние на его миропонимание и творчество. В искусстве Венеции еще долго господствовали византийские традиции и готическое влияние. Вазари приписывает разработку общего замысла цикла художнику Сандро Боттичелли. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. В Нидерландах и Германии широкое применение получает гравюра.
Новой была форма фасада. Делаются и более простые столы, столешницы которых украшаются наборным деревом. Их действующими лицами были реальные люди, которых писали узнаваемо. Окончание Столетней войны вызвало рост всеобщего самосознания и развитие гуманизма. 1505, Питти, Флоренция «Маддалена Строцци», ок 1505, там же «Донна Гравида», ок. 1505, там же).
Другой распространенной формой мебели для сидения продолжают оставаться курульные кресла. Новый заказ на фреску «Страшный суд» он получил от папы Павла III Фарнезе. В центрах мебельного производства Средней Италии (в Риме, Сиене, Болонье) мебельные объекты имели крупную декоративную резьбу. Задумчивая фигура Гераклита, который сидит на большом блоке из камня, — это портрет Микеланджело и ссылка на его фреску Пророк Иеремия в Сикстинской капелле. Работы в капелле были остановлены и лишь через 50 лет Филиппино Липпи закончил оформление капеллы.
Справа от Венеры три грации ведут хоровод. по заказу Лоренцо Медичи. Совсем жутко становится, когда у этих монстров замечаешь и человеческие части тела.
Над росписью свадебных сундуков трудились известные итальянские художники. Среди множества картин, созданных Боттичелли, есть несколько прекраснейших творений мировой живописи («Рождение Венеры», «Весна»). Фрески алтарной стены выполнялись самим художником, а эпизоды из жизни Св. А значит были и зеркала наоборот — вогнутые. (Соперничество конкурирующих на внешнем рынке городов даже являлось одной из причин раздробленности Италии). Тут особенно интересно «Падение Икара». Человек предстаёт в образе героя, абсолютного как духовно, так и физически. 1515-16) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-19). Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Безупречно нарисованные ангелы (художник прекрасно знал анатомию человека), окружающие Мадонну, придают картине дополнительное эмоциональное звучание. В средние века церковь запрещала изображать обнаженное тело, считая его сосудом зла. Изобретение станка для выработки тонких листов фанеры по своей значимости для развития мебельного производства имело такое же важное значение, как повторное изобретение пилы (начало XIV в. ) для получения уже не рубленных топором, а пиленых досок.
Локотники делаются сквозными с грузными точёными подставками в виде баляс. Задний план часто написан в светлых тонах, а строения и природные мотивы очерчены резкими линиями, преобладают чистые цвета.
В первый свой приезд в Англию, а также и во второй (1532-1543) он писал преимущественно портреты и даже был придворным живописцем короля Генриха VIII. художник пребывал в Англии, где познакомился с Томасом Мором.
Все перечисленные черты сближают его с итальянским, но присутствие трагичной нотки в полотнах является значимым отличием. 1497-98 «Давид», 1501-04 картон «Битва при Кашине», 1504-06). На севере Италии развитие ренессансного искусства шло иными путями. Период, так называемого, «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года.
Одна только стеклянная ваза на картине могла привлечь внимание художников. Маленькая горизонтальная доска образует сиденье, которое обычно имеет восьмигранную форму. Так Хокни воссоздал то, каким образом можно нарисовать сложную люстру с картины Ван Эйка. Работа вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности.
Приемы восточного мастерства проникали в Италию через Венецию, которая вела интенсивную морскую торговлю со странами Востока. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией композиции. Большую популярность к концу XV в. приобретают изображения на лицевых и внутренних (наиболее часто) сторонах филёнок шкафов и кабинетов, а также на стенных деревянных панелях, перспективных видов архитектурных сооружений, многолюдных процессий, различных тематических картин, выполненных в технике интарсии. Среди фресковых циклов кладбища наиболее значительными являются «Страсти Христовы», «Вознесение Христа», «Триумф Смерти». Мазаччо создал в фреске «Троица» перспективное построение. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. Начатое Леско введение скульптуры в интерьер продолжало в течение последующих трёх столетий играть важную роль в его убранстве.
У Изенгеймского алтаря три варианта развёртки. В декоре применяются орнаменты гротеска. Она была запатентована в1807 году Вильямом Хайдом Волластоном.
В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской». Картина Брейгеля изображает мирный пейзаж на берегу моря: пахарь идет за плугом, пастух пасет овец, рыболов сидит с удочкой, а по морю плывут суда. Художник Джотто использовал светотени для создания формы.
На лице застыла гримаса гнева и напряжения.
Края доски сиденья и нижняя кромка короба сиденья профилируются. Падуа. Творчество падуанских мастеров развивается под знаком преклонения перед античным искусством. Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок. В сентябре 1425 года Мазолино уехал в Венгрию и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно.
15 в. совпал с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независимость. Резные деревянные детали остались в Изенгейме и с 1860 г. утрачены. Наверху в центре деисус – бог-отец на престоле с Марией и Иоанном Крестителем по сторонам. Вот тут с расчетами и исследованиями и помог Дэвиду Хокни его знакомый физик Чарльз Фалко.
Давид был одним из излюбленных образов эпохи Возрождения. Обеденные столы, которые можно было легко сложить или разложить, ставились в лоджиях, составлявших важную часть как городского, так и загородного дома.
Андреа Мантенья, крупнейший художник падуанской школы. Двери имели огромное влияние на развитие флорентийской живописи. 1491, Каза Буонарроти, Флоренция) и «Битва кентавров» (ок. Коллеони, привстав на стременах, вытянувшись, высоко подняв голову, всматривается в даль. Девять сцен, по три в каждой группе, раскрывают темы Бога-творца до создания человека, Бога и человека в раю, человека изгнанного из рая. Это был прообраз современного секретера. Сюжет поклонения Агнцу взят из «Откровения Иоанна», где сказано, что после конца греховного мира на землю снизойдет град божий, в котором не будет ночи, а будет вечный свет и река жизни «светлая как кристалл» и древо жизни, каждый месяц дающее плоды и город – «чистое золото, как прозрачное стекло».
Огромную популярность в монументальной живописи Италии получила фреска. Задняя сторона же зеркала не затемнялась. «Тайная вечеря» Леонардо, роспись в трапезной монастыря в Милане, стала эталоном для картин с религиозным сюжетом следующей половины тысячелетия. Вокруг теории Хокни-Фалко множество споров. Именно в это время формируется истинно национальное французское мебельное искусство.
«Живопись, — пишет Леонардо, — наука и законная дочь природы. Босх населял свои картины легионами маленьких ползающих, страховидных тварей. Большое внимание также придавалось обстановке. Его центром стали Венеция и Рим. Домашние туфли и щенок символизируют супружескую верность. Давид увенчан лавровым венком победителя.
Сиденья таких стульев (кресел) делаются в виде плоской панели или в виде натянутого между ножками-опорами куска кожи или ткани. Архитекторы пытались выстроить модель идеального храма. Столовые были, в общем, не известны.
В «Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена подмалевок — в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы рисунка. В середине XV в. живопись Центральной Италии пережила бурный расцвет, ярким примером которого может служить творчество Пьеро делла Франческа (1420—92), крупнейшего художника и теоретика искусства эпохи Возрождения. Илюбой физик знает, что такое зеркало при отражении проецирует картинку отражаемого. В верхней части стен между окнами были написаны портреты пап. В Италии и за ее пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искусства.
Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема. С этого времени для изготовления мебели вместо дуба используется орех. Сплав итальянских влияний с самобытными готическими традициями составляет своеобразие стиля северного Возрождения. По своему тону эта зелень контрастирует с нежно-зеленым, светлым небом.
Мадонна сидит на троне, построенном строго по законам перспективы Джотто. Коленопреклоненная фигура Христа в молитвенной позе – композиционный центр картины. Однако эти задачи были заведомо невыполнимыми в земной жизни, в мире культуры. Такой орнамент, а также маскароны (декоративные маски в виде фантастических изображений головы животного или человеческого лица), сфинксы, тритоны, крылатые амуры стали излюбленными декоративными мотивами в мебели того времени. В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы (цикл с «Потопом» итальянский карандаш, перо, около 1514-1516, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими «вихревую» космологию Р. Декарта представлениями о цикличности природных процессов. Для итальянской живописи 15 в. (Мазаччо, Филиппо Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччеллo, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии. Но главным призванием Альберти была архитектура.
С удовольствием пишет художник богатые одежды, прекрасных лошадей в бархатных попонах. Кроме свадебных сундуков-ларей и пристенных скамеек большое распространение имели скамьи в виде сундука-ларя с откидывающейся крышкой сиденья и более низкой глухой спинкой и глухими массивными локотниками, которые с лицевой стороны украшались масками, пальметтами, волютами или головками ангелов. Мадонна протягивает перо, чтобы вписать слова в книгу с началом молитвы в свою честь. Леонардо да Винчи работал подмастерьем в мастерской Верроккьо.
Прямоугольная доска сиденья, вытянутого по ширине, украшалась резным подзором. Еще одно открытие кватроченто — прямая перспектива. Ее часто используют при оформлении книгопечатных изданий. В конце 13-го века был возведен собор Санта Мария дель Фьоре (Флоренция).
Большую часть жизни Мантенья прожил в Мантуе, где создал самое известное свое произведение — роспись «Камеры дельи Спози» в загородном замке маркиза Гонзага.
Могучий интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство. Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи.
Первая развёртка алтаряДо 1793 г. алтарь находился в церкви Изенгейма. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в том числе т. н. Ее лицо спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Главное, что поражает в памятнике – совместное энергичное движение коня и всадника. Во второй половине XV в. становятся обязательными рисование с модели и натурные наброски.
Но вся культура этого периода лишний раз доказывает, что Возрождения в чистом виде, Возрождения как такового не бывает. Одновременно с ними работало много превосходных художников. Его картины обладают высоким реализмом. В начале XIV века начинается этап раннего Возрождения (quattrocento), символизирующий расцвет живописи с отсутствием религиозных сюжетов. Батальные композиции раннего Возрождения до нас не дошли. Вот тут срасчетами иисследованиями ипомог Дэвиду Хокни его знакомый физик Чарльз Фалко.
Это знаменитое здание исследователи относят к так называемому этапу венецианской готики. Тогда, может быть, они пользовались другим оптическим устройством — камерой-обскурой. Античный (собственно космологический) неоплатонизм не мог не привлечь внимание возрожденцев идеей эманации (исхождения) божественного смысла идеей насыщенности мира (космоса) божественным смыслом, наконец идеей Единого как максимально конкретного оформления жизни и бытия. В Италии сохранилось множество памятников искусства Древнего Рима, вот таким образом античную эпоху снова стали почитать за образец, античное искусство стало предметом преклонения. С 1546 руководил строительством собора св.
Статуэтка св. В эпоху Возрождения классика все чаще ассоциируется с Возрождением.
Ярким образцом этого стиля является капитальная постройка ученика Брунеллески и его одаренного последователя Микелоццо ди Бартоломмео (1396—1472), придворного архитектора семьи Медичи, — палаццо Медичи — Риккарди (1444—60), послужившее образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. Как говорит Томас Манн, бюргер был «средним человеком в самом высоком смысле этого понятия». В Северной Италии (в Ломбардии и Венеции) вместо резьбы начали широко применять инкрустацию из дерева разных пород и слоновой кости, т. н.
Лука пишет Мадонну» (евангелист Лука считался художником и покровителем цеха живописцев). 1513, Картинная галерея, Дрезден). и Дж. «Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Мистер Арнольфини— Флорентиец иболее того, онпредставитель банка Медичи (практически хозяева Флоренции времен Ренессанса, считаются покровителями искусства того времени вИталии).
Они надели на его глаза повязку и, ударяя по лицу, требовали узнать, кто бил. Социальная база итальянского Возрождения расширилась. «Портрет Джиневры де Бенчи», написанный в 1478-1480 годах. Ян ван Эйк был и выдающимся портретистом. В портретах создан идеальный образ человека Возрождения («Б.
Алтарь сиял интенсивными красными и зелеными цветами. Среди них необходимо назвать имена Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ди Бондоне (1266-1337), поэта гуманиста Франческо Петрарки (1304-1374), поэта, писателя гуманиста Джованни Бокаччо (1313-1375), архитектора Филиппо Брунеллески, скульптора Донателло Донато ди Николло ди Бетто Барди (1386-1466), живописца Мазаччо Томмазо ди Джованни ди Симоне Гвиди (1401-1428), гуманиста писателя Лоренцо Валлу (1407-1457), гуманиста писателя Пико делла Мирандолу (1463-1494), философа гуманиста Марсилио Фичино (1433-1499), живописца Сандро Боттичелли (1445-1510), живописца, ученого Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца скульптора, архитектора Микеланджело Буонароти (1475-1564),, живописца Джорджоне (1477-1510), живописца Тициано Вечеллио ли Кадоре (1477-1566), живописца Рафаэля Санти (1484-1520), живописца Якопо Тинторетто (1518-1594) и многих других. Родоначальником ренессансной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллески (1377—1446) — архитектор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы. Вот таким образом одно из главных направлений борьбы за «царство Божие на земле» – борьба с папством за реформирование церкви. Так итальянский художник Раннего Возрождения Витторе Карпаччо в картине «Король мавров прощается с послами» уделял главную роль не фигурам, а эффекту солнечного света, льющегося слева через открытую дверь и освещающего бедного писца, в его картине «Сон Св. Первым в ряду великих мастеров этого периода должен быть назван Хиеронимус Босх.
Один из таких конкурсов — на изготовление из бронзы вторых северных дверей флорентийского баптистерия (1401) — считается знаменательным событием, открывшим новую страницу в истории итальянской ренессансной скульптуры. Венецианская школа завершает развитие искусства Кватроченто. 1440 — 1504).
Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Блаженство и Целомудрие соединяются в Красоте, но каждая своим особым образом являет собой Красоту, которая в платоновском понимании представляется одной из форм Блаженства, другая форма которого – Этика. Одна из знаменитых картин религиозного содержания — «Величание мадонны», созданная в 1483-1485 гг.
Своеобразной индивидуальностью было также отмечено творчество главы дунайской школы живописи Альбрехта Альтдорфера (1480-1538). Художники стали рассматривать искусство как отрасль знаний изучая досконально физиологию человека и окружающий мир. Еще одним важным моментом была материальность изображения этого металлического предмета. Раскаявшись в своем насилии, он превращает ее во Флору – богиню цветов и преподносит ей в дар прекрасный сад, похожий на Эдем, в котором царит вечная весна.
Это хорошо заметно, например, по решению многих помещений Версаля. Теперь они сужены книзу, рельефная резьба покрывает переднюю и две боковые их стенки. Само подстолье украшено по углам львиными масками с висящими под ними точеными шишками.
Но никогда до Маттиаса Грюневальда оно не изображалось так мучительно. Роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), статуя «Моисей» (1515-16) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности. Микеланджело успел при жизни закончить восточную часть собора и тамбур огромного (42 м в диаметре) купола, возведенного после его смерти Джакомо делла Порта. С легкой руки Микеланджело восточные двери флорентийского баптистерия стали называть «Вратами рая». Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, впервые в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу.
Может они пользовались той самой камерой-люцидой. Естественно, что проектировщики машин были в то время не только механиками, но и художниками. Это течение получило название Северное Возрождение. Донателло был первым мастером, отважно нарушившим этот запрет. Брунеллески одним из первых в зодчестве Италии творчески осмыслил и оригинально истолковал античную ордерную систему и положил начало созданию купольного храма на основе античного ордера.
Смысл этой сцены подчеркнут сложным рядом загадочных символов. Влияние творчества Донателло на развитие итальянского искусства эпохи Возрождения было огромным. Особенно богато декорированы локотники и их стойки. «Трактат о живописи», подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок.
Что самое главное, в них появились человеческие переживания, чуждые готике. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. На ларцах, украшенных углубленной резьбой, часто встречается орнамент заплетённой лозы с изображениями животных (средневековый мотив), а также более реалистически трактованные изображения человеческих фигур. Творчество Донателло (ок. Последняя картина Леонардо, «Святой Иоанн Креститель» (около 1515-1517, там же) полна эротической двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный чувственной прелести искуситель. Наконец в начале 19 века Вильям Генри Фокс Тэлбот, воспользовавшись камерой-люцидой — той самой, в которую надо глядеть одним глазом, а рисовать руками, выругался, решив что с таким неудобством надо покончить раз и навсегда и стал одним из изобретателей химической фотографии, а позднее популяризатором, сделавшим ее массовой. Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425—52), обессмертившие имя мастера.
И еще ему показалось, будто линии Энгра ему что-то напоминают. В капелле Торнабуони хранится один портрет итальянского поэта Полициано, в сопровождении влиятельных членов Платоновской Академии, включая итальянского философа, гуманиста, астролога, основателя и главы флорентийской Платоновской академии Марсилио Фичино. Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского». В «Чудесном изведении апостола Петра из темницы» Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников. гротески, т. е.
Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты. Так смотрели на натуру старые нидерландские мастера.
Иоанн Креститель изображен в своем обычном виде: он бос и держит в руказ крест. При его преемниках — Перуцци, Рафаэле, Сангалло, частично отошедших от плана Браманте, строительство почти не продвинулось. Прямые ножки и проноги такого кресла покрыты резьбой. Косяки, филёнки, карнизы, фронтоны заполнены элементами различных орнаментов. В 1475 году во Флоренцию прибыл огромный запрестольный образ «Поклонение Пастухов». Все композиции выстроены единообразно по размерам фигур, облику персонажей.
Мартини, Дж. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера 15 в., а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая). «Дармштадтская мадонна» является демонстрацией приверженности бургомистра Майера католическому вероисповеданию. Слева картины изображены апостолы Варфоломей, Андрей, Иаков Младший. Эти шкафы имеют меньший объём и отличаются весьма гармоничными и лёгкими пропорциями.
Около танцующих граций стоит вестник богов Меркурий, поднимающий вверх жезл — кадуцей. Темой фресок был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)25. Перспектива предполагает передачу светотени и тонально-цветовых отношений. Эпоха Возрождения обновила и искусство живописи.
Четки – символ благочестия. К следующему этапу венецианского Раннего Возрождения принадлежит палаццо Вендрамин Калерджи (1481—1509), созданный Пьетро Ломбардо (ок. Изобретение фотографии— это самое лучшее, что случилось сживописью завсю ееисторию. Известные художники этого периода – Джотто, Пьетро Лоренцетти. Микеланджело избрал для фрески нетрадиционную иконографию.
В настоящее время цикл работ включает в себя 12 композиций. Поверхность дерева после выглаживания обычно вощилась. В центре картины изображена Дева Мария с младенцем Иисусом в окружении Майера, его первой почившей и второй жён и дочери. Он сделал это в картине Терра-Верде («Зеленая земля»), оживляя её композиции с добавлением киновари. Он раздобыл копию такой люстры и попытался нарисовать её.
Сделав ксерокопии маленьких (примерно 30 сантиметров) рисунков Энгра, Хокни был поражен тем, насколько они реалистичны. Никогда еще не было послано в мир таких творческих сил и никогда еще не была так обнаружена трагедия общества». Бернардино работали в древней традиции иконописи6.
Проекционный метод исходил не из отдельных предметных образов, а из пространственной связи предметов, при которой каждый отдельный предмет терял свой устойчивый облик. Обращение к древней культуре античности возрождает интерес к антропоцентрическим представлениям об окружающей предметно-пространственной среде и красоте как мере и гармонии. Фреска «Афинская школа» посвящена апофеозу философии и изображает встречу образованных древних афинян, собравшихся вокруг центральной фигуры Платона, которого Рафаэль лихо скопировал с образа Леонардо да Винчи. Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Ведь это он, бюргер, создал города, он отстаивал их свободу от феодалов и ему еще предстояло отстаивать ее от чужеземных монархов и жадной католической церкви.
В одних случаях планка спинки выполняется съёмной, тогда стул (кресло) может складываться, в других случаях спинка крепится наглухо к локотникам и, несмотря на то, что конструкция такого места для сидения имеет как бы оси вращения деталей сидений и ножек, стул складываться не может. Мазолино присоединился к работе в 1427 году. Иногда здесь делалась опорная консоль в форме большого акантового листа. Период Раннего Возрождения охватывает собой время с 1420 по 1500 год. Габриели).
И в Гильдии Святого Луки (Guild of Saint Luke), основанной в Антверпене и впервые упоминаемой в 1382 году (затем подобные гильдии открылись во многих северных городах и одной из крупнейших была гильдия в Брюгге — городе где жил Ван Эйк) тоже были мастера изготавливающие зеркала. Вслед заживописью освободилась иархитектура, скульптура имузыка. В XV в. гуманисты дважды занимали папский престол. Можжевельник – символ добродетели и чистоты.
1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Двери стали местом работы многих художников Флоренции. Пропорции говорят лишь о личных предпочтениях автора (у статуй Лисиппа, например, тоже очень маленькие головы, что вряд ли означает использование линз в эдллинистической Греции). Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны.
Среди живописцев этого времени наиболее знаменит Андреа Мантенья (1431—1506) — мастер станковой и монументальной живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. Первоначальное образование получил в латинской школе во Флоренции. Благодаря статье журналиста Лоуренса Вешлера, присутствовавшего при исследованиях Дэвида Хокни иФалко, выясняется еще один интересный факт: портрет четы Арнольфини кисти Ван Эйка— это портрет итальянского купца вБрюгге. За спиной у мальчика – умбрийский пейзаж с тоненькими деревцами, серебристой рекой, небом, розовеющим на горизонте. Мыслители-возрожденцы видели в античности то, что хотели.
На наружных сторонах – благовещение и коленопреклоненные фигуры донаторов (заказчиков): так выглядел алтарь закрытым, в будничные дни. Однако папа умер в 1534 году.
Такой блок распиливался затем на поперечные, одинаковой толщины пластинки, которыми обклеивали поверхность мебельного объекта. Картины становятся реалистичными. Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. Выполненные в 1515-16 картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) стилистически близки к росписям Станц, однако в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, — черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции.
Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. – studia humanitatis), в отличие от studia divina – изучения божественного. Буржуазный строй, набирающий силы, оказал влияние на победу светского движения.
Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Нижние планки выполняются в виде опор, а верхние – в виде локотников. Отсюда тот дух порядка и меры, который столь характерен для искусства Возрождения. В Ломбардии была распространена также интарсия из светлых и темных пород дерева. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело. Совсем неудивительно, что размер спроецированной Хокни люстры точно совпадает с размерами люстры на картине «Портрет Четы Арнольфини».
Еще одним важным моментом была материальность изображения этого металлического предмета. Эпоха Возрождения объединила их. Вернувшись в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5, 5-метровой статуи Давида (1501-04, Академия, Флоренция). Кроме Флоренции, где самым крупным мастером этого времени был С. Боттичелли, возникают новые художественные центры и местные школы Умбрии, Северной Италии, Венеции.
Однажды он разглядывал рисунки Жана Огюста Доминика Энгра (Jean Auguste Dominique Ingres) — лидера французской академической школы 19 века. Каким образом писать картины больше размера 30квадратных сантиметров. Появляется новый тип так называемых пластинчатых (или дощатых) стульев. По многогранности своей деятельности эта идеальная «ренессансная личность» сравнима лишь со всемирно известным мыслителем и художником Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Грюневальд изображает Христа в образе человека исключительной кротости и терпения.
Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя. Восприятие действительности проверяется опытом, экспериментом, контролируется разумом. Ларцы обычно богато декорировались. Все прибрежные жители, по словам французского историка Ф. Броделя, получали от этого выгоду. В более поздний период резьба становится более пышной и выполняется в высоком рельефе. Собственный портрет Рафаэлы находится справа, возле своего учителя, Перуджино26.
Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем. Пока Дэвид Хокни не взял в руки лупу. Автор этого главного храмового сооружения – Арнольдо ди Камбио.
Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. В его позе чувствуется огромная воля, лицо напоминает хищную птицу. Колонны и пилястры нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. Кардано и Н. Тарталья открыли новые способы решения уравнений 3-й и 4-й степени.
Но они интересуются ею по-разному и видят в ней разное. Эти циклы связывают с Чёрной смертью— эпидемией чумы в Италии в 1348 году. Как никто, Брейгель выразил дух своего времени и его народный колорит.
Кем являются ещё два изображённых слева персонажа, достоверно неизвестно. Превращение нимфы в богиню цветов при помощи Граций означает возвращение Души к предвечному духовному состоянию, которому покровительствует бог Меркурий-Гермес-Тот, сопровождая души после смерти и приводя их к райскому Блаженству в потустороннем мире. В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства.
Глубокий интерес к личности, к ее облику и характеру – это сближает художников итальянского и северного Возрождения. Она ведь известна еще современ Аристотеля ипредставляет собой темную комнату, вкоторую сквозь небольшое отверстие попадает свет итаким образом втемной комнате получается проекция того, что перед отверстием, новперевернутом виде. В скульптуре (Л. ИвГильдии Святого Луки (Guild ofSaint Luke), основанной вАнтверпене ивпервые упоминаемой в1382 году (затем подобные гильдии открылись вомногих северных городах иодной изкрупнейших была гильдия вБрюгге— городе где жил Ван Эйк) тоже были мастера изготавливающие зеркала. Стиль Генриха II, который сохраняется даже в Позднем французском Ренессансе 80-х гг.
В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. Как на этой картине из 1600-х из музея Франса Халса, где танцует пара левшей им грозит пальцем леворукий старик, а под платье женщины заглядывает леворукая обезьянка. Это был первый конный памятник эпохи Возрождения. Гениальные работы принадлежат таким известным художникам, как Паоло Веронезе, Тиноретто, Якопо Понтормо (Карруччи).
Маргариты означает благополучные роды. Перед итальянскими художниками открылся новый мир возможностей. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Вместо дуба основным материалом мебели становится ореховое дерево. Изучая природу, совершенный художник-естествоиспытатель тем самым познает «божественный ум», скрытый под внешним обликом натуры.
Хокни понял это, поскольку сам занимался такими картинками— онделал множество фото-коллажей, вкоторых достигается точно такойже эффект. В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная вечеря» (1495-97 из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма поврежденном виде). Возьмем, к примеру, знаменитое произведение Яна Ван Дейка «Портрет четы Арнольфини».
Ему принадлежит приоритет в формировании жанра пейзажа. В свои религиозные картины художник вводит античные образы. Творчество становится сложным и приобретает черты противоборства различных направлений. Цецилии до сиенских мастеров во главе с Амброджо Лоренцетти. Помимо Италии, развитие искусства и живописи имело важное место и в других странах Европы.
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. А. Ливрага).
Слегка заостренный огромный (диаметр — 42 м) купол состоял из двух оболочек, основной каркас — из 8 основных ребер и 16 дополнительных, связанных между собой погашающими распор горизонтальными кольцами. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых значительных произведений в истории мирового искусства.
В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Наиболее распространенной темой картин являлась «Мадонна с младенцем». Сенсация, увы, дутая. Сознавая ценность художественной неповторимости, творцы произведений начинают подписывать свои творения, Так, на дверях флорентийского баптистерия написано: «Чудесное произведение искусства Лаврентия Чоне де Гиберти».
но также и холод зимы. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу), увенчанный башенкой и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. Сундук начал утрачивать характер простого ящика. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. Его мадонны и другие библейские героине – явные горожанки и современницы художника. — «школа») — здание религиозного благотворительного общества, служившее для просветительских целей.
курульные кресла. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном потопе». Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях.
В картине изображены 12 апостолов, разбитых на 4 группы. Онраздобыл копию такой люстры ипопытался нарисоватьеё. Средняя Италия. Высокий Ренессанс, наивысшая точка развития итальянского искусства в кон. Потолки стали делать под античность. Доменико Гирландайо в кратчайшие сроки написал свою собственную версию картины12. Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг.
Гуманистический идеал женской красоты воплощен в портрете Моны Лизы («Джоконда», около 1503). Для того, чтобы увидеть какую либо часть в фокусе, нужно изменить положение холста под лучами проекции. Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства.
Стремление к использованию древнеримских мотивов вытеснило остатки готики.
Жанекен, К. Лежён). Конечно, публике понадобился целый век, чтобы догнать художников впонимании визуальной музыки иперестать считать людей вроде Ван Гога «сумасшедшими». Оплотом республиканского строя на Апеннинах были города Венеция и Флоренция.
Его перу принадлежат знаменитые трактаты «Десять книг о зодчестве» (1449—52), «О живописи», «О статуе» (1435—36). Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. В переводе с латыни Флоренция означает цветущий край.
Где же Икар и при чем его падение. И еще один момент, теперь изображение было не «широкоугольным», а примерно нормального аспекта — то есть примерно таким, какое оно сегодня при фотографии с линзой с фокусным расстоянием 35-50мм. В свите кардинала находился и молодой Пикколомини. Босх – замечательно своеобразный художник.
Подобные композиции встречаются в конце XV века у Иеронима Босха. Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат в ансамбле Новой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1520-34), во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания Христа» (ок. В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды.
Удлиненные пропорции фигур, чуть манерные движения, легкие наклоны головы близки к придворному идеалу. Если возможно, да минует Меня чаша сия". Итальянские дворцы называются палаццо (от лат.
Обычно в таких дворцах наиболее чётко выделялся вестибюль (для приёма посетителей), библиотека (что не удивительно в век начала книгопечатания и широкого распространения книг), кабинет-студиоло и галереи. В Рим он вернулся только в 1508, получив от Юлия II заказ на роспись Сикстинской капеллы.
Картины той поры проникнуты светлым и приподнятым настроением. Живопись насыщена неповторимым стилем. Многочисленные изображения Богоматери («Сикстинская мадонна», ок. Екатерина Александрийская», ок.
При изображении стального предмета очень важно расположить блики как можно более реально, так как это придает огромную реалистичность. Тяготение к монументальной укрупненности форм сказалось уже в первых его работах — рельефах «Мадонна у лестницы» (ок. Иероним держит раскрытую книгу и макет базилики, у его ног лежит лев.
Кроме того, Франциск I приказал построить многочисленные дворцы в центральной Франции – в провинции Иль-де-Франс, в частности, Мадридский замок и Загородный замок Фонтенбло (60 км от Парижа), который вместе с пристройками 1528 – 1540 гг. 1514-15, Лувр) и т. н. «Донна Велата», возможно – модель «Сикстинской мадонны» (ок. Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Так, в конкурсе 1401 г. на изготовление северных бронзовых дверей баптистерия принимали участие и прославленные мастера и двадцатилетние Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. В последней как бы подводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции вместе с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью, представлена на краю пропасти.
Такой шкаф служил для хранения деловых бумаг, денег, драгоценностей. Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке. Аэто говорит очем. Он является так называемой первой ступенью в подготовке к возникновению Ренессанса.
Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. Но уже в конце 13 века у некоторых иконографов (С. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Воссоздав точную трехмерную модель люстры, команда Хокни убедилась в том, что люстра на картине «Портрет Четы Арнольфини» нарисована точно в перспективе с одной точкой схода. Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров.
Они разрабатываются как целые скульптурные гротескные композиции. обобщения изображений с помощью условных приемов — упрощения цвета, формы и объема) пользовалось большим успехом в кругу образованных флорентийцев. Младенец ест черный виноград – символ причастия.
В эпоху Возрождения скульптура и живопись широко распространились за пределы храма. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей. О том, что он запросто мог увезти секрет гильдии Святого Луки — зеркало — с собой, во Флоренцию, в которой, как считается в традиционной истории и начался Ренессанс, а художников из Брюгге (и соответственно и других мастеров) считают «примитивистами».
В искусстве особое внимание уделяется пластической проработке форм и рисунку. Скрещивающиеся ножки-опоры таких стульев (кресел) имеют плавно изогнутую форму их нижние и верхние выступающие над уровнем сиденья концы соединены поперечными планками. На первом плане красивый всадник на белом коне, в роскошном платье и шляпе, повернув голову, смотрит на зрителя – это Эней Сильвио.
Оно задавало идеалы и образцы светлого, жизнеутверждающего характера. Мантенья много занимался гравюрой и оказал большое влияние на Дюрера. В принадлежащем его кисти парном портрете супругов Арнольфини изображение обыкновенных людей, одетых по тогдашней довольно вычурной моде, в обыкновенной комнате с люстрой, балдахином, зеркалом и комнатной собачкой представляется каким-то чудесным таинством. Она была запатентована в 1807 году Вильямом Хайдом Волластоном. Одетый в античные доспехи, сидит Гаттемелата (это его прозвище, означающее "пятнистая кошка") на могучем коне в спокойной, величавой позе. Юг Европы будет задет процессами реформации в значительно меньшей степени.
Наиболее распространенные декоративные мотивы – вьющийся стебель, акантовый лист, музыкальный инструмент, городской пейзаж, натюрморт. Важно подчеркнуть, что именно в эту эпоху, впервые в истории, мир машин и механизмов занял определенное место в кругу художественных проблем. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40, 93 х 13, 41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия — от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа», 12 огромных фигур сивилл и пророков в боковых поясах свода, цикл «Предки Христа» в распалубках и люнетах, 4 композиции в угловых парусах на темы чудесного избавления иудейского народа. 1550-55) и др.
Эти пространства были как бы взаимно связаны. Одной из его лучших работ является новаторски написанное Распятие». Философия жизни, заключенная в его иносказаниях, горька иронична, но и мужественна. В этом одно из главных отличий Высокого Возрождения от раннего.
Темами росписей была обычная семейная жизнь людей. Особую роль в обогащении городов сыграли крестовые походы. Раннее бюргерство северных стран тоже не было столь «буржуазно ограниченным», как его поздние потомки. Как уже было выше сказано, пальма считается символом спасения и райской жизни.
Створки грандиозного алтаря расписаны в два яруса и внутри и снаружи. Бизнес был закрытым для посторонних — художники состояли в гильдии, в ней же состояли самые разные мастера — от тех кто делал седла до тех кто делал зеркала. Матис Нитхард известный также под именем Грюневальд (1470-75 – 1528), поражает богатством и яркостью религиозных фантазий, экстатичностью изобретательной композицией. Огромная роль, которую в архитектуре Раннего Возрождения сыграл Брунеллески, а в скульптуре — Донателло, в живописи принадлежала Мазаччо (1401—1428). Возник эклектичный, но весьма оригинальный прием декорировки.
Декорация дверей включает десять квадратных композиций из позолоченной бронзы, своей необыкновенной выразительностью напоминающих живописные картины. Эти фигуры больше человеческого роста. Обнаженное тельце Младенца кажется удивительно живым. Вот так он наткнулся на тайную сторону в истории живописи начиная с Ренессанса.
Тема черной смерти призывает зрителей сосредоточить внимание на необходимости перед наступлением смерти совершить покаяния и отпущение грехов. Высоко начинают цениться знания и науки. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.