«воз сена»—триптих Иеронима Босха, находящийся в коллекции музея Прадо в Мадриде. «воз сена» («Воз с сеном»)— триптих Иеронима Босха.
Это тажизнь, которую ведет человек, скоторой, даже покидаяее, онсвязан. На фоне адского пламени, разгорающегося на заднем плане, дьявольские каменщики спешно заканчивают строительство Башни мучений. Иконографическим новшеством является то, что Босх связал грехопадение прародителей, Адама и Евы, с низвержением восставших ангелов. При сравнении с доской «Семь смертных грехов», где в изображении Ада подписано, какие грехи чем наказываются, можно догадаться, за что грешники несут кару здесь. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало.
Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Главными учителями Босха считаются его отец ипериодически приезжавший жить вихгород художник изГолландии Д. Боутс. В центре композиции – Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. В литературной фантазии «», созданной в XIIв. Современников Босх приводил в восхищение своей живописной техникой.
В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Изображение Христа – подлинный центр картины. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.
В нидерландской народной песне (около 1470г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Основное внимание уделено одному из смертных грехов – погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми.
Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550г. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. История искусства.
Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Венский «Страшный суд» Босха рисует удел человеческий в самых мрачных красках. Тема дороги-жизни и здесь сохраняет своё значение, но теперь Босх рисует весь путь земной истории – от зарождения мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира. Ведь есть у него и прекрасные, солнечные изображения святых и далеко за сценой с возом сена расстилается чудесный пейзаж, а в облаках виден светлый облик Христа.
Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. Рассматриваемая композиция – первый чистый пейзаж в истории нидерландской живописи. на фламандских гравюрах. Вполне в духе Фомы Кемпийского, воскликнувшего в своем «Подражании Христу»: «Если любовь к Богу не удерживает тебя от греха, то пусть, по крайней мере, удержит страх перед Адом». На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Благодаря своему росту он возвышается над окружающим его пустынным пейзажем. Воз сена – первое произведение нидерландской живописи, представляющее народную поговорку в религиозном освещении.
Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Принято считать, что триптих выполнен в 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа Красивого (Габсбурга), хотя размеры указанного в документе произведения отличаются от размеров венского триптиха. Нож, клинок, лезвие традиционно являются носителями сексуальных ассоциаций. Центральная часть триптиха изображает земной мир.
На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Впервые упоминание оИерониме, как члене религиозного «Братства Богородицы» встречается в1480году, впоследствии онстал главой этого братства. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. Босх неистощим в своих описаниях наказаний за различные прегрешения.
Только природа остается чистой, бесконечной. Сюдаже можно отнести картину «Блудный сын». Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Средневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.
На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Возможно, оба триптиха являются оригиналами. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне— христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося «Граду небесному Иерусалиму». Однако каждый человек стремился забрать себе всё. Правый ставень «Ад» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха изображает грешников, осужденных Богом. Босховский персонаж приводит на память Обывателя (в голландской литературе – Elckerlijk, в немецкой – Jedermann), чье духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Кроме того изображена только что появившаяся растительность. Левый ставень «Рай» или «Райские кущи» триптиха «Страшный суд» Иеронима Босха иллюстрирует вторую и третью главы Книги Бытия.
В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Около 1450 года вХертогенбосе всемье художников, родился Йероен ванн Акен (Босх). В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин.
Справа несколько монахинь накладывают сено в мешок под наблюдением сидящего за столом монаха, чьё объёмное брюхо свидетельствует о чревоугодии. Влюблённые пары на верху воза предположительно воплощают грех любострастия, в чём-то противоположного алчности, поскольку погоня за чувственными наслаждениями предполагает скорее расточение земных благ, чем их сбережение и накопление. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Асзади него жизнь, покидаемаяим. Подкупает то, что это, пожалуй, единственная лирическая, на первый взгляд, композиция Босха, в ней нет ужасного, она выполнена в ясных и сочных тонах, залита мягким светом. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.
Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Нонахудом лице горят завороженные глаза— они прикованы кчему-то невидимому нами. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все».
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов).
Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки. Все эти подробности призваны усилить основную тему – торжество алчности. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности.
На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укрепленным на конце колесом – на нем было принято выставлять тела казнённых преступников. Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха – спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений. На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: «ручная пила», «пояс смирения», «аист», «покаянные рубашки», «козлы для ведьм», колодки, жаровни, ошейники.
—так писал оней Р. Б. Климов. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. Можно с уверенностью сказать, что все изображенное художником – это иносказание.
Тем не менее, в деталях художник и тут проявляет удивительную фантазию. Этот триптих создан около 1500 года. В «железные ботинки» зажимали ноги – степень сжатия зависела от суровости приговора в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.
Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Удлинённость пропорций и S-образный изгиб, характерные для босховской трактовки обнажённого женского тела, явственно говорят о живучести готических традиций в искусстве Северного Возрождения. Картины мучений земных кажутся даже более пугающими, чем картины мучений адских. На фоне бескрайнего пейзажа следом за огромным возом сена движется кавалькада и среди них – император и папа (с узнаваемыми чертами Александра VI). Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.
Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву.
Некоторые исследователи усматривают влияние на Босха алхимии и мистики, особенно Иоганна Рюйсбрука, фламандского мистика, прозванного Удивительным или Великолепным. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XIIв. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi – сено и ничто). В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Очень вероятно, что выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». В конечном счете, всё обернется hooi — так звучал припев песни того времени.
Его дедЯн иотец Антониус ван Якены были живописцами, которые занимались росписью картин для монастырей ихрамов, чему можно найти множество доказательств вгородском архиве. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях — например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага — ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi — сено и ничто). Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. Неотвратимость Судного дня осознавалась всеми верующими, но все ли могли надеяться на спасение от ужасающих мук, которые ожидают закоренелых грешников. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.
Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов. О технике живописи Иеронима Босха. Босх изображает здесь третий день творения: сотворение земли, плоской и круглой, омываемой морем и помещенной в гигантскую сферу. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е.
Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. ирландским монахом-бенедиктинцем, путешествие через Ад состоит из описания всех видов мучений, в том числе наказание за кражу святынь, всевозможных демонов и скотских чудовищ. Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине – «Блудный сын». 1500, Мадрид, Прадо).
Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Внешние ставни алтаря «Воз сена» имеют свое название «Жизненный путь» и по мастерству исполнения уступают изображению на внутренних створках и были закончены, вероятно, подмастерьями и учениками Босха, хотя ему принадлежит общий композиционный замысел. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.
Библейский эпизод грехопадения Босх изображает вполне традиционно: вокруг древа познания добра и зла объявилась змея— это дьявол искуситель рода человеческого, начиная с прародительницы Евы. Эти ангелы грешили и Князь тьмы, завидуя Адаму, заставил его в свой черед согрешить. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага— ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi»— «сено» и «ничто»).
Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Левая часть триптиха написана в красновато-коричневой цветовой гамме напряженность лишь немного смягчается голубыми отблесками. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая.
Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). Воз сена (1500—1502 гг. ) – трёхстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Босховский персонаж приводит на память «Обывателя» (в голландской литературе— Elckerlijk, в немецкой— Jedermann), чьё духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени. Обе версии неплохо сохранились, обе подверглись масштабной реставрации, а потому мнения учёных относительно того, какая из них – оригинал, расходятся.
Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Если в изображении «Земного Рая» в триптихе «Сад земных наслаждений» Иероним Босх показывает нормальные, естественные взаимосвязи, пусть и не всегда гуманные, то в «Аду» – все перевернуто.
Сцены разворачиваются в цветущем райском саду. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Несмотря насвою любознательность иобщительность, Босх никогда невыезжал дальше ближайших окрестностей своего селения. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком.
Иногда он становится почти «импрессионистическим», сгущаясь в тончайших зигзагах и мерцающих прожилках, полученных от прикосновения щеточки с белой краской. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. В своей версии Ада Босх опирался на литературные источники, расцвечивая почерпнутые оттуда мотивы игрой собственной фантазии.
которую Бог уготовил человечеству. в боковом пределе) братства.
Является самым масштабным из уцелевших произведений Босха. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально.
Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. Работа подписана и совпадает по размерам с упоминаемой в документах.
На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. Это блудный сын, уходящий вотчий дом. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена.
Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Очевидно, в этом проявилось пессимистическое видение художником будущих судеб мира. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). «В конечном счёте, всё обернётся hooi»— так звучал припев песни того времени. Однако каждый человек стремился забрать себе все.
Так же как у большинства нидерландских, а затем и голландских мастеров, символика Босха очень разнообразна, один общий ключ ко всем его картинам подобрать невозможно. Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов.
Поздние произведения Босха вбольшей степени обращены ктеме одиночества. Собственно, вторая и третья части ветхозаветной Книги Бытия – традиционный рассказ о том, как грех пришел в мир (сотворение Евы искушение первых людей дьяволом и изгнание их из Рая). О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, так как они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. В триптихе Искушение св. Замысел «Воза сена» и глубже и шире обыденного смысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира.
Триптих изобилует маленькими фигурками, написанными в смелой технике мазка. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Пляшущие крестьяне— образ иной, моральной опасности подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились «музыкой плоти» и покорились ей. Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери – религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением. Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне.
Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Сюжет не нуждается в пояснениях.
Такова страшная участь. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия.
На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Центральная часть. Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Зритель, первоначально сбитый с толку пёстрым зрелищем первого плана, с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. И фантазия Босха вновь проявляет себя поистине беспредельной.
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. А вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. Однако каждый человек стремился забрать себе все. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может». Творчество Босха загадочно.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан.
В день Второго Пришествия мертвые восстанут из гробов своих и Христос будет судить всех, воздавая каждому «по делам его». ирландским монахом-бенедиктинцем, путешествие через Ад состоит из описания всех видов мучений, в том числе наказание за кражу святынь, всевозможных демонов и скотских чудовищ. Это и«Иоанн Креститель» и«Святой Иероним вовремя молитвы», вкоторых творчество великого художника сумело отразить всю сложность ивесь трагизм духовного бытия переломного времени, вкоторое ему довелось жить. Это особенно видно по изображению преисподней. Левая створка триптиха посвящена теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Это единство закономерно иестественно.
Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. «Железный шлем» завинчивался на голове, ломая кости черепа. Алчность заставляет людей лгать и обманывать: внизу слева мальчик ведёт за руку мужчину в некоем подобии цилиндрана голове, который притворяется слепцом, вымогая подаяние.
Данную работу очень высоко оценил будущий король Кастилии Филипп Красивый. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Дом спродранной крышей иполуоторванной ставней реален.
На эту тему Босх создал немало впечатляющих картин, но самая сильная по воздействию, пожалуй, та, что на правой створке этого триптиха. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укреплённым на конце колесом— на нём было принято выставлять тела казнённых преступников. Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы набитый соломой кошель у него на боку указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут. Исобачка— маленькая, ссумасшедшими глазами, — приспустив голову, смотрит вслед уходящему. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен.
Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине, «Блудный сын», также представленной на выставке в Хертогенбос. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале.
На наружных створках алтаря Босх изобразил фигуру нищего странника. В конечном счете, всё обернется hooi – так звучал припев песни того времени. Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Спорна центральная часть.
На среднем – херувим с огненным мечом изгоняет их из Эдема. Распростертый на земле человек, которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех развратников. Внешние створки «Сотворение Мира» алтаря «Сад земных наслаждений».