Купить картину или постер "Воз сена", художника Иеронима Босха вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. В конечном счете, всё обернется hooi -- так звучал припев песни того времени. Основное внимание уделено одному из смертных грехов -- погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия стяжательство, корысть, жадность), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Раскрытый алтарь являет зрителю тот же образ грешного мира, но уже в развёрнутом и углублённом виде.
В постели, окрашенной в цвет пламени, лежит пара прелюбодеев. Распростёртый на земле человек, которому жаба впилась в детородный орган, разделяет участь всех развратников. Босх издевается, грозит мировым злом, но мир в целом представляется ему гораздо более сложным. Возможно, картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает, сколько сможет». Под другим деревом под звуки волынки пляшут крестьяне. «Видимо, рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви», —умилительно пишет.
Пляшущие крестьяне— образ иной, моральной опасности подобно любовникам на верху воза с сеном, они прельстились «музыкой плоти» и покорились ей. Центральная часть триптиха изображает земной мир. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Художник заполняет пространство апокалиптическими пожарами и руинами архитектурных построек, заставляющими вспомнить о Вавилоне— христианской квинтэссенции бесовского города, традиционно противопоставлявшегося «Граду небесному Иерусалиму». Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая.
Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Замысел «Воза сена» и глубже и шире обыденного смысла пословицы: сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира. У Тунгдала вести корову по узкому подобно бритвенному лезвию мосту приходится грешникам, грабившим церкви и совершавшим иные святотатства, чем, вероятно и объясняется потир, зажатый в руке босховского персонажа. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.
Воз сена – первое произведение нидерландской живописи, представляющее народную поговорку в религиозном освещении. Эта нечисть увлекает воз, а с ним и всю толпу прямо в ад изображенный на правой створке триптиха. В нидерландской народной песне (около 1470г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. «Чудовища и подобные им персонажи Босха являются не порождением прихотливого воображения, а существами из другой реальности гораздо более близкой к истине, чем та, что мы фиксируем глазами.
Правый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена». Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником.
Это потому, что я не мог переносить великого развращения слепотствующих народов Италии, особенно когда я видел, что добродетель в корне угасла, а пороки восторжествовали. Спорна центральная часть. Левая створка триптиха посвящена теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Все эти подробности призваны усилить основную тему -- торжество алчности. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.
Однако каждый человек стремился забрать себе всё. В XVI веке сено несло в себе такие понятия, как ложь и обман, а выражение отвезти сена кому-либо означало высмеять или обмануть его. Левый ставень триптиха Иеронима Босха «Воз сена» посвящен теме грехопадения прародителей, Адама и Евы. Жаба забралась на колени к обнаженной молодой женщине, обозначенной как «superbia» (гордыня или тщеславие). Каждый день я молил Господа Иисуса Христа, чтобы Он извел меня из этой грязи».
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. на фламандских гравюрах. Одна из лучших иллюстраций на эту тему — триптих «Воз сена», хранящийся в Прадо. Воз сена (1500—1502 гг. ) – трёхстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню.
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. в боковом пределе) братства.
Справа в кресле восседает аббатиса необъятных размеров и жирным лицом. Мы знаем также, что около 1481 года Босх женился на знатной и богатой Алейт Гойартс ван ден Мервене, вероятно благодаря этому браку, он приобрел независимость и мог писать, что хотел. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях— например, остались описания современников о том, как в 1563г. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Босх смог разглядеть их, а именно понять суть самого мира, что и выразилось в пейзажном фоне триптиха «Воз сена».
В руке стакан вина. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах).
На фоне адского пламени, разгорающегося на заднем плане, дьявольские каменщики спешно заканчивают строительство Башни мучений. Основное внимание уделено одному из смертных грехов — погоне за благами земными, то есть алчности (в расширительном значении слова, куда входят понятия «стяжательство», «корысть», «жадность»), различные ипостаси которой обозначены движущимися за возом и вокруг него людьми. Именно таков был аллегорический смысл изображений возов с сеном, появлявшихся после 1550г. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях -- например, остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага -- ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi -- сено и ничто). На верхушке воза обнимается влюбленная парочка.
Одни угрожают жизни, воплощаясь в образах разбойников или злобной собаки (впрочем, она может символизировать также и клеветников, чьё злоязычие часто сравнивали с собачьим лаем). Это было для меня самым тяжким страданием, какое я когда-либо испытывал в этом мире. В отдалении видны разбойники, ограбившие другого путника и привязывающие его к дереву. Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы набитый соломой кошель у него на боку (данный фрагмент существует лишь на версии триптиха из Прадо) указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут.
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Под колесами воза идет ожесточенная драка. Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Но эта победа иллюзорна: ещё миг — воз сдвинется и адское пламя в одно мгновение испепелит его вместе со всем грузом, тогда как его Соперник постоянен и неуничтожим. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях — например остались описания современников о том, как в 1563 году дьявол Лживый, в иерархии демонов отвечающий за ложь и обман, вез по улицам Антверпена груженую сеном телегу, за которой шли люди разного звания, разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага — ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова hooi — сено и ничто). Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.
Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. В нидерландской народной песне (около 1470 года) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо.
Возможно, оба триптиха являются оригиналами. На наружных створках алтаря Босх изобразил фигуру нищего странника. Справа несколько монахинь накладывают сено в мешок под наблюдением сидящего за столом монаха, чьё объёмное брюхо свидетельствует о чревоугодии. Босховский персонаж приводит на память «Обывателя» (в голландской литературе— Elckerlijk, в немецкой— Jedermann), чьё духовное паломничество служило темой для многочисленных нравоучительных пьес того времени.
Демоны в облике летучих мышей и покрытых шипами насекомых тянут их в разные стороны. Творчество Босха загадочно.
Расположившаяся на возу компания «беспечных баловней судьбы» заслуживает пристального внимания. Атака, естественно, ведется на розовую Еву. Женщина выступает причиной зла, первородного греха и вечного проклятия. Тема дороги-жизни и здесь сохраняет своё значение, но теперь Босх рисует весь путь земной истории – от зарождения мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира.
Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Босховская игра со словом сено полна смысловых подтекстов.
Так, на картине жарится чей-то обед, женщина обмывает ребенка, две женщины застыли в молчании, прислушиваясь к зарождению жизни в одной из них (иконологически этот сюжет похож на сюжет встречи Марии с Елизаветой). В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера.
Существует множество попыток интерпретировать сюжет триптиха. Она предназначена для душ осужденных грешников, сопровождавших в Ад воз сена. Этот триптих создан около 1500 года. Воз сена имеет еще одно метафорическое назначение. «В конечном счёте, всё обернётся hooi»— так звучал припев песни того времени.
У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага— ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi»— «сено» и «ничто»). Впоследствии Босх использовал этот замысел в другой картине, «Блудный сын», также представленной на выставке в Хертогенбос.
Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.
Однако каждый человек стремился забрать себе все. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Идет своим чередом. Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Таким образом, мир полон парадоксов. Под мостом свора собак, опередив своего хозяина, уже настигла убегающих грешников.
Безусловно, судя по размерам аббатисы, не уступающих мешку. Они расположены на возу, —имеют все блага жизни в достатке. На правой створке триптиха изображены бесы-каменщики, возводящие исполинскую башню. В конечном счете, всё обернется hooi — так звучал припев песни того времени. Сатира – одна из сторон живописи Босха.
Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. Однако каждый человек стремился забрать себе все. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Ее поворот основывает все движения центра – слева направо, то есть от рая к аду.
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты.
Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. В рыночной сцене с картины «Фокусник» легковерный церковник наклоняется над столом, на котором разложены магические приспособления. В литературной фантазии «Видение Тундала», созданной в XIIв.
На верху воза изображенного на доске, которая находится в Прадо, музицирует синий (традиционный цвет обмана) демон. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Работа подписана и совпадает по размерам с упоминаемой в документах.
Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном. Есть в этом и ещё один нюанс поскольку сено — товар дешевый, оно символизирует никчемность и ничтожность земных благ. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). На холме (на заднем плане) вокруг виселицы собралась толпа, а рядом виден высокий шест с укреплённым на конце колесом— на нём было принято выставлять тела казнённых преступников.
Все сцены распределены в пространстве единого пейзажа изображающего Рай. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Изображение Ада встречается в творчестве Босха гораздо чаще, чем Рая. Триптих Иеронима Босха «Воз сена» считается первой из больших сатирико-правоучительных аллегорий зрелого периода творчества художника. Благодаря своему росту он возвышается над окружающим его пустынным пейзажем.
Тем не менее, картина имеет ярко выраженный трагический и грехоподобный характер. Очень вероятно, что выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Изображение Христа – подлинный центр картины.
Лекарь-шарлатан в центре выложил на стол свои дипломы, склянки и ступку, чтобы поразить воображение легковерной жертвы набитый соломой кошель у него на боку (данный фрагмент существует лишь на версии триптиха из Прадо) указывает на то, что деньги, нажитые неправедным путём, впрок не пойдут. О мире и покое говорит свернувшаяся у костра спящая собачка. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Здесь изображено возмездие за различные грехи, которые объединяет тема жадности. Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду.