Шедевры Диего Веласкеса – Вакх, Триумф Вакха, Кузница Вулкана, Сдача Бреды, Менины, Пряхи, Венера с зеркалом, Старая кухарка, Завтрак, Завтрак двух юношей, Служанка-мулатка, Музыканты, Водонос. Водонос – картина утреннего периода творчества испанского художника Диего Веласкеса (1599 – 1660). Картина «Водонос» была написана в 1622 году необыкновенно одаренным и образованным испанским художником Веласкесом.
Вот и в картине Веласкеса водонос передает стакан воды как огромную ценность, осторожно, чтобы не расплескать. Испанцы даже указывают, что этот Аквадор с Севильи – был корсиканцем. Каждый образ на редкость красноречив. 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Впоследствии оно только увеличивалось. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. На переднем плане – несколько работниц. Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Далее. Мастер дает собственную трактовку старинного мифа, поэтизируя красоту и величие человеческого труда и таланта.
Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634 – 1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Веласкесу несказанно повезло. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).
Разлитая нечаянно вода увлажняет глину и делает её темнее, капли объемны и прозрачны. По одной версии, Веласкес создал аллегорию на испанскую монархию и с помощью многочисленных деталей, как бывало уже не раз, выразил к ней своё отношение. С неё было сразу же сделано несколько копий.
Необычным в ней было всё – от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. С 1622 года он возглавил правительство.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ".
В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
и о наличии вакансии на это место. Но здоровье Веласкеса было подорвано. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов».
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Множество их, в стремлении выжить, приняло христианство. («Триумф Вакха»). К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Художник передает ее мягкие, детские черты лица.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
1620, Лондон, собрание Веллингтона). Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). К сожалению, его знаменитые Менины (семья короля Филиппа I с автопортретом художника, в костюме рыцаря ордена Сантьяго (318 х 276 см, (Прадо) не были привезены на лондонскую выставку.
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью.
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. После этого он закончил конный портрет короля, он был выставлен на главной улице напротив церкви Сан Фелипе, как предмет восхищения всего двора и зависти других художников, чему я был свидетель Его величество приказал дать ему в награду 300 дукатов и пансион, а также 300 дукатов с доходов прихода далее ему была дана квартира стоимостью 200 дукатов в год.
В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник.
Однако уже тогда Веласкес не ограничивался простым изображением жанровых сцен на близкие севильским гражданам темы. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов, которые он создает по заказу короля в 1630-е. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628 – 1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим – «Сдача Бреды» (1634). В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью.
Диего Веласкес. Как правило, эти картины не имеют мистической окраски, а напоминают, скорее, бытовые сцены. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Именно она и свидетельствует о заинтересованном изучении Веласкесом многих наук, но наиболее манящей для него всё же является живопись. И почти невероятным.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Некоторые исследователи предполагают, что между ними в то время вспыхнул бурный роман, закончившийся с отъездом художника на родину и что Фламиния родила от него сына. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Картина художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое название «Продавец воды из Севильи». Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Оно проявляется во многих его работах. После возвращения из Италии в своих работах он стремится наполнить жизнью схемы парадных изображений.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. С 1622 года он возглавил правительство. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников – художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В дальнейшем подобное использование деталей стало одной из наиболее характерных особенностей стиля Веласкеса. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
К сожалению, его имя неизвестно. и о наличии вакансии на это место. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений».
Эту картину можно назвать полотном вне времени, так как изображённый на ней философский сюжет – диалог победителя и побеждённого, мог быть присущ любому времени и народу. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
6 октября он был назначен придворным живописцем вместо умершего Вильяндрандо с жалованием в двадцать дукатов в месяц, не включавшим в себя будущие гонорары за картины. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Своей особой философией дышит и природа произведения.
1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. – харчевня или трактир). Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Принявшие христианство арабы назывались мариски. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Например, фигуры прелестной инфанты и уродливой карлицы размещены и сопоставлены так, что между ними возникает странное сходство, придающее их образам некие неожиданные грани похожий на изящного мальчика карлик Николасито превосходит всех живостью и свободой.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Водонос». Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В дальнейшем подобное использование деталей стало одной из наиболее характерных особенностей стиля Веласкеса.
Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. В центре полотна показаны испанский и голландский полководцы в момент передачи ключей от крепости. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Севильский водонос, 1622Картина «Севильский водонос» (около 1618-1622) относится к раннему, севильскому, периоду, когда молодой Веласкес увлечённо писал бодегоны – бытовые зарисовки, действие которых происходит в харчевне или в трактире, в винном погребке или на кухне. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес.
Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Центральное место в картине занимает сам водонос. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Две миловидные фрейлины развлекают ее. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
Композиция построена на двух уровнях: на заднем плане показаны три дамы, рассматривающие шпалеры, на одной из которых изображен миф об Арахне. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Мастерство художника достигает такого уровня, что сложнейшие технические приёмы сливаются в одно целое, становясь незаметными для зрителя и оставляя лишь непередаваемое чувство очарованности картиной.
В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра.
Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника – «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В жаркой Испании вода поциновувалась чрезвычайно. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины.
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. И бравый вояка граф Бенавенте, глуповатый седой бородач, по самые уши упрятанный в сверкающую железную чешую. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора.
К этому же времени относится создание Веласкесом серии картин, воспевающих военные победы Филиппа IV. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Обе картины перекликаются между собой и могут восприниматься и как обычное изображение жизненного эпизода и как аллегорическое напоминание о вечных ценностях.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В нем с высокой мерой объективности и глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. В них еще нет того синтеза цвета и объемных форм, рефлексов и теней искусного изображения световоздушной среды, отличающих более поздние произведения мастера. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Хаос мазков чистой краски исчезает при рассмотрении картины с отдаленного расстояния — все сливается в живописном единстве в гармонически прекрасное целое. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. «бодегон»). Размер картины 107 x 81 см, холст, масло. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе.
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Однажды когда Веласкес был болен, ему был послан королевский медик. В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Это он – Веласкес, раз и навсегда поставил живописца вровень с венценосцами. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Впоследствии оно только увеличивалось. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. Его изображение — само воплощение вечных сил природы — усиливает впечатление господствующей тишины, умиротворения, странной завороженности. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Марисков обвиняли, что христианство их внешнее, а души их по-прежнему принадлежат Аллаху.
Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки. А приукрашивать действительность в Испании было не принято. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Веласкес Диего, великий испанский художник. Множество восторгов вызывает даже такая мелочь, как бровь пожилого водоноса.
Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Наряду с другими испанскими творцами Диего обращается к библейским сюжетам, но они не занимают большого места в жизни автора. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn – трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо).
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов – о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы – в оригинальной авторской трактовке. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Эти картины более примечательны мастерски продуманной композицией интригующим подбором цветов и оттенков и сюжетами, в которых с искреннимуважением и теплом отображается жизнь простых испанцев.
Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных.
Это дорого стоило. Огромное уходящее пространство равнины наполнено серебристым туманом раннего июньского утра, с которым сливается дым пожарищ пылающих на горизонте селений. Тем ценнее его стремление раскрыть в каждом обиженном природой черты подлинной человечности, передать в шуте и уроде их душевное состояние, поднимающееся подчас до скорбного трагизма.
Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Впоследствии оно только увеличивалось. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. С неё было сразу же сделано немало копий.
Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма12. Водопричастники (водоносы) — так в насмешку прозваны были еретики гностико-аскетической секты энкратитов (воздерженцев) или апотактиков (отверженцев), основанной Татианом. На фоне тонко прописанных пейзажей показаны всадники: мужчины в костюмах полководцев, женщины – в роскошных туалетах. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью.
Иначе мы бы знали, кто он. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.
Эта работа, в которой он тонко уловил и натурально и бескомпромиссно изобразил горечь, присутствовавшую в лице позировавшего поэта, способствовала укреплению репутации Веласкеса среди столичной знати как умелого портретиста. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» – очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века).
Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Каждая из них не только является прекрасно изображённым эпизодом из жизни, но и наполнена глубоким подтекстом благодаря многим деталям, позам фигур их расположению, освещению – всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Немного воды же пролилось на глиняный кувшин. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует.
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. По третьей, «Пряхи» – это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Это расценивается как свидетельство того, что картина была ему особенно дорога. Трудно поверить, что Веласкесу едва-едва исполнилось двадцать, когда он написал «Водоноса» : подобная виртуозность в передаче фактур предметов достигается путём многолетних упражнений, а для многих так и остаётся недостижимой степенью мастерства. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Большая часть изгнанников отправилась в северную Африку: Марокко, Алжир и Тунис, где какое-то время существовала даже республика марисков.
У её босых ног лежит кошка. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
И виртуоз художник хорошо передает эту влажное пятно свои краски.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
Этого обычая придерживались не только одни энкратиты, а также многие другие аналогичные гностики и аскеты вот таким образом и прозвание водопричастники (водоносы) получило более широкое применение. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Но, несмотря на то, что земляки, державшиеся в столице вместе, пытались помочь художнику, предстать перед монаршими персонами ему так не удалось. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.
Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители. Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.