Известная картина Герарда Доу «Больная водянкой» (1663) изображает визит дипломированного врача (судя по одежде) к больной женщине среднего сословия.
При этом отдельно изображались шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок – атлант (atlas), второй – осевой (axis) и третий. Доктора зовут Девид Гордон Вайт, акушер-гинеколог с более чем 25-летним стажем. Эта тема особенно характерна для русских художников того времени. Его лицо покрыто морщинами, знак «омеги» на челе. Все остальные – женщины, по-видимому страдавшие только от отсутствия любви.
Лица его мы не видим, но представляем выражение ужаса или любопытства на нём. Зато эпоха Возрождения явила немало примеров, в которых была запечатлена медицина.
Спереди от старика – традиционная горелка для воскурений. Но он не берёт его и, возможно, не только потому, что обе руки его заняты. Потом плановый осмотр. Живопись побудила его уже в юношеские годы ученичества углубленно изучать анатомию. Художник призывает нас вместе с ним в свидетели происходящего священного про-месса врачевания (осмотр больных, операции, общение врача с больным, обучение врачебному ремеслу и т. д. ) – от божественных исцелений до более научно осмысленных изображений медицинских сюжетов.
Вы только всмотритесь в лица и позы собравшихся плотным кольцом вокруг людей. Существовавшие табу на фиксацию человеческого тела, общий уровень развития медицины, не позволили в начальный период столь же четко фиксировать «медицинские аспекты» жизни. Всем известны капризы стариков, да ещё больного, немощного. Не случайно живопись занимала важное место в жизни многих деятелей медицины. В основном, это были сюжеты, касавшиеся религиозной жизни.
Голова её покоится на подушке в светлой наволочке с блеклыми крупными цветами на ней. Уж не виновник ли этот парень, стоящий в дверях, всего случившегося с девушкой. А для этого нужны были исследования соответствующих объектов.
Его лицо выражает страдание и ожидание боли. Натолкнуло меня на такие размышления мое недавнее посещение Лувра. Уж мне то это понятно, но не художнику. Рядом с деревянным ящичком, подставленным под больную ногу, лежит третья такая же «косточка», которую он, возможно, откинул.
Ведь боль то мгновенная, а её предчувствие – мучительно и тревожно. Брокгауза и И. А. Что же касается «красных пятен» па щеках художника, то они заметны только на вашингтонском и отсутствуют на эдинбургском автопортрете, написанных в один и тот же год. Максимум, что мог сделать врач – это исследовать пульс, очистить желудок и изучить жидкости, поставить диагноз больному и выписать рецепт.
Тяжёлые бархатные портьеры над альковом или перед входом в спальню. Совет ходатайство удовлетворил. Он выглядит больным. Спустя 10 лет в 1855 году Будковский был возведен в академики за картину изображающую «молодую вдову с дитятей на руках».
Носогубная складка грубая, широкая мышцы рта напряжены, опуская углы рта в гримасе. О том, что больная притворяется, свидетельствуют и поза красавицы и румяный цвет лица и блеск глаз. Лица и фигуры молодых женщин нарисованы с явной симпатией художника и любителя женщин. За период с 22 лет, когда было сделано первое собственное изображение и до 63-летнего возраста – последнего года своей жизни, художник создал около 80 автопортретов, среди которых 40 написаны маслом.
Какой ответ произнесет его наука. А над входной дверью арочный богатый барельеф с фигурками из мифологии.
С раскинутыми руками и раздвинутыми ногами фигура человека вписывается в круг. Женские консультации обычно ругают, а я вот вполне довольна.
Прямо – плэй – бой ХУ11 столетия из Голландии, свободный художник и содержатель таверны. Трагизма на этой встрече с врачом не ощущается. Разумеется, если это не нарисованное панно на стене. Несколько сложнее стало художникам в период средневековья.
По сей день анатомические рисунки в учебниках анатомии воссоздают по принципу, предложенному Леонардо да Винчи. В то же время иронии и доброго юмора достаточно.
У него подчёркнуто-серьёзное выражение лица, даже с напряжённой вертикальной морщинкой на лбу, говорящей, возможно, о его сосредоточенности. Жизнь за границей не была прибыльной и в 1857 году его друг художник И. Келер ходатайствовал перед Советом Академии «о представлении для покупки за 600 рублей картины Будковского «Вдова в мастерской художника», которая была представлена императору, поскольку ее автор, находясь в Париже, «имеет нужду в деньгах». А иногда саму процедуру вырывания зубов называли фокусом. Девочки, привет.
На автопортретах художник Ян Стен изобразил себя в различных обстоятельствах. Этот врач и анатом, по-видимому, был одним из первых, кто начал изучать медицину в свете учения Галена, пытаясь осветить новым истинным светом анатомию, окруженную до того времени густым мраком невежества. Рассматривая известные полотна не менее известных мастеров живописи, я автоматически (профессионально) оценивала состояние изображенных людей: поза, выражение лица, окраска кожи, наличие опухолей, деформаций тела и т. д.
Кроме того, творческая активность художника значительно снизилась в последние годы, а на полотнах Рембрандта ощущается явное преобладание темных тонов. Специалисты-медики стали настойчиво искать черты того или иного заболевания у людей изображенных великими мастерами того времени. Ему, как никому другому среди классиков мировой живописи, принадлежит самая большая серия автопортретов. Врач – это существо недосягаемой высоты, вроде божества. А иногда история болезни, составленная по портрету и подкрепленная «анамнезом» – различными хрониками и преданиями, – может поведать кое-что новое о жизни великих. Исторически медицина и живопись оказались тесно связаны с незапамятных времен. В XIX веке, веке романтизма, в изображениях больных появилась некая театральность.
В этих словах Леонардо предстает перед нами как профессионал-анатом, владеющий в совершенстве методикой вскрытия тел, заложивший, быть может, основы сравнительной анатомии, опирающийся только на полученные в ходе секционных исследований данные. Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы. Героиня – больная явно мнимая, которая «плохо себя чувствует», ее «мучает мигрень» и прочие «дамские ужасы».
Действительно, такая черта лица, как бледность кожи, считающаяся во все времена признаком некоего аристократизма, свидетельствовала о наличии анемии (малокровия), особенно часто встречавшейся у молодых женщин. Хотя, попадаются и произведения, в которых высмеиваются шарлатаны, как, к примеру «Зубодер-шарлатан» Караваджо. Дополнительными основаниями для подобной диагностической гипотезы могли быть пережитые художником жизненные невзгоды (смерть жены, сына, домогательства кредиторов и др). Картина или портрет может стать своеобразным «скорбным листом» (старое название истории болезни) портретируемого или кого-то из изображенных персонажей.
Тем и привлекательны картины, посвященные в той или иной степени медицине, так как они фиксируют срез эпохи, людей (врачей и их пациентов) в повседневной жизни и во время испытаний, серьезно и шутя, но неизменно – от души и талантливо. Я не говорю об одежде или предметах, характеризующих врача или больного. В XVI веке анатомическая практика была деятельностью, которая интересовала не только врачей, но и художников, стремившихся достичь наибольшего совершенства и сходства на картине.
Видны из-под платья кончики красных остроносых туфелек. Я тут совсем новенькая. все анализы на инфекции и посевы чистейшие. Потолочная цветная люстра, лютня на стене за дверью, над ней, похоже, настенные часы.
Однако, по собственному признанию ученого, его настолько мучила совесть, что он не осмелился анатомировать голову, считавшуюся «обиталищем духа и разума». Возможно, что он даже не знает, что это врач. Большую помощь Леонардо в изучении анатомии человека оказал преподававший в Университете Павиа Марко Антонио делла Торре. На автопортретах, написанных в 53-летнем возрасте, Рембрандт выглядит гораздо старше. Совсем по-иному раскрыл тот же сюжет Ян Стен. И в эту проблему помимо больного и зрителя-врача вовлекается и сам художник, решающий ее по-своему, в зависимости от мастерства и таланта. При продолжительном воздействии паров свинца возникают нарушения со стороны различных органов и систем (желудочно-кишечный такт, почки, кроветворная и нервная система).
И в этом Брауэр, мне кажется интереснее. С этим чувством знакомы все кому, когда-либо, удаляли зубы. Визит врача к молодой даме, страдающей «сердечной слабостью от любви» – одна из любимейших тем великого голландского мастера Яна Стена.
С тех пор он посвятил себя жанру несколько его картин находится в Варшаве». Картины-улыбки Яна Стена приглашают нас к радости и смеху. Ведь даже врач, будучи зрителем, воспринимает историю болезни пациента не просто как «скорбный лист» (старое название истории болезни), а серьезную личную проблему, связанную с болезнями. Ларссона «Выздоровление», метафизические смыслы жизни человека открывает Энрике Симоне Ломбардо в картине «У нее было сердце». Возможно, то это придумка автора композиции, ещё одна заморочка или шутка. Так, например, в известной картине Любовная болезнь (1660) разодетый по последней моде того времени врач галантно склонился над опечаленной пациенткой, по традиции отсчитывая пульс на её запястье.
О высоком мастерстве вскрытий свидетельствуют минимальные кровотечения, за исключением почти невидимых капель крови из мельчайших сосудов – капилляров, о существовании которых Леонардо уже тогда был осведомлен и называл их «волосяными сосудами». На шее – небольшой круглый кулон на цепочке. И, опять же, это была своеобразная шифровка Леонардо, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того как человечество до них «дозреет». Именно от Мельци получил некоторые сведения о Леонардо его биограф Вазари, который встречался с Мельци в 1566 году.
Особняком среди картин Яна Стена о визите врача или лечении пациента стоит картина «Немощный старик», на которой врача вообще нет, а показан сам старый больной мужчина в окружении хлопочущей вокруг него, сочувствующей и помогающей ему в лечении родни. Длинноволосый, с узкими кокетливыми усиками во всю длину губы, моложавый мужчина сидит, положив руки на бёдра, предплечьем одной накрыв кисть другой. Быть может именно вот таким образом лавры «отца анатомии» достались Андрею Везалию.
Этот же сюжет обыгрывали и некоторые другие современные ему голландские художники. Первый визит был назначен на 20 марта. Что скажет он. «Физический осмотр» скульптурных работ тоже позволил выявить интересные особенности строения тела людей той эпохи, когда создавались эти произведения искусства.
Уже осенью я пошла проверяться, УЗИ не показало никаких проблем. Красными мазками справа «обозначены височные сосуды». Для контраста можно посмотреть, как ведёт себя женщина в предчувствии или в ожидании встречи с любовником на другой картине под названием: «Идёт гость».
Ведь проводившиеся до Леонардо анатомирования человеческого тела не являлись самостоятельным методом исследования, а скорее лишь наглядно иллюстрировали тексты Галена, который так и не вскрыл ни одного трупа человека. Мне в первый визит ЖК ужасно не понравилась. Становится понятным преобладание на картинах пациенток женского пола.
Сцены болезни приобретали тревожность и мрачность. Но он выглядит и печальным, смотрит из-за плеча, нет блеска в глазах. Кстати, этой медицинской теме («болезни от любви») особое внимание почему-то уделяли малые голландцы, у которых любое полотно похоже на историю в картинках. По этим же причинам истинный «образ Леонардо-анатома» оставался вплоть до XVIII века неведомым для потомков. Да и одетого в костюм побогаче, как мне показалось. Пошла по рекомендации в НИИ Геронтологии к хорошему.
Изображения врача появляются уже в наскальной живописи эпохи палеолита, хотя это были не врачи в их современном образе, а скорее целители с функциями жрецов, осуществлявших ритуалы с неоднозначными лечебными эффектами. В своей книге с рисунками изображающими человеческие органы, Леонардо написал на полях: «Да поможет мне Всевышний изучить природу людей их нравов и обычаев так же, как я изучаю внутреннее строение человеческого тела». Это касается прежде всего изменений со стороны открытых частей тела, кожных покровов (цвет, высыпания, опухолевые образования и др. ). Розово-белый чепец повязан на шее.
Знакомая посоветовала хорошего и опытного врача. В 1845 году он получил малую серебряную медаль (и, видимо, единственную) за картину «Финские импровизаторы». Две кумушки справа за столом, на котором лежат куриные яйца, о чём-то весело болтают. XX век стал еще более эклектичным. Он абсолютно отключен от разыгрывающейся ситуации с приходом врача.
Левая рука как бы с открытой «лодочкой» кистью то ли для охвата подбородка, чтоб не дёрнулась голова в момент удаления зуба, то ли приготовилась принять удалённый зуб. В обычной ЖК со всем этим скромнее, но основную функцию ЖК всё-таки выполняет. Ниже мы видим врача и его пациентку уже в абсолютно другой обстановке.
И даже несколько злорадным или торжествующим его выражением. Лицо сосредоточено и серьёзно.
А вот зубы он удаляет мужчине. Алексей тоже пошёл со мной на первый приём, т. к.
Большое внимание в своих рисунках Леонардо обращает на суставы позвонков – лишнее подтверждение желания исследовать двигательные функции человека. Он выдумывает, подбирает нужные слова.
Такая своеобразная «мельница» дала толчок ряду разнообразных мыслей мастера. Но тщетно. Художник облачён в тёмный сюртук или укороченную куртку – весту (хотя мы и не видим коротких рукавов), с аккуратно уложенным батистовым блестящим белым воротничком без обычных кружев.
Пациентками у Яна Стена, вызвавшими врача на дом обычно являлись женщины. Бугристый шишковидный нос, по позволяет предположить у художника ринофиму (rhynophima – наличие ярко-красных мягких узловых разрастаний кожи носа с обезображиванием его).
Скорее, как пытка, хотя «пытаемый» не скован и не пытается удрать, освободиться, а лишь страдает от боли, старается не двигать головой, но дёргает ногами и крепко сжимает в кулаке левую кисть. Серией своих автопортретов Рембрандт, сам того не подозревая, создал своего рода портретную автобиографию, предоставив возможность многим поколениям медиков изощряться в демонстрации собственных познаний в медицине и строить самые разнообразные гипотезы относительно возможных заболеваний художника. Для частного дома подходили работы относительно скромного формата: разумеется, натюрморты Снайдерса (впрочем, он фламандец), размером 1, 5 х 2, 5 м, годились только для дворцов, зато натюрморты Геда и Калфа и сюжетные картины Яна Стена были в самый раз.
Изобретатель писал левой рукой и невероятно мелкими буковками, да еще и справа налево. При «врачебном осмотре» Рембрандта на автопортрете 1659 года, находящегося в Национальной галерее Вашингтона, поражает вид художника, которому всего 53 года.
Основываясь на собственных анатомических исследованиях, Мондино де Луцци, преподававший в последующем в Болонском университете анатомию и хирургию, создал в начале XIV века «Анатомию», остававшейся фундаментальным трудом вплоть до времен Леонардо. Остальным нет дела, но один из участников веселья поспешно удаляется. Выражение лиц у изображаемых становится более угрюмым и суровым. И тогда на первый план выступает добрый юмор и шутливый образ врача. При изображении обнаженных спектр видимых изменений тела (патологических и конституциональных) расширяется и представляется более разнообразным (масса тела, форма жимота, состояние женской груди и др. ).
Таковы реалии взаимоотношений врача и больного, воплощенные на полотнах с многообразными живописными нюансами. Все больше образов и человек предстает машиной, которую надо починить, как повествует нам Хосе Перес в картине «Операция» или хрупкое создание, как представляет Фрида Кало в «Сломанной колонне». С другой же стороны, я увидела множество работ, популярность и значимость которых находится «в тени» известных шедевров, а вот таким образом не дооценивается человечеством.
На своих картинах мастер тщательно выписывал мельчайшие детали одежды интерьера и посуды. Жил Будковский трудно и в 1846 году, по ходатайству К. Брюллова, ему было назначено пособие «во уважение успехов его в живописи и крайне бедного положения». Господствующий в живописи портрет стал благодаря точностям изображения одним из достоверных источников наличия болезней портретируемых. Отсюда родилась еще одна «автопортретная» диагностическая гипотеза – анемия и хроническая почечная недостаточность вследствие свинцовой интоксикации. Либо этот портрет был написан по памяти. Так, например, на представленной первой картине художника Яна Стена, привлекает внимание своим медным отблеском большой таз и бутылка, очевидно, со снадобьем на столе.
В 1855 году получил звание академика в Петербурге за картину изображающую молодую вдову с ребенком. Уже абсолютно другой, надменный взгляд у врача на следующей картине. Продолжая диагностический поиск по автопортретам художника, можно обратить внимание на линии кремового цвета в области нижнего века и высказал предположение о наличии у художника ксантелазм (отложение жировых субстанций, в частности холестерина). Если художник хотел отразить на полотне физическую боль, то она сопровождалась эмоциональным резонансом не только самого больного, но его окружающих. Иногда хирурги заказывали свой портрет во время вскрытий в этих театрах, в окружении учеников и важных лиц («Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта).
Другой парень куражится, показывая селёдку, утащенную им со стола, накрытого для трапезы. Она несколько напугана или обескуражена явкой врача. В то же время, проявляется и особый интерес к анатомии человека и созданные в это время медицинские труды содержат в себе рисунки, не уступающие порой творениям не самых последних художников. Грязно-малиновые пятна на щеках, красноватый толстый нос.
А с сомкнутыми ногами и приподнятыми руками – в квадрат, при этом образуя крест. До нас дошло около 20 картин Я. Стена на эту тему, в которых время от времени художник находил нужным пояснить полотно надписью: «Ни один доктор не излечит от любви».
Период XVII – XVIII веков изобилует не только образами больных, но и известных врачей того времени – «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрндта Харменса ванн Рейна и другие. Никто не отозвался, никто не подал ему руки помощи в минуты тяжелого испытания. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки. О том же повествуют и лицо старой матроны, сообщающей врачу о недугах страдалицы.
Март. Один из первых – «Автопортрет» из амстердамского Рейксмузеума, где растрепанный двадцатидвухлетний художник всматривается в свое лицо, пытаясь с помощью светотени передать впервые пробудившееся осознание себя художником. Приблизительно в это же время в Болонье появилась школа, в которой проводилось вскрытие тел, если причины смерти остались неясными. Картину можно считать живописным историческим документом, отражающим различные этапы и тенденции развития медицинской науки, уровень врачевания, места проведения лечебных мероприятий, методы преподавания медицины.
Локтионова «После операции», которая запечатлела для нас образы таких великих медиков, как С. С. Юдин, Д. А. Хотя, тут как кому повезет, конечно.
Меня, как врача, привлекали не только изображения людей, страдающих от каких-то недугов, но и диета (пища, напитки) прошлого, сцен врачебной практики, условий, в которых проводилось диагностика и лечение заболеваний. На последующих же автопортретах их вовсе нет. Арапов. Здесь мы видим святых Елизавету, Петра и Павла у входа в церковь.
На его шее видна цепь с медальоном. Например, если вглядываться в картины, можно обнаружить символическую взлетающую птицу. А левой – нащупывает пульс абсолютно не по врачебному. Но и этого мало – он все буквы переворачивал в зеркальном изображении.
А на щеках Рембрандта имеется 9 небольших красных пятен, которые он интерпретировал как телеангиэктазии (расширение капилляров). В этом смысле произведения искусства могут быть полезны для представления об исторической эволюции медицины, поскольку показывают не только саму медицинскую науку в развитии, но и ее представителей в различных аспектах (научных, технических, человеческих). В XVII веке Голландия расцветала и богатела, жители украшали свои дома коврами (персидскими), бело-синим фаянсом (дельфтским) и картинами — прежде всего произведениями своих соотечественников. Взгляд старика любопытствующий, но сомневающийся. Брюллова в 1840-х годах.
Недвижим, как изваяние. Врач тоже попалась ужасная.
Так, Леонардо оказался единственным, от кого пошли проекты церквей, когда алтарь помещается посередине (пуп человека), а молящиеся – равномерно вокруг. Их причёски, шеи, руки и декольте свидетели этого неравнодушия. На картине показана обстановка богатого дома.
На больной белый атласный чепец, застёгнутый под подбородком, свободное широкое тёмно-бежевое платье с красным лифом и большим декольте, бархатная курточка, отороченная светло-голубым (куница или ласка) мехом. Сначала пришлось потратить несколько часов на то, чтобы прикрепиться к поликлинике. Какой сердобольный дамский угодник. Анатомические рисунки Леонардо да Винчи отличались удивительной точностью и иногда опережали в этом отношении иллюстрации к выдающимся медицинским трактатам его времени.
А собачка в ошейнике с сердечком символизирует преданность и любовь. Несмотря на немалое число женщин в комнате, посуда (сковородки и тарелки) лежат на полу, рядом – графин. Мазок с большим количеством лейкоцитов, причину не смогли выяснить, т. к.