Собор Святой Софии — Премудрости Божией, Святая София Константинопольская, Ая-Софья — бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Специалисты сравнивают изображение с самыми совершенными образцами византийской живописи того времени — иконами Владимирской Богоматери и фресками Дмитриевского собора во Владимире. Три главы имеет собор Ивановского монастыря в Пскове, в нём две дополнительные главы, как и в византийских храмах, симметрично поставлены над хорами.
Также к представителям византийских храмов на Руси следует отнести Борисоглебский собор, Николо-Дворищенский собор, Спасо-Преображенский собор, церковь Спаса на Нередице, Успенский собор Елецкого монастыря, Васильевская церковь и многие другие.
На ней изображена Богородица на престоле с Богомладенцем на коленях, а по сторонам — императоры Константин (справа), приносящий в дар город Константинополь и Юстиниан (слева), приносящий Богородице собор Святой Софии.
В каждом храме появляются новые, собственно русские элементы. VIII. Император Михаил VIII (1261-1282 г. ) все средства своей власти направил к тому, чтобы объединить под своим управлением отторгнутые провинции и создать единую монархию. В 196 году до н. э. У церкви нет нартекса и хоров. В церкви имеется четыре главы: главная располагается над центром церкви, а три других, меньшие по размеру, – над нартексом (притвор церкви, внутренняя закрытая паперть-вестибюль). Особый интерес представляет церковь Кафоликон, построенная в Афинах в VIII или в IX веке. Из церквей в провинциях Византийской империи особенного внимания заслуживает Кафоликон (то есть собор) в Афинах, сооружённый в VIII или в IX в. и имеющий форму креста с единственной главой над средним пространством.
II. Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. См. Архитекторов, ваятелей, живописцев, плотников, каменщиков освободил от всех государственных повинностей. Они пользовались правом надзора за многими делами своих городов и епархий, получили право покровительствовать бедными и несчастным (persona emiserabiles) и судить тех, кто по своим преступлениям оказывался выше гражданских законов иногда являлись начальниками народа () и даже пользовались царскими почестями.
был Константин XI Палеолог (1448-1453 г. ), который, несмотря на личные свои достоинства, не мог по слабости и разрозненности своих военных сил противодействовать наступательному движению турок под предводительством султана Магомета II, решившегося положить конец существованию византийской империи. Константин Великий с успехом закончил реформу в устройстве управления в государстве, предпринятую еще Диоклетианом (284-305 г. ). Подобные же сношения были при императорах Иоанне Кантакузине, Иоанне V Палеологе, который даже лично ездил в Рим к папе Урбану V и Михаиле II: императоры обещали созвать собор для окончательного решения вопроса об унии, а папы обещали военную помощь, но дальше слов те и другие не шли.
Весь христианский мир был поражен этою тяжелою потерей. На эту технику опиралось развитие и армянской архитектуры – в раннее средневековье Киликийская Армения располагалась на побережье Средиземного моря рядом с Сирией. о них особо), на Патмосе – св. Впрочем, последующие византийские зодчие не довольствовались простым копированием св.
Апостолов, св. было очень тяжелое, когда престол занял император Алексий I Комнин (1081-1118 г. ). Все элементы мозаичных фресок создавались мастерами по только им одним известным правилам, в которые не допускались непосвящённые. Но смелый конструктивный замысел и продуманная композиция храма (архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл) воплощались в жизнь с большими трудностями из – за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, несовершенства строительной техники и массивности конструкций. Доходы их состояли в плате за требоисправления, в сборах с прихожан натурою (руга) и в продуктах церковной земли. Мудрые церковные отцы и учители украшают церковь. Иоанна Богослова и т. д.
Античный храм никогда не был местом для молитв, массового богослужения. По замыслу императора, этот собор должен был стать украшением Константинополя и зримым символом величия Византии. Троицы. Наконец и церковное искусство отлилось в Византии в своеобразные формы.
Наконец, в третий период и в начале четвертого византийское церковное искусство (архитектура, живопись, мозаика, позолота, резьба, миниатюры, музыка и пение) достигли наивысшего расцвета, а потом начался упадок, вызванный бедствиями церкви и государства. На четырех главных столбах, поддерживающих средний купол, были изображены лики святых херувимов, которые мусульмане потом замазали звездами. Прекратил своё существование и Константинополь.
Такими соображениями руководился Иоанн II Дука Ватаца, при котором уполномоченные папой францисканцы вели переговоры о соединении церквей с никейским патриархом Германом II (1232 г. ) после с патриархом имел по этому поводу переписку сам папа Григорий IX, который в 1233 году отправил посольство в Никею для переговоров об унии. Во время землетрясения 558 г. купол обвалился, к этому времени Исидора и Анфимия уже не было в живых и восстановление храма поручили племяннику Исидора – Исидору-младшему. Так возникла ересь монофизитская, главным виновником коей был константинопольский монах Евтихий. Возможно, это граничит с тем, что его строили мастера князя Мстислава Владимировича, уже построившие каменный собор Богородицы (1023) в Тмуторокане на Таманском полуострове.
Хорошо сохранилась надвратная Троицкая церковь Печерского монастыря (1108). Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. При нем «все части римской империи, говорит историк Евсевий, соединились в одно, все народы востока слились с другою половиной государства и целое украсилось единством власти, как бы единою главою все начало жить под владычеством единодержавия, а славный во всяком роде благочестия царь-победитель, первый проповедовавший монархию Бога и сам монархически управлял всем миром». Общая композиция храмового пространства подчинена законам симметрии.
В настоящее время Софийский собор в Стамбуле является одной из важнейших культурно-исторических достопримечательностей Турции. Высшее руководство различными отраслями управления (финансами, войском и т. д. ) было централизовано в руках первых сановников, безусловно подчиненных императору и их замещаемых и назначаемых. София просуществовала до завоевания Константинополя турками (в 1453 г. ), которые обратили её в свою главную мечеть, закрыв мозаичные изображения на её стенах штукатуркой, уничтожив в ней престол, алтарную преграду и прочие принадлежности христианского культа и обезобразив её наружность разными пристройками. Кроме того, Юстиниан старался связать и обуздать варваров дипломатическими сношениями и переговорами иных смирял при помощи христианства и греческой культуры (цаны, гунны, абазги), а с абиссинским царем Элесбоем заключил даже торговый союз.
Купол был уже известен в языческом Риме, равно как и на Востоке (напр. В таком виде св. Недаром сразу после постройки за ним закрепилось название «Великая София». Королевская власть.
Император выслушивал от патриарха «молитву входа» и затем, прежде чем войти в неф собора, трижды склонялся перед этой дверью. Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем. Строительство храма разорило народ, даже чиновникам почти перестали платить жалованье. Во главе первой стоял патриарх константинопольский Игнатий.
в Сирии), но в большинстве случаев помещался на круглом основании если же основание было квадратное или многогранное, то между ним и куполом не существовало надлежащей органической связи. Но наиболее интересны были три притвора с северной, южной и западной стороны. В то время, когда посол лежал, распростершись (согласно этикету) перед троном, отдавая почести владыке Византии император вместе с троном возносился кверху, а затем спускался уже в другом одеянии. Внутреннее устройство монастырей получило весьма совершенную организацию. Так церковь западная отпала от союза с восточной.
Дальше Льва пошел в иконоборческой реформе его сын и преемник Константин V Копроним (741-775 г. ), отличавшийся большою энергией и настойчивостью в достижении целей. Такое изображение Пречистой Девы Марии известно под названием «Нерушимая стена». Можно ли их связывать с восточным искусством.
Противопожарная системаA. 32. 4. 5. 3. Империю сильно волновал и славянский вопрос. Византийской осталась планировочная основа и объёмная структура православного храма. Церковь богородицы (Феотокос), построенная в Константинополе в конце IX века имеет красивый и изящный фасад, построенный из арок.
Он был виновником иконоборческого движения, принесшего Византии. «Земледельческий закон» носит на себе следы влияния славянского обычного права. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВV. Так продолжалось и в последующее время, всякий раз, как на византийском престоле оказывались лица с иконоборческими убеждениями (Лев Армянин, Михаил II и Феофил). В начале VIII века в Визант. В западной части размещается нартекс. Фрески собора Святой Софии создавались на протяжении двух столетий. особого действия.
Марка в Венеции (освящ. Кроме того, на соборе было составлено семь правил, в коих третье гласит: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести после римского епископа, так как Константинополь есть новый Рим». Купольная церковь с круглым основанием. Это небольшая четырёхстолпная одноглавая церковь, почти квадратная в плане. Большие размеры первых русских храмов, тоже мало соответствуют византийским образцам.
С тою же целью к императору вторично было отправлено (1250 г. ) посольство папою Иннокентием IV, но и оно успеха не имело. Центральный неф был шире боковых (обычно вдвое) и перекрывался двускатной кровлей. Через 20 лет после торжественного освящения св. Я свет миру», в левой руке и благословляющего правой.
Форма данной церкви представляет крест. Через окна в храм поступает достаточное количество света. Словом, характеристическою особенностью церковно-государственных отношений в Визант.
Разумеется, человечеством. Традиционно считается, что первая русская каменная церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) построена в Киеве в 991-996 гг. Он отстоял права и независимость византийской церкви и пред папами Адрианом II и Иоанном VIII, а константинопольский собор 879-880 года, признаваемый иногда на востоке восьмым вселенским, не только восстановил Фотия во всех его правах и возвеличил его, но и нанес сильный удар папскому авторитету осуждением прежних папских деяний на востоке. Отцы воскликнули: «все так веруем, все мы согласились и подписались. Из таких сборников наиболее известны номоканон константинопольского патриарха Иоанна Схоластика (565-577 г. ) и Синтагма в ХIV титулах, составленная около 580 г. и вновь обработанная 629-640 г. юристом Энантиофаном или Анонимом Младшим.
Историк Прокопий говорит: «храм вышел великолепный и огромный он высится над городом, как корабль, который стоит на якоре внутри поражает радостная игра света: свет как будто растет в храме». Главная задача Феодора Ласкариса и других никейских императоров – Иоанна III Дуки Ватацы (1222-1254 г. ), Феодора III Ласкариса (1254-1258 г. ), Иоанна IV Ласкариса (1258-1259 г. ) и Михаила VIII Палеолога (1259-1260 г. ) – в том и состояла, чтобы изгнать латинян из империи и восстановить византийское царство.
Внутренняя политика Алексия была целесообразна и успешна. Но при всех этих разностях, между Визант. В XI-XII веках явилась потребность комментировать церковные правила. Окна храма расположены на основании купола, в больших и малых нишах имеется по 5 окон.
Но красота собора так поразила султана, что он приказал перестроить его в мечеть. Феодора, там же имеющую всего один купол и на несколько церквей в Салониках: Пресв.
В течение трех веков она подвергалась жестоким гонениям со стороны язычества, но, при помощи Божией, вышла победительницей из этой борьбы, окруженная сонмом мучеников и исповедников. Они восставали против Кирилла и за то, что он допускал учение о двух естествах во Христе, непримиримое (будто бы) с учением о соединении их. Значение их для церкви и благотворное влияние на народ были громадны.
Посольство имело целью и примирить папу с патриархом. Такова, например, церковь св.
примечания 12 и 13 Некрасов, Кривые покрытия. Это было и медленно и очень затратно, но средств на интерьер Храма Святой Софии византийские императоры не жалели. Так, перед началом строительства собора Святой Софии в Константинополе один из главных зодчих, Исидор из Милета, обобщил труды Архимеда и составил комментарий к сочинению Герона Александрийского о конструкции сводов. Вообще, после смерти св.
Это впечатление ещё больше усиливают пять крупных, плотно поставленных глав. И северные варвары постоянно наносили империи вред своими набегами. Напрасно св. И в последующей истории византийской церкви, вплоть до падения Константинополя, можно наблюдать двойственность в воззрениях византийской иерархии по вопросу принципиальной важности (партии «зилотов» и «политиков»). Мощные крепостные стены, прикрывающие город с моря и суши, были возведены еще в V в. Мосты, дороги, маяки, укрепленные гавани, замки и башни на подступах к столице показывают, какое значение придавалось оборонительному строительству в Византии. Интересно решение Георгиевского собора Юрьева монастыря (1119).
цезарепапизме, т. е. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан.
На месте второй (южной) башни, построенной в позднейшее время, была устроена крещальня. Вообще, важность и жизненность церковных вопросов привлекали к себе внимание всех. Синод был высшею административною и судебною инстанциею. К сожалению, нам о ней известно очень мало.
Несмотря на то, что композиция несимметрична (фигуре Льва не соответствует никакая фигура справа), мозаика обладает строгой уравновешенной композицией: «Она осуществляется за счёт широкой полосы внизу, на фоне которой помещена фигура, не составляющая таким образом, самостоятельного композиционного пятна. Процессии обходили вокруг храма, не заходя в него. Но византийская империя не погибла окончательно.
В это время идёт поиск новых архитектурных форм. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами.
Но история разделения церквей уже началась.
Особенно тяжело было положение церкви при Льве и Константине Копрониме. Обустроена необходимая инфраструктура для приёма большого потока туристов из разных стран. В этот период были положены основания всего последующего роста христианства.
Они избирались епископами, причем имелось в виду и мнение прихожан. Январь 532 года. Император Ираклий (610-641 г. ), давший начало новой династии, первую треть своего царствования провел, главным образом, в дипломатических переговорах с варварами и в приготовлениях к военным походам. Своды делались из кирпича или камня. Но императоры Леонтий (695-698 г. ) и особенно Юстиниан II Ринотмет (685-695 и 705-711 г. ) оказались недостойными своего положения. Так, некто Юлиан построил восьмиугольный храм св.
Иоанна в Константинополе, юстиниановская церковь Богородицы — теперь мечеть Эль-Акса в Иерусалиме, церковь св. Члены собора разделились на две партии: православную и арианствующую. На строительстве его работали 10 000 человек. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной — притвор (нартекс).
Коронование на царство внушало им мысль о священном их значении и они удостаивались титула «святой». Вообще, влияние императорской власти на церковь было велико. Наконец, Лев III стремился ввести в империи быстрое и беспристрастное судопроизводство памятниками юридической его деятельности служат два кодекса — « » и « » из коих первый представляет руководство действующего права в духе позднейших христианских веяний и с отменой античных традиций, не исчезнувших еще в законодательстве Юстиниана, а второй есть нечто вроде сельского полицейского уложения, – регламентирует отношение крестьян к землевладельцам и положение свободных сельских общин, определяет взыскания за кражу, потравы и т. п. Так из Рима были привезены 8 порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса – колонны зеленого мрамора. Известны его меры к подавлению константинопольского мятежа «Ника», поднятого церковью и вместе политической партией зеленых. Так было в Палестине, Египте, Сирии с городом Антиохией и в самом Константинополе.
С особой тщательностью отделывалась алтарная часть собора, на её декорирование ушло значительное количество золота, серебра и слоновой кости. о них особо) и другие.
Император, славянское происхождение которого, кстати сказать, теперь отвергнуто, как измышление довольно позднего времени (XVII в. ), расширил пределы империи до наибольших размеров, каких она когда-либо достигала. Главными строителями Собора Святой Софии были Анфимий из Тралл и Исидор из Милета.
В правую руку помещён предмет цилиндрической формы (акакия или анаксикакия), а в левую— держава. В лице патриарха Фотия он встретил достойного себе соперника.
Луки, в Фессалии – Метеорские (см. В этом смысле очень характерно строительство Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (1156) в Пскове. Система управления.
Далее, в царствование Юстиниана были и катастрофы. Обширное пространство главного нефа отделялось от боковых арочными колоннадами, придающими масштабность интерьеру и привлекательность различным ракурсам живописных перспектив внутреннего пространства. Многие ценнейшие памятники древнего искусства были уничтожены. Также эту мозаику отличает, то что в отдельных её элементах линейно-узорная трактовка становится довлеющий техникой (например, кисти рук Богородицы и императоров расчерчены до запястий изогнутыми, но ничего не изображающими линиями)35.
4. Типы сооружений Собор св. Первые каменные храмы близки к византийским образцам, но уже отличаются от них. Здесь расцвели науки, литература искусство. Центрические здания были небольшими по размерам и служили крещальнями (баптистериями) или мартириями. Они часто издавали законы о вере и требовали слепого им подчинения. — Перейдем к восточным церквам, относящимся к типу базилик. Этот день был последним и для самой столицы Византии.
Такие постройки являются характерными для южно-греческих и пелопоннесских церквей. Нефов могло быть три, пять, реже семь или девять. Гора Афон (см. Все прясла завершались полукруглыми закомарами.
Софии, но видоизменяли её план и основные формы с большой находчивостью. оба эти слова). человек и сгорело несколько церквей, в том числе и София.
Здание строго пропорционально и соразмерно. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами были широко распространены крестовые своды. Чтобы пресечь волнения император Ираклий в 638 году издал указ, называемый указ требовал, чтобы умолкли споры о двух и одной воле во Христе и в то же время провозглашал учение об одной воле, как вполне правильное.
Храмы украшались живописными иконами, в технике коих также наблюдаются своеобразные черты. Я превзошел тебя. ». Но и после этого монофизитство не исчезло абсолютно.
Храм Святой Софии стал самой дорогой постройкой за всю историю Византии. Этот принцип был важнейшим ещё в античном храмовом зодчестве. фунтов (около 130 т. ) золота. и имеющий форму креста с единственной главой над средним пространством. В этом отношении он был вторым Константином.
Первый опыт применения монофелитских воззрений для политической цели был сделан в Египте, где патриарх Кир, по совету императора, который был душою всего дела издал исповедание веры имеющее задачей примирить монофизитское учение с православным при помощи монофелитства. Блеск и величие империи еще значительнее повысились при сыне Иоанна Мануиле I Комнине (1143-1180 г. ), царствование которого было и продолжительно и чрезвычайно богато грандиозными предприятиями и успехами. Максим Исповедник и римский папа Мартин.
Многие храмы строились в подражание Софийскому собору. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75, 6 м длины и 68, 4 м ширины), образующий три корабля: средний — широкий, боковые — более узкие. С тех пор Константинополь именуется Стамбулом. Таким образом, к концу 11 века начинает формироваться русский пантеон святых, почитаемых и поныне наравне с общехристианскими святыми. Центральный купол, как правило, больше всех остальных.
Взаимное уравновешивание сводов — одно из выдающихся достижений византийской архитектуры. Император Лев III (717-741 г. ), основатель династии Исаврийской, был выдающимся военачальником и светским администратором. Мозаикой были украшен не только храм Святой Софии, но и принадлежавшие ему постройки, например, баптистерий (крещальня). О живом благочестивом настроении общества свидетельствуют многочисленные вновь построенные храмы и монастыри с их дополнительными учреждениями – школами, библиотеками, больницами, богадельнями, сиротскими домами и т. д.
VI. Троицы и о лице Иисуса Христа, Сына Божия, как Богочеловека и вновь составлены последние пять (8-13) членов, в частности внесено учение о Духе Святом, как истинно Божественной ипостаси Св. Сын и преемник Алексия Иоанн Комнин (1118-1143 г. ), прозванный за свои высокие нравственные качества Калоиоанном, продолжал политику отца и еще больше упрочил могущество и славу Византии.
Лишенный в 857 году кесарем Бардой патриаршей кафедры, он протестовал против этого, не признавал патриархом вновь избранного знаменитого Фотия и даже отлучил его от церкви. О богатстве и пышности византийского императорского двора ходили легенды. Известь изготовляли на ячменной воде, в цемент добавляли масло. ктиторские уставы, написанные частными лицами для своих монастырей.
Но инок Феодор, опасаясь нарушить обет отречения от мира, отказался видеться с матерью. История греческой империи в Трапезунте очень любопытна. Период был богат и реформационными движениями в области социально-экономического быта.
Император Константин стремился, чтобы новая столица превзошла красотой и великолепием Рим.
свое могущество. Имя «София» чаще всего переводят как «премудрость», хотя в греческом языке оно может означать также «разум», «талант», «знание». Виталия.
Богородицы, св. Данный храм выполнен в несколько трансформированном византийском стиле. Вот таким образом, уже первые русские храмы внешне отличаются от византийских прообразов. В плане они представляли собой квадрат, греческий крест, круг (ротонда) или восьмиугольник. В последующее время, вследствие того, что многие из арианских епископов неискренно подписали никейский символ, споры слова поднялись во всех концах империи. Получился оригинальный асимметричный трёхглавый собор.
Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже). Ему наследовал его племянник Юстиниан I (527-565 г. ).
3. Для сохранения чести и спокойствия христианского общества, волнуемого арианскими смутами император созвал первый вселенский собор в городе Никее (325 г. ), в присутствии 318 епископов и многих лиц из низшего духовенства, под председательством Евстафия, епископа антиохийского он и сам присутствовал на соборе и всеми способами стремился к примирению его участников. Значительная часть материалов была взята из языческих храмов. Их мощи хранились, как святыни, к коим верующие питали благоговейное чувство.
Ещё нет единого стиля, он только формируется. В основе, это византийский одноглавый четырёхстолпный крестово-купольный храм с нартексом.
Наконец и внутренние смуты из-за царского престола не исчезали в империи (Андроник II и Андроник III, Иоанн VI Кантакузин), даже в виду явной опасности для ее существования. Задачей своей многотрудной жизни он поставил «непременно сделать вновь своими границами Евфрат и Адриатическое море». Епископы также приобрели сильное влияние на народ.
Лишь императору Феодосию Великому (379-395 г. ) удалось справиться с готами. В самом начале христологических споров вся церковь разделилась на две половины. престоле храма Св. 28 показывает рядом с двумя западными базиликами план базилики в Вифлееме (С), вероятно — эпохи Константина ее отличительную особенность составляют три абсиды.
Тут уж уверует самый скептически настроенный по отношению к христианству человек. Сам сюжет, по мнению В. Н. Лазарева, был заимствован из античного искусства42. Таким образом, в Италии, кроме упомянутых нами равеннских церквей, носят на себе отпечаток византийского стиля некоторые храмы Сицилии (собор Монреале, Палатинская капелла и Марторана в Палермо, Мессинский собор), собор св. При патриархе Никифоре (806-815) разногласие между партиями усилилось, так как и этот патриарх, до вступления на кафедру, был мирянином и одобрительно относился к деятельности своего предшественника.
Господство латинян в Константинополе (1204-1261) и последовавшие затем нападения турок на империю еще более ослабили и церковь. Эта базилика интересна еще и размещением главного входа между двумя башнями. Вместо диоцезов и провинций, с отделенными друг от друга балканскими и военными властями, явились фемы () или округа, на которые были разделены предания провинции, под управлением стратигов-воевод, в руках коих была сосредоточена и гражданская и военная власть стратиги сносились с императором непосредственно. Троицу, мы желаем, чтобы следующие этому закону именовались христианами кафолическими», а иномыслящие носили бесславное имя «еретиков» и «чтобы сборища последних не назывались церквами предоставляем нарушителей сего, во-первых, мщению Божию, а потом небесным внушениям, какие будут в нас самих».
A. 19. Собор, после тщательного рассмотрения вопроса, осудил лицо и сочинения Феодора, пощадил лица Феодорита и Ивы, а осудил только некоторые сочинения первого и одно только второго. Наконец, к восточной стороне храма пристраивалась полукруглая апсида для алтаря, а к западной— притвор (нартекс).
Персонажи Священной истории в росписи храма размещались в строгом порядке. Монофелиты утверждали, что во Христе одна воля и одно действие – божеское человеческой же воли и человеческой деятельности они не признавали в Богочеловеке. Сия вера православная, сия вера вселенную спасла. » (император имел в виду библейский храм, построенный царем Соломоном). Данная постройка имеет только одну главу, расположенную над средним пространством. в 1085г. ), церкви на остр. Ирины, церковь «Жилище Девы».
Сюда стекались ученые, здесь жили выдающиеся мыслители средневековья Фотий и Пселл. И действительно в восточном приделе храма на мраморе есть природный узор изображающий картину разрушенного города и даже силуэт «атомного гриба». Он содействовал водворению церковного мира, заботился о просвещении народа и издал в 438 г. кодекс законов (Codex Theodosianus), в котором были собраны в систематическом порядке все законы без исключения, начиная со времени Константина Великого1. Моровая язва, возникшая в 542 году, как «проявление гнева Божия», ходила четыре года и истребила весьма много народа. Этот государственный акт имеет всемирно-историческое значение. И снова бунт, снова пожар.
По типу базилики были построены также константиновская церковь св. Византийские иконописцы были первыми в истории мирового изобразительного искусства, кому приходилось учитывать этот фактор.
Наконец, Визант. Димитрия и др. На основе религиозной общности вокруг Византии сложилась обширная "зона ортодоксии (православия)", включающая Русь, Грузию, Болгарию, большую часть Сербии. Спустя десять лет, папа Пасхалис II (1099-1118 г. ), с той же целью отправил медиоланского архиепископа Петра Хрисолана к императору Алексию I Комнину, который, по политическим соображениям, склонен был к унии.
Для совершения богослужений в соборе имелась многочисленная драгоценная утварь. Как же все это Он претерпевал – Божеством или человечеством. Базилики, как привило, были крупнее, внутри делились на нефы.
Особенно большие завоевания в пределах Визант. Так император Василиск (476-477 г. ) издал Окружную грамоту (), которой анафематствовался собор халкидонский и его деяния. Но несомненно, он был последним могущественнейшим монархом Визант. и вместе с его смертью навеки погрузились в могилу блеск и величие империи. Одновременно образовалось греческое княжество и в Эпире, где утвердился один из родственников династии Ангелов.
Ярким примером псевдовизантийского стиля является Никольский Морской собор в Кронштадте (1902—1914, арх. При Юстиниане штат клириков и служащих Св. С другой стороны, рассчитывая получить помощь от папы, он затеял церковную унию с Римом (Лионский собор 1274 г. ), опять сделав уступки, невыгодные для Визант.
В 518 году византийская гвардия провозгласила императором своего начальника Юстина (527 г. ), уроженца Дардании, горной области в нынешней северной Македонии. Базилики с деревянным перекрытием. Встречаются в этом периоде молитвы и к ангелам.
Но при Феодосии Втором (408-450 г. ) империя жила спокойно. При своем вступлении на престол он обнародовал (380 г. ) вполне православное исповедание веры, в коем, между прочим, говорится: «по учению апостолов и евангелия, мы признаем одно Божество Отца и Сына и Св.
И внутреннее положение страны было не лучше. И это обстоятельство не могло не отразиться на внешнем облике византийского собора. От античности были унаследованы два типа построек – центрические (восходящие к античным мавзолеям) и базиликальные (восходящие к античным общественным зданиям). Они принимают план в виде греческого креста, обусловленный системой опор.
Она предназначалась для женщин, присутствующих при богослужении и потому называлась гинекеем. В конце XIX— начале XXвеков в храмовой архитектуре России был распространён так называемый «псевдовизантийский стиль», являющийся повторением зодчества древней Византии. Они привыкли вмешиваться и в чисто церковные дела. Наконец и церковная деятельность Юстиниана была весьма почтенна. Были в этом периоде установлены дни праздничные и посты.
Но это не успокоило церкви. Постройка этого храма началась в 532 году и продолжалась шесть лет. Самыми видными борцами за православие были: Софроний, патриарх Иерусалимский, св.
Однако во время мятежа 532 года она вновь была сожжена. Взаимоотношения вестготов и римлян. Но теория – одно, а практика – другое. Этими делами занялась особая комиссия юристов, под председательством Тревониана. Византизм и православие в 843 году восторжествовали над азиатскими элементами и мусульманством и этим обеспечили дальнейший рост государства и церкви.
Он, видимо, строился раньше и поначалу был основным храмом города. Труды упомянутой комиссии показали некоторые недостатки в первом издании, т. е. в кодексе, вот таким образом в 534 году был обнародован дополнительный кодекс (codex receptiae praelectionis). Подобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах — открывающиеся в это среднее пространство ниши квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. Постепенно организуется церковное управление, при посредстве митрополитов и поместных соборов. Сократ Схоластик сообщает точную дату освящения храма: «по возведении Евдоксия на епископский престол столицы, освящена была великая церковь известная под именем Софии, что случилось в десятое консульство Констанция и третье кесаря Юлиана, в пятнадцатый день месяца февраля»6.
Монахи жили не только в киновиальных монастырях, но и в пустынях, как аскеты и еримиты. План и разрез классического трехнефного крестово-купольного храма. Он управлял монастырем при содействии целого штата должностных лиц, как эконом и его помощник, епитроп, наблюдавший за недвижимым имуществом, дохиар или казначей келарь, апокрисиарий (посредник между монастырем и высшею властью духовной и светской), екклисиарх, скевофилакс, прото-канонарх, епистимонарх, епитирит и т. д. Казалось, вера и церковь стояли на краю гибели. около 450г. ) и в церкви св. Отмечают попытку создать на этой мозаике исторические портреты императоров35. Не минула эта участь и Византию.
При императоре Ираклии он доходил до 600 человек21. Отсюда он называл Приснодеву Христородицей, а не Богородицей, так как от нее родился не Сам Бог, а одежда (indumentum), которая должна была облекать Сына Божия – храм (templum), в котором Он имел обитать и т. д.
После этого шайки варваров рассыпались по всему полуострову и абсолютно разорили его. Народ изнывал под бременем налогов, а государственная казна постепенно пустела. Монахи проводили высшую созерцательную жизнь, посвященную молитве и добрым делам. Софии возникли церкви того же типа, но не похожие на неё во многих отношениях. В таком виде св.
С этого времени византийская империя перестала существовать. Собор разбойничий пронесся по ниве церковной, как буря. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Таким образом, церковный мир был восстановлен, но соглашение оказалось непрочным.
Умирая, Феодосий разделил империю на две половины из коих восточную отдал Аркадию (395-408 г. ), а западную – Гонорию. В этой схеме удачно решались вопросы перехода от квадратного плана помещения н круглому куполу с обеспечением равномерности нагрузки его основания на паруса и сокращением числа опор. Саввы Освященного. Главными строителями Собора Святой Софии были Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. В таком положении дело оставаться не могло.
Софийский собор в Стамбуле стал именоваться мечетью Айя-София. Пахомия и Василия Великого, на основе коих создались потом уставы свв. Возникли смуты, прискорбные для церкви. Но недолго монофизитство поднимало свое победоносное знамя.
На втором ярусе над дополнительными нефами и галереями были устроены огромные хоры. Наконец, 11 марта 843 года7, в Константинополе состоялось торжество православия.
Духа, равное их величие и одну Св. Подобная система постройки применялась преимущественно в храмах, представлявших в общем плане соединение пяти квадратов в виде равноконечного (так называемого греческого) креста: над средним квадратом находился купол, в боковых квадратах— открывающиеся в это среднее пространство ниши квадраты же, занимающие собой промежутки между оконечностями креста, представляли придаточные части, обыкновенно более низкие, чем сам крест. о них особо), в борьбе с коими церковь также защищала свое учение. А с другой стороны и церковь имела громадное влияние на государство. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи11.
Крупные крестовокупольные храмы могли иметь несколько куполов. Купол состоит из сорока радиальных арок в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна (их также 40), благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса33. Святая Троица низвергла троих» (Нестория, Евтихия и Диоскора). В Германии из сооружений этого стиля, возникших во времена Карла Великого на берегах Рейна, уцелела императорская капелла при Ахенском соборе (796—804), представляющая довольно близкое подражание равеннской церкви св.
Купол, диаметр которого составляет 30 м имеет плоскую форму. В 404 году эта базилика сгорела, но в 415 году Феодосий-младший отстроил ее заново. В1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки.
Визант. В 658 году до н. э. Его лжеучение разделяли: монах Нил, Евстратий, архиепископ Никейский, Лев, митрополит Халкидонский и другие. В «земле греческой» послы присутствовали на службе в Святой Софии и были потрясены ее красотой: « и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и служба их лучше, чем во всех других странах».
Церковь в рассматриваемый период представляла самостоятельный (по идее) институт, который жил и управлялся своими законами. В византийской архитектуре V – VIII вв.
Церковная политика. II. Вообще история византийской церкви дает много поводов говорить о т. н. Первая православная церковь, возможно, была построена в Киеве княгиней Ольгой ещё в 960 году, но о ней практически ничего не известно. Император удачно воевал с персами в защиту персидских христиан (422 г. ), а от бича Божия – Аттилы, предводителя гуннов, откупился золотом (448 г. ).
В IV веке император Константин построил в Константинополе базилику (небольшую церковь прямоугольной формы) и назвал ее церковью Святой Софии. На нём император поместил надпись «Твоя от Твоих приносим Тебе Твои, Христе, рабы Юстиниан и Феодора»19. Рис. подымный канонический сбор). Богослужение и церковная дисциплина также начинают развиваться.
Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование последующей архитектуры. Русская летопись «Повесть временных лет», рассказывая о крещении Руси в Х в. князем Владимиром, повествует о послах, разосланных князем в соседние государства, чтобы «испытать веру их». К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами.
При императоре Юлиане (363 г. ), не понявшем господствующей идеи времени, государству грозила опасность совсем уклониться с пути правильного развития и прогресса, но скорая смерть Отступника, постигшая его в битве с персами, спасла империю от гибели. В 866 году "солунские братья" Кирилл (ок. 826-869) и Мефодий (ок. 815-885) изобрели славянскую грамоту, быстро распространившуюся в Болгарии и на Руси. III. Византийский золотой солид играл роль международной валюты. Писания и священного предания, на основе коих и создала вероопределение для всех времен. В своей жизни они руководились уставами свв. Все пространство храма мысленно делилось на две части – "небесную" и "земную".
км, население – 30-35 млн. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих11. Мать Феодора, узнав, что он находится в Тавеннисской обители, с письмом от епископа пришла к преподобному Пахомию, моля о свидании с сыном.
Велико имя Юстиниана в истории и по его заслугам в области права. Купол с квадратным основанием. Бетонная техника была забыта: природный цемент – пуццолана – добывался только в Италии, а дешевой рабской силой для производства бетонных работ Византия уже не располагала. Он предпринял заключить в одну книгу все источники права, т. е. право классических юристов (jus) и законы (leges), с тем, чтобы древнее право было приспособлено к современным потребностям, разногласия писателей-юристов устранены и классические комментарии вновь пересмотрены и изменены.
ВИЗАНТИЯ () в классическую эпоху представляла мегарскую колонию на европейской стороне Босфора, основанную в 658 году и имевшую великое торгово-промышленное значение, в силу своего положения на узком проливе между Черным и Мраморным морями, близ всемирно известной бухты Золотого Рога. – все это вызвало в греках сильнейшую ненависть к латинянам. Грандиозный главный купол поддерживала арочная колоннада с сорока оконными проёмами, обеспечивавшими верхнее освещение всего храмового пространства. Важнейшим результатом догматической деятельности собора было составление т. н. Но вскоре варвары, побуждаемые притеснениями византийских чиновников и голодом, подняли мятеж и направились прямо в Константинополь. К этому подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия к западной большой нише примыкают также три ниши из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы (esonartex и exonartex), впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесенный галереей с колоннами. Софии в Константинополе состоял из 485 человек. Апостолами Христовой веры среди язычников были некоторые епископы (например, Иоанн Златоуст), монахи и отшельники, поражавшие всех своими подвигами, пленные христиане, миссионеры, христиане-купцы и т. д.
Они откровенно назвали эту унию «водяной», в виду явной ее непрочности. греческими мастерами. Но константинопольские соборы 1156 и 1158 годов осудили такое мнение, так как оно противоречит единству и нераздельности Св.
Но такое понимание дела справедливо лишь отчасти. центром всенародной политики. По сторонам от него в медальонах изображены полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
При патриархе находился постоянный синод ( ), состоявший из членов действительных (епископов), выбираемых и назначаемых патриархом и из членов присутствующих (патриарших чиновников) принимали участие в его заседаниях и представители правительства.
Храмовые священные здания. С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, – крестовокупольный храм.
Почил святой Феодор в глубокой старости, в 368 году.
Кроме главных еретических движений, отмеченных выше, церковь во второй период своего исторического существования одержала победу над многими второстепенными не православными учениями (Маркелла, епископа Аварского, Фотина, епископа Сирмийского, Пелагия и т. д. ) и составила по поводу них определения на основе тех же источников. В 1985 году храм внесён в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как один из наиболее значимых материальных объектов в истории развития человеческой цивилизации. Ее императоры пытались выступать в роли верховных сюзеренов христианского мира. Как и в киевской Софии, основной объём храма обстроен галереями. Но указ вызвал великое смятение и споры, так как в жизни и деятельности анафематствованных указом «трех глав» был богатый материал и в защиту их и в осуждение. Великолепные бронзовые статуи, украшавшие дворцы и площади, были перелиты в монеты, только бронзовых коней изваянных величайшим скульптором Лисиппом, успели вывезти в Венецию.
Визант. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможениемII. Кроме того, собор составил несколько канонических правил, наиболее важное из коих (28) направлено против римского папы. В конце царствования Мануила происходил спор о Боге Магометовом, поднятый самим императором, который требовал изменить следующую формулу в требниках: «анафема Богу Магометову, о котором Магомет говорит, что Он есть Бог, который не рождает и не рожден и Ему никто не подобен». В этой привязанности византийцев к своей вере и лежит главная причина уникальных неудач.
Более известна в истории Лионская уния (1274 г. ), состоявшаяся по желанию императора Михаила Палеолога (о ней будет особая речь). Первые проявления византийского архитектурного стиля мы видим в некоторых храмах Равенны, а именно в соборной крестильнице, выстроенной приблизительно в 430г. Троицы. Закладка его состоялась 23 февраля 533 года. Гроба.
И культурное воздействие Визант. 29 мая 1453 года храм был захвачен турками. Кроме того, при Ираклии утвердилось и новое областное управление. Развитие феодальных отношений, усиление местных правителей в дальних провинциях, восстания рабов и крестьян, стремление молодых феодальных государств овладеть центром мировой торговли приводят к сокращению территорий Византии и. наконец, к падению Константинополя. жителей. Во всяком случае, цезарепапизм не был в Визант.
Согласно 43-й новелле Юстиниана от каждой торгово-ремесленной корпорации выделялось определенное количество мастерских (эргастириев), доходы от которых шли на нужды храма Святой Софии. Но более всего Константин стремился обеспечить церкви внутреннее единство и силу, вот таким образом был непримиримым врагом ереси и раскола. Илии, св.
Положение Визант. Троицы. Для империи был указан и новый столичный центр – Константинополь. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины – плинфы. И в последующее время Лев с постоянным успехом боролся с арабами и болгарами. Это и сделал император Константин Погонат, созвавший в 680 году в Константинополе шестой вселенский собор, на котором заседали 153 епископа и нередко присутствовал сам император.
Известнейшим архитектором, работавшим в псевдовизантийском стиле был В. А. Косяков. Но в семидесятых годах IV столетия наступила реакция. Здесь уже не строили монументальных храмов. Горсть греческих патриотов, с императором Феодором Ласкарисом (1204-1222 г. ) во главе, удалилась в Пикею, в Малой Азии и основала здесь империю, сделавшуюся центром византизма и залогом политической свободы, к которой обратились теперь стремления всех греков.
В части характеристики зрелого византийского зодчества работа Шуази устарела. (Если интересуетесь, посмотрите описание приема у Византийского императора в разделе Золотой век Византии) Византия с момента своего рождения была "страной городов" (с почти поголовно грамотным населением) и великой морской и торговой державой.
Именно её и получила Русь после крещения.
Они-то и вносили в византийскую систему все те отличия о которых мы говорили. Общие затраты на строительство Софии, как утверждают византийские историки, составили сумму, эквивалентную 320 тыс. Будучи человеком сведущим в религиозных делах император постарался заранее несколько обеспечить успех своего предприятия и расположил в свою пользу монофизитов, с патриархом Александрийским Киром во главе и приобрел сочувствие константинопольского патриарха Сергия.
Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. Вот таким образом передать эти знания на Русь, греки уже не могли. Внутренние полукруглые апсиды на фасаде никак не выражены.
При Мануиле Комнине в церкви возник спор об евхаристии, как жертве, по поводу читаемых на литургии слов: «ты еси приносящий и приносимый и приемляй». Римский папа Сергий III вмешался в дела восточной церкви и поддержал императора в его противоканоническом деянии. Единственный недостаток Мануила состоял в том, что он больше чем следует тяготел к западу. В последующие шесть лет (711-717 г. ) на византийском троне сменилось три императора (Филиппик, Анастасий II и Феодосий III), которые и не могли и не успели сделать ничего примечательного в пользу государства. I. Первый император византийской эпохи, знаменитый Константин Великий, во время своего единодержавия (323-337 г. ), положил прочное основание государственной жизни в империи.
В нем рано проявилось стремление к иноческой жизни. Упорные и продолжительные рассуждения о соединении церквей были при императоре Иоанне Комнине (1118-1143), когда со стороны латинян представительствовал епископ Ансельм, прибывший в Константинополь в звании посла германского короля Лотаря II, а интересы греческой церкви защищал никомидийский епископ Никита но и в этот раз дело ограничилось одними пожеланиями. Виталия (528—547гг. ), в которой прекрасно разрешена задача сооружения по восьмиугольному плану. 2. В IV веке готы приняли христианство, но с арианскими заблуждениями. Но это мало изменило дело и практика часто расходилась с канонами.
Или, наоборот, следует отказать римскому Пантеону в азиатских влияниях. Из преемников Копронима2 удачнее других царствовал Никифор I (802-811 г. ), который поднял государственные финансы, ограничил торговлю рабами, учредил мореходные купеческие компании со ссудой от правительства, заключил выгодный политический договор с Карлом Великим, с признанием верховных прав Византии на нижнюю Италию, Венецию, Истрию и Далматическое побережье но царь безуспешно воевал с болгарами и даже пал в войне с их ханом Крумом, а с арабами в 806 году заключил позорный мир, с уступкой им островов Кипра и Родоса.
— Побеждай). Особенно почтенны заслуги в ниспровержении и подавлении язычества со стороны императоров Феодосия I, Феодосия II и Юстиниана. 1.
Феодора, там же имеющую всего один купол и на несколько церквей в Салониках: Пресв. Софии, представляющий по плану соединение купола с четырехугольным основанием. После продолжительных рассуждений, при участии духовенства и народа, епископы, по настоянию Мануила изменили формулу так: «анафема Магомету и всему его учению и преданию».
Аксонометрия. В 717 году они окружили Константинополь с суши и с моря и открыли правильную его осаду.
Димитрия и др. В церкви водворились мир и радость.
Купол храма покоится на четырех опорах и тот же летописец Прокопий так описывал производимое им впечатление: «Кажется, что он покоится не на каменной клади, а свисает с неба на золотой нити». Громадное влияние на церковно-общественную жизнь в Визант. И действительно, он с большим успехом воевал с норманнами, печенегами и турками и на целое столетие обеспечил мощь и силу Визант.
Все это придает первому периоду в истории церкви глубокое значение. Весь период существования никейской империи (1204-1261 г. ) и прошел в непрерывной борьбе греков с латинянами, причем большую услугу византийцам оказал болгарский царь Иоанн Асен, успешно воевавший с крестоносцами. Никодима, также в Афинах, увенчанную 13 куполами, церковь св. Общенародное чувство вражды к латинянам выразилось в следующей греческой поговорке: «лучше видеть в Константинополе турецкую чалму, чем папскую тиару». Основными принципами византийских монахов были: послушание, нестяжательность и девство. Запад обещал помощь только при условии перехода в католичество (Ферраро-Флорентийская уния, с негодованием отвергнутая народом).
Главная причина этого – высокомерие римских пап и их незаконные деспотические притязания. Тем, кто его видит, он кажется исключительным тем, кто о нем слышит, – невероятным. Когда между императором и архитекторами возникали споры (например, сколько делать окон над главным алтарем), Юстиниану во сне снова явился ангел и повелел сделать три окна во имя Святой Троицы.
Византийское духовенство и народ предпочли политическую гибель измене православию. Внизу арок располагается еще ярус таких же арок, а вверху находятся огромные арки, на которые опирается купол. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75, 6м длины и 68, 4м ширины), образующий три корабля: средний— широкий, боковые— более узкие.
Преемники Ираклия – император Констанс II (642-668 г. ), Константин IV Погонит (668-685 г. ) и отчасти Тиверий III (695-711 г. ) были правителями способными и энергичными искусно отражали нападения арабов, аваров и лангобардов и умело вели дела внутреннего управления. Опыта каменного строительства в Древней Руси не было, однако существовала достаточно развитая дохристианская деревянная архитектура.
Пример – трехнефная базилика Сан-Аполинаре де Нуово (Равенна). В 394 году Феодосий, сделавшись единодержавным издал указы, коими христианство было объявлено господствующей верой в империи, у языческих жрецов и капищ были отняты многие пособия от правительства, прекращены жертвоприношения идолам на государственный счет «во имя всего рода человеческого» и воспрещено всякое публичное чествование идолов. какой-либо нормой или системой имевшей в своей основе юридические данные. г. ).
VII. Рим, Афины, Эфес прислали колонны, которые и сейчас вызывают восхищение. Фронта в Перигё. Zeitschrift», XXVII, 1927) и Leglise a Croix inscrite a cinq nefs dans larchitecture byzantine («Echos dOrient», 1927). Переговоры об унии возобновились в царствование Мануила Комнина (1143-1180 г. ), который желал ее по расчетам политическим, но все начинания разбились о ненависть византийцев к латинянам за вандальские действия крестоносцев.
Истинные носители чистого православия были унижены, посрамлены, ниспровергнуты. Можно сказать, он воцарился над развалинами. Несторианские споры возвысили почитание Богородицы.
В виду этого, упомянутый совет епископа Феодора Анкирского понравился Юстиниану. была очагом православия, светочем истинной и неповрежденной веры Христовой, хранительницей вселенского учения Христова. В нём крест обозначен не столпами, а выделен стенами. Уже с момента постройки за церковью закрепилось название «великая»17.
О гражданской застройке раннего Константинополя известно мало, но, по описаниям современников, существовали дворцы, кварталы ремесленников и купцов, рыночные площади, строились крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры, библиотеки. Решением византийских зодчих стало срезание углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса (отсюда— название этого архитектурного элемента).
К собору пристроили четыре минарета и собор превратился в мечеть Ая-София. имела весьма важное историческое значение. сделал сербский царь Стефан Душан (1331-1354 г. ). Еретики были осуждены церковью.
Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч.
Под звуки органа и хора появлялся император в золотых одеждах, увешанный драгоценностями. Византийские монастыри были весьма многочисленны и богаты. Зритель вынужден был видеть фигуры святых в сложном перспективном сокращении. Знаменитый полководец Велизарий одержал блестящие победы над вандалами в Африке (533 г. ) и над остготами в Италии и Сицилии (535 г. ), где потом прославился (552 г. ) старый полководец армянин Нерсес, а Ливерий изгнал вестготов из южной и юго-западной береговой полосы Пиренейского полуострова. Скорее всего, он был пятиглавым. Император Анастасий, ревностный монофизит, вызвал в константинопольской церкви сильное волнение монофизитской прибавкой к трисвятому: «распнися за ны». служит теснейший союз церкви и государства.
Борьба не исчезла и при патриархе Мефодии (842-846). В его облике, как и в Северном храме, видно влияние Византии. Сам Валент выступил против них, но его войско потерпело поражение при Адрианополе и император погиб в этом бою (378 г. ). Внешнее положение византийской церкви было благоприятно и в начале четвертого периода ее существования (1054-1453 г. ), особенно в царствование династии Комнинов, которые о церкви заботились не меньше, чем о государстве.
В данных постройках имеется большее количество окон, чем в самой Византии. Главную его особенность составляет употребление купола для покрытия средней части здания (центрально-купольная система). Апостолов, св.
Вероятно, она отражает некую торжественную религиозную церемонию35. Вследствие всех этих причин, в самом начале VII века Визант.
Императоры и в эти периоды как и раньше, произвольно возводили и низводили патриархов. Именно такую задачу ставил перед зодчими и строителями император Юстиниан. Он возвысил военное могущество империи и улучшил ее финансовое положение. Из кратких руководств церковного права, составленных с практическою целью известны труды Арсения (1225 г. ), Константина Арменопула (1350 г. ) и Матфея Властаря. Мало симпатизировал унии и Константин XI, последний византийский император.
О, Соломон. Но папа ошибся в своих расчетах. Однако униональные стремления и попытки не исчезли как у латинян, так и у греков. В абсиде, в центре "земной" части храма изображали Богоматерь (как правило, Оранту), заступницу всех людей перед Богом. Обязательными элементами любого византийского храма являются алтарный престол иконостас, амвон (кафедра) и крестильная купель. В этот 56-летний период византийский престол занимали двенадцать императоров4. Но для борьбы с турками Алексий пригласил на помощь западные крестоносные ополчения, которые, как известно, в течение целого столетия (с 1096 г. ) вынуждали византийское правительство быть на страже собственных интересов и принимать всевозможные меры к охранению своих владений, так как вожди крестоносных ополчений постоянно теряли из виду первоначальную цель своих походов – освобождение Святой земли из рук неверных – и, наконец, пришли к мысли о завоевании Константинополя.
Можно указать много примеров того, как императоры жертвовали в пользу церкви своими и государственными материальными средствами, заботились о внешнем ее благополучии и внутренней славе, строили церкви и монастыри. Самым ярким образом это отразилось в движении арсенитов, сгруппировавшихся вокруг патриарха Арсения (1255-1260 и 1261-1267 гг. ). Поселение в Испании.
Илии, св. Церковное законодательство в третий и четвертый периоды пополнилось канонами константинопольских соборов 861 года (т. н. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения. IV. Не дождавшись от Керуллария «исправления», Гумберт решился на неслыханную дерзость: 16-го июля 1054 года он положил отлучительную на церковь константинопольскую грамоту на св.
Торчелло и других пунктах Адриатического прибрежья. Царствовавший тогда император Юстиниан уже готовился было бежать из страны, но в Константинополь вошел с войсками полководец Велизарий, который подавил восстание. Константина (337 г. ) и до воцарения Феодосия Великого (379 г. ) восточная церковь переживала тяжелое время, вследствие господства ариан и при дворе и в обществе и вследствие открытого гонения на православных епископов.
Он заключил с вождями варваров договор (382 г. ), по которому они обещались быть в мире с империей, а за это получили содержание и квартиры в разных пунктах Балканского полуострова. Многие из них причислены к лику святых, как высшие образцы добродетельной жизни, прославленные от Бога знамениями и чудесами. Отцов, что в Нем (Христе) два естественные хотения или воли нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно и две естественные воли не противоположные, как говорили нечестивые еретики, да не будет, но человеческая его воля уступает, не противоречит или противоборствует, а подчиняется Его божественной и всемогущей воле. В 1935году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Некогда впереди этих притворов располагался двор, окруженный галерей с колонами. С северной и южной сторон при помощи арок подкупольное пространство соединяется с боковыми кораблями. Они начались еще в предыдущий период, при константинопольском патриархе Тарасии (784-806).
Император Зенон издал (в 482 г. ) грамоту единения (), с целью примирить православных, монофизитов и несториан, которые также продолжали еще существовать в империи, но достиг результатов абсолютно противоположных: православные были недовольны допущенным в грамоте осуждением халкидонского собора, несториане – приложением анафематизмов св. Но мир церковный не водворился и после этого. Я превзошел тебя, Соломон. Были в церкви и низшие должности (диаконисы, кониаты и пр. ), которые постепенно исчезли. Собор Сан – Марко в Венеции объединяет в одном здании пять крестово – купольных систем. Прием этот будет подхвачен и развит романской и готической архитектурой Европы.
Средний зеленчукский храм, относится к крестовокупольному типу сакральных зданий. Причем венчающий купол для сокращения размеров опасного участка почти горизонтального завершения (скуфьи) должен иметь более крутой профиль. Она самая глубокая и выделяется из общего плана собора в виде полукружия. Это и дало повод некоторым и древним и новым историкам осуждать Юстиниана, но господствующий голос истории раздается в пользу этого замечательного монарха, который велик своими гигантскими стремлениями воссоединить оторванные области империи и объединить церковь, — своими внутренними реформами, своей удачной попыткой привлечь фракийцев исавров и гуннов на службу империи, своими заслугами в области права искусства и богословия.
Но, как бы подтверждая поговорку, что «свято место не бывает пусто» император Феодосий II приказал выстроить на этом же месте новую церковь, архитектурно практически не отличавшуюся от пятинефной базилики Константина. Но самою пламенною его заботою было – воссоединить с церковью многочисленных монофизитов и на единстве религиозном основать единство и прочность государства. У собора пять световых глав со сферическими куполами.
С центральным куполом могли соседствовать от 4 до 12 меньших куполов (главный купол символизирует Христа, 5 куполов – Христа с евангелистами, 13 куполов – Христа с апостолами). Но по своему объёму и уровню исполнения интерьеров Храм Софии в Константинополе значительно превосходит всё, что строилось до него.
Решением византийских зодчих стало срезание углов параллелепипеда таким образом, что верхние части его стен приняли дугообразную форму купол стал покоиться на вершинах этих четырёх дуг и связываться с нижней частью сооружения сферическими треугольными поверхностями, лежащими между этими дугами и похожими на надутые снизу треугольные паруса (отсюда — название этого архитектурного элемента). Софией, долгое время стояла обыкновенная базилика. Особую сложность представляло купольное завершение. На барабане храма следовало изображать апостолов, на главных столбах – четырех евангелистов ("столпов евангельского учения").
В опирании купола на квадратное основание нередко использовался восточный прием — тромпы. Во время одного из походов они разгромили город и разграбили все церкви. Они назвали его Византией по имени своего вождя Византа (или Визаса).
Все доходы империи за пять лет не покрыли расходов на сооружение храма.
С тех пор византийский император стал называться по-гречески – "василевсом". Результатом поисков было сочетание парусного свода с венчающим его куполом. Здания и крепостные сооружения, располагаясь чаще всего на возвышенном месте асимметрично, представляли собой гармонически согласованные про-странственные композиции — ансамбли. А когда империю стали теснить османские турки император Андроник III, с целью получить помощь с запада, в 1332 году завязал с Римом переговоры о соединении церквей, которые и тянулись без всякого успеха до самой его смерти (1341 г. ).
Но каких-либо выдающихся событий и блестящих предприятий в рассматриваемую эпоху не было. Однако неприязненные отношения Визант. При строительстве Святой Софии, как указывалось выше, впервые был применен мрамор различных цветов и оттенков. Эта средняя часть регулировала прочие части сооружения.
Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики. VII. Ариане стали сближаться с православными, которые, после продолжительной борьбы, еще сильнее и целостнее предались вере никейской. Из церквей в провинциях Византийской империи особенного внимания заслуживает Кафоликон (то есть собор) в Афинах, сооружённый в VIII или в IXв. В длину постройка имеет 241 фут, в ширину – 224 фута, высота купола – 179 футов.
Патриархи и его сторонники оправдывали такую деятельность принципом так называемой экономии (), т. е. мощи уничтожались, монастыри и богословские школы закрывались и разрушались. В Константинополе императорскую корону получил Балдуин Фландрский, владения которого находились на обеих берегах Мраморного моря – в Европе и Азии в южной части Македонии находилось королевство фессалоникийское, а в Греции было основано несколько феодальных бароний (герцогство Ахаия и сеньория Афины) Адрианополь был крайним пунктом латинской империи на севере. Для изготовления драгоценного престола собора, по сообщению Дорофея Монемвасийского, были использованы «злато, серебро, медь, электр, железо, стекло, камени честные многие, яхонты, смарагды, бисер, касидер, магнит, он (икс)ий, алмазы и иная до семидесят двух различных вещей»18. Эти слова императора были зафиксированы придворными летописцами.
В XI веке на Константинополь двинулись крестоносцы. Софии, во время богослужения. Пример – крестообразная в плане церковь – мавзолей Галлы Плацидии, восьмигранная церковь Сан-Витале (все в Равенне). На византийском престоле оказался человек (Лев Исаврянин), который по своему характеру был наиболее годным орудием для иконоборческого погрома.
Средняя – восточная – ниша служит алтарной апсидой. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции— алтарь на восток, мусульманам пришлось переиначить его, поместив михраб в юго-восточный угол собора (направление на Мекку). Так, во время восстания 532 г., получившего название «Ника», в столице погибло 35 тыс.
Виновником ереси был Несторий, архиепископ Константинопольский, человек гордый, уверенный в правоте своих взглядов и не любивший преклоняться пред какими-либо авторитетами. Вселенским собором признается тот, который состоялся под председательством Кирилла и при участии 160 епископов, а собор сторонников Нестория (до 70 человек) называется отступническим. После падения Константинополя к собору св.
Гражданские законы о церкви были сосредоточены в двух собраниях – Codex Theodosianus (438 г. ) и Codex lustinianaeus (534 г. ), которые восполнялись императорскими новеллами. В правление императора Льва VI (886—912) люнет нарфика был украшен мозаикой с изображением Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием, открытом на словах «Мир вам. Много необычного было в строительстве этого собора. Сыновья и преемники Константина Великого – Константин II (340 г. ), Констанций (361 г. ) и Констанс (350 г. ) продолжали политику отца, но они не имели ни ума его, ни способностей, вот таким образом империя при них стала клониться к упадку, тем более, что была разделена на две половины. Здесь уже не строили монументальных храмов.
Все подобные действия способствовали только развитию монофизитства и абсолютно ослабляли благотворное влияние мероприятий православных императоров (Льва I, Юстина), которые были направлены к торжеству халкидонского вероопределения. Первоначально купола имели посводное покрытие из свинцовых листов.
В последующее время, когда империя, при императорах Иовиане (363-364 г. ), Валентиниане (364-375 г. ) и Валенте (364-378 г. ), стремилась возвратить себе единство и крепость, она встретила противодействие со стороны варварского мира, могущество коего постепенно вырастало. Из храмов, подходящих по типу к Кафоликону, можно указать на церковь св. За счёт этого западный фасад увеличился и стал более монументальным. Но завоевание главной египетской крепости – Александрии произошло уже после смерти Ираклия (11 февраля 641 г. ).
До них такого опыта ни у кого не было. В новгородской Софии (1045) дополнительные нефы, окружающие центральную крестово-купольную часть имеют одинаковую с ней высоту и образуют единый объем. Император Юстиниан хотел, чтобы и внутреннее убранство Святой Софии не имело себе равных. Но особенно изумительна была постройка храмов и монастырей.
Перекрытия — по большей части сводчатые иногда сочетавшиеся с деревянными конструкциями. Это разногласие побудило гражданское и церковное правительство созвать третий вселенский собор в Ефесе (431 г. ), куда и были приглашены сторонники Кирилла и Нестория. Разности лишь подготовили разделение церквей, но не породили его.
Наконец, в 1261 году Михаилу VIII Палеологу удалось вытеснить латинян из Константинополя. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один неф – поперечный или трансепт. В патриарших секретах служил многочисленный штат должностных лиц. Преемники Мануила5, почти все (за исключением Андроника, который известен «противозападничеством» в политике и борьбою с придворной и чиновной аристократией истощавшей жизненные соки государства своими олигархическими стремлениями), не имели государственных способностей, необходимых для управления сложным механизмом политической жизни Визант., не обладали и нравственными достоинствами, создающими обаяние монарху в народе, не понимали задач империи, не умели охранять империю в сношениях с крестоносцами, неудачно боролись и с внешними врагами, тратили время и энергию на интриги и борьбу с претендентами на престол. IX.
В средние и особенно в новые века этот термин стал прилагаться ко всей восточно-греко-римской империи, за время ее существования от императора Константина Великого (324-337 г. ) и преимущественно от эпохи императора Юстиниана I (527-565 г. ) и до завоевания Константинополя османскими турками в 1453 году, причем наряду с наименованием «Византия», в науке получило право гражданства и название «Византийская империя», в приложении к тому же государству. Это пятиглавый собор с дополнительной шестой главой над лестничной башней. Расширив пределы империи, Юстиниан водворил внутри ее мир. считать императоров, в отношениях к церкви, одновременно царями и первосвященниками.
Особенность ранних византийских церквей – выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Царствование этого императора было блестящим временем в истории Византии. В последующее время появились специальные добавления в виде новелл (novellae constitutiones). Рассказывали, что план здания был вручен императору Юстиниану во сне ангелами. и внушил своим солдатам сознание силы и превосходства. Результат этой деятельности выразился в т. н. Жизнь христиан во второй период не имела той чистоты и ригористичности, какие встречаются в первый период, но все-таки стояла высоко в нравственном отношении.
По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина5. Они неплохо сохранились под слоем средневековой штукатурки. Сейчас фасады церкви имеют более позднее декоративное оформление. Через 20 лет после торжественного освящения св. Кроме того, были оштукатурены стены собора с иконами.
Он приподнял купол на 9 метров, в результате чего тот потерял свою легкость, восхищавшую всех. Преемники Юстиниана – императоры Юстиан II (565-578 г. ), Маврикий (582-602 г. ) и Фока (602-610 г. ) все свои усилия политики направляли к тому, чтобы сохранить империю в пределах, восстановленных Юстинианом. Отцов, дал торжество иконопочитанию над иконоборством, но ненадолго.
давно манила к себе арабов и своими богатствами и произведениями искусства и блестящей культурой. Грузинское искусство и Русское искусство). Кириллу, в коем содержится вполне православное учение о воплощении Сына Божия. Здесь фасады строятся с фронтонами или мезонинами, похожими на фасады базилик (прямоугольные строения, состоящие из нескольких – 3 или 5 – вытянутых помещений, покрытых содами). Но император Иоанн VI вынужден был признать ферраро-флорентийский собор (1439 г. ), провозгласивший формальную унию (см.
Вообще Алексий I Комнин был благоразумнейшим и энергичнейшим выразителем абсолютизма императорской власти Визант., а империя его времени еще раз пережила расцвет своей внешней и внутренней жизни.
Но вообще о династии Ираклия нужно сказать, что ее представители вели победоносную борьбу с исламом. Далее, Лев V Армянин (813-820 г. ) успешно воевал с болгарами и арабами, но внутри империи воздвиг большие иконоборческие смуты, во время коих и сам погиб трагически. Входная стена была украшена деисусом (фигура Иоанна Крестителя не сохранилась). Василия Великого, а в иерусалимской – св.
Софии пристроили минареты. В. А. Косяков, Д. К. Пруссак). имели монахи. Интересно применение в интерьере привезённых мраморных ионических колонн.
Центральные колонны византийских храмов заменили крупными крестообразными столпами. Особенно см. Поиски композиции церкви в соответствии с назначением здания сочетались с задачей утверждения императорского могущества. Над ними работало несколько поколений мастеров и немало иконописных школ.
Богородицы, св. Во главе обители стоял игумен избираемый братией. В богатых библиотеках было собрано огромное количество древних рукописей. Город Стамбул должен был иметь соответствующую столичному статусу соборную мечеть.
Мозаика изображает императора за пасхальным богослужением. Значит, продолжает еретик, рождение Христа от Девы было человеческим, а не божеским. всей Пресвятой Троице. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский.
Арабы с большою стремительностью овладели Сирией (636 г. ), Палестиной (637 г. ) и Египтом (639-641 г. ) и таким образом сделались властителями всей восточной половины империи. Они имели трёхлопастное завершение фасада. По описанию историка Дуки, они разломали запертые ворота храма и, вооружённые мечами, ворвались внутрь, грабя драгоценное убранство: «в одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения а также одежды святой трапезы Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент всё унесли»23. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда – рядами камня) получила название византийской.
Император разместил их в Мизии. Церковь Спаса на Берестове в Киеве (1125) имеет выступающие боковые части нартекса, в одной части расположена крещальня, а в другой лестничная башня.
Апостолов, Церковь св. Патриарх Николай протестовал против этого вмешательства и резко укорял пап за их несправедливое властительство в других церквях. Согласно книге «О церемониях», в этот день император из Большого дворца шёл в собор, неся в руке акакию (по сообщению Георгия Кодина, это был свёрток из шёлковой ткани, наполненный землёй41) и перепоясывался лором. Только на амвон и хоры был потрачен годовой доход от Египта.
Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января 532 года во время восстания «Ника»10. Захватив с собою остготов, громадная нахлынувшая волна гуннов, направилась далее к Паннонии, увеличиваясь, как лавина, покоренными по дороге народностями и стала теснить вестготов. Последним императором Визант.
Услыхав о преподобном Пахомии Великом, он возгорелся желанием увидеть подвижника. Античный храм – пример типично наружной архитектуры. Период времени от смерти Василия Болгаробойцы до воцарения Алексея Комнина (1025-1081 г. ) характеризуется упадком империи. Окончательная победа оказалась на стороне монахов.
и Римом сохранилось церковное единство. В конце Х века основным типом византийского храма стал его крестово-купольный вариант.
Средний византийский храм меньше Северного. А некоторые из них усвоили себе наименование епистимонарха, т. е., руководителя церковного знания или учения (disciplinae).
Из храмов, подходящих по типу к Кафоликону, можно указать на церковь св. Способы подвижничества византийских монахов были разнообразны. Юстиниан не жалел никаких денег и сам каждый день посещал стройку. Но название это не прижилось и город стал называться Константинополем. Димитрия в Салониках и Эски-Джюма там же.
Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами. Впрочем, письмо не произвело в Визант. Ни один период византийской истории не богат постройками так, как время Юстиниана. После издания Константином Великим миланского эдикта (313 г. ), в истории церкви наступила иная пора. Со столбов на стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические (бочковые) своды.
Эта полоса способствует утяжелению нижней части изображения, его прочному построению»36. Общая площадь ее составляла около 1 млн. кв. о лице Богочеловека.
Споры возникали не из случайных причин, но из общего хода развития богословского духа. в борьбе с этими врагами, восстановив империю почти в намеченных границах. Эта версия основана на описанной в сочинении Константина VII Багрянородного «О церемониях» торжественной встрече императора патриархом в нарфике храма Святой Софии.
Во вторую треть он одержал блестящие победы над аварами и персами, утвердил в империи мир, восстановил силу императорской власти и в отдаленных провинциях, воскресил могущество христианства на востоке и вновь водрузил крест Господень на Голгофе (629 г. ), выручив его из персидского плена. Но насколько блестяще, по разносторонним успехам, было среднее десятилетие царствования Ираклия, настолько мрачно и безотрадно было десятилетие последнее. Перенесение Константином Великим резиденции римских императоров в Византию имевшее последствием распад Римской империи на две части и обособление Востока от Запада, составляет одно из важнейших событий Всемирной истории вообще и истории искусства в частности.
Первый опыт восстановить единство был сделан в конце XI в. папой Урбаном II (1088-1099), который созвал в 1099 году собор в г. Бари, в присутствии греческих епископов, живущих в Италии интересы папства здесь защищал знаменитый Ансельм Кентерберийский и, конечно, безуспешно. Он должен был нести всему миру свет христианского вероучения. Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем.
Никодима, также в Афинах, увенчанную 13 куполами, церковь св. На последнем (6-ом) заседании собора (25 октября) произошло торжественное утверждение вероопределения. В состав империи входили четырнадцать следующих диоцезов: Египет, Восток (Сирия, Палестина, Финикия, южный берег Малой Азии, Аравия и Месопотамия), Азия (острова Архипелага, западного и юго-западного берега Малой Азии), Понт (северный берег вдоль Черного моря и восточные области внутри Малоазиатского полуострова), Ахея (Греция), Македония, Фракия, Дакия (к западу и северу от Фракии, до Дуная), Западная Иллирия, Италия, Африка, Испания, Галлия и Британия. Затем, Визант. о них).
Итак, попытки к соединению церквей были многочисленны, но безуспешны. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. С того времени термин «Византия» перестал служить реальным наименованием древней мегарской колонии. В следующем (449) году император Феодосий созвал в Ефесе новый собор для пересмотра дела Евтихия. К ним примкнули многие крестьяне и рабы, недовольные тяжелым своим положением.
Храмы византийские, богатые своими внутренними украшениями, представлявшие величественный вид и снаружи, вмещали в себе и различные добавочные помещения, назначенные для церковного употребления, например: крещальни, скевофилакии (ризнице), галереи, библиотеки и т. п., а вокруг них были расположены школы, богадельни, сиротские дома, странноприимные и другие благотворительные заведения. Церковь св.
Император Юстиниан, вступив на престол, ревностно занялся и церковными делами. о ней особо) между востоком и западом, хотя народ остался верен православию.
громадный вред. В этом заключается величайшая и вечная заслуга византийской церкви для славянского мира. Первого мнения держались: диакон Сотирих Пантевген, Евстафий Диррахийский, Никифор Василаки и Михаил, митрополит Солунский. София просуществовала до завоевания Константинополя турками (в 1453г. ), которые обратили её в свою главную мечеть, закрыв мозаичные изображения на её стенах штукатуркой, уничтожив в ней престол, алтарную преграду и прочие принадлежности христианского богослужения и обезобразив её наружность разными пристройками. Внешность безусловно господствует над внутренностью, фасад над интерьером. В основу унии легло исповедание веры, представленное Иоанном антиохийским св.
Вся церковная жизнь греческого востока сосредоточилась в патриархате константинопольском. Ересь была подобна сильнейшей буре, которая на своем пути сокрушает все. Слева от Иисуса изображён коленопреклоненный император Лев VI.
Преподобный Феодор происходил из Египта и был сыном богатых и знатных родителей-христиан. В "небесной" части, под куполом – царство Христа и небесного воинства.
Тажь катапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпия олтарьныя и амбон все сребряно И се же чудо и страшно и святое явление: во святей Софии во олтари великом за святым престолом стоит крест злат, выше двою человек от земля с камением драгим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтий перед ним три золотых лампады, в которых горит масло, эти лампады и крест соорудил царь Юстиниан, строитель церкви. Софийский храм более 900 лет был кафедральным собором столицы, главной церковью не только Византии, но и всего православного мира. Умиротворение церкви было дано догматическою деятельностью второго вселенскою собора, состоявшегося в Константинополе в 381 году. главным объектом художественной разработки становится интерьер.
И народное просвещение достигло в IX-XV веках большого развития.