И которая во многом определила основную тему картин Витторе Карпаччо. Картины Витторе Карпаччо не всегда входили в циклы.
Иеронима («Св. По косвенным данным, в начале 1490-х мог совершить путешествие в Рим.
Они воспроизводят сцены из жизни святых Иеронима и Георгия. В отличие от личной биографии, творческая жизнь художника прослеживается намного лучше. Урсуле (ныне в галерее Академии в Венеции). Учился и работал у Джентиле Беллини в Венеции. Георгия («Битва св. Талант Карпаччо не остался незамеченным его современниками. Если приглядеться внимательно, причина неприязни художника становится очевидна. 1502—1507, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони), Жизнь Девы Марии, включающая 6 небольших картин, написанных в 1504—1508 для албанского братства скуолы дельи Альанези (ныне — Бергамо, галерея Академии Каррара Милан, галерея Брера Венеция, галерея Франкетти Венеция, Музей Коррер) История св. Особое место среди полотен Скуола ди Сан Джорджо занимает «Видение Святого Августина» (ок.
Августин изображен в своей келье. В этом смысле замечательна картина «Видение св. Родился в Венеции.
Но сама Урсула убедила отца принять предложение, предвидя обращение своего жениха в христианство. Всоответствии сэстетикой эпохи Возрождения уюноши правильные пропорции, он молод икрасив. Первой значительной работой Карпаччо является цикл «История Святой Урсулы» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии), написанный для Скуола ди СантОрсола (итальянская форма имени Урсула), располагавшей несколькими помещениями при церкви Санти Джованни э Паоло.
В Скуола ди Сан-Джорджо деи Скьявони (15011507) художник создал серию сцен из жизни св. Первым из циклов работ Витторе Карпаччо стал цикл «Святая Урсула», включающей в себя признанный шедевр «Сон святой Урсулы» (1495). Вдоль стен на полках стоят книги и различные атрибуты научных занятий, переданные художником с необычайной достоверностью и пластической осязаемостью. Речь идет окартине «Послы возвращаются канглийскому двору» (фото 11) из Цикла Святой Урсулы. Редкие для венецианской живописи вкус и стиль Карпаччо можно объяснить также воздействием фламандского искусства или искусства других регионов Италии (Феррары, Марке, Умбрии, Лациума, Тосканы), которые, однако, должны были повлечь за собой многочисленные поездки художника, хотя сведений о них мы не имеем.
Он прославился как автор больших циклов для венецианских скуол. Сложные, зашифрованные в мотивах пейзажа, символике изображений животных и растений связи человека и мира природы определяют образный строй одной из самых загадочных и изысканных картин Карпаччо — Портрета рыцаря (1510, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), первого в истории европейской живописи портрета в рост в натуральную величину. Так и случилось.
Вершиной творчества Карпаччо являются живописные циклы История св. Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом. Легендарные священные события Карпаччо трактовал как реальные сцены, развернутые в пространстве современной ему Венеции, включал в них городские пейзажи и интерьеры, многочисленные жанровые детали, ярко воссоздающие быт горожан (циклы картин из жизни святой Урсулы, 1490-1495, Галерея Академии, Венеция, а также святых Георгия и Иеронима, 1502-1507, Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони, Венеция). Карпаччо родился в Венеции ок.
Итальянский художник. Эти работы дают представление о церемониальной стороне жизни Венеции того времени. Три известнейших библейских цикла Карпаччо были написаны именно для них.
Они живут своей «тихой жизнью» в пространственной среде, где господствует стихия света, вторгающегося в окно вместе с голосом Иеронима, проникающего во все уголки кельи, рождающего длинные тени и тепло, в котором блаженно греется маленькая собачка. Третья картина, посвященная Святому Георгию — Святой Георгий совершает обряд крещения — украшает левую часть алтарной стены. Собственно венецианская живопись начинается в XV веке в творчестве семьи Беллини. О том, что изображенные на картине женщины – куртизанки, говорили, казалось, и их застывшие в ожидании (конечно же, клиента) лица и записочка (конечно же, от клиента), которую прижимает лапой большая собака.
Иеронима», «Видение св. В «Битве Георгия» святой представлен прекрасным белокурым рыцарем, бесстрашно поражающим копьем сказочного дракона. в 1460 году), где прожил почти всю свою жизнь, воспевая в своих работах родной город. Поражают и наблюдательность и фантазия и мастерство художника во владении кистью.
Карпаччо в подробностях изображает основные эпизоды жизни святой. Вот таким образом на картине изображены ноты. Об этом легче судить, если сравнить его произведения с холодным и более поверхностным повествованием в работах Джентиле Беллини, соперника Карпаччо в цикле «Истории Креста», созданного для Скуолы ди Сан-Джованни Эванджелиста. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов.
Вкус к мрачному хорошо прослеживается в двух шедеврах художника – «Размышления о страстях Христовых» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Плач над мертвым Христом» (БерлинДалем, музей). Работал главным образом в Венеции. Сложная композиция представляет сцены в очень широкой перспективе, а архитектура, вызывающая ассоциации с Востоком, напоминает ломбардскую школу. Творческая сила мастера, передающая мироощущение XV в., словно ослабевает под натиском «современности», зарождавшейся славы венецианского чинквеченто. Падающий из высокого окна справа свет преображает интерьер, наполняя его возвышенным одухотворенным чувством.
Витторе Карпаччо родился в Венеции (прибл. Он был автором первого христианского трактата о музыке — «De musica», написанного как раз в год его крещения. художественная галерея).
Первая из картин цикла «Прибытие в Кёльн» (1490, Венеция, Галерея Академии) еще далека от совершенства. На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика), комната учёного. Креста» (1494, Венеция, гал. Георгия с драконом (1516, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) и др. У юного Витторе сложились теплые отношения с наставником и его семьей.
1526, Венеция. 1502). За исключением лишь одной композиции — «Сон Святой Урсулы» (ок. В «Венецианках» оборотная сторона доски сильно стесана, в то время какизнанка «Охоты» преподносит нам сразу два сюрприза.
Августина». Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. Та же самая детализация оживляет и картину венецианской праздности в «Дамах на балконе» (Венеция, музей Коррер), которыми восхищался Рёскин она же подчеркивает прозрачность воздуха и хрупкость сада, который создает чудесное обрамление воинственного образа «Рыцаря в пейзаже» (1510, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса). Урсулы». Новые оттенки — движение, живость интонаций вносит Карпаччо в традиционно торжественный жанр алтарной картины (Принесение во храм, 1510, Венеция, галереи Академии). Однако художник не ограничивается простым описательством. Согласно легенде, Урсула была дочерью британского короля Маура, славилась красотой и умом.
Урсулы», «Приезд в Кельн» (1490), «Мученичество паломников и похороны святой» (1493). В цикле «История святой Урсулы» исполненном в 1490 – 1496 для Скуолы ди Санта-Урсула (которая, как недавно установлено, находилась рядом с апсидой базилики Санти-Джованни э Паоло в Венеции), творческая индивидуальность Карпаччо проявляется уже во всей своей полноте. Вот о последней картине мы сейчас и ведем речь. Урсулы), Св.
Яркий свет, льющийся из окон, символизирует сияние души Иеронима. Иеронима, Георгия и Трифона. Именно такую обувь носили, как тогда считалось, венецианскиекуртизанки.
Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии). Георгия»). Урсулы» (Венеция, Академия). Иеронима, Георгия и Трифона (ок. Означает ли это, что тонкийценитель и знаток живописи Джон Рёскин, а вслед за ним и многие другие, ошибались, превозносяхудожественное совершенство «Венецианок».
Урсулы, 1495, Венеция, галереи Академии Видение св. В Прибытии в Кёльн (1490, цикл История св. Семействе с двумя донаторами (1505, Лиссабон, Нац.
В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Августина с отсылкой к иконографии св. Восемь полотен посвящены жизнеописанию святой (ныне – Венеция, гал. гал.
Карпаччо Витторе (Carpaccio Vittore) (около 1455 или 1456 – около 1526). Все эти детали отвечают царящему в картине состоянию покоя и искреннего чувства. Цветокстал еще одним доказательством того, что Карпаччо изобразил отнюдь не куртизанок: этобелая лилия, символ Девы Марии. Георгия с драконом», «Триумф св.
Согласно предположению Т. Пиньятти (1958), Карпаччо был сыном Пьеро Скарпацца, торговца кожами, который предпочел сменить свое имя на имя Карпаччо. Он стоит на среднем плане вгруппе мужчин, одетых втемное. Академии), действие которой развивается рядом с Мостом Риальто, является ценным свидетельством о жизни Венеции XV в. Другие произведения этого периода («Кровь Христова», 1496, Удина, музей «Святое собеседование», Авиньон, Пти Пале работы во Дворце дожей, 1501 и 1507) погибли в пожаре 1577. Августина с отсылкой к иконографии св.
А вот верхняя часть картины счастливообнаружилась в Лос-Анджелесе, в музее Пола Гетти. Внее также входят небольшие участки белого цвета. В 1502—1507годах Витторе Карпаччо пишет для «» цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. Этот цикл во многом вдохновлен «Золотой легендой» Жака де Воражина: «Приезд английских послов к королю Бретани», «Прощание с послами», «Возвращение послов», «Прощание Урсулы и Эрея с родителями» (1495), «Встреча паломников с Папой», «Сон св. Георгия» героя приветствует на городской площади яркая восточная толпа в пестрых костюмах. Венецианский художник эпохи Возрождения.
За высокими аркадами мостов громоздятся бесконечные домики. музеи), Битве св. Митра, пасторский посох и морская раковина — атрибуты св. В XVI веке поэт сказал: «Поистине этот город— сокровище, оправленное в хрусталь вод, которые его окружают Не подобен ли он созданию кисти. ». Как замечает Петр Вайль, «выстраивая увлекательные сюжеты, в своем внимании к мелочам, Карпаччо словно предвидел, что картины начнут репродуцировать в альбомах подетально». Именно такое «подетальное фрагментирование» произвели когда-то с работой Карпаччо, разъединив расписные створки и распилив одну из них.
Трифона и св. И, наконец, стало окончательно ясно, кого ждут дамы:мужей-охотников. Картина «Рождество Марии» происходит из Скуолы дельи Альбанези, религиозно-благотворительного братства, объединявшего выходцев из Иллирии. Девять его картин посвящены жизни святой Урсулы. музеи Париж, Лувр Штутгарт, Гос.
Пожалуй, нет. Герой представлен в окружении природы на фоне замка. Родился в семье меховщика в Венеции. У Витторе Карпаччо сложились очень теплые отношения с семейством Беллини. Во-вторых, отчетливые следы от металлических крепленийна оборотной стороне «Охоты» позволяют утверждать, что сохранившаяся доска слева крепиласьк другой доске и обе части складывались, как листок бумаги, перегнутый по вертикали. Герой представлен в окружении природы на фоне замка. В тихом монастырском дворе, где еще недавно мирно гуляли монахи, появляется Иероним, ведущий на поводке преданного ему льва.
Однако рассмотрение творчества Карпаччо исключительно на основании его «иллюстраций» (хотя и бесспорных), как это было принято до появления фундаментальных исследований Фьокко, равносильно непониманию нового смысла его живописи, основанного на четком анализе формы, верном знании перспективы, организующей пространство, богатстве и яркости красок, которое в каком-то смысле предвосхищает тональный колорит XVI в. Гуманистическая культура того времени, столь популярная в Венеции, является основой образных исканий Карпаччо и объясняет сложность его поэтического мира. Карпаччо изобразил св. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского. Карпаччо изобразил св.
Иеронима. Ок. Это вызывает общую панику и монахи в страхе разбегаются. В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне».
Гипотеза о путешествии Карпаччо на Восток еще менее обоснована. Наиболее известные произведения Карпаччо создал по заказу различных скуоло (городских религиозных братств), эти циклы картин являются изображениями жизненных событий святых, которые считались покровителями того или иного братства. Урсулы во славе», обычно датируемой 1491, не известна скорее всего, она написана позже).
Сцены из жизни св. На Картине Карпаччо «Послы возвращаются канглийскому двору» нет прекрасного златокудрого юноши вкрасных шоссах. Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение— «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена.
Это единственный цикл Карпаччо, который находится в том здании, для которого предназначался. Иеронима.
Его распущенные волосы отливают золотом, одежда дорогая. Мастер венецианской школы. Справа от алтаря — композиция Святой Трифон исцеляет дочь императора Гордиана. Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру. Однако поздние работы художника, часть которых была разделена между его сыновьями, Бенедетто и Пьеро, свидетельствуют о закате творчества Карпаччо, ставшего более сухим и академичным (произведения из собора и музея в Каподистрии).
1500, Кан, Музей изящных искусств), Св. 1460 испытал влияние Джованни и Джентиле Беллини, а также Антонелло да Мессины, Джорджоне и Андреа Мантеньи. Очертания зданий, корабля повторяют силуэты людей. Августина») св. Августина, 1502, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони). Академии), однако сцены исполнены не в хронологическом порядке.
Начавший свой творческий путь в конце 1480-х, Карпаччо сформировался в атмосфере расцвета венецианской живописной школы XV в. имел возможность опереться на накопленные ею традиции — от рисунков Якопо Беллини (мотивы которых повторяются в ряде работ Карпаччо) и исторических повествовательных композиций Джентиле Беллини до живописных завоеваний Джованни Беллини. Сюжет Истории Святой Урсулы был заимствован из книги Якопо да Вораджине Золотая легенда (середина XIII века).
Действие персонажей он переносит в Венецию. 1510, Берлин, Гос. Первый и, пожалуй, наиболее удачный цикл картин был написан художником для «Скуола ди Санта Орсола» (1490—1495, Венеция, Галерея Академии).
Мало того, что парень сочетает всвоем костюме несочетаемые, по мнению многих, цвета – красный изеленый, так он еще носит круглые шоссы идемонстрирует всем свои брэ. Августина. Следует отметить, что Карпаччо был не только мастеровитым и талантливым живописцем, но и весьма образованным человеком. На ней колористическая композиция костюма идущего посла (фото 12) состоит из оттенков черного икрасного цветов. Иероним в келье» следует гуманистическим идеалам своего времени. Обе картины идеально совпали, образовав единое произведение (общая высота доски почти 170 см), неизвестно когда и по каким причинам варварскиразрезанное.
В этом есть прямое предвидение поисков Джорджоне»4. Внимательно наблюдая за событиями современной жизни, этот художник умел насыщать свои религиозные композиции живым повествованием и множеством жанровых деталей. Так или иначе, в закрытом виде створки представлялисобой многофигурную композицию, а когда они открывались, хозяев веселили «обманки» с «записочками».
Витторе Карпаччо никогда не обращался к портрету как отдельному жанру, но у него есть своеобразное по замыслу и исполнению произведение— «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» из собрания барона Тиссена. Две женщины, молодая (поспорим с Вайлем, несправедливо назвавшим ее «теткой») ипожилая, сидят на террасе в окружении домашних любимцев. Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение.
На ней изображена, с соблюдением всех законов перспективы (недаром есть свидетельство, что Карпаччо вместе с Джентиле и Джованни Беллини учился у математика Мелатини), комната учёного. В то же время, он лишен стилистического единства, присущего Истории Святой Урсулы. Урсула, в сопровождении жениха и подруг, посетила папу римского.
Итак, «самая прекрасная картина в мире» оказалась всего лишь случайным фрагментом, однойчетвертой или даже одной восьмой частью произведения Карпаччо. Берлин-Далем, музей), сохраняют, особенно в некоторых эпизодах («Диспут», 1514, Милан, пинакотека Брера «Проповедь», Париж, Лувр), яркую цветовую гамму, конкретность пространства, четкость форм и прозрачность воздуха – все то, что отличает лучшие произведения Карпаччо. Витторе Карпаччо изображает не зрелого мужчину, аюношу.
На окнах цветы в больших красивых вазах, в углу – столик с книгами. Урсулы в Кёльн». Шоссы он, по-видимому, считал одной из самых важных частей мужского костюма. На обратном пути они заехали в Кёльн, который в это время подвергся нападению гуннов. Эта трактовка настолько укоренилась, что ПавелМуратов, рассказывая в своих «Образах Италии» (1910) о свободных венецианских нравах, первым делом вспоминает «Двух куртизанок», как в ту пору называли картину.
Наряду с этими произведениями, где господствуют фантазия и свобода эксперимента, Карпаччо создает монументальную композицию «Принесение во храм» для ц. Сан-Джоббе (1510, Венеция, гал. Урсулы (1490—1495/1498, Венеция, галереи Академии), История св. Наиболее поэтичная из них – «Сон св. Итальянский художник Раннего Возрождения. Кстати, анализ древесного среза еще раз подтвердил родственность обеихчастей картины.
Со знанием подлинного натуралиста выписывает Карпаччо каждый листок, каждое растение. Скуола была основана в 1442 году, а в 1504 году Витторе Карпаччо получает заказ написать серию композиций на тему «Истории Девы Марии». «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения».
Св. По сути, он создавал энциклопедию быта и нравов Венеции XV века. 1460—1465, Венеция — ок. В трех эпизодах сватовства — Прибытие английских послов в Бретань, Отъезд английских послов из Бретани, Возвращение послов к английскому двору (все — 1495, Венеция, Галерея Академии), есть не только привычная для венецианских многофигурных композиций праздничность, но и живость интонаций, очарование полного динамики ритма реальной жизни. Что этобыло: складная дверца шкафа или невысокая дверь. На картине «Солдаты имужчины ввосточных одеждах» юноша представлен копейщиком (фото2). Одновременно с ними Витторе Карпаччо принимает участие в создании цикла «История реликвий», для которого он создает полотно «Чудо с реликвией» (1494). «Чуткость к жизни света и атмосферной среды сближает Карпаччо с нидерландскими мастерами, также как и непритязательная простота, житейская конкретность облика изображаемого мира, пристальное внимание к деталям.
Во-первых, на обороте доски написанаиллюзорная «обманка» -тромплей: стенка, вдоль которой натянута тесьма с заткнутыми за неезаписочками, совсем как настоящими. Так рассказ об охоте в лагунепревращается в рассказ о человеческих судьбах. Карпаччо наряду с Джентиле Беллини и другими художниками принял участие в создании пятого из сохранившихся венецианских живописных циклов — История реликвии (Чудо с исцелением бесноватого, 1494, Венеция, галереи Академии).
Авторитетная исследовательницаитальянского Ренессанса профессор Патрисия Фортини Браун в начале 1990-х годов «приставила» сверху к венецианской картине хранящуюся в США работу (предположительноКарпаччо) «Охота в лагуне». Здесь святая и её подруги претерпели мученическую смерть за веру. Урсулы и История св.
Видение Карпаччо «через увеличительное стекло» одинаково привлекает и реальный мир и мрачные фантазии. Карпаччо как бы сам погружается в толпу и движется вместе с ней. Вероятно, в 1492 году Карпаччо совершил путешествие в Рим. Он получал заказы от религиозных обществ Венеции, работал на именитых жителей города. В сцене «Триумфа св.
Комната, в которой изображен святой, напоминает не келью, а скорее кабинет ученого. музей старого искусства), Оплакивание Христа (ок. Связующим звеном двух картин и подсказкой для складывания этого «пазла» стал цветок, стебель которого, уходя за край «Венецианок», продолжается в «Охоте».
Иероним и лев в монастыре», «Похороны св. Обе картины написаны на одну и ту же тему – «Оплакивание Христа», но Карпаччо здесь ограничивается лишь деталями, не преувеличивая ясность пейзажа и неба и не акцентируя разноцветных и проворных животных. Иеронима. Вспоминается и «Св. Собеседовании (ок. Про Карпаччо говорят, что этот мастер «до сих пор дома, в Венеции».
По-видимому, учился у Джентиле Беллини. В этом смысле замечательна картина «Видение св. Так и случилось. Замечательная картина «Чудо св. «Полотна Карпаччо, по своим размерам не уступающие монументальным композициям Джентиле Беллини, гораздо более станковые по структуре2, они рассчитаны на длительное восприятие, рассматривание не только в целом, но и по частям, богаты оттенками повествования и настроения»3. Возможно, это были створки расписныхоконных ставень, подобных тем, которые изобразил Карпаччо на картине «Сон Святой Урсулы».
Августина». Но как мастер ренессансной эпохи Карпаччо в композиции «Св. На обратном пути, в Кёльне, они были остановлены и безжалостно убиты гуннами. Спасаясь от турок, они переселялись в Венецию.