Он относится к числу тех редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность – с непосредственностью восприятия. Антропов, И. И. Однако имеются сведения, что всему этому он предпочитал портретную живопись. Среди них – портреты императрицы Елизаветы Петровны (1743), Ф. Н. Голицына (1760 обе работы – в Третьяковской галерее, Москва), Сарры-Элеоноры Фермор (ок. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В. Фермора чрезмерно длинными руками. Изображая их, он может в полной мере реализовать свой колористический и декоративный дар.
Заслуженно знаменит портрет Сарры, дочери начальника Канцелярии от строений В. Фермора, – хрупкая фигурка девочки в пышном парадном платье на фоне условного архитектурно-пейзажного задника одновременно чопорно-лукава (жесты непропорционально длинных рук) и трогательно-простодушна в своей детскости (лицо), наивно-манерна, как вся придворная русская культура того времени. В 1714 был прислан в Петербург вместе с другими мастеровыми и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья. Вельские, И. И. Пройдя обучение в том числе и у французского живописца Л. Каравакка, приглашенного Петром I в Россию, Иван Вишняков начинает работать в «живописной команде» Канцелярии от строений, которой руководил известный художник Андрей Матвеев. В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо.
В начале 1730-х годов И. Я. 0 первых его опытах как портретиста (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) трудно судить, так как они бесследно исчезли во времени, как и все декоративные работы. ВИШНЯКОВ, ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ (1699–1761), русский художник, представитель нового русского искусства, вызванного к жизни реформами Петра I. Родился в Москве в 1699 в семье «шатерных дел мастера».
Вишняков – мастер психологической характеристики. Но именно в этих нюансах и проявляется самобытность художника, дающая возможность различать его талант среди десятков других и определяющая его стиль. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его «живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем и напоминает, по словам искусствоведа Т. В. Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени».
Выступал также как реставратор, писал иконы и портреты. Вишняков работал под руководством Луи Каравака, который аттестовал его как «искусного в писании фигур» художника. В отличие от известных современных ему мастеров портрета (например, И. Никитина, А. Матвеева) И. Вишняков никогда не выезжал за границу и, следовательно, не погружался в атмосферу, скажем, сказочного для представителей рождающейся русской живописи искусства и обаяния Италии. В 1714г. Вишнякова.
В должности мастера «живописной команды» Вишняков исполнял церковные образа, декорации для придворного театра, плафоны и росписи. Видимо, выявил каким-то образом Иван Вишняков в раннем детстве свою любовь к рисованию, что заставило его отца, «шахтерных дел мастера», отправить пятнадцатилетнего сына к родственнику в Петербург и, возможно, уговорить последнего пристроить юношу к какому-либо художественному ремеслу — северная столица давала в этом направлении большие возможности.
и А. И. В отличие от известных современных ему мастеров портрета (например, И. Никитина, А. Матвеева) И. Вишняков никогда не выезжал за границу и, следовательно, не погружался в атмосферу, скажем, сказочного для представителей рождающейся русской живописи искусства и обаяния Италии. Отец И. И. Его учитель и старший собрат по цеху Луи Каравак говорил о молодом Вишнякове, что тот «наипаче может писать персоны с натурального».
С 1752 года — коллежский асессор. С деятельностью этой команды связана вся последующая жизнь И. Я. Вот таким образом созданный им образ Сарры Фермор – одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками – стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия. А ведь была еще большая семья: престарелая мать Акулина Ануфриевна, три сына от первого брака, вторая жена Марья Федоровна, родившая трех сыновей и дочь. Обнаружив талант живописца, с 1727 работал в Канцелярии от строений под руководством французского живописца Л. Каравака, усваивая стилистику западного барокко и рококо (уже в 1731 Каравак рапортовал о его «склонности писать персоны» и «добром происхождении в науке»). Автор портретов, которым присуща некоторая идущая от парсуны плоскостность фигур, но свидетельствующих о развитии реалистических тенденций при сохранении изысканного колорита в духе барокко (Портрет Сарры Элеоноры Фермор, около 1750, ГРМ).
он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В. Г. Грузинца, а после учебы, в 1727г. С 1753г. Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил.
Достоверных произведений Вишнякова дошло до нас совсем немного. И потому его рукой создаются картины, в которых часто нарушаются классические каноны западного парадного портрета (так, отмечается несоразмерность длинных рук и тела юной девушки — Портрет Сарры Элеоноры Фермор). В любом случае талант молодого Вишнякова был замечен. В 1740 году получил чин надворного советника.
За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И. Я. Вишнякова». До нас дошла лишь некоторая их часть, позволяющая оценить талант и своеобразный стиль художника. С деятельностью этой команды связана вся последующая жизнь И. Я.
Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А. М. Матвеева (1739), Вишняков руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах, а также по оформлению придворных торжеств. Вишняков и работавшие под его руководством ученики (наиболее известны А. П. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор (1749 г. ).
Творческая судьба этого талантливого живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична. Он внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей. Видимо, выявил каким-то образом Иван Вишняков в раннем детстве свою любовь к рисованию, что заставило его отца, «шахтерных дел мастера», отправить пятнадцатилетнего сына к родственнику в Петербург и, возможно, уговорить последнего пристроить юношу к какому-либо художественному ремеслу — северная столица давала в этом направлении большие возможности. И. Я. Но и сохранившихся — вполне достаточно, чтобы понять, каким прекрасным мастером он был. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму.
Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным живописным произведениям, следить за чистотой иконографии царствующих особ, чтобы не искажались их лики. Пройдя обучение в том числе и у французского живописца Л. Каравакка, приглашенного Петром I в Россию, Иван Вишняков начинает работать в «живописной команде» Канцелярии от строений, которой руководил известный художник Андрей Матвеев.
С 1727 г. – ученик и подмастерье Л. Каравака в Канцелярии от строений, с 1739 г. – мастер. Вишнякова (в 1739 году он занял место преждевременно умершего А. Матвеева). Вишнякова (в 1739 году он занял место преждевременно умершего А. Матвеева).
В любом случае талант молодого Вишнякова был замечен. И. Я. А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей.
И потому его рукой создаются картины, в которых часто нарушаются классические каноны западного парадного портрета (так, отмечается несоразмерность длинных рук и тела юнойдевушки — портрет Сарры Элеоноры Фермор 1750). 1750) и ее брата Вильгельма (Вилима) Фермора (вторая половина 1750-х годов оба портрета – в Русском музее, Петербург), Н. Тишинина и его супруги (1755, Историко-художественный музей, Рыбинск эти две картины являются единственными подписными работами Вишнякова).