В это же время Виньола принимает участие в конкурсе создания проектов фасада для недостроенного собора Сан-Петронио (итал. Виньола (итал. Vignola)— коммуна в Италии, располагается в регионе Эмилия-Романья, в провинции Модена1. Виньола рассматривал свой труд как практическое руководство. После смерти Микеланджело в 1564 году, Виньола занимался работами по возведению двух малых куполов собора Святого Петра.
Работая с Микеланджело и с представителями маньеризма, Виньола сумел сохранить свой индивидуальный стиль, явственно различимый в его произведениях. Совместно с Виньолой над заказом папы работали Бартоломео Амманати и Джорджо Вазари. Местоположение Виньола : Страна Италия, Область Пьемонт, Провинция Кунео. Имеющаяся информация : Почтовый адрес, Телефон, Факс, Сайт, Мэр, Географические координаты, Кол-во жителей, Высота/ур.
Одновременно с виллой и в непосредственной близости от нее, по другую сторону Фламиниевой дороги, Виньола возвел маленькую церковь, точнее ораторию Сант Андреа, с первым овальным куполом (закончена в 1554 г., рис. Основу правила ордеров Виньолы составляет модуль. Джакомо да Виньола (Giacomo da Vignola), настоящее имя Якопо Бароцци (Jacopo Barozzi, 1507-1573) итальянский архитектор и теоретик искусства эпохи Позднего Возрождения. Несмотря на то, что в ряде случаев возведение некоторых сооружений он вел в соавторстве с другими мастерами, Виньола сумел сохранить свой индивидуальный стиль, явственно различимый в его произведениях, которые отличают классически ясные и уравновешенные композиции. Еще один труд Виньолы «Практические правила перспективы» является результатом его исследований в области методов перспективных изображений.
Однако глубинное развитие непременно завершается у Виньолы в пределах самих композиций, всегда классически ясных и уравновешенных. В это же время Виньола принимает участие в конкурсе создания проектов фасада для недостроенной базилики Сан-Петронио, строит судоходный канал от реки По к Болонье и мост через реку Самоджа. Проект Виньолы осуществлен был не полностью, к тому же при суждении о нем нужно учитывать последующие реставрации сооружения. В результате многолетних работ (строительство, начатое Виньолой в 1559 г., продолжалось до самой его смерти) была создана уже не крепость, а великолепная загородная резиденция римского магната.
Другой важный трактат Виньолы Практические правила перспективы (итал. Около 1555 года Виньола приступает к проектированию, реализуя себя в области садово-парковой архитектуры. В 1550—1555 годах Виньола вновь работает в Риме, главным образом над строительством и обустройством виллы Папы Юлия III— так называемой виллы Джулия. Одно из наиболее значительных произведений Виньолы — замок Фарнезе в Капрарола близ Витербо (рис.
Как и трактаты Палладио, книга Виньолы стала основным источником из которого об архитектуре Возрождения узнавали за пределами Италии. Как раз в это время в Риме учреждалась академия архитектуры и Виньоле было поручено сделать зарисовки всех древних зданий. Помимо виллы папы Юлия и садов Капраролы Виньолой были разбиты сады Фарнезе на Палатине, в Риме (не сохранились) и построена вилла Ланте в Баньяйе— произведения, оказавшие заметное влияние на композицию загородных резиденций.
Этот проект, начатый в 1558 году Чезаре Пачотти, был передан Виньоле после того, как строительство свернули из-за переезда Пачотти во Францию. Совместно с Виньолой над заказом папы работали Бартоломмео Амманати и Джорджо Вазари. Так Виньола оставил кисть художника и целиком отдался архитектуре. Другой важный трактат Виньолы «Практические правила перспективы» (итал. Джакомо Бароцци да Виньола, оказавший огромное влияние на последующие поколения архитекторов своим трактатом «О пяти ордерах архитектуры», на практике не слишком стеснял себя им же сформулированными канонами.
Из теоретических трудов Виньолы наибольшую известность получил его трактат «Правило пяти архитектурных ордеров». Виньола — непосредственный продолжатель великих мастеров начала XVI в., принимавший участие в завершении таких выдающихся памятников этого времени, как двор Бельведера, Канчеллерия, собор св. Около 1555 года Виньола приступает к проектированию виллы Фарнезе на Палатине, реализуя себя в области садово-парковой архитектуры.
Поступил рисовальщиком к папскому зодчему Меличини, который рекомендовал Виньолу в Витрувианскую академию, гду углубленно изучал древнегреческую и римскую архитектуру. Виньола (итал. Vignola)— коммуна в Италии, располагается в регионе Эмилия-Романья, в провинции Модена. В 1550—1555 годах Виньола вновь работает в Риме, главным образом над строительством и обустройством виллы Папы Юлия III— так наз. Помимо этого Виньола делает бронзовые копии и слепки античных скульптур.
Как и трактаты Палладио, книга Виньолы стала основным источником из которого об архитектуре Возрождения узнавали за пределами Италии. На протяжении трёхсот лет европейские архитекторы изучали ордерную систему по трактату Виньолы «» (1562). В 1540 году после знакомства с архитектором французского короля Франциска I, вместе с Франческо Приматиччо Виньола отправляется во Францию, где совместно с Себастьяно Серлио они работают на строительстве дворца в Фонтенбло. Одно из последних произведений Виньолы— небольшая церковь Санта-Анна деи Палафреньери (итал.
Впервые изданный в 1562 г., трактат Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» благодаря четкому и последовательному изложению предмета на долгие века стал каноническим учебником для многих архитектурных школ, выдержав бесчисленное количество переводов и переизданий. На протяжении трёхсот лет европейские архитекторы изучали ордерную систему по трактату Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562). Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola наст.
Для творчества Виньолы характерно стремление к торжественной монументальности построек, к сложным пространственным решениям нового типа дворца, загородной виллы и культового здания. Виньола в просторечии зовётся «городом черешни» (итал. citt di ciliegia) из-за высокого качества и большого количества выращиваемой здесь черешни. Излюбленным чтением высших кругов являются архитектурные труды Виньолы и археологические – Винкельмана.
Учился живописи и перспективе в Болонье, архитектуре– под рук. Длительное время (с 1559 по 1573 гг. ) Виньола занимался достройкой одного из самых крупных строительных проектов Итальянского Возрождения – грандиозного пятиугольного укрепленного дворца (виллы) Фарнезе (Капрарола, Лацио, в 50 км от Рима). Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя2. Основными ингредиентами торта являются арахис (главная составляющая), миндаль, какао, кофе. Виньола по приглашению короля Франции Франциска I работал в Фонтенбло и Париже. Учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего работал в Риме, во Франции (1541–1543) и Болонье (1543–1546). Наиболее известная работа Виньолы – римская церковь Иль Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Ges), соборная церковь Общества Иисуса (ордена иезуитов), построенная в 1568-1584 годах в присущем мастеру духе маньеризма. 1939)– опостроении архит.
В 1547 году переселился в Рим. Мастер Позднего Возрождения, в творчестве которого проявились черты маньеризма. В главе «О чинах» вниманию читателя предлагается история возникновения ионического и коринфского ордеров. В. занимался вначале живописью, но безуспешно, а потому обратился к архитектуре.
Мощный размах полукруглой части архитектор неоднократно применял в ряде произведений (например вилла папы Юлия II) — этим средством, полагал он, достигается большая выразительность. В Болонье, где он поселился (1543-47) им возведено несколько мелких сооружений, в том числе палаццо Бокки, Фрокки, Каза Массеи. В. занимался вначале живописью, но безуспешно, а потому обратился к архитектуре. Со строгим внешним обликом замка контрастирует внутренний двор, с двумя ярусами кольцевых арочных галерей, перекрытых сводами.
фам. По Венскому конгрессу Виньола стала частью Моденского герцогства. Представитель Позднего Возрождения.
Про форму ионической капители сказано просто и ясно: это «завитки, взятые с кудреватых волос большей части Гречанок и по тому посвящен сей чин женщинам». По возвращении в Италию Виньола работал сначала в Болонье и ее окрестностях: был главным архитектором по достройке собора Сан Петронио, строил портик деи Банки, соорудил судоходный канал от реки По к Болонье (1547 г. ), мост через реку Самоджа между Болоньей и Моденой (по Фламиниевой дороге), а также построил, по-видимому, ряд дворцов. В церковных проектах В. стремился согласовать базиликальную и центрич. После смерти Виньолы строительство завершил Джакомо делла Порта в 1584 году.
В Средние века датой основания называли 826 года, согласуясь с легендой об основании в этот период замка для защиты земель близстоящего Аббатства Нонантола (англ. ). В своих произведениях Виньола тяготел к торжественной монументальности. Итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. ордеров), реконструировал судоходный канал «Навиле» и др.
Выполнял проекты мебели и малых архит. Учился в Риме у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего. После чего вернулся в Болонью. Ярусы фасада связаны между собой волютами и фронтонами, создавая единую композицию. Собственно, настоящее имя мастера Бароцци (Barozzi).
В1551–55 занимался устройством ансамбля Виллы Джулия в Риме: возвёл дворцовое здание, т. н. Виньола исходил из композиции церкви. Дж. ордеров (служил практич. Джакомо Бароцци (1507—1573 гг. ) родился в местечке Виньола близ Модены.
В 1546 г. он возвратился в Рим, где выполнил ряд построек для Юлия III и рода Фарнезе: строительство виллы Юлия III и церкви Сант Андреа на виа Фламиния, лестниц и портиков у палаццо Сенаторов на Капитолии. Больсено, церковь Джезу в Перудже, замок в Каподимонте (начат Антонио да Сангалло Младшим), палаццо Комунале в Веллетри (совместно с делла Порта). Главная теоретическая работа — трактат «О пяти ордерах архитектуры» — впервые издана в Риме в 1562 г. Глубокий интерес к Витрувию и античной архитектуре и пиетет, с которым Виньола относился к произведениям Браманте и его школы, сочетались у него с острым чувством современности и новых требований, стоявших перед архитектурой. Способности Джакомо подавали блестящие надежды на его будущее. Архитектор намеренно отказывается от центрической схемы Высокого Возрождения и вновь возвращается к базиликальному типу раннехристианских церквей Рима. Петра с Микеланджело, после смерти которого стал фактически главным руководителем (официально лишь с 1571 г. ).
Остальные участки стены оставлены практически гладкими. пер. Бароцци, Barozzi) Джакомо (Джакопо) да (1. 10. 1507, Виньола, обл. касино, участвовал в сооружении гидравлич. Эта новая идея позволяла достигнуть значительного архитектурного эффекта. Обучался живописи и искусству перспективы в Болонье. Сторона дворца, прилегающая к саду, должна была иметь дугообразную форму соответственным образом проектировалась и конфигурация двора.
купола). 28—32) расположена за стенами города на Фламиниевой дороге. Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена Иль Джезу в Риме (однонефная постройка с боковыми капеллами, с залитым светом величественным подкупольным пространством и пластически выразительным фасадом, 1568-84). Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя4.
Ее яркой отличительной чертой стала дугообразная форма основного объема. Замок Капрарола близ Витербо— одно из наиболее известных сооружений Виньолы в области дворцовой архитектуры. Построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1558-73), с величественным круглым двором посередине. Автор 2 трактатов: «Правило пяти ордеров архитектуры» («Regola delli cinque ordini darchitettura», 1562, рус.
— прозвище итальянского архитектора и писателя по части искусства Джакомо Бароццио (1507—1573). Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена Иль Джезу в Риме (1568-84), где подчеркнуто значение главного нефа и ярко освещенного средокрестия, а ярусы фасада (осуществлён с изменениями в 1575 Дж. Здесь весьма искусно изображены и «5 чинов Архитектуры» и «глапнейшие Геометрические к Архитектуре принадлежащие фигуры» — всевозможные линии, углы, треугольники и полигоны (многоугольники), а также прямые и круглые архитектурные обломы, карнизы и др. Из семьи художников.
Ещё одним символом города является «черный торт»— «Бароцци (итал. )» (итал. torta Barozzi). В 1534 г. Виньола переехал в Рим, где обучался у Бальдассаре Перуцци и Антонио да Сангалло Младшего. В период 1541-1543 гг. Кристины, церковь Мадонна дель Пиано, церковь в Маццано. Первая римская постройка Виньолы – вилла папы Юлия III (1550-55).
На плафоне церкви расположена уникальная фреска – изображенные особым образом фигуры создают парящую под потолком иллюзию, усиливающуюся впечатлением отбрасываемой ими тени (в действительности фигуры написаны в одной плоскости). В. построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1558-73), создав посредине величественный круглый двор. т. н. Из его литературных трудов (полное их собрание начато в 1815г Дебре и Леба, но осталось неоконченным) особенно интересны «Правила пяти архитектурных орденов» («Regole delle cinque ordini darchitettura»), служившие более двух веков непогрешимым кодексом архитектурных стилей, до тех пор, пока ближайшее изучение памятников древнегреческого зодчества, начавшееся в XVIII столетии, не выказало ошибочности многих из положений этого кодекса. В 1552—1554 гг.
С 1568 г. по его проекту строилась церковь Иль Джезу в Риме (закончена Джакомо делла Порта в 1584 г. ). В то же время центрическая композиция как бы утверждает господствующее положение замка над окружающей местностью. ВИНЬОЛА (Vignola) (наст. церкви Сант-Андреа на Виа-Фламиниа, 1550–53 и Иль-Джезу, с 1568).
Остальные участки стены оставлены практически гладкими. Последняя крупная работа мастера — проект церкви для Эскориала (не сохранился). Виньолу пригласили во Францию (1540-42).
форм (каминов, резных потолков и др. Первые абзацы начинаются с буквиц, декорированных растительным орнаментом. Эта церковь считается первым храмом Рима, построенном в стиле барокко. Развитие этой композиции церковного фасада можно проследить на маленькой церкви Виньолы в Непи и на фасадах церквей Санта Катерина деи Фунари (1564 г., Гвидетто Гвидетти) и Сан Спирито ин Сассиа в Риме (начата Антонио да Сангалло Младшим в 1538 г. ) В этой же связи следует упомянуть церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи (начата в 1539 г., затем реконструирована Д. Романо), а также малоизвестные церкви в Кампанье арх. Вилла поражает богатством аспектов, в которых предстают ее элементы через сквозные портики или при переходе с одного уровня на другой и неожиданным центром композиции во втором, развитом «по вертикали» трехъярусном дворике с нимфеем в глубине.
Система широких лестниц, рамп, подпорных стенок с нишами и балюстрадами соединяет его с маленькой площадью перед замком и с парком, который поднимается позади замка с изящному садовому павильону (казино), откуда водяной каскад как бы возвращает зрителя к замку. Ярусы фасада композиционно связаны волютами и фронтонами. По возвращении в Италию он приступил к архитектурной деятельности. Пятигранная форма, подчеркивающая объемность, рассчитана на всестороннее обозрение дворца. Виньола хотел использовать ее, как видно из рисунка, для устройства амфитеатра. Впечатление усиливает и территориальное положение замка на склоне высокого холма.
Церковь Иль Джезу в Риме (1568-84) была выстроена по заказу иезуитского ордена. В числе прочего занимал пост секретаря Витрувианской академии в Риме. В. учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего, работал в Римме, во Франции (1541-43) и в Болонье (1543-73). Новые вкусы отразились у Виньолы и в стремлении связать развитие композиции в глубину с движением зрителя, в эффектной живописности сменяющихся перспектив (сближающих подчас его архитектуру со скенографией), в склонности к необычным элементам и криволинейным очертаниям (овальные планы) эти черты, казалось бы, связывают Виньолу с течением маньеризма, к которому, все же (вопреки мнению некоторых исследователей) его творчество отнести нельзя.
Джакомо Бароцци да Виньола, учившийся у Перуцци, начал с ряда построек в. Ею была завершена многолетняя реконструкция главной площади Болоньи. Теоретик, автор трактата Правило пяти ордеров архитектуры (1562, русский перевод 1939). Виньола Джакомо да (Vignola) (настоящая фамилия – Бароцци, Barozzi) (1507-1573) итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Архитектурный ансамбль виллы состоит из нескольких закрытых помещений и анфилады замкнутых дворов с портиками, камерным нимфеем с водоёмами и садом, связанных разнообразными переходами и лестницами.
Эта церковь считается первым храмом Рима, построенном в стиле барокко4. формы, как рампы, винтовая лестница и др. Но обособление капелл (заменивших ниши в церкви Альберти) и укорочение ветвей трансепта придали интерьеру новую целостность, а динамизм вытянутого нефа получил исключительно сильное завершение в величественном средокрестии с громадным куполом.
архитектор, художник, теоретик иск-ва. В работах этого периода ясно ощущается влияние Микеланджело. Дворы имеют полукруглую форму. Так, в барочной архитектуре были подхвачены динамические качества и глубинное развитие композиций Виньолы, его умение работать с большими архитектурными массами (Капрарола, огромный недостроенный дворец Фарнезе в Пьяченце с открытым театром во дворе), а строгая логичность его ордерных композиций сыграла большую роль в архитектуре классицизма по всей Европе. Тристано из Феррары (1515-1574 гг. ), который, став членом иезуитского ордена, настойчиво пытался разрешить поставленные орденом архитектурные задачи.
делла Порта) композиционно связаны волютами и фронтонами. Спустя два года территория отошла в виде графства семье Контрари (итал. ) из Феррара. сhiesa del Sacro Nome di Ges).
Цельность пространственной организации отличает и построенную В. виллу Юлия III в Риме (1550-55) с её осевой композицией, эффектными полукружиями дворового фасада и лестниц углублённого в землю среднего двора, служащего центром ансамбля. В окрестностях возвел несколько небольших церковных сооружений – церковь Св.
К парадному этажу ведут две симметричных лестницы, выполненных в близком к барокко стиле, к верхним – пять псевдовинтовых изогнутых лестниц. Наиболее парадной, по предположению зодчего, должна была быть дугообразная часть здания. Для этого Виньола создал монументальную декорацию в виде двухэтажного сооружения. Занимался обмерами античных памятников для предполагавшегосяиздания трактата Витрувия. Для удобства пользования каждый лист пронумерован в соответствии с текстом. Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя. системы для фонтанов.
Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего в 1530-егг. Вместе с Ф. Приматиччо делал слепки с античных статуй из собрания Бельведера в Ватикане, которые отливались в бронзе для королевского дворца в Фонтенбло (в связи с чем в 1541–43 привлекался кработам во Франции). Расположен недалеко от древнего этрусского пути из Болоньи в Парму. При проектировании интерьера виллы Фарнезе (Villa Farnese) Виньола использовал идеи Донато Браманте, одного из основоположников архитектуры Высокого Возрождения. сhiesa del Sacro Nome di Ges). Виньола же решил его еще более увеличить — палаццо Фарнезе в Пьяченце должен был доминировать над всеми городскими постройками, над всей местностью, подобно Капрароле.
Петра и обустройстве Ватиканских дворцов в Риме. (настоящая фамилия Бароцци, Barozzi) Джакомо да (1. 10. 1507, Виньола, Эмилия-Романья, – 7. 7. 1573, Рим) итальянский архитектор. Ещё одна система широких лестниц соединяет замок с внешним парком, к изящному садовому павильону— «казино». Эмилия-Романья– 7. 7. 1573, Рим) итал. Вилла папы Юлия III в Риме (рис.
Петра в Риме (возвёл 2 вспомогат. В 1540 г. Виньола стал секретарем римской Витрувианской академии. Однако спустя некоторое время строительство было свернуто. Виньола построил дворец Фарнезе в Пьяченце (начат в 1559 г. ), церкви в Сант Оресто, в Марцано, в Капранике, на оз.
Виньола – прозвище итальянского архитектора и писателя по части искусства Джакомо Бароццио (1507-1573). В это же время он работал над иллюстрациями к трактату Витрувия «Десять книг об архитектуре».
В ее плане сочленены для принципа – базиликальный и центрально-купольный. Пространственный облик церкви развивает новый тип сооружений, начатый Микеланджело. После смерти Виньолы строительство завершил Джакомо делла Порта в 1584 году. В 1546 г. поступил на службу к папе Юлию III, где совместно с Бартоломео Амманнати и Джорджо Вазари занимался возведением виллы Джулия (1551-1555).
Нижний этаж представляет собой арочный портик, обработанный ордером. Правление семьи Бонкомпаньи окончилось с Наполеоновскими войнами. Виньола сотрудничал на строительстве собора св. Созданный им ансамбль дворца Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1556–75), отличается сложной пространственной организацией, сменой эффектных видов, включает такие выразительные архит. языки) «Два правила практической перспективы» («Le due regole della prospettiva prattica», 1583).
Это одно из лучших творений зодчего. По проекту Пачотти, сооружение предполагалось грандиозным по размерам. служил декоратором и рисовальщиком на строительстве собора Св. 1939). руководством для архитекторов вплоть до 20в., выдержал более 500 изданий, переведён на мн. После смерти Микеланджело и отставки П. Лигорио В. руководил строительством собора Св. Элементы крепостной архитектуры еще ясно сказываются в нижних частях здания.
На обороте титульного листа помещен лаконичный медальон с заключенными в него двумя латинскими буквами — «WY» (Виньола). Он проектировал крепость в Норчии (1554 г. ), фонтаны в разных городах, в том числе и Витербо (1566 г. ), церкви Санта Анна деи Палафреньери и Санта Мария дель Орто в Риме. Виньола находилась в подчинении их епископов до 1247 года. Виньола превратил замок Капрарола в великолепную загородную резиденцию (1559—1564 гг. ), построил виллу епископа Гамбара (позднее Ланте) в Витербо и виллу Фарнезе на Палатине, а также выполнил некоторые доделки в римском дворце Фарнезе. Из его литературных трудов (полное их собрание начато в 1 8 15 г. Дебре и Леба, но осталось неоконченным) особенно интересны "Правила пяти архитектурных орденов" ("Regole delle cinque ordini darchitettura"), служившие более двух веков непогрешимым кодексом архитектурных стилей, до тех пор, пока ближайшее изучение памятников древнегреческого зодчества, начавшееся в XVIII столетии, не выказало ошибочности многих из положений этого кодекса.
пер. После смерти Юлия III (1555) Виньола по большей части находился на службе семейства Фарнезе. Популярность торта и узнаваемость его вкуса привела к появлению мороженого со вкусом «торта Бароцци». стол Фарнезе, 1565–1570, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Это продолжалось до установления власти домом Эсте в 1399 году. В её композиции великолепно выражена барочная идея вечного движения. В сложном ансамбле, раскрывающемся зрителю в эффектной смене тонко рассчитанных, чисто сценических перспектив, получили дальнейшее развитие композиционные приемы Браманте (Бельведер). Со смертью Эрколе Контрари в 1557 году Виньолу присвоил себе Джакомо Бонкомпаньи (англ. ), сын папы Григория XIII. Подобное неравномерное распределение композиционных средств, а также динамика живописно сменяющихся сценических перспектив всего ансамбля являются признаками барочных тенденций.
структуры использовал форму овального купола (рим. С 1541 в Болонье– в должности архитектора собора Сан-Петронио (проекты фасада с системой классич.