Это Большой красный дракон с семью головами и коронами на них. Это добротный качественный триллер, снятый по всем законам жанра, с соблюдением всех традиций. Как все образы Блейка, это изображение многозначно. Вот одна из иллюстраций к Данте «Вихрь любовников». Зато с лёгкостью можно провести связующую нить между «Красным драконом», «Молчанием ягнят» и «Ганнибалом» ибо их объединяет уже многое и в первую очередь колоритная фигура Ганнибала Лектора.
В связи с этим восхищение младенца к престолу Бога воспринимают как образ Вознесения1. Ипполит Римский, не называя младенца Жены Иисусом Христом, объясняет его восхищение к Богу тем, что «это есть небесный царь, а не земный, всегда ею рождаемый, как и Давид провозглашает, говоря: «рече Господь Господеви моему: седи одесную мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих» (Пс. 109:1)»3. У него были десятилетия, когда он надолго замолкал.
В муках она рожает ребенка, которого намерен поглотить дракон. Мне не хватило в фильме глубины. Фильм снят по роману Томаса Харриса и смотревшие «Молчание ягнят» и «Ганнибала» вновь встретятся с хорошо знакомым им доктором Ганнибалом Лектором, эстетом, гурманом интеллектуалом и просто открытым ко всему новому человеком (в том числе не брезгующим человеченкой).
В фильме были лёгкие штришки, чтобы затем нарисовалась благодаря ним картина более тонкая, однако они так и остались всего лишь наметками. Их сила намного превосходит даже сильнейших Богов и Небесных Драконов. Для печатания небольших книжечек своих стихов с собственными иллюстрациями-офортами (сохранились считанные экземпляры, собственноручно раскрашенные художником), Блейк изобрел оригинальный метод высокой печати. Он полагал, что искусство, религия и воображение неразделимы, как Святая Троица. Приверженец Библии, но противник Церкви Англии (как и в целом всех форм организованной религии), Блейк находился под влиянием идеалов Французской и Американской революций.
"Мистический стиль" Блейка-художника развивался не на пустом месте. Особой прелести полны листы, посвященные женским образам. Кроме личности английского поэта и художника Вильяма Блейка эти фильмы в принципе больше ничего не связывает, разве что оба из них по-своему хороши, а потому достойны зрительского внимания. Крови – в меру, диалогов-рассуждений – тоже. От ярости дракон напускает воду, которая должна поглотить и жену и землю.
Этим картины Блейка отличаются от картин его современников, поскольку если последние и заключали в свои работы некие "загадочные символы", то все это был весьма наивный символизм. Перед нами два психопата-маньяка, очень разные, но оба привычные и понятные: один – искалеченный жестоким обращением в детстве, с кучей комплексов, а второй – «талантливый психопат», со своими правилами игры, со своей идеологией, внутренней силой, который отождествляет свою роль чуть ли не с ролью господа бога. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Несмотря на все влияния работы Блейка трудно однозначно классифицировать. В творчестве Данте английский мастер получил мощный импульс для своих фантазий.
При этом следует отметить, что книга Откровения не используется в качестве богослужебного чтения (исключение составляет традиция Католической церкви использовать его в воскресных мессах в пасхальный период и ряде других служб). Жена – это Церковь, свет Христов и солнце над ней священно. И эту идею мастер последовательно воплощал в жизнь. Но ей удается спастись бегством.
Современники его не понимали, но, возможно именно вот таким образом его творчество было ориентировано на его внутреннее видение. Среди них такие сочинения, как Бракосочетание Неба и Ада (1790—1795), Книга Уризена (1794), Книга Лоса (1795). То, что написал Уильям Блейк, «Красный дракон» – это серия акварельных картин, созданных для иллюстрации Библии, книги Откровения Иоанна Богослова. Так он объеденился с Иссеем и придал ему свои размеры, также значительно увеличив его силу до такого уровня что он мог бы с лёгкостью уничтожить большую часть преисподнии и без особых усилий на равных сражаться с Бармаглотом – сильнейшим монстром созданным Лонгином высшего уровня – Творцом Уничтожения, которого не могла победить даже Команда Сазекса Люцифера (Без ладьи Сурта второго), состоящая из сильнейших демонов. Некоторое время он обучался ремеслу гравера и этим впоследствии зарабатывал. Красота и умеренность – этими двумя словами я бы охарактеризовала этот фильм. Иллюстрации к Божественной комедии далеки от буквального следования тексту.
Современный богослов епископ Александр (Милеант) видит в солнечном сиянии «нравственное совершенство святых и благодатное озарение Церкви дарами Святого Духа», а в двенадцати звёздах «двенадцать племен Нового Израиля— то есть совокупность христианских народов»1. Блейк стремится, скорее, к внутреннему образному созвучию поэмы и своих композиций. Стремясь воплотить космогоническое видение драмы человечества, Блейк творил свою мифологию, полную библейских ассоциаций, основанную на апокалипсических предчувствиях, населенную персонажами-символами, среди которых Счастье, Знание, Воображение и поэтическое творчество (Лос), Страсть (Лувах), Слабость и Сомнение (Теотермон) и, наконец, Уризен, олицетворяющий одновременно всемогущего Бога-Творца и порабощенного Человека. Драконьи Божества обладают огромнейшей силой и являются сильнейшими существами в своём мире. Десятилетним мальчиком (в 1847 году) он случайно купил блейковский альбом зарисовок и с этого момента началась его любовь к этому (уже абсолютно забытому к тому времени) художнику. Хоть у них и не было детей, они жили в полной гармонии друг с другом.
К толкованию образа Жены, облечённой в солнце, обращались немногочисленные богословы. Биография духовная у него сложна и наполнена яркими событиями. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Только во второй половине XIX века пробудился интерес к творческому наследию художника.
Он взял их из того мира, который знал или видел раньше. Одним из поклонников Блейка был Данте Габриэль Россетти. В творчестве Блейка иллюстрировавшего акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни неведения», «Песни познания», «Книгу Иова», «Божественную комедию» Данте и другие), ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII – начала XIX века: тяготение к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям. Ещё в детстве Блейк, получавший образование на дому, увлёкся рисованием. Всего ровно столько, сколько должно было быть. Его хвост «смел» треть звезд с неба на землю. Нет, Сальвадор Дали надолго опоздал.
Работу над циклом иллюстраций к Данте прервала смерть мастера. К примерам таких икон относятся почитавшиеся чудотворными Виленская икона, «Всех Скорбящих Радость» и «Благодатное Небо» (создана иконописцами Оружейной палаты в 1678—1680 годах по имевшемуся у них западному образцу, привезённому в Москву в конце XIV века великой княгиней Софией Витовтовной), находившиеся в Архангельском соборе Московского Кремля27. Драконий Бог – Великий Красный является одним из двух Драконьих Богов. Искусству живописи и гравюры учился в Лондоне у гравёра Дж. Безайра (с 1771), посещал Академию художеств (1778) испытал влияние Дж. Флаксмена.
Данное толкование является распространённым в современной Католической церкви, его придерживались папы Пий X13, Пий XII (приводит данный образ в булле «Munificentissimus Deus», устанавливающей догмат о Вознесении Девы Марии14), Павел VI15 и Иоанн Павел II16. Для меня его глаза – это самое запоминающееся. Особо это проявилось в немецком искусстве, где к XV веку возник тип «Сияющих Мадонн» (нем.
И у него это получилось имхо разумеется. Первую книгу — Песни Невинности (частное собрание) — Блейк выпустил в 1789 году. Он научил неграмотную, но невероятно милую девушку, читать и писать. Он проявлял также большой интерес к творчеству Микеланджело, а среди современников — к работам Флаксмена, Фюсли и Барри. Ценитель творчества Вильяма Блейка, знакомый не понаслышке с тем, что мучило дядюшку Фрейда, слегка шизофреник, но безусловно добрый и пушистый внутри. У Андрея Кесарийского срок в 3, 5 года понимается как время, которое верующие будут укрываться «в пустыне чувственной— горах, пропастях и пещерах»11.
Существуют трактовки солнца и луны, как символов церкви и царства: «солнце над головой жены символизирует власть священства, а луна под её ногами означает сияние царской власти»8. Блейк писал не постоянно, а время от времени, чувствуя вдохновение. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения.
Время, времена и полувремени). В 1782 году Блейк женился на Кэтрин Бушер, ставшей его музой и подругой до конца дней. Рядом с ним герой Эдварда Нортона кажется таким маленьким уставшим неопытным мальчиком. Всё в меру, всё к месту. Он называет спасение Жены в пустыне чудом сохранения Богом своей церкви в условиях гонений: «Господь сокрывает от очей преследователей и сохраняет святой остаток, семена Церкви, которые во благовремении нежданно дают всходы и плоды»9.
По мнению Сергея Булгакова, эта аллегория является весьма сложной для толкования9. Разными богословами она толкуется примерно так. Поскольку для западной церкви была характерна трактовка образа Жены как Богородицы, то появился её отдельный иконографический тип, где Дева Мария в короне помещена в лучезарную солнечную мандорлу, на её руках младенец Иисус, а под ногами серп луны.
Наиболее известной картиной на данный сюжет является полотно Рубенса «Дева в образе Жены Апокалипсиса» (англ. Он создал иллюстрации к «Кентерберийским рассказам» Чосера, Книге Иова. Однако по сюжету и хронологии «Красный дракон» предшествует «Молчанию ягнят». Значительный период жизни Блейк посвятил самой большой своей поэме Иерусалим (1804—1820), в которой его мистический символизм достиг апогея. Эта картина, когда он увидел ее впервые, потрясла его воображение.
Более того, Блейк дал начало визионерскому искусству (от слова visio), вдохновлённому видениями, снами, галлюцинациями и различного рода откровениями, полученными художником в момент создания произведения. Александр (Милеант), отмечая, что числа в Апокалипсисе надо понимать иносказательно, возможным объяснением этого срока называет то, что 3, 5 года длилось земное служение Христа, столько же продолжались гонения императоров Нерона и Домициана1.
Но для того чтобы интерес к Блейку стал все английским, потребовалось еще несколько лет. Уильям Блейк «Большой красный Дракон и Жена, одетая в Солнце» (1810) Акварель. Впечатлительный Уильям не мог не соотнести предсказание с собственной датой рождения. The Virgin as the Woman of the Apocalypse, 1623 – 1624). Этико-эстетский маньяк с замашками гения-интеллектуала.
В творчестве Блейка иллюстрировавшего акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни неведения», 1789 «Песни познания», 1794 «Книгу Иова», 1818 – 1825 «Божественную комедию» Данте, 1825 – 1827 и другие произведения), ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII – первой четверти XIX века: тяготение мастера к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям. По свидетельствам современников, Блейк всю жизнь оставался глубоко верующим человеком. Его картины и стихи были охарактеризованы как романтические или как пре-романтические.
В 1784 году он сочинил, но оставил неоконченным свой манускрипт Остров на луне. Бурное развитие действия то и дело будет сменяться краткими минутами затишья. На роль серийного убицы «Зубной феи» Фрэнсиса Доллархайда досталась Ральфу Файнсу, что, на мой взгляд, является отличным решением. В 1778 году молодой человек поступил в знаменитую Королевскую Академию художеств.
В иллюстрациях появляются такие мотивы, как Стоунхендж. Но другие богословы особо отмечают, что в рассказе Иоанна на голове Жены находится не корона (символ власти), а венец, символизирующий славу4. Свободомыслие и мистицизм взглядов Блейк впитал с младых ногтей. Слияние – Великий Красный способен объединяться с существами имеющими схожие физиологические параметры.
В последующие годы Блейк называл свои видения посещениями Эдема. И душу и тело.
В связи с этим под младенцем иногда понимают рождение Христа в сердцах верующих4. Это же мы видим на его картинах. Ряд богословов всё же называют первенца, рождённого Женой, Иисусом Христом, основываясь на словах «которому надлежало пасти все народы железным жезлом» (Откр. 12:5), которые повторяют строку из 2 псалма (Пс. 2:9), относимого к мессианским (то есть содержащим указание на пришествие Христа)10. Актёрский состав великолепен. Как и в «Завещании Оскара Уайльда» или романе-биографии Диккенса, где он пересказывал собственные сны и вел задушевные беседы со своим героем, Акройд и на страницах блейковского тома отходит от строгого изложения фактов, считающихся бесспорными, увлекается гипотезами и охотно доверяет психологической реконструкции. «Брак Неба и Ада» – одна из его книг, написанная в подражание библейским книгам пророчеств.
О приключениях первого вы можете узнать, посмотрев картину Джима Джармуша «Мертвец», а о втором речь пойдёт в фильме Бретта Рэтнера «Красный дракон».
Этим Уильям Блейк, картины которого не были приняты современниками, поражает нас сейчас. Огромное, мощное, мускулистое, наполненное энергией, гипнотизирующее тело, занимающее большую часть полотна. Начну традиционно с Энтони Хопкинса. «Ньютон» – одна из наиболее известных его картин. Его мистическое отношение к миру пронизывало и его жизнь и его искусство.
Не стану бросаться словами «шедевр» и «гениально», более того замечу, что это и не шедевр вовсе, однако за неимением лучшего, можно смело считать данную картину продуктом качественным и в какой-то степени эталонным для данного жанра, по крайней мере, для меня. Как и в «Завещании Оскара Уайльда» или романе-биографии Диккенса, где он пересказывал собственные сны и вел задушевные беседы со своим героем, Акройд и на страницах блейковского тома отходит от строгого изложения фактов, считающихся бесспорными, увлекается гипотезами и охотно доверяет психологической реконструкции. Понятно, что литературоведов такая методика не убеждает. Под влиянием западной иконографии в XVII веке в русском искусстве появились иконы Богородицы в образе Жены, облечённой в солнце32.
Такого же мнения придерживается Мефодий Патарский: «Не следует считать под вновь рождаемым Самого Христа ибо за долго до откровения Иоаннова исполнилась тайна воплощения Божественного Слова». Кроме того Драконьи Боги обладают способностями более слабых драконов. Именно в гравюре впоследствии наиболее ярко проявился талант Блейка-художника. Никаких условностей, в жертву которым заставляют приносить естественные побуждения. На этот раз история о другом человеке с весьма странными увлечениями и вкусами. Лишь двадцать лет спустя после его смерти для широкой публики он был «открыт» прерафаэлитами. К концу обучения, к 21 году, Блейк стал профессиональным гравёром. Яркость поэтических образов сразу позволяла почувствовать глаз живописца. Из них можно выделить раннехристианских авторов: Ипполит Римский (III век), Мефодий Патарский (IV век), Андрей Кесарийский (VI—VII века) и современных: Сергей Булгаков, Аверкий (Таушев), Александр (Милеант), Александр Мень.
Кто-то «читал его стихи», находясь на грани между жизнью и смерти, а кто-то, увидев в его картине тайный смысл, всерьёз занялся нелёгким процессом трансформации собственной личности, с целью перерождения и дальнейшего перехода на новый уровень бытия. В творчестве Блейка иллюстрировавшего акварелями и гравюрами собственные стихи («Песни неведения», «Песни познания», «Книгу Иова», «Божественную комедию» Данте и другие), ярко отразились тенденции романтизма в английском искусстве конца XVIII — начала XIX века: тяготение к визионерской фантастике, аллегоризму и мистической символике, обращение к смелой, почти произвольной игре линий, острым композиционным решениям. «Красный дракон» – отличный представитель вымирающего нынче жанра триллера с хорошо продуманной детективной линией. Не то – у Блейка, в чьих небольших по формату картинах (вот еще одно его отличие от современных ему живописцев – он почти никогда не писал "масштабных" полотен) таится великое множество символических посланий, не все из которых можно сразу разглядеть. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ.
Такова завязка. Впрочем и в жизни. Отгадать "загадку" не составляло труда. Звёзды также могут пониматься как общность людей «принявших и открывшихся действию Бога»5. Первая картина «Большой красный дракон и жена, облаченная в солнце».
Именно мистическими видениями навеяны многие поэтические и художественные образы Блейка. Как и средневековые миниатюристы, Блейк мыслил книгу неким целостным организмом, часто выступая одновременно как автор текстов иллюстраций и оформления, а также печатник своих изданий. Блейк был самым оригинальным английским мистиком и одним из самых выдающихся графиков своего времени. После 1818 года, после встреч с художником и астрологом Джоном Варли, впечатлённым рассказами Блейка о его видениях и попросившим изобразить их на бумаге в его присутствии, появилась известная серия Головы призраков, состоящая из более сотни карандашных портретов.
Роль слепой девушки Евы Макклейн сыграла Эмили Уотсон, она будет лучом в темном царстве «Зубной феи», она особенно запомнилась когда гладила спящего Тигра, только вот не понятно зачем показали как она трогает генеталии большой кошки. Это тот самый Блейк, который видел бесконечность в ладони и вечность в одном часе. Попытки разгадать тайну не прекращаются. Заботу и участие родных, восхищение очень узкого кружка его почитателей и учеников – это Уильям Блейк получил в полной мере. Оба характера удались на славу.
Восторжествовала, разумеется, нормативность, а все остальное было только следствием: провал единственной никого не заинтересовавшей выставки 1811 года, нераспроданные экземпляры собственноручно награвированных поэм (за этими первыми образцами самиздата теперь охотятся и платят бешеные деньги коллекционеры). Знаменитому стихотворению «Тигр» есть параллель в «Песнях неведения» – стихи об Агнце, прямо отсылающие к Евангелию от Иоанна: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».
Подчёркиваю – не актёр Нортон, а именно его персонаж. Это показывает его мучительные и напряженные духовные искания. Под занавес однако добавлю ложку дёгтя.
(28. 11. 1757 – 12. 08. 1827), английский художник, гравер, поэт. В них образ Жены не занимает центральное место, она изображается небольшой фигурой в небесах, как видение апостола. У Андрея Кесарийского дана следующая трактовка этого нападения: «выйдет во след её вода наподобие реки иначе: выйдет множество или злых демонов или различных искушений. — Земля же, говорится, помогала ей, удерживая стремление лукавых или дальностью расстояния или безводием и засухою или смиренномудрием святых, которые, говоря от сердца: аз есмь земля и пепел (Быт. 18:27), тем самым расторгают все диавольския сети»11. Эта история о «Зубной фее», почитателе нетрадиционной кулинарии и человеке, сумевшем поймать обоих.
Русский богослов, митрополит Филарет (Дроздов) считает пустыню не безлюдным местом «ибо Церковь сама есть многолюдство верующих», а воспринимает её как указание на «пустыню внутреннюю» то есть удаление от «мира» и приближение к Богу7. Блейк был приверженцем классического стиля эпохи Высокого Возрождения. Стихотворение «Ягненок», гимн кротости, придает особую выразительность образам «Тигра» — в нем настоящий сгусток яростной энергии. Наиболее известной картиной на данный сюжет является полотно Рубенса «Дева в образе Жены Апокалипсиса» (англ. The Virgin as the Woman of the Apocalypse, 1623—1624). 25 На нём в центре помещена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, слева от неё архангел Михаил с ангелами побивает сатану в образе красного дракона в облаках полуфигура Бога Отца, который направляет к Марии ангелов, которые подают ей орлиные крылья.
Он невероятно страшен и уверен в своей силе.