Но как правильно отмечает А. Н. Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами.
Перед нами стоял деревянный обрубок, на котором помещались чернила и бумага. Именно ему была поручена организация Национального музея в Лувре. Была во французской культуре второй половины XVIII века еще одна важная особенность. Две следующие попытки добиться желаемого так же оказались безуспешными и когда в 1774 году Давид за картину «Антиох, сын Селевка, короля Сирии, больной любовью, которою он проникся к Стратонике, своей мачехе, врач Эразистрат обнаруживает причину болезни» добился, наконец, долгожданной награды, то известие о победе так потрясло его, что он упал в обморок и, придя в себя, откровенно воскликнул: «Друзья мои, в первый раз за четыре года я вздохнул легко»2. Учился у исторического живописца Ж. М. Вьена в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже (1766-1774). Она говорит о том, что «мало естественного в их аллегориях, напыщенных жестах, в статуарности фигур, в вымученном рационализме»1.
Те стилистические изменения, которые заметны в этой картине по сравнению с «Боем Марса и Минервы», не являются проявлением творческой индивидуальности Давида, а лишь отражают те сдвиги, которые происходят в официальном искусстве. Композиция полотна с сидящей у ложа Андромахой повторяет сцену «Смерть Мелеагра», воспроизведенную в рельефе античного саркофага (ее часто копировали мастера классицизма эпохи Давида). Произведения Давида 1780-х годов (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк Ликторы приносят Бруту тело его сына, 1789, Лувр) присущи возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, барельефность в построении композиции, а также преобладание объёмно-светотеневого начала над цветом. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё.
Давид откликается на трагическое событие своей эпохи. Вьен несколько лет провёл в Италии, был увлечен античностью.
Я приготовлял ее под современным соусом, как я выражался в то время. Вигель безошибочно уловил элемент неорганичности в классицизме нового времени. В 1790-1810-х годах Давид пишет многочисленные портреты, как парадные (Наполеон при переходе через Сен-Бернар, 1800, Национальный музей Версаля и Трианонов Мадам Рекамье, 1800, Лувр), так и более реалистические, приближающиеся к интимным (портреты четы Серизиа, 1795, Лувр). Он работал над ним в Риме и его показ здесь вызвал подлинную сенсацию. Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Давид был вынужден уехать в Брюссель.
Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов. Именно в ней нами были найдены не только все самые выдающиеся события, определившие тенденции развития творчества Давида в ту или иную сторону, но и ряд, казалось бы, незначительных, но так или иначе сыгравших свою роль деталей в искусстве мастера. Но техника Давида имела решающее значение. Так следует писать великих людей»1.
худож. Возглавив художественную жизнь революционной Франции, он за несколько лет, отмеченных неслыханным страхом и террором, сумел внушить власти и обществу уважение к Художнику. Портрет навсегда остался незаконченным.
Следование классическому образцу будет сочетаться в творчестве художника с привнесением индивидуальных черт, разнообразной передачей чувств героев. В 1776 году директором Управления королевскими строениями графом дАнживийе с целью «оживить добродетели и патриотические чувства» французов было заказано Давиду историческое полотно на сюжет из «Римской истории» Роллена «Клятва Горациев» (1784, Лувр). Полные величия и торжественности, застывшие наподобие античных скульптур фигуры, возможно, являются воспроизведением сцены «Похороны Патрокла». Главной целью молодого художника становится получение доступа в Академию, без чего было невозможно завоевание успеха. Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора, но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ). Профессор Вьен, возможно, задетый тем, что ученик выступил, предварительно его не осведомив, в целях педагогического воздействия, отклонил премию под тем предлогом, «что для первого раза Давид может считать себя счастливым уже потому, что он понравился своим судьям». За представленное на конкурс полотно «Велизарий» (1779, Политехническая школа, Париж) в 1781 Давида единогласно принимают в члены Академии. Поводом к написанию портрета послужил жизненный эпизод: в Неаполе Давид стал свидетелем того, как Потоцкий усмирил необъезженного коня. Давид не стал оправдываться и изъясняться.
музее). Жерара и особенно папы Пия VII (в Лувре). Они продолжили анакреонтическую тему в его творчестве. В августе того же года вернулся во Францию. Ведь люди сами являются частью природы и, даже не желая ей подражать, все-таки это делают. Лица опечаленных учеников выражают гамму разнообразных драматических чувств. Иной идиллической, линии в европейском классицизме второй половины 18 в. созвучно полотно «Парис и Елена» (1788, Лувр).
После «Клятвы Горациев» Давид, как говорится, проснулся знаменитым. В природе заложено многое и люди в зависимости от своих идеалов и вкусов склонны абсолютизировать и особо выделять то одни, то другие ее черты, которые в данный момент привлекают и кажутся самыми важными.
Воодушевлённый героикой Великой французской революции, Давид стремится к созданию исторической картины на современную тему (Клятва в зале для игры в мяч, не осуществлена сохранился эскиз, сепия, 1791, Лувр). Наступают годы реакции и в 1814 году к власти приходят Бурбоны.
Каждая деталь – на своем месте: нож убийцы на полу, письмо в руке Марата, тюрбан на его голове и перо в бессильно упавшей правой руке. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. в Риме.
Вершиной его творчества стала картина «Смерть Марата». После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов Давид как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Говоря же непосредственно о творчестве Давида, автор отмечает, что «личный вклад Давида в развитие художественного вкуса заключается в строгости решения, уверенности, точности графической техники, в отрицании независимости искусства, в сознательном превращении искусства в политическое и социальное орудие». Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида.
Наполеон произвел художника в офицеры Ордена почетного легиона. И как бы мастер не стремился, но «первый художник императора» так никогда и не смог сравняться с «первым живописцем революции». Это уже не был органический большой стиль, подобно стилям былых времени.
Он открыл мастерскую и к нему потянулись ученики, которых вскоре, несмотря ни на что, набралось больше сорока. Во взгляде Давида можно прочесть растерянность и беспокойство. Таким образом, по его мнению, «он подготовляет путь для Курбе, но не оказывает никакого влияния на двух самых крупных художников первой половины века — Коро и Домье».
Фигура готовящегося к принятию чаши с ядом Сократа уподоблена античной скульптуре. Жозе). Рох молит Богоматерь о прекращении чумы», доставила ему некоторую известность. Темы уже первых картин Давида, «Клятва Горациев» (1784), «Смерть Сократа» (1787), отражали предреволюционные настроения в обществе и выражали зарождавшийся в то время культ гражданских добродетелей: преданности долгу и самопожертвования. По возвращении Бурбонов он как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции, был вычеркнут из списков Акд. Педагогическая система последнего была основана на изучении античного искусства, Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия».
Давид был активным деятелем революции, членом якобинского Конвента, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре под его руководством была упразднена консервативная Королевская академия живописи и скульптуры (членом которой Давид был с 1784 года). После прихода к власти Наполеона I Давид стал главным придворным живописцем. С приходом к власти правительства Директории он был освобожден в 1795. После объявления Наполеоном себя наследником революции Давид становится его приверженцем и в 1804 получает титул «Первого художника императора». Был студентом, ходил в университет только ради столовки.
Путешествие было для Давида началом нового периода его ученичества. Современники отнесут картину к революционному творчеству художника, назвав его самого предвозвестником революции. Линию «героического» классицизма продолжило полотно «Смерть Сократа» (1787, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Картины Убитый Лепелетье (1793, не сохранилась известна по гравюре П. А. Тардьё, Национальная библиотека, Париж и по рисунку Ф. Девожа, Музей Маньен, Дижон) и особенно Смерть Марата (1793, Музей современного искусства, Брюссель), с её трагическим звучанием, суровым лаконизмом, аскетической сдержанностью цвета и скульптурной монументальностью форм, становятся памятниками героям революционной эпохи, совмещая в себе черты портрета и исторической картины. Это означает, что самая жизнь интересовала его больше, чем искусство. За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – 039Клятву Горациев039 (1784). Учился у Ф. Буше, затем в Академии художеств у Ж. М. Вьена.
Он изображен в синем костюме полковника гренадеров стоящим у массивного ампирного стола и кресла на фоне массивных фолиантов и часов, показывающих его постоянный, длящийся с раннего утра до ночи труд на благо нации. В гедонистическом вкусе времени Империи были исполнены поздние полотна «Сафо, Фаон и Амур» (1809, Эрмитаж) и «Амур и Психея» (1817, Художественный музей, Кливленд). С этого момента Давид стал признанным художником Французской революции. (обе находятся в Луврск.
В 1793 г. Давид пишет композиции «Убитый Лепелетье» и «Смерть Марата», совмещая в них черты портрета и исторического полотна. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях. Раскрывая биографические подробности жизни и творчества художника, автор с восхищеньем отзывается о Давиде не только как о прекрасном художнике в политическом аспекте, но в большей степени как о мастере, оставившем нам также и образы малой «человеческой комедии» в портретах своих близких, в портретах разбогатевших чиновников импозантных военных, дипломатов, политических изгнанников, многие из которых не окончены. В ней он еще хотел выразить большую идею, как он сам об этом говорил, — «любовь к отечеству», но на деле получилась холодная академическая композиция.
Погружаясь все более и более в историю древних греков и римлян, он исполнил после того картины «Смерть Сократа» (гравир. Увлечение классической живописью и античной пластикой проявилось и в полотне «Сабинянки» (1799, Лувр). В 1794 году художник был заключен в тюрьму, а выйдя на свободу, написал картину «Похищение сабинянок» (1799), сюжет которой многими был воспринят как призыв к прекращению междуусобной войны. Посвящая свой талант такому назначению, я особенно чувствую ему цену»1.
Ранние работы Давида, в которых ощутимы отзвуки рококо и влияние идей сентиментализма, традиционно академичны (Бой Минервы и Марса, 1771, Лувр, Париж). В 1816 году, после реставрации Бурбонов. После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Кого интересует, сохранено ли сходство в бюстах Александра. Среди развалин Бастилии будет «воздвигнут фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы» и далее: «место действия будет просто, убранство его будет заимствовано у природы»2.
Бланш полагает, что эта техника и есть искусство: «искусство непосредственное, вопреки кажущейся его напряженности, реалистическое искусное ремесло добросовестного работника нечто хорошо сделанное, скромное, но прибегающее к грубым эффектам»1. В честь Наполеона он создает конный портрет «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Национальный музей, Мальмезон), большие исторические полотна: «Коронация» (1805, Лувр), портрет «Наполеон в рабочем кабинете» (1812, Национальная галерея, Вашингтон), аллегорическое полотно «Леонид при Фермопилах» (1814, Лувр), прославляющее походы «Великой Армии». Полотно «Коронация», состоящее из правдивых портретов известных исторических лиц имело огромный успех в Салоне 1808 года. Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 года.
В его искусстве нарастают черты отвлечённости и рассудочной повествовательности. Давид не переставал интересоваться древней историей и написал картину Леонид и спартанцы у Фермопил -- оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100. 000 франков (обе находятся в Музее Лувра). Буржуазные отношения здесь утвердились в наиболее чистом виде. Здесь им был написан единственный пейзаж «Вид Люксембургского сада» (Лувр), который он каждый день видел из окна.
После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию. Однако здесь художник стремится дать почувствовать взволнованность собравшихся и передать ощущение грозы, которая действительно пронеслась над Парижем в день этого знаменательного события. F. L.
Конечно, любой находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то родное. Жак Луи Давид родился 30 августа 1748 года.
Вместе со стремлением к традиционным добродетелям, к естественным законам (вспомним знаменитый призыв Руссо: Назад, к природе. «Героический» стиль полотна со строгим и четким расположением застывших в клятве единения фигур Горациев на фоне дорической колоннады, вызвал много подражаний. Италия раскрыла Давиду глаза на античный мир. Они чтили «простоту и ясность», не замечая, что их ясность была такой же условной формой, как вычурность рококо.
Они даже служили моделями для его ранних портретов. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни.
Впервые у Давида принципы классицизма намечаются в картине Велизарий, просящий подаяние (1781, Музей изящных искусств, Лилль), отличающейся строгостью композиции и четкостью ритмической структуры и находят своё полнейшее выражение в насыщенной мужественным драматизмом Клятве Горациев (1784, Лувр) – исторической картине, воспринятой общественностью как призыв к борьбе. Независимо от рез-ко менявшегося отношения общества, к нему всю дорогу тянулась молодая поросль и не только получала техническую выучку, но и приобщалась к высоким принципам художественного творчества, осознавала направление художника – творца идей. Назначенный организатором траурной церемонии, Давид утверждал: «Я подумал о том, что было бы интересно представить его таким, каким я его увидел – пишущим во имя счастья народа»3. Если же упомянуть о том, что классицистические тенденции были перенесены и на вещи и принадлежности, то можно упомянуть слова Вигеля, который записывал в своих мемуарах: «Одно было в этом несколько смешно: все те вещи, кои у древних были для обыкновенного, домашнего употребления, у французов и у нас служили одним украшением например, вазы не сохраняли у нас никаких жидкостей, треножники не курились и лампы в древнем вкусе, со своими длинными носиками, никогда не зажигались»2.
Давид не стал оправдываться и объясняться. Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788 Нью-Йорк, Институт Рокфеллера). др., менее значительные художники. Одним из первых на этом пути был знаменитый французский художник Жак Луи Давид. Когда известие об убийстве Марата пришло в Якобинский клуб, то Давид, бывший в то время председателем, поцелуем приветствовал гражданина, задержавшего Шарлотту Кордэ.
Тонкость наблюдения индивидуальных качеств модели сочетается в портретах «Господа Трюден» (1792, Лувр) и «Господа ДОрвийе» (1790, Лувр) с глубоким психологическим обобщением. Массаром-отцом), «Ликторы приносят к Бруту трупы его сыновей», «Любовь Париса и Елены» гравированная Видалем) и некоторые др. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Жак Луи Давид (фр. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном византийском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в живописи классицизма второй половины 18 в. Давид трактует сцену с сентиментальной чувствительностью в духе Вьена.
Давид хотел показать революционный порыв народа. Сохранилась лишь гравюра Тардье исполненная по рисунку Давида. Достаточно, если его изображение соответствует его гению.
После падения Империи Давид поселился в Брюсселе, хотя в годы Реставрации он не подвергся преследованиям. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. По выходе из тюрьмы он снова отдался всецело живописи и написал в 1795—99 г. одну из лучших своих картин, «Похищение сабинянок», публичная выставка которой доставила ему 65627 фр. Во время пребывания в Люксембургской тюрьме из ее окна он пишет поэтичный уголок Люксембургского сада (1794 Лувр).
В период эмиграции наряду с маловыразительными композиционными произведениями, как, например, «Марс, обезоруживаемый Венерой (1824 Брюссель, Королевский музей изобразительного искусства), он создает ряд портретов, написанных в разной манере. Все чаще художник представляет свои модели на гладком фоне, чтобы все внимание сосредоточить на человеке. В результате им был создан рисованный фриз длиной 2, 25 м (Художественная галерея Э. Б. Крокса, США) в стиле римских барельефов. Против этого нового искусства возражал Давид: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. »1Однако в портретное искусство Давида новые тенденции проникали все настойчивее. искусства. акд.
Почтительный к старшим, Давид доброжелательно объяснял поступок профессора так: «Я думаю, что Вьен говорил так для моей пользы, по крайней мере я не могу предположить никакой другой цели со стороны учителя»1. Ж. Друэ, К. Фабр, А. Л. Жироде, Ж. Б. Викар). Второе значительное историческое полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Лувр) на сюжет из Гомера тоже получило благожелательный прием в Салоне 1783. В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет.
Он был глубоко потрясен и с лихорадочной быстротой работал над своим произведением. Д. отправился в Рим и, написав там «Клятву Горациев», привез ее в Париж, где она возбудила всеобщее удивление. Художник получает в качестве особой привилегии квартиру в Лувре. А. С. В этом непрерывном взаимодействии натуры и стиля и выявляется гений Давида». Они, по ее мнению, «обнажают перед нами секреты давидовского мастерства.
Публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности характерны для классицизма предреволюцонной эпохи, крупнейшим представителем которого стал Давид. Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. По возвращении своем в Париж в 1780 г. выставил здесь картину «Велизарий» (находится в Лильском музее, гравировано Морелем) и получил за нее звание сопричисленного к Королевской академии живописи, а через три года был принят в действительные члены этой акд. Именно вот таким образом произведения художников эпохи французской революции ей кажутся «искусственными». Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей.
Отсюда — окоченелость и мертвенность его картин. за новое свое произведение: «Андромаха оплакивает смерть Гектора». Итог оказался печальным. Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё.
Так, в 1784 году Давид пишет «Клятву Горациев» (Лувр), которая явилась первым реальным триумфом Давида и которая, несомненно, была одним из предвестников Революции.
Эти две стороны его творчества остаются разобщенными вплоть до революции. Однако он, в сущности, усвоил себе только внешние черты памятников греч. Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида — портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей). В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. Но наиболее полным трудом, отразившем все самые наимельчайшие подробности жизни и творчества мастера явилась монография А. Шнаппера «Давид свидетель своей эпохи»4.
(Адольф Тьер), «David, souvenirs historiques» E. Chesneau, «Le mouvement moderne en peinture, L. David». David, «Le peintre Louis David (1748—1825), souvenirs et documents indits» (П., 1880), Delcluze, «L. Отступление от его тем, обычных до этого времени, составляет «Прибытие Людовика XVI в заседание парламента 14 февраля» — картина, принесенная им в 1790 г. в дар Национальному собранию, которое после того заказало Д. изобразить «Клятву Jeu de Paume», оставшуюся, однако, только в эффектно сочиненном эскизе (гравир. Выразительны и два автопортрета художника (1791, Уффици 1794, Лувр), созданные в период взлета его политической карьеры. Давид горячо поддержал французскую революцию. Он словно олицетворяет знаменитую фразу наполеона «Я хотел дать Франции власть над всем миром»2.
в Лувре), Буасси-дАнгла, г-жи Рекамье (в Лувре), ген. Она же предопределила его гражданскую и человеческую репутацию на десятилетия вперед. В некоторых же отношениях, классицизм отступил от «природы» даже по сравнению с рококо хотя бы в том, что отверг живописное видение, а вместе с ним и богатую культуру цвета в живописи, заменив ее раскраской. Старик отец – воплощение истинного римлянина – благославляет сыновей на битву, протягивая им оружие, к которому они в стремительном порыве простирают руки. Существует мнение, что данное произведение не принадлежит его кисти, однако это предположение ничем не подтверждено, а значит, нет оснований не принимать эту работу во внимание, тем более что она очень близка творчеству Давида. Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид.
Иной точки зрения придерживается В. Князева в своей монографии «Жак Луи Давид»2. David, son cole et son temps» (П., 1855) T. Thorc, «Les peintres du XIX sicle, L. David» (Брюссель, 1843) M. A. Родился 30 августа 1748 года в Париже. Для произведений художника Жака Луи Давида 1780-х годов характерны публицистическая направленность, стремление выразить героические свободолюбивые идеалы предреволюционной эпохи через образы античной истории (Смерть Сократа, 1787, Метрополитен-музей Ликторы приносят Бруту тела его сыновей, 1789, Лувр, Париж). Портрет навечно остался незаконченным.
Во всем Давид остался верен принципал классицизма — художник не столько хотел представить портрет убитого Лепелетье, сколько создать образ патриота, преданного своей родине. Французский художник, представитель неоклассицизма. Как бы восполняя отсутствие индивидуального, конкретного момента в художественном строе своих исторических композиций, Давид пишет портреты г-на и г-жи Пекуль (Лувр).
Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, передан портретно на основе сделанного художником перового рисунка (Версаль, Национальный музей) с головы мертвого героя. Понятие «верности природе» в искусстве вообще, по ее мнению — многозначное и растяжимое понятие, его никогда не следует понимать слишком буквально. Давид выполняет это желание и пишет не портрет, а скорее памятник полководцу-победителю. Картина «Клятва в зале для игры в мяч» (1791 г. ) не была закончена мастером, так как большинство её героев — депутатов парламента — уже через год либо оказались в эмиграции, либо пали жертвами якобинского террора. Классицистические представления о волевом и деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида этого периода (Портрет доктора Альфонса Леруа, 1783, Музей Лувр, Париж).
В эти годы он написал цикл картин о «муче никах Революции» («Смерть Марата», 1793). Конвент, нередко заседавший днем и ночью, решая жизненно важные проблемы, покорно выслушивал взволнованные речи Давида о небрежной реставрации полотен Корреджо и Пуссена, утверждал по его представлению состав национального художественного жюри и размеры премий за самые разные работы вплоть до пейзажей и декоративных цветочных композиций. Гро, Жерико, Энгр и др. Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо только новую моду.
Давид объявляет об открытии особой платной выставки. Фигура передана скульптурно, а композиция полотна восходит к сюжетам классической живописи изображению сцен из жизни Христа. Менялись только изображаемые объекты — античная статуя или живая природа. Давид Жак Луи Картины и биография Жак Луи Давид Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский художник.
Выписанность деталей характеризует портреты археолога Александра Ленуара (1817 Лувр) и актера Вольфа (1819—1823 Лувр). Энгр, Ж. А. Гро, П. П. Прудон. В портретах 1780-х – начала 1790-х годов, где подчёркивается социальная сущность моделей, воплотились классицистические представления об энергичном и волевом человеке (Врач А. Леруа, 1783, Музей Фабр, Монпелье).
Оба стали образцами классицистического портрета второй половины 18 в., в котором раскрываются не только человеческие качества, но и гражданская деятельность. Олицетворением эпохи Наполеона явился портрет «Госпожа Рекамье» (1800, Лувр). В 1814 году Давид заканчивает картину «Леонид при Фермопилах» (Лувр), начатую еще в 1800 году. Картина осталась незавершенной, в 1803 художник отправил ее в Лувр, а в 1865 она была приобретена для Версаля. 1790-е годы ознаменовались особенно интенсивной работой в портрете (портреты Пекуль, оба – 1784, Лувр).
Th. Давид вынужден отправиться в эмиграцию, но, несмотря на это, в Париже его ученики продолжают чтить культ маэстро и ожидают его возвращения: «Ваши старейшие ученики Вас любят по-прежнему» — пишут они Давиду2. Они даже служили моделями для его ранних портретов. Свое художественное образование он начал в мастерской Вьенна, с 1766 года учился в Королевской Академии живописи и скульптуры, а в 1771 году успешно участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Битва Минервы с Марсом» (1771 Лувр). Оно было закончено через три месяца, торжественно представлено в Конвент и помещено вместе с портретом Лепелетье в зале заседаний с постановлением, «что они не могут быть изъяты оттуда ни под каким предлогом последующими законодателями»1. Все громче звучали речи о великих деяниях, патриотизме, борьбе с тиранами. Сюжет отвечал вкусам эпохи Просвещения. Но от передачи выражения до реализма путь не далек.
Понятие «добродетель» воплощено здесь в живых конкретных образах. Его учителями становятся «Рафаэль и античность». В том же 1795 году он задумывает картину «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (Лувр 1799), которой он хотел показать возможность примирения партий, стоящих на различных политических платформах. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. Таким образом, мы видим, что автор достаточно критично относится к творчеству мастера.
Людовик XVI стал вторым, за что и проголосовал избранный депутатом Конвента Давид. На восклицание одного из присутствующих: «Давид, ты передал потомству образ Лепелетье, умершего за отечество, тебе остается сделать еще одну картину», - Давид лаконически ответил: «Я ее и сделаю»2.
Стиль Давида искусствоведы определяют как неоклассицизм. Жак Луи Давид был учителем А. Гро. Давид объявляет об открытии особой платной выставки. И как впоследствии скажет Э. Делакруа, «Вместо того, чтобы проникнуть в дух античности и соединить ее изучение с изучением природы, Давид явно стал отзвуком эпохи, для которой античность была лишь фантазией»3. В «Раздаче знамен» один из современников Давида восхищался правдивостью изображения солдат: «Лицо, рост, даже ляжки характерны для данного рода оружия: приземистый пехотинец, подтянутый, с короткими ногами, какими отличаются люди, отбираемые для этих полков»2.
Очень интересной в плане философского понимания произведений Давида оказалась книга Ж. Ф. Он оказался необыкновенно плодовит, сделал множество портретов императора («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», 1800 г. и др. ), его жены Жозефины, придворных («Мадам Рекамье», 1800 г. портреты четы Серизиа, 1795 г. ) и генералов, а также запечатлел торжественные события («Коронация», 1805—1807 гг). 1790—1791, Лувр) выражены затаенное беспокойство и серьезность. В 1774 Давид участвует в конкурсе на Римскую премию, предоставлявшую право стать пенсионером Французской Академии в Риме и получает ее за полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причину болезни Антиоха» (Школа изящных искусств, Париж).
) возрождается героический идеал античности. Рисунки художника – образцы высокого мастерства. До 2 августа 1757 года— дня смерти своего отца, возможно, погибшего на дуэли, жил в пансионе монастыря Пикпюс. 039) возрождается героический идеал античности.
Была во французской культуре второй половины XVIII века ещё одна важная специфика. Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. В начале 1792 года король Франции Людовик XVI заказал Давиду свой портрет. Мы застали его в положении, которое меня потрясло. Красота линейных контуров изящество жестов, грациозность, элегантность и утонченность образов должны передать обаятельный образ ученого и его жены. Но рисунок старательно выработан, формы благородны изящны и особенно в женских фигурах. Общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в зале для игры в мяч» (1789, Национальный музей, Версаль). Жизнь Давида оказалась долгой, он умер в 1825 году, пережив поверженного императора Наполеона.
И, наоборот, в автопортрете (1794 Лувр), написанном также в тюрьме и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение. Рука, высовываясь из ванны, писала последние мысли о спасении народа»4. В его мастерской начинают работать ученики (Ж.
Я слегка хмурил ей брови, подчеркивал скулы, чуть-чуть приоткрывал рот, т. е. придавал ей то, что современные художники называют выражением и что сегодня я называю гримасой. Среди известных «античных» работ художника – «Андромаха, оплакивающая Гектора», «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Сабинянки», «Велизарий». Ср. Но главная заслуга Д. состоит в основании целой школы, в которой его ученикам предоставлялась возможность развивать свои способности сообразно их натуре, без всяких стеснений и после строгого изучения антиков бросить рабское подражание им и идти не по стопам своего учителя, а самостоятельным путем к совершенству.
За пять лет до Великой французской революции Давид написал картину, положившую начало новому стилю революционного классицизма, – Клятву Горациев (1784). Давид привнес в Учредительное собрание предложение соорудить Салон 1791 года свободным для всех желающих, а сквозь год решением Конвента – опять с подачи Давида – Королевская академия прекратила наличие. Давид Жак Луи французский художник, выдающийся представитель неоклассицизма. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа.
После контрреволюционного термидорианского переворота с конца 1790-х годов Давид вновь обращается к драматическим событиям античной истории, выделяя в них тему примирения противоречий, воссоздавая античность как мир идеальной красоты и чистой гармонии (Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799, Лувр). Отец погиб на дуэли в 1757 и воспитанием мальчика занимались братья отца. В «Автобиографии», написанной около 1808, Давид писал о барельефах колонны Траяна: «Я велел поднять в мою мастерскую многие из этих барельефов и копировал их шесть месяцев». Конечно, каждый находил в знаменитом романе и других творениях Жан Жака что-то свое.
С 1804 года Жак Луи Давид был первым художником Наполеона в заказанных Наполеоном холодно-эффектных, пёстрых по цвету и перегруженных по композиции картинах (Коронация, 1805-1807, Лувр) ощутимо равнодушие художника к изображаемым событиям, однако он стремится к выразительной характеристике отдельных персонажей. В ней нет ничего лишнего. В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником». С Д. началось решительное перерождение изжеманившегося перед тем франц. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе. Давид (Жак Луи David) — исторический художник, знаменитый преобразователь французской живописи конца XVIII столетия имевший значительное влияние на направление искусства даже других стран (1748—1825).
Другие увидели в свежей искренней лирике Руссо лишь новую моду. Все художники, более или менее ценимые Наполеоном, приносили жертвы богу практицизма: им отказывали «в праве и даже в возможности находить удовлетворение в абстрактной сфере красоты» и возложили на них «обязанность делать вещи, которые могли бы получить полезное применение в соответствии с положительными интересами и практическими установлениями нации. Свое обращение к античности Давид любил связывать с именем Рафаэля: «О, Рафаэль, божественный человек, ты, поднявший меня постепенно до античности Ты же дал мне возможность понять, что античность еще выше тебя»1. Когда у ребенка были замечены способности к рисованию, было решено, что он станет архитектором, как и оба его дяди. К началу XIXвека общепризнанным лидером среди художников был Жак Луи Давид – самый последовательный представитель неоклассицизма. Жак Луи Давид (David) (30. 8. 1748, Париж, – 29. 12. 1825, Брюссель), французский художник.
Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объемно-светотеневого начала над колористическим особенно ярко воплотились в картине Клятва Горациев (1784, Лувр, Париж), воспринятой обществом как призыв к революционной борьбе. В «Клятве Горациев» Давид заимствует сюжет из античной истории, для того чтобы воплотить передовые идеи своего времени, а именно: идею патриотизма идею гражданственности. Давид не занимается эстетизацией смерти, он изображает ее злобное торжество. Что может быть прекраснее такого служения. »1. И уже около 1780 года уверенно возглавил «большой стиль», объединив политику и искусство: «Свидетель своей эпохи, Давид запечатлел ее в своих произведениях, привнеся в ее отображение упорядоченность, определенный стиль. После получения римской стипендии Prix de Rome (четырежды не мог победить из-за чего пытался совершить самоубийство путем голодания), в 1775 он отправился в Италию. Давид обучался во Французской Академии.
Говоря о революционном классицизме, она упоминает теорию Руссо о близости к природе. Картина до нас не дошла. Одни убеждались во врожденных добродетелях человека, которого портят законы общества, фальшивого, бесчеловечного и потому обреченного на гибель во имя благоденствия и равенства всех людей, во имя высшей справедливости.
Реминисценции античной и христианской иконографии объединены художником для раскрытия сюжета из современной истории. Ф. Жерара, Энгра и многих др. Гийу «Великие полотна»1. Думаете ли вы, что великие люди в древности позировали для своих изображений.
Из произведений, относящихся к этой последней поре его деятельности, наиболее достойны внимания: «Амур, покидающий Психею», «Марс, обезоруживаемый Венерою, Амуром и Грациями» и т. д. Суждение художественных критиков о Д. весьма различно, но никто не отрицал его огромного исторического значения. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. Педагогическая система учителя была основана на изучении античного искусства, Рафаэля, болонцев, Микеланджело, требовании добиваться «правды и величия». Первым на новые веяния откликнулся портрет – что ни на есть гибкий и чуткий жанр, в котором несложно сочетать традиции и новшества.
Его отцом был состоятельный парижский коммерсант. Еще в отрочестве он обнаружил выдающиеся художественные способности но, поступив в ученики к Вьену, сначала шел довольно тихо на пути своего развития и только после троекратной неудачи на соисканиях большой награды получил ее в 1774 г. за картину «Эрасискрат открывает причину болезни Антиоха».
События национальной истории (неизвестно, был ли художник сам очевидцем клятвы представителей третьего сословия, объявивших себя Национальным собранием) впервые стали сюжетом исторического полотна «большого стиля». Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину. Если в «Клятве Горациев» художник дает идеализированные, несколько абстрагированные образы, то здесь, напротив, он прибегает к утверждению материального мира без всякой его идеализации. Остро-выразителен карандашный рисунок — портрет Марии Антуанетты (Лувр), сделанный перед ее казнью, он граничит с карикатурой, раскрывает наблюдательность художника, умение схватывать самое характерное.
Художник отказывается от всякой красивости и изящества, от деталей и подробностей. Картина потрясающе реалистична. Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 года, когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства» (Лувр). Автор характеризует творчество мастера как «три части созданной Давидом грандиозной серии произведений, повествующей о герое, который жертвует собой ради счастья своего народа: цикл мифа, цикл революции и цикл мира, скрепленного клятвой, ставшей основой нового порядка»2. Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Д. сделался его привилегированным живописцем но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи («Переход Бонапарта чрез С. -Бернард», «Коронация Наполеона», «Раздача орлов» и т. п. ), он не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, «Леонида в Фермопилах» — картину, оконченную в 1814 г. и проданную в 1819 г. вместе с «Похищением сабинянок» за 100000 фр.
Однако уже в первых произведениях Давид обнаруживает некоторую нечувствительность к цвету и живейший интерес к передаче выражения лиц. Портретируемые то уподоблены античной статуе («Господа Вернинак», 1799, Лувр), то изображены в свободной, словно непроизвольной, позе, отдыхающими на пленэре (портреты четы Серизиа, оба – 1795, Лувр). Его учениками были крупные художники Франции: Ж. О. Д. «Трагедия полная боли и ужаса» — так отозвался о его работе Ш. Бодлер2.
Своим долгом он считает и «прославление кистью революционных мучеников», посвящая этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Королевский музей, Брюссель) и «Смерть Жозефа Барра» (1793, Музей Кальве, Авиньон). Спокойствие разлито по всему пейзажу. Спокойствие, безмятежность ощутимы как в выражении лица, так и в свободной, непринужденной позе маркизы дОрвилье (1790, Лувр) в женственном облике госпожи Трюден (ок. Позировать, однако, Бонапарт отказывается: «Зачем вам модель. Сейчас лозунг «возвращения к природе», «естественности» кажется странным в устах классицистов, так как их произведения несколько надуманны. искусства.
Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. В своей картине Давид передал их добродетель их качества»1. Это направление он проводил в своих произведениях с убеждением и энергией. Совсем в ином плане Давид пишет конный портрет Бонапарта «Переход Наполеона через Альпы».
Понимаете, Этьен. В этой картине могли слиться воедино обе отмеченные выше тенденции Давида. Его интересуют самые различные психологические состояния. Пушкина). Значение этой картины раскрывает сам Давид в речи, произнесенной в Конвенте 29 марта 1793 года при поднесении картины: «Истинный патриот должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели»1.
Давид берёт уроки рисунка в Академии Святого Луки, в 1764 году родственники представляют его Франсуа Буше в надежде, что тот возьмёт Жака-Луи себе в ученики. В Салоне 1789 года, открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения, внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр).