«вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко. И для Эль Греко им стала картина Вид Толедо, который художник считал родным и не раз рисовал его, стремясь довести изображение до абсолютного совершенства. «вид на Толедо» Эль Греко я увидела два года назад в музее Метрополитен в Нью Йорке. Есть в музее Эль Греко в Толедо довольно поздний (1610 года) Вид и план города Толедо с облачным, но голубеющим, разорванным иными стихиями небом и Пренепорочная, несомая сонмом ангелов, над крышами.
Vista de Toledo) — картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера, помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай». Кстати в музее есть еще один «Вид на Толедо» Эль Греко с планом-разъяснинием, написанным рукой единственного сына художника, который пошел по стопам отца.
Когда на «роковом рубеже испанской судьбы» (Ортега) Филипп II перенес столицу на 71 километр к северу, в Толедо пошел процесс консервации. До конца XVII века картина находилась в коллекции испанских графов де Аковер, следующие два столетия хранилась в августинском монастыре, а потом совершила путешествие из Франции в Англию и, в конце концов, попала в Нью-Йоркский музей «Метрополитен». Его использовали преимущественно как фон для мифологического или религиозного сюжета. «Вид Толедо» – один из первых пейзажей в европейском искусстве.
Дело в том, что Крит тогда принадлежал Венеции и кроме коренных жителей и греков «с материка» остров населяли многочисленные выходцы из Италии, Далмации, Арагона и Испании. Главное изумление: сколь же могуществен может быть столь нецивилизованный народ. Испания переместилась сюда, на плато у подножия Гуадаррамы — в Мадрид. Они зачастую представляют Эль Греко эдаким мрачным, страстным и печальным мистиком.
И поиск пейзажного сходства в «Виде Толедо» так же безнадежен, как поиск сходства портретного в «Вознесении». Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. Художник развернулся во всю ширь своих дарований и потребностей. На полотне нет изображения человека – ему там просто нет места. Столь же по-столичному серьезно отношение к спорту.
Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. В 1907—09 гг. В 1907—09 гг. А эклектические гиганты легко переносят любые удары судьбы, по принципу «молодца и сопли красят» — и за ними будущее. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля.
Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда художник отправился в 1577 году. Дали вскоре основал свой «орден», Лорку убили на рассвете, а основатель ордена – Луис Бунюэль снял в Толедо свою знаменитую «Тристану». На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город.
Толедо Эль Греко рисовал не однажды и всегда вольно подходил к натуре. В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», назначив себя гроссмейстером, а Лорку, Альберти и Дали — рыцарями. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Франко удержал страну в стороне не только от мировой войны, но и от мировой цивилизации.
Сизое небо в «Виде», черные одежды грандов, стоящих у одра графа, рисовали в мозгу картину мрачную, почти угрожающую. Все труднее приметить тут знаки воспетой испанскими прозаиками и поэтами flema castiliana — кастильской флегмы, без толку озираясь по сторонам в поисках замечательных праздных людей, показавшихся такими родными и близкими в первый приезд сюда: группками стоящих на углах, с повисшими на губе сигаретами, в светлых теннисках и черных брюках с просторной мотней, с постоянным выражением готовности к выпивке, закуске, драке. Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). Что до обеда — он есть и самый вкусный в стране, один из вкуснейших в Европе. Таков Мадрид. Вид на город дан снизу, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций. Ни один, кроме Мадрида — с чем не согласится ни один испанец, в том числе и мадриленьо. Он написал для короля картину, в которой отражены упования Филиппа II на Бога, что откроет ему Врата Рая за верность Идее мученичества (есть другое название картины — «Сон Филиппа»).
«Вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера, помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай». Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Выручает Толедо. И заряжаешься злобой Константина Леонтьева: «Всеобщая истинно проклятая жизнь пара, конституции, равенства, цилиндра и пиджака».
Еще в середине 70-х считалось, что здесь, кроме визита в Прадо, нечего делать. Когда Веласкес устраивает игру зеркал, то попадаешь в некий живописный «Расемон» — это не эстетское самоценное упражнение, не поиск двойного видения ради пущего объективизма, а наглядное свидетельство его невозможности: точки зрения не совмещаются, а сосуществуют. Работа написана стиле маньеризма, приближающегося к барокко. Однако если учесть, что даже в нынешней Испании андалусцев могут вслух назвать «эмигрантами» — не только в снобистской Барселоне, но и на севере и даже в Кастилии, — то понятно, что «правильная», «образцовая» Испания — это Толедо. Вот кто выпадает из производства толедских клише — автор Дон Кихота. Города стильные либо музеевеют, либо коробят эстетическое чувство (что бы мы ни понимали под этим) позднейшими добавками с претензией на современность. Вот таким образом почти каждый заказ заканчивался судебным процессом «Эль Греко против заказчика имярек» по поводу неудовлетворенности художника полученной оплатой.
Много денег. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Что он нарушил. На переднем плане расположен мост Алькантра. И это закостенелое католичество отражалось в картине все того же Эль Греко – «Погребение графа Оргаса».
Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты. На плане города, который держит в руках юноша с картины «Вид и план Толедо», рукой Хорхе Мануэля, сына художника, начертаны слова, дающие представление о ходе мыслей Эль Греко при разработке композиции городского пейзажа: Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Слева можно увидеть замок Сан Сервандо.
Вот таким образом полотно ненадолго задержалось в руках создателя, оно «путешествовало» по разным странам, где за право владеть им боролись многие ценители настоящего искусства. выше), вместо них в дамских ручках вьется сигарета, а скоро исчезнет и она — антикурение идет вслед за голливудским кино и джинсовой униформой. Хотя, может и не был. Тем более, что у хитрого грека был наготове запасной план. Замок Сан Сервандо на левом берегу изображён правдоподобно, но здание, написанное ниже его на склоне, — вымысел художника. Пейзажная живопись была редкостью среди картин испанских художников Возрождения и эпохи барокко.
Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. Он как будто использовал сразу две точки зрения на ночной город. Севильский Веласкес довольно сильно отличается от мадридского, но, как это бывает с гениями (Моцарт), он очень рано запрограммировал в себе весь будущий путь.
В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», сам назначив себя гроссмейстером, сделав Лорку, Альберти, Дали и других рыцарями. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. В 1907—09 гг.
Эль Греко часто изображал Толедо на заднем плане своих работ, вот таким образом картину «Вид Толедо» тоже считали фрагментом неизвестного полотна художника. По данным хроник, самая сердцевина Толедо заморозилась еще после Реконкисты (отвоевания Испании у арабов) и в центре города действительно заблудиться сейчас так же легко, как в каком-нибудь марокканском лабиринте.
А потребности были немалые — выходец со сказочного Востока любил жить с истинно восточной роскошью. Таковы Нью-Йорк или Москва. Использован фантасмагорический свет. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Скорее я хотела почувствовать эпоху «кастилианства», центром которой, как костяком, всегда было для меня Толедо.
Сейчас это очевидно, но только сейчас. Так и на этой картине. В бодегах было меньше алюминия и больше чеснока.
Рыцари должны были пить гулять и веселиться без устали и сохранности здоровья. Потому, вероятно, его так любили импрессионисты. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом.
Но современные исследователи решили, что «Вид Толедо» может считаться законченным произведением. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Вряд ли «Вид Толедо» был написан на заказ, работу скорее можно отнести к удавшемуся эксперименту, результат которого порадовал не только мастера. Но Эль Греко был оригиналом.
Даже если обладатель умственного взора не был ни там, ни там. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». На левом берегу — замок Сан Сервандо. На холме высятся дворец Алькасар и Толедский собор.
Не зря спустя многие годы за изображением закрепилось негласное название «духовный портрет Толедо». Но правда ито, что потомки поместят меня среди величайших гениев испанской живописи»- сказал он после суда (проигранного) по поводу «Погребения графа Оргаса». Если толедская церковь Сантьяго дель Аррабаль удостоена звездочки на плане, то наверняка церковь за углом менее примечательна. следы полотна теряются. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля.
следы полотна теряются. И небо наползает и небо землю заливает, но не светом, а тьмой. Взаимоотношения России и Испании — тема особая и увлекательная, но в XVII веке испанцы и русские друг друга знали слабо и в Прадо по сей день значится на табличке под портретом работы Карреньо де Миранды: «Иванович, посол России». Жаль, нет больше вееров (о нивелировке и торжестве «обыкновенной общеевропейской рационалистической пошлости» см. Если произнести «Испания», перед умственным взором практически непременно встанет одно из двух, впрочем, скорее и то и другое —Севилья и Толедо. Хотя мы даже не всегда знаем, где копия, а где оригинал.
И не только мне и не только сейчас. Рано ложился. Как парадные портреты Веласкеса. Однако творение художника и не имеет отношения к реальному населенному пункту. Может быть, впечатление от этого неба легло и на картину «Звездная ночь» Ван Гога. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля.
В конце 16 века пейзаж ещё не был самостоятельным жанром. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Такое небо и освещение встречаются и на других картинах художника. «Музей ветчины» оказался закусочной, не лучше и не хуже других, но вывеска была богаче и изобретательней. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом. Оказалось, что это здание Госпиталя Тавера.
куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Она по сути – вид снизу и вот таким образом пропорции вытянуты к небу. Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Этот пейзаж часто называют духовным портретом Толедо.
Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. И из пяти обязательных достопримечательностей Толедо, перечисленных в «Высокородной судомойке», лишь одно имеет отношение к церкви — современный гид предложит обратную пропорцию, настаивая на «заповеднике монастырей». Все призрачно, причудливо, напряжено в ожидании, чем закончится эта фантасмагория. Но чужаку иностранцу, разрешена некая безответственность, на которую не решится абориген.
Но точно мы об его этническом происхождении ничего не знаем. Тот — холерик, этот — флегматик.
К тому же, долгое время было принято считать «Вид Толедо» не самостоятельным произведением, а составной частью другого полотна, а то и вовсе наброском, требующим продолжения. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Раблезианство Сервантеса в новеллах заметнее, чем в его знаменитой книге, а вместо рыцарского романа за этими сюжетами встает плутовской жанр. Знаменитые слова «Нет больше Пиренеев. » триста лет назад были произнесены преждевременно — Пиренеи срыты только после Франко.
Даже скорее литературоведам. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. По правде говоря именно в этом особняке художник никогда не жил, он занимал лишь небольшой дом поблизости, полностью сгоревший во время пожара. Старую Варшаву после Второй мировой войны восстанавливали по картинам Белотто, но подобная попытка с эль-грековским Толедо окончилась бы буквальным обвалом. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо.
На протяжении столетий тут было принято ругать все: грязь, шум, жителей, климат («Воздух Мадрита так сух и резок, что большая часть здешних жителей умирает от болезни легких» — это фантастическое наблюдение принадлежит автору «Писем об Испании» В. Боткину: к вопросу о бездумности использования стереотипов). Госпиталь по своему предназначению уже давно не служит, а работает музеем.
Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Наряду со «Звёздной ночью» ван Гога и пейзажами Уильяма Тёрнера, эта картина входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи. Или это суть и есть. На левом берегу— замок Сан Сервандо. На второй изображено шествие солдат легиона Маврикия на казнь (где присутствует и он сам), а в небесной сфере ангелы поют славу подвигу, абсолютному во имя веры.
Но уже в 1936 году Казандзакис увидел солдат из «Эсполио» и «Святого Мартина» в солдатах Франко, выживших после осады толедского Алькасара: «Я чувствовал себя блуждающим внутри эль-грековской картины». Знаем, что он получил прекрасное образование в Кандии (нынешний Ираклион) предположительно, там же он обучился и ремеслу художникаоколо 1567 года он объявился в Венеции, где продолжал совершенствоваться в своем ремесле (есть версия, что он учился у Тициана) после Венеции он отправился в Рим. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Жалко этой редкой сырой эмоции, апелляции не к напластованиям культуры, а напрямую к спинному мозгу, но можно понять, что спинной мозг валенсийской племянницы подобным образом реагирует в дискотеке.
Но и при смене общего плана на крупный все остается как было во времена Эль Греко. Над городом возвышаетсякоролевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Со страниц его «Назидательных новелл» встает совсем иное место — разгульное, жизнерадостное, полнокровное. Вокруг полотна ходили самые разные слухи и некоторые из них были связаны с вопросом о происхождении картины. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe».
Что на самом деле не правда. Полную неразбериху. Мне, во всяком случае, удавалось. Анналы бунюэлевской затеи показывают, что Дали был понижен в звании. Так веер, что ли, символ Мадрида: ветреный, неуловимый, порхающий мимо сути.
Как и в изображении святых, Эль Греко передавал дух, а не букву. Большого парада в Мадриде эпохи Веласкеса не наблюдалось. Использован фантасмагорический свет. Нельзя говорить о фотографической точности пейзажа, но за ним закрепилось название «духовного портрета Толедо».
Тот — эмигрант с репутацией скандалиста и сибарита, с внебрачным сыном и туманной связью с помощником-итальянцем этот — приличнейший семьянин и придворный карьерист, позаботившийся пририсовать себе в «Менинах» рыцарский крест, полученный через три года после написания картины. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Да и что делать испанской провинциалке на мадридской Пласа-де-Торос, где разносят по трибунам шотландское виски «Катти Сарк», справа сидят две японки, следящие за ареной через объективы своих «минольт», а в спину тычутся колени кровожадной немки, ничего не понимающей и недовольной, похоже, тем, что в корриде применяется только холодное оружие. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев.
Отныне он – не царь природы, каким привык себя считать, а «лишняя» деталь в своенравной живой системе, в которой не на жизнь, а на смерть столкнулись могучие стихии. Тот, кто предпочитает ложиться рано, становится в лучшем случае офицером Ордена». Приехав в Испанию он, едва ли не в первую очередь, рисует довольно льстивую и сияющую золотом аллегорию Священной Лиги (союза, заключенного в 1571 году между Испанией, Папой, Венецией и многими другими итальянскими государствами), которая сейчас известна как «Сон Филиппа II». (Кстати, тут у Пушкина неточность: Инезилья не ласкательное от Инессы, а пренебрежительное, что-то вроде Инески. ) Лично мне очень жалко корриду, о любви к которой стесняюсь упомянуть в разговоре со своими интеллигентными знакомыми в Испании.
Может оригиналы — это искусствоведы и интерпретаторы его творчества. следы полотна теряются. Эль Греко, возможно, был греком и — совершенно точно — был критянином.
На нем клочья облаков подсвечены неестественно ярко, оно доминирует на картине. Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза. На полотне разворачивается драма, действующими лицами которой являются небо, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков, но и какими-то «нервными судорогами». Встречное движение тут несомненно и когда современный автор называет Толедо «возвышенным, красивым, суровым, печальным и несколько бескровным» — все это принятые эпитеты для персонажей Эль Греко.
«Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко. В отличие от «Вида и плана Толедо», выполненного, как документ города с использованием картографического языка, «Вид Толедо» создаёт художественный образ путём выборочного акцентирования наиболее характерных городских черт. Но сейчас все специалисты сходятся на том, что это самостоятельная, оригинальная картина. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют.
В пользу последнего говорит и царящее над городом феерическое небо. Рисуя картину, он параллельно писал и её маленькую копию. Мало пил. Английский искусствовед Дэвид Дейвис утверждает, что ключи к пониманию стиля Эль Греко кроются в платонизме, неоплатонизме, в трудах Плотина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, в текстах Отцов Церкви и литургических песнопениях«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника.
O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. Члены Ордена обедали в «Посада-де-ла-Сангре» — таверне, описанной Сервантесом и мало изменившейся за четыре столетия, но разрушенной в гражданскую войну. Другое название полотна— «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Часто именно такие копии становятся мишенью для критики. Является одним из первых пейзажей в европейском искусстве. Там карьера сложилась — сперва пошли заказы от местной аристократии, а потом и от самого выгодного заказчика в Испании — от католической церкви.
Ничего не поделаешь: все самое хорошее и самое плохое содержится в слове «общее». На левом берегу— замок Сан Сервандо. Вид на город дан снизу, что позволило автору высоко поднять линию горизонта и усилить вытягивание пропорций.
Экзистенциальным жестом самого Веласкеса было отсутствие жеста. Под грозовым небом на холсте раскинулись городские постройки. Что угодно может считать закомплексованная (на ленинградский манер) Барселона, но главный — не просто административно столичный, а главный по всем статьям и по сути — город Испании, конечно, Мадрид.
На левом берегу— замок Сан Сервандо. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. А потом с этой маленькой копии — делал копии побольше, которые выставлял на продажу.
Мы обедали в симпатичной мадридской семье, за тортильей (омлет с картошкой) и паэльей (родственница плова), как вдруг выяснилось, что сидевшая за столом провинциальная племянница из Валенсии ни разу в жизни не была на корриде. Художник здесь довольно свободно обращается с натурой. Типичным для творчества Эль Греко является вид грозового неба, акцентированного в «Виде Толедо».
Разное у них все. Но живописная суть сюжета, виртуозно выписанный первый план в «Марфе и Марии» — кулинарная коллизия: старая кухарка дает совет молодой. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога и несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера картина входит в число наиболее известных изображений неба в истории европейской живописи. На картине изображён вид с севера на испанский город Толедо, лежащий под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами. На левом берегу— замок Сан Сервандо.
Даже на картине «Вид и план Толедо» Эль Греко играет с реальностью: он переставляет дома на карте и дает этому объяснение. Вид на город дан снизу, чтобы небо наползало на землю сверху. Каждая — в своей особой раме, оттого поданная с самостоятельной важностью.
Так что некоторых его картин сохранилось штук по десять-пятнадцать. Пламенная готика Эль Греко к концу его жизни — а «Вид Толедо» как раз из поздних работ — доходит до условности: в «Снятии пятой печати» явственно просматривается декоративность Матисса. Яркие краски и фантастическое освещение усливают драматизм картины «Вид Толедо». В Испанской империи куда раньше, чем в Британской, никогда не заходило солнце.
Продолжая поиски Испании «настоящей» — от собора до обеда — и, описывая спираль от Толедо через полуафриканские города Андалусии во главе с несравненной европейской Севильей, через отрывающуюся центробежными силами этнополитики Каталонию с вечно оторванной Барселоной, через Страну басков с не понятным никому языком и обожаемой всем миром бухтой Сан-Себастьяна, через дикую зеленую Галисию с истинным оплотом католицизма в Сантьяго-де-Компостела, через розовые миражи Саламанки и Сеговии с населением из туристов, — оказываешься в 71 километре от Толедо. Русские были, по понятным причинам, снисходительнее — посол Алексея Михайловича П. И. Потемкин удовлетворенно отметил: «Во нравах своеобычны, высоки, неупьянчивы В шесть месяцев не видали пьяных людей, чтоб по улицам валялись или идучи по улице, напився пьяны, кричали». К счастью именно в нью-йоркском Метрополитен-музее находится эль-грековский «Вид Толедо» и я провел перед картиной в общей сложности больше времени, чем перед любой другой. Но сейчас Мадрид уже — блестящая столица: шумная, суетливая, деловая, веселая. И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы.
Такой подход к реальности подчеркивает магическую суть «Виде Толедо» – это город как будто узнаваемый, настоящий, но и в то же время – фантастический, нереальный. И Доменикос Теотокопулос (таким было настоящее имя художника) вполне мог происходить из смешанного семейства или семейства пришлецов. И то, что он происходил из богатой фамилии, делает подобное предположение ещё более вероятным. А роскошь требовала денег.
Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Первое, что я увидел, впервые попав в Мадрид и выйдя на центральную площадь Пуэрта-дель-Соль, — «Museo de Jamon». Итак, подводя итоги, что мы имеем.
Вступаешь в разговор на трибуне стадиона «Бернабеу» со своей убогой сотней испанских слов и неуклюжей жестикуляцией как равный — так как можешь назвать линию нападения мадридского «Реала» конца 50-х годов. Место для них было подготовлено Диего Веласкесом — первым столичным жителем Мадрида. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Он частично сместил расположение зданий, некоторые домыслил.