Паоло Веронезе (Paolo Veronese) – великий итальянский художник Позднего Возрождения. Подражателями и последователями Веронезе были художники: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати. Паоло Веронезе (итал.
В 1566 году Паоло Веронезе женится на дочери своего дядюшки и учителя Антонио Бадиле. Паоло Калиари известный как Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese, 1528, Верона— 1588, Венеция)— один из виднейших живописцев венецианской школы. Паоло Веронезе – живописец эпохи Высокого Возрождения или чинквиченто. После смерти Веронезе, его сыновья образовали сообщество «последователей Паоло» и под этим названием выпускали свои картины.
Кроме работы над монументальными росписями вилл, палаццо, базилик, создавал Паоло Веронезе картины и в технике камерной живописи, среди которых следует назвать четыре полотна на тему Аллегории любви, а также серию картин об амурных похождениях Марса, Венеры, Адониса и др. Паоло Веронезе – уроженец Италии, яркий представитель эпохи позднего Возрождения. Из подражателей и последователей Веронезе заслуживают быть названными: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати. Паоло Калиари известный как Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese, т. е.
Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese) — один из виднейших живописцев венецианской школы, прозванный по месту рождения, сын скульптора Габриеля Калиари, ученик Антонио Бадиле. 19 ноября 1528 года в семье Габриеле и Катерина Веронезе появился на свет пятый сын, которого назвали Паоло. Восстанавливать их и были приглашены Паоло Веронезе и еще один талантливый молодой художник Тинторетто. Яркий пример тому «Пир в доме Левия» – самое грандиозное из полотен Паоло Веронезе размером почти 13 метров в ширину, написанное около 1570 года.
Скончался Паоло Веронезе в возрасте шестидесяти лет от пневмонии и похоронен в базилике Сан-Себастьяно в Венеции. Паоло Веронезе (при рождении Паоло Кальяри, Верона — 19 апреля 1588, Венеция) — один из виднейших живописцев венецианской школы. Веронезе Паоло (Veronese Кальяри, Caliari) итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. Существует еще одна картина с таким же названием, отнесенная в работам Паоло Веронезе.
От названия этого города и получил прозвище Веронезе (настоящее имя художника Паоло Кальяри). В 1553 году Паоло Веронезе был вновь работает в Венеции и ни где-нибудь, а на оформлении интерьеров Дворца дожей. Паоло Веронезе прожил ровно 60 лет. Похоронен Паоло Веронезе в церкви Сан Себастьяно.
Между 1552 и 1553 годами Паоло Веронезе работает в Мантуе, где пишет картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей городского собора.
Лк. Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». В его произведениях нет психологической силы, отличающей портреты Тициана или глубокого духовного содержания, присущего работам Тинторетто, но он остается непревзойденным среди венецианцев колористом и мастером сложных пространственных композиций.
Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. Зритель видит хозяйку дома, добродетельную матрону, с величавой грацией преклонившую колени перед мадонной, домочадцев и детей, переданных с большой теплотой: один из них, хрупкий мальчик, задумчиво прислонился к колонне, другой прижался к матери, третий, совсем маленький, сидя на полу, тянет ручку к собаке изображенной на переднем плане.
Веронезе умер в Венеции 19 апреля 1588. Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. Ясный, насыщенный светом колорит приобретает драгоценное сияние благодаря использованию переливающихся оттенков. «Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль. Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции. Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения.
К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф.
Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот). Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне. Далее, он получает масштабные заказы на оформление шикарных вилл своими рисунками и фресками – виллы Коллеони (1560), виллы Мазер (1565), палаццо Маньядоле (1572). Сейчас этот плафон является достойным экспонатом знаменитого Лувра. Еще один крупный цикл произведений на религиозные темы был создан Паоло Веронезе в 80-е годы.
Недаром, его кисть все чаще воссоздавала на стенах и плафонах дворцов, соборов причудливые архитектурные конструкции. В этих работах, как и в исполненном им живописном убранстве монастырской церкви Сан-Себастьяно (1555 – середина 1560-х годов), Веронезе предстаёт уже во всём блеске своего дарования: построенные на больших цветовых пятнах, сложных ракурсах, его многофигурные композиции преображают обширные помещения своим декоративным великолепием. Мертвый Христос представлен в позе живого человека. Паоло был младшим из пяти детей.
Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой.
Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания. Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции.
Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия. Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов. Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея. Дрезден, Картинная галерея).
Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе.
Художнику стали предлагать заказы на роспись других, не менее важных и величественных интерьеров. Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. Богиня охоты, обнимающая собаку, подобна ожившей статуе.
Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами. Такое знакомство, несомненно, оказывает значительное влияние на его дальнейшее творчество. Родился в 1528 в Вероне.
Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. Антонова. К эффектной зрелищности своих более ранних работ Веронезе возвращается в своей последней монументальной работе – плафоне «Апофеоз Венеции» для зала Большого совета Дворца дожей (до 1585) большая часть плафона исполнена помощниками и учениками Веронезе, среди которых были его брат Бенедетто Кальяри (около 1535 или 1536-98) и сыновья Габриеле Антонио Веронезе (1568-1631) и Карло Веронезе (1570-96). Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал. В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой.
на образе Преображение, созданном для Кафедрального Собора Монтаньяны появляется впервые подпись с указанием: «Мессир Паоло Кальяро веронезе (т. е. Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами. Веронезе и в Обращении Савла проявляет свое замечательное дарование колориста.
Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги. И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе». пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие. Свидетель на его венчании в церкви Св.
Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики. А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти.
1475, Венеция, Галерея Академии). Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями. Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт.
Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия.
Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. Интересно, что Веронезе, как это было ему свойственно, придал лицу Савла свои черты. Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе. Но они не слишком достоверны.
В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью». Картина «Христос в Эммаусе» – очень характерное для творчества Веронезе произведение. От гармонической ясности и цельности в изображении ничего не остается. Учился в Вероне у А. Бадиле. Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики.
Этот заказ был выполнен к 1560. В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы. С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства.
Он выигрывает конкурс на лучшее оформление алтарного образа в городском соборе, объявленный местным церковным кардиналом. К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Это наиболее содержательные из его полотен. Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл.
Плафоны прославили Паоло Веронезе. На первом плане оказываются ступни его босых ног.
В награду за это кардинал оплачивает юному дарованию поездку в Венецию. Они дали ему первое художественное образование. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами.
За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее. Лк.
Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась. Об учебе художника известно больше. Новаторство росписи бросалось в глаза. Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле.
К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо – написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах. Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене.
Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж. Веронезе чувствовал себя с ними на равных. На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида. Створки были закончены и установлены в 1560 году.
По своим научным интересам и культурным пристрастиям братья Барбаро были, без всякого сомнения, заказчиками исключительными. «Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля. Каким же был тогда Веронезе.
Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. Много творческих сил и времени потратил Паоло Веронезе на оформление одной из архитектурных жемчужин Венеции – Дворца дожей. Георгия", 1580е годы)».
Как свидетельствуют источники, в украшении виллы помимо Паоло принимали участие Дзелотти и Канера, два других молодых веронских живописца, протеже архитектора. Вокруг Савла стремительный поток движения. до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз. Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года.
В картине всего три действующих лица. К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств. Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло.
Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна ("Обручение св. Событием, в котором эта идея могла быть воплощена с особой наглядностью, стала почетная победа над турками, одержанная 7 октября 1571 года христианским флотом в ней важную роль сыграли венецианские корабли и доблесть венецианских граждан. 1565—1570, Лондон, Национальная галерея). Он песет (как в Кающейся Марии Магдалине Тициана) сильную эмоциональную нагрузку.
В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру». Каждая из картин являет собой выдающееся произведение.
Именно там он получил свое прозвище Веронезе (что означает веронец, житель Вероны), которое впоследствии принесло ему мировую славу среди потомков. Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части. В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции.
Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. Именно там талантливый юноша черпал вдохновение.
Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан и единодушным голосованием медаль присудили Веронезе. Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. Религиозные сцены (часто изображающие пиры) разворачиваются на фоне сказочных дворцов, а их действующими лицами становятся современники художника, облаченные в разноцветные шелка и бархат, сияющие драгоценностями, окруженные толпой шумных слуг.
Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину. Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны. К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе.
В произведениях мастера не было религиозного смысла. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей. Отдельные фигуры перекрывают друг друга, скрещиваются, сталкиваются. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры.
ВЕРОНЕЗЕ (Veronese настоящая фамилия Кальяри, Caliari) Паоло (1528, Верона – 19. 4. 1588, Венеция) итальянский художник. Но особенно изысканны его небольшие картины, написанные мелкими, как бы вибрирующими мазками, создающими волшебное мерцание красок. По-видимому, в том же ключе следует воспринимать полотно Похищение Европы из Дворца дожей в Венеции. Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ. Постороннее влияние проглядывает в ранних работах Паоло, которые он выполнял совместно с другом детства Зелотти по заказу Санмичели, военного архитектора Венецианской республики, также выходца из Вероны, любившего обоих друзей, по свидетельству современника, как собственных детей. По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534).
Все названные произведения отличают характерный для маньеризма подчеркнутый графизм живописной манеры и замечательная красочная гамма: отчетливая, построенная на противопоставлении светлых тонов, оживленных серебристыми бликами света. Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния.
Композиция строится по диагонали – именно так располагается фигура Христа. С середины 1570-х годов большое место в творчестве Веронезе занимают аллегорические и мифологические композиции, в которых декоративная изысканность соединяется с несвойственными ранее Веронезе поэтическими камерными интонациями («Венера и Марс», Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Венера и Адонис», Прадо, Мадрид, обе около 1576-1584 «Похищение Европы», около 1578-1580, Дворец дожей). Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома». В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами.
Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция. Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году. С названиями картин многие любители живописи ассоциативно вспоминают удивительно яркие картины из жизни ренессансного общества. Сказочным блеском отмечены волхвы и их свита.
В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна.
Наряду со станковыми картинами, Веронезе создавал стенные росписи. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения. В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания.
Настоящее имя – Паоло Кальяри (Cagliari) или Калиари (Caliari). Этот художественный жанр был особо популярен у коллекционеров, однако после смерти Тициана подобные картины практически исчезли.
В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных. Брак принес супругам четырех сыновей и дочь. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника.
СПб, Эрмитаж). Его языком были краски. собакой.
Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества.
Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. Нет никаких сомнений в том, что это полотно от начала до конца было исполнено самим художником более того, по своим колористическим достоинствам и изяществу рисунка оно может считаться одним из замечательных образцов блестящего мастерства Веронезе-декоратора. Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года.
Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. После смерти родные художника выполнили его волю. В ней Веронезе строг и лаконичен. Полны оптимизма сочные, живописные полотна Паоло Веронезе (Паоло Калиари, 1528-1588). Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал.
В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно.
Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем. Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке. Художник и впредь сохранит склонность к точности в рисунке, присущей маньеристам и это выделит его из плеяды венецианских художников того времени. Веронезе был любителем музыки.
Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. В начале XVI века художественная жизнь Вероны развивалась самостоятельно и независимо от столицы. Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины. Эрмитажная картина вообще принадлежит к числу лучших созданий художника.
Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). Прославленный Веронезе, художник картины и плафонов для католического собора и талантливый мастер изготовления фресок, был востребован не только у государства.
Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. Темные деревья гнутся от порывов ветра и сквозь тучи пробивается яркий луч света.
Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков. Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо). К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно). Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды.
В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». Ему поручили три главных сюжета. Чтобы добиться желаемого эффекта, художник полностью меняет свои традиционные средства выражения, создавая новый тип композиции, которая с этого времени станет постоянной для его произведений. Такой тип изображения был выработан еще венецианскими мастерами XV века: Христа, сидящего на краю саркофага или (как у Веронезе) па погребальной пелене, поддерживали в одном случае скорбящие ангелы, в другом – Мария и Иоанн. Паоло Веронезе входит в избранный круг «великих» художников Венеции и получает заслуженное признание, когда ему ещё нет и тридцати лет.
Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов. В круге диаметром 2м 30см мы видим Аллегорию Музыки. С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен. В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами.
Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции. К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано.
Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя. Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины.
Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции.
С частями хлева, в котором родился Христос, неожиданно гармоничны элементы античной архитектуры с ее арками, балюстрадами и капителями. Дошедшие до нас в плачевном состоянии, они тем не менее позволяют оцепить высочайшие колористические достоинства живописи Веронезе, прямо предвосхищающей одно из самых замечательных творений мастера – декорацию виллы Мазер.
Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. Сопоставим, например, живописную трактовку мускулистого тела демона или мощной фигуры самого Святого Антония с так называемым Белъведерским торсом, знаменитой греческой скульптурой, ставшей прообразом многих пластических мотивов Микеланджело. Блестящий мастер многофигурных композиций, Веронезе превращает традиционный вотивный групповой портрет в полную жизни, праздничности, декоративного великолепия картину.
Менна", около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций ("Мадонна с младенцем и святыми", около 1562 года). На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы.
В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили. Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров. Но это не мешает автору со вниманием опытного бытописателя рассказать нам и о прекрасной архитектуре дома и о тонком бокале с вином и о хлебе, который собирается преломить Христос. Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой.
Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло.
Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок.
Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок. Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой. 1550-х). Упавший с коня Савл распростерт на земле, его тело показано в сильном ракурсе (ракурсы такого типа любил использовать Микеланджело).
Отдельную линию в творчестве Веронезе 1560-70-х годов представляют его «Пиры», сцены евангельских трапез – от «Встречи в Эммаусе» до «Пира в доме Симона-фарисея» (около 1570, Национальный музей, Версаль и др. ) и «Пира в доме Левин» (1573, Галерея Академии, Венеция первоначально – «Тайная вечеря», название изменено самим Веронезе после допроса в инквизиции, посчитавшей слишком светской трактовку темы). Известна дата передачи последнего полотна монахам – 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях.
Картина должна была отражать всю важность сюжета изображенного на ней. Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства. Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе.
Такое отношение опиралось на абсолютно конкретное обстоятельство его замечательный талант рисовальщика. 5). Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен. Художник с большим вниманием отнесся к тому, чтобы показать, сколь роскошны их одежды, особенно Валтасара, преклонившего колени перед Марией.
В религиозных композициях («Поклонение волхвов», около 1578-1581, церковь Санта-Корона, Виченца «Распятие», около 1576, церковь Сан-Ладзаро-деи-Мендиканти, Венеция) действие разворачивается на фоне сумрачного вечернего неба, яркие вспышки золотистых, красных, синих тонов одежд приобретают драматическую напряжённость порой художник предпочитает простые крупнофигурные композиции («Оплакивание Христа», около 1576-82, Эрмитаж, Санкт-Петербург и др. ). В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни. Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль. В Вероне он учился у живописца Антонио Бадиле, но подлинной школой были поездки в Мантую для изучения фресок ученика Рафаэля Джулио Романо и росписей Мантеньи в Камера дельи Спози огромного дворца мантуанских герцогов. О таланте художника вскоре узнали за пределами Вероны.
Персианова). Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность. Уже с 1555г. Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа.
Итак, вскоре молодой Паоло покидает родительский дом и отправляется на поиски славы в Венецию, которая в то время являлась одним из самых демократичных и свободных европейских государств. Один, предназначенный для церкви Сан Сильвестро в Венеции, в 1885 году был приобретен Лондонской Национальной галереей другой и по сей день находится в церкви Санта Корона в Виченце, для которой он был заказан. Знакомство с росписями Дж. Самым значительным монументально-живописным ансамблем Веронезе являются фрески виллы Барбаро-Вольпи в Мазере, близ Виченцы (начало 1560-х годов): роспись стен и плафонов преображает архитектуру А. Палладио с её классической чистотой форм, вовлекая зрителей в театрализованное зрелище, в котором участвуют члены семьи Барбаро, аллегорические персонажи и античные боги в ней соединяются миф и реальность, правда искусства и иллюзия.
Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни. 1548.
Это религиозная серия на основе евангельских текстов, в которых рассказывается о Трапезах Господних. К 25 годам Паоло Кальяри окончательно определяется со своим жизненным призванием, которым становится монументальная живопись. Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). Лишь в некоторых из его женских портретов заметны следы более глубокого проникновения в психологию.
К сожалению, в 1816-1817 годах тогдашний владелец виллы, венецианский дворянин Филиппо Бальди решил сбить фрески со стен. Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу). Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо).
Одно из самых эффектных и масштабных решений этой темы – полотно «Брак в Кане» (1562-63, Лувр, Париж), настоящий апофеоз венецианского праздничного ритуала, участниками которого являются свыше 100 персонажей изображённые в центре Мария и Христос почти теряются в красочной толпе патрициев, слуг, зрителей (предполагается, что под видом 4 музыкантов на первом плане изображены сам Веронезе, Тициан, Тинторетто и Я. Бассано). веронский), проживающий в Венеции». Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения.
То, что он пишет с истинным вдохновением, – это портреты своих современников, которые заполняют правую, большую часть картины. Картина Веронезе полна аллегорий. Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины).
В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру). Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному.
Ножка богини – на самом краю, словно Диана собирается покинуть нишу. О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста. Сын каменщика Габриеле ди Пьеро Кальяри. Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению. Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. Старший среди них Санмичели, затем шли Сансовино и Палладио гениальная троица, под стать четверке живописцев.
Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой). Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца.
Цецилии – веронский художник и друг Паоло Фаринати. Романо и А. Мантеньи помогло Веронезе овладеть сложным языком эффектных ракурсов, которые он виртуозно использовал уже в первой своей значительной работе – росписях виллы Соранца (1551). Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. Праздничная театрализация свойственна и композициям Веронезе на религиозные и исторические темы конца 1550-х – начала 1570-х годов: действие разворачивается на просцениуме, подобно фризу, на фоне пейзажа или архитектуры великолепие одежд, доспехов, выразительность жестов, декоративность упругого, волнообразного ритма, сплетающего воедино все фигуры, придают этим картинам характер праздничных триумфов («Семейство Дария перед Александром Македонским», около 1565-70, Национальная галерея, Лондон цикл композиций, написанный для венецианской семьи Куччина, – «Мадонна семьи Куччина», «Поклонение волхвов» и др., 1571-73, Картинная галерея, Дрезден).
Веронезе устроил его прямо под открытым, сияющим своей голубизной небом, на нарядной городской площади, между двумя дворцами с величественными коринфскими портиками монументальная балюстрада отделяет эту площадь от возвышения на заднем плане, где толпятся зрители и поднимается к небу белая церковная колокольня. Существует предположение, что в образе св. Типичен для Веронезе и архитектурный фон в виде живописных античных руин. 19 апреля 1588 года художник скончался от воспаления легких.
Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини).
Эти произведения были написаны примерно в 1575 году. В одном из этих полотен с изображением Семьи Куччина перед Мадонной сами представители семейного клана становятся участниками своеобразного костюмированного представления, разыгранного в Венеции, как о том свидетельствует изображенный на фоне справа дворец Куччина на Большом Канале, для которого и были заказаны четыре монументальных полотна. Создание цикла датируется 1570-ми годами. После его смерти, сыновья живописца основал сообщество «Последователи Веронезе», пытаясь продавать свои картины под этим «брендом». Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года.
Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы. Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите.
Вместе с тем нельзя не отдать должного исключительному мастерству, продемонстрированному самим Веронезе в передаче архитектонической структуры и перспективы. Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания. Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий.
Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане.
Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Именно 60-е годы XVI века стали периодом расцвета творчества Паоло Кальяри Веронезе. На Веронезе оказали влияние веронские художники Доменико Брузазорчи и Паоло Фаринато важную роль в его творческом формировании сыграл традиционный интерес мастеров веронской школы к архитектурно-пространственным композициям.
Тем временем Паоло возобновляет активную работу в области фресковой живописи, к которой он впервые обратился в самом начале своего творческого пути, участвуя в декорации дворца Каносса в Вероне. Такой прием не был открытием для других венецианских художников, так как его уже использовал Якопо Боссано, в чьей мастерской учился сын Веронезе, Карлетто.
Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников. Три тондо исполненные Паоло, размещены в шестом ряду по отношению ко входу и изображают аллегорические фигуры: Целомудрие, Астрономию, Гармонию и Воображение, а также Музыку. Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи.
Виллу Соранца снесли в 1817 году веке, а её украшения спасли, сняв со стен более ста фрагментов фресок.
По сторонам от нее расположились написанные в технике гризайли сцены Римские триумфы и Аллегория Победы. С 1553-54гг. Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне.
Свет и тень, отбрасываемая фигурами Дианы и ее собаки, создают впечатление глубины ниши. Действие происходит на опушке темного леса и льющиеся сверху лучи создают драматическую игру светотени на фигурах изображенных в нижней части полотна. В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. Одно из таких полотен («Пир в доме Левия», 1573 год) навлекло на Веронезе подозрение церкви, что могло стоить мастеру его репутации и даже более серьезных последствий.
В том же году художник украшает своим творчеством интерьер библиотеки Сан-Марко. И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. В 1552 году Кальяри получает настоящий подарок от судьбы.
– Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема.
Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично.
Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. Сам факт создания столь обширного живописного декора церковного здания необычен для Венеции, где церковные интерьеры обычно украшали немногочисленные алтарные картины. В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е.
В 1819 году была снесена и сама вилла. Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине. Размещенная в том же зале над троном дожа, она создает исключительный по выразительности сценический эффект, уподобляясь открытому окну, прорезающему стену зала. Сколько раз в следующем XVII веке великий Караваджо будет нарочито выставлять босые ноги своих персонажей так, что, стирая грань между реальным и воображаемым пространством, они окажутся прямо перед глазами зрителей – подчас грязные, растрескавшиеся, заскорузлые.
Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане. Но не она занимает воображение мастера. Для трапезной монастыря Святого Назария Веронезе пишет полотно Ужин в доме Симеоне, размеры его не грандиозны, всего 3 метра на 4, 5 м, это для гигантских «Тайных вечерь» Веронезе практически интимная и домашняя живопись.
С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника. Фирменными штрихам его работ стали яркие, насыщенные цвета (он был непревзойденным колористом), а также сложная, четко выверенная композиция картины с множеством интересных мелочей и деталей. На заднем плане толпится их многочисленная свита. Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования).
Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира.
Вторая его работа в этой церкви Чудеса Святого Барнабы заменена копией, так как оригинал не вернулся из Франции после реквизиций Наполеона. Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени.
Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты.