Из подражателей и последователей Веронезе заслуживают быть названными: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Даоло Фаричати. Веронезе Паоло (Veronese Кальяри, Caliari) итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения. В восьмидесятые годы Веронезе вернулся к картинам на сюжеты Жития святых.
В первой половине 1560-х Веронезе выполнил фресковые росписи плафонов, сводов, стен на вилле Мазер для семьи Барбаро, заполняя стены и потолки изображениями архитектурных сооружений, пейзажей, богов и знатных персон того времени. Хотя Веронезе не был прирожденным портретистом, но он создал несколько произведений, где постиг человека во всем своеобразии его конкретной индивидуальности, – «Портрет Пазе Гвариенти» (1556), «Портрет графа да Порто с сыном Адриано» (около 1556 года). В центральной части плафона одного из залов Веронезе поместил композицию «Юпитер изгоняющий пороки». Pв 1560 году в Риме Веронезе знакомится с произведениями Микеланджело и Рафаэля.
Веронезе в 1566 г. женился на дочери своего учителя Антонио Бадиле. В 1553 году Веронезе пригласили в Венецию для участия в украшении Дворца дожей. Восстанавливать их и были приглашены Паоло Веронезе и еще один талантливый молодой художник Тинторетто. Паоло Веронезе (Paolo Veronese) – великий итальянский художник Позднего Возрождения.
19 ноября 1528 года в семье Габриеле и Катерина Веронезе появился на свет пятый сын, которого назвали Паоло. В 1557 Веронезе побеждает в конкурсе на проект оформления библиотеки Сан Марко. Кроме работы над монументальными росписями вилл, палаццо, базилик, создавал Паоло Веронезе картины и в технике камерной живописи, среди которых следует назвать четыре полотна на тему Аллегории любви, а также серию картин об амурных похождениях Марса, Венеры, Адониса и др.
Инквизиторы были встревожены не столько отсутствием почтения к церкви со стороны Веронезе, сколько возможностью того, что он попал под чужое влияние. В последнее десятилетие Веронезе испытывает некоторый творческий спад. Веронезе внес в искусство Венеции декоративный размах, в композиции – сложные ракурсы.
К 25-ти годам Веронезе встал на ноги и занялся монументальной живописью. Скончался Паоло Веронезе в возрасте шестидесяти лет от пневмонии и похоронен в базилике Сан-Себастьяно в Венеции. В новом, четвертом, дворце до работы в нем Веронезе тоже была проведена реконструкция: коснулась она южного крыла, сильно пострадавшего при пожаре. В непрестанной работе, окруженный всеобщим уважением и почетом, он умер 19 апреля 1588 г. Веронезе не ставил перед собой мудреных психологических задач, как, например, Леонардо в своей Тайной вечере.
Богатство цветового решения маленькой композиции еще раз подтверждает великолепный дар Веронезе-колориста. Праздничное искусство Веронезе близко нам своей жизнеутверждающей силой, ярким прославлением красоты мира. Деятельность Веронезе в Венеции произвела необычайный фурор, он расписывал фрески, храмы, церкви, писал портреты. Достигнув таких высот и создав образец для подражания живописцам эпохи барокко, Веронезе мог со спокойной совестью оставить пост официального живописца Венеции: своей кистью он воздал городу почести, воплотил образ, указавший Венеции на ее предназначение.
В конце 50-х Веронезе попробовал писать портреты и эта затея увенчалась успехом. «поклонение волхвов» в творчестве Веронезе – своеобразный апогей торжественной зрелищности в сочетании с жизненным полнокровием образов. По заказу братьев Барбаро Веронезе украшает росписями их виллу в селении Мазер близ Биченцы (около 1565). Подражателями и последователями Веронезе были художники: Баттиста дАнджело, Баттиста Дзелотти и Паоло Фаринати.
Вскоре после переезда в Венецию Веронезе получил ответственный государственный заказ на роспись плафонов заново отделанных залов Совета Десяти в Дворце Дожей. Паоло Веронезе (итал. У Веронезе над Христом склоняется мадонна.
В ранних произведениях отчетливо проявляется искренний интерес Веронезе к более современному языку маньеризма, что подтверждает: недавний ученик выбирает иной путь, отличный от пути своего первого учителя. В те же годы Веронезе создает целый ряд великолепных станковых композиций. Яркий пример тому «Пир в доме Левия» – самое грандиозное из полотен Паоло Веронезе размером почти 13 метров в ширину, написанное около 1570 года.
Веронезе проявляет себя в этих произведениях во всем блеске своего высочайшего мастерства. На суде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на те же вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные». Значительным заказом для Веронезе была роспись в церкви Сан Себастьяно (1555–1556) на библейские сюжеты истории Эсфири. После смерти Веронезе, его сыновья образовали сообщество «последователей Паоло» и под этим названием выпускали свои картины.
В мечтах об отдыхе, в 1583 году, Веронезе приобретает имение, где поселяется с женой и детьми. Все это отличает работы Веронезе от полотен других венецианских художников. Что касается традиционной, станковой живописи, то к этому времени центральное положение в творчестве Веронезе начинают занимать монументальные холсты, как правило изображающие пиршества или другие многолюдные мероприятия, в которых евангельские сюжеты трактуются им слишком вольно. Паоло Калиари известный как Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese, 1528, Верона— 1588, Венеция)— один из виднейших живописцев венецианской школы. Paolo Cagliari, 1528— 19 апреля 1588)— один из лучших живописцев венецианской школы, прозванный по месту рождения Веронезе, сын скульптора Габриеля Калиари, ученик Антонио Бадиле.
Трапеза Господня, видимо, не случайно трактована Веронезе как общественный пир, входивший в ритуал необычайно пышно отмечавшихся государственных праздников Венеции политики этого времени считали их символом единения венецианского общества. На это событие Веронезе откликнулся исторической композицией «Битва при Лепанто». Проходит еще два года и Веронезе получил заказ на украшение венецианской церкви СанСебастьяно. Самым масштабным полотном считается монументальная картина Веронезе, находящаяся во Дворце дожей – Триумф Венеции. В веронский период творчества Веронезе картины писал в основном на церковные сюжеты: Обручение святой Екатерины, Положение во гроб, Крещение Христа, Оплакивание Христа, Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем.
Веронезе украсил зал полотнами «Победа Добродетели над Злом» и «Победа Немезиды над Грехом». А после росписи плафонов в библиотеке Сан Марко определилась его судьба – с того момента и до конца своих дней Веронезе работал в жанре монументально-декоративной росписи. Для станковой живописи позднего Веронезе характерна его картина «Похищение Европы» (1580 года).
Паоло Калиари известный как Паоло Веронезе (итал. Paolo Veronese, т. е. В 1553 Веронезе приехал в Венецию, куда его пригласили для участия в работах по украшению Дворца дожей. В Венеции Веронезе знакомится с творчеством Тициана (ок. Неудивительно, что в 1573 году Веронезе предстал перед судом инквизиции, но все обошлось лишь покаянием и принуждением исправить или исключить некоторые фигуры на некоторых из его картин.
Этот ставший затем излюбленным у Веронезе тип картины составляет одно из наиболее ярких явлений его творчества. Веронезе в 1566г. Пир в доме Левия – самое грандиозное из полотен Веронезе (около 13 м. ширины). Между 1552 и 1553 годами Паоло Веронезе работает в Мантуе, где пишет картину «Искушение Святого Антония» для одного из боковых алтарей городского собора.
Паоло Веронезе прожил ровно 60 лет. Паоло Веронезе – уроженец Италии, яркий представитель эпохи позднего Возрождения. От названия этого города и получил прозвище Веронезе (настоящее имя художника Паоло Кальяри). Похоронен Паоло Веронезе в церкви Сан Себастьяно. Эпилогом творчества Веронезе может считаться исполненный им около 1585 года для Дворца дожей грандиозный плафон «Триумф Венеции».
Паоло Веронезе (при рождении Паоло Кальяри, Верона — 19 апреля 1588, Венеция) — один из виднейших живописцев венецианской школы. Краски Веронезе светозарны, насыщенны по тону и, что главное, они не просто расцвечивают изображение предмета, а сами претворяются в предмет, становятся серебром, бархатом, облаком, телом. Существует еще одна картина с таким же названием, отнесенная в работам Паоло Веронезе. В 1566 году Паоло Веронезе женится на дочери своего дядюшки и учителя Антонио Бадиле. В 1553 году Паоло Веронезе был вновь работает в Венеции и ни где-нибудь, а на оформлении интерьеров Дворца дожей.
Темные деревья гнутся от порывов ветра и сквозь тучи пробивается яркий луч света. После 1570 года Веронезе возвращается к теме Пиров, написав одну за другой серию холстов, которую открывает Пир в доме Симона фарисея, предназначенный для монастыря Сан Себастьяно (около 1570) и в настоящее время хранящийся в Пинакотеке Брера в Милане. Вероятно, к этому времени была закончена его декорация иконографическую программу которой с прославлением военных и политических достоинств Светлейшей разработал Джероламо Барди, монах из ордена камальдулов (ордена, основанного Святым Ромуальдом в Камальдоли, близ Ареццо). Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу наконец инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой. Пример гораздо более глубокого замысла дает дрезденский Брак в Кане.
Художник пошел на компромисс и дал картине второе имя – «Пир в доме Левия», удалив с полотна Магдалину. Худож. В общей сложности для Сан Николо Ве-ронезе исполнил одиннадцать холстов. И даже три века спустя, Делакруа записал в дневнике: «Существовал художник, умевший писать ясно так, как мы не умеем до сих пор Я обязан всем Паоло Веронезе».
В одеждах, к примеру, солдаты одеты и вооружены как немцы. В основу ее композиции положен чрезвычайно впечатляющий и убедительный иллюзионистический эффект. Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами. Все персонажи полотна предстают перед зрителем живыми, брызжущими энергией и весельем.
Как и произведения других художников, они были закончены в феврале 1557 года. Вспыхнувший ночью 20 декабря 1577 года, он уничтожил не только несколько второстепенных дворцовых покоев, но и Зал Большого совета вместе с Залом Скрутино (голосования). на основе изучения работ Микеланджело, Ра-фаэля, Корреджо, Тициана.
В 1682 году боттега владела 1485 рисунками и набросками Веронезе, которые мастера, внуки, правнуки и внучаиые племянники использовали для работ в его манере исполняя многочисленные заказы королей, Кардиналов и коллекционеров Европы. Свет и тень, отбрасываемая фигурами Дианы и ее собаки, создают впечатление глубины ниши. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры».
В отличие от них три центральные композиции, хотя и решены в едином для всего ансамбля колорите, являются вполне самостоятельными, в соответствии со схемой, впервые использованной Паоло почти двадцать лет назад при украшении плафона нефа церкви Сан Себастьяно. В центре располагаются Мария и Христос, обозначенные нимбами. В картине всего три действующих лица. Вполне естественно, что в такой атмосфере Венеция становится городом, где находят плодоносную почву и благожелательный прием предъявляемые к искусству требования более строгих и чинных изобразительных решений и точного следования текстам Священного Писания: тем самым требованиям, что были сформулированы Вселенским Собором в Тренто (Тридентским Собором) еще в декабре 1563 года.
Это оригинальное сооружение Андреа Палладио было выполнено в виде латинского креста (главный зал), вокруг которого расположены меньшие помещения. Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из Трапез Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги. Паоло был младшим из пяти детей. С частями хлева, в котором родился Христос, неожиданно гармоничны элементы античной архитектуры с ее арками, балюстрадами и капителями.
1558, архит. Уже в январе 1575 года Паоло получил заказ украсить плафон восстановленного Зала дель Колледжо (Коллегии), расположенного на втором бельэтаже дворца. Картина с названием «Брак в Кане», которая сейчас находится в Лувре, представляла Трапезу Господню как грандиозный пир под открытым небом, с балюстрадами и портиками по краям и огромным столом, переполненным гостями. Именно в это время наследие Веронезе становится предметом пристального изучения для венецианских историков и одним из главных источников вдохновения для крупнейшего в Европе XVIII века мастера монументальной живописи — венецианца Джамбаттиста Тьеполо. Главным об-разом работал в Венеции, а также в Вероне, Мантуе, Виченце и Падуе.
Для трапезной монастыря Святого Назария Веронезе пишет полотно Ужин в доме Симеоне, размеры его не грандиозны, всего 3 метра на 4, 5 м, это для гигантских «Тайных вечерь» Веронезе практически интимная и домашняя живопись. На первом плане оказываются ступни его босых ног. Не меньшую опасность представляла для Венеции и турецкая угроза, которую не смогла заслонить даже победа при Лепанто. Постороннее влияние проглядывает в ранних работах Паоло, которые он выполнял совместно с другом детства Зелотти по заказу Санмичели, военного архитектора Венецианской республики, также выходца из Вероны, любившего обоих друзей, по свидетельству современника, как собственных детей. Учениками Веронезе были его брат Бенедетто и сыновья Карло и Габриэле. Картина отличается высочайшими колористическими достоинствами.
Тогда он впервые был приглашён для росписи церкви Святого Себастиана, где и по сей день можно увидеть множество из его шедевров. Единственным освещенным пятном в картине, помимо скрупулезно проработанного лица портретируемого и мраморной балюстрады, является белый носовой платок в левой руке. Как написал Джорджио Вазари в Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих «Санмикели любил их как своих детей» и на вилле Соранцо художники проявили «вкус, рисунок и хорошую манеру».
Эта картина была написана как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Паоло решительно меняет язык своего искусства, обращаясь к миру драматических событий. Об учебе художника известно больше.
Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен. Портретный жанр с самого начала играл важную роль в творчестве Паоло. К этому периоду относятся фресковые росписи отдельных залов палаццо Тревизан в Мурано. Веронезе вернулся также в церковь Святого Назария, где работал с учителем Антонио Бадиле, когда был ещё подмастерьем в его боттеге и где осталось его изображение на картине Бадиле.
Чрезмерная жизнерадостность картины привлекла внимание святейшей инквизиции. Естественно, религиозная тема была не единственной в творчестве Паоло.
Возглавлял «комиссию» несравненный Тициан и единодушным голосованием медаль присудили Веронезе. Боттега Бадиле была расположена в центральном районе Санта Цецилия, между площадью Эрбе и церквью Сант Анастасия. Как показала недавняя реставрация, речь идет о произведениях исключительного качества. Париж, Лувр), Веронезе изобразил около 130 фигур, помещая крупнейших живописцев (Тициана, Тинторетто и даже самого себя) среди пирующих европейских правителей и музыкантов.
Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок. Каким же был тогда Веронезе. Среди фресковых росписей важнейшим творением В. является созданная в 1560-1561 гг. В произведениях мастера не было религиозного смысла.
фам. А. Палладио), венецианских гуманистов и интеллектуалов, в мест. Но «Пир в доме Левия» заслуживает отдельного внимания и не только в связи с историей наименования. Отдельные фигуры перекрывают друг друга, скрещиваются, сталкиваются.
Начало семидесятых годов ознаменовалось возвращением Веронезе к изображениям Пиров.
1475, Венеция, Галерея Академии). В ней Веронезе строг и лаконичен.
Она храниться в Музее Кастельвеккио в Вероне. На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. На целых пятнадцать лет церковь эта превратилась в творческую лабораторию художника.
Именно вот таким образом его скорые успехи не пробудили у венецианских живописцев ревности. В 1819 году была снесена и сама вилла.
Среди них – два варианта композиции Поклонение волхвов, написанные в 1573 году. П. Веронезе. Великий итальянский художник умер в Венеции 19 апреля 1588 года.
Огромную роспись «Юпитер изгоняет Пороки» впоследствии увезет в Париж Наполеон, а в аллегорической композиции «Старость и Юность» художнику удалось проявить индивидуальность без следов чьего-либо влияния. Кальяри) Паоло (1528, Верона – 19. 04. 1588, Венеция) итал. Ножка богини – на самом краю, словно Диана собирается покинуть нишу. Существует предположение, что в образе св. Наконец, в Гроте сохранилась композиция Аллегория Мира в образе Венеции.
Когда картина была закончена, она вызвала чье-то неудовольствие светской трактовкой евангельского события об этом сообщили трем Государственным инквизиторам, которые вызвали Веронезе для объяснений. Родственны им и алтарные картины, заказанные для веронской церкви Сан Джордже ин Браида.
Залы, замыкающие вестибюль, обращены в сторону двора. Ок.
Наряду со станковыми картинами, Веронезе создавал стенные росписи. Колонны пестрого мрамора делят полотно на две неравные части. В историю изобразительно-го искусства он вошел как мастер больших алтарных кар-тин и монументальных росписей. Лондон) (наст.
Это был рисующий художник, вот таким образом он стоял особняком от великих венецианских колористов. Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. Содержание аллегорической программы раскрывают надписи, размещенные в кессонах, поблизости от трех главных композиций: Robur imperii (Сила империи) над изображением Марса и Нептуна, Nunquam derelicta (Без пренебрежения) и Reipublicae fundamentum (Основа республики) над и под изображениями Веры и Религии, а также Custodes libertatis (Хранитель Свободы) под композицией Венеция-властительница с фигурами Справедливости и Мира. Веронезе был не просто живописцем, ему оказалось подвластно будущее. В частности, Скеллино усмотрел в одеждах и поведении некоторых персонажей картины – солдатах, вооруженных и одетых как немцы, шуте с попугаем (символом похоти), слуге с кровоточащим носом, – в том, что не Христос, а Петр разрезает на части ягненка, знак приверженности художника идеям Реформации, зародившимся в Северной Европе и получившим распространение в Италии, в том числе и в Венеции.
В левой изображена традиционная группа – мадонна с младенцем в окружении святых. собакой. Среди наиболее знаменитых произведений В. - «Пиры», монументальные полотна (до 13 м в ширину) на сюжеты из Евангелия, напр. И, конечно, «Положение во гроб», ныне находящаяся в частной французской коллекции, а ранее украшавшее церковь Корпус Домини в Виченце. В начале XX века картина попала в Музей изящных искусств города Кана. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок.
Мазер близ Азоло. архитектор А. Палладио). Венеция этого времени уже была богатым городом, культурным центром Италии. Цецилии – веронский художник и друг Паоло Фаринати.
Праздничные искрящиеся радостью краски и сияющая игра света и цвета отличают и алтарные образы, созданные Веронезе в этот период. Наряду с упомянутыми сериями сохранилось множество исполненных Веронезе в эти годы картин, посвященных любовным историям отдельных мифологических персонажей, героиней которых чаще всего выступает Венера, богиня Любви. Размещенные в хоре, они воспринимаются как настоящие театральные сцены. В первой из комнат, получившей название Зал Собаки (на одной из ее стен изображена сидящая маленькая собачка, а на противоположной – жирный кот), свод занимает композиция Фортуна защищает Изобилие и побеждает обман, тогда как на антаблементе, помимо различных аллегорических фигур изображено Святое семейство со Святой Екатериной и маленьким Иоанном Крестителем, на своде второй комнаты, названной Залом Светильника, представлена Аллегория Веры и Милосердия, охраняющих христианина, над дверями – аллегорические фигуры Силы и Благоразумия и Добродетель, сдерживающая Страсть, тогда как в люнете над стеной в глубине помещения сияет изображение ослепительной Мадонны, кормящей Младенца похлебкой. Абсолютно гениальной вышла перспектива фрагмента Триумф Мардохея.
(Кальяри) Паоло (1528–558) — венеци-анский художник Позднего Возрождения. Все чаще художник начинает обращаться к изоб-ражению сцен смерти. Заказ цикла панно – сам по себе необычный факт.
Размеры полотна – 5, 5 метра высоты и около 13 метров ширины. галерея. Сезанн был прав, говоря: Он писал так, как мы смотрим на мир, столь же естественно. В настоящее время эти произведения разошлись по разным собраниям, обосновавшись в коллекции Фрик в Нью-Йорке (Благоразумие и Сила и Геркулес на распутье), Музее Метрополитен (Венера и Марс, связанные Амуром) и Музее Фитцуильям в Кембридже (Меркурий в спальне Герсы превращает в камень Аглавру).
Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. В живописи В. было найдено недостаточное уважение к священным текстам, в итоге картина была переименована в «Пир в доме Левия». Полны оптимизма сочные, живописные полотна Паоло Веронезе (Паоло Калиари, 1528-1588). Антонова. Свидетель на его венчании в церкви Св. Веронезе прославился как блестящий мастер монументально-декоративной живописи.
Грандиозные идеи Веронезе, конечно, требуют огромного труда и многочисленных помощников. К примеру, в Положении во гроб грубоватые фигуры с рельефно выделенной мускулатурой соотносятся с образами мантуанских фресок, тогда как элегантная игра складок одеяний, сверкание красок и полные выразительного изящества детали вызывают в памяти изысканные образы Корреджо и Пармиджанино (особо тонко изображена едва намеченная кончиком кисти женская голова в ракурсе слева от Мадонны). Композиция и все изображенное носят блестящее очарование театральной сцены, созданной самым умелым бутафором.
Но они не слишком достоверны. Веронезе пошел на хитрость, превратив Тайную вечерю в Пир в доме Левия, разместив на карнизе над пилястрами надпись «FECIT D. COVL MAGNU. LEVI-LUCAE CAP. V» (И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение. В ноябре 1555 года Паоло с помощью брата Бенедетто и еще одного художника (возможно, Антонио Фазоло) выполнил холсты для плафона ризницы. По всей видимости, полотна, предназначенные для этого зала, были закончены в 1554 году.
до кончины дожа Себастьяна Веньера, гербы которого украшают окаймляющий свод фриз. Интерес к туалетам и деньгам (правда, в последнем ему было далеко до Тициана) вот и все, в чем его можно упрекнуть. внимание в этих картинах сосредоточено на монументальных фигурах и переднем плане. Эрмитажная картина вообще принадлежит к числу лучших созданий художника. То, что он пишет с истинным вдохновением, – это портреты своих современников, которые заполняют правую, большую часть картины.
В изменившейся Венеции заказчики художника хотели иметь абсолютно иные картины, конечно же исключительно религиозного содержания. Картина должна была отражать всю важность сюжета изображенного на ней. Эти принципы и приемы впоследствии послужат основой всех его творений. Стиль Веронезе сложился к середине 1550-х гг.
Евангельские сюжеты служили художнику поводом для изображения великолепных многолюдных пиров («Брак в Кане», 1563 «Пир в доме Левия», 1573). Об этом свидетельствует старая, восходящая к XVII веку, традиция. Милан, галерея Брера), Пир в доме Левия (1673. В конце жизни художника в его творчестве отмечаются черты кризиса ренессансного мировоззрения, что отражается в некотором потускнении колорита, а также в холодной парадности и внешней патетике картин — «Похищение Европы» (1580), «Оплакивание Христа» (нач. В тот год он завершил композицию, посвященную Эсфири, покрывающую весь потолок.
В целом, полотна передают собирательный образ Венецианской жизни. Он песет (как в Кающейся Марии Магдалине Тициана) сильную эмоциональную нагрузку. СПб, Эрмитаж).
Весь размах жизнерадостного дарования Веронезе ощутим в его многолюдных композициях. Создание Веронезе картины «Похищение Европы» пришлось на завершающий этап творчества художника. В своих изображениях евангельских сцен с участием в них Христа (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Христос в Еммаусе) Веронезе своеобразно соединил библейское с современным: в венецианском интерьерах XVI века, на фоне архитектуры эпохи Возрождения, пируют в венецианских же костюмах современники художника. 5). Такой тип изображения был выработан еще венецианскими мастерами XV века: Христа, сидящего на краю саркофага или (как у Веронезе) па погребальной пелене, поддерживали в одном случае скорбящие ангелы, в другом – Мария и Иоанн. Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ.
С названиями «Семейство Дария перед Александром Македонским» или «Цикл семьи Куччина» тоже обязательно стоит ознакомиться каждому ценителю итальянского искусства. 50-х гг. С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен.
Типичен для Веронезе и архитектурный фон в виде живописных античных руин. С конца 1540-х Веронезе начал работать самостоятельно. Художник не ставит перед собой задачу изображать события реалистично.
Декорация плафона следующего зала, Зала делла Буссола, была поручена ему одному. Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность. В центре присутствовала лишь Магдалена, но по настоянию инквизиторов ее заменили.
Главным средством выражения у венецианских художников был цвет. Веронезе был любителем музыки. Паоло отчаянно защищался, стараясь донести право художников на некоторые вольности, однако инквизиция, а именно обвинитель – Скеллино – не признала правоту художника и ему было дано три месяца на то, чтобы исправить все несоответствия за свой счет. Паоло Веронезе входит в избранный круг «великих» художников Венеции и получает заслуженное признание, когда ему ещё нет и тридцати лет.
Светский жизнерадостный характер носит картина «Пир в доме Левия» (1573), где религиозный сюжет служит лишь поводом для воссоздания красочной сцены жизни патрицианской Венеции. Таково прекрасное Нахождение Моисея (1570-е, Мадрид, Прадо). Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы.
Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами. Ей посвящено и Коронование Марии в сакристии (одним из символов Марии была церковь) и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения.
Композиции, выполненные им для сакристии (ризницы) церкви Сан-Себастьяно (1556) и Дворца дожей (1578–85), были оценены современниками столь же высоко, как произведения Тициана и Тинторетто. Мертвый Христос представлен в позе живого человека. Позднее, к ним присоединились сыновья, а потом и внуки художника. Створки были закончены и установлены в 1560 году.
Можно лишь предполагать, что в парных изображениях противопоставлены муки и удовольствия любви (радость и разочарование, верность и измена) и что поводом для их создания послужило событие, связанное с чьим-то бракосочетанием. А. Бадиле, получил прозвище по названию родного города, с нач. В круге диаметром 2м 30см мы видим Аллегорию Музыки. Лучше и глубже, чем любой другой венецианский художник того времени, овладел он и секретами фресковой живописи.
По этим работам можно понять, что Веронезе знал произведения Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564), Пармиджанино (1503–1540), Корреджо (1489–1534). На заднем плане толпится их многочисленная свита.
Они дали ему первое художественное образование. 1580-х гг. ). Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами.
Тогда же Паоло представил монахам проект корпуса для церковного органа. В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой).
Картины смогли воссоединиться лишь после Первой мировой войны в Галерее Эстенсе в Модене. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Поклонение волхвов в окружении фигур евангелистов с 1929 года украшает плафон клироса капеллы дель Розарио в церкви Санти Джованни э Паоло.
Каждую комнату украшали иллюзорные ниши и колонны, которые и предстояло оформить Веронезе. В работах В. 80-х гг. Работа в Залах Совета Десяти продолжалась три года: первым был закончен Зал приемов. Так возникают новые композиционные приемы и принципы, которым предстоит дальнейшее развитие в XVII столетии.
Они находились в XVIII веке в доме семьи Нани на Джудекке. галерея. Полотна, хранящиеся в настоящее время в разных собраниях, – семь в Музее истории искусств в Вене, одно в Национальной галерее Вашингтона и два в картинной галерее Пражского Града – предназначались, скорее всего, для монастырского комплекса, предположительно для женского монастыря делле Конвертите (или монастыря Обращенных) на Джудекке.
декорация виллы братьев Д. и М. Барбаро (ок. С бесконечной свободой художник использует в этом произведении художественные идеи римского маньеризма, возможно, воспринятые им через знакомство с произведениями других мастеров или же, как считают некоторые исследователи, явившиеся результатом поездки в Рим. Работа Антонио Бадиле (1516 – 1560) Мадонна во славе со Святыми Иоаном Крестителем, Антонием Аббатом, Бенедиктом и Власием до сих пор украшсет второй алтрь слева в церкви Святых Назария и Келсия в Вероне и паж справа – Паоло Кальяри, ученик Бадиле.
Украшению этой церкви Паоло отдал (с перерывами) более двух десятилетий жизни. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Первый у Веронезе яркий пример картины такого рода – луврский Брак в Кане – грандиозное полотно с огромным числом действующих лиц, среди которых можно видеть Христа и апостолов, множество воображаемых и реальных портретов (включая группу венецианских живописцев изображенных в качестве музыкантов, – Тициана, Тинторетто и самого Веронезе), целый сонм слуг, зрителей и все это в окружении великолепнейшей архитектуры. Большая часть снятых фресок попала в Англию в начале XIX века, но там потерялась.
Расположенная в южной части площади Святого Марка, старинная церковь незадолго до этого приобрела более современный архитектурный облик в результате реконструкции, осуществленной Якопо Сансовино. Худож. После смерти родные художника выполнили его волю. К нему благосклонно отнесся Тициан, выгодно отличая его от Тинторетто. Заказ на это последнее полотно, в настоящее время хранящееся в Галерее Академии в Венеции, был получен Веронезе от настоятеля монастыря по имени Андреа деБуони (или Буоно).
1548.
Среди них блистательное Обручение Святой Екатерины из частной коллекции в Нью-Йорке, написанное, судя по двум расположенным рядом гербам в верхней левой части, по случаю состоявшегося в Вероне в 1547 году бракосочетания Анны делла Торре и Джамбаттисты Пиндемонте алтарный образ Пала Бевилъаква-Ладзизе, созданный в 1548 году для капеллы этой семьи в церкви Сан Фермо Маджоре и сейчас находящийся в веронском Музее Кастельвеккьо композиция Крещение (ныне в Музее герцога Антона Ульриха в Брауншвейге), скорее всего, написанная в 1548-1549 годах для боковой стены капеллы еще одной веронской церкви созданное тогда же Оплакивание, заказанное аббатом Бернардо Торлиони и предназначенное для ризницы церкви монахов ордена Святого Иеронима Санта Мария делла Грация (ныне Музей Кастельвеккьо, Верона) наконец, замечательное Положение во гроб из частной французской коллекции находившееся ранее в церкви Корпус Домини в Виченце. От гармонической ясности и цельности в изображении ничего не остается. Осталось только литография с изображением утерянных в Англии фресок Веронезе.
Веронезе же стал первым венецианским художником 16 в., который начал создавать декоративные ансамбли, расписывая стены церквей, дворцов, вилл, вписывая свою живопись в архитектуру в технике фрески. Из всех произведений художника наибольшего внимания заслуживают «Старость и Юность» (1553), «Триумф Венеции» (1578–1585) — во Дворце дожей, «Поклонение волхвов» (1571), «Пир в до-ме Левия» (1573), «Обручение св. Композиция Семейство Дария перед Александром исполненная приблизительно тогда же для семьи Пизани Моретта (с конца XIX века находится в Лондонской Национальной галерее), также являет собой настоящий триумф блистательного колоризма Веронезе.
Веронцу – а прозвище «Веронезе» переводится именно так – предстояло выполнить роспись плафонов для залов Совета Десяти в Дворце Дожей по государственному поручению. Декорация комнат, обращенных в сторону Грота, в отличие от светских росписей Зала Олимпа, посвящена темам добродетелей, связанным с христианской религиозной традицией. Тем, кто окажется в Вероне, город предоставит немного сведений о детстве Паоло Кальяри. Другими словами, вина Паоло, очевидно, состояла в том, что он без необходимой критичности выполнил указания братьев монастыря, заказавших ему картину. Работы, посвященные семейству Куччина, тоже достойны внимания.
1561г. Картина Веронезе полна аллегорий. В восемнадцатом веке, когда картины входили в коллекцию Герцога Орлеанского, было принято считать, что на них изображены аллегории Неверности, Разочарования, Уважения и Счастливого Союза, однако точное содержание этих полотен не известно до сих пор.
Уже к двадцати годам Веронезе начал самостоятельную работу. Это грандиозная работа, в основе которой лежит потрясающая визуальная иллюзия. Корпус был изготовлен 1558 году и спустя два года украшен различными живописными панелями.
Здесь мирно уживались между собой различные направления искусства. В. много писал по заказам религ. Эти произведения были написаны примерно в 1575 году. Каждая из картин являет собой выдающееся произведение. О картине «Мадонна семейства Куччина» говорит Персианова: «С присущим ему композиционным мастерством, легко и свободно размещает Веронезе фигуры на плоскости холста. К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это святой Иосиф. Во многом подобная точка зрения основывалась на неважной сохранности холста искаженного записями и правками XIX века, которые частично скрывали авторскую живопись, придавая фигурам несвойственную работам Веронезе застылость.
Менна", около 1561 года), многочисленные изображения мадонны, где традиционный мотив мастер воплощает во множестве смелых и оригинальных композиционных вариаций ("Мадонна с младенцем и святыми", около 1562 года). Сравнение с аналогичными образами, созданными для того же зала Якопо Тинторетто и Андреа Скьявоне, наглядно демонстрирует, сколь непохожими были в этот период колористические и изобразительные принципы ведущих мастеров венецианского маньеризма. Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: Брак в Кане Галилейской, Пир в доме Левия (Тайная вечеря) и т. д. Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи. Он остроумно применяет иллюзионистические эффекты, которыми широко будут пользоваться впоследствии мастера барокко.
И в то же время эти полотна означают нечто большее – они несут в себе собирательный образ не только Венеции, но и мира в целом. Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди.
«Брак в Кане» для трапезной мон-ря Сан-Джорджо Маджоре (1562-1563, Лувр, Париж), «Пир в доме Григория Великого» (1572, мон-рь Монте-Берико близ Виченцы) и др., где множество фигур объединено атмосферой пышного празднества на фоне величественной классической архитектуры и светлого неба. Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. Подобная трактовка пейзажа не новинка для художников того времени. Это стало первым серьезным испытанием для молодого Веронезе. Пантелеимоном» (1587, ц. Сан-Панталеоне, Венеция). Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны. Три тондо исполненные Паоло, размещены в шестом ряду по отношению ко входу и изображают аллегорические фигуры: Целомудрие, Астрономию, Гармонию и Воображение, а также Музыку.
В июне 1555 года он взялся написать алтарный образ для церкви Монтаньяна. Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). Джордже Вазари указывает, что тот обучался основам живописи у Джованни Карото из Вероны.
Красота и тонкость цветовых сочетаний, прекрасно переданное скольжение золотистого света делают эскиз по-настоящему декоративным: его легко представить себе увеличенным до размеров большой стенной росписи. Веронезе вызвали к инквизиторам, которые были возмущены изображением Тайной Вечери. Даже в первых работах молодого живописца трудно обнаружить заметные следы влияния учителя. Это был весьма оживленный художественный центр, в котором мирно сосуществовали различные направления искусства. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей.
В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью». В целом его картины вос-певают величие Венецианской республики.
Все эти картины – произведения высочайшего художественного качества. Но не она занимает воображение мастера. Георгия", 1580е годы)».
Еще находясь в Вероне, художник создает, наряду с другими портретными образами, портрет Фраическо Франческипи в рост (1551, Музей Ринглинг в Сарасоте, Флорида), а также задуманный как парный портрет супружеской четы Да Порто Изеппо с сыном Адриапо и Ливия с дочерью Порцией (оба портрета хранятся соответственно в Палаццо Питти во Флоренции и в Художественной галерее Вальтере в Балтиморе). Как у прирожденного декоратора, живопись у Веронезе строилась на колорите. В частности работы Тициана, построены на абсолютно ином тональном принципе, а мягкую дымку на картинах Тициан создает сложным наложением слоев различных цветов.
Создание цикла датируется 1570-ми годами. В период расцвета, в 60-70-х гг. Столь же безмятежным мир героев Веронезе останется и впредь. Композиция строится по диагонали – именно так располагается фигура Христа. Интересно, что Веронезе, как это было ему свойственно, придал лицу Савла свои черты.
Благодаря покровительству Тициана, участвовал в украшении плафонов новой библиотеки Сан-Марко (1560). 1558г. Ему поручили три главных сюжета. Это полотна «Иисус омывает ноги ученикам», «Иисус и прелюбодейка», «Христос и центурион», «Иисус и самаритянка», «Эсфирь перед Агасфером», «Агарь и Измаил в пустыне», «Лот и его дочери бегут из Содома». Пейзажи в его картинах играют свою, специально отведенную им для этого роль. Картины Антонио Бадиле, у которого он учился, не стали серьезной школой.
К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок.
В. принимал участие в декорации залов Дворца дожей, пострадавших после пожара 1574 г., его композиции были призваны увековечить доброе правление республики («Триумф Венеции», плафон зала Большого совета, 1575-1577, возобновлен в 1582), аллегорический характер происходящего подчеркивают архитектура и резкое перспективное построение, сочетание яркого света и богатого колорита. К примеру, можно назвать, хранящееся у одного из частных коллекционеров Нью-Йорка «Обручение Святой Екатерины», экспонат веронского музея Кастельвеккьо – написанный в 1548 году алтарный образ «Пала Бевилъаква-Ладзизе», картина «Крещение», созданная для украшения одной из веронских капелл в 1548-1549 годах. П. Веронезе. Главным полотном является «Мадонна семьи Куччина» – отличный групповой портрет с религиозной тематикой.
С 1553-54гг. В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом (Брак в Кане Галилейской, Христос у Симона Фарисея Христос у Симона Брак в Кане Галилейской и Христос в Еммаусе) Калиари своеобразно соединил библейское с современным: в помещениях, украшенных в венецианском вкусе XVI века, с архитектурными задними планами в стиле Возрождения, пируют, в венецианских же костюмах, современники художника. Насыщенный, вибрирующий цвет исключительная яркость живых красок создают эффект мерцания.
Полная достоинства фигура отчетливо выступает на темном фоне. Веронезе и в Обращении Савла проявляет свое замечательное дарование колориста. Уже с 1555г. Лк.
А живописные традиции в семьях художников передавались из поколения в поколение и сохранялись секреты фамильного мастерства и почерка. в творчестве Веронезе появляются новые черты. С портретов взирают серьезные, спокойные лица людей, облаченных в роскошные одежды. За ним последовали картина на тот же сюжет для трапезной монастыря Санта Мария деи Серви, подаренная в 1664 году правительством Венецианской республики французскому королю Людовику XIV и сейчас украшающая один из залов Версаля композиция Пир в доме Григория Великого, заказанная для монастыря Монте Берико близ Виченцы (1572) и, наконец, Тайная вечеря для трапезной монастыря Санти Джованни э Паоло в Венеции, которая должна была занять место погибшей во время пожара 1571 года картины Тициана на тот же сюжет, созданной великим венецианским живописцем несколькими годами ранее.
К этому периоду относится создание монументальных холстов с изображением пиршеств. Бельэтаж виллы, где развертываются фресковые росписи Веронезе, в плане образует двойную латинскую букву Т. Центральную ось составляет широкий салон-вестибюль, проходящий через все здание (так называемое портего, типичное для венецианской жилой архитектуры). Все дышит естественностью, проникнуто психологической глубиной, внутренней правдой. Двойное наименование объясняется просто: законченная картина вызвала неудовольствие слишком светской трактовкой события из Библии. Картина «Христос в Эммаусе» – очень характерное для творчества Веронезе произведение.
Пейзаж в картинах последнего десятилетия жизни Веронезе приобретает важнейшую роль. Именно здесь он создал один из величайших художественных циклов. Его языком были краски. Это наиболее содержательные из его полотен.
Декоративная эффектность и нарядная праздничность сменяются большей успокоенностью, сдержанностью, простотой. Венеция, Галерея Академии), цикл картин Куччина (1571.
Иллюзию глубины (которая начисто отсутствует у соседних с произведениями Веронезе, а соседствуют картины двух, не менее известных художников своего времени) и необычайную легкость художник создает умелым использованием световых бликов на поверхности картины. Кажется, что эти широкие, уходящие в глубину ступени, на которых толпятся персонажи картин изображенные в ракурсе колоннады, фасады дворцов и классических храмов не столько навеяны архитектурой Санмикеле, сколько являются данью техническим открытиям Себастьяно Серлио, чей труд о театральной сценографии (часть его Трактата об архитектуре изданного в 1545 году) Веронезе, безусловно, знал. Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе.
Роль созданной Веронезе картины с названиями «Тайная Вечеря» или «Пир в доме Левия» весьма значима – она завершает цикл.
1550-х). Художник был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины. Сведении о фамилии отца не сохранилось лишь позднее, уже будучи независимым мастером, Паоло станет называть себя Калъяри, возможно, приняв фамилию одного из своих знатных заказчиков.
1573 г. (Нац. В знаменитой картине Брак в Кане, написанной для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре (1562–1563. На парапете сидит крошечная бело-коричневая собачка. эпохи Возрождения.
Тема декорации, разработанная иконографом Даниеле Барбаро (ученым-гуманистом, который вместе со своим братом Маркантонио вскоре доверит Паоло расписать свою виллу Мазер), была посвящена доброму правлению Венецианской республики.
орденов, среди наиболее частых сюжетов того времени – Страсти Христовы («Оплакивание Христа», ок. Сказочным блеском отмечены волхвы и их свита.
В облаках на троне восседает Венеция, окруженная многочисленными божествами. Именно там талантливый юноша черпал вдохновение. Они расписали фресками Лоджию, главный Салон и два зала виллы.
Новаторство росписи бросалось в глаза. Вокруг Савла стремительный поток движения. Сходные черты присущи двум другим алтарным образам, написанным в 1562 году для церкви при аббатстве Сан Бенедетто По в окрестностях Мантуи, ныне разделенным между Национальной галерей в Лондоне (Провозглашение Святого Николая епископом Миры) и Музеем Крайслер в Норфолке (Явление Мадонны с Младенцем Святому Антонию аббату и Святому Павлу).
Изумляющие своей ликующей красочностью, светлые по настроению полотна ("Обручение св. Сохранился документ о допросе художника, в котором его обвиняли в том, что в евангельской сцене он изобразил «шутов, пьяных немцев, карликов и прочие глупости». Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни.
Художник картины «Коронование Марии в сакристии», расположенной в центральном нефе и создатель огромных плафонов изображающих истории из жизни Эсфири и Мардохея, стал первопроходцем в выполнении столь всеобъемлющих проектов для католической церкви. Существует предположение, что он был заказан Веронезе главой семьи Куччина в память об его безвременно умершем брате.
XVI в. и на протяжении всей жизни творчество В. было граничит с Венецией. Еще в XVII веке Марко Боскини первым сумел оценить исключительное цветовое богатство полотна, посвятив ему несколько выразительных поэтических строк: Это означает, что художник, стремясь достичь таких эффектов, / смешал золото, жемчуг и рубины, / и изумруды и самые прекрасные сапфиры, / и алмазы, чистейшие и безупречные. Это было четвертое по счету сооружение, предназначенное для размещения выборного правителя Венецианской республики – дожа.
1582, ГЭ), эпизоды из житий святых («Исцеление мальчика св. В 1551 Паоло Кальяри переселился в Венецию, где и получил прозвище «Веронезе». Богиня охоты, обнимающая собаку, подобна ожившей статуе. Известна дата передачи последнего полотна монахам – 20 апреля 1573 года, однако вскоре (18 июля того же года) его вызвали в трибунал инквизиции на допрос. Художник не ограничивался копированием, а вносил собственное видение, часто «исправляя и украшая» то, что рисовал.
В вину ему ставили слишком вольную трактовку священного писания. В этом произведении вновь царят неповторимое праздничное великолепие, безмятежная радость и полнота ощущения жизни их излучают сами краски, ложащиеся широкими плоскостями, сияющие и окрашивающие цветом тени. Лк. Важнейшей частью произведений Веронезе в последние десять лет его жизни становится пейзаж.
1565—1570, Лондон, Национальная галерея). В том же праздничном, радующем глаз стиле исполнено большинство других произведений этого времени, нередко небольшого формата, как, например, серия мифологических композиций из Музея изящных искусств в Бостоне, которые, по-видимому, можно отождествить с серией шпалер, предназначенных для украшения мебели.
Еще никогда архитектура не занимала у Веронезе такого большого места, как в этой картине. Екатерины», 1547 г., частное собр., Нью-Йорк). Религиозные сцены (часто изображающие пиры) разворачиваются на фоне сказочных дворцов, а их действующими лицами становятся современники художника, облаченные в разноцветные шелка и бархат, сияющие драгоценностями, окруженные толпой шумных слуг.
Важнейшими среди сохранившихся фрагментов являются фигуры изображающие Время и Славу, а также Справедливость (ныне собор в Кастельфранко) и фрагмент с фигурой Истории в помещении Патриаршей семинарии в Венеции, подписной и датированный 1551 годом. – Здесь его образная и композиционная фантазия неисчерпаема. Сквозная галерея выходит на фасад и два зала в южной части, разделенные большим квадратным помещением, открывающимся во внутренний сад на северную сторону (Грот).
А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. Наряду с женскими образами в этот период художник пишет многочисленные мужские портреты. Сохранилось много полотен, считающихся автопортретами художника. В соответствии с иконографической программой центральная композиция изображала покровителя города и его символ: Святой Марк, коронующий Добродетели (вывезенная французскими войсками и находящаяся ныне в Лувре картина заменена копией, написанной в конце XIX века Джулио Карлини). Его произведения, относящиеся к началу 60-х годов, особенно многочисленны и составляют одну из вершин венецианского портрета XVI века. «Тайная вечеря» для трапезной мон-ря Санти-Джованни э Паоло в Венеции (1573, Галерея Академии) привлекла внимание инквизиции, подозревавшей, по мнению исследователей, ее заказчиков в сочувствии идеям Лютера.
веронский), проживающий в Венеции». Значит, он родился в 1528 году и, возможно, не в Вероне. Лондон)Поколение волхвов.
Прозвище «Веронезе» («веронец») художник Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики.
Екатерины» (1575), а также немногочисленные портреты. Меньший по размерам, более вытянутый по формату, этот холст представляет уже не панорамное изображение событий, а как бы вырез из панорамы (о чем свидетельствуют срезанные обрамлением, уподобленные кулисам фигуры по краям картины).
Упавший с коня Савл распростерт на земле, его тело показано в сильном ракурсе (ракурсы такого типа любил использовать Микеланджело). Вряд ли можно считать совпадением то обстоятельство, что, решив увековечить себя и других ведущих венецианских живописцев на хранящейся сейчас в Лувре картине с изображением пиршества, он представил (в составе квартета музыкантов) себя самого, Тинторетто, Я. Бассано и Тициана. Благодаря этому изменения претерпевает и география легенды.
Веронезе чувствовал себя с ними на равных. Этот шедевр свидетельствует о том, что уже с самых первых шагов Паоло достигает исключительного технического мастерства. 1573 г. (Нац. Сын скульптора, племянник худож.
«Конкурс» знаменитостей, а лучшему из них должны были присудить золотую медаль. Дрезден, Картинная галерея).
К слову, последняя картина обобщила весь довенецианский художественный опыт Веронезе. Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков. для построения живописных композиций В. по примеру Тициана, творчество к-рого являлось образцом и источником новых композиционных и колористических решений использовал антикизирующую архитектуру, к-рая напоминает театральные декорации, сочетает точные перспективные построения со свободой деталей. худож. В. удачно сочетал живописную декорацию с архитектурными ритмами здания в программе росписи раскрываются мудрое устроение, красота и гармония мира использованы иллюзионистические приемы (фигуры-«обманки», пейзаж), раздвигающие пространство росписи, яркие краски.
«Мадонна с семьей Куччина» (1571, Картинная галерея, Дрезден). В 1570-е — 1580-е годы Веронезе, дарование которого в предыдущий период наиболее полно раскрылось в монументальной живописи, пишет ряд больших алтарей и композиции на религиозные и мифологические темы, предназначенные для частных заказчиков. Получившаяся в результате работа способствовала признанию живописца. В этом цикле преобладают глубокие, мрачные тона, страстный пафос сцен и точное воссоздание сцен Священного Писания.
Заказчики сумели по достоинству оценить великолепие полотен Веронезе в Зале приемов. Среди них следует, по крайней мере, упомянуть изображение неизвестного Дворянина в плаще па меху из Музея изящных искусств в Будапеште, портрет еще одного неизвестного, Адмирала из рода Контарини, хранящийся в Художественном собрании Джонсон в Филадельфии, а также лишь недавно попавший в поле зрения исследователей великолепный портрет Дворянина в черномаз частной коллекции. исчезла архитектура, создававшая сложное организованное пространство, в перспективном построении стала преобладать диагональ, усилилось значение пейзажа и господство темного фона, смягчились цветовые соотношения.
Среди множества картин, созданных для украшения плафона Зала Большого совета, произведение Веронезе особенно удачно вписалось в прихотливую маньеристическую игру обрамляющих живопись рам, задуманных и исполненных Сорте: кажется, что написанный художником величественный архитектурный фон, с мощными выступающими карнизами и террасами, опирающимися на монументальные спиралевидные колонны, как бы продолжает реальную архитектуру зала. В 80-х гг. Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. «Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля. Сан-Себастьяно, принадлежавшая ордену св.
Плафоны прославили Паоло Веронезе. В самом большом из жилых покоев, примыкающем к залу-вестибюлю — Зале Олимпа перед нами разворачивается величественная картина Мироздания. 5), разместив ее на холсте вверху на карнизе, венчающем пилястры. пользуемся теми же вольностями, какими пользуются поэты и сумасшедшие.
Три из них (Святой Николай, провозглашенный епископом Миры, Стигматизация Святого Франциска, Распятие) в настоящее время находятся в собрании Галереи Академии в Венеции. Персианова). Важнейшее место в творческом наследии Веронезе занимает написанная им в 1560-х — начале 1570-х годов серия Пиров, сюжеты которых восходят к евангельским текстам, упоминающим Трапезы Господни. Вероне-зе был одним из самых блестящих колористов Венеци-анский школы.
во всем ее великолепии. Колористическое решение фигур поражает плавностью цветовых градаций и трепетной переливчатостью оттенков. Крупнейшим среди них был Тициан, колоризм которого строится на ином тональном принципе и отличается сложным сочетанием накладываемых слой за слоем цветов, чьи переходы создают эффект мягкой световоздушной дымки. Поколение волхвов.
Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. На памятнике в Вероне Паоло Веронезе как раз изображен с этой почётной наградой — золотой медалью.