Возможно, позировала одна и та же модель. Кто был его учителем. Свое влияние оказывает и голландский мастер жанровой живописи Питер де Хоох.
Композиция почти та же – стол, покрытый синей скатертью, шкатулка (теперь она развернута к зрителю), письменный прибор, на модели тот же желтый жакет с горностаевой опушкой. Существует книга «Девушка с жемчужной сережкой» писателя, автора вольных исторических новелл Шевалье Трейси (Chevalier Tracy), в котором высказывается предположение, что моделью Вермеера на портрете была молоденькая служанка и любовница художника Грид, а также снятый по мотивам романа фильм. В этой комнате служанка принесла письмо сидящей на стуле у камина молодой женщине. В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. Вермеер отдает предпочтение струнному ансамблю (сюда принадлежат и клавикорды) издавна считающемуся символом музыкальных созвучий и гармоний. Подобная подушка изображена в картине «Любовное послание». Как и в других работах Вермеера, композиция строго выверена.
Дело в том, что Ян Вермеер был из протестантской семьи, а его невеста – из католической. О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Но появился второй персонаж – служанка и картина становится менее статичной.
Уже к концу XIX века популярность «Делфтского сфинкса», как называл его Торе-Бюрже, достигла необычайной высоты. Современники живописца высоко оценили в портрете девушки с жемчужной сережкой талант Яна Вермеера Делфтского, картина иногда представлялась как «Мона Лиза Севера» или «Голландская Мона Лиза». Любовные переживания заставили даму явно пренебречь своими обязанностями – на полу у самого входа в комнату стоят брошенные тапочки (они обычно одевались только в спальне и абсолютно не к месту в комнате для гостей, где действие и происходит). Луки и соответственно руководил ею.
Ему нравится радостное и спокойное человеческое бытие. Семья художника не была бедной. Другой тип интерьеров, созданных Вермеером, – бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. Ян Вермеeр Делфтский (Vermeer van Delft) (крещён 31. 10. 1632, Делфт, — похоронен 15. 12. 1675, там же), голландский художник. И всё же картина «Улочка Делфта», с немыслимым, на первый взгляд, построением композиции, вместе с тем необыкновенно гармонична.
Дальнейшие исследования показали, что дом изображённый на картине Вермеера справа, принадлежал вдовствующей тётке художника, Ариайнтген Клас ван дер Минне (Ariaentgen Claes van der Minne), которая содержала себя и своих пятерых детей, продавая рубец. На улице тротуар из плитки с дорогой, которая покрыта галькой. В своей картине нидерландский художник изобразил элегантную молодую женщину, сидящую за столом. Подобный сюжет был довольно популярен в живописи 16-17 веков.
Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственной Души, – как бы тоскующей на темном, ночном фоне в Девушке с жемчужиной (там же), – либо, напротив, образами пытливого и мужественного Разума – в поздних Географе (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне) и Астрономе (собрание Ротшильд, Париж). Размер картины 75 х 64 см, холст, масло. Самой значимой картиной данного периода можно назвать крупнофигурное полотно «У сводни».
Он писал две картины в течение года. Но художник продолжал поддерживать свою мать, которая управляла гостиницей. Сегодня эти картины называются «Астроном» и «Географ», хотя они не всегда носили эти названия.
Действие в этой картине отдалено от зрителя, оно расположено в глубине комнаты, на задней стене которой висят две картины – пасторальный пейзаж и часто цитируемая Вермеером «Сводня» караваджиста Дирка ван Бабюрена. Экспертами высказано предположение что Вермеер использовал работу Питера Янса ван Аста «Лесной вид с джентльменом и собаками на переднем плане» как мотив для этого пейзажа. В. пишет небольшие картины с одной или несколькими фигурами в залитом серебристом свете интерьера городского дома (Девушка с письмом, Картинная галерея, Дрезден Солдат и смеющаяся женщина, собрание Фрик, Нью-Йорк Служанка с кувшином молока, Государственный музей, Амстердам), уделяя внимание не столько действию, сюжету, сколько состоянию, общему лирическому настроению сцены, разнообразию и богатству материального мира. На нем – несколько книг и глобус Йодокуса Хондиуса 1600 года. Некоторые из изображенных предметов Вермееру, скорее всего, пришлось одолжить – циркуль и специальный угольник для измерения высоты предметов или угла стояния солнца.
Замечательно и само изображение гитары: черно-белый кант «озвучивает» стаккато, густыми мазками написана декоративная резная решетка резонатора. Картины художника иногда изображают Катарину. Вермеер наследовал его стиль жанровой живописи в своих полотнах.
Занавес, стоящие на пороге тапочки, метла – все это создает некой барьер между зрителем и действием, сохраняет интимность происходящего и даря нам редкую возможность подглядеть сцену из чужой личной жизни. Связь между любовью и музыкой является центральной темой этой картины. Мощеные мостовые, выходящие на улицу фасады домов, открытые ворота двориков – все это можно видеть уже на нидерландских картинах XV столетия. Это самая маленькая картина Вермеера, написанная на холсте. Поза «Географа» очень похожа на изображение Фауста на знаменитой одноименной гравюре Рембрандта. Работы Вермеера неоднократно пытались подделывать. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки.
Судя по некоторым финансовым документам, Вермеер был обеспеченным человеком. Дом и как здание и как абстрактное понятие «малой родины» был для голландцев чрезвычайно важен. Стены, камни и кирпичная кладка окрашены в густой цвет, что делает их почти осязаемыми. Их образы обладают особой, вермееровской самопогруженностью, внутренней независимостью, отгороженностью от зрительского мира (абсолютно противоположное желание завлечь зрителя свойственно картине «У сводни»). У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте.
Вермеер воспроизводил «Сводню» Бабюрена еще в 2-х своих работах. Хрупкая девушка стоит у окна и читает письмо. Сюжет картины построен на основе евангелистской притчи от святого Луки о разгульной жизни блудного сына, картина является скрытой аллегорией по своему смыслу и предостережением о том, что гуляку, мота и пьяницу ждет неминуемая бедность. Но эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя. Однако художественный строй этих произведений отличается поэтичностью, красотой и гармонией, в которые претворяет художник реальные образы повседневной действительности.
Женскому музицированию посвящена почти третья часть всех работ Вермеера. Считается, что для картины позировала жена Вермеера, Катарина Болнес. Неотъемлемой частью обыденной жизнивременВеликих географических открытий были кабаки и бордели, где проститутки обслуживали изрядно подпивших моряков и солдат. Со 2-й половины 1650-х гг.
«Уснувшая девушка», написанная художником в возрасте двадцати пяти лет, отличается абсолютно. Вот и поехал художник в качестве эксперта в Гаагу проверять подлинность полотен. Значит, определился с профессией и начал обучение подросток на пятнадцатом году жизни. Пейзаж-ведута или городской вид «Улочка Делфта», производящий впечатление безмолвного вневременного затишья, является достаточно своеобразной и тонкой работой голландского художника. Одну из этих картин приобрел Герман Геринг, заплатив 256 тысяч долларов. Вопрос, была ли это одна из старших дочерей Вермеера, остается открытым.
Но крещен он был в последний день октября 1632 года в одной из приходских церквей Делфта. Его избранницей стала Катарина Болнес, дочь преуспевающего предпринимателя, владеющего фабрикой по обжигу кирпича недалеко от Делфта. Он одет в просторную мантию – одежду ученых того времени. Кавалер, склонившийся к лицу дамы, явно распалён вином, похотью и женской игрой. Возможным противовесом служит яркий свет справа, который и уравновешивает всю картину.
Эта работа нидерландского художника известна также под названием «Урок музыки». Но в отличие от других картин художника изображавших погруженных в свои дела и самодостаточных женщин, на этом полотне изображен ученый мужчина, занятый напряженным умственным трудом. За всю жизнь он написал не более 40 – 45 работ (часть из них утрачена), в то время как коллеги зарабатывали на портретах, рисуя их по несколько штук в месяц.
Одежда ее скорее может принадлежать хозяйке дома, чем служанке, аккуратная прическа подчеркивает ее скромность. Вермеер вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить многочисленное семейство. Обстановка комнаты предельно проста, детали и антураж картины — полуоткрытое окно, стулья с головами льва, желто-черное платье девушки — будут постоянно появляться в дальнейших работах Вермеера, например, в практически одновременно созданной картине «Девушка, читающая письмо у открытого окна». Вермеер занимал должность декана гильдии св.
На второй картине, которая приписывается Цезарю ван Эвердингену, брату Аллерта изображен сюжет с Купидоном, держащим игральную карту. Композиция картины необыкновенно удачна. Посмотрите на картину. Тем удивительнее, что Вермеер был так быстро забыт. Работал в Делфте, сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса.
С конца 1650-х художник меняет манеру изображения. Действие происходит в богатом бюргерском доме и удалено от зрителя. Жемчужная (скорее из искусственного жемчуга) сережка и жемчуг на шее дополняют наряд. Купцы уважали и любили Вермеера, часто давали ему заказы, но не были довольны темпом. У Вермеера нет ни малейшего следа вульгарности или гротеска.
Стул, стоящий у задней стены, обит гобеленом с растительным орнаментом, на полу лежат несколько свернутых карт, на стене – карта «Морское побережье Европы» Вильяма Янса Блау. В 1660 г. Вермеер вместе с женой переехал жить в дом тёщи. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства.
Эта картина «Нахождение Моисея», по мнению некоторых исследователей, принадлежит кисти сэра Питера Лили. О матери мастера, Дигне Балтес, нам почти ничего не известно. Для последнего делали много повторяющихся фрагментов, которые потом соединяли.
В картине скрыт слабый любовно-эротический подтекст. Художники Голландской школы довольно быстро освоили эти декорации: сюжет о молодой куртизанке и жадной уродливой сводне интересовал таких художников, какФрансванМирисСтарший, Михаэль Свертс, ГерритванХонтхорст и ДиркванБабюрен. В зеркале отражается не только лицо девушки, но и угол покрытого ковром стола и, что более интересно – мольберт художника. О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Но, как уверяют оппоненты этой точки зрения, первенец в семье появился в 1653 году. Сочетание строгих вертикальных и горизонтальный поверхностей смягчено складками тканей, центр картины – рука женщины – является не только геометрическим, но и логическим центром.
Она устанавливает равновесие между радостями жизни и требованиями церкви. Голова девушки повернута влево, взгляд обращен туда же, что еще более смещает композицию от геометрического центра. Стол накрыт гобеленом с цветочным рисунком, таким же, как и в картинах «Астрономе» и «Ответное послание». Растворение предметов в свето-воздушной среде, умение создать эту иллюзию прежде всего определило признание и славу Вермера именно в XIX в. Позднее письмо Вермера стало более сплавленным, гладким, построенным на нежных сочетаниях голубого, желтого, синего, объединенного удивительным жемчужным, даже жемчужно-серым («Головка девушки»).
Как и в картине «Служанка с кувшином молока», контур юбки обведен белой линией, более светлой, чем цвет стены. Жаль, что нельзя спросить об этом у самого художника.
Если сравнить эту картину с двумя другими – «Кружевница» и «Портрет молодой девушки», то очевидно сходство лиц. Книги, карты, астролябия, циркуль являются неотъемлемыми атрибутами ученого тех лет. Корзина для белья (подобную Вермеер изобразил в первоначальном варианте картины «Молочница», но позже записал) и подушка для вышивания (она же изображена в картине «Кружевница») – все оставлено без внимания.
В этот «профсоюз» на двадцать первом году жизни вступил и Вермеер Ян, картины которого через несколько лет потрясли мир. Нижняя створка за ней закрыта. Эта деталь позволяет сделать вывод, что действие разворачивается в обычном доме. Эта работа голландского живописца известна также под названием «Дама и её служанка, вручающая письмо». Был распространен в 16-17 веках в Нидерландах и Англии.
В 1660-х гг. Не остался в стороне от этой тенденции и Вермеер Ян. Эта картина голландского художника известна под другим, более условным названием «Гитаристка», а также, как «Дама играющая на гитаре». Картина нидерландского мастера живописи Яна Вермеера Делфтского «Любовное послание». Живопись была отдушиной, а в остальное время он ходил на работу. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом.
Кажется, что эти интерьеры написаны с натуры в одном и том же доме. Кружевницы объединялись в гильдии, как художники и ремесленники. На вирджинале играет молодая женщина в белой блузе и ярко-красной юбке с черным напуском.
Инструмент в руках девушки – это так называемая «барочная гитара». Известно, что Вермеер писал в год лишь по две картины, вот таким образом у него были и другие источники дохода. Картины и предметы прикладного искусства были очень востребованы в голландском обществе. В 1662-63 и 1670-71 гг. Катарина напишет в дневниках, что «Ян умер, так как стыдился разорения».
Возможно, Вермеер решил использовать дерево как основу дабы передать эффект освещенности. Рядом с подушкой лежит книга в парчовом переплете – скорее всего, Библия или молитвенник. Особенно гармонична и ясна по композиционному построению картина «Девушка с письмом» (конец 1650-х годов, Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана. У нее правильные красивые черты лица, большие глаза, прямой нос.
Художники практически перестали получать заказы. Задней план картины опять же дополняют фронтоны и мрачные крыши других городских построек. Предположение это основано на том, что художник жил однообразно и в постоянных трудах. Пространство ограничивает гобелен за спиной героини. Молодая девушка – словно олицетворение нежной женственности.
Этот портрет Вермеера является самой известной картиной живописца. Темный фон, который изначально был темно-зеленым (потерял свой цвет в результат старения картины), разделен портретом на неравные части, что придает картине только больше жизненности и реальности. Хотя по форме корпуса гитара на картине скорее похожа на виуэлу (виуэла – испанская предшественница современной гитары) инструмент более «аристократичный».
В Нидерланды гитара попала из Франции или Испании. Со смелостью подлинного художника он нарушает этот строгий ритм вольно спадающими со стола складками ковра («Дама и кавалер у клавесина») или движением открывающейся гардины («Мастерская художника»). Полотна Вермеера «Аллегория живописи» и «Аллегория веры» являются парными картинами, отражающими распространившееся под влиянием итальянского академизма в Нидерландах на исходе «золотого века» увлечение холодными интеллектуальными аллегориями. Ее взгляд направлен на зрителя, словно предлагая насладиться забавностью ситуации.
Техника игры на ней не очень сильно отличалась от современной. Это полотно голландского художника известно также под названиями «Молочница», «Кухарка», «Девушка с кувшином молока», «Молодая женщина, наливающая молоко». Две картины, расположенные на стене, за спиной дамы не могут быть достоверно аттрибутированы, но, вероятно, маленький пейзаж слева написан или Яном Вейнэнтсом или Аллертом ван Эвердингеном.
Живописью он занимался, выражаясь современным языком, «для себя». Нет сомнения, что Вермеер изобразил человека, посвятившего себя научным изысканиям.
К лучшим вещам такого рода, написанным в основном в конце 1650-1660-х годах, принадлежат Девушка с письмом (там же), Женщина у окна (Музей Метрополитен, Нью-Йорк), Солдат и смеющаяся женщина (Собрание Фрик, Нью-Йорк), Дама, примеряющая ожерелье (Картинная галерея, Берлин), Служанка с кувшином молока (Государственный музей, Амстердам), Кружевница (Лувр, Париж). В своих будущих работах молодой художник перенял стиль Питера де Хоха и развил его. Прямые углы чередуются с треугольником, образованным домом и небом. У художника и ученого явно были общие интересы.
Все эти детали важны для понимания основной идеи картины. Художник сознательно облагораживает образы. По договору, молодожены переехали в дом невесты. Ее внимание полностью поглощено работой. Ей было на момент рождения брата двенадцать лет. Из-за этого темного фона картина считается незаконченной, но, скорее всего, Вермеер просто отдал дань школе Рембрандта. В 1713 году на аукционе они были проданы как «Работа, показывающая математика, художника Ван дер Меера» и «подобная».
Ей трудно найти аналогии в мировом искусстве. Холст, масло. Он умер в долгах в возрас- те сорока трех лет, оставив вдову с одиннадцатью детьми.
Вермеер даже при жизни был одним из самых ярких художников «Золотого голландского века» и определённо самым талантливым в «Гильдии Святого Луки» (самом крупном объединении художников Делфта), при этом наименее «плодовитым». Ноты и романы в те времена не издавали такими «толстыми», а сюжет картины не предполагает книг научного содержания, как в картинах «Географ» и «Астроном». В картине «Искусство живописи» присутствует обычный для произведений Вермеера голландский интерьер, в котором выделяются некоторые особенности, являющиеся, по мнению исследователей живописи «ключами» к пониманию замысла художника.
Свадьба состоялась 20 апреля 1653 года. Таким образом, Вермеер отметил свое присутствие в картине. Так же уложены волосы у девушки в картине «Женщина с гитарой». Влияние светотеней Рембрандта в этой картине является вполне ощутимым. Мастер в этом полотне достиг пика своего гения.
Уже женившись, он мигрировал в Делфт и купил там постоялый двор. На нем играет сидящая в профиль молодая девушка. Нить жемчуга с желтыми завязками также лежит на столе. Комната погружена в тень, ярко освещена только фигура молодой женщины.
Фигура женщины в несколько экзотическом одеянии и экстравагантной шляпе расположена очень близко к зрителю. Это могла быть Мария – старшая дочь художника. находилось 19 картин Вермеера. Картина нидерландского художника Яна Вермеера Делфтского «Портрет девушки в красном уборе».
И всё же картина «Улочка Делфта», с немыслимым, на первый взгляд, построением композиции, вместе с тем необыкновенно гармонична. Как уже было сказано, наследие Вермеера довольно скромное. Типичными для этого периода картинами являются «Девушка с письмом», «Молочница», «Кружевница». На шее у девушки – нитка жемчуга, который так любил писать художник.
Прозрачная белая ткань закрывает часть витражного окна. На переднем плане изображена девушка играющая на гитаре. Мужчина, повернувшись спиной к зрителю, устроился на косо поставленном стуле и аккомпанирует на лютне (видна только часть грифа с колками). Сдвинутая вправо занавесь подчеркивает это впечатление.
Например, расстояние от нижнего края картины до стола такое же, как и от верхнего края картины до нижнего края рамы «Нахождение Моисея». На героине картины «Девушка с кувшином воды» тот же желтый жакет с черной тесьмой, как и на полотне «Девушка с письмом у открытого окна». Торговля предметами искусства замерла. Барокко. Большое количествообеспеченныхлюдей и отсутствие моральных канонов Католической церкви давали художникам Голландской школы возможность осваивать новые для искусства темы: унылые, монотонные пейзажи Нидерландов и низменную, прозаичную бытовую жизнь.
Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. Ряд произведений этого времени можно объединить по формальным признакам в одну группу. Брошена метла (тоже символ женского начала или указание на некой магический подтекст), на стуле в беспорядке лежат ноты. Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки.
Она смотрит на чашки весов, которые держит в правой руке, левой опираясь на столешницу. Как бы ни была юна девушка на картине, она все же явно старше дочери художника. «Астроном» представлен без телескопа, но его рука касается глобуса небесной сферы. О жизни Вермеера известно очень мало. Размер картины 44 x 38, 5 см, холст, масло.
Она держит в коклюшки, руки ее расположены на специальной подушке для плетения кружева. Книга открыта на 111 странице, где повествуется, что для изучения звезд необходимо не только знание геометрии (объясняется, как по расположению звезд определить широту и долготу) использование механических инструментов, но и «вдохновение от Бога». На самом деле ситуация строго продумана, в ней распределен и уравновешен каждый предмет. Лондон.
Куда. Цветовое решение тоже не совсем обычно. Существует предположение, что художник Вермеер изобразил этот вид из окна своей мастерской, но исследователям творчества художника не удалось найти в Делфте это здание или хотя бы похожее место.
Они как бы «текут». В самих Нидерландах существовал, по свидетельству путешественником, культ кружева. Фантастически выросли цены на его холсты. Зеленая портьера, черно-белые плитки пола (только состоятельная семья могла позволить себе пол из мрамора) и картина в черной раме на задней стене подчеркивает элегантность интерьера. Композиция полотна «У сводни» яркая, полная юного задора и чувственности. Собственно, в конце 17 столетия эта картина была продана в Амстердаме под названием «Спящая за столом дама, выпившая вина».
Эта работа нидерландского мастера известна также под названием «Оценка меры». Кстати искусствоведы долго не могли найти реальное место изображенное художником. В помещении явно есть другой источник освещения – возможно, это окно, которое находится справа от художника. При этом работы Вермеера заказчиками оплачивались чрезвычайно высоко. Этот жест опять возвращает зрителя к даме в желтом жакете.
Скрестив руки, она смотрит в окно. Мать девушки, Мария Болнес, поначалу наотрез отказала претенденту на руку ее дочери. Интересны выражения лиц изображенных женщин. Чаще всего это было такое кружево, за плетением которого Вермеер изобразил девушку. По своему содержанию картина близка к написанной в то же время картине «Дама у вирджинала и кавалер или Урок музыки».
Складки синей скатерти на столе тоже имеют тот же лиловый оттенок. Во-первых, собственно изображение городского вида и действующих лиц отделено от зрителя широкой булыжной мостовой. Неужели то самое, которое так долго ждали. Он стремится выявить и подчеркнуть ее обыденность, простоту. Молодой мастер долгое время находился под впечатлением итальянского барокко.
Фигура служанки символизирует спокойное ожидание. Сытость существования была не только от помощи тещи, но и от своего постоянного труда. Гениальный колорист, Вермеер сумел воспроизвести на холсте деликатными созвучиями и контрастами матовых тонов тот «свет Натуры», который на языке спиритуалистической философии того времени означал равно и суть природы и духовную просветленность человеческого разума, эту натуру постигающего. Висящая на стене картина Бабюрена «Сводня» тоже объединяет три фигуры, но разница в настроении героев разительна.
Задней план картины опять же дополняют фронтоны и крыши других городских построек. На это указывают коклюшки, брошенные на ковер слева. Уже современники ценили его картины.
Ему импонирует радостное и спокойное человеческое бытие. Видны все складки тонкой накрахмаленной ткани, сквозь нее просвечивают рисунок рукавов и контуры прически молодой женщины. Понадобилось заступничество Брамера, тоже католика, чтобы сердце будущей тёщи смягчилось. Это, прежде всего «Девушка с письмом» из Дрездена, амстердамская «Служанка с кувшином молока», а также несколько женских образов.
Применяя, как и многие его современники, камеру-обскуру – в качестве вспомогательного средства для перевода реального мотива на поверхность картины – в своих городских видах Вермер достиг почти фотографической объективности, привычно соединяя ее с задушевной поэзией (Улочка, Государственный музей, Амстердам и Вид Делфта, Маурицхейс, Гаага). За занавесом – дверь в другую, ярко освещенную комнату. Начавшаяся в 1672 году война изменила рынок картин. Его же небесный глобус изображен в картине «Астроном».
Сама подушка расположена на специальном столе, что намного облегчает работу. Бытует несколько версий о том, кто позировал художнику. О годах ученичества Вермеера не сохранилось достоверной информации. Зеркало появляется только четыре раза в картинах Вермеера.
При таком фаворе художник окончил свои дни почти в нищете. Это – второе издание трактата 1621 года «Об изучении и наблюдении звезд» Адриана Метиуса.
Занятия музыкой в работах современников Вермеера носят всегда определенный подтекст. Изображенная девушка склонилась над кружевом. При этом он добивается ощущения гармонии. Особый тип интерьера, созданный Вермеером, – бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. Яркий желтый цвет притягивает взгляд. Ясно одно: сын не пошел по стопам отца и не учился ткачеству по шелку. Кого же изобразил на картине Ян Вермеер. Например, мы можем увидеть ее, беременную, на полотне «Женщина с весами».
Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. В 1672 году началась голландско-французская война, которая продолжалась семь лет. В 1662-63 и 1670-71 гг. Это самое известное полотно художника. созданы два шедевра пейзажной живописи — проникновенная, необычайно тонкая по исполнению Уличка (Государственный музей, Амстердам) и сияющий свежестью и красотой Вид Делфта (Маурицхёйс).
Художники того времени часто изображали на своих полотнах жен или возлюбленных. Есть мнение, что персонаж справа – автопортрет художника. Его ранние полотна отмечает монументальность и возвышенность образов. У кого же он брал уроки рисования. О том, что живопись Яна Вермеера ценилась современниками, свидетельствует тот факт, что художник дважды избирался деканом гильдии Святого Луки (в 1662-1663, а также 1670-1671 годах). Эта картина была передана в дар собранию Метрополитен-музея Майклом Фридсэмом в 1931 году, полное название картины «Аллегория католической веры».
Мастер жанровой живописи ценился и как искусствовед. Именно этим путем Вермеер приходит к высочайшим обобщениям. И именно эта картина художника так поразила историографа Этьена Теофиля Торе, которому принадлежит честь «открытия» живописи Вермеера вновь для широкой публики в середине девятнадцатого столетия. Уже в ранних картинах (Диана с нимфами, Маурицхёйс, Гаага Христос у Марфы и Марии, Национальная галерея, город Эдинбург) стремился соединить возвышенный строй образов с их близостью к натуре.
Женщина ведет голосовую партию. Так, что я написала о своем ощущении и только. В 17 столетии жители Нидерландов много воевали и путешествовали и, если весь внешний мир принадлежал мужчинам, внутренний мир дома – женщинам. Им украшали все, до самых необычных предметов, как молоток на двери (при рождении младенца, как особый знак и способ приглушить стук).
Дама изображена со спины, но в зеркале над инструментом можно увидеть ее лицо, написанное иначе, чем можно предположить: девушка смотрит не на клавиши, а на молодого человека в строгом черном одеянии с белыми кружевными манжетами и воротником, лента и шпага которого говорят о его высоком общественном положении. Они готовы были платить за его полотна большие деньги. Девушка с жемчужной сережкой. Чаши весов в руках женщины пусты.
Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно). Творчество художника было полностью забыто вплоть до се- редины XIX века. В глубине комнаты, между столом и окном, стоит служанка.
Картина голландского мастера живописи Яна Вермеера Делфтского «Девушка, пишущая письмо». Что это за письмо. Старинные дома, которые значатся как 40 и 42 по улице Vlamingstraat (Фламандская улица), не сохранились, уцелел только один из двух проходов, но и сегодня это место поразительно похоже на то, каким увидел его художник больше трех столетий назад. В левой части картины расположено окно, закрытое желтым занавесом, таким же, как и в картине «Девушка, примеряющая ожерелье» и зеркало.
Это единственная его работа, написанная на деревянной панели. Венецианцы же описывали безобидные античные и христианские сюжеты. И это способствовало возникновению виртуозных подделок картин замечательного мастера. Именно для такого кружева и использовали маленькую подушку, как на картине.
Теперь у него появляются две излюбленные темы. Всего художником было написано около 40 картин. Эллина, я не сказала что несчастлив, а лишь предположила, что не был счастлив. А изображенную на картине девушку часто называют «Северной Моной Лизой».
51, 5 x 45, 5 см. Клавесин (франц. С этим связана единственная в жизни Вермеера поездка за город. Небольшие детали добавляют динамизм в композицию. Таким образом, Вермеер дает понять, что источником вдохновения для художника является муза Истории.
Мы лишь постепенно осознаем цветовое богатство и тщательную про- думанность колорита. Небольшие интимные картины из жизни горожан в творчестве Вермеера второй половины 50-х годов 17 века («Девушка с письмом», «Бокал вина», «Офицер и веселая девушка») отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха. В конце 1650-х гг. В картинах такого рода важную роль играет смысловой «подтекст», практически все предметы изображенные в полотнах аллегорической тематики, несут в себе определенное символическое значение, да, зачастую и сами являются прямыми символами или знаками (христианскими, языческими или мистическими).
Известно, что 29 декабря 1653 г. Ян Вермеер был принят в гильдию Святого Луки. Следовательно, на момент написания картины (1665) Марии было всего двенадцать. Точной даты рождения художника мы не знаем.
И зеркало отражает эту правду. Это полотно известно также под названием «Девушка с бокалом вина в обществе двух кавалеров». В это время художник Вермеер создает свои знаменитые городские пейзажи «Улочка» и «Вид города Делфта». Лицо молодой женщины – удлиненное, напоминающее скорее лицо юноши – не встречается на других полотнах Вермеера. Одежда девушки – желтая кофта и белая юбка – написана с использованием контрастных цветов. Размер картины 45 x 40 см, холст, масло.
Письмо застало женщину за утренним туалетом, о чем говорит жемчужное ожерелье на столе. Главные достоинства Вермера-художника—в передаче света и воздуха. Предположительно, Ян Вермеер жил в достаточно обеспеченной семье: мать управляла трактиром (по другим источникам – гостиницой) «Мехелен», что дало ему возможность получить образование и жить безбедно. Этим Вермеер добивается ощущения гармонии, уравновешенности. Она, как и рукоделие, олицетворяет добродетель. Героини Вермера вникают в амурные послания, музицируют, любуются драгоценностями все эти сцены, в большинстве случаев однофигурные, полны покоя и уюта, чему способствует замечательное умение мастера передать атмосферу жилой среды, вкрадчиво привлекающей зрителя на роль кавалера (тем паче, что в подавляющем большинстве случаев фигура последнего в картине знаменательно отсутствует). Блик света на кончике носа, полуоткрытые губы также подчеркнуты бликом.
Размер картины 69 x 63 см, холст, масло. Он сознательно упрощает сюжет, рассаживает своих героев в спокойных, задувчивых позах.
Она же была моделью для других его полотен: «Девушка с письмом у открытого окна» и «Дама в голубом, читающая письмо». Он же мог быть и заказчиком этих парных картин. Окно в правой части картины закрыто занавесом, но сквозь него пробивается дневной свет. Хозяйка явно удивлена, она неуверенно смотрит вверх на служанку, ее приход почти напугал женщину. Эта картина кажется продолжением картины «Девушка, пишущая письмо». Мягкий бархатистый колорит картин тонко воспроизводит неяркий дневной свет, являющийся в то же время (если использовать язык философии того времени) естественным светом разума, постигающего загадки натуры, причем процесс этого постижения отнюдь не переходит у Вермера в сухую дидактику. В XVIIв.
Сюжеты картин Вермеера схожи с сюжетами картин его современников. Крупнофигурное полотно У сводни (1656, Картинная галерея, Дрезден) отмечено необычно монументальным воплощением ярко жизненной сцены, полной молодого задора и полнокровной чувственности элементы тонального колорита В. смело сочетает здесь с крупными звучными пятнами чистого цвета. Другой бокал – у одетого в темную бургундскую одежду гуляку с лютней (считается, что под видом Блудного сына Вермеер изобразил себя). Луки и соответственно руководил ею. уравновешенности. Вермеер занимал должность декана гильдии св.
Известен с 16 века. Вот таким образом полотно «У сводни» можно назвать самой «караваджистской» из всех вещей Вермеера, самой чувственной и самой патетической. Зритель видит только ее профиль, зато может рассмотреть сложную прическу, украшенную жемчужной ниткой. Тот же шкаф изображенный на картине «Астроном», стоит в том же углу у окна.
Безукоризненно выстроенная композиция картины несколько загадочна. На заднем фоне открывается вид на крыши других домов и небо с облаками. Хозяйка же полностью поглощена письмом. Первоначально прокормить многочисленное семейство помогала гостиница «Мехелен», располагавшаяся на главной рыночной площади Делфта.
Одна изображает опушку леса в стиле Адриана ван де Вельде (природа как единственный свидетель любовных страданий), другая – корабль в море (символ разлуки и превратностей моря любви, но голубое небо обещает благополучное возвращение путника). Но Ян Вермеер не любил спешить. В 1675 году Вермеер скоропостижно и без явных причин умирает. Молодая женщина в лимонно-желтой кофте держит в левой руке бокал.
Под конец 60-х годов семнадцатого века художник немного изменил свою манеру. В картинах нидерландского художника «Астроном» и «Географ» есть много черт, характерных для всего творчества Вермеера. И он оказался прав. Эта же девушка позирует в картине «Дама, пишущая письмо и служанка». Нидерланды (Голландия). Ранняя картина Вермера «У сводни» (1656) необычайно (для «малых голландцев») велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету больших локальных пятен: красной одежды кавалера, желтого платья и белого платка девушки. Художник изображает свой родной Дельфт. Картины «Кружевница», «Дама у спинета», «Женщина в голубом, читающая письмо» и «Девушка, примеряющая колье» – яркие образчики этого периода творчества художника.
Кроме этого чрезвычайно распространена, но не имеет подтверждений гипотеза о том, что учителем Вермеера был художник Карел Фабрициус, в свою очередь ученик Рембрандта. В том числе знаменитый жёлтый жакет Катарины. Картина Вермеера «Служанка с кувшином молока» выделяется среди прочих подобных произведений нидерландской живописи своей жизненностью и композиционной простотой. Но Хоох не мог быть учителем молодого гения, поскольку жил в Делфте лишь с 1652 года. Аккуратная служанка скорее всего поставила бы стул на место и подняла письмо и печать с воском с пола, если бы ей не было отдано распоряжение «срочно ждать» ответа.
Даже если в картинах живописца (как в большинстве случаев) и не присутствуют кавалеры и коварные обольстители. Вирджинал (англ. Их прекратили покупать. Одной из первых вещей подобного рода – дрезденской картине «У сводни» – далеко, однако, до строгости. Она стоит у стола, на котором лежат листки бумаги и жемчужное ожерелье.
В середине 50-х годов 17 века после создания своих ранних картин на религиозные и мифологические темы «Святая Пракседа» (вольная копия картины флорентийского живописца Рипозо), «Христос в доме Марии и Марфы», «Диана и нимфы», «Юпитер, Венера и Марс» (не сохранилась) Вермеер в своем творчестве совершает весьма решительный шаг к смене жанровой тематики. Вермеер был известным экспертом по вопросам искусства. Свойственная ряду произведений мастера религиозная символика (к примеру, Дама, взвешивающая жемчуг, – Национальная галерея, Вашингтон, – измеряет сокровища души на фоне картины со Страшным Судом) предстает несколько вычурной и сентиментальной в Аллегории Веры (Национальная галерея, Вашингтон), которую принято считать последней из известных его картин.
Художник обращается к религиозной тематике («Христос у Марии и ее сестры Марфы»). творчество в. становится более созерцательным изысканным, а живопись — более холодной, эмалевой, выдержанной в общем жемчужном тоне с яркими акцентами — синими и лимонно-жёлтыми таковы Девушка с жемчужиной (Маурицхёйс) изображения уютных богато обставленных комнат, где нарядные дамы и кавалеры ведут галантную беседу, музицируют или рассматривают драгоценности (Бокал вина, Дама, примеряющая ожерелье — Картинная галерея, Берлин-Далем). Некоторым исследователям на основании композиции картины удалось сделать вывод, что молодая особа, забросив чтение религиозной литературы (и строгие нормы христианской добродетели), предается тщеславному занятию и вообще безосновательно радуется жизни. В них художник расширяет видимое пространство, «дает волю перспективе». Безусловное влияние на молодого художника оказал Питер де Хоох.
Поза портретируемой довольно необычна для портрета, вероятно, Вермеер стремился запечатлеть (и это ему вполне удалось) мгновение непринужденного или порывистого движения. Тональный колорит смело сочетается со звучными пятнами чистого цвета. Но затем, следуя направлению взгляда хозяйки, взгляд зрителя перемещается к служанке. Плетеное кружево могло быть как законченным (салфетки, воротники), так и «бесконечным» (кружевная тесьма).
Девушка повернулась к зрителю, её рот приоткрыт, как будто она собиралась что-то сказать, но медлит. Это полотно нидерландского живописца считается парной картиной по стилистике другой работе художника, находящейся в собрании лондонской национальной галереи известной под названием «Дама у спинета». Размер портрета 23, 5 х 18 см, дерево, масло.
Плетение кружев, как самостоятельное занятие, появилось в Средние века в Италии. Проход между домами был известен в то время как Penspoort или Требуховые ворота. Гитара тогда имела 5 двойных струн. Голубой цвет жакета почти повторяется в цвете обивки стульев, такой же стул стоит в комнате в картине «Урок музыки». Эта картина Вермеера также известна под несколько иным названием «Молодая женщина, стоящая у вирджинала».
Самым громким стал скандал, разразившийся в 30-х годах прошлого века, когда обнаружилось, что сразу несколько работ (одна из них – безусловно талантливая «Христос в Эммаусе») не принадлежат перу Вермеера, а написаны художником Хан ван Меегереном. Не исключено, что картина голландского художника Яна Вермеера «Искусство живописи» заключало в себе возможность политического прочтения, а изображённая женщина символизировала собой Нидерланды. В картине «У сводни» у художника Вермеера доминируют три ярких цветовых пятна – красный камзол солдата, желтая блуза девушки и пёстрый ковер, которые отчетливо различимы в тусклом свете свечей. Официально известный как «De legger van het diepen der wateren binnen de stad Delft» (Описание глубины каналов в пределах города Делфт), он учитывал сумму налогов, которые владельцы домов должны были заплатить за работу по обустройству канала и набережной. Фрукты (яблоки, груши и персики), возможно, символизируют библейское грехопадение. Мы не знаем причины, но он почему-то изменил фамилию и имя. Необычно, но возможно.
Все полотно проникнуто бесконечным лиризмом. Направление диагоналей – рамы картины и плиток пола – тоже сходятся в этом месте. Ее фривольный сюжет живо напоминает живопись утрехтских караваджистов. Почти точное подражание Бабюрену – жест, которым солдат передает девушке монету. Содержательность и обаяние образов В. сохранил, однако, в картинах 1660-х гг., посвящённых людям труда искусства и науки и передающих самоуглублённость человека в минуты творчества (Кружевница, Лувр, Париж Мастерская художника, Художественно-исторический музей, Вена Географ, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне).
В качестве примера можно привести «Любовное письмо» и «Молодую женщину с гитарой». Подушка представляет собой одновременно шкатулку и подставку для рукоделия, это был довольно распространенный предмет в домашнем обиходе того времени. Национальная галерея. Венецианская школа, в которой преобладают яркие краски и промежуточные тона, считается основным источником вдохновения импрессионистов Если говорить о технике живописи, это так.
Все его наследство отошло кредиторам. Наклон головы девушки повторяет угол наклона дерева, а пышная листва – локоны прически. И тогда фальсификатор вынужден был признаться, что картины написаны им.
Напоминают друг друга даже изображенные художником женщины – госпожа и служанка. Они олицетворяли собой такие ценности как семья, комфорт, достаток. Размер картины 42, 5 x 38 см, холст, масло. Ещё при жизни художника за картины Яна Вермеера платили очень хорошие деньги. Два замечательных голландца вполне могли быть и близкими друзьями.
У Вермеера было 15 детей, четверо из которых умерли в раннем возрасте. Хозяин гостиницы «Мехелен» теперь звался Рейнер ван Вос. Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. Ян Вермеер был знаком с художниками Леонартом Брамером и Герардом тер Борхом. Как и большинство работ Вермеера, эта картина живописца недокументирована.
Некоторые его картины представляют собой обобщенные жанровые портреты. Она что-то спрашивает у своей хозяйки, протягивая ей письмо. Вермеер умер на пороге нищеты. Картина голландского мастера живописи Яна Вермеера Делфтского «Концерт».
В углу комнаты, освещенный светом из двойного окна, у стены стоит вирджинал. На пути к браку влюбленных ждали препятствия, но отнюдь не материального характера.
Считается, что на написание этой картины повлияло полотно «Сводня» Дирка ван Бабюрена, На картине Вермеера изображены 4 фигуры в вертикальном формате, у Бабюрена – три, в горизонтальном, но обе картины близки традициями караваджизма. При этом «подлинность» произведений признавали многие авторитетные искусствоведы и оценщики. Свет падает из высокого окна, расположенного в левой части картины.
Она смотрит на зрителя с несколько насмешливым выражением. Цвет одежды и освещение фокусируют внимание лице и руках. Но есть и существенные отличия. Он углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь.
Сюжет – женщина за написанием письма – довольно традиционен для жанровой живописи. Левой рукой девушка придерживает край бумаги, в правой держит перо. Пытливый разум человека изображен в полотнах «Астроном», «Географ», «В мастерской художника». Картина также известна под названием «Смеющаяся девушка в компании офицера». Но лицо портретируемой написано в традиционной манере. clavecin), струнный клавишно-щипковый музыкальный инструмент, предшественник фортепьяно. И именно эта картина художника так поразила историографа Этьена Теофиля Торе, которому принадлежит честь «открытия» живописи Вермеера вновь для широкой публики в середине девятнадцатого столетия.
У стены стоит клавесин с аркадским пейзажем на открытой крышке. Особой, по-своему автобиографичной сложностью своего образного строя выделяется Мастерская живописца (Художественно-исторический музей, Вена). Складки темно-синей накидки подчеркнуты желтым, что делает синий цвет более глубоким. Франс Гризенхаут (Frans Grijzenhout), профессор истории искусства университета Амстердама, начал свои поиски с изучения архивов южной Голландии. Художники Нидерландов обычно не бедствовали.
Если присмотреться, то две струны изображены расплывчато, так, как будто бы они еще звучат. В 1675 году художник заболел и скоропостижно скончался. Несколько лет спустя они появились на торгах под названием «Астролог» и «подобная». На стене на уровне головы девушки – большая, но очень бледная подпись художника.
Он помогал своей матери управлять трактиром «Мехелен» на главном рынке Делфта, доставшимся ей в наследство после смерти мужа. С математической точностью он выстраивает устремляющиеся в глубину силуэты предметов, плоскости стен, четкий геометрический орнамент пола. Она не взвешивает ни жемчуг и золото, ни собственные грехи в ожидании Страшного суда. Богатство красок – роскошный синий цвет накидки, пламенеющий красный шляпы, зеленоватые и розовые тона лица, подчеркнутые белизной воротника и жемчужных серег – делают эту картину уникальной среди наследия Вермеера. Обе картины, скорее всего изображают одного и того же человека.
А вторая тема – люди, увлеченные своим трудом. Он сочетает широкую кисть с мелким мазком, координирует свет и цвет. Вермеер все дальше уходит от внешней экспрессии, от всего показного и поверхностного. Как и на других полотнах голландских живописцев здесь почти ничего не происходит.
Существует мнение, что это – Антоний ван Левенгук известный как изобретатель микроскопа. В картине нидерландского живописца явно доминирует девушка. В левой руке она держит перо, видимо, она или только что дописала письмо (и служанка, может, спрашивает, куда его отнести) или только собиралась его написать, когда неожиданно пришло послание. Картина художника Вермеера очень проста и лаконична, в ней нет ни одной лишней детали.
Работы Вермеера лишены столь однозначной трактовки. В заявлении Государственного музея (Rijksmuseum) говорится: Мы также знаем, что мать и сестра Вермеера жили на том же канале, по диагонали от изображённого дома. Эта работа нидерландского мастера живописи известна также под названиями «Мастерская художника», «Аллегория живописи», «Художник и его модель». Складки юбки выписаны очень контрастно.