В «Спящей Венере» Джорджоне впервые в мировом искусстве раскрылся живописный идеал соразмерности пропорций и невозмутимого покоя, свободы и полной завершенности идеал высшего единства физической и духовной красоты женщины. Картина художника Джорджоне «Спящая Венера» один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения. Картиной, в которой Джорджоне обращается к образу Венеры, является «Спящая Венера».
Тициан, который наверняка был в курсе замысла учителя, закончил картину умершего от чумы Джорджоне, сохранив для нас одну из лучших картин Итальянского Возрождения «Спящая Венера». Если еще раз сопоставить Венеру Урбинскую с Венерой Джорджоне, то могу сказать, что прекрасная женщина изображенная Тицианом, представлена величавой исполненной чувством собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности.
Джорджоне в выборе позы Венеры, возможно, руководствовался одной из гравюр Гипнэротомахии Полифила изданной в 1499 году.
Это может свидетельствовать о том, что существует разница между первоначальным замыслом автора и тем, что зритель видит в окончательной версии картины. Наряду с композициями на религиозные темы («Поклонение пастухов»), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом.
Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии.
82 x 73 см. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию.
Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. И все это было в картине Джорджоне. Больницы были переполнены. Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать.
Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Он представил ее в облике прекрасной обнаженной женщины, спящей на лугу, поросшем скромными белыми цветами. Художник переезжает в Марокко в городок Танжер. Это в последствии он станет членом Королевского института акварели, получит орден «Комендадор-де-ла-Мендавия», будет награжден орденом Альфонсо Мудрого.
Погруженная в спокойную дрему нагая Венера изображена на фоне сельского пейзажа, спокойный пологий ритм холмов которого так гармонирует с ее образом. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году.
Не говоря уже о современниках художника, она поразила воображение Дюрера и Кранаха Старшего, Пуссена и Веласкеса, Рембрандта и Рубенса, Энгра и Делакруа, Мане и Гогена. Уже при жизни о нем ходили легенды. Между тем письменные свидетельства о ней крайне скудны, а сам Джорджоне не оставил никакого эпистолярного наследия и нигде не проронил о своих картинах ни слова. В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия.
Друзьями они никогда не были.
А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». В ноябре 1648 года Веласкес во второй раз отправился в Италию и пробыл там до июня 1651 года. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло.
Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Современники считали его очень большим мастером и слава его сохранялась в веках, а между тем о его жизни мы знаем очень мало. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко.
По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Пораженная стрелой Купидона, Венера безумно влюбилась в прекрасного юношу. Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. На спящего человека не оказывают прямого воздействия никакие трагедии материальной действительности.
Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568).
В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Уже при жизни о нем ходили легенды. В произведениях Джорджоне («Юдифь», «Три философа», «Гроза», «Спящая Венера») поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности. Джорджоне первым из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому и не чуждому натуральности пейзажу. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Попала не в лучшем состоянии.
Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему.
еЕ РТЕЛТБУОПЕ ФЕМП РПТБЦБЕФ ЪТЙФЕМС ОЕ-ПВЩЮОПК ЛТБУПФПК РМБЧОЩИ МЙОЙК, Й Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС чЕОЕТБ дЦПТДЦПОЕ – ЬФП ЪЕНОБС ЦЕОЭЙОБ, РПМОБС ЮХЧУФЧЕООПК РТЕМЕУФЙ Й ПЮБТПЧБОЙС, Й ЬФХ ЪЕНОХА ЛТБУПФХ ИХДПЦОЙЛ ЧПЪЧЩУЙМ Й ЙДЕБМЙЪЙТПЧБМ. Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века. Пейзажная живопись отходит на второй план. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников.
Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Италия. А теперь он уже мог это сделать. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент.
За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Венецианцы хоронили близких, постились – еды тоже не хватало – и сидели по домам, боясь подцепить заразу на улице и молясь Господу, чтобы беда поскорее их миновала. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. Родился 17 июня 1884 года в Вентноре на острове Уайт (Англия), в аристократической семье Маргарет и Уильяма Уэйн.
Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран – это и Рубенс (1577-1640) и Ван-Дейк (1599-1641) и Рембрандт (1606-1669) и Веласкес и Дали (1904-1989), французские импрессионисты, многие русские художники XIX века. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры.
Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию.
За богиней простирается столь любимый Джорджоне пейзаж венецианской провинции: вдали на пригорке видна маленькая деревушка, за ней зеленеет равнина с одиноким стройным деревцем, а на горизонте вырисовывается далекая цепь холмов с замкоми синяя полоска озера. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Джорджоне ненадолго стал учеником известного мастера Джованни Беллини и решает изменить по своему вкусу античные и библейские сюжеты своего мастера.
Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало. Да и в искусстве шли разными дорогами. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне.
А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Действительно, с именем художника связано много неясного. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников.
bodegon – трактир) и представляют собой натюрморты, кухонные сцены, трактирные зарисовки. В 1905 году его пейзаж «Амфитеатр. Его друзьями были Таддео Контарини, дядя которого был известным философом и коллекционером, Джироламо Марчелло, Габриэле Вендрамин. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.
Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. И все это было в картине Джорджоне. А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы.
Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Она знала пророчество, что Адонис будет убит на охоте и пыталась предотвратить это несчастье, но Адонис был непреклонен в своем намерении идти на охоту, где его и убил вепрь (дикая свинья). В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
Каждый день уносила она сотни жизней. Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне.
Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне.
Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. На его полотне женщина, не прикрытая одеждой, не стесняется этого, не олицетворяет греховности и не находится в шаге от морального падения. Возрождение. Картина была заказана Джорджоне по случаю предстоящего бракосочетании Марчелло с известной в Венеции красавицей Морозиной Пизани. И отвечал им взаимностью.
Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Джорджоне свойственна особая чуткость и тонкость восприятия звуков и мастерство, с которым он может изобразить всю эту полифонию звуков полифонией красок. В светлых местах краски наложены густо и пастозно.
И отвечал им взаимностью. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. В 1939 году началась Вторая мировая война. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты.
Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Больницы были переполнены. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. После смерти Адониса на месте капель его крови выросли розы, а из слез Венеры – анемоны (изящные травянистые растения).
Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». В 1939 году началась Вторая мировая война. Венера полна спокойного достоинства исходящая от нее живая, согревающая все вокруг теплота подчеркнута уткнувшимся в плечо богини любви Амуром – он прильнул к ней, как ребенок к матери.
Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Холст.
Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Ранние полотна севильского периода в основном были созданы в жанре бодегонов (исп. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует.
Венеция. Большую часть времени своего путешествия Веласкес провел в Риме, где создал несколько портретов – в том числе известнейший портрет папы Иннокентия X (1574-1655). По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес.
Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция.
Однако обучение здесь не продлилось долго и уже через год молодой Диего Веласкес продолжал обучение у другого мастера живописи Франсиско Пачеко (1576-1656). Галерея Академии. Не случайно она погружена в безмятежный сон. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость. оЙЛФП Ч ЙФБМШСОУЛПК ЦЙЧПРЙУЙ ДП дЦПТДЦПОЕ ОЕ РЕТЕДБЧБМ ЕЭЕ У ФБЛПК ПУСЪБФЕМШОПУФША ЦЙЪОЕООХА ФЕРМПФХ ПВОБЦЕООПЗП ЦЕОУЛПЗП ФЕМБ, ЗДЕ УПЧЕТЫЕООПУФШ ЖПТН, ЪБЧЕТЫЕООПУФШ Й ЮЙУФПФБ МЙОЙК УМПЧОП ЧПРМПЭБАФ Ч УЕВЕ ЪБЛПО БВУПМАФОПК ЗБТНПОЙЙ. ъБ ВПЗЙОЕК РТПУФЙТБЕФУС УФПМШ МАВЙНЩК дЦПТДЦПОЕ РЕКЪБЦ ЧЕОЕГЙБОУЛПК РТПЧЙОГЙЙ: ЧДБМЙ ОБ РТЙЗПТЛЕ ЧЙДОБ НБМЕОШЛБС ДЕТЕЧХЫЛБ, ЪБ ОЕК ЪЕМЕОЕЕФ ТБЧОЙОБ У ПДЙОПЛЙН УФТПКОЩН ДЕТЕЧГЕН, Б ОБ ЗПТЙЪПОФЕ ЧЩТЙУПЧЩЧБЕФУС ДБМЕЛБС ГЕРШ ИПМНПЧ У ЪБНЛПН Й УЙОСС РПМПУЛБ ПЪЕТБ.
Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Пребывание под землей, в сырости и грязи, губительно подействовало на многие картины – на них появилась плесень, кое-где потрескался и вздулся красочный слой. Тяга к искусству, живописи стали очевидны и отец Веласкеса определил Диего в мастерскую известного художника Ф. Эрреры (1576-1656). К этому же периоду, по-видимому, относится шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Его работы копировались тысячи и тысячи раз, но никому не удавалось повторить того внеземного сияния, что исходит от красок с полотен Тициана. Прошло время, ствол дерева расщепился и родился Адонис.
В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием – «Венера Рокебю». Джорджоне, первоначально сформировавшийся как художник под влиянием Винченцо Катены (1470-1531) и Джованни Беллини, сумел в течение нескольких лет выработать собственную зрелую манеру, в основе которой лежало тонкое чувство взаимодействия цвета и света. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко.
Живой, теплый цвет тела богини становится в картине главным организующим началом. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне.
Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило обрести бессмертие.