Авторство Франческо Гварди не подвергалось сомнению в отечественной литературе работа получила известность как Венецианский дворик.
Техника придавала изображению особую динамичность, легкость, воздушность. В середине 1760-х гг. Во 2-й пол. Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе.
С 1760 руководство мастерской переходит к Франческо. Представитель венецианской школы. Пейзаж с венецианским двориком высоко оценил Морасси, назвав его «очень хорошим произведением зрелого периода» (. В XVIII веке особенно большим успехом пользовались так называемые «ведуты», то есть обширные панорамы, воспроизводящие прославленные архитектурные памятники Венеции. Иногда эти маленькие пейзажи Франческо Гварди наполнены пронзительной печалью иногда — нежностью и теплом.
Пейзажи художника всегда ассоциируются с ностальгическими чувством ухода в прошлое славных дней расцвета ее истории и искусства. В маленьком полотне Рио деи Мендиканти запечатлен тихий уголок города, носящий название «набережная нищих». Б. Брустолоном, 12 пейзажей с изображением зданий и площадей Венеции в дни празднеств (Лувр, Париж). 1782, Мюнхен, Старая пинакотека). Гварди — замечательный мастер рисунка. 306. ).
Учился у брата, Джованни Антонио Гварди (1699–1760) и до 1760 работал в его мастерской в Венеции вместе с братом Никколо (1715–1786). галерея, Лондон) и фантастич. Г. окончательно обратился к пейзажу, выполнив с рисунков А. Каналетто, гравированных Дж. художник, рисовальщик.
Дворец дожей», Нац. В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. дворе в Вене в кон. 1760-хгг. Сочетание бравурных длинных и коротких мазков в разработке сочетаний зеленого и голубого, красного и синего тонов рождает впечатление всполохов пятен цвета. Лёгкими динамичными красочными мазками Г. воссоздаёт трепетное движение цветовых пятен и тающих в воздушной дымке контуров, прозрачность воздуха, напоённого светом и влагой.
престола Павла Петровича с супругой («Концерт в честь графов Северных», ок. Этот искусственный глаз известен как оптическая камера. В работах 1760-х годов проявилось влияние А. Каналетто («Вид Венеции. Это созданные воображением художника виды с руинами античных храмов и средневековых замков, дополненные реальными деталями подлинного пейзажа — фигурами рыбаков у берега, парусниками в море.
В 1784 Гварди был избран членом венецианской Академии Художеств. Талант Франческо Гварди в наибольшей степени раскрылся в произведениях 1770—1790-х годов. сюжеты, натюрморты, стилистически близкие европ. Дворец дожей», Национальная галерея, Лондон) и фантастических пейзажей-каприччио М. Риччи («Пейзаж с руинами», Галерея Хайльсхоф, Вормс и др. ). Сын живописца Доменико Гварди (1678–1716), работавшего при имп.
Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». В 1784 Г. был избран членом венецианской АХ. Его пейзажи покоряют зрителя. и мифологич. Наряду с видами праздничной Венеции Гварди писал и более камерные пейзажи с излюбленными архитектурными мотивами (церкви Санта-Мария-делла-Салуте и Сан-Джорджо-Маджоре), которые он любил повторять изменяя ракурс или варьируя особенности освещения (картины в Галерее Дж. Эти же открытия присущи и графическим произведениям Гварди.
Нет полной уверенности в том, что они были задуманы как парные. Творчество Гварди, лишенное внешнего эффекта, но глубоко лиричное, предвосхитило появление «пейзажа настроения» в живописи XIX в. кварталы. Отец живописца Джакомо Гварди (1764-1835 годы). Трудовой люд Венеции – рабочие мануфактур, гондольеры, рыбаки, грузчики, перевозчики. Франкетти, Венеция Эрмитаже, Санкт-Петербург Художественной галерее, Глазго и др. ).
Во 2-й половине 1760-х годов Гварди создаёт серию из 12 больших панорамных полотен с изображением торжеств в Венеции в честь избрания дожа Альвизе Мочениго в 1763 году (приём послов во Дворце дожей, отплытие дожа на остров Лидо и его возвращение, коронация дожа и т. п. – Лувр, Париж Галерея Академии, Вена). В 1782 Г. была заказанасерия картин, посвящённых приезду в Венецию наследника рус. Рядом с фигурами горожан — Пульчинеллы, участвующие во всем происходящем. Г. создаёт серию из 12 больших панорамных полотен с изображением торжеств в Венеции в честь избрания дожа Альвизе Мочениго в 1763 (приём послов во Дворце дожей, отплытие дожа на о. Лидо и его возвращение, коронация дожа и т. п. – Лувр, Париж Галерея Академии, Вена).
Живопись словно вторит его музыке и звучит как последние уходящие ноты изысканного мира грёз рококо. В 1784 году Гварди был избран членом венецианской АХ. Особое место в творчестве Гварди занимают его поздние работы 1780—1790-х годов «Вид лагуны» (Серая лагуна, Милан, Галерея Польди-Пеццоли), «Рио деи Мендиканти» (Бергамо, Академия Каррара), «Пожар в квартале Сан Маркуола» (Мюнхен, Старая пинакотека). Здания домов, дворцов и церквей на картинах похожи на туманные миражи, отражающиеся в сверкающей от солнечных бликов воде лагун. Сын живописца Доменико Гварди (1678-1716), работавшего при императорском дворе в Вене в конце 17 – начале 18 века.
Пленэр) искания пейзажистов 19 в., не было оценено современниками. и одним из европ. Мастерская выполняла заказы на алтарные образы для церквей в традициях позднего барокко, полотна на исторические и мифологические сюжеты, натюрморты, стилистически близкие европейскому рококо, также копии с картин. Дворец дожей», Национальная галерея, Лондон) и фантастических пейзажей-каприччио М. Риччи («Пейзаж с руинами», Галерея Хайльсхоф, Вормс и др. ).
18вв. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Трудность датировки состоит в том, что картина из собрания ГМИИ несколько отличается от основного ряда произведений Гварди не только своими мотивом и композицией, но и характером живописного исполнения, достаточно сдержанного, лишенного динамичных контрастов красочной фактуры, участков, написанных пастозно и жидко. художников 18в., наиболее близко подошедших к проблеме пленэра.
Франческо был сыном живописца Доменико Гварди и младшим братом известного художника Джованни Антонио Гварди, руководившего мастерской отца. Поздние произведения («Серая Лагуна», Музей Польди-Пеццоли, Милан «Пожар в квартале Сан-Маркуола», Галерея Академии, Венеция «Рио деи-Мендиканти», Академия Каррара, Бергамо и др. ) исполненные с большой эмоциональной силой и удивительной живописной свободой, позволяют считать Гварди предвозвестником «пейзажа настроения» XIX века и одним из европейских художников XVIII века, наиболее близко подошедших к проблеме пленэра. Мазок его точен и прозрачен в передаче тональных градаций цвета. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Реформационное движение в различных странах Европы вызвало ответную волну католической реакции.
Поздние произведения («Серая Лагуна», Музей Польди-Пеццоли, Милан «Пожар в квартале Сан-Маркуола», Галерея Академии, Венеция «Рио деи-Мендиканти», Академия Каррара, Бергамо и др. ) исполненные с большой эмоциональной силой и удивительной живописной свободой, позволяют считать Гварди предвестником «пейзажа настроения» 19 века и одним из европейских художников 18 века, наиболее близко подошедших к проблеме пленэра. С этого времени он обращается к архитектурному пейзажу, развивая традиции венецианской ведуты. Живописная манера зрелого Гварди отличается виртуозной свободой. Его покупателями, как и у Каналетто, стали главным образом английские коллекционеры. Находя вдохновение в простых, обыденных мотивах, он раскрывает тонкую поэзию повседневной жизни Венеции, её залитых светом двориков, каналов и лагун со скользящими по ним гондолами, дворцов и набережных с праздничной толпой («Венецианский дворик», Музей изобразительных искусств им.
С полотном из ГМИИ принято связывать два рисунка – в собрании Хорн во Флоренции и в собрании Морган в Нью-Йорке (ранее – собрания Штирлинг, Кейр и аукцион Sothebys, 21. X. 1963, 48 Morassi 1984, I, p. 452). Цикл панно на библейский сюжет из жизни Товии для парапета органа в церкви Архангела Рафаила в Венеции, созданный, вероятно, братьями Гварди («Исцеление Товии», «Лов рыбы» и др. Гварди занимает особое место в этом жанре живописи. Не менее поэтичны поздние каприччи Гварди. Сочетание воображаемого и реального придает очарование и волшебство маленьким каприччи Гварди исполненным в теплой коричнево-золотистой гамме с тонким чувством декоративности и живописности. пейзажу. Гварди написал эти полотна по гравюрам Дж. Б.
Работая над излюбленными в Венеции видами пейзажа — «ведутой» (документально-точный городской пейзаж) и «каприччо» (архитектурный пейзаж-фантазия), Г. приходит к созданию пейзажа нового типа, основывающегося на непосредственности зрительных впечатлений и лирический переживаний художника. Яркий пример такого пейзажа — «Венецианский дворик» (70-е гг. ). Этим родом живописи занимались такие художники, как Л. Карлеварис, Б. Белотто. В 1782 году Гварди была заказана серия картин, посвящённых приезду в Венецию наследника русского престола Павла Петровича с супругой («Концерт в честь графов Северных», около 1782, Старая пинакотека, Мюнхен и др. ).
Эти же открытия присущи и графич. Особую поэтическую прелесть будничной Венеции передают пейзажи Гварди 1780-1790-х годов с изображением двориков, улочек, маленьких площадей («Венецианский дворик», ГМИИ «Каприччио с каналом», Галерея Уффици, Флоренция и др. ). А. С. Пушкина, Москва «Рио деи Мендиканти», Галлерея Академии Каррара, Бергамо «Подъём воздушного шара», 1784, Картинная галлерея, Берлин-Далем «Серая лагуна», Музей Польди-Пеццоли, Милан). Живописная манера зрелого Г. отличается свободой и виртуозностью.
Франкетти, Венеция «Вид на остров Сан-Джорджо Маджоре», 1750— 1770, Эрмитаж, Санкт-Петербург). При этом он постоянно заботился о красоте живописи – характерна картина «Отъезд венецианского Дожа на обручение с Адриатическим морем». Франческо Гварди был современником Каналетто и Беллотто, но именно ему удалось придать топографически точному пейзажу (ведуте) и другому традиционному венецианскому пейзажному жанру — каприччо — характер подлинного пейзажа, приблизиться к созданию «пейзажа-настроения». прелесть будничной Венеции передают пейзажи Г. 1780–90-хгг.
В буквальном переводе слово «ведута» означает «вид». С этого времени он обращается к архит. Учился у брата, Джованни Антонио Гварди (1699-1760) и до 1760 года работал в его мастерской в Венеции вместе с братом Никколо (1715-1786). Эти же открытия присущи и графическим произведениям Гварди.
Умер Гварди в Венеции 1 января 1793. Представитель венецианской школы. В то время, как во всей остальной Италии наступает явный упадок искусства, в Венеции XVIII века, продолжающей сохранять свою государственную самостоятельность, еще блещет целая плеяда ярких и своеобразных мастеров. На них изображены сцены из библейской Книги Товита, где повествуется о слепом старце Товите и его сыне Товии, отправившемся под покровительством архангела Рафаила помочь в исцелении отцу.
1782, Старая пинакотека, Мюнхен и др. ). Гварди, Гуарди (Guardi) Франческо (крещен 5. 10. 1712, Венеция, — 1. 1. 1793, там же) итальянский художник-пейзажист венецианской школы. произведениям Г. Отец живописца Джакомо Гварди (1764–1835). Наибольшим признанием пользовался пейзаж-ведута. Для наиболее верной передачи перспективы они пользовались оптической камерой. Франкетти, Венеция Эрмитаже, Санкт-Петербург Художественной галерее, Глазго и др. ).
Ощущение как бы пульсирующей световоздушной атмосферы усиливает динамичный мазок. Представитель венецианской школы. Открытие подлинного значения художника относится к концу 19 — началу 20 вв. Отказываясь от торжественных пейзажей с упорядоченным «кулисным» построением, Г. вводит в композицию элементы естественной непроизвольности, пространственной свободы и динамики.
Интерес к ним возник в атмосфере Венеции, где высоко ценился этот вид живописи. Различали два его типа. В Виде лагуны (Серая лагуна) огромное водное зеркало, светлое небо и розовеющие в солнечных лучах городские постройки у горизонта вызывают чувство необычайного простора. Свои композиции Франческо создавал группами, нередко на холстах одного формата и размера, повторяя с некоторыми вариациями однажды найденные мотивы.
мотивами (церкви Санта-Мария-делла-Салуте и Сан-Джорджо-Маджоре), которые он любил повторять изменяя ракурс или варьируя особенности освещения (картины в Галерее Дж. Франкетти, Венеция Эрмитаже, С. -Петербург Худож. На полотнах документально запечатлены различные события — прием дожем послов, отплытие и возвращение дожа на «Бученторе» из церкви Сан Николо на острове Лидо, торжественная процессия Corpus domini на площади Сан Марко, коронация дожа на Лестнице Гигантов Дворца дожей, его пребывание в красивейшей церкви Венеции Санта Мария делла Салюте. В конце 1760-х гг. А вот прошение ремесленников, столяров и каменщиков, поданное в 1741 году.
с изображением двориков, улочек, маленьких площадей («Венецианский дворик», ГМИИ «Каприччио с каналом», Галерея Уффици, Флоренция и др. ). пейзажу, развивая традиции венецианской ведуты. Марка в день ярмарки», Галерея Академии художеств, Вена), а также камерные пейзажи излюбленные мотивы которых — церковь и спокойная морская гладь («Санта-Мария делла Салюте», собрание Лихтенштейн, Вадуц «Мол и церковь Санта-Ма-рия делла Салюте», Галерея Дж. Во 2-й половине 1760-х годов Гварди создаёт серию из 12 больших панорамных полотен с изображением торжеств в Венеции в честь избрания дожа Альвизе Мочению в 1763 году (приём послов во Дворце дожей, отплытие дожа на остров Лидо и его возвращение, коронация дожа и тому подобное – Лувр, Париж Галерея Академии, Вена).
Он применял технику рисунка пером иногда окрашивая свои работы акварелью. пейзажей-каприччио М. Риччи («Пейзаж с руинами», Галерея Хайльсхоф, Вормс и др. ). Гварди был великолепным колористом. opera molto bella del periodo maturo.
Наряду с видами праздничной Венеции Гварди писал и более камерные пейзажи с излюбленными архитектурными мотивами (церкви Санта-Мария-делла-Салуте и Сан-Джорджо-Маджоре), которые он любил повторять изменяя ракурс или варьируя особенности освещения (картины в Галерее Дж. Ощущение как бы пульсирующей световоздушной атмосферы усиливает динамичный мазок. Подписных работ Гварди сохранилось мало, что затрудняет датировку его произведений и разделение его с творчеством старшего брата к ранним картинам относят аллегории «Вера» и «Надежда» (1747 год, Музей Ринглинг, Сарасота, штат Флорида), в которых заметная роль отведена поэтичному морскому пейзажу.
Но в вихревом движении света и цвета очень тонко выражен язык жестов и чувств героев. В работах 1760-хгг. Брустолона, в свою очередь исполнившего их с произведений Каналетто. Манера исполнения его более поздних произведений напоминает живопись Тьеполо и Маньяско. Особую поэтическую прелесть будничной Венеции передают пейзажи Гварди 1780-90-х годов с изображением двориков, улочек, маленьких площадей («Венецианский дворик», ГМИИ «Каприччио с каналом», Галерея Уффици, Флоренция и др. ). рококо, также копии с картин.
Особую поэтич. Поздние произведения («Серая Лагуна», Музей Польди-Пеццоли, Милан «Пожар в квартале Сан-Маркуола», Галерея Академии, Венеция «Рио деи-Мендиканти», Академия Каррара, Бергамо и др. ) исполненные с большой эмоциональной силой и удивительной живописной свободой, позволяют считать Г. предвозвестником «пейзажа настроения» 19в. С 1760 года руководство мастерской переходит к Франческо. Гварди часто изображает бушующее водное пространство. Ощущение как бы пульсирующей световоздушной атмосферы усиливает динамичный мазок.
ГВАРДИ, Гуарди (Guardi) Франческо Лаццаро (5. 10. 1712, Венеция – 1. 1. 1793, там же) итальянский художник, рисовальщик. Сын живописца Доменико Гварди (1678-1716 годы), работавшего при императорском дворе в Вене в конце XVII – начале XVIII веков. Г. был выдающимся рисовальщиком. С 1760 года руководство мастерской переходит к Франческо. Наряду с видами праздничной Венеции Г. писал и более камерные пейзажи с излюбленными архит.
В работах 1760-х годов проявилось влияние А. Каналетто («Вид Венеции. Впервые опубликовавший картину Лазарев (Lasareff 1925) полагал, что вместе с парной (кат. Эта среда во многом питала венецианское искусство имевшее широкую народную основу. – Morassi 1984). галерее, Глазго и др. ). Гварди («Исцеление Товии», «Лов рыбы» и др.
ГВАРДИ, Гуарди (Guardi) Франческо Лаццаро (5. 10. 1712, Венеция– 1. 1. 1793, там же) итал. Вопрос о том, когда и почему Франческо Гварди, начинавший как мастер исторических композиций, но, возможно, писавший пейзажи в заказных работах мастерской брата, вдруг в середине 1750-х годов обратился к ведуте и каприччо, остается загадкой.
Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Подписных работ Гварди сохранилось мало, что затрудняет датировку его произведений и разделение его с творчеством старшего брата к ранним картинам относят аллегории «Вера» и «Надежда» (1747, Музей Ринглинг, Сарасота, штат Флорида), в которых заметная роль отведена поэтичному морскому пейзажу. В 1782 году Гварди была заказана серия картин, посвящённых приезду в Венецию наследника русского престола Павла Петровича с супругой («Концерт в честь "графов Северных"», около 1782 года, Старая пинакотека, Мюнхен и др. ). Его картины были, как правило, небольшими и имели вертикальный формат (мастер не стремился создавать широкие панорамные виды).
Опубликованный Герингом лист из Музея Хорн лишь отдаленно напоминает московскую картину (Goering 1944, S. 125). 17– нач. Цикл панно на библейский сюжет из жизни Товии для парапета органа в церкви Архангела Рафаила в Венеции, созданный, вероятно, братом Гварди («Исцеление Товии», «Лов рыбы» и др. Неизвестно исполнена ли эта работа одним Франческо или обоими братьями Гварди, но созданные на створках органа «чудесные видения» — свидетельства высочайшего мастерства. Отец живописца Джакомо Гварди (1764-1835).
После того как исторически прогрессивная задача абсолютизма — преодоление феодальной раздробленности, объединение страны в рамках сословной монархии — была решена и сепаратистские устремления крупного дворянства оказались пресеченными, со всей отчетливостью выявились реакционные стороны абсолютистского строя, направленные на подавление и удерживание в повиновении народных масс. Подписных работ Г. сохранилось мало, что затрудняет датировку его произведений и разделение его с творчеством старшего брата кранним картинам относят аллегории «Вера» и «Надежда» (1747, Музей Ринглинг, Сарасота, штат Флорида), в которых заметная роль отведена поэтичному мор. Вот, например, рисунок бистром «Венецианский дворик» с разнообразными по интенсивности тона отмывками, легкими, прозрачными тенями и темпераментными росчерками пера. проявилось влияние А. Каналетто («Вид Венеции.
Учился у брата, Джованни Антонио Гварди (1699-1760 годы) и до 1760 года работал в его мастерской в Венеции вместе с братом Никколо (1715-1786 годы). Гварди – венецианец по рождению, по основному месту работы, по неразрывной связи с традициями этой школы. «Точная ведута» развилась как продолжение городского ландшафта, распространенного в Голландии XVII века.