Водонос – картина утреннего периода творчества испанского художника Диего Веласкеса (1599 – 1660). Картина «Водонос» была написана в 1622 году необыкновенно одаренным и образованным испанским художником Веласкесом.
Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Диего Родригес де Сильва Веласкес — таково его полное имя — родился в небогатой дворянской семье в Севилье.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Диего Веласкес. Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его.
С неё было сразу же сделано несколько копий. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Наряду с охотничьими портретами художник исполнял традиционные конные, достигая в них порою непосредственности и обаяния образа («Конный портрет инфанта Валтасара Карлоса», ок. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Традиционные рамки портретных композиций изменились. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. В марте 1627 года Веласкес вступил в должность, предоставленную выигрышем в этом конкурсе, с годовым окладом в 350 дукатов, а с 1628 года занял при дворе вакантное место умершего придворного художника Джеймса Морана, считавшееся наиболее престижным среди дворцовых мастеров.
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Веласкес родился в Севилье, учился у Эрреры Старшего — художника-реалиста, создателя драматических суровых образов, затем у романиста Франсиско Пачеко, гуманиста, поэта, автора трактата по живописи. Две миловидные фрейлины развлекают ее. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Виртуозный мазок разнообразен. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Гордые испанские гранды с утонченными лицами, строгой выправкой образуют компактную группу, над которой победоносно высится лес копий.
Такая поездка значительно расширила кругозор Диего и способствовала совершенствованию мастерства. Севильский водонос, 1622Картина «Севильский водонос» (около 1618-1622) относится к раннему, севильскому, периоду, когда молодой Веласкес увлечённо писал бодегоны – бытовые зарисовки, действие которых происходит в харчевне или в трактире, в винном погребке или на кухне. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».
Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Потому несмотря бытовой сюжет, это еще и прекрасный портрет человека из народа, портрет, мастером которого и был гениальный художник из Испании. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Веласкес стремительно отправился ко двору, остановился в доме королевского капеллана поэта Луиса де Гонгора-и-Арготе, соперника Лопе де Веги и написал его портрет, находящийся ныне в Музее изящных искусств в Бостоне.
В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Портреты, жанровая живопись исторические темы, религиозные картины, мифологические, во всём этом великому художнику нет равных. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.
Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора.
Водопричастники (водоносы) — так в насмешку прозваны были еретики гностико-аскетической секты энкратитов (воздерженцев) или апотактиков (отверженцев), основанной Татианом. К сожалению, его имя неизвестно.
И виртуоз художник хорошо передает эту влажное пятно свои краски. Испанская живопись достигает вершины в творчестве Диего Родригес де Сильва Веласкеса (1599—1660), одного из величайших реалистов европейского искусства. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
И это несмотря на то, что жест, движение и отдельные аксессуары в его портретах отсутствуют. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Иначе мы бы знали, кто он.
Немного воды же пролилось на глиняный кувшин. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал.
Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Точно переданы приметы местности, следы недавних битв. В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. – харчевня или трактир). Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея).
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Центральное место в картине занимает сам водонос. 1630-е и 1640-е гг. — время расцвета портретного искусства Веласкеса. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
С ними античный бог вина Вакх и фавны. («Триумф Вакха»). Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Это расценивается как свидетельство того, что картина была ему особенно дорога. Трудно поверить, что Веласкесу едва-едва исполнилось двадцать, когда он написал «Водоноса» : подобная виртуозность в передаче фактур предметов достигается путём многолетних упражнений, а для многих так и остаётся недостижимой степенью мастерства.
На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. 1635 г., Мадрид, Прадо). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.
Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора. По сути на холсте в образе богини любви изображена обыкновенная женщина, смотрящаяся в зеркало, что придаёт картине оттенок доброй иронии автора: Веласкес как бы подсмеивается над ожиданиями зрителей увидеть в очередной раз античную Венеру и в то же время даёт понять, что любая женщина является богиней такого высокого чувства. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера искусств. Но даже в самые парадные изображения он сумел вдохнуть жизнь и подлинную правдивость изображения. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Веласкес Диего, великий испанский художник. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки.
Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса.
А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес.
Используя своё влияние на наследного принца, Оливарес был активным участником непрекращающихся придворных интриг и лоббирование кликой Оливареса государственных дел стремительно возросло. Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей.
На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью.
Председатель жюри Хуан Баутиста Майно выбрал среди представленных эскиз Веласкеса и заявил о его победе. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Теперь Диего Веласкес, биография которого приобретает более яркие краски, перестаёт зависеть от случайных заработков.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». На готовом гобелене Диего изобразил финал предания об Арахне, но не превращение девушки в ужасного паука, а торжество непревзойдённой богини искусства, что является аллегорией с политическими нотками. С 1622 года он возглавил правительство. 1632 г., Мадрид, Прадо).
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). и о наличии вакансии на это место.
Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В жаркой Испании вода поциновувалась чрезвычайно. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. С неё было сразу же сделано немало копий.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий.
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Далее. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
В мифологических и жанровых картинах Веласкес показал национально-самобытные образы испанского народа. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. В июле 1629 года художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним.
Разлитая нечаянно вода увлажняет глину и делает её темнее, капли объемны и прозрачны. «бодегон»). Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
На переднем плане – несколько работниц. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи».
Этого обычая придерживались не только одни энкратиты, а также многие другие аналогичные гностики и аскеты вот таким образом и прозвание водопричастники (водоносы) получило более широкое применение.
В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало.
Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах».
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки. Главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы.
Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).
Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Испанцы даже указывают, что этот Аквадор с Севильи – был корсиканцем. Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Водонос». Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века.
Тот без раздумий принял это предложение. Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.
Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) — обе в Прадо. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Веласкес писал портреты-картины с пейзажным фоном, воспроизводившим воздушную глубину, мягкий серебристый свет, окутывающий фигуру, придает позам портретируемых большую элегантность, естественность («Портрет инфанта Фердинанда», ок. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
В большом зале стоя перед холстом, он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины, отражения монархов видно в зеркале, висящем на противоположной стене. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Единственным минусом такой жизни стало ограничение тематики картин, которые творил Веласкес Диего.
Веласкес — один из первых мастеров валерной живописи. Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей.
Уже в ранних работах обнаруживаются уверенность рисунка, монументальность как бы приближенных к зрителю форм, строгость крупнофигурных композиций, придающих особую значительность изображениям («Завтрак», ок. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
«Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Оно проявляется во многих его работах. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Портрет на долгие годы становится его основным жанром.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Исчезают глухие темные тени, резкие линии, серебристый свет и воздух окутывают фигуры. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
Впоследствии оно только увеличивалось. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок покоряют женские и детские портреты особ королевского дома. Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени.
В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Картина художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое название «Продавец воды из Севильи». Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
В 1623 г. Веласкес переехал в Мадрид, где жил около 40 лет он получил место придворного живописца короля Филиппа IV. 1620 г., Англия» Лондон, собрание Уэллингтон). Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Это дорого стоило. Поражает широчайший охват в произведениях мастера различных слоёв социальной жизни Испании XVII века, показ контрастов знатности и нищеты, народного быта и жизни аристократов. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен.
Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу.
В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет — «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Каждый образ на редкость красноречив. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Впоследствии оно только увеличивалось. В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений.
Этот этап творчества художника характеризуется влиянием караваджизма — подчёркнутым реализмом в изображении предметов и точной передачей черт натуры, усиленных контрастным освещением фигур переднего плана, а также плотностью письма. А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Художник неустанно писал прославившие его портреты, создал ряд полотен религиозного и мифологического содержания. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».
Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Бытовой жанр приобретает новое звучание. В ранний период творчества (1617—1621) он был близок к караваджизму, обратился к распространенной в Испании жанровой живописи — «бодегонес» изображая незатейливые сцены жизни простых людей в повседневной обстановке бедных темных харчевой, в кухнях, среди скромной утвари и скудных завтраков, скупо характеризующих суровую красоту народного быта. 1617 г., Ленинград, Эрмитаж «Водонос», ок.
Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. У её босых ног лежит кошка.
К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. А приукрашивать действительность в Испании было не принято.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Размер картины 107 x 81 см, холст, масло. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Герои «бодегонес» колоритны, но внутренне, психологически они еще статичны. Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Множество восторгов вызывает даже такая мелочь, как бровь пожилого водоноса. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Своей особой философией дышит и природа произведения.
Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Она занимает плоскость почти всего полотна, черный плащ придает обобщенность и величественность строгому силуэту, выделяющемуся темным пятном на сером фоне. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Некоторые исследователи предполагают, что между ними в то время вспыхнул бурный роман, закончившийся с отъездом художника на родину и что Фламиния родила от него сына.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Серые тона его картин переливаются множеством оттенков, черные легки и прозрачны. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Веласкесу несказанно повезло.
В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. И почти невероятным. Богатство красочной палитры, построенной на прозрачных валерах, решение проблемы изображения человека в световоздушной среде характеризуют новый этап творчества Веласкеса. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Более зорким становится его глаз к внутреннему миру изображенных людей.