Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды». Полотно Веласкеса «Сдача Бреды» (307 х 367 см) является частью грандиозного политического проекта, задуманного и осуществленного под патронатом графа Оливареса накануне назревающего военного конфликта между Испанией и ее главным соперником на политической арене — Францией. Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды».
Испанец дружески приветствует коменданта. Они существа из разных миров — горнего и дольнего. В этом и заключается новаторская смелость работы автора и это подтверждает то, что она была написана в переломный, переходный период между представлениями об идеалах, появившиеся в Возрождение (античность) и суровых реалий Нового времени (расцвет науки, связь с религией заметно ослабляется. В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. Исчезли темные тени, высветлился колорит, цветовая гамма стала необычайно богатой. Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц.
Но Диего живет уже в другое время, другие вопросы и пути их решения стоят перед его современниками. Напомним, что сдача Бреды — только один из эпизодов войны, а не вся кампания в целом. Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Для последнего характерно единство пространственно-временного континуума — на базе наполнения конкретным историческим содержанием пространственных (семья, род, этнополитическая общность племени и государства, Вселенная в конечном счете) и временных (прошлое, настоящее, будущее) связей человека.
Существенно изменилась живописная манера Веласкеса. Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Один из них заявил, что краски ван Дейка — «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность».
В числе последних работ Питера Пауэла Рубенса «Автопортрет 1639 г» Взгляд художника внимателен и суров. Это впечатление подчеркивается характером копий и поворота коня на переднем плане. Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространства зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). Художник освоил всё неповторимое богатство итальянской живописи. Другая фрейлина присела в почтительном поклоне.
«Битва греков с амазонками» (1615— 1619 гг. ). Центр – «ключ» окружён двойными кулисами: с помощью фигур полководцев и солдат (веяние классицизма), происходит акцентирование на этом эпическом событии. Это заметно по их позам, характеру движений. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового. Около 1630 г. Веласкес побывал в Риме, где познакомился с произведениями великих мастеров, а оттуда снова вернулся в Испанию.
Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. В 1622 г. Рубенс во главе армии помощников приступил к большой серии картин «Жизнь Марии Медичи» по заказу самой Марии Медичи (1573—1642) — матери французского короля Людовика XIII.
Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Слева голландское войско, справа – испанское, в центре – пустое пространство, пауза.
К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). Они просчитывают свое поведение на театре военных действий точно так же, как они просчитывали свои действия (расходы интриги, демарши и прочее) в области экономики и политики Картина Веласкеса формально изображает триумф испанского оружия в Голландии». решимость мужественно перенести утрату. Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. Однако Веласкес в историческом событии изобразил драму людей разных убеждений и верований. По-прежнему в центре внимания художников находится человек.
В результате достигается гармония всех элементов картины.
Когда подготовительная работа, заканчивалась, художник, слегка тронув фигуры лёгкими, виртуозными мазками, буквально оживлял их. И опять в картине возникает мотив равенства, отрицания превосходства одних над другими. Единственную в творчестве художника историческую картину «Сдача Бреды», он написал по сюжету войны испанской монархии с республиканской Голландией.
В 1590 г. принц Морис Нассауский отвоевал город. Даже сам Артуро Перес-Реверте, в пору работы над «Приключениями капитана Алатристе» использовавший в качестве документального источника воспоминания Иньиго Бальбоа, который служил солдатом во Фландрии и Италии, участвовал уже в чине прапорщика в битве при Рокруа, затем был лейтенантом королевского почтового ведомства, затем – капитаном испанской гвардии, по достижении пятидесятилетнего возраста (в 1660 году) вышел в отставку вскоре после своей женитьбы на донье Инее Альварес де Толедо, вдове маркиза де Алыуасаса, – считал утверждения Иньиго Бальбоа не соответствующими действительности. Веласкес трактует тему подлинно новаторски. На ковре Веласкес изобразил сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия: разгневанная Афина указывает на чудесный ковер, сделанный Арахной, простой девушкой, сумевшей превзойти богиню в искусстве ткачества и за это жестоко наказанной ею. Еще в XVI веке в искусстве Испании установился определенный канон парадного изображения.
Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. «Пряхи» Последняя крупная работа Веласкеса – раскрывает в полную силу возможности бытовой жанровой композиции. Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х гг. Все «подсвеченные» лица неповторимы и в то же время похожи друг на друга. Благодаря этому достигается особенная гармония всех элементов картины.
Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы». Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Это произведение вызвало восторг у современников и последователей художника. В «Защите Кадиса» Сурбарана главными действующими лицами исторического события являются представители высшей знати. Побежденные обречены смотреть снизу вверх на победителей. Успешно развиваются рисунок и гравюра.
Диего Родригес де Сильва Веласкес – один из первых мастеров валерной живописи. Крестьяне спешат насладиться краткими радостями праздника. Недаром, увидев свой портрет, он воскликнул: «Чересчур правдиво. » Впрочем, работой художника Папа остался доволен. Веласкес, в силу традиций испанского искусства столь часто поддававшийся соблазну натурализма, например в своих «бодегонес», в данном случае показал себя выдающимся композитором, виртуозом пластического мышления. Но оба плана картины -как бы две сферы бытия – нераздельно слиты друг с другом. Худшей участи для истинного таланта придумать невозможно.
Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634-1635 годах. Ключ превращается в некий камертон времени. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Она изображена в открытом чёрном платье.
Картина написана стремительными, энергичными мазками. Как указывает профессор Саморано в своем труде «Бреда – реальность и легенда», черты Диего Алатристе могут совпадать с чертами офицера, стоящего справа, хотя нельзя не признать, что черты этого персонажа мягче, нежели черты капитана Алатристе, знакомые нам по описанию Иньиго Бальбоа. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой.
Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы». Все это позволяет говорить о картине как о групповом портрете. Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов.
Секрет обаяния Елены — в простодушии и наивной жизнерадостности. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. Это заметно по их позам, характеру движений.
Создавая живописную формулу отношений военного права Нового времени, Веласкес отнюдь не противопоставлял себя и свою концепцию «своему времени» измеряемому национальным испанским хронотропом. Героями композиции Веласкеса являются военачальники, рядовые участники сражения. Весь строй картины убеждает в том, что каждое сословие в историческом действе хорошо на своем месте, в рамках отведенной ему функции и между ними лежит непреодолимая граница, которая в картине физически подчеркнута полным отсутствием среднего переходного плана (между первым планам и далями — провал). Он мастерски сумел передать основу композиции: «ключ картины» был выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между основными фигурами, которые играют роль кулис. С военной точки зрения осада Бреды была крайне рискованным и совершенно бесполезным предприятием, являющим основной целью поднятие духа войск, но с точки зрения политики имела большой эффект. А на это способен только настоящий мастер. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины.
Да и другие голландцы держат оружие произвольно. В центре располагается главное событие – передача ключей. Роль Рубенса в истории европейского искусства исключительна. Так, например, лица победителей должны были быть надменными (высокомерные) и торжествующими, а лица и жесты побеждённых – униженными и раболепными (рабски льстивый).
Эти не слишком связные слова в течение длительного времени было принято считать лишь игрой воображения, данью благодарной памяти капитану Алатристе, не выдерживающей никакой критики с точки зрения исторической достоверности. Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения. Барокко. Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины. Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время.
Возможность того, что Алатристе, не представленный в правой группе персонажей, помещается среди других испанцев, стоящих на самом заднем плане, за протянутой рукой генерала Спинолы, отвергается после тщательного анализа, произведенного специалистом из «Фигаро Магазэн» Этьеном де Монтети. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Наоборот, судя по присвоенному молвой второму названию картины «Копья» современники Веласкеса восприняли ее как апофеоз испанского оружия — сомкнутого строя непобедимой фаланги, которая вынесла на себе испанскую империю. Испания. Движение двух его ключевых фигур изображенных на картине, контрастность их психологического характера, ему удалось «остановить» статическим ритмом копий и крупом коны на картине с правой стороны, четко подчеркнуть вертикали и горизонтали, которые ритмуются с форматом холста – прямоугольной рамой.
У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. Рубенс написал немало портретов. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально. Среди полотен, размещенных на дальней стене, одно словно светится изнутри. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. Двадцать семь полотен, украшавших дворец, должны были в аллегорической (десять картин о подвигах Геракла кисти Сурбарана), документальной (двенадцать сцен побед испанского оружия кисти Веласкеса, Сурбарана, Кахеса, Кардучо, Майно Кастело, Переды, Д. Леонардо) и символической (пять конных портретов королевской семьи работы Веласкеса) форме засвидетельствовать мощь испанского государства и представить царствование Филиппа IV как достойное продолжение военно-политических успехов Испании в Х VI в. Укрепление мифа о непобедимости испанского оружия было, по мнению властей, особенно необходимым в связи с явно ощущаемым духом общего неблагополучия в состоянии дел на внешне- и внутриполитической арене: еще свежи были воспоминания о гибели Великой Армады, Нидерланды жестоко и упорно сопротивлялись в ходе кровопролитной Тридцатилетней войны, маленькая Голландия успешно отражала агрессию Испании и теснила ее на морских просторах. Эта двуплановость образного строя непосредственно отражена в композиции.
При этом оно образовано, движением двух ключевых фигур, контраст которых по отношению к окружающим настолько активен, что художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» их ритмом копий и крупом коня в правой части картины. Но что изображает художник, двойник Веласкеса, на огромном холсте. Веласкес выделяет здесь фигуру молодой пряхи.
Однако и в таких условиях кисть не изменяет мастеру. Дистанция между сидящим на лошади победителем и стоящим на коленях побежденным — огромна. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки при инфанте Изабелле. Именно побежденный Юстин де Нассау изображен в действии — он тяжело и медленно, но наступает, в то время как Спинола стоит.
Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги. 10: «ибо когда при штурме бастиона Юлих отца моего прошила аркебузная пуля – отчего он и не попал на картину Сдача Бреды, не в пример своему другу и тезке Алатристе, которого-то художник Веласкес как раз запечатлел на ней справа, прямо за лошадиным крупом».
Впереди новая борьба. Успешно развиваются рисунок и гравюра. По мнению Ортеги-и-Гассета, «горькая правда состоит в том, что даже истощенная, потерявшая своих великих полководцев, теснимая врагами Испания в то время могла бы выстоять, будь у нее капля прагматического мышления, умения видеть факты, анализировать их и принимать соответствующие решения». По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового.
Серые тона его картины переливаются множеством оттенков, а черные легки и прозрачны. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени. А на это способен только настоящий мастер. Ничего этого на картине нет.
Работа выполнена на холсте маслом.
К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). «Ключ картины» – он же ключ в материальном смысле – выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис (художественный приём классицизма) – всё художественное пространство и целостность полотна завязаны на этой церемонии передачи. Под стать пляске лёгкие движения кисти живописца. Все они предназначались для зала королевств во дворце Буэн-Ретиро. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях.
Жадно обнимаются пары влюблённых, кривляются старички, матери кормят младенцев грудью, а детишек постарше угощают пивом. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). И художники, вот таким образом притворяли свою поэтическую фантазию в образах, подсмотренных в реальной жизни. Лица ополченцев гарнизона не несут на себе печать страха и преклонения – наоборот они наполнены какой-то внутренней кипучей деятельностью, люди живо интересуются происходящим. Мадрид.
Город Бреда основан в X веке и расположен на реке Марк центральной части Нидерландии в северном Брабанте. Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. Свою известность он получил благодаря своим памятникам искусства, в частности старинным замом, готической церковью Гротекерк (1400-1470 гг. ), высота башни которой составляет 97 метра. Испанец дружески приветствует коменданта.
С элегантностью истинного рыцаря кладёт он правую руку на плечо голландца, держа в левой шляпу и маршальский жезл. Стены комнаты украшены большими живописными полотнами. Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет.
Но не только для этого уравновешивает Веласкес две части картины. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Их роль подобна божественной — быть первопричиной и неподвижным двигателем событий. И это напряженное пятно Диего искусно ослабляет крупом лошади, тем самым сохраняя гармонический строй картины.
Позже за севильскими картинами Веласкеса закрепилось общее название «бодегонес» или сценки из повседневной жизни для испанской живописи «бодегонес» Веласкеса явились новаторским опытом, т. к. никогда прежде мастера искусства не затрагивали эту сторону действительности. Картина не вызвала возражений в общественном мнении того времени.
Гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы движущей силой всего полотна становится человечность, а не желание воспеть победы испанского оружия. Веласкес использует изобретенную Эль Греко пластическую формулу, в которой представленное корпоративное множество обладает портретно трактованными индивидуализированными лицами и как бы единым мистическим телом (люди загораживают друг друга и стоящие сзади изображены как стоящие выше), однако в его трактовке своеобразное «единство тела» подчеркивает не мистическую связь избранного сословия, а вполне реальное единство и сплоченность испанского воинства. Начальное образование Веласкес получил в Севилье в мастерской Ф. де Эрреры Старшего. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Бреда (Breda) — город в северном Брабанте (провинции в центральной части Нидерландов), расположен на реке Марк.
И дело тут не только в том, что на основе глубинного анализа доступных ему исторических и изобразительных источников Веласкес передал в самих позах изображаемых фигур суть духовной оппозиции корпоративно-сословной организации испанского общества и индивидуалистически-автономного бытия голландского, а в том, что он на уровне подсознательно воспринимаемых категорий (активное — пассивное, движение — отсутствие движения, объем — плоскость, теплые — холодные цвета) прописывает некий подспудно ощущаемый вектор исторического развития событий в пользу Нидерландов. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. «Шубка» (1638—1640 гг. ) молодая женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку. Картины должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов. Психологической завязкой сцены является передача ключей от крепости.
В 1567 г. кальвинисты разбивали статуи святых в храмах и уничтожали любые изображения. Вторая половина XVII века – это иной, во многом кризисный период в испанской культуре. Это благодаря ему все изображенное на холсте, приобрело реальное существование.
«Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг. ) привлекает необыкновенно искусная композиция. Но композиционно картина делится ёще на две части: верхнюю – свободную, нижнюю – занятую фигурами. Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт навстречу победителю Нассау, кажется, он готов преклонить колени, передавая ключи, а Спинола спешился, снял шляпу и, вытянув вперед руку, не позволяя голландцу стать на колени. Великолепное разнообразие фигур, светлых и темных, обозначенных контуром и погруженных в полумрак, находится в зависимости от света и цвета, которые не только расставляют необходимые акценты, но и все объединяют. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость. Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды»: свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино.
Их позы и жесты оправданны, естественны. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи. Но портреты Веласкеса – явление высокого искусства прежде всего и, может быть, первое, что заставляет зрителя вспоминать об этом, это чарующая, неповторимая по красоте живопись «портреты инфанты Маргариты» В портрете Филиппа IV (Ла Фага) Импозантность фигуры монарха и красота костюма не могут скрыть ни душевной апатии, которая читается в некрасивых, тяжелых чертах его лица и в пустом взгляде, ни заурядности его личности. 217 «Испанской ярости»), что его хозяин является одним из персонажей этой композиции, удалось установить путем изучения голов в правой части полотна, что центральный образ, бесспорно, принадлежит генералу Спиноле и – с меньшей степенью уверенности – идентифицировать находящихся рядом с ним лиц, как соответственно – Карлоса Колому, маркизов Леганеса и Эспинара, а также принца Нойбургского. Но реально произведение вышло далеко от победного апофиза.
«Ключ» известной композиции и само движение фигур (враждующие армии) в левой и правой части картины связаны между собой и в то же время создают некий «прорыв» в глубину, усиливая при этом само пространство изображения. Последний славился также и удивительной проницательностью. Сцене передачи ключа от крепости изображенной на полотне, предшествовала многомесячная (28 августа 1624 — 2 июня 1625) осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. Прадо.
Действие показано живописцем с объективностью, доступной только кисти гения. Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов. Капитуляция, считавшееся неприступной (которая привлекает, но попасть в нее невозможно) крепости, после многомесячной осады (длительная военная операция, часто в форме блокады города или крепости, с намерением захватить объект последующим штурмом или заставить гарнизон капитулировать) города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы, в 1625 году возвеличилась как величайшее стратегическое достижение времени.
Вернувшись из Италии и погрузившись в атмосферу королевского двора, Веласкес пишет одну из самых прославленных своих картин- «Менины». Рубенсу оставалось жить меньше года. Сдача Бреды – известная картина работы испанского живописца Диего Веласкеса, которую он написал в 1634-1635 гг. Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространство зрителя (фигура в желтом на обрезе картины).
Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634 – 1635 годах. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг. По мнению А. К.
Существуют различные толкования сюжета и жанра картины. Молодых фрейлин, с детства служивших у принцессы, называли «менинами», отсюда название картины. Притворно галантным движениям двух фигур в центре картины в символическом смысле придает вес «лес копий» испанских солдат, который создает образ мощной силы (в сравнении с левой частью картины, лагерем протестантов), что и было угодно заказчику.
Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. В картине есть и ритм симметричных групп. Среди всех действующих лиц художник занимает довольно скромное положение, что соответствует его социальной роли, но то, что он изображен в процессе творчества, позволяет иначе взглянуть на его роль в общем замысле картины. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противник не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому нельзя отказать в сочувствии. Размеры полотна просто поражают (307367 см).
«Сдача Бреды» Сюжетом картины послужил эпизод войны Испании с Нидерландами. Впереди новая борьба. Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды": свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Ван Дейк всегда тонко понимал индивидуальность модели. В 1581 г. Бреда была захвачена и разгромлена испанцами. Испанские солдаты стоят настолько плотно, что люди загораживают друг друга и стоящие позади изображены как стоящие выше.
Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Сначала Рубенс делал красками эскиз. Художник мастерски выстроил композицию: «ключ картины» — он же ключ в материальном смысле — выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис. Во всех портретах цвет и манера живописи помогают сильнее почувствовать обаяние героини.
Дух напряжённой, яростной схватки. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Движение двух ключевых фигур, контраст их психологических характеристик художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» статическим ритмом копий и крупом коня в правой части картины, подчеркнутостью горизонталей и вертикалей, рифмующихся с форматом — прямоугольной рамой холста. Недаром современники Веласкеса метко называли его «художником истины». Творя в строгих догматических рамках, художники сумели передать такие черты национального характера, как сознание собственного достоинства, гордость, чувство чести, связанное с личными заслугами. И это напряженное пятно Диего искусно ослабляет крупом (попа) лошади, тем самым сохраняя гармонический строй картины.
У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. Это полотно украсило один из залов королевского дворца в Мадриде, где висели произведения других художников, прославлявшие победы испанской оружия. Фламандская школа — это прежде всего школа Рубенса. Их позы и жесты оправданны, естественны. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (16291631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.
Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Они, подобно божественным кукловодам, волей и мыслью передвигают фигуры на «театре военных действий». Не случайно в Мадриде при короле Филиппе IV картину Веласкеса называли «Копья» (исп.
На картине Веласкеса «Сдача Бреды», которую принято считать образцом художественной концепции историзма Нового времени, на первый взгляд присутствуют те же компоненты: фигуры полководцев — в центре и на первом плане, поведение Спинолы — образец поведения, согласно рыцарскому кодексу чести, на месте и копья — главный символ знаменитой гражданской гвардии, которой в Испании гордились все, от короля до последнего нищего. Их руки никогда не встретятся. Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков. Мало того, Веласкес осеняет всю сцену и родное ему воинство священным авторитетом Библии. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний.
Его прототипом является ряд картин Эль Греко, в том числе и знаменитая «Эсполио» («Срывание одежд»), где представлен обобщенный портрет испанской аристократии, связанной мистическим единством высокой духовности и принадлежности к католицизму. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц.
Живописного единства достигает прежде всего светом. Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см). В пользу этого говорит и сложная система иконографических формул, воспринимаемая на подсознательном уровне ассоциаций. «Пряхи» занимают особое место в европейском искусстве XVII века.
На первом плане представлена мастерская, занятые работой ткачихи. С этого момента и на протяжении почти сорока лет основными работами Веласкеса становятся парадные портреты Филиппа, его приближенных и родных. Перед ним в задумчивости застыл художник. За внешне благовидными чертами проглядывала истинная сущность человека.
Работа выполнена на холсте маслом. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. Основан в X в. В городе сохранился старинный замок, готическая церковь Гротекерк («Большая церковь» 1400-1470) с колокольной башней высотой 97 м (1468-1702), другие памятники архитектуры. Их место — на первом плане, на максимально приближенном к зрителю «Олимпе» истории, возвышающемся в равной степени как над взирающим на картину, так и над самим сражением. Успешно развиваются рисунок и гравюра.
Рубенсу было пятьдесят три года, а его второй жене — всего шестнадцать. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг.
Веласкес не стал образы голландцев умалять, а испанцев – превозносить. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Изображение частного эпизода перерастает под кистью живописца в эпический жанр. На кого направлены все взгляды присутствующих.
318 x 276 см. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Сцене передачи ключа от крепости изображенной на полотне, предшествовала многомесячная (28 августа 1624— 2 июня 1625) осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы.
Мост надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Страна пережила расцвет после открытия Нового Света и время ослабления экономической и политической жизни и утверждения реакционной формы абсолютизма. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства.
Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом. Свой автопортрет (молодой человек в шляпе у левого среза картины) он помещает в общности испанской армии. Осанка, как и прежде, элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости.
«Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Воистину мастер предвосхитил живописцев будущих веков, органично слив воедино традиции своего национального испанского искусства с реалистическими тенденциями. Его помощниками были Антонис ван Дейк, Якоб Йордане.
«Сдача Бреды» («La Rendition de Breda») — знаменитая картина испанского живописца Диего Веласкеса (1599-1660), написанная им в 1634—1635 гг. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. «Завоевание Байи» представлено Майно как божественное чудо явления лика/портрета короля Филиппа IV на боевых позициях (ср. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом.
Это создает впечатление малочисленности и слабости войска. «Las Lanzas»). Художники стремились как можно пышнее и фантастически прославить своих правителей, приближая их к небожителям. Галантное движение главных героев картины расположенных в ее центре в символическом смысле придает особую значимость «лес копий» испанских солдат, в лице которых и создан тот мощный образ силы по сравнению с левой частью картины, на которой изображен лагерь протестантов. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость.
Традиционность исторической концепции картины Леонардо «Взятие Юлиера» еще более показательна в связи с тем, что на ней изображен тот же персонаж — испанский полководец Амбросио де Спинола, маркиз де лос Бальбасес, что и на картине Веласкеса «Сдача Бреды». Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет (оружие). С большой реалистической силой написаны бродяги. Почти все лица присутствующих обращены на зрителя. Дело в том, что в качестве иконографического источника композиции «Сдачи Бреды» Веласкес использовал хорошо знакомую его современникам гравюру на дереве Б. Саломона «Авраам и Мельхиседек».
Гнет католической церкви становится все сильнее. В картине Диего Веласкеса композиция предельно ясна и осязательна. Индивидуальность моделей у Рубенса проявляется в непроизвольных движениях и мимолётных чертах.
Он (а вместе с ним и мы) любуется и гордится высоким трагичным этосом уходящего в прошлое национального мифа о несгибаемой рыцарственной армии. «Портрет супругов Рубенс» (1631 г. ) Они чинно прогуливаются по заботливо ухоженному саду. группового портрета и бытовой картины, что усложняет и обогащает композицию. Матовый тон меха подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи. ность и непринужденность. В каждой паре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повторяет другую.
Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. Смысловой и композиционный центр полотна – передача ключей. Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи.
Холст, масло. Парадно-риторический характер подобных композиций подчеркивали аллегорические персонажи или античные божества. «Сдача Бреды» была одним из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV.
В построении картины он достиг большой естественности. Кроме поразительного портретного сходства заметна общность, формирующая своеобразное «единство тела» испанского воинства. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает «прорыв» в глубину, усиливая пространственность изображения.
Оно показалось бы неприметным среди многолюдной толпы, но Рубенс сумел сделать его незабываемым. «Святой Мартин и нищие», 1620—1621 гг. ) уже сформировался характерный для него художественный почерк — мелкие, но энергичные мазки образуют плотные, насыщенные красочные пятна. Совсем не случайно, картину «Сдача Бреды» в Мадриде во время правления короля Филиппа IV называли «Копья». Лицо осунулось, побледнело.
«Автопортрет» 1622—1623 гг., художник одет в изысканный чёрный плащ, на голове у него большая шляпа, усы и бородка тщательно ухожены. Веласкес же решил подчинить своё полотно главной мысли: выразить уважению к побежденному и, прежде всего, увидеть в поверженном (тот кто проиграл) человека, – и в этом заключается основная гуманистическая мысль этого произведения. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара. с мифами о роли чудотворной иконы в отвращении врага на поле брани).
Слева изображена часть большого холста, повернутого к зрителю обратной стороной. Однако, по наблюдению барселонского исследователя и переводчика Мигеля Антона изложенному в его работе «Капитан Алатристе и взятие Бреды», возраст его, не превышая тридцати лет, не совпадает с возрастом Алатристе в 1625 году и уж тем более – в 1634-1635 гг., когда и создавалось полотно, не говоря уж о том, что Алатристе, хотя и командовал взводом, оставался рядовым солдатом и, следовательно, не мог носить знаки различия офицера, которые мы видим на картине. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Художник отдаёт дань уважения войску противника, небольшому народу голландцев, которые борются за свою свободу имея мужество выступить против мировой державы. «Кермесса» (1635—1636 гг. ).
«Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. 10 «Капитана Алатристе» и на стр. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Эта группа обрамляет центральную сцену справа. Сюжет «Сдачи Бреды» посвящен эпизоду испано-нидерландской войны. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Все они предназначались для зала королевств (исп. Saln de los Reinos) во дворце Буэн-Ретиро (исп. Buen Retiro).
«портрет Изабеллы» жены художника. Как известно, до Веласкеса на протяжении долгого времени существовало представление об изображении батальных сцен, как произведений эпически-аллегорической трактовки. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. Однако путь его лежал не в родную Севилью, а в Мадрид: художник был приглашен в королевский дворец, а вскоре Веласкеса назначили придворным живописцем короля Филиппа IV. Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см). К сожалению, в 1625 году городу снова пришлось отдать испанцам после длительной осады.
Однако в 1625 г. после длительной осады Бреду снова пришлось отдать Испании. «кардинал Гвидо Бентивольо»Парадность соединяется с живостью и эмоциональностью.
Работа выполнена на холсте маслом. Широта замысла подчеркнута пейзажем, в котором отблески пламени и дым пожара сливаются с серебристым туманом летнего утра. На заднем плане тревожно догорает закат. С элегантностью истинного рыцаря кладёт он правую руку на плечо голландца, держа в левой шляпу и маршальский жезл. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634 – 1635 гг.
Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. И это тоже уже примета Нового времени. Лицо мастера спокойно и уверенно. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте.
Возьмем тот же коллективный портрет испанской гвардии. Год спустя тридца-тичетырёхлетняя Изабелла, мать троих детей, умерла от чумы. Причем характер ритма внутри симметричных групп слева и справа различен. Вопрос о том имеется ли в числе персонажей картины Веласкеса «Сдача Бреды» капитан Диего Алатристе-и-Тенорио, дебатируется уже на протяжении значительного времени. Именно в таком ключе он писал членов королевской семьи и прежде всего инфанту Маргариту. Впрочем, на Олимпе Леонардо места всему испанскому воинству тоже нет, оно только обозначено лесом копий и знаменами и вполне намеренно, в духе сословной концепции, заслонено фигурами военачальников.
Отчаянно отплясывают они бешеный танец. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии).