Картина Диего Веласкеса Марс: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Солнечный свет заливает весь второй план картины. Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента. Раскаты его хохота были слышны на земле и смертные могли принять их за гром. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Из его учеников Клавдио Коэльо был едва ли не единственным испанским мастером, перерабатывавшим влияние Рубенса. Из остальных учеников этого мастера здесь можно указать лишь на его бывшего невольника, мулата Хуана де Парейя (1600-1670), лучшая картина которого, Призвание Матфея в музее Прадо, довольно хороша, но значительно условнее всего, что создал Веласкес. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. («Триумф Вакха»).
Ответственность за оформление Торре де ла Парада была возложена на Веласкеса. Как свидетельствует современник, «Рим был поражен портретом папы, все копировали его, чтобы учится на нем, и рассматривали как чудо». Слева от толпы спутников отделяется сгорбленный Юстин фон Нассау. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
Родились Деймос (Ужас) и Фобос (Страх), вечные спутники войн. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок покоряют женские и детские портреты особ королевского дома.
В качестве приданного он передает молодоженам в пользование несколько домов в Севильи. Карл Юсти, «Марса художник начал писать тогда, когда ему попался на глаза человек, который показался ему подходящим для того, чтобы поведать об этом греческом «человекоубийце». К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок.
Он погиб, став жертвой смелых высказываний в адрес человеческих пороков. И почти невероятным. Несколько лет спустя он создает картину «Миф об Арахне»- произведение, принадлежавшие сегодня к вершинам достижения в мировой живописи. Одной из таких картин был портрет придворного карлика Себостьяна де Морра.
Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. На левом плече Маргариты серебряная ткань её платья окрашена розовым рефлексом от красного банта браслеты доньи Исавель. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
Картины упоминались вместе в наиболее раннем из сохранившихся инвентарей (1701 года).
Это дало повод исследователям предполагать, что Веласкес писал не только себя, но все остальные фигуры «Менин» не прямо позирукюшими с натуры, а отраженными в большом зеркале. Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт на встречу победителю и, кажется, готов преклонить колени, передавая ключи как рассказывает один из очевидцев этой встречи, «Спинола дружески приветствовал коменданта, обнял его и обратился к нему с тёплыми словами, восхваляя его храбрость и упорство». Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). В марте 1617 года, после завершения обучения, Веласкес получает свидетельство подписанное Пачеко и Хуаном де Уседа, в котором подтверждалось, что он выдержал экзамен и может «самостоятельно работать как художник- художник по собственным мотивам».
В 1622 Веласкес посетил Мадрид, где окончательно обосновался в 1623. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Филипп Ivприказал надстроить второй этаж. 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. Четыре другие мифологические картины заполняли узкие прямоугольные поля зеркальной залы Мадридского дворца.
Соединение их в своеобразный «триптих» могло иметь особый смысл. в 1667 г. ). Им не зачитывали показания и не сообщали имена обвинителей.
В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. «Слишком верно», -воскликнул, как говорят, Иннокентий X, увидев картину. Его одежда проста и не имела никаких украшений. Своей особой философией дышит и природа произведения. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Между обоими художниками установились дружеские отношение. Если в портрете инфанта художник использует яркие краски, то в конных портретах королевской четы он в большей степени придерживается требований придворной репрезентативности. Однако его трактовка мифологического сюжета не имеет ничего общего с картинами фламандского мастера, который в своих чувственно-опьяняющих вакханалиях прославлял античных богов.
Со временем своего приезда в Мадрид Веласкес неоднакрктно портретировал графа-герцога. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. После пребывания в латинской школе мальчик был отдан отцом в обучение к живописцу. Несколько лет назад, в качестве награды за картину «Изгнание морисков» он назначается «хранителей королевских дверей». В 1634 году ему пожалована более почётная должность-«хранителя королевского гардероба», означающая ступень для получения высших чинов в придворной иерархии. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». В своих картинах он стремится запечатлеть окружающую действительность, его влекут сцены из повседневной жизни- «бодегоны», как в испанском языке обозначались жанровые картины и натюрморты. Римское общество, папская курия и художники относились к нему с большим уважением.
Изображен момент, когда командующий голландским гарнизоном вручает ключ от крепости испанскому полководцу, милостиво дарующему свободу побежденным. В центре изображен груповой портрет с двумя полководцами-противниками, которых уже не было в живых, когда картина создавалась. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3.
Батраку- поденщику несёт он луч света в его мрачно бытие» (Карл Юсти). Благодаря такому композиционному приёму все люди, находяшеся в ателье сам художник и инфанта с карликом и придворные – буквально окружены со всех сторон картинами.
1621 — обе музей Веллингтон, Лондон). Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Филипп III вступил в правление мировой сверхдержавой.
Главным учеником Велескеса был его зять Хуан Баутиста Мартинес де Мазо (ум.
На это первый указ К Юсти, написав о «Менинах»: «Это картина создания картины». В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Филосов-киник Менипп, чья язвительная насмешка не щадит даже богов, предстает в образе потрепанного мастерового. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Слева от толпы спутников отделяется сгорбленный Юстин фон Нассау.
Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. 1620, Национальная галерея, Лондон). Наконец, в глубине комнаты, на фоне освещенного проёма двери виден ещё один придворный, который издали наблюдает всю сцену, это дон Хосе Ньето де Веласкес (вероятно, родственник художника)- «апосентадор» или гофмаршал королевы. Об этом красноречиво говорит большой холст на его мольберте, натянутый на подрамаку столь большого размера, который вовсе не требуется для парадного портрета двух человек, но который вполне оправдан для многофигурной картины «Менины».
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Ученик Миранды Матео Кередо (1635-1675), любивший изображать белокурых Магдалин и святых Дев в небесном блеске, представлен не только в Мадриде и Берлине, но и в Гааге. картину «Сдача Бреды», обратившись к событиям десятилетний давности из истории испанско-нидерландской войны. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Рубенс, этот «князь живописи и дворянин», бывший на дружеской ноге с сильными мира сего, принимаемый во всех европейских дворах с великими почестями, наиболее ярко воплощали собой тип художника, сложившийся в Италии в эпоху Возрождения. Несмотря на почтенный возраст (75 лет), папа был человеком железной воли, моложавым, энергичным, вспыльчивым и подозрительным.
– харчевня или трактир). Впереди находятся две статс-дамы meninas, ухаживающие за маленькой принцессой Маргаритой. Влево стоит сам художник лицом к зрителю, перед мольбертом, собираясь писать короля и королеву, отражение которых зритель видит в зеркале.
С особенным искусством написано в легких тонах ее прекрасное тело. Веласкес Диего, великий испанский художник. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. 1617-18, Эрмитаж сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Старая кухарка», ок. Веласкес подружился с ним и они работали в одной мастерской в течение восьми месяцев. Они рассматривают гобелен изображающий миф об Арахне, простой девушке, вздумавшей превзойти своим искусством Афину, которая и покарала ее за это, превратив в паука. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля.
Одна из них Мария Сармиенто, преклонив колено, подаёт ей на серебрянном подносе маленький кувшинчик из красной ароматической глины- «букаро», наполненный водой. Эта важная подробность подчеркивает, что в «Менинах» Веласкес изобразил себя пишущим именно данную картину-«Менины». Но здоровье Веласкеса было подорвано. Он смастерил волшебную, невидимую глазу сеть и приладил ее к ложу. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из «Метаморфоз» Овидия. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
От души веселясь, наслаждаются крестьяне счастливой минутой. Формат потребовал лежачего положения главных лиц.
Это был церковный трибунал, соединявший власть судей, присяжных, прокуроров и следователей. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. И это понятно ибо такой беспощадной правды не знало итальянское искусство того времени. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям.
В цветовой взаимосвязи фигур друг с другом большую роль играют рефлексы. Зеркало символизирует всевидящее око Всевышнего, обнажающее человеческие пороки.
Со временем Веласкес приобрел и другие придворные должности. Кувшин в иконографии XVII века ассоциировался с женщиной. Напротив, Las Meninas, большая портретная группа, приподымает завесу над уголком интимнейшей жизни испанских монархов XVII столетия. В ноябре 1648 Веласкес получил разрешение на поездку в Италию. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий.
В литературных произведениях Венера выступала как богиня любви и страсти. В самом начале своего правления Фердинанд и Изабелла установили испанскую инквизицию. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. «Диалоги» Лукиана с упоминаниями о Мениппе, были так же хорошо известны, как и сочинения Эзопа, они тоже использовались в школах для обучения греческому языку. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.
Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Как два контрастных произведения задуманы портреты философов полный рост, которые некогда украшали же зал охотничьего замка, что и картины Рубенса «Смеющийся Демокрит» и «Плачущий Гераклит». Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Однако бурный темперамент учителя вряд ли пришёлся по нраву впечатлительному мальчику.
Каждый образ на редкость красноречив. 1617-18, Эрмитаж сходная картина 1618-19, Музей изобразительных искусств, Будапешт «Старая кухарка», ок.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В «Поклонении волхвов»В фигурах персонажей мастер стремится подчеркнуть портретное сходство, так что можно предположить, что в качестве моделей он использовал людей из своего окружения В картине «Христос в доме Марфы и Марии» хранящейся в Лондоне, будничный и религиозные сюжеты неотделимы друг от друга. Эти обременительные обязанности мешали занятиям живописью и в последние девять лет Веласкес написал только 15 картин – портретов и произведений на мифологические сюжеты. 1621 — обе музей Веллингтон, Лондон).
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Автопортрет художника за работой, в том виде, как он предстает перед нами на картине, становится особым живописным жанром начиная с XV столетия. У него также заметно известное влияние Ван Дейка наряду с Мурильо. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
Осенью 1628 года с дипломатической миссией в испанскую столицу приезжает Пауль Рубенс. В Риме он написал также картину Венера с зеркалом (Лондон, Национальная галерея), сюжет которой восходит к гравюре с картины голландского художника А. ван Блокландта. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школыКараваджо, господствуют полные естественного достоинствазапоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. Менипп на картине саркастично усмехается.
Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Попавшее в полутень и чуть «смазанное» лицо маленького Николасито, толкающего собаку, подчеркивает динамику его движения и ещё более усиливает неподвижность приземистой фигуры мужеподобной карлицы Марии Барболы и уродливость её массивного лица. В интерьере «Менин» не случайно такую важную роль играют картины. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
Антония-аббата со св. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы.
Однако художник заставил прозвучать это событие по-современному. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью.
Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката.
Все три принадлежат музею Прадо. 1631. Тот без раздумий принял это предложение. Апофеоза популярности культ Венеры достиг в I веке до н. э., когда на ее покровительство стали рассчитывать знаменитый сенатор Сулла, веривший в то, что богиня приносит ему счастье и Гай Помпей, который построил храм и посвятил его Венере-победительнице.
У его ног книги, он попирает их, так как отвергает научные знания. Для Торре де ла Парада были написаны также портреты придворных шутов и карликов. Здесь взгляд зрителя тотчас задерживается на юно офицере в светло-кремовом камзоле.
Эпизод изображенный в «Менинах», происходит в одной из дворцовых комнат Алькасара, где было устроено ателье Веласкеса. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей.
строился в близи Мадрида и получил название «Буэн Ретиро» («Дворец прекрасного уединения»). 1620, Национальная галерея, Лондон). Философ Менипп жил намного позже Эзопа, в III веке дон. э. Сам художник написал в 163435гг.
Рядом находится кувшин, поставленный на площадку с колесами.
Именно в его правление Испания потеряла свое былое величие. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив.
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Установленный на мольберте холст обращен к зрителю изнанкой, модель якобы не в квадрате картины и о ней можно лишь догадываться.
В контексте с «Марсом» понятно, почему рядом с ним находятся именно «Эзоп» и «Менипп», баснописец и киник, отличавшиеся критическими, смелыми и бескомпромиссными суждениями. Ответить на этот вопрос непроста, так как в «Менинах», этом как будто бы групповом портрете, по существу, сопоставляются две абсолютно разные концепции портретного искусства. В целом цветовая гамма картины типична для работ Веласкеса этого периода.
«Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. В вине забыты тяготы и лишения и обретаются первозданные радости жизни. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. В честь Венеры была названа одна из планет Солнечной системы. Помещая на фоне этих картин себя за мольбертом с кистью в руках и создав не просто автопортрет, а образ живописца, охваченного вдохновением, Веласкес тем самым выразил свое не согласие с содержанием «процитированных» им мифов, противопоставив им веру творческую силу человека-художника.
Каковы ваши личные впечатления об этом произведении. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть. Паоло Веронезе. Марс и Венера с Купидоном и лошадью, 1570-е гг.
Будучи свободным от придворной службы, Веласкес много писал, в том числе исполнил 11 портретов. Для декоративного убранства охотничьего замка были переданы многочисленные заказы различным художникам. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу.
В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Павлом-отшельником и Коронование Марии, а также Распятие, написанное, вероятно, ок.
Считается, что «Эзоп», «Менипп» и «Марс» были написаны для королевского охотничьего павильона Торре де ла Парада, построенного в 1636 году. «Марс» в трактовке Веласкеса выглядит очень странным. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.
Рядом с ним противник- в полной достоинства позе, как и надлежит победителю. Он создаёт глубокие психологические этюды, по тонкости и правдивости они принадлежат к мастерским достижениям портретного искусства. Вскоре болезнь приводит к смертельному исходу.
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Рядом с ним любимая карлица инфанты Маргариты немка Мария Борбола. Марса художник начал писать тогда, когда ему попался на глаза человек, который показался ему подходящим для того, чтобы поведать об этом греческом «человекоубийце». Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Лежащий на коленях огромный Фолиант не оставляет ни какого сомнения насчёт роста карлика. До 1623 Веласкес работал в Севилье. На Оливаресе темный камзол и черный плащ с вышитом крестом рыцарского ордена Алькантары. Помещая на своём холсте фигуры в трехмерном пространстве в ателье, сильно моделируя светом и бликами их объемные формы, Веласкес побуждает зрителя сопоставлять их как реально существующие, живые с теми, которые написаны на плоскости картин и с теми, которые отражаются на плоскости зеркала.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Сбежались боги.
Здесь у него родятся две дочери, младшая из которых вскоре умрёт. В последующие годы на него возлагаются обязанности казначеяи инспектора, т. е. Хуан де Пареха родился в 1610 году в Севильи и был потомков мавров. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Филипп IV неоднократно и настоятельно требует возвращения придворного художника домой. Одно имя Ареса (МАРСА) вызывало у греков ужас, хотя в облике бога, его носившего, не было ничего внушающего отвращение.
Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Слева сидит древний, сгорбленный временем и заботами, бородатый старец.
Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Вероятно, Рубенс вдохновил молодого художника попробовать свои возможности в мифологическом жанре- именно в это время в «Триумфе Вакха», единственном испанской школе живописи изображение сцены пирушки, Веласкес впервые обращается к мифологии. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо. Веласкес скончался в возрасте 61 года. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Со злобной ухмылкой смотрит он через плечо на зрителя. В своих картинах он стремится запечатлеть окружающую действительность, его влекут сцены из повседневной жизни- «бодегоны», как в испанском языке обозначались жанровые картины и натюрморты. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Именно глаза наиболее выразительны на этом грубом, некрасивом лице. Придворному карлику Эль Примо, по прозвещу «кузнец», пришлось в 1644году сопровождать короля в военный лагерь Фрагой. В схожей позе, как папа Юлий II у Рафаэля, он изображен сидящий в кресле. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес.
К первому мадридскому периоду творчества Веласкеса относятся портреты короля, Оливареса и других придворных, в том числе шутов. Картина ковровой фабрики изображает на переднем плане, в рабочем помещении, с завешенным красной занавеской окном с левой стороны, пять простых работниц в натуральную величину, в самом естественном и живом движении, за пряжей и приготовлением шерстяных нитей, а на заднем плане в освещенном солнцем магазине трех знатных дам, рассматривающих повешенный ковер. Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Песаде образует исходную позицию для фигуры»леваде», часто изображаемой на барочных конных портретах, когда лошадь ещё ниже опускается на задние ноги, чтобы как можно дольше пребывать в этом положении, А также является подготовительной позицией для ещё более сложной фигуры-«курбета». Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Литература по воспитанию принца и соответствующие правила предписывали правила верховой езде, так как считалось, если принц научится управлять конём, то в будущем он сможет умело править и своим народом. Необычно его широкое лицо с выступающими скулами и глубоко запавшими глазницами.
Но если раньше художник чаше всего изображал себя в образе св. В пейзажах Веласкес демонстрирует новое понимание пространства и света. Прав был его отец.
Гордо вскинув голову, с чувством собственного достоинства смотрит он на зрителя. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Его присутствие в композиции можно объяснить тем, что изображения мыслителей древности составляли ансамбль с полотном «Марс».
Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Всадник и лошадь представлены почти в профиль на фоне пейзажа. В качестве наиболее впечатляющего примера можно привести его картину «Продавец воды», созданную художником в возрасте двадцати лет.
Боги и люди презирали этого жестокого и неистового бога брани. Это тот слой пространства, в котором находятся и зрители «Менин». Подобное толкование картины противоречит, однако, тому факту, что в действительности не существует не одного парного портрета Филипа IV и его второй жены Марианы, который принадлежал бы кисти Веласкеса и никаких указаний на его существование в источниках мы не находим. Вот таким образом более правдоподобной представляется интерпретация, согласно которой Веласкесу моделью для картины служит сама инфанта в окружении придворной четы, а художник изображает на большом холсте тот же самый сюжет и тех же самых персонажей, что мы видим перед собой. Слава Веласкеса не подвергается сомнениям. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Согласны, Венчание Марии, убеждает, что Веласкес должен был знать картину Греко того же содержания в Толедо (капелла Сан Хосе), но он претворил ее в свое собственное произведение, сделав более утонченным язык форм и более горячим холодное созвучие трех красок: красной, синей и серой. Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. Рассмотрите картину Диего Веласкеса «Марс».
Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». В это же время он написал картину Пьяницы (1628–1629) известную также под названием Триумф Вакха, на которой изображены крестьяне, прославляющие Вакха (эта работа находится в Прадо, как и все упоминаемые здесь картины, если не указано другое местонахождение).
Автопортрет Веласкеса –единственное бесспорное изображение художника, принадлежащие его кисти. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Картина «Марс», как и изображения греческих философов Мениппа и Эзопа, были написаны Веласкесом специально для Торре де ла Парада. Образ бога войны явно снижен. Другая- это концепция парадного портрета членов королевской фамилии изгоняющая всякую непосредственность и требующая торжественной выправки портретируемых и почти обязательной алой портьеры, пышно драпирующий фон и верхний угол холста. Но в «Менинах» Веласкес не просто сопоставил эти две концепции портрета, он не скрывает, которой из них он сам отдаёт предпочтение. Эта группа персонажей, выстроенная с большим мастерством, делает более наглядным смысловое содержание произведения.
В 1636г. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Ему также было также поручено закупка произведений живописи и пластики для украшения королевских покоев и заказы слепков и отливок античных скульптур. Конная группа производит впечатление монументальности, что достигается изображением лошади в позе «песаде», той фигуры высшей школы верховой езды, когда она, оторвав передние копыто от земли, на короткое время застывает в воздухе.
Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт на встречу победителю и, кажется, готов преклонить колени, передавая ключи как рассказывает один из очевидцев этой встречи, «Спинола дружески приветствовал коменданта, обнял его и обратился к нему с тёплыми словами, восхваляя его храбрость и упорство». Его спутник с дружеским участием положил ему руку на плечо. «Завтрак» одна из самых ранних самостоятельных работ художника. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. В вине забыты тяготы и лишения и обретаются первозданные радости жизни. В его портретах обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение, преобладает строгая темная гамма, оживленная богатством изысканных оттенков, особенно серого тона. В этот период он создал картину Охота на дикого вепря (Лондон, Национальная галерея), несколько конных портретов короля и его портретов на охоте и знаменитую картину Сдача Бреды (1634–1635).
В 1628 Мадрид посетил фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Отныне Веласкес прочно обосновывается в родном городе. Безумие войны соединилось с безумием любви и от этого нельзя было ждать ничего хорошего.
В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. У Рафаэля портретируемый, склонив голову и опустив глаза, погружён в созерцательность. На задней стене комнаты висят две картины.
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Вся эта гамма на их одеждах подготовляет главный живописный аккорд, который вносит фигурка Маргариты и в её платье, кремово- бело- серебряной «Гвардаинфанте»- самой светлой по тону во всей картине. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Гербы испанского королевства и провинций украшают свод зала, который был назван «Зал королевств». С этого монарха в испанской историографии начинается век троих «Austrias menores» (заурядных Габсбургов), эпоха заката и потери Испанией господствующего положения в Европе. Портреты монархов и шутов приобретают с этого времени все более одухотворенное и благородное выражение, а по живописным приемам становятся проще, свободнее и нежнее.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. «Миф об Арахне» является одной из последних работ позднего периода творчества Веласкеса. Недуг даровал здоровье художника, занятого исполнением служебных обязанностей, связанных с должностью королевского гофмаршала. У Марии Барболы тёмное голубовато-зелёное платье, обшитое серебряными галунами, у обеих менин платья светло-серебристые, а юбки тёмно-серые (у Исавель – голубоватого, у Агостины- зеленоватого тона), расшитые серебрито-сервми лентами.
«Боюсь, что управлять будут им. Один из живописцев, современников Веласкеса, рассказывает, «что художник разных наций сошлись во мнении, что рядом с ним все прочие картины кажутся живописью, и лишь он один самой истиной». У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Направлению мадридской школы, которое она проводила до конца столетия, по смерти Веласкеса, лишь косвенно затронутая его влиянием, давала тон мастерская Винсенсио Кардучо. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Назовем полные достоинства зрелые портреты королевы Марианны в Лувре, в Вене (No 617, как инфанта Мария Терезия) и в Прадо (No 107а) инфанты Маргариты в Вене (No 615), в Лувре, в Прадо (No 1084), в Штеделевском институте во Франкфурте и в галерее Вебера в Гамбурге (как Мария Терезия).
Вероятно, Рубенс вдохновил молодого художника попробовать свои возможности в мифологическом жанре- именно в это время в «Триумфе Вакха», единственном испанской школе живописи изображение сцены пирушки, Веласкес впервые обращается к мифологии. Свет сосредоточивается на переднем плане. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».
Венера, лежащая спиной к зрителю, смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур.
Сомнения в подлинности этой картины мы считаем неосновательными. Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом. А затем идут шуты и карлики музея Прадо: маленький косоглазый Бобо де Кориа, бессмысленно скорчившийся на полу важный Перниа Барбаройя в живописном турецком костюме, крошечный дон Антонио Инглес (или Веласкильо), в надменной позе прислонившийся к сидящей рядом с ним огромной собаке. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Осенью 1628 года с дипломатической миссией в испанскую столицу приезжает Пауль Рубенс.
Решение задачи в полной мере удалось Веласкесу, что делает «Менины» картиной единственной в своем роде. Этого абсолютно не поняли авторы модерниствих вариаций на тему «Менины», подвергшие в XX веке кубистическим рассечением, деформация и тому подобным уродливым искажениям величайший шедевр мировой живописи. Заслуживает упоминания, прежде всего, Франсиско Коллантес (1599-1656), наряду с Мазо ставший собственно ландшафтным живописцем мадридской школы, при очень твердом рисунке, не выходивший за пределы внешнего, хотя и наполненного светом, серо-желтого общего тона, типичного для его картин в Прадо. Однако его трактовка мифологического сюжета не имеет ничего общего с картинами фламандского мастера, который в своих чувственно-опьяняющих вакханалиях прославлял античных богов. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Вот таким образом картина «Менины» включает в себя коренной вопрос об отношении искусства к жизни и, как законное целое, представляет зрителю не только результат художественного творчества, но вместе с тем показывает и самый творческий процесс. До 1623 работал в Севилье.
Не исключено, что имелись в виду обе идеи. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629).
Здесь же находится его картина «Марс», портреты греческих философов –«Эзоп» и «Менипп». В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Выдвинув работу женщин на передний план повествования, сделав их определяющим мотивом композиции, художник переносит действие из мифологического, призрачного мира в действительность, полную событий и жизни.
Бог вина и веселья Вакх изображен как друг и помощник бедняков. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противники ни в малейшей степени не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому в его не завидном положении нельзя отказать в сочувствии. Одна из этих картин, Пряхи или ткачихи ковров, есть в то же время старейшая картина из рабочей или фабричной жизни (Юсти) в мире. Знаменитый баснописец Эзоп жил в VI веке дон. э.
Лица обеих групп реальны. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.
На ней изображена группа из трёх человек за столом в трактире. Тем самым живопись в «Менинах» выступает не только как средство изображения определенного сюжета или предметов, но и как демонстрация своих величайших возможностей правдивого художественного воспроизведения жизни. Батраку- поденщику несёт он луч света в его мрачно бытие» (Карл Юсти). И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». При этом автопортретное изображение Веласкеса (он ведь мог исполнить только при помощи зеркала) и инфанты с окружающей её свитой, которою он мог писать прямо с натуры, трактованы единым «подчерком», так что в живописно пластической манере нет никакого разнобоя. Лишь мимоходом можно упомянуть о Франсиско Рицци (1608-1685), отец которого принадлежал к переселившимся итальянским художникам.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. На замечательном подгрудном портрете Парехи изображен в пол-оборота. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В последующие годы на него возлагаются обязанности казначея и инспектора, т. е. В картине "Менинах", наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений.
За время его восьмимесячного пребывания в Мадриде Веласкесу представилась возможность познакомится со знаменитым коллегой по искусству и показать ему достопримечательности города. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Падение ненавистного народу министра в 1643 году означало полный крах проводимой политики.
bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). Вершиной творчества, во время второго пребывания в Италии, неоспоримо, является портрет Иннокентия X, произведение, которое до сих пор считается величайшим достижением искусства портрета. Из его известных учеников Антонио Переда (1599-1669) представлен в музее Прадо одним, довольно условно написанным, Ieponmom (1643), а Хуан Кареньо де Миранта (1614-1685) в своих простых, ясных портретах монархов в музее Прадо и в портрете Карла II в Берлине, очевидно, примыкал не только к Веласкесу, но и к Ван Дейку. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Оно проявляется во многих его работах.
В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Уверено, как заправский наездник, держится в шестилетний инфант. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо) «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Их позы и жесты живые, естественные. Хотя инквизиция подчинялась папе, на самом деле ею управляли испанские монархи.
Веласкесу несказанно повезло. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. За время вторичного пребывания Веласкеса в Риме (1650) им были написаны только два превосходные портрета: выразительная полуфигура его раба и ученика мулата Хуана де Парейя, в Лонгфорд-Касл и всему миру известный поколенный портрет папы Иннокентия X, прислонившегося в спинке своего кресла, в галерее Дориа. Иннокентий X, напротив, пристально смотрит на зрителя и мы чувствуем, что его взор направлен непосредственно на нас и не можем не поддаться этому гипнотизирующему взгляду в его угрожающей близости.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Причем это сопоставление –«живопись» и «неживопись» – зрителю предоставляется делать внутри картины Веласкеса, то есть в сфере самой живописи, где оно дано средствами живописи, которая тем самым демонстрирует свою способность обхватить обе сопоставляемые части и приглашает зрителя как бы взглянуть со стороны на свои возможности. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды».
в следующим году Пачеко отдаёт Веласкесу в жёны свою дочь Хуану. Большую часть живописных работ представил Рубенс, который за сравнительно короткий срок написал значительное количество этюдов маслом, темой для которых служили «Метаморфозы» Овидия. Рядом с работами фламандских художников «Марс» Веласкеса буквально ошеломляет своей необычной трактовкой античного образа. Как гениально введены они в царство вечного искусства в исполнении Веласкеса.
Другая Las Meninas, Фрейлины, одновременно жанровая и историческая картина. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. От души веселясь, наслаждаются крестьяне счастливой минутой.
А пальцы инфанты окрашиваются оранжево-красным отсветом от кувшинчика, стоящего на этом подносе. Наряду с двенадцатью крупными историческими полотнами «Зал королевств» в Буэн Ретиро украшают многочисленные изображения подвигов Геракла, работы Сурбарана и конные портреты родственников королевского дома. В 1617 получил звание мастера. Все работы одинакового размера, все на античные сюжеты. На Олимпе Арес стал тайным соперником трудолюбивого Гефеста, возлюбленным его законной жены Афродиты (Венеры).
Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. Голубая драпировка и красный плащ лишь слегка прикрывают обнажённое тело, написанное с необыкновенной достоверностью. Сюда же относятся поздние погрудные портреты Филиппа IV в Прадо и в Лондоне и великолепный венский портрет маленького инфанта Филиппа Просперо подле стула, на котором лежит его белая собачка.
Сведения о нем известны благодаря Диогену Лаэртскому и Лукиану из Самосаты. Именно в этот период создаются наиболее зрелые работы, глубокие по содержанию и эстетическому воздействию, среди них: «Семья Филипа IV известная позднее под названием «Менины». Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Здесь он начинает работать у Веласкеса.
К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
Самостоятельным главой мадридской школы, от которого сохранилось очень мало картин, был Педро де лас Куевас (1568-1653), учитель (по Бермудесу и Хосе) Леонардо. Его заказчиком стал всесильный министр короля Филиппа IV Гаспар де Оливарес. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Художник буквально ошеломляет своей необычной трактовкой античного образа. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. К Феликсу Кастелло мы не будем больше возвращаться. Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой.
В Испании сочинения баснописца хорошо знали, по ним в школах изучали греческий язык. Но, подчеркиваю, демонстрация блистательного мастерства в «Менинах» не самоцель Веласкеса, а наглядное доказательства о всемогущества реалистической живописи в изображении жизни. Гай Юлий Цезарь особо почитал эту богиню, считая ее сына, Энея, предком рода Юлиев.
.