Водонос – картина утреннего периода творчества испанского художника Диего Веласкеса (1599 – 1660). Шедевры Диего Веласкеса – Вакх, Триумф Вакха, Кузница Вулкана, Сдача Бреды, Менины, Пряхи, Венера с зеркалом, Старая кухарка, Завтрак, Завтрак двух юношей, Служанка-мулатка, Музыканты, Водонос.
К сожалению, его имя неизвестно. При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Множество восторгов вызывает даже такая мелочь, как бровь пожилого водоноса. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа – грустное безразличие и мудрость человека изведавшего истинную цену жизни. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Конные и охотничьи портреты короля и его семьи, герцога Оливареса.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника – «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Веласкесу несказанно повезло. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Так был создан прецедент человек искусства стал кавалером одного из древнейших в Европе рыцарских орденов. Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, подчас сложных, как сложна сама жизнь. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. 1625 год.
Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Согласно установочному принципу учителя все искусство живописца в рисунке, Диего много рисует. Иначе мы бы знали, кто он.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
и о наличии вакансии на это место. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Поездка пошла на пользу. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Некоторые исследователи предполагают, что между ними в то время вспыхнул бурный роман, закончившийся с отъездом художника на родину и что Фламиния родила от него сына. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника — «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657 г., Прадо, Мадрид). За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Картина художника Веласкеса из цикла бодегонес имеет также и другое название «Продавец воды из Севильи». Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Разлитая нечаянно вода увлажняет глину и делает её темнее, капли объемны и прозрачны.
Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Впоследствии оно только увеличивалось.
А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
В ранних работах Веласкеса сцены решаются статично, немногочисленные действующие лица помещены на переднем плане, приближены к зрителю, фон темный, детали тщательно прописаны. С 1622 года он возглавил правительство. Стойный лес копий (отсюда второе название картины «Копья») создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов.
Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Это расценивается как свидетельство того, что картина была ему особенно дорога. Трудно поверить, что Веласкесу едва-едва исполнилось двадцать, когда он написал «Водоноса» : подобная виртуозность в передаче фактур предметов достигается путём многолетних упражнений, а для многих так и остаётся недостижимой степенью мастерства. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn – трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Лицо Иннокентия X — грубое, багровое, с настороженным взглядом глубоко посаженных глаз — притягивает своей властной силой. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера.
Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegon — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Он стремится влить жизнь в схемы парадных изображений. Впоследствии оно только увеличивалось. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. С неё было сразу же сделано несколько копий. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Характер преподавателя был несносен из-за этого Веласкес проучился недолго у этого мастера и уже через год мальчик работал в мастерской Франциско Пачеко, замечательного педагога, обожающего античность. Тот без раздумий принял это предложение. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала.
Они высказывали сомнения по поводу его таланта. У её босых ног лежит кошка. На переднем плане – несколько работниц. «бодегон»). Существует несколько версий, противоречащих друг другу. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
«Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения», – пишет Л. Л. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Это произошло 6 августа 1660 года.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников — художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов – о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы – в оригинальной авторской трактовке.
По третьей, «Пряхи» – это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). 25 мая 1651 года художник покинул Италию. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес.
Центральное место в картине занимает сам водонос. Размер картины 107 x 81 см, холст, масло. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657).
Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать Его учение. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Раздольская, – особое значение приобретает в ней автопортрет художника. В июле 1629 года художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера.
Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Немного воды же пролилось на глиняный кувшин. 1620, Лондон, собрание Веллингтона).
Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. И виртуоз художник хорошо передает эту влажное пятно свои краски. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Каждый образ на редкость красноречив. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину.
Вторая серия из трех портретов, на которых члены королевской семьи показаны в охотничьих костюмах, отличается большей интимностью. Водопричастники (водоносы) — так в насмешку прозваны были еретики гностико-аскетической секты энкратитов (воздерженцев) или апотактиков (отверженцев), основанной Татианом. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). И юный принц Бальтасар, в лице которого сквозь детскую округлость уже проступает что-то отцовское, габсбургское. Для них характерна темная палитра цветов, плотная и тяжеловатая манера изображения, резкие светотеневые контрасты. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка.
Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес.
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) уроженцев Севильи Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце.
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников – художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью.
Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась.
Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Менин часто называют картиной создания картины. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628 – 1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим – «Сдача Бреды» (1634). При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
Необычным в ней было всё – от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним.
«В свете подобного толкования, – пишет В. И. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. «Менин» часто называют «картиной создания картины». Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Скорее всего он и посоветовал отправиться в Италию. Картина осталась там же, где и была написана, – в Риме и вот таким образом приобрела широчайшую известность – в отличие от многих других работ художника, укрытых от посторонних глаз в покоях королевских дворцов.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Диего упросил короля Филипа дать разрешение на эту поездку.
Впоследствии оно только увеличивалось. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции «Менины (юные фрейлины)» (1656) и «Пряхи» (1657).
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Впоследствии оно только увеличивалось. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». – Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
Небольшие пейзажи вилл Медичи и Прадо. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Первый Итальянский период жизни продлился с августа 1629 года по январь 1631 года.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Его возвращением в Мадрид в июне того же года искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества.
Художник передает ее мягкие, детские черты лица. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Классическая ясность композиции изысканность цветовых отношений сочетаются в этих больших картинах с исключительной для того времени убедительностью и живописной свободой в трактовке пейзажей. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Этот конкурс помог изменить устоявшиеся вкусы королевского двора, отказаться от приверженности старому стилю живописи и проникнуться новой игрой красок.
6 октября он был назначен придворным живописцем вместо умершего Вильяндрандо с жалованием в двадцать дукатов в месяц, не включавшим в себя будущие гонорары за картины. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Король похож, он глядится в портрет, как в зеркало. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».
И почти невероятным. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. На заднем плане, за отодвинутой красной тяжёлой занавесью, видны готовые гобелены, сложенные стопкой.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. В марте 1627 года Веласкес вступил в должность, предоставленную выигрышем в этом конкурсе, с годовым окладом в 350 дукатов, а с 1628 года занял при дворе вакантное место умершего придворного художника Джеймса Морана, считавшееся наиболее престижным среди дворцовых мастеров.
Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Однако, благодаря Хуану де Фонсеке, Веласкес всё-таки смог посетить королевскую коллекцию живописи в Эскориале, где Карлос I и Филипп II собрали произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто и Бассано. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Следствием этой первой встречи с королем было получение Веласкесом приказа в октябре 1623 года переселиться на жительство в Мадрид. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Севильский водонос, 1622Картина «Севильский водонос» (около 1618-1622) относится к раннему, севильскому, периоду, когда молодой Веласкес увлечённо писал бодегоны – бытовые зарисовки, действие которых происходит в харчевне или в трактире, в винном погребке или на кухне. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей».
Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
На дальнем плане находятся две придворные дамы, разглядывающие висящий на стене ковёр, яркие и чистые цвета которого придают этой части комнаты ощущение торжественного и сказочного представления. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Своей особой философией дышит и природа произведения. Оно проявляется во многих его работах. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3.
и о наличии вакансии на это место. С 1622 года он возглавил правительство. При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Но здоровье Веласкеса было подорвано. С неё было сразу же сделано немало копий.
Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Каждая из них не только является прекрасно изображённым эпизодом из жизни, но и наполнена глубоким подтекстом благодаря многим деталям, позам фигур их расположению, освещению — всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Этого обычая придерживались не только одни энкратиты, а также многие другие аналогичные гностики и аскеты вот таким образом и прозвание водопричастники (водоносы) получило более широкое применение.
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа.
Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). «Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, – пишет Л. Л. 1625 год. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Острота характеристики, глубокий психологизм, необыкновенное мастерство живописи позволяют считать эту работу одним из высших достижений мирового портретного искусства.
Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. В Ватикане Веласкеса благосклонно принял новый папа римский Иннокентий X, заказавший художнику свой портрет. В. И. Его родители, заметив у своего ребенка наклонности к искусству, отвели его в мастерскую к известному художнику Ф. Эрреры. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.
Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса.
И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены.
В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Каганэ. Более того, сам процесс творчества стал сюжетом картины.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.
«Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. А дальше, в сумеречной дымке, видны еще две фигуры придворных. В жаркой Испании вода поциновувалась чрезвычайно.
Нет, ничто здесь не преувеличено, здесь не видно насмешки. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Водонос». Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).
Веласкес Диего, великий испанский художник. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Изобразив себя за работой, как равного, в кругу королевской семьи, Веласкес утверждает ценность и достоинство творческой личности в обществе, построенном на строгой сословной иерархии. Гармония ритмического строя, которому подчинено расположение фигур, не нарушает естественной непринужденности изображенной сцены.
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Диего Веласкес. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623 году Веласкес вернулся в Севилью. Две миловидные фрейлины развлекают ее. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Камердинер королевского брата кардинал-инфанта Фердинанда отнёс этот портрет во дворец и показал принцу. Так же немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом, в качестве дипломата в 1628 году прибывшим в Мадрид. («Триумф Вакха»). В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634 – 1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. Так Аполлон Веласкеса выглядит обычным уличным повесой, несмотря на божественную атрибутику. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо.
Испанцы даже указывают, что этот Аквадор с Севильи – был корсиканцем. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. – харчевня или трактир). Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. и о наличии вакансии на это место. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
По второй, наоборот инфанта со своей свитой пришла в гости во время позирования короля и королевы художнику. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Каганэ. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» – очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память.