Картина Диего Веласкеса Пьяницы (Торжество Вакха): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Шедевры Диего Веласкеса – Вакх, Триумф Вакха, Кузница Вулкана, Сдача Бреды, Менины, Пряхи, Венера с зеркалом, Старая кухарка, Завтрак, Завтрак двух юношей, Служанка-мулатка, Музыканты, Водонос. По дороге на площадь Всех Святых мы одарим прохожего крестьянина звонкой монетой за его увлекательный рассказ о полотне Триумф Вакха кисти Диего Веласкеса.
«триумф Вакха» — картина Диего Веласкеса известная также под названием «Пьяницы».
Как и многие другие художники его времени, он выбрал мифологическую тему. Порой Веласкес Диего вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив («Христос в доме Марфы и Марии», около 1622, Национальная галерея, Лондон). Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Совершенствованию мастерства Веласкес Диего во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631). Первые года обучения он провел в местной монастырской школе, как и все мальчики его возраста. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Чтобы вином помочь снять груз мирских забот. Позади Вакха представлена ещё одна мифологическая фигура – помощник Сатир. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены.
В «Лас Менинас» художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом — себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. На переднем плане – несколько работниц.
все — 1631—48, Прадо). Античных бог, который является их покровителем, здесь изображён, как помощник и податель. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Для чего Вакх спустился к людям. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. С 1622 года он возглавил правительство. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта. 1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт).
Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) Веласкес Диего исполнил «Венеру с зеркалом» (1651, Национальная галерея, Лондон). Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Только вино и весёлые посиделки могут на время отвлечь их от суровых будней. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Каждый образ на редкость красноречив. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Она является одной из ранних работ художника.
Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». К этому же периоду относятся и два пейзажа Веласкес Диего (оба — «Вилла Медичи», 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы.
Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Британский художник Марк Уоллингер считает, что «Триумф Вакха» предвосхитил «Менины», благодаря оригинальному использованию прямого взгляда персонажей на зрителя, делающего того соучастником происходящего действа. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя.
Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Композиция построена на двух уровнях: на заднем плане показаны три дамы, рассматривающие шпалеры, на одной из которых изображен миф об Арахне. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Художник не только руководил работами, но и сам принимал активное участие в оформлении дворца. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника.
Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. В 1617 получил звание мастера. Вместе с тем и взгляд Веласкес Диего на мир становился всё более проницательным. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Может быть, вот таким образом лицо Вакха (Бога вина и его возбуждающего действия на человека) очень напоминает лицо короля. На переднем плане в полумраке ковровой мастерской помещены поглощенные работой испанские пряхи. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник. 1648, Прадо, Мадрид).
Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение.
Композиция картины делится на две части. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид).
Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками.
Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Его возвращением в Мадрид в июне того же года искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. «Кузница Вулкана» (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев.
Одновременно с картинами Веласкес Диего написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж). Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон).
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. С торжественными почестями его как рыцаря ордена Сант Яго похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста. Впоследствии оно только увеличивалось.
Хаос мазков чистой краски исчезает при рассмотрении картины с отдаленного расстояния — все сливается в живописном единстве в гармонически прекрасное целое. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
Мудрая непредвзятость в подходе к жизни позволяет ему в этих людях, часто обиженных природой, обнаружить присущие им человеческие качества. Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Этот портрет был написан Веласкес Диего во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651). Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета.
Художник передает ее мягкие, детские черты лица. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). С неё было сразу же сделано несколько копий. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Сын небогатого дворянина. «бодегон»). Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью.
В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. Ощущение волшебства «божественного вина» вы здесь не увидите, скорее почувствуете фрагментарность восприятия мира, которое часто кажется забавным и смешным. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Главными же на картине являются люди из обычных крестьянских сёл и деревень. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. Эта работа, в которой он тонко уловил и натурально и бескомпромиссно изобразил горечь, присутствовавшую в лице позировавшего поэта, способствовала укреплению репутации Веласкеса среди столичной знати как умелого портретиста.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Его изображение — само воплощение вечных сил природы — усиливает впечатление господствующей тишины, умиротворения, странной завороженности. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
Они вполне довольны, веселы и им все равно, кто наливает им выпить, лишь бы выпить. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
В большом зале стоя перед холстом, он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины, отражения монархов видно в зеркале, висящем на противоположной стене. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. В мадридский период мастерство художника совершенствуется.
На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Жизнь при дворе научила Веласкес Диего проникать в глубины человеческого характера, скрытые под маской высокомерия и холодной любезности, улавливать затаённые движения души. Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века). Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Картиной «Сдача Бреды» (1634, Прадо) Веласкес Диего закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности.
В полумрачной ткацкой мастерской на первом плане изображены прядильщицы, которые заняты своим трудом.
Его Вакх — простоватый, чуть располневший юноша, а в его спутниках, грубоватых, полных жизни, удали, душевного размаха, угадывается что-то крупное и значительное. В ранних работах Веласкеса сцены решаются статично, немногочисленные действующие лица помещены на переднем плане, приближены к зрителю, фон темный, детали тщательно прописаны. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес.
Вероятно, вот таким образом, как напоминание о подобных «забавах», картина забавляла Филиппа перед сном. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».
Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Что же хотел показать художник: объединение людей, богов и природы или банальную попойку. До 1623 работал в Севилье, писал «бодегонес» (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта («Завтрак», около 1617, Эрмитаж, Ленинград «Водонос», около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон).
В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. На картине представлены обычные испанские крестьяне, которые любят выпить и повеселиться.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. При общей сдержанности цветовой гаммы Веласкес Диего для каждого портрета находит неповторимые изысканные сочетания тончайших оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого, придающих образам индивидуальный эмоциональный строй.
Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Веласкес Диего, великий испанский художник.
Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Действующие лица образуют полукольцо вокруг центральных фигур, вовлекая и зрителя, который становится участником события. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера.
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. В последние годы жизни Веласкес Диего написал две самые знаменитые свои картины: «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (первоначальное название — «Миф об Арахне», 1657) — обе в Прадо. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа.
Рядом с ней показаны карлики и фрейлины, одна из них, юная Агостина Сарэтикету, находится перед инфантой, протягивая ей стакан с водой. Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Но здоровье Веласкеса было подорвано. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе.
В то же время в картине есть и интрига в виде нарочито затемнённого отражения богини в зеркале, что как бы провоцирует зрителя на вопрос: кто же она, Венера Веласкеса. В картине «Вакх» (до 1630, Прадо, Мадрид) Веласкес Диего изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов.
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние на стиль живописца — он сделался более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда. и о наличии вакансии на это место. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. У её босых ног лежит кошка. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо).
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Эта работа знаменита тем, что является первой сюжетной картиной Веласкеса.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Драматизм раскрывается через психологические характеристики главных действующих лиц, показанных с портретной достоверностью. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
.