Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. В этот поздний период своего творчества он создал знаменитую композицию «Венера перед зеркалом» и пейзажи «Вилла Медичи», композиции «Менины» и «Пряхи». Известно, что Эль Примо был образован и, помимо своих шутовских обязанностей, нес службу в королевской канцелярии, вот таким образом Веласкес изобразил его с книгами.
Недолго думая, Лиотар изобразил девушку в костюме официантки. Веласкес пользовался у него особым расположением, о чем свидетельствует работа «Портрет Филиппа IV» (1631–1632, Национальная галерея, Лондон). Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. В сравнении с религиозными полотнами, пейзажами, портретами достойных лиц изображение старой кухарки, готовящей яйца-пашот, смотрелось нелепо и несколько возмутительно. Боги и исторические личности решены у него не героически и возвышенно, а приземленно.
Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства». На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Фасад Гротто-Лоджии» и «Вилла Медичи в Риме. Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой. Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ).
Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Хотя резкая экспрессия картины противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Она готовит пищу (рыбы – символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны.
К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид. Все его тело словно излучает теплое сияние, контрастируя с темным прозрачным фоном.
В доме учителя Диего познакомился со своей женой. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет.
Но, все-таки, эти герои лишены оттенка вульгарности. Летом 1623 Веласкес предпринял вторую поездку в Мадрид. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день.
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей.
В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал.
Картина необыкновенно характерна для виртуозной манеры Веласкеса – особенно это проявляется в том, как он создает ослепительную гамму красных тонов. Чаще всего его героями становились женщины и дети. По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение.
Павильон Ариадны» (обе 1630, Прадо, Мадрид). Однако сюжет Веласкесом трактован абсолютно иначе. Веласкес изобразил кухарку по-настоящему торжественной. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Быт абсолютно не похож на быт. Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Лицо восседающего Иисуса сосредоточено и торжественно. Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид). Она является одной из ранних работ художника. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.
В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. Уже 6 октября 1623 он был назначен придворным художником испанского монарха. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери.
Благословляющий жест Божьего Сына распространяется не только на них, но и на всю скудную трапезу изображенную в сюжете основной картины. Академическая идеальность отсутствует. Резкие мазки светотени в обоих этюдах навевают легкую романтичную грусть. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Она стала одним из самых значительных произведений живописи в историческом жанре. А приукрашивать действительность в Испании было не принято. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. Его портреты необычайно реалистичны и естественны.
Как и другие картины севильского периода, она выполнена в жанре бодегонес (исп. В «Портрете инфанта Валтасара Карлоса с карликом» (1631, Музей изящных искусств, Бостон) изображен маленький принц в красивом, расшитом золотом костюмчике и перекинутой через плечо ливрее. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями».
На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Ему удалось установить прочные контакты при дворе Филиппа IV. Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». Эта картина Яна Вермеера известна также под названиями «Девушка/женщина/служанка с кувшином молока» и «Кухарка».
У Эрреры Диего Веласкес проучился недолго, они не сошлись характерами. Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год. Художник неустанно писал прославившие его портреты, создал ряд полотен религиозного и мифологического содержания.
Испания находилась в упадке и это не могло не отражаться на подданных Филиппа IV. Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок.
Молодая кухарка что-то толчет в ступке. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Как правило, хозяева дома относились к молочнице с большим уважением. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
К сожалению, до настоящего времени работы не сохранились, за исключением одной. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Например, на полотне «Триумф Вакха» (другое название – «Пьяницы», 1629, Прадо, Мадрид) изображена пирушка испанских бродяг, расположившихся в поле. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной.
Нередко они рисовали шутов и на парадных портретах вместе с хозяевами. Как бы то ни было, впоследствии Веласкес совершенствовался в этом направлении и сегодня его называют одним из талантливейших колористов. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. В этих портретах, становящихся все более нематериальными, кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу.
Для подобных полотен характерен темный, чаще всего условный фон трапеза простолюдинов изображалась расставленными кувшинами, тарелками, стаканами и скудной провизией, разложенной на белой скатерти или прямо на досках стола. Поездка в Италию содействовала расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Но для этих достаточно трудоемких процессов женщина сидит слишком вальяжно.
В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Картины «Бог войны Марс» и «Эзоп» (обе – около 1640, Прадо, Мадрид) вошли в серию работ, предназначенных для украшения королевского охотничьего замка Торре де ла Парада, расположенного поблизости от Мадрида. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. В испанской живописи XVI века сложилась традиция изображения карликов и уродцев.
Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Оно проявляется во многих его работах. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту.
Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу.
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года.
Там была написана композиция «Принесение Иакову одежды Иосифа» и картина на мифологическую тему «Кузница Вулкана». За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон).
Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Филипп IV во время отъезда любимого живописца никому не желал позировать.
1648, Прадо, Мадрид). Простолюдин стал памятником самому себе. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. По свидетельствам современников, жестокость и подозрительность прекрасно уживались в этом человеке с острым умом, замечательной образованностью и несгибаемой волей.
Другая композиция на мифологическую тему – «Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид) также имеет оригинальное авторское истолкование. Однако божественного и мифологического в картине очень мало.
Никакого негодования и возмущения на его лице нет – только удивление и сомнение. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Эти известные персонажи выполнены не пафосно, а обыденно, в излюбленной манере художника. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок. Среди них – античный бог Вакх со своим фавном. Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). И почти невероятным. Она должна была заботиться о хранении молочных продуктов, приготовлении творога, масла и сыра, состоянии кладовых и посуды.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса.
Все эти картины вскоре украсили стены дворца. 1625 год. Самым известным полотном, написанным мастером для монастыря, является «Распятый Христос» (около 1632, Прадо, Мадрид), в котором художник намеренно придал образу Иисуса максимально реалистическую и психологическую окраску. Теперь Велакес перестал зависеть от случайных заработков, но вместе с этим должен был большую часть своего времени отдавать придворному церемониалу.
Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). При всем кажущемся общем довольстве и веселье у него грустный и усталый взгляд. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610 – 1616), в 1617 получил звание мастера. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. У её босых ног лежит кошка. И здесь мастер остался верен себе. Очевидно, художник по долгу службы очень много общался со всеми обитателями двора Филиппа IV и хорошо знал их характеры. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера.
Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями». Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию.
Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Но самое крупное произведение художника 1630-х – картина «Сдача Бреды». Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. 1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт). В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно Сдача Бреды, где его мастерство предстает во всем блеске.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Все карлики у Веласкеса выразительны и интересны. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц. Например, «Вилла Медичи в Риме.
Это произошло 6 августа 1660 года. Это дорого стоило. Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.
Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Если вглядеться в «Портрет карлика Эль Примо» (1644, Прадо, Мадрид), то нельзя не отметить его мудрое и печальное лицо. Интересны и легенды создания этой картины. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (1628 – 1629).
Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. У Веласкеса тоже имеется подобная работа.
Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. Все предметы похожи на отлитые из металла. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
Но кувшин несет в себе и смысловую нагрузку. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Так и на картине «Кухарка» героиня будто отвлечена кем-то от своего кулинарного занятия. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. В те времена женщины достаточно редко занимались живописью. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Творчество Шардена ознаменовало собой рассвет реализма XVIII века. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Христос, пришедший в дом сестер Марфы и Марии, учит их, а они, оставив домашние дела, слушают Его речь. «Сдача Бреды» (1634 – 35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре.
Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Он трактовал их как самостоятельные произведения – «Поклонение волхвов» (1819, Прадо, Мадрид), «Непорочное зачатие» (1618, Национальная галерея, Лондон) или помещал библейский сюжет внутри обыденной жанровой сцены – «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон).
Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос».
Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Так проводится параллель между библейским приготовлением пищи, оставленным ради слов Учителя и современной Веласкесу бытовой сценой, так же приостановленной старой женщиной напоминанием о вечном. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа.
Известно, что он создал целый ряд подобных образов, что совсем не было характерно для испанской живописи того времени. При этом натура не исправляется. Бродяга, склонившийся над его плечом, выглядит хмельным и суровым.
В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Интересно, что Снейдерс не любил изображать на картинах людей. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. «Венера перед зеркалом» (около 1648, Национальная галерея, Лондон)– образец чувственного женского портрета, являющийся, по задумке автора, жанровым полотном с элементами бытовой картины. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654).
Князь был покорен ее красотой и, несмотря на протесты своей семьи, взял девушку в жены. Однако изображая их по своему обыкновению правдиво, Веласкес делал это не для того, чтобы обидеть шутов, посмеяться над их физическим уродством, а напротив, он подчеркивал их достоинства: богатый внутренний мир, доброту, отзывчивость, терпимость к недостаткам других, которой иногда не хватает здоровым людям. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в работу скульптор Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.
Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. Менин часто называют картиной создания картины. Можно представить бурю негодования мощного бога огня и железа.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра. На холсте король изображен в вышитом серебром одеянии. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»). Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша.
Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу.
Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.
1650-е годы – время наибольших творческих свершений Веласкеса. Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.
Обнаженная Венера лежит на шелковых простынях, обращенная спиной к зрителю. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Веласкес как наблюдательный художник еще с самого начала своей творческой деятельности увлекся жанровыми картинами. Молодая кухарка что-то толчет в ступке.
Все любящие мужчины верят, что их жены преданны им и безупречны. «Шоколадница» — одна из наиболее известных картин Жана Этьена Лиотара. Кстати, что именно она делает — не очень понятно. «Старая кухарка» — одна из ранних работ знаменитого испанского художника Диего Веласкеса.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом.
Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. В средневековой кузнице вместо циклопов работают крепкие мужчины в набедренных повязках. Несколько иную интонацию имеет картина «Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид). Над подобным типом портретов, называемых «dos truhanes», в разное время работали все придворные художники.
Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Кузнецы с недоумением смотрят на неожиданно появившегося в золотом ореоле рыжеволосого Аполлона в античной тоге и с лавровым венком на голове. Таким образом, фигура Иисуса воспринимается как стена, отделяющая мир от тьмы. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Он предпочитал в правдивой и задушевной манере рисовать на картинах людей третьего сословия. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини.
Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Однако центром композиции является вовсе не он, а смеющийся нищий в черной долгополой шляпе, держащий в руках чашу, наполненную вином. Чьей именно кисти принадлежит данное изображение, остается загадкой. Замешивает тесто или взбивает масло.
Всех шутов и уродцев художник писал очень правдиво, без прикрас и с глубокой симпатией. Спаситель изображен на кресте в спокойной, лишенной надрыва позе.
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше. Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. «Прачка», «Кухарка, моющая посуду», «Три мальчика, пускающие мыльные пузыри», «Молодая женщина, вышивающая ковер» — на всех этих картинах люди изображены такими, какие они есть на самом деле.
Профиль ее похож на тот, который обычно чеканят на медалях. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Тот без раздумий принял это предложение. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629).
Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Еще современниками художника она воспринималась как шедевр. Веласкес Диего (1599 – 1660), великий испанский художник. bodegon — трактир, харчевня), сочетающем в себе элементы бытовых сцен и натюрморта.
Их отличает непосредственное восприятие жизни, свободная манера письма и ясность форм. Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть.