Шедевры Диего Веласкеса – Вакх, Триумф Вакха, Кузница Вулкана, Сдача Бреды, Менины, Пряхи, Венера с зеркалом, Старая кухарка, Завтрак, Завтрак двух юношей, Служанка-мулатка, Музыканты, Водонос. 1650 годы это время высочайших творческих достижение Диего Веласкеса. За пятидесятилетнюю карьеру живописца, Диего Веласкес создал около 170 картин. Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Диего Веласкес. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, представитель золотого века испанской живописи.
В 1631 г. Диего Веласкесу поручено оформление внутренних интерьеров в недавно возведенном величественном дворце в Буэн Ретиро. Кроме Диего у Хуана Родригеса де Сильвы и Иеронимы Веласкес было ещё семеро детей, причём один из братьев – Хуан – также выбрал карьеру художника. Творчество Диего Веласкеса — вершина испанского искусства эпохи расцвета.
Вскоре отцу Веласкеса стали очевидны способности сына к искусству и он отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес — испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV.
С конца 1623 года Диего Веласкес получил должность придворного художника и переселился в Мадрид. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Умер Диего Веласкес 6 августа 1660 года в Мадриде.
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (исп. Diego Rodrguez de Silva y Velzquez, 6 июня 1599, Севилья— 6 августа 1660, Мадрид)— испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи. Довольно трудно определить жанр, в котором написана картина Диего Веласкеса «Менины». И Диего и Хуан последовали этой традиции и стали использовать для подписи своих полотен фамилию Веласкес.
В статье «Диего Веласкес: биография и творчество, видео» краткая биография художника и описание нескольких его картин. 6 августа 1660 г. Диего Веласкес отошел в мир иной. Один из друзей Диего Веласкеса писал: «каждый мазок — сама правда», настолько художник обладал мастерством колорита, яркой передачей характеров людей, передачей светотеней и это все поражало современников. Диего Веласкес ушел из жизни 6 августа 1660 года, оставив после себя колоссальное творческое наследие, в котором черпали вдохновение многие поколения живописцев, представители романтизма и импрессионизма. Диего Веласкеса в 1617 году приняли в местную гильдию художников, обеспечив тем самым его работой и заработком.
Диего Веласкес приобрёл ошеломляющий успех, признаком дурного тона являлось отсутствие портрета его работы. Диего Веласкес появился на свет летом 1599 г. в испанской Севилье, в семье эмигрантов из Португалии.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом.
1631. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. В 1622 Веласкес посетил Мадрид, где окончательно обосновался в 1623.
Из них наиболее известен портрет папы Иннокентия X эта работа хранится в палаццо Дориа в Риме. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей».
В ранних работах Веласкеса сцены решаются статично, немногочисленные действующие лица помещены на переднем плане, приближены к зрителю, фон темный, детали тщательно прописаны. В левой части картины изображен сам художник.
Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво».
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Веласкес Диего, великий испанский художник.
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. В большом зале стоя перед холстом, он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины, отражения монархов видно в зеркале, висящем на противоположной стене. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок.
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды».
Среди них исключительное значение имеет портрет папы Иннокентия Х, выполненный около 1650 года. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Со временем Веласкес приобрел и другие придворные должности. В пейзажах Веласкес демонстрирует новое понимание пространства и света.
Картины отмечены даже некой тенью трагизма, так как отображает характер шутов, образ жизни и внутренний мир переживаний. Звание мастера он получил в 1617 году. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. Композиция построена на двух уровнях: на заднем плане показаны три дамы, рассматривающие шпалеры, на одной из которых изображен миф об Арахне.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
Как гофмаршал двора Веласкес руководил подготовкой и украшением специального помещения для монаршей встречи, устройством празднеств и приемов, сопровождавших длительное продвижение королевского кортежа. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью.
С неё было сразу же сделано несколько копий. Луки и общества виртуозов Пантеона. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
«Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Однако в его холодных светлых глазах читается подавленность, очевидно, что он чем-то глубоко озабочен – именно таким Веласкесу довелось однажды случайно увидеть папу, стать свидетелем его личных переживаний, скрываемых от посторонних глаз. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Годы пребывания в Мадриде способствовали значительному совершенствованию мастерства Веласкеса, развитию колористической техники. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ.
Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Она отражает своим величавым спокойствием вечную незыблемость и невозмутимость мироздания, которое не волнуют и не задевают человеческие страсти. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Менин часто называют картиной создания картины. 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В Риме он написал также картину Венера с зеркалом (Лондон, Национальная галерея), сюжет которой восходит к гравюре с картины голландского художника А. ван Блокландта. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск.
Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи.
Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла.
bodegon – трактир, харчевня). К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Классическая ясность композиции изысканность цветовых отношений сочетаются в этих больших картинах с исключительной для того времени убедительностью и живописной свободой в трактовке пейзажей. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Далее.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Несмотря на почтенный возраст (75 лет), папа был человеком железной воли, моложавым, энергичным, вспыльчивым и подозрительным. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). Впоследствии оно только увеличивалось. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода.
Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос».
Отсюда появилось большое количество завистников. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Его отец был выходцем из Португалии и это обстоятельство во многом определило судьбу Диего. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
Основной пафос картины – несомненно, великодушие. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Там его избрали членом римской Академии св. Картина иллюстрирует миф об Арахне, которая была мастерицей-ткачихой, вызвавшей на состязание богиню ткачества Афину.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. С 1622 года он возглавил правительство.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке.
При всём этом следует отметить, что не возникает сомнений в жизненности и достоверности изображённых образов и сцен. Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы. Франсиско Пачеко хотел использовать эту возможность для представления своего талантливого зятя ко двору, установив соответствующие контакты, вот таким образом Веласкес был в первый раз отправлен в Мадрид под предлогом знакомства с коллекцией живописи Эскориала. В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. и о наличии вакансии на это место.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Лица обеих групп реальны. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде.
Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. В картине присутствуют два плана. Каганэ. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Однако, благодаря Хуану де Фонсеке, Веласкес всё-таки смог посетить королевскую коллекцию живописи в Эскориале, где Карлос I и Филипп II собрали произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто и Бассано. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек.
У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко.
Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Картина отличается сложнейшей композицией, в которой Веласкес благодаря величайшему техническому мастерству создает полное ощущение реальной жизни героев и всех фрагментов полотна, утверждая своим талантом подлинный апофеоз живописного искусства. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. У её босых ног лежит кошка.
Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Пачеко, человек широкой культуры и многосторонне образованный, автор неизданного при жизни трактата по искусству живописи, верный последователь Рафаэля и Микеланджело и сам делавший превосходные портреты карандашом, несмотря на отсутствие большого таланта, был своим человеком в интеллектуальной среде Севильи и среди духовенства, поскольку занимал должность цензора и эксперта по церковной живописи при святейшей инквизиции в Севилье.
Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Впоследствии оно только увеличивалось. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
1625 год. Следуя их отражению, можно убедиться, что стоять они должны примерно там, где обычно располагаются зрители при просмотре. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. И в этом особенный трагизм. Наряду с другими испанскими творцами Диего обращается к библейским сюжетам, но они не занимают большого места в жизни автора.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
«Менины» часто называют картиной создания картины. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске.
Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Рисует он опять же портреты. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует свое мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. На переднем плане – несколько работниц. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Солнечный свет заливает весь второй план картины.
Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Она была очень успешна. Каждый образ на редкость красноречив.
Его заказчиком стал всесильный министр короля Филиппа IV Гаспар де Оливарес. Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет.
По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Присутствие короля и королевы определяет парадный характер картины, но она одновременно явилась рассказом о жизни королевской семьи. Не меньше споров вызывают и «Пряхи».
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Картины пропитаны большим психологическим смыслом. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
«бодегон»). В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Обе картины перекликаются между собой и могут восприниматься и как обычное изображение жизненного эпизода и как аллегорическое напоминание о вечных ценностях. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. 1625 год.
1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Великолепно, таинственно, непостижимо, более жизненно, чем сама жизнь – именно так характеризуют исследователи творчество Диего Веласкеса. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде.
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. Это произошло 6 августа 1660 года. Венера, лежащая спиной к зрителю, смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. Римское общество, папская курия и художники относились к нему с большим уважением.
В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю.
Их позы и жесты живые, естественные. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид. Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала.
На первом изображена мастерская, где происходит работа. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Его возвращением в Мадрид в июне того же года искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества.
Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. По одной из них, Веласкес изобразил перерыв в работе над портретом инфанты, когда в мастерскую заглянули её родители. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. К первому мадридскому периоду творчества Веласкеса относятся портреты короля, Оливареса и других придворных, в том числе шутов. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями.
В этот период он создал картину Охота на дикого вепря (Лондон, Национальная галерея), несколько конных портретов короля и его портретов на охоте и знаменитую картину Сдача Бреды (1634–1635). Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Павлом-отшельником и Коронование Марии, а также Распятие, написанное, вероятно, ок.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Полотно хранится в мадридском музее Прадо.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. – харчевня или трактир). Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Веласкес подружился с ним и они работали в одной мастерской в течение восьми месяцев. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность изучения ценнейших собраний живописи, сблизила его с испанской культурной элитой.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката.
Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Попробуйте мысленно поменять местами повернутого к зрителям молодого человека со стороны голландцев и сеньора с черной бородой и усами со стороны испанцев – по настроению в картине ничего не изменится. С неё было сразу же сделано немало копий. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня).
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту.
В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. («Триумф Вакха»).
Картина хранится в мадридском музее Прадо. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать свое искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. На втором показана мастерская художника. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев.
Веласкесу несказанно повезло. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Именно в этой школе молодой Веласкес получил свою первую техническую подготовку и эстетические навыки, в ней же подружился с будущим скульптором и живописцем Алонсо Кано и знаменитым испанским живописцем Франсиско де Сурбараном.
В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
1620, Лондон, собрание Веллингтона). Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11.
Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей.
Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом.
В это же время он написал картину Пьяницы (1628–1629) известную также под названием Триумф Вакха, на которой изображены крестьяне, прославляющие Вакха (эта работа находится в Прадо, как и все упоминаемые здесь картины, если не указано другое местонахождение). Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Антония-аббата со св. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника— но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». В основном это представители простого народа, в отображении которых уже виден столь характерный для Веласкеса реализм изображения. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Живописный талант мальчик обнаружил в раннем детстве, в 10 лет его отдали на обучение сначала к севильскому художнику Франсиско Эррере Старшему, а затем к Франсиско Пачеко. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса.
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. В ноябре 1648 Веласкес получил разрешение на поездку в Италию.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. В 1630 – е годы, по возвращении Веласкеса в Мадрид, в его живописи выходят на первый план черты, характерные для стиля барокко. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес.
Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Своей особой философией дышит и природа произведения. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины.
В охотничьих портретах Веласкес достигает светового единства первого и второго планов, хотя до конца они еще не объединены. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита, застывшая в чопорной позе знатной дамы. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В 1628 Мадрид посетил фламандский художник Питер Пауль Рубенс.
Путешествие по Италии нельзя было назвать приятным: должность королевского камергера, статус протеже графа Оливареса и наличие спутника-генерала вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Художник передает ее мягкие, детские черты лица.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Зеркало символизирует всевидящее око Всевышнего, обнажающее человеческие пороки. Портрет на долгие годы становится его основным жанром.
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов.
В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи».
1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Характер преподавателя был несносен из-за этого Веласкес проучился недолго у этого мастера и уже через год мальчик работал в мастерской Франциско Пачеко, замечательного педагога, обожающего античность. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства.