Полотно Веласкеса «Сдача Бреды» (307 х 367 см) является частью грандиозного политического проекта, задуманного и осуществленного под патронатом графа Оливареса накануне назревающего военного конфликта между Испанией и ее главным соперником на политической арене — Францией. Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды». Можно без преувеличения сказать, что творчество Диего Веласкеса – это правдивая передача действительности, которую он виртуозно воплотил в «Сдаче Бреды».
В 1635 году Веласкес закончил картину «Сдача Бреды» (Прадо, Мадрид), которую сегодня признают одной из лучших работ европейских живописцев исторического жанра.
Как бы то ни было, впоследствии Веласкес совершенствовался в этом направлении и сегодня его называют одним из талантливейших колористов. «Сдача Бреды» («La Rendition de Breda») — знаменитая картина испанского живописца Диего Веласкеса (1599-1660), написанная им в 1634—1635 гг. В центре располагается главное событие – передача ключей.
Испанец дружески приветствует коменданта. Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды": свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Впереди новая борьба. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям.
Притворно галантным движениям двух фигур в центре картины в символическом смысле придает вес «лес копий» испанских солдат, который создает образ мощной силы (в сравнении с левой частью картины, лагерем протестантов), что и было угодно заказчику. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. Но реально произведение вышло далеко от победного апофиза. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. Причем характер ритма внутри симметричных групп слева и справа различен. Капитуляция, считавшееся неприступной (которая привлекает, но попасть в нее невозможно) крепости, после многомесячной осады (длительная военная операция, часто в форме блокады города или крепости, с намерением захватить объект последующим штурмом или заставить гарнизон капитулировать) города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы, в 1625 году возвеличилась как величайшее стратегическое достижение времени. Работа выполнена на холсте маслом.
Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта. Размеры полотна просто поражают (307367 см). Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую втридцатилетней войне, осадил крепость. Расскажем немного об истории картины. Наоборот, судя по присвоенному молвой второму названию картины «Копья» современники Веласкеса восприняли ее как апофеоз испанского оружия — сомкнутого строя непобедимой фаланги, которая вынесла на себе испанскую империю. А на это способен только настоящий мастер.
Лица моделей еле-еле намечены легким движением кисти и тем не менее довольно ясно видны строение и характерные черты. Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины. Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы».
На реальные угрозы времени власти Испании ответили не реорганизацией войск, не экономическими реформами, а идеологической акцией и строительством нового дворца. Впереди новая борьба. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой.
Традиционность исторической концепции картины Леонардо «Взятие Юлиера» еще более показательна в связи с тем, что на ней изображен тот же персонаж — испанский полководец Амбросио де Спинола, маркиз де лос Бальбасес, что и на картине Веласкеса «Сдача Бреды». Она является одной из ранних работ художника. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности.
У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны.
Их роль подобна божественной — быть первопричиной и неподвижным двигателем событий. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. Изображение частного эпизода перерастает под кистью живописца в эпический жанр. Город Бреда основан в X веке и расположен на реке Марк центральной части Нидерландии в северном Брабанте. Движение двух ключевых фигур, контраст их психологических характеристик художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» статическим ритмом копий и крупом коня в правой части картины, подчеркнутостью горизонталей и вертикалей, рифмующихся с форматом — прямоугольной рамой холста.
Но композиционно картина делится ёще на две части: верхнюю – свободную, нижнюю – занятую фигурами. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Что же касается «Сдачи Бреды», то своеобразие метода художника достигла в ней новой вершины: он стремиться раскрыть в целостном единстве солдат существенные черты характера, душевного и умственного склада каждого человека в их сложности и противоречиях. Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространства зрителя (фигура в желтом на обрезе картины).
Успешно развиваются рисунок и гравюра. Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634 – 1635 годах.
Он мастерски сумел передать основу композиции: «ключ картины» был выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между основными фигурами, которые играют роль кулис. Весь строй картины убеждает в том, что каждое сословие в историческом действе хорошо на своем месте, в рамках отведенной ему функции и между ними лежит непреодолимая граница, которая в картине физически подчеркнута полным отсутствием среднего переходного плана (между первым планам и далями — провал). «Сдача Бреды» – полотно исторического жанра, которое предназначалось для зала королевского дворца в Мадриде. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы.
Это заметно по их позам, характеру движений. Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (16291631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). При этом данное положение системы мимолетно, так как через мгновение Нассау выпрямится и сравняется по высоте со своим противником и тем самым восстановит равновесие. Галантное движение главных героев картины расположенных в ее центре в символическом смысле придает особую значимость «лес копий» испанских солдат, в лице которых и создан тот мощный образ силы по сравнению с левой частью картины, на которой изображен лагерь протестантов.
Склонённые фигуры полководцев в центре напоминают триумфальную арку, символизирующую победу. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает «прорыв» в глубину, усиливая пространственность изображения.
В правой части картины плотно, монолитно сгрудились испанцы, с победоносно устремленными вверх копьями, создающие образ мощной силы, призванные продемонстрировать могущество испанского государства. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. Помимо этого, у него появилась возможность видеть самые лучшие полотна, скульптуры и т. д., так как в его обязанности входило пополнение собрания ФилиппаIV наиболее ценными произведениями искусства. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты. «Завоевание Байи» представлено Майно как божественное чудо явления лика/портрета короля Филиппа IV на боевых позициях (ср. Фигуры голландцев объемны и материально осязательны, они активно наступают благодаря светлой и теплой цветовой гамме (акценты желто-золотого, белого и зеленого) и буквально вдвигаются в реальное пространство зрителя (фигура в желтом на обрезе картины). Работа выполнена на холсте маслом.
Веласкес, в силу традиций испанского искусства столь часто поддававшийся соблазну натурализма, например в своих «бодегонес», в данном случае показал себя выдающимся композитором, виртуозом пластического мышления. Дистанция между сидящим на лошади победителем и стоящим на коленях побежденным — огромна.
Как указывает профессор Саморано в своем труде «Бреда – реальность и легенда», черты Диего Алатристе могут совпадать с чертами офицера, стоящего справа, хотя нельзя не признать, что черты этого персонажа мягче, нежели черты капитана Алатристе, знакомые нам по описанию Иньиго Бальбоа. К сожалению, в 1625 году городу снова пришлось отдать испанцам после длительной осады. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. В 1590 г. принц Морис Нассауский отвоевал город. В 1581 г. Бреда была захвачена и разгромлена испанцами. У испанцев схожие прически, усы, выражения утонченных лиц. В этом и заключается новаторская смелость работы автора и это подтверждает то, что она была написана в переломный, переходный период между представлениями об идеалах, появившиеся в Возрождение (античность) и суровых реалий Нового времени (расцвет науки, связь с религией заметно ослабляется.
Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). Возьмем тот же коллективный портрет испанской гвардии.
В «Защите Кадиса» Сурбарана главными действующими лицами исторического события являются представители высшей знати. 217 «Испанской ярости»), что его хозяин является одним из персонажей этой композиции, удалось установить путем изучения голов в правой части полотна, что центральный образ, бесспорно, принадлежит генералу Спиноле и – с меньшей степенью уверенности – идентифицировать находящихся рядом с ним лиц, как соответственно – Карлоса Колому, маркизов Леганеса и Эспинара, а также принца Нойбургского. Страна пережила расцвет после открытия Нового Света и время ослабления экономической и политической жизни и утверждения реакционной формы абсолютизма. Это заметно по их позам, характеру движений. И это напряженное пятно Диего искусно ослабляет крупом (попа) лошади, тем самым сохраняя гармонический строй картины.
Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи. В 1567 г. кальвинисты разбивали статуи святых в храмах и уничтожали любые изображения. При этом оно образовано, движением двух ключевых фигур, контраст которых по отношению к окружающим настолько активен, что художник (дабы не разрушить целостности композиции) «остановил» их ритмом копий и крупом коня в правой части картины.
Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. Однако Веласкес в историческом событии изобразил драму людей разных убеждений и верований. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Для последнего характерно единство пространственно-временного континуума — на базе наполнения конкретным историческим содержанием пространственных (семья, род, этнополитическая общность племени и государства, Вселенная в конечном счете) и временных (прошлое, настоящее, будущее) связей человека. В своей картине «Сдача Бреды» Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. с мифами о роли чудотворной иконы в отвращении врага на поле брани). Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.
Вопрос о том имеется ли в числе персонажей картины Веласкеса «Сдача Бреды» капитан Диего Алатристе-и-Тенорио, дебатируется уже на протяжении значительного времени. На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра.
В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет. Дело в том, что в качестве иконографического источника композиции «Сдачи Бреды» Веласкес использовал хорошо знакомую его современникам гравюру на дереве Б. Саломона «Авраам и Мельхиседек». В результате достигается гармония всех элементов картины. За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон). Бреда (Breda) — город в северном Брабанте (провинции в центральной части Нидерландов), расположен на реке Марк.
Крайнее самолюбие выражено на его лице. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. Диего Родригес де Сильва Веласкес – один из первых мастеров валерной живописи. «Las Lanzas»). А на это способен только настоящий мастер. Яркие теплые тона одежд голландцев, холодные голубовато-зелёные испанцев, озарены ровным серебристым светом, создающий атмосферу раннего утра и формирующий богатую световоздушную среду.
Напомним, что сдача Бреды — только один из эпизодов войны, а не вся кампания в целом. Движение двух его ключевых фигур изображенных на картине, контрастность их психологического характера, ему удалось «остановить» статическим ритмом копий и крупом коны на картине с правой стороны, четко подчеркнуть вертикали и горизонтали, которые ритмуются с форматом холста – прямоугольной рамой. Основан в X в. В городе сохранился старинный замок, готическая церковь Гротекерк («Большая церковь» 1400-1470) с колокольной башней высотой 97 м (1468-1702), другие памятники архитектуры. Художник «возвышает в ранг события само Событие», художник как бы снимает налет излишний торжественности и этим выявил её глубокий человеческий смысл, он создает первую «по-настоящему историческую картину в живописи Европы».
Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Их руки никогда не встретятся.
При этом Веласкес, повинуясь своей потрясающей интуиции, создает сугубо пластический и живописный эквивалент исторической специфики двух общностей. Орудия образуют единую стену, отрезающее переднюю плоскость полотна от задней (не случайно картина носит и второе название «Копья»). В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид.
Их место — на первом плане, на максимально приближенном к зрителю «Олимпе» истории, возвышающемся в равной степени как над взирающим на картину, так и над самим сражением. Однако, по наблюдению барселонского исследователя и переводчика Мигеля Антона изложенному в его работе «Капитан Алатристе и взятие Бреды», возраст его, не превышая тридцати лет, не совпадает с возрастом Алатристе в 1625 году и уж тем более – в 1634-1635 гг., когда и создавалось полотно, не говоря уж о том, что Алатристе, хотя и командовал взводом, оставался рядовым солдатом и, следовательно, не мог носить знаки различия офицера, которые мы видим на картине.
Не случайно в Мадриде при короле Филиппе IV картину Веласкеса называли «Копья» (исп. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Они, подобно божественным кукловодам, волей и мыслью передвигают фигуры на «театре военных действий».
Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Его прототипом является ряд картин Эль Греко, в том числе и знаменитая «Эсполио» («Срывание одежд»), где представлен обобщенный портрет испанской аристократии, связанной мистическим единством высокой духовности и принадлежности к католицизму. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры. Единственную в творчестве художника историческую картину «Сдача Бреды», он написал по сюжету войны испанской монархии с республиканской Голландией. Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры.
Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового. Веласкес использует изобретенную Эль Греко пластическую формулу, в которой представленное корпоративное множество обладает портретно трактованными индивидуализированными лицами и как бы единым мистическим телом (люди загораживают друг друга и стоящие сзади изображены как стоящие выше), однако в его трактовке своеобразное «единство тела» подчеркивает не мистическую связь избранного сословия, а вполне реальное единство и сплоченность испанского воинства. Амброзио Спинола использовав паузу, возникшую в тридцатилетней войне, осадил крепость.
Ключ превращается в некий камертон времени. Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид). Не стоит забывать и тот факт, что на специфичность испанского искусства влияли следующие факторы: всего столетие назад до времени жизни художника закончилась Реконкиста (национально-освободительная борьба испанского народа с завоевателями-маврами), сформировавшая основы народной культуры.
Благодаря этому достигается особенная гармония всех элементов картины. В ней отчётливо звучит миролюбивая нота человеческого уважения к доблести противника. Однако в 1625 г. после длительной осады Бреду снова пришлось отдать Испании.
10 «Капитана Алатристе» и на стр. Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. Создавая живописную формулу отношений военного права Нового времени, Веласкес отнюдь не противопоставлял себя и свою концепцию «своему времени» измеряемому национальным испанским хронотропом. Их позы и жесты оправданны, естественны.
Творя в строгих догматических рамках, художники сумели передать такие черты национального характера, как сознание собственного достоинства, гордость, чувство чести, связанное с личными заслугами. Наряду с мифологическим жанром самостоятельное место завоевывают исторический и бытовой жанры, портрет, пейзаж и натюрморт Появляется новый круг социальных тем и сюжетов. Их позы и жесты оправданны, естественны. Он (а вместе с ним и мы) любуется и гордится высоким трагичным этосом уходящего в прошлое национального мифа о несгибаемой рыцарственной армии. В картине есть и ритм симметричных групп.
Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см). Двадцать семь полотен, украшавших дворец, должны были в аллегорической (десять картин о подвигах Геракла кисти Сурбарана), документальной (двенадцать сцен побед испанского оружия кисти Веласкеса, Сурбарана, Кахеса, Кардучо, Майно Кастело, Переды, Д. Леонардо) и символической (пять конных портретов королевской семьи работы Веласкеса) форме засвидетельствовать мощь испанского государства и представить царствование Филиппа IV как достойное продолжение военно-политических успехов Испании в Х VI в. Укрепление мифа о непобедимости испанского оружия было, по мнению властей, особенно необходимым в связи с явно ощущаемым духом общего неблагополучия в состоянии дел на внешне- и внутриполитической арене: еще свежи были воспоминания о гибели Великой Армады, Нидерланды жестоко и упорно сопротивлялись в ходе кровопролитной Тридцатилетней войны, маленькая Голландия успешно отражала агрессию Испании и теснила ее на морских просторах. «Ключ» известной композиции и само движение фигур (враждующие армии) в левой и правой части картины связаны между собой и в то же время создают некий «прорыв» в глубину, усиливая при этом само пространство изображения.
1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт). Слева голландское войско, справа – испанское, в центре – пустое пространство, пауза. По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Исходя из того, Диего Веласкес в своей работе использует живописные приемы имеющие реалистическую направленность (воздушная среда, светотень, характерную для естественного освещения, гармоничные колористические решения мягкого утреннего освещения, композицию и так далее), а главное – эта полотно воплотило в себе надежды людей на то, что, несмотря на многочисленные проблемы нового сложного мира, встречающиеся на пути человека, могут быть разрушены добрыми естественными взаимоотношениями (чувствуется связь с барокко), – можно с уверенностью говорить, что это полотно наиболее полно отождествляется с искусством Нового времени: прежде всего с внестелевой линией и частично с барокко и классицизмом. По мнению А. К.
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Кроме поразительного портретного сходства заметна общность, формирующая своеобразное «единство тела» испанского воинства. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для посвященных (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии).
Живописное полотно включает несколько портретов: портрет самого победителя Спинолы, может быть и портрет самого художника, не бывшего при сдаче Бреды»: свой автопортрет (молодой человек в шляпе у правого среза картины) он помещает в общности испанской армии и, конечно же изображен второй представитель из враждующих сторон – Юстино. Возможность того, что Алатристе, не представленный в правой группе персонажей, помещается среди других испанцев, стоящих на самом заднем плане, за протянутой рукой генерала Спинолы, отвергается после тщательного анализа, произведенного специалистом из «Фигаро Магазэн» Этьеном де Монтети. Это впечатление подчеркивается характером копий и поворота коня на переднем плане.
Испанец, как бы не замечает, что фон Нассау передаёт ему ключи. Так, например, лица победителей должны были быть надменными (высокомерные) и торжествующими, а лица и жесты побеждённых – униженными и раболепными (рабски льстивый). 1648, Прадо, Мадрид).
К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом). Это создает впечатление малочисленности и слабости войска. Размеры полотна просто поражают (307 х 367 см).
Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны. Да и другие голландцы держат оружие произвольно. Центр – «ключ» окружён двойными кулисами: с помощью фигур полководцев и солдат (веяние классицизма), происходит акцентирование на этом эпическом событии. К тому же они психологически активны, что выражается как в индивидуализации реакции каждого на события, так и в прямой апелляции к зрителю (взгляд мужчины с мушкетом в зеленом).
И опять в картине возникает мотив равенства, отрицания превосходства одних над другими. В картине Диего Веласкеса композиция предельно ясна и осязательна. Особенно мне интересно историческое, батальное полотно, «Сдача Бреды», написанное им приблизительно в 1634-1635 годах.
Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634 – 1635 гг. Художник заставляет задуматься зрителя над столкновением старого и нового, при этом внутреннее течение в картине не сразу заметно и, кажется, что художник не занимает позиции ни одной из сторон. Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии).
По-прежнему в центре внимания художников находится человек. Испанец дружески приветствует коменданта. И это тоже уже примета Нового времени. Этому впечатлению способствует и зрительное «отступление» темных и изысканных холодных тонов голубого и жемчужно-розового.
Однако художник заставил прозвучать это событие по-современному. Пейзаж, хмурый и тревожный, создаёт атмосферу нестабильности и неопределённости. Натура отражается в них, как в зеркале в них нет и тени какой-либо условности. Недаром современники Веласкеса метко называли его «художником истины».
Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны. Они просчитывают свое поведение на театре военных действий точно так же, как они просчитывали свои действия (расходы интриги, демарши и прочее) в области экономики и политики Картина Веласкеса формально изображает триумф испанского оружия в Голландии». Совсем не случайно, картину «Сдача Бреды» в Мадриде во время правления короля Филиппа IV называли «Копья».
Свой автопортрет (молодой человек в шляпе у левого среза картины) он помещает в общности испанской армии. Военные действия отодвинуты в неизмеримую даль, которая самой своей удаленностью превращает дальний план в подобие топографической карты, увиденной с птичьего полета. Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок. Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным.
10: «ибо когда при штурме бастиона Юлих отца моего прошила аркебузная пуля – отчего он и не попал на картину Сдача Бреды, не в пример своему другу и тезке Алатристе, которого-то художник Веласкес как раз запечатлел на ней справа, прямо за лошадиным крупом». Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок.
В своей картине Сдача Бреды Веласкес отказывается от ложной драматизации событий, преувеличений, эффектной подачи, отсекая всё неважное и ненужное, чтобы проникнуть в глубину человеческих переживаний. Сдача Бреды – известная картина работы испанского живописца Диего Веласкеса, которую он написал в 1634-1635 гг. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг. Свою известность он получил благодаря своим памятникам искусства, в частности старинным замом, готической церковью Гротекерк (1400-1470 гг. ), высота башни которой составляет 97 метра.
Успешно развиваются рисунок и гравюра. Это свидетельствует о высоком мастерстве художника, так как нужно обладать точным глазомером, грамотно владеть рисунком и руководствоваться законами композиции, «чтобы смело и уверенно, цельно и прекрасно» организовать пространство картины. Этот новый человек сознает свою зависимость от общественной среды, а в Испании личность даже оказалась более связанной с окружающим её обществом, которое было ещё патриархально монолитным, не знало крайних форм индивидуализма, нередко проявляющихся в эпоху Возрождения в Италии. Она должно было увековечить память о капитуляции, считавшееся неприступной крепости (Бреды) и символизировать славу и непобедимость испанского королевского дома, обратившись к событиям десятилетней давности из истории испанско-нидерландской войны.
Каждый защитник города индивидуален: несмотря на значительность момента (передачи ключей) голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет (оружие). В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом.
Колорит картины довольно необычен для испанской живописи того времени: фигуры бродяг написаны в красно-коричневых тонах, присутствуют светло-красные и перламутрово-серебристые оттенки. Побежденные обречены смотреть снизу вверх на победителей. «Ключ картины» – он же ключ в материальном смысле – выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис (художественный приём классицизма) – всё художественное пространство и целостность полотна завязаны на этой церемонии передачи.
Успешно развиваются рисунок и гравюра. Нет, голландцы не разгромлены, потерпев поражение, они не падают духом.
Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте. Художник мастерски выстроил композицию: «ключ картины» — он же ключ в материальном смысле — выделен темным силуэтом в светлом многоугольнике между главными фигурами играющими роль кулис. В тот раз военное счастье было благосклонно к испанским угнетателям. Сама картина была создана живописцем приблизительно в 1634-1635 гг. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой.
Мало того, Веласкес осеняет всю сцену и родное ему воинство священным авторитетом Библии. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства. Портрет написан в традиционном жанре придворного портрета. Они существа из разных миров — горнего и дольнего.
На картине Веласкеса «Сдача Бреды», которую принято считать образцом художественной концепции историзма Нового времени, на первый взгляд присутствуют те же компоненты: фигуры полководцев — в центре и на первом плане, поведение Спинолы — образец поведения, согласно рыцарскому кодексу чести, на месте и копья — главный символ знаменитой гражданской гвардии, которой в Испании гордились все, от короля до последнего нищего. Слева голландское войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. Веласкес, опасаясь зависти других придворных живописцев, предложил организовать конкурс на создание этого полотна. Серые тона его картины переливаются множеством оттенков, а черные легки и прозрачны.
Мастер даёт верные, психологические характеристики главных действующих лиц. Картина не вызвала возражений в общественном мнении того времени. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой. Все «подсвеченные» лица неповторимы и в то же время похожи друг на друга.
Даже сам Артуро Перес-Реверте, в пору работы над «Приключениями капитана Алатристе» использовавший в качестве документального источника воспоминания Иньиго Бальбоа, который служил солдатом во Фландрии и Италии, участвовал уже в чине прапорщика в битве при Рокруа, затем был лейтенантом королевского почтового ведомства, затем – капитаном испанской гвардии, по достижении пятидесятилетнего возраста (в 1660 году) вышел в отставку вскоре после своей женитьбы на донье Инее Альварес де Толедо, вдове маркиза де Алыуасаса, – считал утверждения Иньиго Бальбоа не соответствующими действительности. Вот таким образом подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента. И дело тут не только в том, что на основе глубинного анализа доступных ему исторических и изобразительных источников Веласкес передал в самих позах изображаемых фигур суть духовной оппозиции корпоративно-сословной организации испанского общества и индивидуалистически-автономного бытия голландского, а в том, что он на уровне подсознательно воспринимаемых категорий (активное — пассивное, движение — отсутствие движения, объем — плоскость, теплые — холодные цвета) прописывает некий подспудно ощущаемый вектор исторического развития событий в пользу Нидерландов. Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время. Человек показывается большей частью в благородном, строгом и величавом аспекте.
Все эти процессы способствуют оформлению в искусстве Испании к 17 веку двух линий: придворно-аристократического изысканно утончённого, болезненно хрупкого искусства для «посвященных» (маньеризм с барокко) и национальной реалистической школа (формирование традиций внестилевой линии). Видно, что Спинола, о котором Рубенс говорил, что он был «одним из самых мудрых и умнейших людей, которых он когда-либо встречал», всячески озабочен тем, чтобы его противник не чувствовал унизительности ситуации он обращается с фон Нассау не как с побеждённым врагом, а напротив, как с человеком, которому нельзя отказать в сочувствии. Вглядываясь в черты двух людей, становиться понятно то, что именно гуманистическая идея отличает «Сдачу Бреды» от предшествующих работ на исторические темы. По-прежнему в центре внимания художников находится человек.
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний – картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Веронезе и других, близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Испанию Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. Рассмотрев картину «Сдача Бреды», можно утверждать, что в творчестве Веласкеса с наибольшей полнотой выразилась внестилевая линия, зародившаяся в Новое время.
Успешно развиваются рисунок и гравюра. Мастеров привлекает тема трагической судьбы человека, драматические конфликты.
Работа выполнена на холсте маслом. Характеры как испанцев, так и голландцев, победителей и побеждённых, переданы с неподражаемым мастерством. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. По мнению Ортеги-и-Гассета, «горькая правда состоит в том, что даже истощенная, потерявшая своих великих полководцев, теснимая врагами Испания в то время могла бы выстоять, будь у нее капля прагматического мышления, умения видеть факты, анализировать их и принимать соответствующие решения». Тяжело ступая, с обнаженной головой идёт навстречу победителю Нассау, кажется, он готов преклонить колени, передавая ключи, а Спинола спешился, снял шляпу и, вытянув вперед руку, не позволяя голландцу стать на колени. Написанные им портреты солдат обоих армий отличаются верностью изображенных физиономий, передачей индивидуального типа, выражения национальной гордости и чувства достоинства. «Ключ» композиции и движения фигур связывает левую и правую части картины (враждующие армии) и одновременно создает глубину пространства.
Веласкес же решил подчинить своё полотно главной мысли: выразить уважению к побежденному и, прежде всего, увидеть в поверженном (тот кто проиграл) человека, – и в этом заключается основная гуманистическая мысль этого произведения.