Автопортрет, написанный в 1645 году после возвращения из Италии, где Веласкес изучал античную живопись и скульптуру, копировал картины Микеланджело.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Чем добрым помянуть этот уходящий в прошлое век. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Самый великий художник испанской школы родился в Севилье в 1599.
Ему 57 лет. получает пост гофмаршала – высший ранг испанского королевского двора. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
В центре полотна показаны испанский и голландский полководцы в момент передачи ключей от крепости. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. «Так пусть же рождается у Испании побольше сынов, озаренных гением таланта, — думал старик. — Может, они сумеют то, чего не судилось отцам. » Он еще ниже склонил голову над прерванной записью.
Каганэ. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Есть в Андалузии в долине Гвадалквивира прекрасный город — Севилья.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Веласкес скончался в возрасте 61 года.
Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Автопортрет написан живописцем в возрасте сорока лет, в годы расцвета своего таланта, в годы, когда современники стали называть Веласкеса «художником Истины». Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок покоряют женские и детские портреты особ королевского дома. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.
Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит— менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Так же для этого замка была написана картина «Марс» и портреты придворных шутов и карликов. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Но не только привозные сокровища составляют славу этой андалузской жемчужины. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты.
Художник проницательнее вглядывался в мир, порывал с присущими искусству его времени условностями искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ), молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. В 1622 Веласкес на короткое время посетил Мадрид, где написал портрет знаменитого поэта тех лет Луиса де Гонгора-и-Арготе (Музей изобразительных искусств, Бостон). Но напрасно было бы искать в картине, над которой трудился дон Диего, «небесную обстановку» и античные образы.
С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда. Потому-то произведение вдруг ожило и осталось жить на удивление многим поколениям. Они изображены на переднем плане, в центре картины.
Здесь он изображен в полной достоинства спокойной и уверенной позе. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). И в этом особенный трагизм. Не смотря на необходимость совмещать живопись с многочисленными обязанностями по сопровождению короля в поездках и подготовке визитов монархов в этот период были написаны наиболее зрелые и глубокие по содержанию картины «Менины» и «Миф об Арахне». Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.
Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Судя по составу книг и рукописей этой библиотеки, Веласкес на протяжении всей жизни серьезно интересовался литературой, архитектурой историей, философией, математикой и астрономией, читал на латыни итальянском и португальском языках. Веласкес Диего, великий испанский художник.
Но, подчеркиваю, демонстрация блистательного мастерства в «Менинах» не самоцель Веласкеса, а наглядное доказательства о всемогущества реалистической живописи в изображении жизни. Мастер отдавал ему свой талант, свое сердце, свою жизнь. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Картина, в свою очередь изображает сцену из Евангелия, согласно которой Христос пришёл в дом Марии и Марфы и они, отложив домашние дела, стали слушать его учение.
Громадное количество новых денег вызвало вздорожание всех товаров. 1599 год. Изображения животных и сцены охоты заказаны Паулю де Фоссу и Питеру Снайдерсу.
С 1622 года он возглавил правительство. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Его учителями были Франсиско Эррера Старший и Франсиско Пачеко.
В том же году Веласкес женится на Хуане, дочери своего учителя Пачеко. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Золото уже не дождем, а рекою текло в страну.
Но если раньше художник чаше всего изображал себя в образе св. Именно Рубенс убедил Веласкеса поехать в Италию. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Картина «Менины» – групповой портрет в центре которого инфанта Маргарита в окружении фрейлин.
Как отличался автопортрет его маэстро от портретов замечательных мастеров кисти. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего». Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Вечерами дон Диего садился за письма. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее.
Тем самым живопись в «Менинах» выступает не только как средство изображения определенного сюжета или предметов, но и как демонстрация своих величайших возможностей правдивого художественного воспроизведения жизни. агоценное- взгляд живописца в момент творческого вдохновения, взгляд не только рассматривающий, но и проникающий в суть модели, оцниваюший её. Затем он отправился в Толедо, чтобы увидеть работы Эль Греко и других художников этого города, в том числе Педро-де-Oрренте (1580-1645) и Хуана Санчеса Котана (1561-1627).
1620, Лондон, собрание Веллингтона). Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из Метаморфоз Овидия.
Теперь художника влекла Италия. Там была написана «Кузнеца Вулкана», манера письма приобретает большую свободу, богатство и красочность. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Итак, время действия – 1656 год. Может быть, он забыл о работе.
То время стало достоянием хроник, наступила новая эра. Придворные интриги, зависть и подлость вельмож могли заставить Веласкеса придумать такой сюжет для группового портрета инфанты Маргариты, которую он очень любил, часто рисовал и на этой картине изобразил с большой любовью. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Главными задачами придворных живописцев было создание портретов королевской семьи и картин для украшения королевских покоев. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Отечественные изделия на рынке покупать вовсе перестали: заморские оказались дешевле. Однако, в двенадцатилетнем возрасте Диего Веласкес окончательно решил стать художником. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений».
Картины, выполненные Веласкесом в Севилье до 1622, были нарисованы в стиле бодегонес (очень популярный жанр изображения сцен из повседневной жизни, кухни или сцены в таверне, в которых еда и питье играет основную часть), его первые портреты и религиозные композиции: Старуха, поджаривающая яйца, Трое мужчин за столом, Продавец воды из Севильи, Мать Жеронима де ла Фуэнте, Поклонение волхвов. Следуя их отражению, можно убедиться, что стоять они должны примерно там, где обычно располагаются зрители при просмотре. Но сыны Испании вместо плуга взялись за мечи — грабили чужие народы. Погребение в Италии — стране воздуха и света, где вся природа подчинена великому лозунгу «жить. » — происходит ночью. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. С этого момента Веласкес становится придворным живописцем. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. В 1650г.
По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из Метаморфоз Овидия. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Ведь цветы — товар не долговечный, повянут.
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Картина должна была передавать тот момент, когда Аполлон произнес роковые слова. Сегодня большинство его картин находится в мадридском музее Прадо, они всемирно известны и получили широкое признание благодаря различным публикациям.
Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Благодаря такому композиционному приёму все люди, находяшеся в ателье сам художник и инфанта с карликом и придворные буквально окружены со всех сторон картинами.
Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.
Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. И держава-колосс стала постепенно умирать.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок.
Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня 1599 года в Севилье в семье дворянина португальского происхождения. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. По сообщению Паломино, это картина с сюжетами, взятыми из «Метаморфоз» Овидия.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Картина хранится в мадридском музее Прадо. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Карьера Веласкеса закончилась на его самой выдающейся работе – Менины. Это единственный дошедший до нас достоверный автопортрет Веласкеса, но не только а этом его ценность, а в изображении процесса творчества. В 1834-1835 гг.
Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. А почему в мастерской находится инфанта. Веласкес картины писал в особенной манере. Единственная фигура на полотне, наводящая на мысль, что это миф, — бог Аполлон.
Автопортрет Веласкеса ничем не выдавал в нем художника. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. ), сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Далеко за пределами могучей Испании знают этот торговый порт — гордость великой державы.
Вскоре болезнь приводит к смертельному исходу. Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое. До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
В1623 году Веласкес отправляется в Мадрид. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Веласкес как бы взялся доказать это положение самим качеством живописи данного произведения. Полотно хранится в Лондонской Национальной галерее и является единственным сохранившимся изображением обнаженного женского тела, написанным Веласкесом.
Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Веласкес был избран членом Академии св. Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Возражение Веласкеса смыслов этих мифов отнюдь не дидактическое. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Разумеется, нет. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».
Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Слава Веласкеса не подвергается сомнениям. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Общение с Рубенсом оказало сильное влияние на Веласкеса. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. За окнами тем временем уже шумела Севилья. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Изображает сцену передачи ключей от города.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Естественно, Веласкес без колебаний принял это предложение.
Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. 1625 год. Тем самым живопись в Менинах выступает не только как средство изображения определенного сюжета или предметов, но и как демонстрация своих величайших возможностей правдивого художественного воспроизведения жизни. Каждый образ на редкость красноречив. Работа была признана лучшим историческим произведением западноевропейской живописи.
Любой королевский дворец мог бы позавидовать громкости их имен и непреходящей их славе. «Словно своей земли было мало, — с горечью думал старик. — Напоить бы ее досыта. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Впоследствии оно только увеличивалось. Между художниками установились дружеские отношения.
Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Автопортрет великого испанского художника Диего Веласкеса.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. На задней стене комнаты висят две картины. Она очень мила.
Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. В интерьере Менин не случайно такую важную роль играют картины. Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. Сокровища протекали сквозь страну подобно реке среди дюн — не принося плодородия.
Даже не так. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Ему дорого их здоровье и самочувствие. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Веласкес написал портреты королевской семьи в охотничьих костюмах а так же изображения греческих философов («Эзоп» и «Менипп»). В 1628 году, Питер Пауль Рубенс приехал ко двору в Мадриде по дипломатическим делам. Вскоре болезнь приводит к смертельному исходу. Природа щедро оделила Андалузию.
В следующем году художник был призван ко двору короля Филиппа IV главой правительства Испании, первым министром, герцогом Оливаресом. Последний рубеж XVI века. Этот конкурс помог изменить устоявшиеся вкусы королевского двора, отказаться от приверженности старому стилю живописи и проникнуться новой игрой красок. В левой части картины изображен сам художник. Их слава, равно как и полотна, не произвела на него впечатления. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
25 мая 1651 года художник покинул Италию. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. В ранних картинах Веласкеса – бодегонах, видно стремление художника отразить окружающую его действительность.
Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Эта работа, в которой он тонко уловил и натурально и бескомпромиссно изобразил горечь, присутствовавшую в лице позировавшего поэта, способствовала укреплению репутации Веласкеса среди столичной знати как умелого портретиста. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью.
Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. В 1617 году Веласкес был принят в гильдию живописцев Святого Луки в Севилье.
Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Менее чем за три года у них родились две дочери из которых выжила только одна, Франциска. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства».
Его бородатое лицо искажено гневом, горят глаза. Это период, когда Испания правила миром. На втором показана мастерская художника. На это указывает отражение в зеркале. Он начал работать в севильской мастерской Франсиско де Эрреры Старшего, а затем в мастерской художника Франсиско Пачеко (1611 – 1617), на дочери которого, Хуане Миранде женился в 1618 году.
Четыре долгих года оставался он один на один со своим произведением. По одной версии, Веласкес создал аллегорию на испанскую монархию и с помощью многочисленных деталей, как и в других работах, выразил своё отношение к ней.
Вот по улице прогромыхала высоченная повозка, груженная цветами. Сам бог Вулкан, старый, хромой кузнец, в ярости. Вокруг нее хлопочут придворные дамы – менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей.
«бодегон»). Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Замечательна моделировка их обнаженных тел. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. Но, подчеркиваю, демонстрация блистательного мастерства в Менинах не самоцель Веласкеса, а наглядное доказательства о всемогущества реалистической живописи в изображении жизни.
Их движения жизненны, естественны. Примерно в это же время Филипп IV поручил живописцу руководство оформлением интерьера нового королевского дворца в Буэн Ретиро.
Зарисовки повседневной жизни Севильи художник выписывал с особой реалистичностью, почерпнутой у Караваджо. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился.
Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Через несколько лет имя Веласкеса становится широко известным в Севилье. Все это происходило в государстве, которое переживало время своего величайшего внешнего блеска. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала.
Веласкес скончался в возрасте 61 года. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.
Один, все один. Его картины очень многоплановы. Там висели портреты всех великих художников и артистов, которые когда-либо побывали здесь. А картина, поверхность которой равняется нескольким сотням метров. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Арахна, которая славилась как искусная вышивальщица и ткачиха, вызвала на состязание Афину и превзошла богиню мастерством. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. В июле 1629 года художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. Жизнь запечатлена здесь в удивительном богатстве смысловых оттенков и сопоставлений, в сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального. На первом изображена мастерская, где происходит работа.
Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство).
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. В 18 лет Веласкес сдал экзамен на звание мастера и был принят в гильдию живописцев Севильи. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Пустынной улицей не шла, а проносилась процессия.
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Слава Веласкеса не подвергается сомнениям. Такое мог написать только человек-труженик.
Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Размер картины 46 x 38 см, холст, масло. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ), которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
Крест, хоругви, гроб мчались спящей улицей без единого шороха. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Казалось, это портрет дворянина, случайно попавший в галерею художников. Кем он станет, тот мальчик, крещенный сегодня.
В нем с высокой мерой объективности и глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику.
Обласкать руками хлебопашца. Художника, не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, влекли к себе люди творческого склада, яркого темперамента.
Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Слабая промышленность не могла соперничать с промышленностью других стран. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Их свет, вздрагивая от любого шороха, метался по книжным полкам. Тщательно выписал маэстро инструменты кузнечного обихода. В 1618 году Веласкес женится на дочери своего учителя Франсиско Пачеко Хуане.
В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Вероятно. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. ) с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. ) и о наличии вакансии на это место.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Ничего не поделаешь, трудные времена наступили для всех. Казалось, что нищенская сума стала в Испании модной. Но прежде всего Веласкес – художник. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Удивительный мир, созданный в своих картинах Веласкесом, завораживает своей тонкой ирреальностью и безусловной метафизикой, успешно влияющих уже сотни лет на очарованных зрителей разных эпох и народов. К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Его замысел становится очевиден только после завершения работы.
На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории изгнание из страны всех, кто имел арабское и иудейское происхождение. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Причем это сопоставление –«живопись» и «неживопись» – зрителю предоставляется делать внутри картины Веласкеса, то есть в сфере самой живописи, где оно дано средствами живописи, которая тем самым демонстрирует свою способность обхватить обе сопоставляемые части и приглашает зрителя как бы взглянуть со стороны на свои возможности. Глаза счастливо смеялись.
В интерьере «Менин» не случайно такую важную роль играют картины. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. В библиотеке виллы — огромной зале с громадными окнами — зажгли свечи.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. ) 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. Как установлено одна из этих картин состязание Аполлона и Пана, другая написана Рубенсом на тему соревнования ткачихи Арахны с Афиной. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Картина представляет собой групповое изображение королевской семьи и двора. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Горькая ирония судьбы. В картине присутствуют два плана. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Веласкес работал над украшением нового дворца Буэн Ретино. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Это единственный достоверно подтвержденный автопортрет художника. В картине «Вакх» ярко проявляется влияние Питера Пауля Рубенса, который в 1628 г. находился с дипломатической миссией при испанском дворе. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо).
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). На задней стене комнаты висят две картины. Не верилось, что один человек мог создать все это. Помещая на фоне этих картин себя за мольбертом с кистью в руках и создав не просто автопортрет, а образ живописца, охваченного вдохновением, Веласкес тем самым выразил свое не согласие с содержанием «процитированных» им мифов, противопоставив им веру творческую силу человека-художника.
Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. После возвращения в Испанию в 1631 году в жизни и художественной карьере Веласкеса наступил наиболее плодотворный период. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Тем ценнее его стремление раскрыть в каждом обиженном природой черты подлинной человечности, передать в шуте и уроде их душевное состояние, поднимающееся подчас до скорбного трагизма. Маэстро остановился на этом сюжете.
Его одежда проста и не имела никаких украшений. И нет этому конца и нет покоя. Благодарные люди воздвигли среди этого удивительного великолепия чудесные строения и от этого андалузская земля стала еще красивее. А может, он станет великим поэтом.
Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. Черные его кудри от быстрой ходьбы развевались, открывая высокий лоб. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Другими стали краски у маэстро — разнообразнее, богаче и ярче, мастерство — совершеннее.
Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Вместе с многочисленными портретами художник создает несколько больших композиций «Вакх», «Кузнеца Вулкана», «Сдача Бреды».
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Дело в том, что у художника на картине на груди – крест ордена Сант-Яго, а у Веласкеса его тогда ещё не было.
В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Эту суетливую работу он проводил в своей голове. С неё было сразу же сделано несколько копий. Луки. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. По-разному воспринимают рассказ зашедшего в кузницу Аполлона слушатели.
Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Большую часть живописных полотен было представлено Рубенсом. Здесь, куда ни обратишь взгляд, все было окружено памятниками прошлых времен. Художник не только руководил работами, но и сам принимал активное участие в оформлении дворца. Решение задачи в полной мере удалось Веласкесу, что делает «Менины» картиной единственной в своем роде. Этого абсолютно не поняли авторы модерниствих вариаций на тему «Менины», подвергшие в XX веке кубистическим рассечением, деформация и тому подобным уродливым искажениям величайший шедевр мировой живописи.
Кем бы ни вырос он — пусть будет человеком. Детство Веласкеса было достаточно обеспеченным, он смог получить хорошее образование. Очень интересен автопортрет Веласкеса, являющийся деталью картины. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Божественного в Венере Веласкеса, кстати, не так и много – это скорее гимн человеческой красоте, чувственной стороне любви.
Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Давняя наставница маэстро — жизнь — и тут не отступила перед художником-реалистом. Он все больше внимания уделяет пейзажу, который в живописи Испании еще не получил самостоятельности. Местом действия художник избрал кузницу Вулкана.
«Менины» часто называют картиной создания картины. На переднем плане – несколько работниц. Огромная столовая виллы производила впечатление галереи. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями». Ничуть не бывало. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. ), это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. ). Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Такая досада. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Воздала бы земля сторицей за праведные труды». Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («», 1628—1629 «», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Закрывались мастерские, мануфактуры. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». На задней стене комнаты висят две картины. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Для своего времени, картина художника была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне композиционного решения, пишет Л. Л. Каганэ. Этот портрет короля (теперь потерянный) произвел столь приятное впечатление на венценосного заказчика, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника и объявил, что теперь только Веласкес будет писать королевские портреты. Как установлено одна из этих картин состязание Аполлона и Пана, другая написана Рубенсом на тему соревнования ткачихи Арахны с Афиной.